Богослужения Православной Церкви. Суточный круг церковного богослужения. Богослужебные часы. Часами именуются краткие богослужения суточного круга, соотнесенные с определенным временем дня по древнему израильскому и римскому исчислению времени. На территории России вечерняя служба в одних храмах начинается в 16 часов, в других – в 18 или 19 часов. Статья рассказывает о том, что такое часы в православном богослужении, как они использовались ранее и используются сейчас, и как ведется их чтение. Часы – это книга, содержащая молитвы и псалмы, которая используется в православном богослужении. Краткая история состава службы часов. Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные.
Суточный круг Богослужений
- ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ
- Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?
- ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ
- Богослужебные часы
- рТБЧПУМБЧЙЕ ДМС "ЮБКОЙЛПЧ" [43] - вПЗПУМХЦЕОЙС (ОБЮБМП)
Что такое часы в церковной службе
А длится служба в среднем около двух часов. По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня. Отсюда и богослужения часов в определенное время. Таким образом, православное Богослужение имеет три круга Богослужений: Суточный, Седмичный (недельный) и Годовой, каждый из которых состоит из свойственных ему песнопений и чтений. В традиции православного богослужения был отражен так называемый «римский счет». Нужно заметить, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и по Уставу часы должны совершаться в промежутках между службами.
Виды богослужений в Православии
С тех пор прошло много времени, претерпела внешние изменения сама церковь, но основа литургии и ее символика остались прежними. Оглавление: Развитие христианского богослужения Традиция богослужения ведет свое начало еще с ветхозаветных времен. Именно так воспринимали ее первые христиане, считавшиеся в глазах общества иудейской сектой. Это было объяснимо — Святые Апостолы были выходцами из Палестины, получили еврейское воспитание и следовали заветам предков. Но именно тогда, в годы первых проповедей, отраженных в Деяниях Апостолов, начинается история современной службы. Возможно, Вам пригодится информация о том, как организовать поминки на 9 дней.
Проповедь и евхаристия Последователи учения Христа находились в римской Империи далеко не на привилегированном положении. Они были объектом гонений, поэтому их собрания проходили тайно. Для собраний выбирался чей-то дом или даже кладбище, последнее давало временную неприкосновенность находящимся на нем согласно римским законам. Поначалу проживавшие на территории Палестины христиане свободно посещали иерусалимский Храм. Эта практика была прекращена после Иудейской войны, когда Иерусалим был разрушен римскими войсками, а между иудеями и христианами произошел окончательный разрыв.
Апостолы Павел и Варнава во время своих миссий пришли к выводу, что обращенных язычников не нужно склонять к соблюдению Закона Моисея. Это касалось как повседневной жизни, так и богослужения. Апостолы считали, что новое учение предназначено для всех людей, вне зависимости от их происхождения. В рамки иудаизма и Храма оно уместиться в принципе не могло, да это было и не нужно. Считалось, что служить Господу можно во всем мире.
Первые службы представляли собой чтение псалмов, молитвы, проповедь и воспоминание о Тайной Вечере. Последнее наиболее важно — это было воспоминанием о событиях, предшествовавших казни Христа. Оно сопровождалось преломлением хлеба и вкушением вина, которые символизировали тело и кровь Господню. Позже это станет таинством, называемым Евхаристией. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое.
И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. В Евангелии от Луки упоминается и продолжение его слов — «сие творите в Мое воспоминание». С тех пор вкушение тела и крови Христовой является неотъемлемой частью богослужения. Развитие в первые века Распространяясь по Средиземноморью, христианство все больше приобретало черты всемирного учения.
Этому способствовала греческая философия, органично вошедшая в богословские труды апологетов. Богослужебный обряд тоже приобретает эллинские черты. Например, хоровое пение, сопровождающее службу, идет именно с Балкан. Постепенно выделяется группа служителей Церкви, причем соблюдается преемственность рукоположения. Несмотря на то что обряд в своих ключевых чертах следовал службе в иерусалимском Храме, в него вкладывался иной смысл.
Важными отличиями христианского богослужения от иудейского являются следующие: неприятие кровавой жертвы — хотя алтарь присутствует; доступность рукоположения для любого христианина, а не для потомков Аарона; местом служения может быть весь мир; расширились временные рамки службы — христиане молились и ночью. Подобное отношение к службе не было случайным. Иудей считался праведным постольку, поскольку соблюдал Закон Моисеев и был верен его букве. Христианин следовал не букве, а духу, и более важным для него была сама вера. После легализации вероучения при Константине Великом христианам были подарены здания храмов, и богослужение начинает развиваться в современном направлении.
Большое число рукописей Часослова дошло до нас вместе с Псалтирью. Также до нас дошли рукописи Псалтири, которые вместе с псалмами передают молитвы для совершения личного молитвенного правила в келье. Избранные псалмы составляют основной корпус Часослова. Само слово в заглавии «Канон» относится к «канону псалмопения», то есть к псалмам, предназначенным соответственно для каждого богослужения, так что Часослов представляет собой сокращенную Псалтирь. Подчеркнем четыре момента: 1. Рукопись начинается с первого часа утра. Как первый час утра, так и первый час ночи не связаны с какой-либо особенной темой Нового Завета или делом Божественного Спасения, но соответственно являются утренними и вечерними молитвами. Трисвятое идет как окончание Часов. Последование «ко причастию» — это палестинский монастырский чин причащения Преждеосвященными Дарами в дни, когда не совершается Божественная литургия, который идет после девятого часа перед вечерней. Вечерня состоит из предначинательного 103 псалма, текста Свете тихий, отсутствуют тропари и входное, далее идет Сподоби, Ныне отпущаеши, заканчивается Трисвятым.
Так называемый «грузинский» извод Часослова является предшествующей формой Савваитского и берет начало в песенном последовании Иерусалима, где ученые монахи после установленных молитвенных собраний вечерня, причащение Преждеосвященными Дарами, полунощница, повечерие, утреня продолжают последование суточного круга, 12 часов утром и 12 часов вечером, где каждый час включает в себя один псалом, кафизму из Псалтири и молитву, так чтобы вся Псалтирь прочитывалась бы хотя бы раз в день. Подчеркнем три важных момента из грузинских источников: 1. Уже в X веке последование суточного круга заканчивается восемью дневными богослужебными собраниями утреня, первый, третий, шестой, девятый час, вечерня, повечерие, полунощница. С конца IV века в скиту Нижнего Египта встречается группа из 24 псалмов — 12 дневных и 12 ночных. Это можно прочесть в ответах святых отцов Варсонофия и Иоанна VI век. Вопрос 74 «О вечерних и ночных молитвах ; как должен совершать живущий один? Ответ: Часы и церковные песни есть предание, они хороши ради согласия всего народа; и в общежитии ради согласия множества. Насельники же скитов не имеют часов, не распевают песней, но занимаются в одиночестве рукоделием, и изучением, и немного молитвой… Около времени вечерни насельники скитов прочитывают 12 псалмов, по каждом вместо славословия произнося «Аллилуия» и совершая одну молитву. Подобным же образом и ночью прочитывают 12 псалмов, а после псалмов садятся за рукоделие». Сейчас мы знаем два извода Часослова суточного богослужебного круга, как они дошли до нас в порядка 1100 рукописях под заглавием «Божественные псалтири с тропарями и молитвами дня и ночи» для личного использования.
Студийский синтез песенного константинопольского кафедрального чина с палестинским монашеским Святой Феодор Студит в 799 году переезжает из Саккудийского монастыря в Малой Азии гора Олимп в Студийский монастырь в Константинополе. Решающее значение имели предшествующие контакты на горе Олимп святого Феодора с монахами палестинского происхождения, а также присутствие в Студийском монастыре в начале IX века савваитских отцов, которые пришли в ответ на его призыв для укрепления гонимых православных в борьбе за почитание святых икон. Вместе с собой монахи из монастыря святого Саввы приносят и Часослов своего монастыря, основой которого до начала VIII века было в сущности чтение псалмов и прочих библейских и святоотеческих текстов, распевания одним певчим библейских текстов и ограниченного числа песнопений. Савваитский Часослов становится известным и признанным в Константинополе через студийскую богослужебную традицию, которая является результатом знакомства и сочетания иерусалимской монастырской богослужебной практики с значительным числом элементов певческого кафедрального устава константинопольских церквей, которые мы резюмируем ниже: 1. Внедрение таких богослужебных элементов из Евхология песенной традиции, как молитвы, ектеньи теперь обязательным становится участие священника в богослужении , крестные ходы, гимны, антифонное пение. Вводится савваитское разделение Псалтири на 20 кафизм, но в них включаются тропари песенного последования из книги «Антифонарий». Изначальное последование ко причастию или последование изобразительных савваитской традиции принимает форму Литургии Преждеосвященных Даров, включенное в вечерню, в которой содержится множество элементов песенного последования. Значительное гимнографическое творчество вызывает расцвет богослужения переходящих праздников с Пасхой в центре и книг Постной и Цветной Триоди Х век , непереходящих праздников с Минеями изначально IX и позже в основном Х век и другими богослужебными книгами, включающими в себя все литургическое творчество: Октоих VIII век , Ирмологии c канонами Утрени, Стихирарий со стихирами вечерни и хвалитными, Тропологий и т. Литургическое и гимнографическое богатство, увеличение числа богослужебных книг и праздников непременно приведет к появлению Устава начало XI века — пособия, которое упорядочивает богослужение суточного круга в соответствии с годовым. Нам известно две группы монастырских Типиконов — Савваитский и Студийский.
