Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. Как только была прорвана блокада в 1943 году, вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек». В этом контексте опыт эвакуации из блокадного Ленинграда был социальной травмой. Статья неточно озаглавлена «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда». После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
Организаторы ранней эвакуации из Ленинграда ошиблись с выбором ее направления, но поступить иначе не имели права. После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. Кандидат исторических наук Ирина Карпенко много лет исследует историю блокады Ленинграда и ту её часть, которая касалась возвращения горожан домой из эвакуации. Сегодня 79 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее
Скот, имевшийся в государственных хозяйствах, был забит, а мясо сдано на заготовительные пункты для распределения. Фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. Администрации лечебных заведений вменялось в обязанность из карточек граждан, находящихся на лечении, вырезать талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах. Во избежании потери из за всевозможных пожаров муку и другие продовольственные товары развезли по складам в более безопасные места.
За весь период блокады фашистам не удалось нанести серьезного ущерба запасам продовольствия, за исключением потери от пожара на складах имени Бадаева небольшого количества муки и сахара. Но Ленинграду было необходимо больше продуктов питания. Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались. Размер продовольственного пайка составлял: Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки, Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов, Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов, Войскам первой линии — 500 граммов.
Все остальные продукты почти перестали выдаваться: уже 23 сентября прекратилось производство пива, а все запасы солода, ячменя, соевых бобов и отрубей было передано хлебозаводам, для того, чтобы уменьшить расход муки.
Материалы для нее собирали в государственном архиве Кировской области. Именно этот регион стал временным убежищем для 30 тысяч детей. Исторические документы рассказывают о том, как воспитанников детских домов сначала везли через линию фронта, потом распределяли по городам и поселкам. Кураторы отмечают точность, с которой педагоги в то время старались составлять учетные записи на каждого ребенка.
Заводчане В книге Александра Карасёва «Ленинградцы в годы блокады» упомянуто, что из 333 функционировавших в Ленинграде и области промышленных предприятий всесоюзного и республиканского подчинения полной эвакуации подверглись 133. Большая часть из оставшихся 200 заводов, хоть и сократив темпы производства, продолжала свою работу и в период блокады. Именно поэтому эвакуация не затронула людей, трудившихся на этих производствах. Учёные Среди лиц, оставшихся в блокадном Ленинграде, насчитывалось примерно 6 000 научных сотрудников высших учебных заведений города, принимавших участие в решении оборонных проблем. Занимаясь научно-исследовательской и испытательной работой, они развернули широкую деятельность по созданию новых образцов боеприпасов и артиллерийского вооружения, а также их апробации. В интересах фронта функционировали Артиллерийский научно-исследовательский и Морской полигоны, Институт прикладной химии и Горный институт, проводившие смежные изыскания и сотрудничавшие с оставшимися в Ленинграде промышленными предприятиями. Артисты Понимая, что не хлебом единым жив человек, власти Ленинграда осенью 1942 года приняли решение о создании в городе очередного театра, который ныне носит имя Веры Комиссаржевской, а в народе известен под названием «Блокадный». По воспоминаниям театрального деятеля Акима Барского, в сентябре 1942 года его вызвал к себе начальник Управления по делам искусств Борис Загурский и велел в кротчайшие сроки собрать новую труппу для постановки патриотического спектакля «Русские люди».
Мужество и стойкость ленинградцев стали символом непобедимости советского народа. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны города посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимовского кладбищ. Вокруг города, вдоль бывшей линии фронта, растянулся «Зеленый пояс Славы». В 2020 году Главархив Москвы реализовал несколько важных проектов. В преддверии 9 Мая совместно с центрами госуслуг «Мои документы» был открыт виртуальный музей «Москва — с заботой об истории». Это первый онлайн-музей, который практически полностью собран из документов и предметов, переданных горожанами. Ко дню воинской славы России в музее начали публиковать имена москвичей, которые совершили трудовой подвиг в тылу во время битвы за Москву. Уже размещено более семи тысяч имен жителей столицы, все они были награждены медалью «За оборону Москвы». Кроме того, в декабре Главархив совместно с Госинспекцией по недвижимости запустил проект по выявлению уникальных документов, связанных с историческим обликом столицы.
Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
Как только была прорвана блокада в 1943 году, вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек». На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации[21]. Главное меню» Методические материалы» Факты о блокаде Ленинграда: эвакуация населения. Эвакуация» ничего найти не удалось, можно также воспользоваться аналогичными базами данных, например, «Возвращенные имена» или «Книга памяти блокадного Ленинграда». Блокада Ленинграда — один из самых известных и трагических периодов Великой Отечественной войны. Эвакуация — одна из самых памятных и болезненных страниц истории блокадного Ленинграда.
Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
Первые баржи с пшеницей прибыли в Осиновец уже через четыре дня после начала блокады. Содержимое трюмов разгружали прямо на берег. Но через три дня последовала крупная неудача, сбившая ритм. В условиях острой нехватки средств доставки необходимо было достичь максимальной скорости разгрузки судов, чтобы они как можно быстрее вышли в обратный рейс. В том числе и для того, чтобы корабли не оставались на рейде в случае налёта немецкой авиации. Но 15 сентября прибыло пять судов, которые нарушили весь график. Зерно в них лежало не в мешках, что значительно ускоряло разгрузку, а было засыпано в трюмы. Из-за этого разгрузка значительно задержалась, а немцы в результате налёта потопили три судна с грузом. И без того чахлая флотилия из отремонтированных судов поредела.
Это была микроскопическая цифра. До блокады Ленинград одной только муки потреблял более двух тысяч тонн в сутки. В условиях начавшейся блокады карточный паёк был значительно сокращён, но даже в этих условиях городу требовалось более тысячи тонн муки ежедневно. Таким образом, за месяц навигации по озеру было доставлено продовольствия на четверо доблокадных суток, или на восемь-девять блокадных суток. При этом только за первые три дня было доставлено 3800 тонн зерна и муки, а за последующие 27 дней всего шесть тысяч тонн. Стратегических запасов продовольствия в Ленинграде хватало только на месяц. И по истечении этого срока специальным самолётом в Новую Ладогу вылетела группа партийных работников Ленгорисполкома. На месте они доступно объяснили, что в Ленинграде закончилась еда и голод неминуем.
Они потребовали сделать всё, чтобы увеличить снабжение города. Тут же выяснилось, что несколько барж просто-напросто простаивает из-за недостатка экипажей. А ещё несколько находится в неисправном состоянии, но могут быть отремонтированы. При поддержке Ладожской речной флотилии их удалось вернуть в строй. Теперь оставался только месяц до наступления холодов и замерзания озера. За это время город надо было обеспечить продовольствием на зиму. Задача была весьма непростой, учитывая, что за предыдущий месяц удалось завезти продовольствия меньше чем на десять дней. Причём эти поставки проходили в крайне неблагоприятных условиях — на Ладоге начался период штормов, и в отдельные периоды рейсов вообще не было.
На следующий день началось снабжение Ленинграда по воздуху. Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы. Однако большое количество транспортных самолётов выделить было невозможно, всех их передали на нужды армии. Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо. В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре.
Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова. Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования. При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города.
Не Толя, а Тоня! Сохранился список детей, переправленных из Горячего Ключа в Старокорсунскую. Однако список начинается не с цифры «1», а с цифры «3». Возможно, ребят все-таки было 26. Или же два имени просто не были обозначены, так как листок неоднократно переписывался. До нас дошла одна из этих копий, составленная краеведом из Горячего Ключа Константином Еременко. А вот ребус с именем одного из малышей, которые значатся в списке, Юлии Лысенко удалось разгадать. В этом помогли социальные сети. Она попыталась найти сведения о детях из списка. Но пока безуспешно. Зато благодаря таким совместным поискам нам написала жительница Санкт-Петербурга Ирина. Так вот — это не Толя! Александрова Антонина Александровна, моя тетя», — сообщила женщина в музей. Скорее всего, листочек, на котором составили список, был сложен или помят в том самом месте, где были фамилия и имя ребенка под номером 21. И текст стал неразборчивым. Так Тоня превратилась в Толю. Племянница Антонины Александровой написала, что ее тетя родилась в Ленинграде 6 марта 1937 года. Жила с мамой Ульяной и папой Александром. В марте 1942 года у Тони умерла мама. Отца отправили на фронт, и за девочкой присматривала двоюродная сестра отца Наталья. Но родственница малышки трудилась день и ночь на заводе и не могла уделять девочке много внимания. Она отправила ее в детский сад. Оттуда в апреле 1942 года Тоню эвакуировали, и она попала в Горячий Ключ. Благодаря племяннице Антонины Александровой удалось установить еще один интересный факт. Если ранее предполагалось, что часть детей из Горячего Ключа эвакуировали в Киргизию, а ребят из списка — в Понежукай и оттуда в Старокорсунскую, то оказалось, что маленькая Тоня осталась в Горячем Ключе. Возможно, сначала ее приютили местные жители. Затем Тоню отправили в городской дом малютки.
