Не стало Иосифа Марковича Бакштейна (1945-2024), одного из самых известных кураторов, искусствоведов, создателя Московской международной биеннале современного искусства и Института проблем. Афиша Plus - 12 января 2024 - Новости Санкт-Петербурга - В Лондоне на 79-м году жизни умер основатель Московской биеннале современного искусства, советский и российский искусствовед, художественный критик Иосиф Бакштейн. В Лондоне на 79-м году жизни скончался российский искусствовед, художественный критик, основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. Смерть наступила 12 января в одной из лондонских больниц, где Иосифа Марковича Бакштейна лечили от длительного тяжёлого заболевания.
Московская биеннале. Одни вопросы
- Иосиф Бакштейн
- Умер советский и российский искусствовед Иосиф Бакштейн | Аргументы и Факты
- Бакштейн, Иосиф Маркович — Википедия
- Бакштейн, Иосиф Маркович
- Библиография
Юлия Музыкантская — о будущем Московской биеннале современного искусства
Искусствовед, основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн ушел из жизни в лондонском госпитале, сообщили в пресс-службе Института проблематики современного искусства. Иосиф Бакштейн родился в 1945 году в Москве – искусствовед, художественный критик, куратор, кандидат философских наук, один из инициаторов проведения Московской биеннале современного искусства. Корреспондент побеседовал с бессменным комиссаром Биеннале — Иосифом Бакштейном. Известный куратор и искусствовед Иосиф Бакштейн скончался в Лондоне после продолжительной болезни.
Ушел из жизни Иосиф Бакштейн
Я бы не назвал это конформизмом. Если я вижу, что человек меня не понимает, зачем я буду навязывать ему свое мнение, ведь и я, возможно, не прав. Это тоже отчасти еврейская модель мира — все в какой-то степени правы». Как и многие советские евреи, Бакштейн вполне мог эмигрировать за границу и уже там пытаться реализовывать свои амбиции. Впрочем, он этого не сделал, хотя его первая жена Екатерина Компанеец уехала с двумя их детьми сначала в Израиль, а затем в Америку. Термин образован от обозначения территориальных единиц в Древнем Египте, где по преданию были захоронены части тела расчлененного бога плодородия Осириса в годы расцвета по строгости отбора и снобистской недоступности для посторонних были подобны дзэнской секте или масонской ложе. Впрочем, это не коснулось Иосифа.
Его можно увидеть почти на всех фотографиях с акций «КД», он знаком и дружен с большинством концептуалистов. Более того, Бакштейн в качестве имени нарицательного попал в канонический текст — «Словарь терминов московской концептуальной школы» Ad Marginem, 1999. Именно здесь возник термин «Бакштейн-функция»: им описывается универсальный оператор актуальности в кругу московского концептуализма 1990-х годов. Проще говоря, быть «Бакштейном-функцией» значит идти в ногу со временем. Поразительный для нехудожника взлет карьеры внутри узкого и очень строгого круга адептов концептуализма сам наш герой пояснял так: «Я понимал, что я не художник, скорее комментатор или собеседник. Современное искусство требует комментариев, оно элитарно, непонятно, его надо объяснять, поэтому Философ и Художник — каноническая пара эпохи модернизма.
Существовала необходимость интеллектуала, спарринг-партнера, который дополняет художника». И хотя в составленной верховными жрецами «НОМЫ» Андреем Монастырским и Владимиром Сорокиным «Иерархии аэромонаха Сергия» Бакштейну была прилеплена конспиративная кличка Шнырь полностью текст можно прочитать в каталоге выставки «Каталог» 1990 года , его роль в деятельности московской концептуальной школы значительнее, чем даже у некоторых более «высокопоставленных» сектантов-художников. Бакштейну принадлежит большое число статей из томов «Поездок за город», с 1986 года он был автором-составителем тематических сборников Московского архива нового искусства МАНИ. Иосиф Маркович внес большой вклад в популярный у концептуалистов жанр рассуждений, а почти все его ранние кураторские и выставочные проекты были связаны с репрезентацией концептуалистов. Сергей Мироненко. Холст, масло.
Источник: vladey. Впрочем, несмотря на громкое имя — аналог существующей на Западе престижной институции ICA Institute of Contemporary Arts в Лондоне , — институт, который ехидно называли «Бакштейн и девочки», так и не заработал в полную научную силу. Многие проекты скажем, публикация папок МАНИ так и остались неосуществленными, а обещанные московские выставки Джозефа Кошута и Синди Шерман не открылись. Впрочем, у «Института Бакштейна» были и удачные проекты: выставки «Монументы: трансформация для будущего» 1993 и «Tallinn — Moskva. Но по большей части институт функционировал в режиме привычного Бакштейну с молодости кружка, дискуссионного клуба, места коммуникаций, который к тому же на протяжении нескольких десятилетий располагался в «намоленном» месте — легендарной мастерской Ильи Кабакова, соарендатором которой с 1996 года был Иосиф Маркович ради этого ему пришлось вступить в МОСХ. Единственным по-настоящему успешным стал запущенный в 1999 году образовательный проект для молодых художников и искусствоведов «Новые художественные стратегии».
Из этой школы в современное московское искусство пришли многие молодые художники, практически целое новое поколение среди них Елена Ковылина, Максим Илюхин, Виктор Алимпиев, Паруйр Давтян и другие. Поскольку первые наборы курсов были совместным проектом института и Центра современного искусства Сороса, то в устной народной традиции они были известны под именами «школы Бакштейна» или «школы Сороса». В истории создания самого Центра Сороса в Москве в 1990-е годы Бакштейн тоже играл одну из ведущих закулисных ролей. Формально он не занимал в центре никаких должностей, но все шептались, что именно Иосиф Маркович посадил на должность директора центра Ирину Алпатову и имел большое влияние на ее политику.
Ни до, ни после искусство так не перестраивало мою систему мировосприятия. В 1987 году Иосиф Бакштейн основал Клуб авангардистов.
Он прокурировал ряд блистательных выставок московских концептуалистов. Можно сказать, что московский концептуализм как течение обрел осязаемые контуры в том числе благодаря кураторской практике Иосифа Бакштейна. В том же 1987 году Иосиф Бакштейн организовал знаменательную акцию «Пароход». С московского речного вокзала мы все отправились на теплоходе «Авангард» в веселое путешествие. Отплывая от причала, наш «Авангард» обогнал другой теплоход — «Октябрьская революция», и мы очень радовались, что наступило новое время перестройки и гласности. В 1990—2000-х Бакштейн сделал очень многое для того, чтобы о русском современном искусстве узнал мир.
Он представлял наших художников в Германии, Америке, Великобритании, Швеции, на Биеннале современного искусства в Сан-Паулу… В 2005 году именно Иосиф Бакштейн основал Московскую биеннале современного искусства.
В нем отмечается, что во всём мире знают его как куратора и искусствоведа. Выражаем глубокие соболезнования Кэти, детям и близким", - сообщается в телеграм-канале выставки. Бакштейн родился 21 сентября 1945 года в Москве.
Стоп-кадр видеоролика YouTube После продолжительной болезни ушёл из жизни основатель международной выставки Московская биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. Он скончался в Лондоне, пишет Telegram-канал проекта. По данным организаторов выставки, последние дни Бакштейн провёл в больнице.
Умер Иосиф Бакштейн, основатель Московской биеннале
Лекция известного искусствоведа, художественного критика, куратора, комиссара Московской Биеннале Современного Искусства Иосифа Бакштейна в рамках курса "Арт. Иосиф Бакштейн. Длительность. 00:35. Иосиф Бакштейн родился в 1945 году в Москве – искусствовед, художественный критик, куратор, кандидат философских наук, один из инициаторов проведения Московской биеннале современного искусства. Каждое воскресенье «Региональные новости» рассказывают о самых ярких событиях, произошедших за минувшую неделю в Центральном Федеральном округе. последней, под его руководством. Известный искусствовед Иосиф Бакштейн в интервью МТРК «Мир» рассказал о том, как меняется современное искусство.
Интервью Иосифа Бакштейна «Институт без проблем»
Бакштейн, Иосиф Маркович — Википедия | В Лондоне на 79-м году жизни скончался российский искусствовед, художественный критик, основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн. |
Бакштейн-функция | Иосиф Маркович Бакштейн (21 сентября 1945[1], Москва[3] — 12 января 2024[2], Лондон[4]) — советский и российский искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог. |
Умер советский и российский искусствовед Иосиф Бакштейн
Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Как все случилось? Иосиф Бакштейн: История началась двадцать пять лет назад.
В 1990 году меня пригласили быть сокуратором первой большой выставки русского искусства в Америке. Она называлась «Между весной и летом. Я был под большим впечатлением от того, как устроен американский выставочный и образовательный процесс.
Когда вернулся, решил сделать подобное заведение в Москве. Пошел и зарегистрировал Институт современного искусства вместе с художниками Игорем Макаревичем, Еленой Елагиной и другими коллегами. Слово «проблемы» появилось уже при последующей перерегистрации, в ноябре 2001 года.
Институт был ориентирован на выставочные проекты и дискуссии, призванные способствовать формированию интеллектуальной атмосферы вокруг событий актуальной художественной культуры. Идея образовательной программы возникла позже. Программа «Новые художественные стратегии» стартовала в 1999 году.
Евгения Гершкович: Качественное образование в области искусства, профессиональной подготовки кураторов, арт-критиков и менеджеров, молодых художников стало востребованным как никогда. Наравне с ИПСИ стали возникать новые институции. Иосиф Бакштейн: Да, появилось много тех, кто планировал связать свою профессиональную деятельность с современным искусством, открылись — Школа современного искусства «Свободные мастерские», «Школа Родченко», «МедиаАртЛаб», образовательная программа RMA...
В 2011 году на Винзаводе Анатолий Осмоловский открыл институт «База». Вы наблюдаете за их развитием? Иосиф Бакштейн: Я рад их появлению.
Пусть учебных заведений, достаточно в разных формах занимающихся современным искусством, у нас будет больше. Да, мы изучаем их программы, сопоставляем и обсуждаем, каких разделов не хватает нам.
Это гениальная выставка, которая рассматривает проблему зрелищности, которая никогда так радикально не рассматривалась. Согласно кураторскому замыслу выставка современного искусства — целостный организм, и событием является не отдельное произведение, а выставка в целом. Нужно иметь смелость, чтобы сочетать в одном выставочном пространстве вещи, которые многие считают аттракционом, с серьезными работами, произведения очень известных художников и работы художника-примитивиста Лобанова, который просидел 50 лет в психиатрической больнице под Ярославлем. Это риск, и только люди, которые рискуют, имеют шанс победить. А возвышенные чувства, знаете ли — это из лексикона эстетики романтизма XIX века». Мне кажется, что риск и вызов — это не совсем те черты, которыми можно было бы характеризовать современное искусство; что современное искусство — главный воспитатель толерантности и что сегодня оно «довоспитывалось» уже до полной терпимости и ничего вызывающего быть не может. В частности, достоинства выставки «Против исключения» Ж-Ю.
Мартена состоит в том, что он фундаментально пересматривает проблему изобразительности с привлечением самого широкого в геополитическом смысле круга художественных явлений, и сделано это очень ярко и оригинально, поэтому эта выставка и имела такой успех. Эпатаж характерен только для определенных периодов истории. Эпатирующее искусство было особенно актуально во времена холодной войны, когда художники моего поколения из неофициального круга стремились таким образом предъявить альтернативу существующей системе. В 90-е годы эпатажем занимался Авдей Тер-Аганян, кто-то считал эпатажем вполне невинные перформансы Олега Кулика». Похоже, что современному художнику необязательно уметь рисовать, чтобы прославиться? В России образование консервативно и художники, заканчивающие академии художеств, обладают примерно такими же базовыми навыками, как и художники конца XIX века. В мире, наверное, рисовальщиков и живописцев такого класса гораздо меньше». Так почему же тогда современные российские художники не слишком востребованы за рубежом?
Основателю Института проблем современного искусства и создателю Московской биеннале современного искусства было 78 лет. Иосиф Бакштейн был куратором множества крупных художественных проектов.
Это и выставки легендарного Клуба авангардистов в 1980-е и 1990-е, и проект концептуалистов в Бутырской тюрьме, организованный в 1992-м, и выставка «Русского акционизма» в Нью-Йорке, и российские экспозиции на Европейской биеннале современного искусства MANIFESTA 4 и на Венецианской биеннале. Его детищем была Московская биеннале современного искусства, которая с 2005 года задавала тон в российской арт-среде.
В Лондоне умер российский искусствовед Иосиф Бакштейн
12 января в Лондоне в возрасте 78 лет после продолжительной болезни умер Иосиф Бакштейн — искусствовед, критик и основатель Московской Биеннале современного искусства. Иосиф Маркович Бакштейн родился 21 сентября 1945 года. Смотрите видео онлайн «Институт Очень Современного Искусства Фактически Бакштейн» на канале «ХудИнста» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 22 декабря 2023 года в 2:59, длительностью 00:01:47, на видеохостинге RUTUBE. 1999 / Иосиф Маркович Бакштейн (1945, Москва) — советский и российский искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог. Сегодня, 12 января, не стало советского и российского искусствоведа, художественного критика, куратора и культуролога, члена Ученого совета Еврейского музея и центра толерантности Иосифа Марковича Бакштейна (1945–2024). Иосиф Маркович Бакштейн (21 сентября 1945[1], Москва[3] — 12 января 2024[2], Лондон[4]) — советский и российский искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог.
Сегодня после продолжительной болезни ушел из жизни Иосиф Маркович Бакштейн
Последняя из них состоялась в 2019 году. Запланированное на 2022 год мероприятие под руководством искусствоведа было отменено по официальному вето Минкульта. Предварительной причиной смерти мэтра стала затяжная болезнь. Точный диагноз художественного критика в ближайшем окружении так и не раскрыли.
Бакштейн И. Статус регистрации в качестве самозанятого: Учредитель Бакштейн И. Бакштейн Иосиф Маркович и опосредованно связанные лица По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, прослеживаются следующие косвенные связи лица с российскими организациями, их руководителями, учредителями.
Культура В Лондоне умер основатель Московской биеннале современного искусства Искусствовед, основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн ушел из жизни в лондонском госпитале, сообщили в пресс-службе Института проблематики современного искусства. Во всем мире знают его как куратора и искусствоведа: Иосиф Бакштейн был одним из тех, кто превратили первые десять лет XXI века Москвы в фейерверк мирового современного искусства», — говорится в сообщении.
Разделить с Иосифом Марковичем этот торжественный вечер собрались сокураторы его нового проекта, а также сами герои выставки: Андрей Филиппов, Вадим Захаров, Андрей Бартенев и другие российские художники.
Основатель Московской биеннале Бакштейн скончался на 79-м году жизни
По ее словам, рядом находятся хозпостройки, в которых у некоторых местных жителей живет скотина. Также рядом гуляют дети, а риск обрушения увеличивается с каждым днем, так как башня держится всего на двух опорах. Также со слов женщины водонапорная башня периодически издает треск. Она уже неоднократно обращалась с этой проблемой через портал ГИС ЖКХ, но ее заверили в том, что башня не аварийная и в 2024 году ее планируют покрасить. Стоит отметить также, что со слов Марии Арсениной башня все еще работает и обеспечивает водой все село. Башня выведена из эксплуатации и воды в ней больше никогда не будет. Если Вы не в курсе, том там гуляют дети периодически - катаются на санках. Не доводите до трагедии.
И почему нужно ждать весны??? Посёлок большой и снабжается водой из этой башни. Люди должны будут сидеть без воды», - возмутилась Мария Арсенина. Вопрос остался неясен, эксплуатируется башня на данный момент или нет. Но понятно одно, что порядка в сфере ЖКХ в ближайшие годы ждать не имеет смысла. Жители жалуются на проблемы, а министерства и ведомства заверяют граждан в том, что все в пределах нормы. В Орле Несмотря на изменение дорожного знака, в арке Александровского моста продолжают застревать грузовые машины, пишут "Орловские новости".
Кураторы: Иосиф Бакштейн, Вера Погодина. Организаторы: Института современного искусства и International Curators Inc. Фотоцетр, Москва.
Международная ярмарка восточноевропейского искусства. Hamburg Messe, Гамбург, Германия. Дом офицеров, Москва.
Организована Институтом современного искусства. Бутырская тюрьма, Москва. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Катрин де Зингер.
Бакштейн, С. Karmelitenkloster Франфурт-на-Майне, Германия. Ида Аппельбург, Мария Серебрякова.
Выставочный зал Пролетарского района в Пересветовом переулке, Москва. Советское концептуальное искусства в эру позднего коммунизма Between Spring and Summer. Soviet Art in the Era of Late Communism.
Takoma Art Museum, Такома, Вашингтон. Часть 3. Выставочный центр «В Пересветовом переулке», Москва.
С 12 октября. Часть 2. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Лиза Шмитц.
Выставочный зал Пролетарского района в Пересветовом пер. Фотообъекты группы КД. Галерея на Каширке Выставочный зал Красногвардейского района на ул.
Миллионщикова , 15 — 26 ноября. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Елена Курляндцева. Дворец молодежи, Москва.
Часть 1. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Гия Абрамишвили.
Вообще Бакштейна можно описывать множеством эпитетов, но главный из них очевиден: он — большая любовь. Для профессионального сообщества Иосиф был хедлайнером, визионером и комиссаром. Он был везде. Его можно было встретить почти на любом арт-событии. Казалось — зачем?
Ответила на этот вопрос для себя я только спустя время: ему было очень важно само искусство. А еще он «видел» людей. Умел с ними работать, оставлять на своей орбите, ценить и уважать.
Последние дни Бакштейн провёл в больнице. Московская биеннале современного искусства выразила соболезнования родным и близким искусствоведа. Бакштейн родился 21 сентября 1945 года в Москве. Окончил Московский институт электронного машиностроения.
В Лондоне умер российский искусствовед Иосиф Бакштейн
В Лондоне на 79-м году жизни умер основатель Московской биеннале современного искусства, советский и российский искусствовед, художественный критик Иосиф Бакштейн. Вообще-то Иосифа Марковича Бакштейна можно смело назвать одним из самых влиятельных и значительных людей в российском современном искусстве, создавшим наше арт-сообщество. «Во всем мире знают его как куратора и искусствоведа: Иосиф Бакштейн был одним из тех, кто превратили первые десять лет XXI века Москвы в фейрверк мирового современного искусства. искусствовед, художественный критик, куратор. Директор Института проблем современного искусства Родился в 1945 году в Москве. Но Иосиф Маркович не был кабинетным ученым.
Монологи. Иосиф Бакштейн
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- Материалы с меткой «Иосиф Бакштейн» – Москва 24
- Иосиф Бакштейн - лекция "История арт-индустрии" - YouTube
- О компании
- Юлия Музыкантская — о будущем Московской биеннале современного искусства
Скончался куратор, президент Института проблем современного искусства Иосиф Бакштейн
Музей «Дом на набережной», Москва. Новые тенденции в некрореализме. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Екатерина Андреева. Галерея «Беляево», Москва. Выставочный зал «Дом 100», Москва. Kunstihoone, Таллин. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Вера Погодина. Организаторы: Института современного искусства и International Curators Inc. Фотоцетр, Москва.
Международная ярмарка восточноевропейского искусства. Hamburg Messe, Гамбург, Германия. Дом офицеров, Москва. Организована Институтом современного искусства. Бутырская тюрьма, Москва. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Катрин де Зингер. Бакштейн, С. Karmelitenkloster Франкфурт-на-Майне, Германия.
Ида Аппельбург, Мария Серебрякова. Выставочный зал Пролетарского района в Пересветовом переулке, Москва. Советское концептуальное искусства в эру позднего коммунизма Between Spring and Summer. Soviet Art in the Era of Late Communism. Takoma Art Museum, Такома, Вашингтон. Часть 3. Выставочный центр «В Пересветовом переулке», Москва. С 12 октября.
Часть 2. Кураторы: Иосиф Бакштейн, Лиза Шмитц. Выставочный зал Пролетарского района в Пересветовом пер. Фотообъекты группы КД. Галерея на Каширке Выставочный зал Красногвардейского района на ул.
Бакштейн Иосиф Маркович и опосредованно связанные лица По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, прослеживаются следующие косвенные связи лица с российскими организациями, их руководителями, учредителями. Обращаем внимание, что связи могут носить формальный характер и не обязательно свидетельствуют о реальных контактах указанных лиц.
При установлении связи учитывалось совпадение не только фамилии, имени и отчества, но и ИНН физического лица.
Член AICA. Лауреат премии Федерации еврейских общин России «Человек года». В качестве куратора стал организовывать в Москве выставки неформального искусства, в частности Клуба авангардистов, выставки российских художников-концептуалистов за рубежом. С 1991 года Бакштейн был директором Института проблем современного искусства и ведущим научным сотрудником Российского института культурологии.
А еще он «видел» людей. Умел с ними работать, оставлять на своей орбите, ценить и уважать». Иосиф Бакштейн.