В 2023 году исполнилось 175 лет со дня рождения Сурикова Василия Ивановича – одного из великих мастеров русской живописи, крупнейшего представителя историче. В Русском музее Санкт-Петербурга проходит уникальная выставка, где собраны почти все самые значимые работы талантливого русского живописца. В состав выставки включены свыше 120 живописных и графических произведений Василия Ивановича Сурикова из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска. На выставке «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Санкт-Петербурге в Русском музее можно увидеть ряд акварелей художника. - Дзен- ВК - Телеграм - Рутубе - Грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) приурочена к 175-летию со дня рождения п Смотрите видео онлайн «В Санкт-Петербурге открылась.
Раневская. Сквозь смех и слезы.
- Наш коллектив посетил масштабную выставку картин Василия Сурикова в Санкт-Петербурге
- ВАСИЛИЙ СУРИКОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Эссе-отзыв
- Выставка работ Василия Сурикова в корпусе Бенуа Русского музея
- Великий «композитор»: в Русском музее готовы открыть юбилейную выставку Сурикова
- Пошли иным путём
- Гигантские картины Сурикова можно увидеть на выставке в центре Петербурга
Выставка Василия Сурикова в Русском музее: всё, что надо знать перед посещением
Государственный Русский музей представил в Санкт-Петербурге первую за 90 лет масштабную выставку картин Василия Сурикова, на которой собрано 120 произведений художника из коллекций нескольких музеев России. Россия, Санкт-Петербург. Все отзывы автора. В Санкт-Петербурге в Корпусе Бенуа Русского музея проходит выставка «Василий Суриков», приуроченная к 175-летию со дня рождения выдающегося художника.
Потому что русский: петербургская выставка Василия Сурикова
К 175-летию со дня рождения». Впервые оформление художественной экспозиции дополнено сразу несколькими формами мультимедийного контента, фокусирующего внимание зрителя на важных элементах живописной манеры художника и культурных традициях изображаемой им эпохи. В экспозиции представлены 3D-реконструкции, детская компьютерная игра, предметно-цифровая аудиовизуальная инсталляция и фильмы, дополняющие и расширяющие понимание творчества великого живописца. Встречает зрителей первый русский игровой фильм «ПонизОвая вольница» 1908 год, Ателье Дранкова, из архивов Госфильмофонда. Фильм расширяет представление о новых медиа в период работы Сурикова над «Степаном Разиным». Возможно, именно картина Сурикова повлияла на появление такого же исторического сюжета в новом виде искусства, в чем выразилось своеобразное проявление русского культурного кода.
Для маленьких посетителей специально к выставке создана детская компьютерная игра по мотивам картины «Взятие снежного городка». Такое решение позволяет зрителям в яркой и образной форме познакомиться с игровой национальной культурной традицией, составляющей содержание одноименной картины. В условиях проживания в мегаполисах в плену технологичных сервисов игра напоминает о сибирских зимних забавах с историческим и мифологическим контекстом. У Русского музея уже есть ряд художественно-исторических компьютерных игр, в которые играют посетители его виртуальных филиалов, но впервые такая игра становится дополнением реальной художественной экспозиции. В последнем зале выставки Сурикова посетители попадают в предметно-цифровое пространство, где представлена мультимедийная инсталляция «Красота вещей». Здесь произведения народного искусства дополняют цифровую проекцию на огромные поверхности стен экспозиции.
Эти кадры «Звезда» сняла месяц назад, когда в мастерской Русского музея специалисты буквально «на коленках» восстанавливали шедевр, заметно потускневший за 100 с лишним лет.
Благодаря комплексной научной реставрации удалось убрать все загрязнения, укрепить красочный слой. И теперь легендарный атаман вновь сверкает голубыми очами - почти такой же, каким его написал художник. Появилась теплохолодность, тональная градация, появилась глубина, пространство, небо - мы довольны результатом», - сказал завотделом реставрации масляной живописи Русского музея Марат Дашкин. История вольного казачьего народа - одна из любимых тем Василия Сурикова. Уроженец Красноярска, он сам был родом из казаков. На картине «Покорение Сибири Ермаком» каждый персонаж - самостоятельный герой. Кстати, именно за склонность к многофигурной композиции еще во время учебы в Академии художеств Сурикова прозвали «композитором».
