Космонавт Александр Самокутяев проголосовал в родной школе в Пензе. Больше новостей. Самые яркие события этой истории происходили на Волге и Каме, рассказал российский писатель Алексей Иванов о сюжете своей новой книги Бронепароходы, которая станет доступна читателям с 24 января.
Известный пермский писатель Алексей Иванов закончил работу над новой книгой
У меня хорошие новости! Дом в селе Богатом, который он сейчас снимает и который выставлен на продажу стоит 2,5 миллиона. О , Подслушано в МВД и других, кто репостнул сбор средств. Владимир за всех, кто перевел средства, а это несколько сотен человек со всей страны, поставил свечки за здравие ваше в Церкви.
В ней рассказывается о речном флоте Российской империи и Советского Союза, о пароходных компаниях, самых интересных судах и их судьбах. Более того, она стала одной из самых важных в карьере писателя. Мое детство проходило вблизи судостроительного и судоремонтного заводов, на берегу затона, и было целиком и полностью связано с теплоходами и судами. В райончике, в котором я жил, на крышах сараев всегда лежали лодки. В школе на субботниках мы расчищали снег с крыш и палуб теплоходов.
Я учился на плотника и практику проходил на буксире — был судовым плотником.
Накануне тот дал интервью, в котором назвал жизнь в России «убогой» и заявил, что в стране процветает насилие. По словам Полякова, Иванов не имеет своей гражданской позиции и просто следует указаниям в западной методичке. Это прагматик. По моим наблюдениям, политических взглядов у него просто нет. Раньше он себе делал популярность благодаря антисоветской риторике. Теперь у него новая методичка, связанная со спецоперацией.
RU Алексей Иванов закончил работать над своим новым романом «Речфлот». Как сообщила продюсер писателя Юлия Зайцева, это «самый фундаментальный, художественно яркий, объемный и пронзительный труд по истории отечественного речфлота». Гигантская работа размером с тяжелый том «Золота бунта», — написала у себя в аккаунте соцсети Юлия Зайцева. Когда в Нижнем наблюдал, как его родители — инженеры-судостроители — готовятся к институтским экзаменам. Когда на санках после детского сада его привозили в затон смотреть на заснеженные суда.
Песков сообщил, что не видел официальных данных о «доме Иванова на Рублёвке»
В основе блокбастера – одноименный бестселлер Алексея Иванова, одного из самых экранизируемых современных российских писателей. Алексей Иванов – писатель многогранный и уже писал триллеры, вспомним, к примеру роман «Псоглавцы». Культура - 9 октября 2023 - Новости Тамбова - Алексей ИВАНОВ о писательском ремесле и своих героях. Писатель Алексей Иванов — о России | Экспертные статьи и новостные материалы автора Иванов Алексей на сайте
Время новых: Алексей Иванов (Краснодар)
Пусть на ее линии держится весь сюжетный каркас «Бронепароходов», обсуждать все равно хочется Нерехтина и Мамедова. Потому что у Кати — сплошные влюбленности в не подходящих ей мужчин, знакомая по другим героиням Иванова экзальтированность и как будто бы полное отсутствие неромантических интересов. Можно бы списать на молодость, но и более взрослые героини «Бронепароходов» такие. Так что, невзирая на внешнюю суровость истории, чувств и человеческих переживаний тут действительно много. Отчасти из-за этого, а еще из-за объема, количества персонажей, обращения к историческим фигурам, от адмирала Колчака до Ларисы Рейснер, «Бронепароходы» неминуемо хочется сравнивать с «Войной и миром» и «Тихим Доном». Наверняка найдутся и читатели, которые будут пролистывать «мир и любовь», и читатели, которые будут спешить поскорее пройти через «войну и битвы». Только ни у Толстого, ни у Шолохова не было столь зачарованных описаний стальных махин, их двигателей, их движения по воде. Как не было и восхищения предпринимателями того времени. Прогресс — это не техника, прогресс — это состояние души. Он невозможен без человека — без предпринимателей, инженеров и изобретателей, а еще тех, кто работает с машинами — как Иван Нерехтин, и тех, кто обеспокоен сохранностью технологий — как Хамзат Мамедов.
Тех, кто готов отдать жизнь за то, чтобы мир существовал дальше и чтобы в нем жили любимые люди. Потому что прогресс, как пишет Иванов, — это вера в будущее. Мария Быстрова, специально для «Фонтанки.
По словам Полякова, Иванов не имеет своей гражданской позиции и просто следует указаниям в западной методичке. Это прагматик. По моим наблюдениям, политических взглядов у него просто нет. Раньше он себе делал популярность благодаря антисоветской риторике. Теперь у него новая методичка, связанная со спецоперацией. Сейчас определённые деятели культуры выполняют команды, которые приходят с Запада.
Иллюстрация: ivanproduction. Речь в произведении идет о Гражданской войне на реках с использованием самого разного водного транспорта, на написание 700-страничного романа у Иванова ушло почти два года. В 1918-1919 гг. Такие флотилии были и у эсеров в правительстве Комуч в Самаре, и у красных в Нижнем Новгороде, и у повстанцев ижевских и воткинских заводов, и у чекистов в Перми.
Речной мир — мир удивительный, живущий по своим законам. Самое трагичное для этого мира было то, что все пароходы, будучи участниками Гражданской войны, были жертвами — они попадали то в руки красных, то в руки белых. На встрече с читателями Иванов говорил не только об истории создания романа и своих прошлых произведениях. RU зафиксировал главные тезисы.
За те два года, что вы писали роман, Россия сильно изменилась. Повлияло ли это на сюжет или героев «Бронепароходов»? А я предпочитаю все же продумывать сюжеты. Изменение общественно-политической ситуации на роман не повлияло, но повлияло на меня.
Когда я написал две трети и закрутилось то, что закрутилось — я понял, что был прав. Те оценки, которые я раздаю в романе возможным общественно-политическим и военным течениям — справедливы. Роман толстый, и тираж у него рекордный — 80 тыс. Не рискованно?
В конце концов, роман «Золото бунта» вышел тиражом в 50 тыс. К вопросу о толстых романах. Оказывается, они очень востребованы нынешней публикой, так же, как востребованы сериалы. Дело в том, что сегодня мы привыкли к обрывочной информации, которая подается мелкими дозами — это информация в новостях, блогах.
И современному человеку нужна долгая история, длинный рассказ — он хочет долго следить за событиями какой-то истории, за изменениями в жизни героев. В этой потребности и заключен успех больших романов и драматических сериалов. Сергей Бурунов, озвучивший роман, после окончания работы сказал, что понял одно: «У каждого человека внутри своя война. Какой бы он ни был снаружи, какие бы ни были обстоятельства — у каждого внутри своя война».
Под тусовками я понимаю не какую-то там компанию, а некое комьюнити, то есть набор людей, которые существуют в общем информационном поле». Говоря о патриотах и либералах, Иванов отметил, что не следует искусственно делить общество на две эти категории. Тем более что нынешний патриотизм, по мнению писателя, во многом выглядит «ролевым» — ряженые казаки, ряженые дворяне, ряженые богатыри. Алексей Иванов: «Я смело могу себя отнести и к патриотам, и к либералам. Хотя считается, что либерал — это человек, который априори не любит свою Родину. А государственник — это априори человек, который выступает за завинчивание гаек и за удушение свобод. Но не надо так жестко разводить людей по разным лагерям.
Алексей Иванов: «Пароходы Гражданской войны оказались жертвами»
Поделиться Медийность низкая В первую очередь это история о большой любви, которая началась в 90-е. Ведь самые крепкие чувства рождаются в самые сложные времена…В первую очередь это история о большой любви, которая началась в 90-е. Ведь самые крепкие чувства рождаются в самые сложные времена… 26.
На съемках «Царя» я провел только полдня, на съемках «Географа» — час, на съемки «Ненастья» вообще не приезжал. Это совсем не мое. И я не пишу сценариев по своим романам. Все, что я хотел сказать, я сказал в романе, и переговаривать это заново мне как-то скучно. Однако работать над сценарием с нуля — задача увлекательная. После «Тобола» мне захотелось переместиться куда-нибудь поближе к собственной биографии. Я остановился на времени своего детства и на пионерском лагере. Что же до вампиров, такие истории мне нравились всегда.
Кроме того, меня напрягает, что сейчас возрождается некая государственная идеология, а вампиризм — весьма плодотворная метафора идеологии вообще. В итоге я решил совместить свои нынешние опасения, любовь к вампирам и пионерские воспоминания. Получился «Пищеблок». Но там они были природной оппозицией «понаехавшим» коммунистам. У вас же наоборот: вампиры — оплот режима. Вампиризм в моем романе — модель функционирования любой идеологии: от коммунизма до либерализма. Всегда есть люди, которым плевать на идеи, но выгодно, чтобы какая-нибудь идеология стала тотальной. Всегда есть честные и бескорыстные апологеты этой идеологии, которые согласны отдать за нее жизнь. И всегда есть бессловесные жертвы, которые подчиняются, потому что не понимают, как всё устроено. Вампиризм — злая и эгоистичная сила, которая использует любую форму для своего воплощения.
Если форма безжизненна, как коммунистическая идеология на излете СССР, то она не оказывает сопротивления, и вампирам в ней удобно, как человеку-невидимке в украденной одежде. Если бы я писал про детский лагерь 2019 года, то коммунизм легко можно было бы заменить на какую-нибудь модную субкультуру. Однако у меня в романе действие разворачивается в 1980-м, и потому вампиризм использует советскую систему с ее утверждениями и ритуалами, в которые никто уже не верит. Но кровь пьют не пионеры, а вампиры, которым удобнее выглядеть пионерами. И если уж искать в «Пищеблоке» какую-то критику строя, то она не в том, что людям в СССР жилось плохо, а в том, что вампирам там было хорошо. Я прекрасно помню свое детство, и погружение в это прошлое не стоило мне больших усилий. В целом материал для «Пищеблока» я собирал системно. Составил опросник там были пункты: страшилки, считалки, дразнилки, загадки, выражения, ценности и так далее и раздал знакомым, а те — своим знакомым. В итоге в соцопросе поучаствовали многие люди из разных городов.
Алексей Иванов — автор более десятка романов. Работает в самых разных литературных жанрах: фантастика, современная городская проза, исторические романы и даже интеллектуальные триллеры. К писательской карьере шёл долго. Иванова не издавали 13 лет. В 90-е он сменил несколько работ: от учителя до сторожа и гида-проводника. Зато, признаётся писатель, никогда не писал на заказ. Алексей Иванов, писатель В жизни удача приходит ко всем, но не всякий человек, оказывается к этой удаче готов. Вот я был к удаче готов. То есть, невзирая на то, что меня не публиковали, я работал, где бог на душу положит, я продолжал писать.
Мы не отвечаем за работу розничных и интернет-магазинов. В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин. Мы уважаем законы РФ Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации. Удалить из избранного.
У писателя Алексея Иванова чуть не увели «Сердце Пармы»
Многие читатели знают Алексея Иванова по его романам "Географ глобус пропил", "Тобол" и "Сердце Пармы". Его книги с удовольствием экранизируют, а сам писатель частенько выступает в роли сценариста. Aleksey Ivanov. Писатель Алексей Иванов завершил свою очередную книгу. Авторы. Алексей Иванов.
Писатель Алексей Иванов: «Россия страшно несвободна»
Писатель Алексей Иванов («Географ глобус пропил», «Золото бунта», «Ненастье», «Общага-на-крови») планирует презентацию своей новой книги «Тени тевтонов» в Калининградской областной научной библиотеке. Об этом сообщается в социальных сетях учреждения. Пермский писатель Алексей Иванов закончил работу над книгой «Речфлот» — объёмный труд по истории отечественного речного флота. Об этом сообщает продюсер автора Юлия Зайцева. о Гражданской войне. рассказывает российский писатель Алексей Иванов. Национальная библиотека Казани продолжает цикл творческих встреч с писателями.
Алексей Иванов
Благодаря тому, что добывать эти ресурсы не очень сложно, Россия во многие периоды своей истории жила за счет сибирских ресурсов. Это позволяло ей не модернизироваться так, как требовало время, как это было в европейских странах. Опора на сибирские ресурсы позволяла российской экономике сохранять свои архаичные черты. Для существования экономики любой страны нужно золото, звонкие монеты. В России до 1745 года не было ни одного своего золотого месторождения — все приходилось покупать извне. Какой товар могла производить Россия, чтобы он пользовался спросом в Европе? Одной из универсальных валют Старого мира была пушнина — она ценилась наравне со специями и шелком. Еще во времена древнерусских княжеств продажа пушнины позволяла добывать золото неэкономическим путем, потому что ее добыча не зависела от состояния экономики: просто отнимаешь пушнину у сибирских инородцев — вот она и есть у государства. Так Россия долго сохранялась отсталой страной с огромным количеством феодальных пережитков. То же происходит и сейчас: наличие сибирских нефти и газа позволяет России не доводить до конца экономические и политические реформы. Это называется «сидеть на нефтяной игле».