Первый, лаврского типа, начинается с воскресного всенощного бдения с вечерни субботы до воскресной Литургии , особенно любимого лаврскими монахами-пустынниками, тогда как второй устав с чисто общежительным духом начинается с бдения Пасхи а его центром является ежедневная уставная служба. Студийский Типикон, синтез савваитской монастырской традиции и песенной константинопольской будет записан в 1034 году константинопольским патриархом Алексием 1025—1043 , прежде бывшим студийским монахом, для монастыря Успения Богородицы, который он основал рядом с Константинополем. Именно эта версия Студийского устава будет переведена на славянский язык и после 1051 года преподобный Федосий введет ее в Киево-Печерскую лавру, а оттуда этот устав перейдет в большинство русских монастырей. Новосавваитский синтез — Афон и славянские Церкви Новые горизонты развития открываются для суточного богослужебного круга и Часослова, который постепенно вводит в службы все новые изменения.
Это период богослужения Пасхи, Пасхальной седмицы и всего времени до Пятидесятницы и Недели Всех святых, когда совершается последняя служба Триоди Цветной. Пятидесятница — это окончание домостроительства нашего спасения, и следующие праздники — Неделя Всех святых, Неделя Всех русских святых и т. Это название означает собрание ирмосов.
На греческом означает «сцепление», «соединение», «связь». Ирмологий содержит ирмосы, собранные из различных богослужебных книг и соединенные по системе гласов: все ирмосы 1-го гласа, 2-го гласа и т. В нем содержатся все величания и избранные псалмы. Это книга, которая используется при совершении отдельных служб треб. В Требнике содержатся величайшие таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; есть там и панихиды, отпевания, разные чины освящения. Эта книга не используется непосредственно для богослужения, но является своего рода уставом совершения богослужений: содержит дисциплинарную и богослужебную части. Типикон является регулятором богослужения, и без его указаний невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги.
На практике при подготовке к той или иной службе не обязательно использовать сам Типикон в его оригинале. Существуют книжные издания, так называемые Богослужебные указания, которые содержат соответствующие указания составленные в соответствии с требованиями Типикона на каждый день седмицы. Также есть электронные версии богослужебных указаний, например, на сайте rop. Собственно, если задуматься, то все богослужение — это есть одно большое песнопение. Понятно, что церковными песнопениями принято считать молитвы, тексты, исполняемые на определенную мелодию гласовую либо по нотам , то есть имеющие определенную музыкальную структуру. Однако, возьмем те тексты и молитвы, которые положено читать, которые произносятся священником, дьяконом, чтецом. Как они читаются?
Они читаются на определенной ноте. Подтверждением певучести читаемых текстов также является Псалтирь. В отношении ее употребляется словосочетание «петь псалмы», именно петь, а не читать. Безусловно, это связано, в том числе и с историей, когда пение псалмов сопровождалось музыкальными инструментами. Если мы посмотрим на «названия» некоторых псалмов Псалтири, то увидим, что там есть указания «начальнику хора» напр. Это указание было предназначено для того, кто управлял хором, чтобы знать, как исполнять тот или иной псалом. Но ведь и по сей день псалмы положено читать на определенной ноте, окончания при этом как бы тянутся, поются.