Наша миссия - сформировать туристический потенциал средней полосы через красоту и самобытность исконно русской фигурной езды, - рассказала Нина Кописки. Анна Агеева-Дзукаева, создатель интеллектуальной игры для популяризации русского языка «Потолкуем? Игра «Потолкуем? Директор Ассоциации деятелей культуры и бизнеса «Я лидер» Илья Листопадов рассказал о кросс-культурном проекте «Евразийская неделя моды». Множество молодых дизайнеров готовы продолжить тренд Вячеслава Зайцева, который впервые в истории мировой моды ввёл на подиумы валенки и шапки-ушанки «от кутюр», - заявил Листопадов. О значимости отечественного Life-long education рассказала Марина Харахордина, руководитель методического отдела компании Skillbox - одного из лидеров рынка онлайн-обучения в РФ. Сегодняшним Ломоносовым заниматься саморазвитием куда проще - онлайн-образование делает знания доступными для людей из любых уголков страны. Теперь, чтобы услышать классных экспертов по интересной теме, нужно только включить компьютер. У нас более 560 образовательных программ по маркетингу, дизайну, программированию, разработке игр, управлению и мультимедиа, - отметила Харахордина.
Нацпроекты стали ответом на ностальгию населения по масштабным планам властей и устремленности в «светлое будущее».
Не только собрать шедевры вместе: как создаются выставки-события
В Русском музее в Петербурге в четверг открылась выставка картин Василия Сурикова, приуроченная к 175-летию живописца. С 1 декабря в корпусе Бенуа Русского музея открыта масштабная выставка великого живописца Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). В Русском музее Санкт-Петербурга готовится к открытию выставка, посвященная 175-летию великого художника Василия Сурикова (1848—1916). Выставка в честь 175-летия великого живописца Василия Сурикова открылась в Русском музее Санкт-Петербурга 1 декабря. - Дзен- ВК - Телеграм - Рутубе - Грандиозная выставка произведений Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) приурочена к 175-летию со дня рождения п Смотрите видео онлайн «В Санкт-Петербурге открылась.
Посмотрите, как в Красноярске распаковывают 6-метровую картину Сурикова из Петербурга
Посещение выставки "Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения" | Навигатор по государственным сайтам Санкт-Петербурга. |
В Русском музее откроется выставка с работами Василия Сурико - 22 ноября 2023 - Петербург Онлайн | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В Русском музее готовят самую крупную выставку Василия Сурикова: приедут 120 картин со всей страны. |
К 175-летию со дня рождения Василия Сурикова: гид по выставке в Русском музее
В Петербурге собрали всего Сурикова Дата публикации: 29 ноября 2023 Русский музей 1 декабря открывает самую масштабную в новейшей истории выставку Василия Сурикова к 175-летию со дня рождения художника. Произведения из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, красноярского Музея-усадьбы Сурикова, Московской духовной академии, Московской галереи Ильи Глазунова будут выставлены в Корпусе Бенуа. В последний раз Петербург видел такую полную коллекцию суриковских работ почти 90 лет назад в 1937 году.
А воплотить ее помогла ненастная погода, которую семья Сурикова пережидала, собравшись у стола. Дождь, окно, группа близких людей, грусть... Меншиков в Березове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать!
Работая над картиной, он побывал на Дону, где искал типажи для образов казаков, в Хакасии, где писал татар, на севере Сибири — месте решающей битвы. Николай II сказал, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее» и приобрел полотно за 40000 рублей — рекордную для картин русских художников сумму. Скульптурное изображение Ермака 1891, ГРМ работы Марка Антокольского, представленное рядом с полотном, приближает эту историческую фигуру к зрителю, подчеркивает ее значение. Эта яркая и пестрая картина отличалась от прежних творений Сурикова, связанных с историческими коллизиями. Взятие снежного городка на Масленицу он видел еще в детстве. На сей раз по его просьбе сельская молодежь устроила инсценировку, а натурщиками стали родственники и знакомые Сурикова.
В «Переходе Суворова через Альпы» Сурикову удалось создать выразительные образы «народного героя» Суворова и его «чудо-богатырей». Он проделал огромную подготовительную работу: искал необходимые ему физиономические типы, изучал в музеях военную форму павловского времени. Ради достоверности пейзажного фона он побывал в Швейцарии. И все же для большей выразительности Суриков отступил от исторической правды. Василий Верещагин отмечал, что при спуске по склону солдаты отомкнули бы штыки.
Соприкосновение с творчеством выдающихся русских художников является частью образовательного процесса Академии, важным элементом интеллектуального, духовного, эстетического просвещения слушателей.
Слушатели также смогли посетить выставку «Помним! К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». В сопровождении экскурсоводов слушатели провели в музее больше трех часов. Василий Иванович Суриков 1848—1916 — русский художник, автор исторических полотен, известных во всем мире, прадед Никиты Сергеевича Михалкова. В своем творчестве художник запечатлел не просто важные события, но и переломные вехи в истории России. Выставка, организованная к 175-летию художника вызвала у слушателей огромный интерес.
Это уникальная возможность увидеть картины художника из фондов разных музеев со всей России — свыше 120 живописных и графических произведений В. Сурикова представлены из собраний музеев Санкт-Петербурга, Москвы и Красноярска, в том числе знаменитые исторические картины «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова» Третьяковская Галерея , «Меншиков в Березове» Третьяковская Галерея , выдающиеся по художественному уровню портреты, картины на религиозные сюжеты, мастерски исполненные акварели, прекрасные образцы книжной иллюстрации.
Ярко звучит в творчестве Сурикова тема родной ему Сибири. Как признавался художник, она воспитала в нём идеалы исторических типов и дала дух, силу и здоровье. Теме края героев посвящён отдельный зал, в котором представлены известные полотна "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем", "Меншиков в Берёзове". Авторы выставки органично вплели в классический облик экспозиции предметы из богатого собрания народного прикладного искусства Русского музея, помогающие убедиться, как точно совпадал взгляд Сурикова с действительностью, которую он писал. По словам Аллы Маниловой, ещё одним новшеством выставки стала мультимедийная реконструкция маршрута перехода великого полководца через Альпы, дополняющая историческое полотно. Василий Суриков и сам побывал в Швейцарии для соблюдения достоверности пейзажного фона. Однако для большей выразительности всё же отступил от исторической правды: художник Василий Верещагин отмечал, что при спуске по склону солдаты отомкнули бы штыки от оружия, да и конь не подошёл бы так близко к обрыву.
Но столь яркая и эмоциональная передача образа не могла не полюбиться публике. Кураторы экспозиции надеются, что маленьких зрителей увлечёт созданная специально для выставки мультимедийная игра по мотивам полотна "Взятие снежного городка". Эта яркая картина отличалась от прежних творений Сурикова и ознаменовала возвращение к творчеству после смерти любимой жены. Автор: Валентин Беликов И вновь "впервые" — Русский музей показывает Сурикова не только как гения композиции и исторической картины, но и как мастера графики.
Не только собрать шедевры вместе: как создаются выставки-события
На выставке «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» в Санкт-Петербурге в Русском музее можно увидеть ряд акварелей художника. К 175-летию со дня рождения» в Санкт-Петербурге побывали более 250 тыс. человек. Масштабная выставка картин Василия Сурикова впервые за 90 лет открылась в Петербурге.
«Масштабы впечатляют»: репортаж с выставки картин Сурикова в Санкт-Петербурге
По словам Маниловой, на выставке впервые столь полно показали не только историческую живопись, но и религиозную, а также графическое наследие художника. Экспозицию дополняют предметы народного и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея: они помогут зрителю ощутить достоверность предметного и духовного мира, воплощенного в полотнах живописца. Обрамляет выставку мультимедийная программа. Зрители смогут в том числе в подробностях увидеть процесс реставрации работ Сурикова и 3D-реконструкцию маршрута перехода Суворова через Альпы, а для детей создана игра по мотивам картины "Взятие снежного городка". Манилова добавила, что впервые в рамках выставки в Русском музее открыт просветительский зал, где можно будет узнать о влиянии Сурикова на русскую художественную традицию и мировую культуру.
Вот рядом с картиной "Посещение царевной женского монастыря "в витрине представлены элементы женской одежды и украшений. Знаете ли вы, что обязательной деталью праздничного убранства головы девушки считался накосник - широкая и богато украшенная кисть? Здесь же ожерелье, кокошник, расшитые мелким речным жемчугом, цветным стеклом, серебряной нитью, - вещи не слишком драгоценные, но тем проще представить их в повседневной жизни. Кроме того, специально для выставки разработан мультимедийный контент: на экранах можно в подробностях изучить процесс реставрации "Степана Разина" или рассмотреть ковры - с пестрыми коврами критики сначала пренебрежительно сравнивали многоцветные и многофигурные произведения Сурикова, и это же потом признали одним из главных достоинств живописца. А для самых маленьких посетителей предназначена компьютерная игра "Взятие снежного городка" - она находится в том же зале, что и картина-оригинал. Кстати, это единственное масштабное полотно Сурикова на неисторическую тему. Всего на выставке представлено более 120 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, красноярского Музея-усадьбы Сурикова и Красноярского художественного музея, Московской духовной академии, Московской галереи Ильи Глазунова.
Организовать перемещение такого большого количества ценных полотен и подготовить для них выставочное пространство, наиболее выгодно раскрывающее особенности творческой манеры Сурикова, удалось всего за шесть месяцев - в том числе благодаря финансовой поддержке генерального спонсора. В рамках программы.. Культурная страна.. Русский музей как самое крупное собрание русского искусства в мире для нас всегда имел особое значение. Нас связывают партнерские отношения уже 21 год. За это время банк поддержал около 25 проектов, которые всегда проходили с большим успехом. Уверен, что новая выставка не станет исключением.
В ней можно почерпнуть информацию об истории искусства и истории нашей страны, - говорит Юрий Левченко.
Его знаменитое «Благовещенье» или эскизы к большим полотнам по вселенским соборам. Есть специальный зал, который этой тематике посвящен», — рассказал и. Фото: телеканал «Санкт-Петербург» «Выставка художника проводилась 90 лет назад, такая комплексная, представляющая полностью его творчество. Это достаточно большой период времени — в 1937 году петербуржцы увидели такую развернутую выставку в Русском музее», — отметила заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина. Как отметили в Русском музее, петербуржцам также покажут знаменитую «Боярыню Морозову», которая 40 лет не покидала стены Третьяковской галереи.
Выставка Сурикова в Русском музее продлится до 10 июня 2024 Выставка Сурикова в Русском музее продлится до 10 июня 2024 Выставка Сурикова в Русском музее Русский музей открыл самую масштабную в новейшей истории выставку Василия Сурикова, приуроченную к 175-й годовщине со Дня рождения живописца. Посетители увидят более 120 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, красноярского Музея-усадьбы Сурикова, Московской духовной академии, Московской галереи Ильи Глазунова.
Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения
Кстати, на изначальном эскизе рядом с Разиным была изображена персидская княжна. Когда Сурикову надоедали вопросы о том, почему её в итоге нет на полотне очевидно, вспоминая сюжет из народной песни , живописец отвечал, что Разин её утопил, указывая на место на картине, где по воде расходятся круги. Однако, по авторской версии, они — от всплеска вёсел. Читайте также: Туриндустрия Петербурга рассчитывает на конгрессы и выставки За залом с центральной фигурой Степана Разина, в котором представлены также первые пробы кисти Сурикова и его последняя картина "Благовещение", следуют пространства, разделённые тематически. Впервые Русский музей показывает художника как мастера не только исторической живописи, но и религиозной — сюжеты на библейскую тему собраны в отдельном пространстве. В их числе — "Исцеление слепорождённого", произведение, практически не известное широкой публике. Написанное в 1888 году, оно является выражением печали художника от безвременной потери супруги Елизаветы Шаре. В картине читается духовное прозрение Сурикова, обратившегося к религии как к источнику силы и поддержки в безмерном горе.
Автор: Валентин Беликов Отдельный зал занимают эскизы и полотно "Боярыня Морозова" — одна из жемчужин Государственной Третьяковской галереи. Работая над этим сюжетом, Василий Суриков стремился найти прототип для каждого персонажа: в монастырях, на кладбищах и рынках. А потом просил подолгу стоять на морозе, добиваясь подлинности и выразительности в набросках.
Да и все остальные тоже, те же Елисеевы? Только вчера второй человек в государстве, а сегодня уже обобранный до нитки ссыльный. И чем не сюжет для века XX-го? Конечно, Суриков подобные смыслы мог и не закладывать. Но ведь произведения великого художника всегда больше, чем те идеи, которые он хотел сам отразить. Выставка включает свыше 120 живописных и графических произведений.
Их привезли из разных музеев страны, в том числе из учреждений Москвы и Красноярска. Одним словом, классику. Отдельный раздел отдан под произведения на сюжеты из Библии и истории Церкви. Здесь стоит обратить внимание на такие картины как «Милосердный самаритянин», «Благовещение», «Исцеление слепорожденного». Последнее произведение хранится в коллекции Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии и почти неизвестно широкой публике. Уникальное трагическое по звучанию полотно создано Суриковым после потрясения, вызванного безвременной кончиной его жены.
А потом просил подолгу стоять на морозе, добиваясь подлинности и выразительности в набросках. Образы с картины являются поистине собирательными портретами целых явлений русской жизни. И очевидно, что, обладая средствами, он купил для своего нового творения очень дорогие и качественные пигменты. Посмотрите, в голубой шубе склонившейся боярыни — натуральный ультрамарин. Мы отчётливо видим приметы творческой самоотдачи замечательного, ни на кого не похожего живописца", — рассказывает первым гостям выставки Григорий Голдовский, и. Ярко звучит в творчестве Сурикова тема родной ему Сибири. Как признавался художник, она воспитала в нём идеалы исторических типов и дала дух, силу и здоровье. Теме края героев посвящён отдельный зал, в котором представлены известные полотна "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем", "Меншиков в Берёзове". Авторы выставки органично вплели в классический облик экспозиции предметы из богатого собрания народного прикладного искусства Русского музея, помогающие убедиться, как точно совпадал взгляд Сурикова с действительностью, которую он писал. По словам Аллы Маниловой, ещё одним новшеством выставки стала мультимедийная реконструкция маршрута перехода великого полководца через Альпы, дополняющая историческое полотно. Василий Суриков и сам побывал в Швейцарии для соблюдения достоверности пейзажного фона.
Игорь Акимов, "Metro" Фото: Погрузиться в творчество Ещё одной особенностью выставки стало то, что произведения разместятся таким образом, чтобы их можно было подолгу рассматривать, словно погружаясь в них. Как-то я проходил по залу и увидел его сидящим напротив картины "Переход Суворова через Альпы". Где-то через полтора часа я прошёл там снова — он оставался на том же месте и так же внимательно рассматривал детали. И если мы присмотримся к произведениям Василия Сурикова, то увидим, что детализация — это то, что особенно важно для этого мастера. Здесь нет манифестов, броских решений — только внутреннее осознание и понимание сюжета. Игорь Акимов, "Metro" Фото: Что мы знаем о художнике Суриков Василий Иванович 1848—1916 — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств. Родился в Красноярске в семье казачьего офицера. Окончил петербургскую Академию художеств у П. Первое значительное произведение — "Утро стрелецкой казни" 1881 г.
Василий Суриков в Русском музее
Навигатор по государственным сайтам Санкт-Петербурга. Масштабная выставка работ Василия Сурикова, посвященная 175-летию со дня рождения великого русского художника, продлится до 13 мая 2024 г. Смотрите информацию о билетах и расписании на нашем сайте. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. В Русском музее готовят самую крупную выставку Василия Сурикова: приедут 120 картин со всей страны.
Cписок работ
- Русский музей продлил крупнейшую за почти 90 лет выставку Василия Сурикова |
- В Русском музее готовится главная выставка года
- Уже 27 апреля в Петергофе официально начнется летний сезон с торжественным запуском фонтанов ⛲️
- В Русском музее откроется выставка с работами Василия Сурикова
- Выставка Сурикова в Русском музее продлится до 10 июня 2024
- Шестиметровую картину Василия Сурикова везут в Красноярск из Санкт-Петербурга
Суриков: заказчики, приёмы, недоброжелатели. На выставку с Серафимой Коломейцевой.
На сегодняшний день идет активная подготовка, а из постоянной экспозиции Михайловского дворца доставлена картина «Переход Суворова через Альпы». Также полотно замотали в специальный вал и в ближайшее время его установят в подрамник. При этом впервые предстанут работы Сурикова на религиозную тематику.
На картине особенно выделяются лица героев, особенно Христа, схожим с ликом Христа на картине Александра Иванова «Явление Христа народу»; в лице слепорожденного угадываются черты самого Сурикова. Хотя событие на картины является чудом, видимой радости нет. Слепорожденный поражен и не осознает полностью открывшийся перед ним мир. Черты Христа выражают суровость и неизбежность, он не исцеляет, а призывает узреть истину. При создании полотна, художник провел колоссальную подготовительную работу: созданы сотни этюдов и эскизов и подобраны прототипы для каждого героя картины. Прообразом боярыни Морозовой послужила начетчица с Урала, приехавшая в старообрядческую общину.
Картина изображает эпизод из истории церковного раскола в России XVII века, в котором Морозова выступала ярой противницей реформ патриарха Никона. Образ Морозовой выделяется черным облачением и жестом руки, который привлекает внимание. Художник создал разномастную толпу, отражающую разнообразие жителей России того времени. Великое историческое видение и характеры переданы с помощью образности, цветового богатства и выразительного композиционного решения. Не смотря на то, что художник был открыт для новых идей и экспериментов в искусстве, он продолжал вдохновляться историческими событиями. Картина изображает предводителя крестьянского восстания возвращающегося из успешного похода. Суриков сосредоточил внимание на самом Разине, который, несмотря на веселье и богатство, задумчив и серьезен. В работе есть некоторая недосказанность и загадочность: отсутствие похищенной персидской княжны и одиночество лидера.
Картина символично показывает непреодолимый ход времени и трудности предстоящего будущего. Несмотря на то, что он редко писал заказные портреты, он находил моделей среди своих родных, друзей и знакомых. Многие из его женских портретов имеют обобщенные названия и иллюстрируют определенный типаж, связывая прошлое и настоящее. В этих портретах художник смог передать особую русскую красоту и силу, оживляя своих идеалов на полотне.
Свидетельство о регистрации СМИ. Генеральный директор — Н. Главный редактор — С.
Особая гордость специалистов Русского музея — картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин», которые выставлены после длительной и сложной реставрации и, как утверждается, выглядят так же, как и сразу после их создания. На выставке можно познакомиться и с особенностями реставрационного процесса. Искрящееся, полное веселья и света полотно «Взятие снежного городка» поделилось сюжетом с мультимедийной игрой, рассчитанной на юных посетителей выставки. Понятно, что само полотно приковывает к себе внимание на значительный отрезок времени, так еще не меньше сил потребует знакомство с этюдами и эскизами к картине, расположенными по периметру выставочного пространства. Обширный комментарий посвящает в детали создания шедевра, не умалчивая и о пресловутой истории с вороной, которая, распластавшись в снегу, запомнилась Сурикову: черное пятно впоследствии задало форму очертаниям героини картины. Но как бы ни завораживали накалом страстей «Боярыня Морозова» или проникнутая трагедией картина «Меншиков в Березове», мой личный выбор остановился на дивных тонких акварелях и графических работах, которые Суриков выполнил по итогам своей поездки во Францию и Италию, а позже — в Испанию. Принято считать, что эти произведения выпадают из наследия Сурикова, нехарактерны для его творческого почерка. Думаю, что с этим нельзя согласиться. Что бы ни оказывалось в центре внимания художника — развалины Колизея, цветочный натюрморт или бой быков, — везде заметна страсть к точности деталей и наполнению этих, в общем-то, миниатюр тем самым воздухом, который заполняет собой объем суриковских монументальных шедевров.
Завершает экспозицию так называемый познавательный зал. Здесь сосредоточены мультимедийные экспонаты, рассказывающие в том числе и о народных элементах в работах художника. Но не только: второй неожиданно поразившей меня особенностью выставки стал ажиотаж — иначе не сказать — вокруг генеалогического древа рода Суриковых, включающего множество знаковых для российской истории имен. По поводу этого экспоната кто только не злопыхал: «прогрессивная общественность» не смогла перенести явления в музейных стенах имени Никиты Михалкова, прямого потомка художника — его правнука. Но как и у всего дурного, у этой шумихи были вполне добрые последствия. Я лично наблюдал столпотворение публики у древа, слышал громкие реплики: «Вот Никита!