Архивы предоставили списки эвакуированных жителей и графические образы копий архивных документов. Одними из самых крупных источников информации стали архивы Ярославской, Новосибирской, Кировской и Свердловской областей, а также Алтайский край, Республика Марий Эл и Республика Башкортостан, — именно туда было эвакуировано наибольшее количество детей и взрослых, спасавшихся из осажденного фашистами города. Систематизированный поиск судеб эвакуированных жителей блокадного Ленинграда был начат Архивным комитетом Санкт-Петербурга еще в 2011 году на основе документов, хранящихся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга ЦГА СПб и части ведомственных архивов Санкт-Петербурга. Несмотря на прошедшее со времени блокады Ленинграда время, каждый год в архивные учреждения Санкт-Петербурга поступают обращения граждан, продолжающих разыскивать сведения о своих родственниках, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Эта огромная работа, которую сложно переоценить, сделала возможным последующее создание и публикацию в сети Интернет электронной базы данных «Блокада Ленинграда.
Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей. Элегантность творческого Петербурга уживалась с веяниями социалистической революции. До сих пор существует масса коммуналок, созданных в элегантных домах и огромных квартирах дворянства, у которых коммунисты отняли жилье и приспособили его для нужд рабочего класса. Такое сочетание несочетаемого, когда в здании классической архитектуры с огромными потолками и изящными окнами ютились десятки чужих друг другу людей, стало привычным. В людях жила надежда и это было главнее всего. Потому ситуация, возникшая в городе после снятия блокады, с жильем, когда семьи жили в коммуналках, никого особо не удивила, скорее это было в духе времени и особенно города. Ведь сразу после свержения царя в Петербурге остро встал жилищный вопрос, селяне стремились в города, туда ехала молодежь для новых перспектив и строительства социализма. К тому же, после всеобщей коллективизации, в деревнях уровень жизни заметно снизился. Переименование города в Ленинград лишь усилило его привлекательность в глазах внутренних мигрантов, которые видели в нем очаг социалистической революции и строить социализм ехали именно туда. Некогда большие квартиры дворян становились коммуналками, чаще всего в одной комнате проживала одна семья, а общее количество комнат в квартире было от трех до десяти. Общесоветская проблема Коммуналки стали символом Ленинграда еще в 30-е. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Потому можно утверждать, что существенно положение дел не изменилось. Скорее это была путаница в имущественных вопросах, которую удавалось относительно безболезненно решить. К тому же, в послереволюционное время острая нехватка жилья была практически во всех городах. Сразу после революции население хлынуло в города. Так, за десять с небольшим лет, начиная с 1926 года в города уехало 18,5 млн жителей сел и деревень. В ту пору и был введен термин «самоуплотнение», говоря проще жилье было менее комфортным, зато для всех. Впрочем, большими и просторными квартирами могли «наградить» особенно старательных коммунистов. В том же Ленинграде, после 1935 года освободилось много добротных квартир, чьи прежние хозяева были репрессированы, практически вся их жилплощадь была роздана сотрудникам НКВД. Этот диссонанс встречается до сих пор. Вполне вероятно, что в стране Советов планировали решать этот вопрос, но война изменила планы. Жизнь страны в буквальном смысле разделилась на до и после, изменились миграционные потоки, сократилось количество населения - люди погибли на войне. Но предприятия нуждались в рабочих руках, потому города снова заселялись настолько плотно, насколько это было возможным. Безусловно, городское население пополнялось за счет сельского, ведь для правительства промышленность была куда важнее сельского хозяйства. Сильнее всего это было заметно в Ленинграде, после окончания блокады город испытывал голод в специалистах и кадрах, которых решили набрать со всей страны: 30 тысяч производственников и 18 тысяч сельской молодежи приехали поднимать промышленность Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда. Приехавшие специалисты селились в пустующие дома а куда еще? Все они обнаруживали, что лучшие квартиры уже заняты приезжими рабочими, которые, конечно же, воспользовавшись случаем, подобрали для себя лучшие варианты. Те, кто вернулся с эвакуации и не обнаружил своего дома, вставали в очередь на получение жилья, таких семей было тысячи. Однако ленинградцы усиленно строили новые и восстанавливали разрушенные дома. Это давало свои плоды. Если к концу войны в городе было 1,2 млн населения, то к 1959 году вернулось к довоенным 2,9 млн. Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.