В апреле 1989 года погибла и затонула в Норвежском море советская атомная подводная лодка «Комсомолец». МОСКВА, 7 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец".
Неразгаданные тайны «Комсомольца»
Находившиеся на палубе подводники оказались в ледяной воде, несколько моряков успели забраться в спасательную камеру, но та затонула сразу после всплытия. Спустя час к месту катастрофы подошла плавбаза "Алексей Хлобыстов", которая подобрала 30 оставшихся в живых членов экипажа. Впоследствии еще трое из них умерли от переохлаждения. Всего из 69 членов экипажа погибли 42. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Ее титановый корпус делал конструкцию легче и надежнее. На испытаниях прочности пластичный материал обшивки выгибался дугой, «стонал», по словам гидроакустиков, но не терял ни в свойствах, ни в целостности. Полное безопасное погружение было рассчитано на глубины до 1250 метров, а торпедные аппараты были устроены таким образом, что применение оружия было возможным на любой глубине. Тестовые стрельбы на восьмистах метрах прошли без сучка и задоринки, так что американцам было о чем волноваться. Ежегодник «Soviet Military Power», 1984 год.
Грамотно спроектированные обводы корпуса повышали скорость и маневренность судна. До сих пор немногие разработки могут похвастать такими скоростями. Тем более, при возможности эффективного функционирования на огромной глубине. Инновационное решение облицовки титановой обшивки слоем резины повысило скрытность лодки для сонаров так называемого вероятного противника. Хотя рабочие глубины этого судна и так были надежным укрытием для любых систем глубоководного обнаружения.
С 1985 года и до сих пор не побит рекорд «Комсомольца» среди подводных лодок: субмарина опустилась на глубину 1027 метров. Передовые разработки позволили достигнуть наибольшей прочности путем уменьшения количества отверстий во внешнем корпусе. Так, для того чтобы избавиться от лишних швов в наружной конструкции, вход в лодку, например, стал осуществляться через всплывающую спасательную камеру, установленную в средней части рубки. Такие неожиданные решения появились после того, как стало понятно, что работа с титаном очень сложна: он агрессивен к другим сплавам, и для того, чтобы состыковать разные металлы, приходилось проводить сварку в специально подобранной газовой среде.
До появления атомных субмарин подлодки были скорее «ныряющими».
Передвигаться под водой они могли недалеко и недолго из-за ограниченности заряда аккумуляторов. Для подзарядки требовались всплытие хотя бы на перископную глубину и длительное нахождение там. А это подлодку демаскировало и делало легкой добычей авиации, эсминцев и «морских охотников» — специальных кораблей и катеров, предназначенных для поиска и уничтожения подводных лодок. В ходе Второй мировой войны из числа принявших в них участие 1792 немецких, японских, итальянских, английских, американских и советских подводных лодок погибло 1030. Наши потери при этом составили 81 подлодку из 170.
Как видно из приведенных статистических данных, почти каждый второй советский подводник погиб. Если же учесть, что число боевых походов, совершенных одной подлодкой за всю войну, исчислялось отнюдь не десятками, а единицами, то принцип «русской рулетки» оставался актуальным и в условиях середины ХХ века. Любой выход в море с большой вероятностью мог оказаться для подводника последним! Да, безусловно, на войне рискуют жизнью все и повсюду. Но если у экипажа подбитого танка, сбитого самолета, потопленного надводного корабля все же остаются шансы на спасение, то команда подводной лодки практически всегда обречена на гибель вместе с субмариной.
И наши моряки-подводники, конечно же, прекрасно это осознавали, когда шли в очередной боевой поход ради победы над ненавистным врагом. От ныряющих к подводным Немало подводных лодок разных стран погибло и в мирное время. Несмотря на то что атомная энергетика позволила субмаринам эволюционировать из «ныряющих» в по-настоящему подводные боевые единицы, это отнюдь не исключило рисков при их эксплуатации. Конечно, системы безопасности и жизнеобеспечения для команды, надежность современных подводных лодок не идут ни в какое сравнение с аналогичными показателями их предшественниц, но увеличение возможностей влечет за собой и постановку перед экипажами намного более трудных задач. Атомные подводные ракетоносцы стратегического назначения — один из компонентов ядерной триады.
Этот металл обладает очень высокой прочностью, и способен противостоять давлению воды даже на значительной глубине. Основные работы над атомным подводным крейсером по теме «Плавник» проводились в ЦКБ-18. Под темой «Плавник» скрывались проектирование и разработка материалов глубоководного атомного крейсера-охотника. В дальнейшем при оформлении темы использовался порядковый номер проекта — 685. Помыслы военных были понятны, им требовалась лодка-невидимка. На глубине 800-1000 метров она практически неуязвима и невидима. Имевшиеся в то время средства обнаружения не работали так глубоко.
Этому мешала плотность воды, давление и термоклин, сбивающий работу акустики. Проектирование крейсера шло довольно долго. Его заложили лишь 22 апреля 1978 года. В январе 1984 корабль зачислен в состав КСФ. Много субмарин КСФ носили посвящённые комсомолу имена. Города зачастую брали шефство над кораблями флота, так ДПЛ пр. В период с 1984 по 1987 год корабль числился экспериментальным, на нем нарабатывали опыт глубокого погружения, проводили учебные торпедные стрельбы с больших глубин.
Летом 1984 года крейсер под командованием Ю. Зеленского достиг рекордной глубины для боевого корабля — 1027 метров. Имя собственное «Комсомолец» — подводная лодка получила в октябре 1988 года. Но уже 7 апреля 1989 АПКр не вернулся из третьего боевого выхода. Это наложило свой отпечаток, как на конструкцию, так и на материалы. Корпус АПЛ имел классическую конструкцию: сварной прочный корпус, в виде восьмиметрового цилиндра. С обоих концов цилиндр заканчивался коническими участками, узкая часть которых закрывалась сферическими переборками.
Цистерны и магистрали главного балласта находились внутри прочного корпуса, что впоследствии сыграло свою роль в быстрой гибели. Корпус был разделён на 7 отсеков, имеющих герметичные переборки. В порядке очерёдности с носовой переборки: 1 отсек, торпедный; 2 отсек, жилой. Входил в «зону спасения»; 3 отсек, центральный пост. Со стороны кормы прочная переборка, сверху выход на палубу через спасательную капсулу; 4 отсек, реакторный; 6 отсек, турбинный; 7 отсек, кормовой. Рубки и торпедопогрузочного люка не было, так как посчитали, что ослаблять корпус нельзя.
День памяти погибших подводников
30 лет назад в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец». Атомная подводная лодка с титановым корпусом затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу. Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия». 27 лет назад в результате пожара на борту затонула атомная подводная лодка «Комсомолец» К-278, ранее совершившая рекордное погружение на глубину 1027 метров.
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец». ТАСС уполномочен… промолчать | Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля. |
«Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца» - Аргументы Недели | Трагедия, о которой нельзя забывать: в Заозерске почтили память погибших членов экипажа подводной лодки "Комсомолец". |
В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы | 7 апреля 1989 года при выполнении задач военной службы затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». |
Почему погибла самая совершенная подлодка в мире | Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков. |
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
Лодка начала всплывать. Где-то к 14:00 — 15:00 ситуация на подлодке была уже стабильная, экипаж смог погасить пожар в 3, 4, 5 отсеках, а 6 и 7 горели - мы пытались тушить пожар методом герметизации. Казалось бы, обстановка более или менее стабилизировалась, и мы начали выносить раненых. Но, к большому сожалению, в районе 17:00 лодка начала тонуть. Было два плотика, предназначенных для аварийного спасения - один затонул сразу, второй удалось спасти. Спасшийся экипаж сплотился вокруг перевернувшегося плотика и большая часть людей возле него выжила. У командира была возможность спастись вместе с нами, но учитывая то, что в подлодке оставались люди, он принял решение спустится вниз.
Плавающие рядом ребята помогли защелкнуть ему люк. Лодка начала тонуть, большая часть экипажа осталась на воде. В дальнейшем мы какое-то время находились на воде, приблизительно полтора часа, после этого прибыли рыбаки. Во время аварии погибли 42 человека и 27 остались в живых. Два матроса в 7 и 6 отсеках сгорели, часть экипажа погибли в при тушении пожара, большая часть экипажа погибли при охлаждении.
Мичмана Виктора Слюсаренко подняли на борт рыболовецкого судна, теперь он понял, что он выдержал все испытания, которые уготовила ему судьба. Несколько других советских подводников, спасшиеся сразу при всплытии лодки «Комсомолец» погибли уже на суше от последствий переохлаждения, воспаления легких или просто от невероятного нервного стресса, который они пережили. Из 69 человек экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» выжили только 27 подводников. В море Виктор Слюсаренко больше не выходил. Теперь он живет в Киеве и ведет спокойный, размеренный образ жизни никак не напоминающий о том кошмарном переполненным трагическими событиями дне, когда погибла лодка «Комсомолец», а он вопреки всему выжил.
Его имя даже занесено в Книгу рекордов Гиннеса как единственный человек, которому удалось спастись с глубины 1500 метров. Из-за дороговизны работ 1 миллиард долларов США и безопасности операции поднять ее не представляется возможным. Треснутый корпус затянут ремонтным пластырем, замеры показывают, что ядерный реактор заглушен и пока не угрожает радиационной катастрофой. На борту подводной лодки «Комсомолец» остались две торпеды с ядерными боеголовками. В гарнизоне Заозерск установлен мемориал погибшим морякам-подводникам атомной подводной лодки «Комсомолец». Все они были посмертно награждены орденом «Красного Знамени». После гибели лодки начала работать Государственная комиссия, в которую включили министра обороны Д. Ожидалось, что точки над «i» в гибели «Комсомольца» расставит именно она. Но, когда комиссия завершила работу, в прессе появилось лишь краткое сообщение: «... Причиной катастрофы явился пожар в кормовом отсеке подводной лодки.
Наиболее вероятно, что он возник из-за возгорания электрооборудования». А на страницах печати тем временем бушевали страсти. Все началось, пожалуй, с того, что бывший командир атомной подлодки А. Горбачев поведал читателям, что подобный случай - отнюдь не первый, только раньше все скрывалось за завесой секретности. Четверо же спасшихся моряков написали открытое письмо, отметая предположения, что пожар завершился трагедией из-за неважной выучки экипажа, и сместив акценты на конструктивные недостатки корабля. Потеря управления с центральных пультов систем и оборудования средствами движения корабля и выход из строя связи с аварийными отсеками привели к осложнению обстановки на корабле». Теперь мы вряд ли узнаем, отчего вспыхнул пожар. Ничего не скажут стоявшие на вахте в злополучном 7-м отсеке трюмный машинист, старший матрос Н. Бухникашвили и техник группы дистанционного контроля мичман В. Колотилин — они так и остались на своих постах навечно.
Однако многое может проясниться из анализа опубликованных данных. Комсостав — а на борту, кроме командира, был еще и начальник политотдела соединения, капитан 1-го ранга Т. Буркулаков — допустил несколько ошибок. Иначе не оценить факты, выявленные Государственной комиссией. Чтобы локализовать пожар в 7-м отсеке, у командира было по крайней мере 15 минут. Но тревогу объявили с опозданием, экипаж несвоевременно занял места по аварийному расписанию, не загерметизировал отсеков и не полностью сделал то, что положено выполнять без команды, но по инструкции. Это промедление предопределило дальнейшее... Как сообщал «Морской сборник», погибшая лодка была оборудована пороховыми газогенераторами для экстренного всплытия. Но в центральном посту решили всплывать обычным способом, при этом воздух высокого давления подали в кормовые цистерны по трубопроводам, проходившим через горящий отсек. Раскаленные стенки трубопроводов не выдержали давления, и сжатый воздух рванул в горящий отсек, создав там эффект доменной печи!
В результате 40-минутного наддува температура достигла 800—1000 "С. Не удивительно, что отсек разгерметизировался, а потом сдал и прочный корпус в корме... Однако возлагать вину за случившееся на экипаж «Комсомольца» было бы неверно. Как выяснилось, некоторые подводники только к концу срочной службы осваиваются на боевых постах. Не случайно на подплаве стараются удержать моряков на сверхсрочной, то есть стремятся перейти к той самой профессиональной армии, против которой до сих пор возражают многие генералы и адмиралы. А пока на подводные атомоходы приходят вчерашние выпускники ПТУ, причем не подвергаются профотбору. А психологи дальний поход под водой сравнивают с космическим полетом. Но космонавтов долго и тщательно готовят. Памятник погибшим Один из командиров атомохода рассказывал: «Выхожу с новобранцами в море, погружаюсь и начинаю ползать под перископом у родного берега. Глядишь, у одного-другого клаустрофобия обнаружится, а то и приступ эпилепсии...
После очередного ремонта на лодке завелись крысы, их выжили с великим трудом, «мобилизовав» кота и двух кошек. Не выжили...
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М.
Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата. Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин. К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности. Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность.
Репродукция рисунка «Норвежское море. Атомная лодка». В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов. Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами.
Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. Вертолёты и гидросамолёты ВМФ не могли добраться до места аварии, расположенного в 980 километрах от советской границы. К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть. Ил-38 под командованием лётчика Геннадия Петроградского занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00. К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади.
Над районом кружили три советских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро. Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придётся покидать корабль. Лодка затонула за несколько минут В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца».
Оно происходило стремительно. В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру ВСК , покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и воспользоваться им моряки не смогли.
В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил. Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел… Выживший в бездне К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки.
Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально.
Гибель "Комсомольца": выводы не сделаны
Гибель подводной лодки "Комсомолец"» на канале «Каяк и гармония с водой и природой» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 29 января 2024 года в 1:26, длительностью 00:05:18, на видеохостинге RUTUBE. гибели в Норвежском море АПЛ "Комсомолец" выяснились новые подробности расследования по этому делу. РИА Новости, 03.03.2020.
На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
У острова Медвежий в результате пожара погибла опытная глубоководная атомная подводная лодка «Комсомолец» (командир капитан 1 ранга Б.А. Ванин). Он приурочен к дате трагической гибели в 1989 году атомной подводной лодки «Комсомолец». Двадцать пять лет назад мир потрясла трагедия атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». "Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец".
«Мы уходим на дно в этот раз навсегда»: 7 апреля россияне чтут память всех погибших подводников
Тайна гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» | 7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении с боевого дежурства погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» в результате объемного пожара в двух смежных отсеках. |
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец" | Сегодня, 7 апреля, исполняется 34 года со дня гибели атомной субмарины «Комсомолец», на которой служил матросом Андрей Михалёв. |