Во втором отделении прозвучала Первая симфония Рахманинова, включенная в программу фестиваля по просьбе внука композитора Александра Рахманинова. И, думаю, в этом плане мы вместе с коллегами небесполезно поработали, например, в жюри конкурса имени Рахманинова по специальности "дирижирование". В исполнении Филадельфийского симфонического оркестра 6 ноября 1936 года впервые прозвучала 3-я симфония Сергея Рахманинова. «Симфонические танцы».
Сергей Рахманинов. Симфония № 2. listen online
Изначально поэма задумывалась Рахманиновым как симфония, но все изменило анонимное письмо с просьбой прочесть приложенный бальмонтовский перевод стихотворения Эдгара По. С. В. Рахманинов Симфония № 1, соч. Первозданная, но по стилистике безупречная исполнительская трактовка Второй симфонии. «Карантинная» симфония АЛЕКСАНДРА ЧАЙКОВСКОГО 21 АПРЕЛЯ в программе концерта АСО имени С.В. Рахманинова! Сергей Рахманинов Симфония №2 2 часть (Royal Concertgebouw Orchestra, 1981, дирижер Владимир Ашкенази).
Rachmaninov: Symphony No.2
1 апреля, в день рождения Сергея Рахманинова, в Большом зале Петербургской филармонии состоится один из главных концертов Фестиваля русской музыки XIX-XXI веков «Рахманинов и. это то, что Сергей Рахманинов вообще-то написал в виде Второй симфонии. Сергей Рахманинов, Симфония № 2 ми минор, Op. С. В. Рахманинов Симфония № 1, соч.
Навигация по записям
- Хакеры устроили DDoS-атаку на «Уфанет». Рассказываем, как с ней справились специалисты компании
- Весь Рахманинов 2023: программа фестиваля, билеты, даты и место проведения -
- «С.Рахманинов. Вдали от Родины»
- «С.Рахманинов. Вдали от Родины»
- «Мастер симфонии» — С.В. Рахманинов | Смоленская областная специальная библиотека для слепых
Принять участие в фотоконкурсе
- Сайт заблокирован хостинг-провайдером
- Сталинградская симфония
- Симфония Рахманинова подверглась ребрендингу
- Академический симфонический оркестр имени С.В. Рахманинова - г. Тамбов
- Вторая симфония Рахманинова — музыка на века
- В Севастополе пройдет концерт по афише выступления Рахманинова в 1917-м в поддержку армии
Rachmaninov: Symphony No.2
Композитор принял приглашение и пообещал привезти премьеру Второго концерта. Ожидание нового шедевра висело в воздухе. О новом концерте интересовалось ближайшее окружение композитора, например, сокурсник по консерватории пианист Александр Гольденвейзер. Он планировал играть его в ближайшее время в Петербурге. В то время у Рахманинова не было написано ни единой ноты. Друзья Рахманинова, опасаясь суицида, уговорили Сергея обратиться к известному психотерапевту и гипнотизеру Николаю Далю. Последний также прекрасно играл на виолончели и потому быстро нашел общие точки соприкосновения с Рахманиновым. Ежедневные сеансы лечебного гипноза длились четыре месяца до конца апреля 1900 года. После доверительных бесед Даль погружал Рахманинова в гипнотическое состояние и повторял как заклинание: «Ты начнешь писать свой концерт».
Терапия дала свои результаты. Рахманинов начал писать. Позднее он вспоминал, что в это время в нем постоянно появлялись музыкальные идеи и их становилось все больше и больше. Большую поддержку Рахманинову в это время оказал его двоюродный брат по материнской линии, пианист, профессор Московской консерватории Александр Зилоти. Он помог композитору с арендой квартиры, избавив от необходимости давать ненавистные частные уроки.
Для Государственного симфонического оркестра Татарстана и его художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России и Татарстана Александра Сладковского возвращение после изоляции ознаменовалось грандиозным проектом, а именно записью симфонического наследия Сергея Рахманинова.
Так, оркестр провёл почти недельный марафон в концертном зале Казани. В рамках сессии были записаны три симфонии Рахманинова, а также «Симфонические танцы», фантазия «Утёс», поэма «Остров мёртвых» и «Вокализ», записи выпустит компания Sony Classical, пишет «Российская газета». Вся моя жизнь идет под светом его музыки.
В монументальном полотне практически нет чистых тембров — редкий случай в практике композитора. Работа спорится. Оркестровкой Рахманинов плотно занимается летом 1907 года в любимом месте — имении Ивановка. Всё в итоге складывается: яркие личные хроники нашли отражение в щедрой по выразительности музыке. Вторая симфония завоевала сердца слушателей с самого первого своего представления, состоявшегося ровно 115 лет назад.
Последние события.
Это мой любимый композитор, самый любимый. И рапсодию я играла в консерватории, когда училась. И остался настолько глубокий след. Сейчас по прошествии 20 лет очень многое можно сказать в этой музыке, поэтому я выбрала рапсодию, чтобы сыграть с этим оркестром». В наступившем 2024 году Севастопольский симфонический оркестр продолжит активную творческую деятельность.
АСО С.Рахманинов Симфония №1 Дирижер - Игорь МАНАШЕРОВ
В Севастополе пройдет концерт по афише выступления Рахманинова в 1917-м в поддержку армии | Изначально поэма задумывалась Рахманиновым как симфония, но все изменило анонимное письмо с просьбой прочесть приложенный бальмонтовский перевод стихотворения Эдгара По. |
В Казани впервые прозвучала Первая симфония Рахманинова | Понять глубинные смыслы произведений Рахманинова помогает знание о его жизни. |
Разделы сайта
Сергей Рахманинов. Симфония №2 | Самарская государственная филармония | Рахманинов-Симфония No.2 in E minor. |
В Уфе постановщики рассказали подробности про премьеру балета о Рахманинове | купить билеты на спектакль в Уфе | 28 мая 2024 19:00 Театр Оперы и Балета (Большой зал). |
"Лечебная" симфония Рахманинова прозвучит в Приморской филармонии | 31 мая 2023 г. Храм Христа Спасителя, Зал церковных соборов. Церемония награждения Патриаршей премией выдающихся писателей. 2-ая Симфония Рахманинова. |
Rachmaninov: Symphony No.2
Вся моя жизнь идет под светом его музыки. Одним из первых в Казани возник фестиваль «Белая сирень», посвященный Рахманинову, на который, благодаря Денису Мацуеву, приезжал — и благословил его — внук композитора, Александр Борисович Рахманинов. Он согласился стать почетным президентом этого фестиваля. Для меня в музыке Рахманинова — вся жизнь: и слезы, и радость, и печаль, и величие, и скорбь, и Запад, и, конечно, Восток, что очень важно для Казани, — рассказал Сладковский.
Фото предоставлено пресс-службой оркестра Музыкальный мир празднует 150-летие Сергея Васильевича Рахманинова.
Московская филармония посвящает музыке композитора масштабный цикл «Рахманиновские дни», где участвуют лучшие российские оркестры и музыканты. В их числе Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. Вторая симфония в их исполнении стала грандиозным предыктом к юбилейному торжеству в честь дня рождения композитора, которое празднуется в два дня — 1 и 2 апреля. Если в паре слов сформулировать ДНК рахманиновской музыки, то среди прочих главными будут красота и русская душа, как ни банально или пафосно это звучит, опора на традицию, блистательное мастерство и верность своему кредо.
Как человек он пережил огромное потрясение, в 1917-м начав свою жизнь заново, как композитор — не меньшее: его музыка для западного мира навсегда осталась в XIX веке.
Доницетти, К. Сен-Санса, семьи Штраусов, Ж. Бизе, Д.
Гершвина, П. Сарасате, Э. Вилла-Лобоса, Х. Родриго, А.
Маркеса, А. В репертуар оркестра входят также джазовые и эстрадные композиции, аранжировки музыки народов мира. С самого начала своего создания оркестр регулярно играет премьерные исполнения сочинений современных композиторов - М. Броннера, О.
Викторовой , О. На протяжении двух сезонов оркестром реализуется масштабный музыкально-просветительский проект « не Доступная классика» , в рамках которого оркестр дал более семидесяти концертов для молодежи во всех районах Тамбовской области. Оркестр выступил на самых разных площадках, в том числе тех, где ни один профессиональный коллектив не выступал прежде. Концерты в рамках этой программы ведут дирижеры оркестра, становясь проводниками в мир классической музыки.