Такое чтение называется чтение на распев. Возгласы священников тоже произносятся на определенной ноте и певуче. При этом песнопения на клиросе, возгласы и чтения должны быть согласны с музыкальной точки зрения. Священник начинает первый возглас на определенной ноте, а регент при этом должен задать тон от ноты, на которой был произнесен возглас священника. Чтения кафисм или другие чтения должны оставаться в заданном тоне. Также как и песнопения службы должны подбираться созвучные друг другу. В этом смысле, все, что происходит в церкви во время богослужения, является своего рода единым музыкальным произведением, единой песнью Богу.
А гармоничность этой песни зависит от всех участников богослужения, в том числе и от тех, кто не участвует непосредственно в чтении или пении. На практике, к сожалению, не всегда возможна такая музыкальная гармония. Но хуже всего, когда службу омрачает не то, чтобы отсутствие определенных музыкальных способностей певчих, чтецов, а несерьезное отношение к богослужению, к чтению, пению на клиросе. Для сравнения возьмем иных певцов, которые не поют церковные песнопения например, оперные или эстрадные. Сколько они сил и энергии тратят, чтобы подготовиться к выступлению.
Оно является как бы изображением, отражением литургии, так как содержит изобразительные псалмы антифоны , Блаженны, Символ веры, чтение Апостола и Евангелия. Изобразительны являются также составной частью литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургии Преждеосвящённых Даров.
В просторечии изобразительны называют обедницей. Изобразительны возникли в практике келлиотского монашества Палестины. Монахи-келлиоты, которые причащались чаще одного раза в неделю, получали уже освящённые Св. Дары и сами себя приобщали, совершая чин изобразительных.
Время совершения часов и священные воспоминания на каждом из них.
- ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ | Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь
- Историческое развитие последований суточного круга богослужения / Монастырский вестник
- Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью
- О богослужении Царских Часов
- Чин Изобразительных
- Богослужение часов
О чем мы молимся на вечерне?
Богослужебные часы. Часами именуются краткие богослужения суточного круга, соотнесенные с определенным временем дня по древнему израильскому и римскому исчислению времени. 9-й час обычно совершается перед вечерней и открывает собой вечернее богослужение грядущего церковного дня, хотя в то же время сам по себе является последней службой уходящего дня, на 9-м часе читаются тропарь и кондак дня уходящего. Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: 9й час вечерню, повечерье, полуночница, утреню, 1-й, 3-й, 6-й, часы и литургию.
Виды богослужений в Православии
Детей на него можно водить просто так, а вот взрослым следует предварительно исповедоваться и держать трехдневный пост. Первым причащается духовенство, за ним следуют мужчины, а в конце — женщины и дети. В конце службы прихожане целуют напрестольный крест. Символическое значение литургии Как уже было сказано ранее, литургия воспроизводит основные моменты земной жизни Христа. Некоторые богословы рассматривают ее как вневременное воспоминание.
Каждое литургическое действие несет в себе не один смысл. Так, на проскомидии вино разбавляют водой — это прямая отсылка к тому моменту, когда один из воинов пронзил распятого Христа копьем, и из отверстия полилась кровь и вода. Инструмент, которым на проскомидии отрезают частицы от просфор, называется копием и по форме напоминает то самое копье. Сам жертвенник, на котором происходит проскомидия, является образом той пещеры, где родился Иисус, а дискос, куда укладывают частицы просфор, — Гробом Господним.
Сам ритуал воспроизводит древнее жертвоприношение с той лишь разницей, что жертва бескровна: кровь отдал за весь мир Иисус на кресте. С той же точки зрения рассматривается и вся литургия. Так, Малый Вход на литургию оглашенных — это выход Христа на проповедь, которая и читается в этой части службы. Великий Вход символизирует страсти и смерть на кресте.
Особое внимание уделяется воспоминанию Тайной Вечери — она и стала прообразом таинства Евхаристии. Варианты литургии в византийском обряде Традиционно сложилось так, что в православных храмах возможно проведение пяти видов литургии, но на практике чаще всего проводят три из них: Литургия Иоанна Златоуста совершается, что называется, по умолчанию. Это классический вариант, который должен проходить по плану, изложенному в предыдущих главах. Единственное, что на сегодня переносится в конец богослужения — это проповедь.
Она стала своеобразным напутственным словом, и ее темы многообразны, из-за чего ее длительность может и не уложиться в стандартные временные промежутки. Она отличается более длинными молитвами — сам святитель настаивал на свободной молитве. Перед чтением «Отче наш…» священник читает не «Достойно есть…», а «О Тебе радуется…» или праздничным задостойником. Литургия Григория Двоеслова, или, как ее еще называют, Преждеосвященных Даров, служится только в дни Великого поста и нескольких праздников, если они попадают на этот период.