Как эта ситуация появилась в 14-15-м веках, так она в 21-м веке и продолжается. Для России тема «нефтяной игры» — вечная. Вот почему ключ к пониманию экономики России лежит в Сибири. Или он только грядет? Были времена, когда Россия чувствовала себя благополучно, была мировым лидером, была внутренне интересна самой себе и соседям. Можно ли такие периоды называть «золотым веком»? Не знаю. У каждого на этот счет свое мнение. Для кого-то «золотой век» — это 70-е годы Советского союза, для кого-то — царствование Екатерины Второй, а для кого-то — времена Владимира Красно Солнышко. Это дело вкуса.
Тут ничего никому не доказать. Для меня «золотого века» не было, но есть время, которое мне наиболее интересно — это 18-й век. Есть даже хорошая поговорка: тот не жил на белом свете, кто не жил в 18-м веке. Мне кажется, ей нет места в современности. И уж точно не должно быть места в будущем. Только не надо путать архаику и традиции. Например, мне ужасно не нравится российский постмодернизм — он разрушает традиции. Зато нравится европейский постмодерн, который является продолжением традиций и их развитием на новом уровне. Развитие традиций — это не архаика, не слепое следование, невзирая на смену обстоятельств. Или сквозняк устроить?
При всей близости к Азии, Россия — вариант европейского мира, а ни в коем случае не азиатского. Если сильно упрощать и говорить вульгарно и профанно, то Европа — это мир, где свобода — главная ценность. Россия — это мир, где свобода — ценность номер два или даже номер три. Азия — это мир, где свобода — вообще, не ценность. Соответственно, мы ближе к Европе, чем к Азии. Хоть и не тождественны Европе. Поэтому для России разумнее всего поддерживать отношения с Европой, а не с Азией. С Азией тоже надо дружить и сотрудничать, но все же мы — часть европейского мира. Идентичности бывают трех типов: либо по национальности русский, татарин, чеченец , либо корпоративная чиновник, сиделец в тюрьме, солдат, купец , либо территориальная москвич, уралец, сибиряк. В России ценность по идентичности всегда была на первом месте.
Скажем, какая главная ценность для крестьянина — такая и для тебя, если ты крестьянин. Если ты рабочий — для тебя главное рабочие ценности. А свобода — она всегда на втором месте. Россия объединена в некое сложносоставное единое целое именно общей структурой идентичностей, а для любой идентичности свобода — на втором месте. Какой движущий девиз для России вы бы предложили десять лет спустя? На мой взгляд, никакого иного пути, кроме демократии, у России быть не может. Про прошлое и будущее. Появление Гугла и Яндекса даже Стругацкие предугадать не смогли — Что для вас история? Есть множество концепций, что такое история, но ни одна не объясняет всех явлений до единого. Например, есть классическая концепция Карла Маркса, что история — борьба классов, по концепции Льва Толстого история — ролевое движение народа, в теории Гумилева — это всплески пассионарности у разных этносов.
Есть мимитическая теория, что история — это борьба мимитических комплексов за свое существования и сохранение. Каждая теория объясняет какие-то вещи, но остается и что-то ею не объясненное. Видимо, история — сумма совершенно разных стратегий, которая для нас, как для ее участников, выглядит явлением цельным и органичным, но внутри себя очень сложная и непонятная. Есть наука футурология, но это лишь экстраполяция сегодняшних тенденций на будущее и представление этих тенденций, как главных. Но предугадать будущее не дано никому — ни ученым, ни пророкам. Все ошибаются и достаточно жестко. Например, советские фантасты братья Стругацкие 20-30 лет своего творчества обсуждали, каким будет будущее, но не попали. Сейчас мы понимаем, что не будет того коммунистического будущего и тех коммунаров. Даже технологически будущее будет выглядеть совсем иначе. Скажем, они описывали, что в будущем люди будут мгновенно перемещаться в пространстве: человек входит в портал в Риге — выходит в Париже.
Это казалось им нормой будущего. В то же время они не смогли представить мгновенное перемещение информации. В их книгах, если человеку надо что-то узнать, он делал запрос в мировой информаторий, а к вечеру ему приносили карточку. Появление Гугла и Яндекса они предугадать не смогли, как и телекома — постоянной связи всех со всеми. Даже те, кто брались профессионально предсказывать будущее, и то промахнулись… Полагаю, что предсказывать будущее надо по дню сегодняшнему: смотреть, какие явления пришли к нам из будущего. Философы школы Ампары, представленной моим любимым писателем юности Сергеем Павловым, предполагали, что современность определяется не прошлым, а будущим. Вспомните фильм «Терминатор» — там люди совершают поступки не потому, что что-то было в прошлом, а потому, что что-то случится в будущем. Такой переворот ситуации кверх тормашками — очень значим. Даже современная инновационная экономика устроена именно так — она мотивируется будущим. Чем отличается инновационная экономика от традиционной?
Традиционная строится на принципе «спрос рождает предложение». Все ходят босиком — огромный спрос на башмаки, какие-то люди начинают их производить и богатеть. В экономике будущего — предложение рождает спрос. До Стива Джобса никто не знал, что такое айфон, но Джобс предложил этот продукт на рынок — он получил бешеную популярность. Джобс стал миллиардером. Уметь видеть в дне сегодняшнем будущее — это большое искусство, жизненный опыт и профессиональная компетенция. Я ими не обладаю. Про роман «Тобол». Не преувеличивайте мое значение — я глядел дальше всех, потому что стоял на плечах гиганта — Название вашего романа в двух частях «Тобол. Мало избранных» отсылает к евангельской притче — это случайно или намеренно?
Соотношение подлинного и неподлинного везде, наверное, примерно одинаково. Но в провинции живому реализоваться куда труднее: нет ресурса. И сильнее душит мертвечина, прущая из столицы. Дело в том, что в культуре подлинное всегда создает свое пространство, а неподлинное занимает чужое. Подлинное претендует на место под солнцем, а неподлинное — на лидерство. Поясните, если можно. Я и сама считаю, что Пелевин — фигура, безусловно, уникальная. Но признание его уникальности для меня — это не оценочное суждение, а факт. Одно не подразумевает другое. Полностью с вами согласен.
Не всякая уникальность талантлива. И часто отсутствие таланта маскируют уникальностью. Это я не про Пригова, а вообще; с творчеством Пригова я не знаком. Суть была в следующем: если какая-то тема пролезает сквозь мясорубку Пелевина, значит, эта тема — фальшивка. Мясорубка Пелевина настроена на перемалывание фальшивок эпохи. Вот поэтому писать после Пелевина так же, как до него, уже нельзя. Каково ваше отношение к пиратским библиотекам многие писатели говорят, что рады видеть там свои произведения , росту продаж электронных книг за рубежом и об отсутствии оного в России? Литература — вербальная основа культуры. Это аксиома. XXI век — век виртуальности.
Виртуальность как таковая есть сюжет. Словом, литература в постиндустриальном мире будет занимать ту нишу, которую в индустриальном мире занимала математика. Автор не может заработать своими произведениями.
С тех пор продюсерский центр занимается всеми моими проектами: и художественными, и нон-фикшн. Насколько важны вот такие встречи с нужными людьми, и как много было их в вашей жизни? Если же вы имеете в виду, так сказать, «сильных мира сего», то подобных встреч было не очень много. Я не провожу экскурсий, платных лекций для увеселения богатой публики и тому подобных мероприятий.
Я занимаюсь только тем, что интересно мне, а развлекать кого-то за деньги мне не интересно. Я не сильных мира сего имел в виду, а людей вроде Леонида Юзефовича, который в свое время сильно помог вам и с «Вагриусом», и с «Пальмирой» — издательствами, которые вас выпускали. Просто он самый известный из всех этих людей. Но с тех пор меня продвигали не рекомендации значимых персон, а мои собственные книги. А если говорить о проектах, которые требуют финансирования вроде того же «Хребта России» и книг нон-фикшн, то — да, присутствуют спонсоры, с которыми я встречаюсь и объясняю свой замысел. Но мнение спонсора никогда не оказывает никакого влияния на мою работу. Проще говоря, я не работаю по заказу — спонсоры помогают сами, если хотят.
В этом отношении мне больше всего помог, конечно, Анатолий Борисович Чубайс. Он вынес вопрос о финансировании моего фильма на совет директоров, и совет согласился поддержать идею писателя Иванова. То есть, вы предпочитаете булгаковскую схему «сами предложат и сами все дадут»? Я не бегаю по кабинетам, спонсоры появляются сами. Например, Анатолий Борисович сам позвонил мне и сказал: «Знаю, что вы занимаетесь некими проектами, и хочу вам помочь. Что вам надо? Примерно так же было и с книгами «Ёбург», «Дебри», «Вилы» и «Горнозаводская цивилизация».
Представители бизнеса или власти выходили на меня по собственному почину, и я просто называл суммы, которые мне нужны для дела. Весь современный мир построен на медийной славе. Писателю добиться этой самой медийности тяжелее всего, потому что его работа как будто не видна. О ней не снимают репортажи телевизионщики, не пишут глянцевые журналы. И если не личные соцсети, то читатели могли бы и не знать, как выглядит писатель. Но для того и существует продюсерский центр «Июль», чтобы в некоторых ситуациях превращать процесс написания книги в шоу. В хорошем смысле этого слова.
Когда работаю, я путешествую по тем местам, которые описываю. Репортажи из этих путешествий превращаются в своеобразное «роуд-муви» о будущем романе. Скажем, для романа «Тени тевтонов» я ездил по территории Тевтонского ордена — в Калининград, Балтийск, Гданьск, Мариенбург. Я смотрел то, что мне нужно для сюжета, и просто рассказывал на камеру, какие события романа размещаю в этих реалиях. Из фейсбука Юли Зайцевой эти репортажи перекочевывали в прессу. Понятно, что не каждая книга нуждается в подобном освещении ее создания. Но если это идет на пользу, то почему бы и нет?
Не каждый писатель хочет, чтобы его знали в лицо. Вы хотите? Если рассказывать нужно лично — хорошо, я расскажу лично, это не трудно. Но я не занимаюсь самопиаром. Если бы я хотел персональной узнаваемости, то вел бы какой-нибудь подкаст или программу, а моя физиономия красовалась бы на обложках моих книг, как у некоторых других писателей. Я думал, ваше лицо уже настолько известно, что можно не печатать на обложке, все равно купят. В самопродвижении я не нуждаюсь.
Например, в экранизациях своих произведений писатели порой играют камео. Вспомните, например, Сергея Лукьяненко в «Дневном дозоре». Я в своих фильмах не участвую. Мне такой промоушен не интересен. Хотя один раз было нечто подобное. Я сыграл писателя Иванова в одной из серий сериала «Физрук». Но это был прикол.
Когда вы знакомитесь с человеком, который не знает вас в лицо, а таких людей достаточно много, как представляетесь? Говорите, что писатель? Людям ведь зачастую непонятно, кто такой писатель и чем он занимается. Я слышал замечательную историю о том же Сергее Лукьяненко. В аэропорту на таможне его спросили: «Где работаете? Он ответил: «Нигде, я писатель». Работница таможни погрустнела и говорит сочувственно: «Нехорошо указывать, что нигде не работаете, давайте напишем, что трудоустраиваетесь».
Скажем, мультижанровость — когда каждая сюжетная линия создается в своем жанре. Или этический релятивизм — когда о плохих людях рассказывают как о хороших, чтобы им сочувствовали. Или многослойная реальность — когда действуют всякие мистические персонажи и силы, но произведение остается реалистическим. И так далее. Меняется все, не только культура.
С появлением новых коммуникаций изменяется социология общества. В традиционном обществе во главе угла стояла ценность личного благополучия, поэтому общество делилось на классы — по отношению людей к средствам производства. История была борьбой классов. В нашем обществе главной ценностью, согласно «пирамиде Маслоу», стала самоактуализация. Для нее нужны не столько деньги, сколько промоушн.
На деньги вы можете купить себе хоть Луну, однако если об этом никто не знает, то ваше благополучие не превращается в вашу самоактуализацию. А новые коммуникации, например соцсети, — лучший инструмент самоактуализации, причем и деньги для нее не требуются — никто ведь не проверяет, правду вы рассказали в фейсбуке, что купили Луну, или наврали. Понты важнее реальности, а самоактуализация важнее всего. И общество структурируется уже не по классам, а по стратегиям самоактуализации. Вместо классов формируются комьюнити — сообщества людей, у которых одинаковая стратегия самоактуализации.
Очень утрируя, приведу пример. Скажем, есть игра World of Tanks. И есть комьюнити этой игры, в котором и школьники, и профессора, и богачи, и бедняки, и сторонники тирана, и либералы. У всех этих людей общая стратегия самоактуализации: в этой жизни им интереснее всего играть в «танчики». И таких комьюнити огромное количество.
Комьюнити уже почти заменили нам классы, и совсем скоро историей будет взаимодействие комьюнити, а не борьба классов. Кто сумеет подвигнуть комьюнити на социальное действие, тот и будет политиком, вождем, лидером. Лидер предлагает более приятную самоактуализацию, а не благополучие. В уродливой форме эта стратегия работает уже сейчас, когда мы как общество предпочитаем не скромную самоактуализацию правопорядка, а китчевую самоактуализацию мирового пугала: «Пускай мы нищие и бесправные, зато нас все боятся». Так что сейчас меняется внутренняя структура общества.
И писатель работает не с единомышленниками, не с социальными группами, а с комьюнити. Вы это делаете сознательно или интуитивно? Лично я делаю сознательно. Разумеется, я имею в виду вовсе не желание угодить каким-то запросам. Я имею в виду коммуникацию.
Например, аудиокнига как формат — вовсе не то же самое, что обычная книга, красиво начитанная артистом. Аудиокнига, точнее, аудиосериал строится по тем же драматургическим принципам, что и сценарий, а обычному роману такое ни к чему. И авторская речь в аудиосериале отличается от обычной большей степенью концентрации и визуальности. Комьюнити аудиосериалов — на платформе Storytel, и когда я сотрудничаю с этой платформой, то работаю в формате аудиосериала, а не в традиционном. То есть соблюдаю правила коммуникации.
Точно так же при выборе продажи прав на экранизацию я предпочитаю платформы, а не каналы или киностудии. Будущее кинематографа за платформами, а не за каналами. Способ коммуникации платформ обеспечивает куда более обширное комьюнити. Уверен, у вас тоже есть комьюнити, которое за вами следит. Какое оно?
Очень неоднородное. У меня же разные произведения, и читатели находят в них разное, да и сами люди тоже очень разные. Мое комьюнити объединяется чисто механически — моими романами, а не какими-то моими социальными действиями, убеждениями или моралью. Поэтому в моем комьюнити могут находиться, например, и весьма серьезные люди, изучающие индустриальное наследие Урала, и тинейджеры, которые косплеят пионеров-вампиров. А вы же сами тоже каким-то комьюнити принадлежите?
Человек может состоять в бесконечном множестве комьюнити. В политическом смысле я, например, принадлежу комьюнити Навального. В кинематографическом отношении я отношусь к комьюнити платформ, с которыми сотрудничаю, — скажем, к комьюнити «КиноПоиска». А еще я состою в комьюнити смешных котиков — очень люблю смотреть ролики про них. Мы начали разговор с вашего детского представления о писателе, который в возрасте и уже умудрен опытом.
Как вам кажется, что будет с вами лет через двадцать? Мне тоже очень интересно. Я надеюсь, что буду еще более-менее адекватным стариканом. Как вам кажется, вы можете перестать писать? Думаю, да.
Для меня писать — как ходить. Но я же понимаю, что если мне трамваем отрежет ноги, то ходить я не буду — и не умру. Понятно, что сам я не буду лишать себя возможности ходить или сочинять романы, но если лишить меня этой возможности насильно, то я выживу, хотя жизнь будет скучной и тоскливой. Насколько вы счастливы сейчас? Мне кажется, я счастлив по максимуму.
А в чем для вас заключается счастье? В возможности работать с полной самоотдачей. И чтобы мне хватало интеллектуальных и физических сил, времени и общения.