В театре Нижнего Тагила премьера – спектакль по Чехову «Чайка» поставил режиссёр из Москвы Дмитрий Лимбос. Гастроли на сцене Большого театра открылись спектаклем "Чайка. Каким же многогранным получился у нас спектакль по мотивам пьесы Антона Чехова!
«Чайка»: территория смыслов
В спектакле звучат авторские песни и кавер-версии на песни зарубежных исполнителей, отрывки из повести-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» о чайке. Несмотря на смелое режиссерское решение, все ключевые сюжеты оставлены, события пьесы почти не сократили (спектакль идет три часа с одним антрактом). хореографическая интерпретация пьесы Антона Чехова на музыку Сергея Рахманинова и Александра Ситковецкого. «Чайка» – это соединение философии с ШОУ, глубочайшего смысла с самыми яркими, на сегодняшний день, средствами выразительности.
«Попали и мы с вами в круговорот»
- «Чайка»: территория смыслов | Музыкальная жизнь
- Борис Эйфман превратил чеховскую «Чайку» в драматичный балет // Новости НТВ
- Пять «Чаек» МХТ — от Станиславского до Коршуноваса
- 25 октября спектакль "Чайка. Эскиз" будет сыгран в Москве
В МХТ имени Чехова снова прилетела «Чайка»
И сколько любви... О, колдовское озеро! Композитору Илье Демуцкому, хореографу Юрию Посохову и режиссеру Александру Молочникову удалось волшебство: наполнить действо чеховской грустью и передать все «пять пудов любви». Несмотря на множественность театральных прочтений тут «Чайку» опережает только шекспировский «Гамлет» , она так и осталась самым таинственным произведением Чехова, где текст не совпадает с подтекстом: говорят о дереве, а на самом деле — о любви и чувствах, а они в свою очередь основаны на «партитуре нюансов». В том числе и балетный, переводя вялотекущую усадебную жизнь с кажущимися необязательными разговорами в пространство пластических интонаций и жестов, взглядов и поз. Впрочем, новый балет не оглядывается на эти образцы, он — самодостаточный и самоценный.
Для авторов спектакля пьеса — художественный код, эстетическая схема, с помощью которых они создают свою интерпретацию чеховского оригинала. Спецпоказы спектакля о Константине Треплеве уже видели друзья Театра имени Пушкина, а официальная премьера — осенью. Дерзости фантазий словно разрешил потомкам сам Антон Павлович, «спрятав» многие события: между 2-м и 3-м действием прошла неделя в это время Треплев вызывал на дуэль Тригорина, и, значит, были выяснения отношений. Или между 3-м и 4-м прошло два года, за которые Нина оставила отчий дом, стала актрисой, родила и потеряла ребенка. Маша вышла замуж за немилого учителя, стала матерью.
Костя Треплев опубликовал несколько своих рассказов. Тригорин бросил Нину и вернулся к Аркадиной. Дорн съездил в Геную. Все важное — за сценой. Обращение хореографа Юрия Посохова к Чехову кажется закономерным — его авторский театр, разбросанный по миру балеты «прописаны» в Америке и Дании, в Грузии и Австралии , открыт классической литературе.
В Большом театре шли несколько его спектаклей, сегодня в репертуаре обласканные заслуженными наградами «Герой нашего времени» и «Нуреев». Спектакль Большого театра, во многом перелицевавший литературный сюжет, оказался чеховским по атмосфере грусти — «жизнь утекает» — и характерам героев: все несчастливы, страдают, влюблены без взаимности, у каждого своя драма. Непонятно, кто из них отрицательный, кто положительный.
Режиссер использует «приближающую оптику», фокусируя внимание на актерских работах. Он почти «оголяет» артистов, располагая основное действие на лишенной декораций авансцене, усиливая малейший звук микрофонами.
Тем более хрупкими и нелепыми выглядят чеховские герои. Тем комичнее и тем трагичнее выглядят их маленькие жизни...
Но сам он не любит, и сам — нелюбим.
Рядом с ним молодая девушка, мечтающая стать актрисой, — она влюблена в него безответно, но вся жизнь ее пройдет без любви. А вот еще влюбленная девушка, которая выйдет замуж за того, кого не любит, потому что тот, кого она любит, не смотрит на нее и сам отравлен нелюбовью… Трагизм историй этих людей поймешь только в финале, когда «взорвется склянка» в аптечке доктора Дорна. Но именно этим и ценна новая версия чеховской пьесы.
Их время уходит, утекает в землю, подобно колдовскому озеру превращается в песок. Негромкий неравнодушный голос автора слышан не в репликах героев, а в том, что находится за этими самыми репликами. Так мы можем проникнуть в мир человеческих слабостей и желаний. Мир пьесы без главного героя, мир, где центр тяжести и само время иллюзорны и обманчивы. Режиссёр спектакля Вероника Вигг о пьесе и постановке: «Пьеса «Чайка» - особая, ее можно назвать пьесой-ловушкой, пьесой с огромным воздушным пространством и неожиданно жесткими условиями полета.
Бесконечное «люблю»: в театре кукол «Сказка» представили новое прочтение чеховской «Чайки»
Второй премьерный показ спектакля «Экология души» состоится сегодня, 25 августа, в 18 часов в «Чайке» на Советском проспекте, 35а в Вологде. 12, 13 и 18 июня состоится премьера спектакля «Чайка» на Новой сцене Александринского театра. Фото: Анна Быкова, «Вечерняя Москва» Постановка «Чайка» прошла 26 января в Театре Роста в Царицыно. 16 марта в театре «Школа драматического искусства» состоится премьера спектакля «Чайка» в постановке Павла Карташева. 12, 13 и 18 июня состоится премьера спектакля «Чайка» на Новой сцене Александринского театра. О спектакле «Чайка» в МХТ им. Чехова, Екатерина Барабаш, на русском, 1.10.2020.
Комментарии
- Поделиться
- Театр Моссовета: Чайка
- Спектакль "Чайка. Балетная история" открыл гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Москве
- Фото и видео
- Нижнетагильский драматический театр
Спектакль «Чайка. Балетная история» открыл гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Москве
Несмотря на смелое режиссерское решение, все ключевые сюжеты оставлены, события пьесы почти не сократили (спектакль идет три часа с одним антрактом). изображение анонса. В спектакле звучат авторские песни и кавер-версии на песни зарубежных исполнителей, отрывки из повести-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» о чайке. Вместе с тем чеховский текст явлен в спектакле почти в полном объеме, с незначительными купюрами. Несмотря на смелое режиссерское решение, все ключевые сюжеты оставлены, события пьесы почти не сократили (спектакль идет три часа с одним антрактом). 19 июня, в ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ, будет показан спектакль Камерного театра Малыщицкого (г. Санкт-Петербург) «Чайка» по пьесе Антона Павловича Чехова.
Сообщи новость
- Спектакль «Чайка. Балетная история» открыл гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Москве
- «Театр дышал злобой». Как встречали «Чайку» Чехова | Аргументы и Факты
- Подпишитесь на рассылку
- ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ «ЧАЙКА»
Спектакль "Чайка" в театре "Школа драматического искусства"
Например, когда я брил наголо Колю Падалко Костю Треплева , этот смех в зале… Каковы были его причины? Что происходило с артистами? Соня Илюшина Заречная — хохотала вместе с нами, будучи в этот момент Ниной в Соринском доме, которая разглядывала в зеркало шкафа «мутацию» героя. Она готовилась к спектаклю, а я менял на глазах зрителя Треплевский психотип.
Из белокурого покладистого подростка Коля превращался в лысого неврастеника внутренняя перемена перешла во внешнюю. И он тоже смеялся. И этот наш смеховой разряд был спонтанен.
Событие происходило, но реакции на него мы не планировали. Когда и как случилась сцепка? Я думаю, начало взаимодействия произошло еще до того, как погас свет в партере.
Ведь поначалу я ходил по зрительному залу, куда публика пришла на классику, и предлагал в случае возникшего устойчивого желания покинуть зал — не бояться своего желания и сделать это. В любой момент. И меня услышали.
Сверхчувственное восприятие сработало. Как я к этому отнесся? Трудно сказать.
Режиссер сам предложил артистам: «Готовьтесь к чему? Ни к чему. Готовьтесь к чему?
Ко всему». Ну я и не готовился. Не ожидал ничего и всего что угодно.
Так и происходило. Когда Коля Костя Треплев приглашает зрителя выйти на сцену в эпизод дачного праздника, что происходит со зрителем в этот момент? Вовлеченный Костей Треплевым в происходящее, он спонтанен.
А значит, рушатся коридоры роли. Заготовленное на репетициях поведение не работает. Привычный сценарий премьеры поломан.
Спектакль окончен! Ремесло должно беречь психику артиста от ежедневных затрат, понимаю. Но пьеса Чехова заставила вытащить другие ресурсы, и каждый получил опыт: зрители — свой, артисты — свой.
Один из вопросов «Ч-Чайки»: зачем вы пришли, отдыхать или работать, он всегда актуален. Разрушение четвертой стены, которое уже давно является общим местом в театральной практике, оно сегодня не в том, что, вот, смотрите, артист среди публики. Как правило, это лишь формальный перенос режиссерами действия из одной формы локации в другую.
Не более. Назовите его хоть интерактивом, хоть апартом — там все спланировано. Зритель по привычке ощущает себя в безопасности, продолжает самодостаточно созерцать артиста.
Просто ближе. Он не чувствует страха, возбуждения, желания прикоснуться. Как вернуть зрителю тонкий опыт реального переживания?
Необязательно комфортного. Ведь четвертая стена, она нематериальна, она не в пространстве, не в сценографии. Четвертая стена — в закрепощенности зрителя и артиста, в их защищенности друг от друга.
Поэтому что касается критики, она в любом виде — реакция. Я с интересом читаю разгромные посты и философские анализы: «Неизбежные моменты», «Шум», «Хотелось обнять ребенка», «Прочь! Зритель работает и это замечательно.
Стена разрушена. Фото Полины Секисовой — Могли ли вы во время премьеры спрогнозировать тот эффект, который спектакль произвел в обществе и прессе? Но то, что зритель оказался такой живой, думающий нервом, это сильно!
Оказывается, зритель способен перетекать в своем восприятии в новую форму взаимоотношений. Меня это очень тронуло. И до сих пор вызывает огромную благодарность.
Все виды реакций — от критики до тишины. Это значит, театр продолжает быть живым. Травматичный эксперимент первого премьерного дня открыл вытесненный из театра потенциал зрительского «участия».
Все случилось. И это прекрасно. Спорный не совсем, конечно, мое поле.
Спор деструктивен, как форма коммуникации. Мне больше нравится, когда мы пытаемся озвучивать свои мысли по очереди. И понимать их.
Но в разговорной речи, да, я бы согласился с подобным тезисом. Но ведь и спора-то не было. Все свободно высказались.
Воспоминаний, которые были в его жизни до того момента, как он застрелился. Онлайн-премьера состоится 26 апреля в 19. Запись будет доступна бесплатно для всех зарегистрированных пользователей в подборке "Искусство онлайн" по ссылке artonline.
Этот спектакль Андрей Кончаловский выпустил здесь в 2004-м, а спустя 20 лет зрителей ждет новая редакция постановки. Моссовета Евгения Марчелли, репетиции уже начались. Премьерные показы пройдут совсем скоро - в феврале 2024 года. В новой версии спектакля будут другие исполнители. Дело в том, что можно сделать очень современно по форме, а волновать не будет...
Настоящие перемены начались именно с «Чайки». Вообще чеховской драматургии новый театр обязан своим «рождением» и дальнейшим мировым признанием. Чайка стала символом театра, его эмблемой и талисманом. Она обеспечила себе вечную прописку на зеленовато-сером занавесе театра. Когда в 1902 году МХТ получил здание в Камергерском переулке, архитектор Федор Шехтель, занимавшийся его проектировкой, создал и эскиз чайки. В пьесе чайку подстреливает Треплев и приносит к ногам своей возлюбленной, Шехтель же решил «оживить» птицу — у него она как будто парит над волнами. Первая — совместная работа Станиславского и Немировича-Данченко. Станиславский долго не хотел за нее браться: поначалу ему казалось, что он не понимает ее смысл. Отказывался отдавать свою первую пьесу и сам автор.
Он был расстроен полным провалом постановки в Александринском театре с блистательной Верой Комиссаржевской в роли Нины Заречной. Да и критика на него обрушилась нешуточная, как со стороны зрителей уходя со спектакля, они выкрикивали оскорбления — «скука», «декадентство» , так и со стороны экспертов. И тем не менее Немировичу-Данченко удалось убедить обоих: он верил в Чехова как в главного русского драматурга. Работая над спектаклем, Станиславский сумел разглядеть в пьесе скрытый в диалогах подтекст, угадал настроение, уловил тончайшие психологические нюансы. Четко следуя чеховским ремаркам, он смог передать атмосферу летнего сада, наступающих сумерек, приближающейся грозы, воссоздать звуки — пение птиц, стук гравия, топот лошадей, шелест листьев. С помощью сценографии — подробно показать мельчайшие детали быта и поведение персонажей, вписанных в этот быт: они раскуривали папиросы, пили чай, чиркали спичками. Зритель мог наблюдать, как утро переходит в день, а затем наступает вечер, он видел на сцене пейзаж и героев, существующих в этом пейзаже. Чехова Главная заслуга Станиславского заключалась в том, что персонажи на сцене показывали зрителю знакомую ему жизнь и в то же время передавали стойкое ощущение бессмысленности этой жизни, скуки и утомления. Для русского театра такая постановка была не просто новой и неожиданной, это было настоящим переворотом и ознаменовало рождение нового, режиссерского театра.
Премьера «Чайки» состоялась 17 декабря 1898 года. Все артисты были напряжены до предела, боялись провала, одна артистка упала в обморок, после первого акта зал сидел в полном молчании. Но вдруг по окончании спектакля раздался гром аплодисментов. Успех, небывалый успех.
«Как все нервны! И сколько любви... О, колдовское озеро!» Премьера «Чайки» в Большом театре
Сцена из спектакля по пьесе А. П. Чехова «Чайка» в постановке К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Фото: РИА Новости/ Вячеслав Рунов. "Спектакль "Ч-Чайка" я хотел бы посвятить своему учителю. Сама Славяна Кощеева уже рассказывала в интервью «БИЗНЕС Online», что спектакль «Нина-Чайка!» вырос из студенческого проекта Российского государственного института. В легендарном спектакле Художественного театра 1898 года, после которого эмблемой театра стала чайка Федора Шехтеля, парящая над волнами. «Чайка» литовца Оскараса Коршуноваса сшита по лучшим лекалам современного искусства: тут нет «четвертой стены», и актерам не приходится смотреть на публику остекленелым взглядом.