Основным отличием такой литургии является отсутствие Проскомидии — причащение производится теми Дарами, что были освящены ранее. Происходит такая служба вечером. Литургия апостола Иакова совершается некоторыми церквями в день его памяти. Ее основными отличиями являются положение священника — он стоит лицом к пастве, чтение тайных молитв вслух и причащение по частям: сперва священник дает мирянину частичку хлеба, а за ним диакон дает отпить вина.
Литургия апостола Иакова проводится в ряде приходов Русской православной церкви за рубежом. Отличием ее от других является формула Анафоры: Интерцессия в ней следует за Префацией. Подготовка к причастию Желающему посетить литургию следует знать, что бояться посещать храм не стоит. Но определенные правила соблюдать надо.
Накануне таинства необходимо покаяния. Для этого нужно подойти в храм за день, поговорить со священником и исповедаться. Перед походом в церковь соблюдается пост, а если позволяет здоровье, лучше вообще не есть. Не стоит пропускать начало службы.
Придя заранее, вы можете подать записки за здравие и упокой до Проскомидии, а также участвовать в молитве Третьего и Шестого часа. Пропускать Часы просто невежливо, в конце концов, Евхаристия — это не шаманский ритуал, а Таинство, при котором верующие принимают Тело и Кровь Христову. Не нужно ходить по храму из угла в угол.
Царские часы совершаются в сочельники то есть накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня, а также в Великую Пятницу в память об искуплении Иисуса Христа.
Пасхальные часы самые торжественные. Эти часы обычно поются в дни Светлой недели после Пасхи вместо традиционных чтений вседневных часов, повечерия и полунощницы. Пасхальными часами заменяют утреннее и вечернее молитвенное правило. Скоро будут новые заметки о богослужениях.
Ставьте оценочку и пишите свои пожелания. Буду рад вас видеть в числе своих друзей!
Вседневные Часы Службы Часов совершаются в большинстве дней года когда не совершаются иные Часы и потому называются вседневными. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом — Его крестная смерть. Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й — по завершении всенощного бдения после утрени ; 3-й и 6-й — непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней во многих приходских храмах он не совершается. Молитвенную основу Часов составляют псалмы на каждом — по три: 1-й час: Пс.
Великопостные Часы Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными невеликопостными часами свои особенности.
Проскомидия от греч. Во время проскомидии совершается приготовление хлеба греч. Просфора, т. Как правило, для проскомидии требуются пять просфор, в память пяти тысяч, насыщенных пятью хлебами , а также напоминания о том, какое духовное насыщение ожидает всех нас в Таинстве Евхаристии.
Для собственно Причащения требуется одна просфора — Агнец, поскольку «мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» 1 Кор. Священник копием трижды делает на большой агничной просфоре изображение креста, далее вырезает кубообразную середину — Агнец, который полагается на дискос. Священник крестообразно надрезает Агнец с нижней стороны символизируя жертву Агнца Божия — Иисуса Христа и правую его сторону как ребро Спасителя, Ин. В чашу изливается вино, смешанное с водою. Из второй «богородичной» просфоры священник вынимает частицу в честь Божией Матери, и полагает ее по правую сторону от Агнца.
Время и богослужение
Служба совершается только праздника (по Триоди). В богослужении третьего часа воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. (В прошлом часы читались в соответствующее время дня: первый час – в 6.00, третий час – в 9.00, шестой час – в полдень, девятый час – в 15.00.
Что происходит в алтаре, когда читают часы?
В этом учебном пособии рассматривается ежедневное богослужение Русской Православной Церкви с точки зрения усвоения его чина и приобретения практического навыка по составлению служб, необходимого для священнослужителей и особенно – для руководителей клироса. Недельный круг богослужения в православной церкви. ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ! Уважаемые подписчики и зрители! Канал существует на частные пожертвования, и мы будем благодарны вам за любую финансовую помощь, для. Вечернее богослужение в монастырях состоит из девятого часа, вечерни и повечерия, а на приходе – обычно из девятого часа, вечерни, утрени, первого часа.
Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью
В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя. Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом. Особенное внимание следует обратить на положение 9-го часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9-й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» Пс.
