В древний праздник Навруз нельзя работать, поэтому уборку и многие домашние дела хозяйки проводят накануне. Навруз – древнейший праздник восточных народов, символизирующий наступление весны, пробуждение природы и обновление жизни. Изначально «Навруз байрам» («праздник Навруз») был праздником Солнца у древних земледельцев. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря.
Отмечали еще до нашей эры
- Навруз в Таджикистане: история и традиции праздника
- “Праздник Навруз” | Посольство Республики Таджикистан в Российской Федерации
- Когда начали отмечать праздник Навруз
- Значение праздника Новруз в истории и современности
- Весеннее равноденствие и Новый год: как и зачем отмечают Навруз
- Читайте также:
Новруз байрам: что это за праздник?
Когда в Иране празднуют новый год, принято оказывать внимание не только живым, но и ушедшим членам семьи. По древней традиции зароастризма дом окуривается эсфандом и диким рутом. Считается, что это изгоняет злых духов и дает сигнал душам предков. Благовония служат приглашением в новый очищенный дом и сигналом, что скоро им будут оказаны почести.
Когда духи предков спускаются на землю в чистый красивый дом, полный счастливых людей, они могут не беспокоиться и вернуться на небеса спокойными. В Иране к новому году украшают не только дома, но и весь город. Вот только к Ноурузу в Иране используют не разноцветную иллюминацию, а цветочные гирлянды и ленты.
По всему городу улицы украшаются пестрыми тканями, на деревья вешают яркие ленты, а во всех общественных местах появляются новогодние фигуры и большие расписные яйца. Да-да, как у нас на Пасху, в Иране принято раскрашивать яйца к новому году. И, конечно же, все утопает в зелени, цветах и везде чувствуется долгожданное приближение весны.
Огненная среда Чахаршанбе Сури После того, как дом вычищен и прибран, в последнюю среду года иранцы отмечают Чахаршанбе-сури. Это еще одна традиция зароастризма со своими огненными ритуалами и поклонениями. Последний луч заходящего солнца является сигналом для начала празднования.
Всюду зажигаются костры, вокруг которых собираются люди. Знакомые, незнакомые — неважно. Самые отважные смело прыгают через огонь, прося пламя «забери мою болезненную желтизну и подари мне свой огонь».
Из-за логичной опасности и нарушения общественного порядка, все больше молодежи отдают предпочтение фейерверкам. Ночь на Чахаршанбе-сури напоминает первые пару часов после нашего нового года, когда во всех дворах взрываются салюты и петарды. Гашог зани Есть и другая традиция на Чахаршанбе-сури.
Называется она гашог-зани и напоминает Хеллоуин. Иранцы надевают разнообразные маски, прихватывают самую гулкую кастрюлю или таз и, стуча по ним ложкой, направляются к соседям. Соседи, видя эту шумную компанию, могут их заглушить лишь наполнив принесенную посуду орехами, традиционными сладостями или… знаменитым супом аш.
Последний к огненной ночи перед ноурузом варят особенно много на случай шумных гостей. Еще на Чахаршанбе-сури принято съедать 7 разных орехов фисташки, жареный горох, миндаль, лесные орехи, рис, курага, изюм на удачу и для исполнения желаний. Чтобы избавиться от полосы неудач, с крыши дома сбрасывают старый ненужный кувшин.
Он как раз является символом невезения прошлого года, с которым в новом непременно нужно расстаться. Если же есть какая-то неразрешимая проблема, на Персидский Новый год нужно взять платок и завязать на одном его углу узелок. Положить его в карман и выйти на ближайшую дорогу в поисках первого встречного.
Если первый встретившийся на пути прохожий сможет развязать узелок, это считается хорошим знаком, что в новом году решение обязательно найдется. Многие иранцы предпочитают в Чахаршанбе-сури купаться в природных источниках или хотя бы прыгать через них 3 или 7 раз. Считается, что это избавляет от болезней и оставляет все хвори в прошлом.
Некоторые по традиции выливают всю воду из емкостей, выбрасывают или разбивают старую посуду, в которой хранилась вода, и заводят новые кувшины для свежей воды. Чтобы новый год был обильным и щедрым, на воде с ночи Чахаршанбе-сури нужно заварить чай и предложить всем домашним. Аму Навруз — иранский Дед Мороз Что действительно может напугать вас в ноуруз, так это иранский дед Мороз.
На самом деле, главных персонажей персидского нового года два: Аму Навруз в переводе «Дядюшка Навруз» и Хаджи Фируз — его помощник. Приходят они до нового года, а не после, как это принято у нас. Дядюшка Навруз еще как-то напоминает Дедушку Мороза.
У него тоже есть длинная белая борода, внушительный волшебный посох, широкий кушак и высокая войлочная шапка с узорами. А еще добрый нрав и мешок подарков, которыми он щедро делится. Весь год они живут порознь и встречаются только раз в году в ночь на Иранский новый год.
Это чень романтичная и символичная история любви. Историки до сих пор в недоумении, откуда берет начало этот фольклорный персонаж. Он одет в яркие красные одежды, высокий острый колпак, а лицо черное, как смоль.
В руках Хаджи Фируз носит огромный бубен, ударяя в который он распевает незамысловатые песенки. Перед иранским новым годом его можно встретить везде.
Избранный всей общиной распорядитель торжеств с компанией молодых парней обходит по очереди все дворы в селении. Они прославляют хозяев за домовитость и щедрость, после чего получают от них продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, танцоров и мастеров горлового пения - узляу. Обряды, совершаемые в Навруз призваны задобрить природные силы и духов предков для достижения благополучия в наступающем году.
Каждая семья обязательно варит праздничную пищу из злаковых круп со сладостями. В западных провинциях Китая Навруз празднуют не только тюркоязычные племена, но и китайцы. В этот день люди одеваются в веселые пестрые одежды и с цветами в руках направляются к храму. Почти все несут глиняные фигурки буйвола. Эти цвета эти символизируют 5 элементов мироздания - огонь, воду, металл, дерево и землю.
Около храма глиняные фигурки разбивают, а бамбукового буйвола сжигают. Считается, что дела, которые будут сделаны во время 13-ти дней Навруза, человек будет делать весь год. По этой причине принято ни с кем не советоваться в эти дни, прощать друг другу долги, забывать о вражде и обидах. Иранцы готовятся к празднованию Навруза Елена Касаткина Просветленный 20210 15 лет назад Новруз новый год , с которого начинается первый день иранского года, тесно переплетается с названием Ирана и имеет многотысячелетнее прошлое, являясь праздником большинства народов Востока. Древние обычаи Новруза не только напоминают цивилизацию, но и являются связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.
Иранцы, в каком бы уголке мира они ни находились, торжественно отмечают наступление Новруза. В истории и культуре Афганистана Новруз является олицетворением жизни, природы и человеческих ценностей. В дни Новруза афганский народ совершает свои обряды, наиболее известные из которых «миле голе сорх» Праздник алых цветов , «джашне дехган» Праздник крестьян и «тахие хафт миве» Приготовление семи фруктов. В Туркмении праздник нового года отмечается два раза в год. Один празднуется по григорианскому календарю, а другой в знак возрождения древних обычаев и традиций туркменского народа.
Часть новогодних обычаев, присущих только туркменам, придает этому празднику национальный характер.
Люди накрывают праздничные столы, дарят подарки. Главным блюдом — символом Навруза является суманак его еще называют сумаляк — сладкая каша из проросших зерен пшеницы. Сам процесс приготовления суманака — традиция, воспитывающая чувство взаимопомощи и единства, ведь его нужно непрерывно мешать в течение суток, очищаясь от недобрых мыслей.
Поэтому все 24 часа родственники и соседи сменяют друг друга у котла. В целом традиции празднования Навруза в каждой стране разные, но их объединяют многие особенности. Например, перед торжеством готовят символический огонь и воду. Хозяйки очищают дом перед приходом «нового дня», но главное — празднующие очищают свои мысли, прощают обиды, раздают долги, чтобы войти встретить сезон обновленными.
Навруз: история и традиции самого древнего праздника весны Подробности Опубликовано: 21 марта 2022 Просмотров: 753 Навруз - праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Навруз, - пожалуй, самый старый новогодний праздник на земле; его следы теряются в глубине тысячелетий.
Навруз: почему мусульмане Средней Азии празднуют языческий праздник
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
С этого момента он называется «Международный день Навруз». Во всем мире этот день празднуют 21 марта. Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза - это священная книга зороастризма "Авеста".
Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" небо, вода, земля, растения, животные и человек. Традиции До наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами, покаяться в грехах.
В странах Востока, таких как Азербайджан, Иран и Таджикистан, на Навруз принято красить яйца, что может показаться необычным для жителей Запада, ведь эта традиция ассоциируется с Пасхой — христианским праздником. Крашеные яйца — символ не только Пасхи, но и Навруза.
Краска для яиц обычно делается при помощи натуральных красителей, таких как шелуха лука или свёкла. Зелёный цвет яиц символизирует пробуждение новой жизни. Ещё одна традиция, характерная как для Пасхи, так и для Навруза, — состязание по битью яиц. Повреждённое яйцо считается неудачным знаком на предстоящий год.
Где ещё празднуют Навруз? Отмечают этот праздник во многих странах, например, в Азербайджане, там, что интересно, на стол кладут много сладостей, включая традиционные тюркские пахлаву и шакер-буру. Также его празднуют в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане, где, кстати, считается важным обмениваться приветственными словами: "С праздником Навруз!
Зелёный цвет яиц символизирует пробуждение новой жизни. Ещё одна традиция, характерная как для Пасхи, так и для Навруза, — состязание по битью яиц. Повреждённое яйцо считается неудачным знаком на предстоящий год. Где ещё празднуют Навруз? Отмечают этот праздник во многих странах, например, в Азербайджане, там, что интересно, на стол кладут много сладостей, включая традиционные тюркские пахлаву и шакер-буру.
Также его празднуют в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане, где, кстати, считается важным обмениваться приветственными словами: "С праздником Навруз! Какие народы России празднуют Навруз? Навруз — это традиционный праздник для более чем двадцати коренных народов России, которые говорят на тюркских, кавказских и иранских языках. Среди этих народов есть татары, башкиры, крымские татары, кумыки, лезгины, лакцы, агулы, рутульцы, цахуры, табасаранцы, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, чеченцы, ингуши, ногайцы, азербайджанцы, казахи, ставропольские и астраханские туркмены, тэты и другие.
Содержание
- Навруз 2024: что это за праздник и как его встретить | ОТР
- В каких странах празднуют Навруз
- Навруз – не исламский праздник
- Навруз история и традиции самого древнего праздника весны - Иран Сегодня
- Навруз – не исламский праздник
Навруз в Таджикистане: история и традиции праздника
Международный день Навруз («Новый день») — праздник нового года по солнечному календарю у иранских и тюркских народов проходит в астрономическую дату Весеннего Равноденствия (20-21 марта). Навруз является государственным праздником в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Грузии, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане и национальным праздником в Дагестане, Татарстане, Башкирии. Навруз – праздник весеннего равноденствия у персидских и тюркских народов, который традиционно отмечают 21 марта.
Республиканский дом народного творчества
Празднование в Казахстане начинается 14 марта и называется «амал» и длится до 23 марта. Вторники перед Новрузом в Азербайджане В Азербайджане Новруз начинают праздновать за четыре недели до наступления астрономической весны. Пробуждению природы, по преданиям, предшествует пробуждение четырех стихий. Именно с ними и связаны особые вторники - илахыр чершенбе. Вторник в тюркской мифологии - священный день.
Каждый из вторников "серого месяца" Бозай соответствует одной стихии природы. Первым приходит Су чершенбеси - Вторник воды, с его наступления начинается в Азербайджане обратный отсчет до Новруз байрама. Второй вторник связан с огнем и называется Од чершенбе. Затем следует черед Вторника ветра - Йел чершенбеси , а завершает череду последний вторник, Торпаг чершенбеси, день, когда от зимней спячки просыпается земля.
Считается, что каждая из очнувшихся стихий помогает пробудиться следующей, чтобы в финале талая, живая вода, яркое солнце, теплый ветер и плодородная почва помогли прийти в мир новой весне. Как отмечают главный праздник весны? В разных странах праздник весны отмечают по-разному. К приходу «персидского Нового года» принято начинать готовиться заранее, за несколько недель.
К празднику нужно раздать долги, навести порядок, успокоить мысли и прийти со светлыми надеждами. В Азербайджане, как и в Иране на Новруз традиционно жгут костры, символизирующие очищение и возрождение. Считается, что семь прыжков через огонь избавят от бед и проблем перед новым годом. Костры нельзя тушить водой, они должны догореть сами, поэтому у многих Новруз ассоциируется с ароматным дымом.
Айдын Али-заде напоминает, что главными противоречиями, отторгающими данные отголоски зороастризма от ислама, являются единобожие и отрицание преклонения перед природными силами в одной из основных мировых религий. В сборниках хадисов пророка Мухаммада, в частности, говорится, что для мусульманина существуют только те праздники, которые появились в исламскую эпоху в частности, Курбан и Ураза. Есть в этих текстах и описание диалога пророка и некоего мусульманина, хотевшего зарезать жертвенного верблюда. Человек поинтересовался у пророка, можно ли совершить данный ритуал именно на этом месте.
На что Мухаммад спросил, не стояли ли здесь идолы и не совершались ли языческие ритуалы. Только получив отрицательные ответы, пророк дозволил зарезать животное, добавив: исполняя обет, нужно это делать во имя Аллаха. То есть ни в коем случае действия, одобряемые исламом, не должны корреспондироваться с языческими верованиями, чтобы не было искушения связывать их с идолопоклонничеством. Более радикальное изречение пророка Мухаммада, прямо касающееся языческих верований, сводится к тому, что проклятие Аллаха ожидает каждого радетеля привносящих нововведения в ислам — то есть все неисламские праздники Навруз тоже суть неповиновение канонам этой религии.
Сведения о Наврузе есть также в «Авесте» - главном зороастрийском тексте. В «Авесте» также приводится легенда о герое Сиявуше, которого похоронили в этот день. С приходом на территорию Ближнего Востока арабов и распространением ислама праздник не потерял своего значения, а органично вписался. Примерно так же, как и Масленица. В разных странах название праздника может звучать по-разному: Навруз, Новруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз — но смысл от этого, конечно, не меняется. В каких странах празднуют Навруз Наступление нового года в мусульманских странах отмечается в день весеннего равноденствия. С 2010 года Навруз был признан и в Грузии, где живет много азербайджанцев.
Замачивают и дают возможность прорасти. Затем все это толкут в металлической посуде, смешивают с мукой и кладут в казан. Лакомство должно вариться около 12 часов, при этом его необходимо все время помешивать. После приготовления суманак принято раздать родным, близким и соседям. По легенде при помешивании суманака нужно загадывать желание.
Считается, что если пожелать что-то от чистого сердца, то это обязательно сбудется. Также процесс готовки сопровождается песнями и зажигательными танцами. А в некоторых семьях на стол помимо основных блюд ставят также зеркало и зажигают свечи. Огонь считается жизненной силой, поэтому нельзя гасить свечи, пока они не догорят до конца. А еще на Навруз потенциальные женихи устраивают смотрины будущей невесты.
На празднике они выбирают свою «Малику» — принцессу торжества. Девушки в этот день пытаются предстать хорошей хозяйкой и выглядеть лучше всех. По канонам праздника в этот день отказывать нельзя - плохая примета.
Навруз - история и традиции праздника
Изначально Навруз — зороастрийский праздник, не имевший отношения к исламской традиции. Навруз – древний праздник народов Востока, который имеет более шеститысячелетнюю историю и является доброй вестью о наступлении нового дня, пробуждении природы и духовном очищении человека. Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы. Факт празднования Новруза в древности нашел свое отражение и в лучших образцах литературы Востока.
“Праздник Навруз”
Навруз — древний праздник, который корнями уходит в VII век до нашей эры. Об истории праздника и его необычных традициях «Азия-Плюс» рассказал ученый-востоковед Сафар Абдулло. Изначально Навруз — зороастрийский праздник, не имевший отношения к исламской традиции. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Праздник Навруз имеет многовековую историю.
Навруз: история и традиции праздника
У разных народов Дагестана гадания проходили по-своему: гадали на камнях, на фасоли, с помощью обручального кольца, на обжаренных семенах ячменя. Горские девушки и женщины обычно гадали на удачное замужество, на богатый урожай, на житейское благополучие и здоровье. Сабнова девушки тайно слушают, о чем говорят домочадцы в соседних домах, потом услышанное толкуют, как пророчество, поэтому в дни празднования Новруза в домах было принято вести радостные беседы, не ссориться. Символом праздника является ветка, которая называется «шах табаг» или «бег-даг», украшенная платками, сладостями. Главная героиня представления — дочка весны, или Бахар-гызы по-азербайджански, которую хором вызывают все участники.
Бахар-гызы поет песню, в которой славятся весна и начало календарного года. Не менее колоритными персонажами обряда являются шуты, ряженые Коса и Кечал. У одного из них голова должна быть совершенно лысой, а другой должен обязательно держать в руке большой деревянный половник.
На обширных территориях тюркской культуры I тыс. Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи. Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание. Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим! Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза.
Организаторы: национальные общественные объединения и национально-культурные автономии в городе Москве при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Учитывая межрегиональный и международный характер праздника — в подготовке его мероприятий принимают участие ряд полномочных и постоянных представительств субъектов Российской Федерации и посольств зарубежных стран в Российской Федерации. Программа Навруза включает праздничный концерт с выступлением профессиональных и самодеятельных коллективов из Москвы, других регионов России и зарубежных стран, демонстрация национальных костюмов, выставки-ярмарки изделий мастеров народного творчества, угощения блюдами национальной кухни. Также в программе Навруза: конкурс плова, соревнования по традиционным видам борьбы народов России, детская площадка. В числе почетных гостей Навруза - представители федеральных и региональных органов власти, представители субъектов Российской Федерации и послы зарубежных государств.
В разных странах название праздника может звучать по-разному: Навруз, Новруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Нооруз — но смысл от этого, конечно, не меняется. В каких странах празднуют Навруз Наступление нового года в мусульманских странах отмечается в день весеннего равноденствия. С 2010 года Навруз был признан и в Грузии, где живет много азербайджанцев. В некоторых арабских странах Навруз не отмечают, а вот в Сирии праздник запрещен законодательно. Как принято отмечать Навруз К Наврузу принято готовиться заранее. Нужно навести порядок в доме, избавиться от хлама и ненужных вещей, раздать долги, помириться с теми, с кем по той или иной причине пришлось поссориться, чтобы в новый год вступить с чистой душой и совестью. А в среду накануне Навруза на улицах разжигают костры и прыгают и через них.
Навруз в Таджикистане: история и традиции праздника
В этом году равноденствие наступило 20 марта. Об истории и традициях праздника — в карточках ТАСС. Когда отмечается Международный день Навруз? Согласно использовавшемуся тогда летоисчислению, год начинался весной 21 марта. Так ежегодно празднование Навруза совпадает с днем весеннего равноденствия. Как Навруз стал международным праздником? Где празднуют Навруз? История праздника 4 Навруз, в переводе с персидского означающий "новый день", или, как его еще называют в Афганистане, День крестьянина или День посадки саженцев, считается земледельческим праздником, происхождение которого связано с возникновением земледельческого календаря.
Торжество занимает особое место в жизни верующих мусульман, выделяется на фоне других дат в календаре. Во время Навруз Байрама каждый старается создать атмосферу тепла и и подарить радость. Разберемся, что такое Навруз Байрам, какие обычаи и традиции сопровождают этот праздник. Что такое Навруз Новруз 21 марта, что нужно делать в этот день Некоторые эксперты утверждают, что Навруз Байрам является исключительно мусульманским праздником, из-за чего представители христианства и других религиозных течений обычно не отмечают его. Однако происхождение этого праздника не имеет прямой связи с исламом. В этом можно убедиться, обратившись к авторитетным источникам. Эти источники указывают на языческие корни Навруза, традиции которого предусматривали проведение хотя бы одного дня в году в мире и гармонии для обеспечения благосклонности в последующие месяцы. Ученые отмечают важную связь праздника с сельскохозяйственным календарем. Древние люди, руководствуясь астрологическими предсказаниями, начинали в это время работы на земле. В древности, с приходом Навруз Байрама, зима уступала свои позиции весне, что символизировало освобождение земли от снежного покрова и готовность к земледелию. В наше время количество язычников сократилось, и среди славянских народов они встречаются редко, тем не менее, традиции празднования Навруза живут. Этот день ассоциируется с приходом весны, обновлением природы и духовным возрождением, способствуя распространению добра. Как празднуют Навруз В разных странах мира обряды и традиции празднования Дня весеннего равноденствия совпадают и лишь незначительно изменяются, завися от культур государств и народностей. К примеру, часто одно и то же торжество просто имеет разные названия. К примеру, жители Ирана отмечают Ноуруз, а для населения Афганистана день известен, как Новруз.
В Волжской Булгарии, одну из основ экономики которой составляло сельское хозяйство, большое влияние на этот процесс оказала земледельческая деятельность. Приуроченность сельскохозяйственных работ к сезонным циклам наложила свой отпечаток и в культуре. В результате сформировалась особая система, реально фиксирующая круглогодичные изменения природы. Началом стал период весеннего земледелия, связанный с особым значением для тюрков солнца и земли. Ислам стал вторичным слоем, который закрепил, оформил традиционные элементы праздника Науруз среди татар. С распространением ислама и арабской письменности, в Поволжье стала проникать лунная арабская и солнечная персидская системы летоисчисления. Данный календарь использовался в татарских земельных письмах XV в. Хамаль — первый месяц солнечного календаря В художественных, публицистических и исторических произведениях этого периода счет лет велся, в основном, по хиджре. Видный татарский богослов, историк Ш. Праздничный ритуал христианского новолетия был выработан и являлся общепринятым у субконфессиональной группы татар — кряшен, которые называли его Нардуган. Говоря о значении календаря в оформлении цикличности жизни тюрок, отметим, что так называемый «вставной» тринадцатый месяц практиковался в тюркском мире с древнейших времен. Это делалось с целью приведения лунного года в соответствие с солнечным. Известно, что у чувашей в календарь вставлялся дополнительный 13-ый месяц. Отмечая данную особенность, русская поэтесса, автор этнографических очерков и мемуаров, жена профессора и ректора Казанского университета К. Фукса — А. Фукс в воспоминаниях пишет, что «новый год начинают чуваши с наступлением зимы, и разделяют на 13 месяцев, неделя у них имеет также 7 дней, но место воскресенья занимает у них пятница» [25]. Он продолжается примерно 10-12 дней и сопровождается сложными обрядами и пышными театрализованными представлениями. Отголоски этого присутствуют в современном татарском фольклоре. Сведения о праздновании Навруза собирались в многочисленных этнографических экспедициях, а также по трудам татарских просветителей XIX-XX веков Ш. Марджани, К.
Рассчитываются с долгами, прощают обиды, проводят уборку в домах. В некоторых селах до сих пор есть традиция сжигать прошлогодний хворост. Несмотря на то, что праздник отмечают мусульмане, он никогда не был религиозным, а всегда оставался народным. И до сих пор — не важно, какой вы национальности: если в этот день вам посчастливится попасть на Навруз — вас обязательно усадят за стол, и вы станете частью большой дружной семьи.