Все программы проекта интерактивные и основаны на участии слушателей в исполнении музыки. Всего за два сезона с оркестром выступила плеяда выдающихся солистов, а также восходящих звезд классического искусства! Творческим консультантом оркестра является выдающийся скрипач, концертмейстер Российского национального оркестра, выходец из Тамбова - Алексей Бруни, который также выступал с оркестром в качестве дирижера. В новом сезоне с оркестром уже планируют свои выступления Николай Луганский фортепиано , Борис Березовский фортепиано , Денис Мацуев фортепиано , Ольга Волкова скрипка , Катерина Барсукова песочная анимация , Ирина Стачинская флейта и др.
Оркестром в сотрудничестве с оперным театром-студией имени Ю. Сперанского Российской академии музыки имени Гнесиных. Совместно с данным творческим коллективом с большим успехом были представлены два оперных спектакля: «Свадьба Фигаро» В. Моцарта и «Богема» Дж.
В программах АСО им. Рахманинова приняли участие Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла имени С. Эйдинова руководитель — Надежда Артемьева , Тамбовский камерный хор имени С. Рахманинова руководитель — Владимир Козляков , Липецкий камерный хор Липецкого дома музыки руководитель — Игорь Цилин.
Валерий Гергиев: Вам нужен молодой Мейерхольд? И мне он очень нужен. Может, недалеко от нас трудится Моцарт. Я просто не знаю, как ему позвонить... Надо пробовать. И мы пробуем молодых режиссеров. Некоторым доверяем работать категорически даже без шанса перевернуть с ног на голову то, что когда-то видел и слышал композитор. Но иногда мы будем предлагать очень необычные, радикально смелые режиссерские работы. Но в любом случае это не значит, что, если сегодня мой друг режиссер Франсуа Жирар, который поставил "Лоэнгрина" в Большом театре, по определенным причинам пока не может приехать в Россию и сделать еще один спектакль в Большом или в Мариинском, нам самим не надо ничего делать, а только ждать. И, думаю, в этом плане мы вместе с коллегами небесполезно поработали, например, в жюри конкурса имени Рахманинова по специальности "дирижирование".
Многие дирижеры выступают в Петербурге и в Москве. Кто-то руководит региональными коллективами, а многие из них уже попали либо в Большой, либо в Мариинский театры. К слову, помочь регионам России - святой долг Большого и Мариинского. Предоставить свои сцены спектаклям наших коллег из других городов страны мы просто обязаны. Вот недавно был культурный форум в Петербурге, и в его рамках нам удалось показать две очень интересные работы: Красноярск привез французскую оперу "Лакме" Делиба, а Самара, что очень важно, показала "Мастера и Маргариту" знаменитого ленинградского композитора Сергея Михайловича Слонимского. Я бы сказал, что загадка "Мастера и Маргариты" еще до конца не раскрыта. Спектакль имел успех, для меня безусловный успех. Огромные затраты на проведение форумов оправданы, на мой взгляд, только в одном случае, если от этого выигрывает вся Россия. Скоро 250 лет Большому театру, и уже было 240 лет Мариинскому. И попадающий в эти два храма артист, а тем более лидер, не должен говорить: "Я пойду совершенно другим путем".
Нечто подобное мы уже пережили после 1917 года. И каковы сегодня планы работы? Валерий Гергиев: Сейчас мы делаем даже больше, чем раньше. В Мариинском театре точно. И Большой сейчас темп работы увеличивает. Учить солистам, оркестру, хору надо будет многое. У певцов появляется гораздо больше шансов спеть не одну новую роль за сезон, а пять. Кому-то это может показаться избыточно... Скажу так: под топор никто не пойдет. Значит, кому много, споет четыре или три новых партии.
Я их поздравлю. Люди должны работать в хороших творческих условиях. И ни тот, ни другой театр не стараются урезать все возможные статьи доходов певцов, многим из которых нужно покупать себе квартиры, и желательно не так далеко от центра Москвы или Петербурга, а с этим вопросом совсем не просто. Цены очень высокие. И у меня в этом плане обязанности, так осторожно скажу, подросли. По давно установившейся традиции оперные театры всего мира всегда загодя знакомят публику со своими творческими планами. А почему Мариинка, а теперь и Большой скрывают свою афишу почти до самого последнего момента? Валерий Гергиев: Потому что вы никогда не знаете точно, в какой вокальной форме будет певец, который сегодня поет хорошо, а через год я ему желаю петь еще лучше, но так, увы, не всегда происходит. Риккардо Мути всегда объявляет два, а то иногда даже три состава. Он меня к этому и приучил еще лет 30 назад.
И на обменных гастролях Большого и Мариинского мы также представляем как минимум 2-3 состава, что всегда гарантирует высочайшее качество исполнения.
В Уфе состоялась мировая премьера балета «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь»
Сайдашева с 17 по 22 августа 2020 года. В сборник вошли три симфонии, оркестровая сюита «Симфонические танцы», фантазия «Утес», симфоническая поэма «Остров мертвых» и «Вокализ» в авторской редакции для оркестра. Напомним, с 2011 года в Казани проходит международный фестиваль имени Рахманинова «Белая сирень».
Чувствуя творческий подъем, он оставил дирижерский пост и уехал с семьей на несколько лет в Дрезден, чтобы ничего не отвлекало его от занятий композицией. Бежал Рахманинов и от революционных беспорядков, потрясавших страну с 1905 года. На самом деле она еще не была переписана начисто, но к Рахманинову было приковано всеобщее внимание — на этот раз новой симфонии от него ждали. На Рахманинова смотрели как на наследника Чайковского и крупнейшую фигуру новой русской симфонической школы. На этот раз он никому не доверил симфонию и дирижировал сам. Теперь о Рахманинове писали, что «это — артист с удивительной нежностью концепций, благородством вкуса, с утонченным воображением... Симфония сильна и как цельное произведение, и роскошна богатством деталей». Существовал список купюр, санкционированных самим Рахманиновым, но по факту дирижеры сокращали ее на свой вкус: кто-то хирургические вырезал небольшие фрагменты, кто-то выбрасывал здоровые куски, сокращая симфонию до 35 минут!
Увы, сокращения не добавляли симфонии стройности, а только лишь уродовали ее по-своему совершенную форму.
Танеева, А. В годы обучения, музыкант создал ряд знаковых произведений, в том числе 1-й фортепианный концерт 1891 г. В 1893 году Сергей Васильевич окончил Московскую консерваторию по классам фортепиано и композиции с золотой медалью. После окончания консерватории, Рахманинов занимался преподавательской деятельностью. В 1897 году дирижировал в Московской русской частной опере, где познакомился с Фёдором Шаляпиным. В 1901 году Рахманинов завершил свой 2-й фортепианный концерт.
С 1904 года работал дирижером в Большом театре.
В изданное собрание включены три симфонии, оркестровая сюита «Симфонические танцы», фантазия «Утёс», симфоническая поэма «Остров мёртвых» и «Вокализ» в авторской редакции для оркестра. Презентуя собрание записей, организаторы проекта подчеркнули, что издание приурочено к 150-летию Сергея Рахманинова, которое будет отмечаться в 2023 году.
Дайджест-симфония «Я – русский композитор» (к 150-летию со дня рождения С.В. Рахманинова)
Организаторы концерта «Рахманинов. Симфония жизни» объявили о третьей попытке | «Симфонические танцы». |
Rachmaninov: Symphony No.2 | Вторая симфония создавалась Рахманиновым в то же время, что и Первая фортепианная соната; этот период охватывает конец 1906—1907 годы. |
Рахманинов. Вторая симфония | Симфония была исполнена с огромным успехом. Успех сопровождал и выступление Константина Лапшина с Третьим концертом Рахманинова. |
Рахманинов. Симфония № 2 | Второй фортепианный концерт и Вторая симфония Сергея Рахманинова – грандиозные шедевры, воспевающие необъятный, полный драматизма и величия, русский мир. |
Сергей Рахманинов. Симфония №2, III часть
Завершит вечер Третья симфония — последняя из симфоний Рахманинова, созданная в 1936—1938 годах и ставшая одним из самых любимых собственных сочинений автора. В нем воплотились его думы и об оставленной России, и о себе, разлученном с нею. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская», — говорил Рахманинов в одном из последних интервью. Для Третьей симфонии композитор избрал трехчастную композицию, мастерски объединив в средней части лирическое адажио и скерцо.
Премьера прошла с большим успехом в Мариинском театре 8 21 февраля 1908 года под управлением автора. Съемка Медиадепартамента Московской консерватории от 16 января 2023 года. Подписывайтесь на наш Telegram-канал t.
Калужская областная филармония продолжает цикл программ «Сергей Рахманинов — навстречу юбилею» 2021 — 2023. Рихтера и солистов Калужской областной филармонии. Художественный руководитель оркестра — Василий Валитов. Дирижёр — Константин Савинов. Творчество Сергея Васильевича Рахманинова многогранно. В преддверии юбилея великого композитора музыканты всего мира дарят зрителям возможность познакомиться с самыми разнообразными жанрами наследия Рахманинова. Романсы Рахманинова относятся к самым замечательным страницам не только творчества этого композитора, но и всей русской музыки конца XIX-начала XX века. В то время романс был едва ли не самой распространённой и любимой формой музыкально-поэтического общения для выражения ряда образов. Сокровенные переживания и упоение радостью бытия, светлая пейзажная лирика и философская созерцательность, любовь и драма — вот только несколько тем романсов Рахманинова. В программу концерта включены яркие образцы вокального творчества композитора в исполнении солистов Калужской областной филармонии. Романсам Рахманинова равны по популярности его фортепианные произведения. Один из самых виртуозных и ярких жанров — этюд-картина.
Ранний симфонический опус, вдохновенный романтический этюд — и две дюжины исключительного мастерства вариаций на знаменитую тему скрипичного каприса, где как сверхтема появляется важный для Рахманинова мотив средневековой секвенции Dies Irae День гнева : как вызов, глас фатума, знак судьбы. Пианист Константин Емельянов и Александр Сладковский исполняют Рапсодию, акцентируя, выделяют суровую тему, скупо, порой по-военному хлестко, страшно, так что собственно роскошь фортепианной виртуозности становится не целью, а средством. Так же звучит у Емельянова и «Элегия», которую пианист исполнил на бис: волной, постепенно набирающей мощь, обрушивается трагическая кульминация пьесы. А кульминацией вечера стала Вторая симфония — исполин, требующий недюжинной отдачи у музыкантов, и эту отдачу в полной мере тем вечером получивший. Рахманинов — композитор для Госоркестра Татарстана ключевой: сыграны и записаны все главные сочинения к юбилею выпущен даже подарочный винил , проводится фестиваль рахманиновской музыки «Белая сирень», все симфонии сыграны не раз в Казани, Москве, Петербурге, за рубежом. И вот закономерный итог: свобода, с которой оркестр отдается этой грандиозной партитуре, рождает высочайшее качество, которым сегодня похвастается не каждый оркестр федерального уровня.
Концерт Рахманинов. Концерт №3. Симфония №2
Десятилетний герой Федя из Брянской области рассказал о свое Пятый канал Новости. Статья автора «TicketSold» в Дзене: Первая симфония Сергея Рахманинова при его жизни прозвучала всего один раз — в 1897 году в Санкт-Петербурге. Рахманинов. все симфонии. вечер третий. Большой зал Консерватории им. П.И. Чайковского (г. Москва, ул. Большая Никитская, 13).
Рахманинов-гала
Вторая симфония Рахманинова, как и первая, монотематична. Весь ее основной тематический материал вырастает из короткой, суровой по выражению фразы струнных басов в первых тактах вступительного Largo. На ней построено необычное по своей длительности медлительно развертывающееся вступление к первой части. Тот же оборот лежит в основе более подвижной, распевной темы главной партии, так же, однако, не свободной от налета скорбной меланхолической задумчивости.
Ей контрастирует и одновременно интонационно связана с ней необыкновенно изящная по изложению светлая поэтичная тема побочной партии, состоящая из двух элементов: краткого мотива гобоя и кларнетов типа весенних «кличей», «зазываний» и ответной фразы струнных. Широкие волны развития в разработке приводят к яркой динамической кульминации, в которой сплетаются элементы обеих тем и призывный мотив побочной партии приобретает драматическую окраску в мощном звучании медных ff цифра 16. Но затем сила звучания спадает, и главная партия репризы вступает так же плавно и спокойно, как в экспозиции.
Вторая часть скерцозного типа отмечалась рядом критиков как лучшая в симфонии. Ее основная тема, вырастающая из призывных мотивов первого Allegro, дана в двух вариантах: более близком к народным прообразам у валторн и интонационно обостренном у скрипок. В середине первого раздела сложной трехчастной формы проходит широкая песенная тема народного склада, а средний раздел всего скерцо представляет собой развернутую фугу на материале второго элемента темы.
Своим светлым лиризмом пленяет «весеннее» по колориту Adagio, родственное таким лирическим романсам Рахманинова, как «Здесь хорошо», «У моего окна». Его тема, неторопливо развертывающаяся в пределах малой терции с секундовым опеванием крайних звуков, вырастает из того же первоначального зерна, которое служит источником главной партии первой части. Тематические связи с материалом предшествующих частей сохраняются и в финале, выдержанном в традиционном для русских симфонических финалов характере торжественного праздничного шествия.
Типичная для всей симфонии медлительность развертывания приводит порой к некоторым длиннотам, но излишество материала искупается красотой основных мыслей и их вдохновенным, полным лирического воодушевления развитием. Произведением меньшего масштаба, но интересным и во многом новым для Рахманинова явилась симфоническая картина « Остров мертвых » по одноименному живописному полотну А. Бёклина или, точнее, созданная под его впечатлением Написана в начале 1909 года, первое исполнение под управлением автора состоялось 18 апреля того же года.
Знакомство с работой модного в то время швейцарского художника послужило только первым толчком к возникновению творческого замысла композитора. В отзывах печати на первое исполнение «Острова мертвых» отмечалось, что в музыке этого рахманиновского сочинения нет того застывшего покоя небытия, которое царит у Бёклина, в ней слышатся скорее муки, стоны и отчаяние Дантова ада в соединении со страстной жаждой жизни. Жизнь и смерть воспринимаются композитором как некая извечная антитеза, борьба непримиримых в своей противоположности, хотя и неразрывно сопряженных, начал.
Эта мысль выражена музыкально в контрасте двух элементов: неизменного остинатного ритмического движения на фоне медленно сменяющихся выдержанных гармоний и трепетно взволнованной лирической темы, получающей широкое развитие в среднем разделе. Внезапный грозный срыв, после которого появляются в приглушенном матовом звучании кларнета и засурдиненных вторых скрипок начальные интонации темы Dies irae, сопровождаемые мрачно звенящими аккордами арфы и смычковых, служит переходом к заключительному разделу: снова слышится то же неумолимо ровное движение, что и в начале, устанавливается непроглядно серый колорит густого, тяжелого сумрака. Смерть торжествует, но в памяти продолжает звучать страстная мольба о жизни — так можно резюмировать впечатление от этой пьесы, в которой Рахманиновым была впервые с такой прямотой поставлена волновавшая его проблема жизни и смерти.
В последние годы жизни Рахманинов создает два монументальных оркестровых сочинения, достойно завершающих его путь русского симфониста, — Третью симфонию и Симфонические танцы. Первое из них обозначено композитором как кантата. Оба сочинения отличаются симфонической цельностью и единством замысла, в последовательном раскрытии которого ведущая роль принадлежит оркестру.
Голоса включаются в это непрерывное развитие, дополняя оркестровое звучание и как бы «комментируя» его, придавая музыкальным образам большую смысловую конкретность и определенность. Подобное сочетание оркестрово-симфонического начала с сольным вокальным и хоровым стало явлением обычным для европейского симфонизма конца XIX — начала XX века. Более скромная по масштабу симфоническая кантата или вокально-симфоническая поэма «Весна» 1902 написана на слова стихотворения Н.
Некрасова «Зеленый шум». Произведение это оказалось созвучным тем «весенним» настроениям, связанным с подъемом освободительных чаяний и ожиданием близких перемен, которыми были охвачены широкие круги русского общества в начале 1900-х годов. Образы светлого весеннего обновления жизни встречаются в литературе и искусстве этих лет у столь разных художников, как Чехов, Горький, Андреев.
При первом исполнении в марте 1902 года «Весна» Рахманинова была горячо встречена публикой и вызвала почти единодушное горячее одобрение в печати. Кашкин отмечал сильное впечатление от музыки кантаты, «действительно пробуждающей весенние чувства». В соответствии с содержанием поэтического текста, кантата состоит из трех основных разделов: два крайних передают образ весеннего пробуждения природы после долгой зимней спячки, середина представляет собой драматический монолог крестьянина, размышляющего о том, убить ли ему жену-изменницу или простить ее грех.
На протяжении всего произведения развивается мотив «зеленого шума», напоминающий интонации народных песен типа весенних «закличек». В начале он глухо слышится у струнных басов и фагота, но постепенно звучит все с большей силой в разных оркестровых тембрах и регистрах, и после довольно длительного развития вступает хор со словами этого поэтического рефрена. Средний раздел — соло баритона, выдержанное в декламационной манере, содержит некоторые черты оперности, но на всем его протяжении продолжается непрерывное симфоническое развитие.
В оркестре проходит несколько раз скорбная тема, интонационно связанная с основным лейтмотивом, встречаются элементы живописно-изобразительного характера ходы басов по ступеням уменьшенного септаккорда, хроматические пассажи деревянных, передающие грозные завывания зимней бури. После слов монолога «Да вдруг весна подкралася... Известная колористическая сдержанность на самом деле свойственна музыке этого произведения, впечатляющего не столько обилием красочных деталей, сколько поэтичностью общего настроения.
Композитор стремился выразить то чувство душевного возрождения, примирения с жизнью, которое вызывает в человеке дыхание весеннего тепла и света, задачи же колористически-изобразительного плана имели для него в данном случае второстепенное, подчиненное значение.
Сольную партию исполнит Филипп Копачевский — лауреат восьми престижных международных конкурсов, в том числе Х Международного конкурса пианистов имени Ф. Искусство пианиста, по признанию критиков, представляет собой органичный «сплав романтической манеры исполнения с аналитическим пониманием музыки». Вторая симфония, завершенная в 1907 году, — одно из высших откровений композитора — поражает глубиной замысла и чувством неотделимости личной судьбы от судеб родины. Шедевр Рахманинова прозвучит в интерпретации Павла Сорокина — одного из ведущих дирижеров Большого театра России и многолетнего партнера Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», который, по мнению критиков, «умеет вдохнуть новую жизнь в широко известные произведения и исполняет классику в ее подчеркнуто образцовом варианте» «Московские новости».
Однако Рахманинов быстро оставляет тему, из которой другой композитор, гордый таким поэтическим озарением, сделал бы целую часть.
Основная тема Adagio — не такая «попсовая», но необычайно красивая бесконечная мелодия кларнета. ГДК г.
Сергей Рахманинов в 1901 году после курса терапии у доктора Даля и успешной премьеры Второго фортепианного концерта. Второй фортепианный концерт Рахманинова впервые прозвучал в Москве в октября 1901 года. На премьере солировал автор, за дирижерский пульт встал Александр Зилоти. На второй день артисты поменялись ролями. Концерт был встречен музыкальной общественностью с единодушным восторгом. Рахманинов посвятил концерт доктору Николаю Далю.
Тема его вдохновеннейшего Второго концерта есть не только тема его жизни, но неизменно производит впечатление одной из наиболее ярких тем России, и только потому, что душа этой темы русская. Здесь нет ни одного этнографического аксессуара, ни сарафана, ни армяка, ни одного народно-песенного оборота, а между тем каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия. Николай Метнер В этом произведении во весь рост поднимается и сам Рахманинов. Поднимается после депрессии и отчаянья. Эта музыка невероятной силы духа и внутренней экспрессии станет одним из самых популярных фортепианных концертов мира, захватывая миллионы слушателей и исполнителей во всех уголках земного шара. Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова прозвучит в Большом зале консерватории 17 мая. За роялем — лауреат XVI Международного конкурса им. Чайковского Алексей Мельников.