В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю и дневную утреннюю. В вечернее богослужение входят: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Утреннее богослужение включает в себя 3-й, 6-й часы и Божественную литургию. Как видно из перечня а также из самой практики , на приходах редко совершаются такие службы, как повечерие и полунощница. При этом великому повечерию, можно сказать, «повезло» в большей степени; оно совершается в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста. Малое же повечерие совершается крайне редко например, в храме Саратовской духовной семинарии оно совершается 5-6 раз в году: в предпразднство Рождества Христова, накануне Великого Понедельника и Великого Четверга, а также вечером на Пятидесятницу.
Полунощница в классическом виде не совершается вовсе служба, именуемая «пасхальной полунощницей», на самом деле является богослужением совсем другого типа — это вышедшая из употребления константинопольская служба «паннихис».
Вместе с 3-м и 6-м Часами и отдельно от Вечерни 9-й Час совершается в среду и пяток Сырные, если в эти дни случится предпразднество Сретения или храмовый праздник. В седмичные дни Великого Поста, с понедельника по пятницу включительно, 9-й Час служится вместе с 3-м и 6-м Часами, после которых без возгласа совершаются подряд Изобразительны и Вечерня. Кроме того Пс.
Далее обычное последование Часов. В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах. В псалмах этого Часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику. Последование службы находится в Часослове после последования 6-го Часа.
В псалме 102-м возбуждается упование на Господа изображением милосердия Его к людям. Псалом 145-й служит как бы продолжением предыдущего псалма; в нем также делается увещание уповать на Господа и хвалить Его, хвалить во всю жизнь, во всех обстоятельствах ее, доколе существует человек и, значит, не только тогда, когда бывает человек при Богослужении в собрании церковном, а всегда. Так как Изобразительные псалмы — это торжественные песнопения, то в дни поста они не читаются; лишь в дни, подготовительные к Посту — в среду и пяток Сырные - на Часах читаются эти псалмы. Блаженства Евангельские составляют как бы продолжение Изобразительных псалмов.
Симеона Фессал. Если не бывает праздника, то поется кондак Господу. В храме во имя Господа поется кондак храма, в храме же в честь Богородицы или святых — кондак Преображения Часослов, изд.
Они должны были соблюдать все требования к цвету, форме, размеру изображения. Полёт фантазии был недопустим. Ярче всего это видно в образах XV столетия. Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции. В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения. Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты. На них изображались фигуры святых часто в окружении клейм — небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились. Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными — их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности. Портретные изображения в церкви были строго запрещены.
Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены. Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам. Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического. Другие вставки — кулисы, драпировки, архитектурные элементы — также условны и лаконичны. Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события — умозрительны, что образ — лишь аллегория Небесного Царства. Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера — минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии. После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы — масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира.
Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты. При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом. Его краски, кисти, другие орудия — даже вода для разведения пигментов — освящались специальными молитвами. Именно поэтому у древних иконописцев получалось создавать столь возвышенные, проникнутые святостью и аскезой лики. Краски икон — символика цветов и оттенков Канонические требования касались не только того, как именно, в какой позе и одеждах, изображался тот или иной святой. Иконописец также должен был следить за цветовой гаммой образа. Именно поэтому, чтобы понять икону, недостаточно обратить внимание на её внешний смысл, буквальное толкование произведения. Нужно знать, что ясные и чистые краски, которыми сияют образа, не соотносятся с реальным миром, представляя нам образ горнего, священного Царства. Вот некоторые из них: Чрезвычайно важно было передать тона небесного свода, ведь именно небо на иконе символизирует близость к Богу, духовное просветление святого или святой.
Поэтому в распоряжении иконописца было множество подходящих для этого красок — и лазурных, и голубых, и синих. Различали, в частности, «цвет звёздной ночи», «сияние тверди», «бледный закат», «бирюзовый яркий» и множество других тонов. Иногда для воссоздания цвета использовали даже зеленоватые оттенки. Кроме того, синий считался цветом Богоматери, и чаще всего её изображали в ризах именно этого оттенка. В пурпурные и алые тона чаще всего окрашивали грозные, устрашающие сцены — пожар, грозу, сошествие в ад. Иногда их использовали и для того, чтобы показать неотвратимость Божьего Суда, Его беспристрастность и справедливость.
Вседневная Общая схема Утрени жирным цветом отмечены важнейшие элементы : В случае отдельного служения Утрени в начале после простого возгласа священника читается обычное начало с так называемыми ктиторскими царскими псалмами 19, 20, во время чтения которых священником совершается полное каждение храма. Затем звучат тропари Кресту с богородичном и следует краткая сугубая ектения из 4-х прошений, произносимая священником, который после этого с кадилом у престола дает возглас «Слава Святей…» к началу Утрени и читается Шестопсалмие. В составе бдения вступительная часть отсутствует, а Утреня начинается сразу с Шестопсалмия. По монастырским уставам — это время «умной молитвы».
Ядром Шестопсалмия является 62 псалом, — «Боже, Боже, мой к Тебе утренюю…». Плюс к этому на вседневной великопостной Утрени добавляются специальные «троичные песни» по гласу. Сегодня в будние дни Великого поста канон поется с библейскими песнями. В случае вседневной утрени после чтения Славословия сразу следует просительная ектения. И далее добавляются Стиховные стихиры то есть со стихами , после которых следует чтение «Благо есть…» и «Трисвятое по Отче наш…», поются дневные тропари и сугубая ектения. В будние дни Великого поста к концу Утрени добавляется, как и на вечерне, молитва «Небесный царю…» и молитва Ефрема Сирина, произносимая священником, с земными поклонами. Полиелей на праздничной утрени Полиелеем именуют многосоставную праздничную часть утрени, получившую свое наименование от первого своего элемента — так называемых полиелейных псалмов 134 и 135. В 17-й главе Типикона дается дословный перевод слова «полиелей» — «многомилостиво». Происходит этот термин от рефрена 135-го псалма: «Яко в век милость Его», который присутствует в каждом стихе данного псалма. Многократное повторение припева: «Яко в век милость Его», и закрепило в Уставе, в качестве особой литургической категории, понятие полиелея, ставшее синонимом праздничного богослужения.
Следует отметить, что применительно к реалиям приходского богослужения наименование «многомилостиво» не совсем корректно, поскольку каждый полиелейный псалом, по Уставу исполняемый на утрене полностью, как правило, сокращается до двух первого и последнего стихов. Такое урезанное пение полиелейных псалмов, будучи зафиксированным в многочисленных нотных изданиях, прочно вошло в певческий обиход большинства приходских храмов. Поскольку в момент совершения полиелея в храмах обычно зажигается множество светильников, и тратится много елея, термин «полиелей» зачастую стал объясняться как «многомаслие» тем более что греческие слова «милость» и «масло», «елей» — созвучны. На распространение исторически и литургически не совсем верного толкования также повлиял принятый в русской приходской практике обычай совершения в этот момент службы чина елеопомазания, который, если строго следовать предписаниям Устава, должен совершаться после утрени. История и современная практика Канона Утрени. Канон в своей идеальной уставной форме представляет собой сложную цепь ветхозаветных библейских песен, cсоставляющих «скелет» канона, переплетенных с небольшими христианскими песнопениями ирмосами и тропарями. Он обрел свою завершенную форму в византийском богослужении в кон. К сожалению, в современной практике за исключением периода пения Постной Триоди Каноны обычно исполняются без использования библейских песен, но структура Канона сохраняется в виде песен, которых насчитывается 9, причем вторая песнь обычно отсутствует, — она имеется только в канонах Постной Триоди. Причина отсутствия второй песни не вполне ясна, хотя обычно указывают на остро обличительный тон 2-й библейской песни в ранней христианской традиции и, посему, её не всегда использовали. Тексты самих библейских песен находятся во второй части Следованной псалтири.
По уставу на каноне может насчитываться до 14 тропарей считая вместе с ирмосом. Припевами должны служить стихи библейских песен, в текст которых между стихами добавляются Ирмос и тропари. Но в сегодняшней практике кроме периода пения Постной Триоди обычно библейские песни не употребляются, а припевы используют общего христианского содержания, такие как, например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Господи Святому Воскресению Твоему», «Святый … моли Бога о нас», «Пресвятая Богородице спаси нас» и т.
Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?
Приходящий на богослужение на несколько часов как бы «выпадает» из суеты, вслушивается в чтение и пение – и тут обнаруживает, что и строй служб другой, чем в обычные дни. Службы часов совершаются в большинстве дней года (когда не совершаются иные Часы) и потому называются вседневными. богослужебная книга, излагающая состав и порядок общественного богослужения; содержит тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (кроме священнических), — то есть для всех служб ежедневного богослужения (утрени. Краткая история состава службы часов. Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные.