Новости петр петрович кащенко

Санкт-Петербургская городская психиатрическая больница №1) основана в 1909 году выдающимся русским психиатром Петром Петровичем Кащенко в бывшей усадьбе Демидовых Сиворицы. Пётр Петрович Кащенко пробыл главврачом Алексеевской больницы всего три года, переименовать больницу в его честь было решено уже в 1922 году. Через год после смерти Петра Петровича было торжественное заседание его памяти (на нём выступал и Семашко), и тогда решили эту больницу — она тогда называлась Канатчикова дача — назвать именем Кащенко. Во многих справочных и энциклопедических изданиях советского периода местом рождения Петра Петровича Кащенко ошибочно назван город Ейск. Статья посвящена выдающемуся психиатру и организатору психиатрической службы в дореволюционной России и в первые годы Советской России Петру Петровичу Кащенко (1859—1920).

Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1

Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти) | Библиотека Института психологии РАН Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани.
Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко» Статьи/10 цитат Петра Кащенко, которые уберегут вас от психиатрического диспансера.
Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти) Методы Петра Петровича Кащенко в те времена и правда можно было считать революцией в психиатрии. Он первым отказался от так называемого «метода стеснения», когда душевнобольных привязывали к полу и стенам цепями.

«Идет по плану»: в психоневрологическом диспансере имени Кащенко объяснили нелепость ремонта

Петр Петрович Кащенко (1859−1920) был известным русским психиатром. Принадлежал он к тому поколению российской молодежи, которому сильно испортило жизнь чтение и почитание Чернышевского. Сегодня на 94-м году жизни скончался Петр Иванович Кащенко – Почетный гражданин Липецка, участник Великой Отечественной войны, инициатор установки в Липецке народного памятника Победы. 1920 | Книга памяти платформы Мортем. Зная, что за его контактами следят, а переписку усиленно читают, Кащенко со временем ограничил круг встреч, а газеты перестал выписывать вовсе. ПЁТР ПЕТРОВИЧ КАЩЕНКО (28 декабря 1858 (9 января 1859) — 19 февраля 1920) — выдающийся российский врач-психиатр, революционер, общественный и земский деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде.

27-летняя туристка угрожала пистолетом посетителям музея-заповедника в Петергофе

Три главные клиники в жизни доктора Кащенко Биография Всеволода Петровича Кащенко, рассказывающая о том как он создал лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей и его понимании особенностей их развития.
Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко На формирование мировоззрения В. П. Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко (1858—1920) — известный деятель отечественной психиатрии.
Как доктор Кащенко стал народной легендой Руководство СПб ГБУЗ "Больница имени П.П. Кащенко", где проходят лечение пациенты с психическими заболеваниями, дало комментарий после появления в соцсетях снимков, на которых виден весьма странный ремонт труб внутри помещений лечебного учреждения.
Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1 Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом.
Кащенко, Пётр Петрович — Рувики Главврач больницы имени Кащенко объяснил странности прокладывания водопроводных труб в больнице.

Петр Кащенко

Нечаева и А. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петровича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководившим в Петербурге хорошо организованной невропатологической клиникой. Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Эта поездка заняла у него полгода. По возвращении Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он подыскал в уютном зеленом уголке Москвы подходящий деревянный двухэтажный дом, взял его в аренду и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели.

По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире. Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно. С взволнованным докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Свою тему он связал с социальными проблемами текущей жизни, заострил всеобщее внимание на необходимости объединения усилий врачей и учителей, воззвав к собравшимся: «... На долю врачей падает в высокой степени почетная задача — указать широкое общественное и государственное значение вопроса о дефективных детях и пропагандировать идею о необходимости и своевременности организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей».

Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей 1910 г. В санатории-школе Кащенко видел плацдарм для непосредственного углубления и расширения фронта наступления в указанном им направлении. В своей пропаганде и практической работе Кащенко особый акцент делал на методической стороне учебно-воспитательного процесса, подчеркивая, что не ребенок должен приспособляться к системе воспитания и программе обучения, но последние должны быть приноровлены к нему. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только имеются к тому условия, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка. В противном случае школа рискует переутомлять своего питомца, предъявляя к нему непосильные требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те или иные способности и склонности ребенка, и провоцирует возникновение, укоренение и развитие индивидуальных сторон, вовсе нежелательных. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт. В основу такого изучения были положены достижения современных наук, главным образом психологии и физиологии, имея при этом в виду, что, как бы ни были значимы отдельные элементы сложных проявлений индивида, каждое из них — проявление личности, то есть носит качественный характер и несводимо к простой арифметической сумме аналитически выделяемых слагаемых.

Большая ответственность в таком совместном исследовании ложится и на врача, и на педагога, от их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Врач-невропатолог Филадельф Дмитриевич Забугин, посетивший его в 1911 году, вспоминал много лет спустя: «Всегда живой, веселый, он обладал интуицией понимать те дефекты растущего организма, которые надлежало дефектологу переработать... Целый ряд наших врачей-невропатологов, психиатров владеет большим мастерством в смысле постановки диагноза, а Всеволод Петрович, кроме того, умел быстро, в течение нескольких часов охарактеризовать дефект ребенка, подлежащий исправлению, начертить ту программу, указать те методы, которые постепенно применялись бы в продолжение длительного времени. Я наблюдал не только эту черту. Я наблюдал и то творчество, которое было связано с выявлением этого дара природы.

Если кто-либо из вас вспомнит работу артиста, то подобное может быть отнесено и к Всеволоду Петровичу. Вся его эмоциональная сфера была затронута. Он волновался, он переживал. И если кто был свидетелем его выхода на кафедру, постановки им диагноза, его интересных и длительных консультаций, тот никогда этого не забудет... Дефектологу нужно развивать интуицию, которой так часто не хватает. Она и творческая мысль — вот те особенности, при помощи которых находится правильный способ и верный путь коррекции дефективного детства». Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко.

Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. Ведь пробуждение самостоятельности, активности, способности к почину возможно лишь с обретением навыков конкретной практической деятельности. Поэтому «метод ручных работ» рассматривался как основной учебно-воспитательный прием. Дети непрерывно что-то делали, что-то исследовали, взвешивая, измеряя, разбирая, зарисовывая, составляя чертежи, графики, собирая коллекции, пользуясь приборами, изготавливая модели. Соприкасаясь с различными сторонами изучаемого, они получали возможность полнее и ближе пережить предмет, у них вырабатывалось собственное отношение к нему, развивался и углублялся интерес, пробуждалась потребность в инициативном действии, в самостоятельности. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития.

Вопрос о том, как знает воспитанник, точнее — как проработал он тот или иной материал, несравненно важнее вопросов, много ли он знает и что именно. Всех знаний, которые понадобятся в жизни, никогда никакая школа не будет в состоянии дать. Педагогический коллектив заботился о том, чтобы создать для детей такую среду, в которой свободно и полно развивались бы их умственные силы, и они постепенно научились бы пользоваться своими способностями, знаниями, навыками, удовлетворяя присущую им пытливость, упражняя свою личную самодеятельность, находя новые сферы для приложения своих творческих сил. На всех, кто посещал санаторий-школу, производила большое впечатление глубоко и всесторонне продуманная постановка дела в санатории-школе, исследовательский творческий дух, которым была пронизана вся работа, но еще более — замечательная способность Всеволода Петровича побуждать своих сотрудников к целеустремленному педагогическому творчеству. Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей. Не путем логического метода, не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы.

Отдельные предметы учебного курса здесь не стояли изолированно друг от друга — между ними поддерживалась тесная связь в целях системного объединения учебного материала в сознании воспитанников, а также для еще большего расширения и распространения проявившегося у них интереса к отдельному школьному предмету на другие предметы. Так, на уроках истории в связи с хронологическими датами производились математические вычисления, а математика заимствовала наглядный материал для своих упражнений и задач из истории, географии или природоведения. Темы диктантов, изложений и сочинений, а также упражнений в устной речи заимствовались из наиболее занимательных для детей областей знания. На всех уроках подчеркивалась их связь с окружающей жизнью. Учителя помогали учащимся самим отыскивать и осмысливать параллели и противопоставления. Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера.

Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Целительность ее влияния на окружающих была столь же велика, сколь и интеллектуальное воздействие на них самого Кащенко. Не потому ли в санатории-школе никогда за всю историю его существования не наблюдалось тех резких, тяжелых внешних проявлений дефективности, которые случались у тех же детей в домашних условиях? Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный. Всему было определено строгое время и место.

Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения. В безусловности, категоричности требований для всех, как известно, заложена дисциплинирующая сила, но общий порядок не должен иметь для воспитанников лишь внешне принудительную силу, и в санатории-школе старались любые требования сделать понятными и естественными для каждого. В самом деле, без внутреннего согласия подчиняющихся получился бы лишь кажущийся порядок, — только добровольное повиновение ведет к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, нравственного сознания. Повиновение порядку воспитывает необходимые навыки, привычки поступать так, а не иначе. Но это повиновение одухотворяется собственным сознанием ребенка, и здесь надо искать первые, самые важные основы нравственного воспитания.

Педагогический коллектив под руководством Кащенко использовал любой повод, чтобы оказать доверие ребенку, вселить в его сознание уверенность не только в своих способностях, но и в нравственной силе. С этой целью была выработана целая программа поручений, развивающих чувство ответственности. Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли, настойчивости, способности не пасовать перед трудностями, сопротивляться неблагоприятным внешним обстоятельствам. Этому служили вся трудовая обстановка санатория-школы, занятия в мастерских, художественная самодеятельность, бытовая самоорганизация с сообщением каждому определенных привычек. Раз в неделю писались письма родным и близким, от которых ребенок в его интересах был изолирован на продолжительное время. Письменная же беседа всегда не только благотворна для развития, культуры мышления, но и полезна ввиду пробуждения глубоко скрытых привязанностей, развития потребности выражать чувства в слове, а с ним — воспитания сердца. Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность.

Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения. То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов. Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей».

В семье было семеро детей. Младший брат — Всеволод , врач- дефектолог [2]. В 1876 году окончил Ейскую кубанскую войсковую гимназию. В 1876—1881 годах учился в Киевском , затем — в Московском университете [2] , откуда был исключён за участие в студенческом революционном движении и выслан из Москвы в Ставрополь. В 1884 году освобождён из-под гласного надзора полиции и продолжил учёбу на медицинском факультете Казанского университета. Окончив университет в 1885 году и получив степень лекаря и звание уездного врача, работал врачом Ставропольского епархиального женского училища. В 1889—1904 годах работал директором психиатрической больницы Нижегородского земства колония Ляхово [3].

Поводом для столь жестких мер стала публичная речь Кащенко перед студентами, которую власти сочли отказом выразить скорбь по поводу убийства императора Александра II. Вместе с "неблагонадежным" студентом уехала его юная жена Вера Горенкина. Впрочем, спустя три года Кащенко смог продолжить обучение в Казанском университете. Там он где специализировался у талантливых ученых, в частности у доктора медицины Льва Рагозина 1846-1908 и профессора Владимира Бехтерева 1857-1927 , возглавлявшего психиатрическую клинику при Казанском университете. В 1885 году молодой человек получил диплом и был направлен в первую в России психиатрическую больницу. Там, в селе Бурашёво Тверской губернии, новоиспеченный ординатор познакомился с опытным врачевателем Владимиром Яковенко 1857-1923 и земским психиатром Михаилом Литвиновым 1846-1918. С годами идеи Рагозина, Яковенко и Литвинова Кащенко развил в цельную методику. Если раньше в русской психиатрии преобладало представление о душевнобольных как об опасных животных, то на исходе XIX века психиатры начали практиковать гуманистические методы лечения, прежде всего через социализацию пациентов. Вместо цепей - оркестр и трудотерапия В 1889-1904 годах Кащенко возглавлял психиатрическую больницу Нижегородского земства в деревне Ляхово. За эти 15 лет в лечебнице появились мастерские и огороды, где трудились сами пациенты, и стали традицией чаепития с чтениями и спектакли.

Кащенко щедро делился опытом психолого-педагогической работы с педагогически запущенными, трудновоспитуемыми детьми. В 1920 г. С 1920 по 1924 г. Кащенко работал в этом институте, читал лекции на тему «Лечебная педагогика». Позже этот институт вошёл как отделение дефектологии в Московский педагогический институт имени А. Бубнова — МГПИ. Кащенко в молодости П. Кащенко В 1921 г. ГУС Государственный учёный совет присвоил В. Кащенко звание профессора. До 1932 г. Потом В. Кащенко стал работать невропатологом в двух клиниках: на улице Герцена, дом 12, и в Гагаринском переулке, дом 37. И в той и в другой открыл логопедическое отделение для взрослых и детей с недостатками речи. До самой своей кончины в 1943 г. Тяжёлым ударом стало для него отстранение в 1927-м от руководства любимым его детищем — санаторием-школой. Тогда власти начали широкомасштабную кампанию по отстранению от работы дореволюционных специалистов. По словам Анны Всеволодовны, «это было настоящее избиение старой интеллигенции». Пострадал и Всеволод Петрович. Его освободили от должности директора Медико-педагогической станции, работавшей на базе санатория-школы, а уникальный «Музей исключительного детства», в котором были собраны сделанные руками ребят игрушки, рисунки, варварски уничтожили. А ведь Всеволод Петрович никогда не был в оппозиции к властям. Санаторий-школу он в 1918 г. Это было единственное в стране опытно-показательное заведение «в области детской дефективности». В дальнейшем на базе этой станции были открыты Научный центр дефектологии, Экспериментальный дефектологический институт, реорганизованный в 1934 г. И всё это вело своё начало от санатория-школы Всеволода Петровича Кащенко! Сам же он и его научные труды были преданы забвению. И только в 1990-е гг. Кащенко в Финляндии Анна Всеволодовна рассказывала: «Однажды как-то зимой, отцу позвонили из СанУпра Кремля и сказали, что он должен у себя на квартире принять Надежду Сергеевну Аллилуеву. Назначили точное время и предупредили, чтобы никого постороннего при этом не было. Домработнице дали выходной, встречала посетительницу мама. Надежда Сергеевна рассказала, что у её сына Василия есть затруднения в чтении и письме, а по арифметике затруднений нет; она понимает, что это не просто лень, и поэтому решила обратиться к специалисту у мальчика были так называемые дислексия и дисграфия. Отец же Васи ничего такого не признаёт, его метод один — плёткой. Свой визит к профессору она от Сталина скрыла. Отец направил для занятий с мальчиком педагога-дефектолога Александра Ивановича Муравьёва. Аллилуева произвела на отца приятное впечатление как скромная, интеллигентная, неглупая и красивая женщина. Впоследствии Светлана Аллилуева в своих воспоминаниях, которые я слышала по Би-би-си, упомянула А. Муравьёва, назвав его учителем брата. Дальнейшей судьбы А. Муравьёва я не знаю. Он мог и пострадать, так как бывал у Сталина дома, в их квартире. Для отца этот визит прошёл, слава Богу, благополучно; ведь всё могло быть в те страшные годы». А я слышала, когда меня водили к зубному врачу, как в соседней комнате вопил страшным голосом будущий артист. И я боялась этого вопля больше, чем зубного врача». Трудовая школа. Институт Анна Всеволодовна и её старшая сестра начинали учиться ещё до революции в классической гимназии Н. И мы весной на переменах бегали туда играть». После революции гимназию преобразовали в трудовую школу. Революционные преобразования затронули и школьную программу. То же самое касалось древней истории. Так что историю мы не доучили. Хотя учитель истории Новицкий преподавал очень хорошо. Литературу очень хорошо вёл сын Хвостовой… Бригадный метод, когда группа учеников готовит коллективный ответ, а отвечает один, внедрили, к счастью, уже после того, как мы закончили школу. Но у нас нечто подобное было в институте. Я помню, у нас был один очень способный студент, который за нас за всех отвечал, — Лёша Крашенинников. По-моему, он погиб во время войны на фронте». В 1929-м Анна Всеволодовна поступила в МГПИ на дефектологический факультет и после его окончания стала логопедом, получив специальность, которая только начала входить в обиход. Кащенко с учениками «Отец в это время уже занялся логопедией, он меня подготовил, и я сначала работала с ним.

Вы точно человек?

Он подал документы, после чего его утвердили на должность и позвали жить и работать в Москву. Также, Кащенко организовал бюро учета больных, страдающими психическими заболеваниями. Далее его карьера развивалась так же стремительно, как и ранее. Начиная с 1907 году, начала создаваться психиатрическая больница под Петербургом. Руководителем стал Петр Петрович Кащенко. С 1914 года по 1918 он начал изучать психические заболевания среди солдат, воевавших на фронтах.

Петр оказывал русским солдатам психиатрическую помощь. Начиная с 1917 года, совместно с Л. Прозоровым и с И. Захаровым, Петр был руководителем нервно-психиатрическим отделением Совета коллегий врачей. Наряду с этим, он стал разрабатывать план по оказании психиатрической помощи в России.

Кащенко», — говорится в сообщении. Как подчеркнули в пресс-службе, с целью поддержания функционирования диспансера организовали временные инженерные сети, которые демонтируют после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пусконаладочных работ.

Кащенко», — говорится в сообщении. Как подчеркнули в пресс-службе, с целью поддержания функционирования диспансера организовали временные инженерные сети, которые демонтируют после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пусконаладочных работ.

В 1889 году Кащенко направили в Нижний Новгород, где он должен был реформировать психиатрическую больницу в соответствии с новыми для психиатрии методами гуманизма. Перспективный врач стал внедрять метод трудотерапии, устраивать театральные постановки, общие чаепития и книжные чтения для пациентов, даже сумел привлечь спонсоров для больницы. Постепенно среди населения отношение к психически больным как к животным вытеснялось состраданием и желанием помочь. В итоге за 15 лет на посту главврача Кащенко создал из Нижегородской психиатрической больницы лучшее в своей области медицинское учреждение страны.

Бехтерев Революционер В 1904 году Кащенко возглавил Московскую психиатрическую больницу на Канатчиковой даче, куда перенес свой опыт и взгляды. Когда разразилась революция 1905—1907 годов, врач-демократ принял в ней самое деятельное участие. При этом врачебный авторитет Кащенко был столь высок, что после поражения революции власть не посмела его тронуть, а столичная земская психиатрическая больница, которую он возглавил, стала одной из лучших в Европе.

150-летие Петра Петровича Кащенко

9 января 1859 года родился знаменитый русский врач-психиатр Петр Петрович Кащенко. Врача нашего, Петра Петровича Кащенко, во всей Нижегородской губернии знают! Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (?—1875[1]), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач. Кащенко. Скончался Петр Петрович Кащенко (1859-1920) – русский психиатр и деятель земской медицины. Врач-психиатр и организатор психиатрической помощи в России, один из тех, благодаря кому в страну пришла идеология «нестеснения» в лечении душевнобольных.

Петр Кащенко

Петр Кащенко: самый человеколюбивый психиатр - 1920 | Книга памяти платформы Мортем.
Кащенко — Молодая Гвардия После окончания Ейской Кубанской войсковой гимназии Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, вскоре перевелся в Московский университет.
Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов Петр Петрович написал, по-жалуй, гораздо больше отчетов, статистических докумен-тов и практических соображений, чем собственно научных трудов по психиатрии.
Кащенко П.П. — 100 лет спустя — Центр «Феникс» Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 (28 декабря 1858).
Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко Петр Петрович Кащенко, родившийся 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), был революционером и в политике, и в медицине.

Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко

Сегодня на 94-м году жизни скончался Петр Иванович Кащенко – Почетный гражданин Липецка, участник Великой Отечественной войны, инициатор установки в Липецке народного памятника Победы. Петр Кащенко был основателем советской психиатрии и отцом гуманистического направления в лечении больных. Отрывок из биографии Петра Петровича Кащенко. После окончания Ейской Кубанской войсковой гимназии Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета, вскоре перевелся в Московский университет. Петр Петрович Кащенко. Джондо: литературный дневник. Биография Всеволода Петровича Кащенко, рассказывающая о том как он создал лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей и его понимании особенностей их развития.

Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко

Алексеева в Москве. В 1905 году принимал участие в революционных событиях в Москве, оказывая помощь раненым во время восстания на Пресне. В 1905—1906 годах возглавил нелегальный межпартийный Красный крест. Организатор и председатель первого в России Центрального статистического бюро для учёта психических больных. Весной 1907 года Санкт-Петербургское губернское земство пригласило Кащенко возглавить руководство и наблюдение за строительством новой психиатрической больницы, в разработке проекта которой он принимал личное участие. В 1913 году возглавляемая Кащенко больница как образцовая отмечена Малой золотой медалью на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге, а сам Кащенко удостоен почётного диплома за разработку сведений о переписи душевнобольных в Санкт-Петербургском земстве.

В 1915 году Санкт-Петербургская больница получила многочисленные положительные отзывы на Дрезденской международной гигиенической выставке [4].

Но еще более удивительно — не утратили своей остроты и свежести авторские раздумья и выводы. Тема их волнует нас и сегодня не меньше, чем тогда, когда они ложились на бумагу ровными рядами строк. Это тема так называемых трудных детей. Нервных, отставших от... Детей «дефективных». Последнее выражение введено в научную лексику в начале века как раз автором данного труда Всеволодом Петровичем Кащенко.

Потом он предпочитал писать и говорить: исключительные дети, подчеркивая, что врачи и педагоги имеют дело с аномалиями, обусловленными не только органическими недостатками, но и отклонениями при изначально нормальной психико-соматической конституции, вызванными неправильным образом жизни, неблагоприятными социальными условиями. Кроме того, неправильности в поведении, в отношениях с окружающей средой, в восприятии социальной информации могут быть связаны и с избыточностью проявления той или другой особенности организма или стороны личности. Наконец, еще один аспект — сугубо гуманистический. Недостатки, с которыми приходится иметь дело детскому невро- или психопатологу, как правило, не означают социальной неполноценности будущего взрослого человека. Исходная установка врача и педагога, неоднократно подчеркивал В. Кащенко, должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности. Мера медико-педагогических усилий зависит от степени отклонения от нормы.

Поэтому речь должна идти не о дефективности ребенка, а об исключительности ситуации, имея в виду, что любого ребенка с патологическими чертами в характере и в поведении следует сделать достойным членом общества и не травмировать его сознание заведомым штампом, предохранить от ложного предубеждения окружающих его людей. Кащенко предостерегал от крайности: одно дело — безнадежное с медицинской точки зрения состояние, тяжелое психическое расстройство, это в компетенции врачей-специалистов, а другое — исключительные дети, нуждающиеся в лечебной педагогике. Он подчеркивал, что такие дети выпадают из средней массы, представляя особый интерес для исследователей, что задачи работы с ними, оказываясь тождественными задачам нормальной школы, требуют специальных подходов к ребенку, «исключительных мероприятий в области воспитания и обучения». Еще в 20-х годах он в полный голос заявил, что коррекция недостатков личности в процессе ее становления — проблема большой социальной значимости и решать ее нужно в контексте государственной политики. Этот призыв не утратил своего значения и по сей день. Имея немалые достижения в области дефектологии, у истоков которой в ее современном понимании стоял Всеволод Петрович, мы упустили в последние годы немало возможностей, связанных с использованием этих достижений в повседневной педагогической практике. В широкой печати ныне справедливо указывается, что вся наша педагогика рассчитана на какого-то «среднего» человека, все ее прописи обезличены, стандартны и бесполы и не учитывают вероятных капризов сложного процесса становления личности.

И не потому ли, едва увидев свет в переводе с английского, книга Майкла Раттера «Помощь трудным детям» М. В ней обобщен интересный опыт междисциплинарной лаборатории по изучению аномалий психического развития. Однако, по достоинству оценивая зарубежный опыт, уместно было бы вспомнить о том, что накоплено в отечественной науке и практике, и в первую очередь, назвать имя замечательного ученого и общественного деятеля, чью последнюю работу, оставшуюся в безвестности по не зависящим от автора обстоятельствам, но бережно сохраненную его дочерью Анной Всеволодовной Кащенко, мы представляем вниманию читателей. Родился Всеволод Петрович 21 марта 1870 года в городе Ейске Кубанской губернии в многодетной семье военного врача Петра Федоровича Кащенко. Когда ему было 4 года, отец умер, оставив на руках у жены семь детей. Мать приложила все силы, чтобы на скромную пенсию после мужа дать им образование. Большую помощь ей в этом стал оказывать, едва достигнув совершеннолетия, старший сын Петр Кащенко — будущий известный психиатр.

По окончании ставропольской гимназии Всеволод Петрович поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако за участие в студенческом революционном движении он вскоре был арестован, исключен из учебного заведения и выслан из Москвы. Через год ему удалось поступить в Киевский университет, где, учась, Всеволод Петрович снова оказался в самой гуще общественно-политической жизни студенчества. В 1897 году, получив медицинский диплом, а с ним и возможность научной карьеры, он предпочитает стать земским врачом, с тем чтобы быть ближе к народу, участвовать в его мирских делах, оказывать ему посильную помощь. Однако имя Кащенко значится в разосланном по всей России Министерством внутренних дел циркуляре, запрещающем принимать на государственную и общественную службу политически неблагонадежных. Вплоть до 1903 года губернаторы не утверждали меня штатным врачом, — вспоминал Всеволод Петрович, — и мне приходилось переезжать из уезда в уезд, из губернии в губернию в качестве временно исполняющего должность врача. Едва попав штатным врачом в Новоторжский уезд Тверской губернии, я снова по хорошо известному распоряжению министра внутренних дел Плеве лишаюсь права работать в земстве...

В 1904 году Кащенко стал главным врачом больницы в Рогачеве Дмитровского уезда Московской губернии. Он ведет культурно-просветительскую деятельность среди обслуживающих работников, чем навлекает на себя неприязнь со стороны местного купечества. В итоге однажды морозной зимней ночью ему пришлось вместе со всем своим медицинским персоналом спасаться бегством в Москву и вновь перебиваться случайными заработками. Революция 1905 года вовлекла Кащенко в свой поток. Во время Декабрьского вооруженного восстания он возглавил Московский комитет помощи раненым революционерам. Генерал-губернатор Дубасов объявил комитет вне закона, угрожал всем входящим в него расстрелом и подверг артиллерийскому огню здание управы московского губернского земства, в котором расположился комитет угол Воротниковского переулка и Садовой улицы. После поражения революции Всеволод Петрович, лишенный права где-либо служить, задумал создать лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей.

По этому поводу он советуется с приват-доцентом Московского университета Григорием Ивановичем Россолимо, врачом, обретшим к тому времени известность в качестве специалиста по клинической невропатологии и психиатрии. Кащенко взялся за основательное освоение детской психологии и психопатологии под руководством А. Берштейна, талантливого ученика знаменитого профессора психиатрии С. Корсакова; занимался в его кружке при Московском педагогическом собрании. Первые практические навыки в области детской патологии он приобрел в экспериментально-психологической лаборатории Россолимо. Для изучения индивидуальных особенностей ребенка Григорий Иванович разработал методику, составленную на основе так называемых психологических профилей. Впоследствии Кащенко, исходя из положения о ведущей роли социальной среды в ходе психического развития ребенка, создал социальные профили.

По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Московское общество экспериментальной психологии. В 1907 году в Петербурге Кащенко знакомится с исследовательской и педагогической работой профессоров А. Нечаева и А. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петровича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководившим в Петербурге хорошо организованной невропатологической клиникой. Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Эта поездка заняла у него полгода.

По возвращении Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он подыскал в уютном зеленом уголке Москвы подходящий деревянный двухэтажный дом, взял его в аренду и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире. Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно.

С взволнованным докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Свою тему он связал с социальными проблемами текущей жизни, заострил всеобщее внимание на необходимости объединения усилий врачей и учителей, воззвав к собравшимся: «... На долю врачей падает в высокой степени почетная задача — указать широкое общественное и государственное значение вопроса о дефективных детях и пропагандировать идею о необходимости и своевременности организации государством и общественными силами школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других типов дефективных детей». Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей 1910 г. В санатории-школе Кащенко видел плацдарм для непосредственного углубления и расширения фронта наступления в указанном им направлении. В своей пропаганде и практической работе Кащенко особый акцент делал на методической стороне учебно-воспитательного процесса, подчеркивая, что не ребенок должен приспособляться к системе воспитания и программе обучения, но последние должны быть приноровлены к нему. Отсюда вытекало требование, чтобы школа везде, где только имеются к тому условия, принимала во внимание индивидуальные особенности каждого отдельного ребенка.

В противном случае школа рискует переутомлять своего питомца, предъявляя к нему непосильные требования, оставляя неиспользованными или недоразвитыми те или иные способности и склонности ребенка, и провоцирует возникновение, укоренение и развитие индивидуальных сторон, вовсе нежелательных. В связи с этим возникла необходимость изучать ребенка по возможности во всей полноте его особенностей и черт. В основу такого изучения были положены достижения современных наук, главным образом психологии и физиологии, имея при этом в виду, что, как бы ни были значимы отдельные элементы сложных проявлений индивида, каждое из них — проявление личности, то есть носит качественный характер и несводимо к простой арифметической сумме аналитически выделяемых слагаемых. Большая ответственность в таком совместном исследовании ложится и на врача, и на педагога, от их совокупного вывода зависит точность постановки диагноза, безошибочность выбора необходимых средств и мер, ясность в представлении прогнозируемого будущего. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Врач-невропатолог Филадельф Дмитриевич Забугин, посетивший его в 1911 году, вспоминал много лет спустя: «Всегда живой, веселый, он обладал интуицией понимать те дефекты растущего организма, которые надлежало дефектологу переработать...

Целый ряд наших врачей-невропатологов, психиатров владеет большим мастерством в смысле постановки диагноза, а Всеволод Петрович, кроме того, умел быстро, в течение нескольких часов охарактеризовать дефект ребенка, подлежащий исправлению, начертить ту программу, указать те методы, которые постепенно применялись бы в продолжение длительного времени. Я наблюдал не только эту черту. Я наблюдал и то творчество, которое было связано с выявлением этого дара природы. Если кто-либо из вас вспомнит работу артиста, то подобное может быть отнесено и к Всеволоду Петровичу. Вся его эмоциональная сфера была затронута. Он волновался, он переживал. И если кто был свидетелем его выхода на кафедру, постановки им диагноза, его интересных и длительных консультаций, тот никогда этого не забудет...

Дефектологу нужно развивать интуицию, которой так часто не хватает.

Ну и, конечно, большая работа велась за пределами этих медучреждений. Обывателям не уставали объяснять, что пациенты — те же люди, ну а если чем-то отличаются, то незначительно. Сам Кащенко, кстати, свято в это верил.

В частности, постоянно говорил, что грань между безумием и гениальностью практически неразличима. Дошло до того, что заведующий начал подписывать договоры с местными мужиками. За определенную плату он определял пациентов в деревенские семьи. Тем в домашних условиях было гораздо комфортнее, часто болезнь отступала.

Кащенко же, в свою очередь, следил, чтобы необычных постояльцев не обижали, нормально кормили-поили, относились бы к ним уважительно. При том «кормильцам», как их величал Петр Петрович, было строго-настрого запрещено называть их сумасшедшими. Сама же эта форма получила вполне научное название — «посемейный патронаж». Заодно доктор проявил себя как менеджер — те полтора десятка лет, что он работал в Нижнем, местное купечество охотно раскошеливалось на «несчастненьких».

Психиатр-нелегал Алексеевская психиатрическая больница. Изображение с сайта wikipedia. Претендентов было много, «Новости дня» сообщали: «На вакантную должность главного доктора Алексеевской психиатрической больницы заявили желание конкурировать восемь лиц и в числе их из наиболее известных ныне и. Малышин, директор нижегородской психиатрической колонии известный психиатр П.

Кащенко, г. Мендельсон и др». Выбрали Петра Петровича. Возможно, именно из-за его способности вытряхивать из толстосумов деньги на немалые больничные расходы.

Доктор самозабвенно входил в новую должность — распорядился снять решетки с окон, вдвое увеличил жалованье персоналу, открыл мастерские, организовал — куда же без этого? Вместо грозных санитаров и санитарок появились «дядьки» и «няньки». Но тут начались события 1905 года. И Кащенко тряхнул своей бунтарской стариной — невзирая на почтенный возраст, встал на баррикады, создавал летучие медицинские бригады.

Затем возглавил один из многочисленных в то время нелегальных межпартийных Красных Крестов. Это было что-то наподобие сообщества хирургов из лихих девяностых, которые оперировали огнестрелы, не сдавая своих пациентов в милицию.

Научное наследие П. Кащенко к 100-летию со дня смерти Костригин А. Автор статьи ставит задачу рассмотрения направлений научной деятельности П.

В психбольнице имени Кащенко объяснили аномалию с ремонтом трубам

Пётр Кащенко родился на Кубани в 1859 году. Сегодня на 94-м году жизни скончался Петр Иванович Кащенко – Почетный гражданин Липецка, участник Великой Отечественной войны, инициатор установки в Липецке народного памятника Победы. Пётр Петрович Кащенко пробыл главврачом Алексеевской больницы всего три года, переименовать больницу в его честь было решено уже в 1922 году. Через год после смерти Петра Петровича было торжественное заседание его памяти (на нём выступал и Семашко), и тогда решили эту больницу — она тогда называлась Канатчикова дача — назвать именем Кащенко. Петр Петрович Кащенко. Джондо: литературный дневник.

Навигация по записям

  • One moment, please...
  • Сайт знакомств
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Доктор с Кубани
  • Вы точно человек?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий