Новости гроза пьеса островского

На первом Качаловском фестивале, проходящем в эти дни в Казани, казанскому зрителю представили драму «Гроза» Александра Островского, поставленную на сцене Воронежского камерного театра. Читать онлайн книгу «Гроза» автора Александра Островского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году.

Краткое содержание: «Гроза» Островского

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли. Александр Головин. Берег Волги. Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Марфа Игнатьевна Кабанова «Кабаниха» , богатая купчиха, вдова. Тихон Иваныч Кабанов, сын Марфы Кабановой. Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова.

Варвара, сестра Тихона.

Сюжет сконцентрирован на ситуации, возникшей с молодой девушкой Катериной. История показывает, как приезд молодого человека в город и совершение измены ломают жизнь не только Катерине, а и всей ее семье. Краткое содержание «Грозы» — как прочитать книгу за 10 минут С одной стороны нет ничего зазорного в том, чтоб прочитать краткий пересказ пьесы «Гроза» на страницах блога Читай Быстро и уже через 10-15 минут знать ответы на все основные вопросы по книге. А с другой стороны вы должны знать, что используя основные методы скорочтения собранные в наших рабочих тетрадях вы можете читать «Капитанскую дочку» в полном содержании, если не за 10 минут, то за вечер точно. Скорочтение — это то, что может выделять вас среди других людей, делать более конкурентноспособным и успешным. Как это работает? Если на то, чтоб получить какие-то определенные знания вашим коллегам-конкурентам нужно при их скорости чтения потратить месяц, то вы с вашими навыками сможете сделать это за неделю. Соответственно, будете быстрее раза в четыре.

Начинать подготовку к скорочтению нужно с проверки вашей текущей скорости чтения и осознанности. Совершенно бесплатно и не больно :. На втором шаге обратите внимание на наши бесплатные книги и тетради для скорочтения. Однако, вернемся к пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» и попробуем за 10-15 минут разобраться в хитросплетении сюжета и основных персонажей. Персонажи пьесы Катерина. Главная героиня пьесы: молодая девушка, которая живет в семье Кабанихи. Отличается красотой, добротой и сильной верой в бога. Живет в браке с Тихоном, однако любви к нему не испытывает. Молодой человек, который живет в доме купца Дикого.

Он является его племянником и испытывает симпатию к Катерине. Мужчина отличается кротким нравом, нерешительностью и слабым духом. Марфа Игнатьевна Кабаниха. Купчиха в Калинове с большим достатком. Каждый день изводит семью лекциями и нравоучениями. Не любит свою невестку, постоянно читает морали сыну. Сестра Тихона и дочь Кабанихи. Молодая девушка, красивая и сильная. Она сводит Катерину и Бориса вместе, так как не видит в этом ничего плохого.

Искренне хочет помочь Катерине. Муж Катерины и сын Марфы. Отличается пристрастием к выпивке, любит страдать о том, как мать загубила его жизнь. Любит жену. Молодой человек, который встречается с Варварой. Савел Прокофьевич Дикой. Купец, известный своим плохим характером и жадностью. Любит издеваться и над работниками, и над семьей. Жалуется, что все хотят от него только денег.

Сумасшедшая женщина в Калинове, которая постоянно предсказывает смерть молодым и красивым девушкам. Скромный механик, который хочет помогать людям. Мечтает построить вечный двигатель, постоянно старается улучшить жизнь населения города, однако ему не дает продвигаться жадный Дикой. Служанка в доме Кабановых. Путешественница, с которой Глаша сплетничает о жизни в столице. Действие первое События истории происходят в городе Калинов на Волге, который на первый взгляд кажется спокойным, однако в нем господствует произвол. Действие разворачивается вокруг богатого купца Савелия и вдовы Кабановой Марфы Игнатьевны. Первый славится своей жесткостью и постоянно ругается со своими работниками и семьей. Купчиха, которую зовут Кабанихой, больше известна своими нудными лекциями и нотациями.

Одним из немногих положительных характеров является Кулигин — бедный механик, который мечтает изобрести что-то вроде вечного двигателя, который мог бы принести пользу всем людям. В первом действии продолжается знакомство с персонажами. В доме Савелия Дикого живет Борис, который мирится с произволом купца, потому что надеется получить от него наследство. Он старается наладить отношения, так как умершая бабка завещала ему деньги, однако купец не спешит отдавать их законному наследнику. В семье Кабановой живет жена ее сына Тихона Катерина, выделяется добротой, сильной волей и религиозностью, которая воспринимается в положительном ключе. Катерина и Борис периодически встречаются в городе, часто на службах в церкви. Между ними возникает взаимная симпатия, которая, однако, не перерастает в нечто большее.

Она во всём признаётся мужу, бежит к Борису, понимает, что тот не способен принять серьёзного решения… и бросается в Волгу. Незлобивый Тихон впервые пытается пойти против матери, обвинив её в смерти Катерины. Но та мощно прикрикивает на него, и Тихон отступает со словами «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! На экзамене преподаватели очень любят тестировать на знание текста, спрашивая о мелких деталях. Чтобы вы были заранее готовы, сообщаем их вам. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году. Направление в литературе — реализм. Бориса Дикого Островский называет «порядочно образованным». События драмы разворачиваются в вымышленном городе Калинове на Волге, летом. Изобретатель Кулигин мечтает изобрести вечный двигатель, перпетуум-мобиле. А в городе на центральной площади он хочет поставить солнечные часы, на которые просит деньги у купца Дикого.

Общее, например, то, что они обе совершенно не умели лгать. Также он использовал для своей пьесы рассказы актрисы о её прошлой подневольной жизни в барском доме, и даже по воспоминаниям драматурга совпало так, что в момент написания им сна Катерины он «услышал от Любови Павловны про такой же сон в этот же день…». Любовь Косицкая с блеском исполнила роль Катерины, играла ещё в восьми спектаклях Островского и дружила с ним до самой своей смерти. А драма «Гроза» была напечатана в 1860 году и тогда же получила большой отклик у литературных критиков. И что интересно, прошло уже больше 160 лет, а пьесы Александра Николаевича Островского каждый сезон включаются в репертуар театров и продолжают привлекать зрителей. И вслед за Катериной мы продолжаем задаваться вопросом: «…отчего люди не летают так, как птицы?

“Гроза” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание

В Кировском драмтеатре готовят к выпуску новый спектакль по пьесе Островского «Гроза». Кадр из х/ф по пьесе А. Островского «Гроза» (1933 год). Югорчане увидят «Грозу» Островского в интерпретации белорусского режиссера. Неожиданно вспыхнувшие чувства к родственнику мэра города меняют жизнь Катерины, а эта история любви обречена закончится так же печально, как в одноименной пьесе Островского. В калининградском драмтеатре 29 и 30 мая представили современную интерпретацию пьесы Островского «Groza»12+. В шестом материале серии Илья разобрал «Грозу» Александра Островского.

"Гроза" Островского - это пьеса о неправильном воспитании. Сейчас она очень актуальна

По сути, это семейная история, поданная автором как социально-психологическая драма. Главная героини пьесы — Катерина — живет в семье со свекровью и нелюбимым мужем. Свекровь по прозвищу Кабаниха постоянно помыкает ей, стараясь поддерживать в семье домостроевские порядки, которые не нравятся ни сыну, ни дочери, ни невестке, но они не решаются возражать против них. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Савела Прокопьевича Дикого. Читайте также: А. Краткое содержание и анализ Когда супруг главной Катерины Тихон уезжает на время в столицу, влюбленные начинают тайно встречаться. Героиня счастлива с Борисом, но счастлива она только на короткое время, пока отсутствует муж.

Любовь становится настолько сильной, что женщина ее не в силах скрывать. Она признается мужу, узнаёт об этом и свекровь, и дядя Бориса. Дикой отправляет племянника подальше от дома — в Сибирь. История заканчивается трагически — Катерина бросается в Волгу с обрыва. Образы героев пьесы и их краткая характеристика Действие происходит в купеческой и мещанской среде. Всего героев пьесы — двенадцать, и автором задумано несколько человек «массовки» в сценах на улице и на берегу Волги.

Шесть основных героев — члены семей Кабановой и Дикого. Главные герои Характеристика Катерины В критике образ главной героини «Грозы» вызвал наибольшие споры. Добролюбов, характеризуя Катерину, назвал ее «лучом света в темном царстве». Темное царство — это семейные порядки, основанные на не самых удачных постулатах «Домостроя», атмосфера городка Калинова, который живет в скуке и сплетнях. Калинов, по замыслу автора, представляет собой всю провинциальную Россию. Катерине с её честностью и искренностью душно здесь.

Катерина Николай Добролюбов считал Катерину характером «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным», он сравнивал её с большой многоводной рекой. По его мнению, Катерина из тех, кто выдержит всё, преодолеет любые преграды, «а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов считал героиню пьесы обречённой на борьбу. При этом покорится ли она обстоятельствам или пойдёт на обман, — в любом случае «дойдёт до своего конца». Николай Александрович высоко ставит протест Катерины против принятых в семье Кабановых понятий о нравственности, точнее — подмены нравственности. Критик видит в Катерине героиню, «не желающую мириться или пользоваться жалким прозябанием» Н.

Другой, не менее известный, критик Д. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» излагает иную точку зрения на характер Катерины. Дмитрий Иванович, в отличие от Добролюбова, отстраняется от общего впечатления и подвергает образ Катерины спокойному анализу. Он не видит цельности её характера, а, напротив, подчёркивает противоречивость натуры Катерины. В душе героини «постоянно сталкиваются как бы две разные женщины». По мнению критика, она «сама путает свою жизнь», а запутав её до конца, решает проблему «самым простым и глупым способом — самоубийством».

Таким образом, Писарев не считает Катерину «лучом света в тёмном царстве». Он отмечает эксцентричность, крайнюю впечатлительность натуры героини. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности». Критик видит в героине незрелую личность, сравнивает её с Ильёй Обломовым. При всей своей душевной красоте, чистоте и честности Катерина слабохарактерная, она живёт порывами, в ней нет устойчивости.

Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? Писарев Великий знаток человеческих душ Ф. Достоевский в статье «»Гроза». Драма в пяти действиях А. Островского» называет личную драму Катерины закономерной, он не связывает её с идеей «пагубности патриархального деспотизма», которая многим виделась в «Грозе».

Катерину как личность писатель считает слабейшей. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага. Они заранее знают, что не перенесут своего падения, что за днями восторгов потянутся длинные годы слез и раскаяния, и что лучшее, чем может закончиться их горькая жизнь, будут высокие монастырские стены, или долгие и искренние странствия по разным богомольням, если только не омут какой-нибудь реки или дно ближайшего пруда. И все-таки падают» Ф. Фёдор Михайлович отмечает природную чистоту души героини, светлый поэтический мир Катерины, который создала её творческая душа. Муки совести из-за романтических отношений с Борисом она переживает именно по своей честности и чистоте.

Не патриархальный уклад толкнул Катерину на страшный шаг, а сознание своей греховности: она не считает возможным для себя жить дальше. Катерина воспитывалась в той же купеческой среде, что и Кабанова, но родительский дом был для неё отрадным воспоминанием: «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». В доме Кабановой вроде бы всё то же самое, но дух другой: все «как будто из-под неволи». Муж её полностью подчинился властной матери, и о другом положении дел не помышляет. Сестра мужа Варвара приспособилась к обстоятельствам: обманывает мать и живёт, как хочет. Катерина убеждена, что замуж выйти — всё равно что похоронить себя.

Порывистая, поэтическая натура её жаждет любви, она готова и мужа полюбить, но тот не понимает её состояния. Выход чувствам героиня находит в любви к Борису, тем самым порушив вековые устои. Более того Катерина вступает в противоречие со своей христианской верой. Измена мужу для неё становится страшнее самоубийства. Счастье запретной любви было недолгим, оно отозвалось тяжёлым внутренним разладом, депрессией. Нравственные терзания усугубляла свекровь.

Простившись с Борисом, Катерина уже не может вернуться домой: «…о жизни и думать не хочется,… люди, дом, стены — все противно». Удушающая атмосфера ханжества, нелюбви, непрощения даже к покаявшейся грешнице в доме Кабанихи, в самом городе Калинове добивает хрупкую натуру Катерины. Можно по-разному относиться к образу Катерины, можно объяснять её поступки слабостью характера, но не сострадать этой редкой по красоте души героине нельзя. Историческим прототипом, послужившим основой образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую, так как воспоминания о детстве и юности Катерины — это воспоминания актрисы. Под влиянием рассказов Любови Косицкой, её облика, голоса у драматурга сложился образ Катерины. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене.

Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой Кабанихи Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера.

В чем причина жизненной драмы Катерины? Ее судьба типична и драматична, о чем свидетельствует краткий пересказ. Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях: Почему пьеса Островского называется «Гроза»? Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада. Конфликт В преддверии реформ социально-бытовую драму о жизни купеческого сословия создает Островский. Развязка конфликта трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти. Проблематика Порабощение человека, ущемление его прав и свобод раскрывает социальные проблемы. Философские проблемы: поиск смысла жизни, надежды, веры и человеческой судьбы. Нравственные проблемы в пьесе Островского «Гроза» — это обретение истинного счастья человеком в семье и любви. Нравственный выбор настоящего искреннего чувства — главный посыл Островского в пьесе. Образная система пьесы Остановимся на главных персонажах: Катерина — открытая, умная и добрая натура. Героиня, воспитанная в любви и ласке, попадает в чужой мир, где ее унижают муж и свекровь. Однако она сохраняет непосредственность и былую мечтательность: «... Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь...

Товариществом русских драматических артистов под режиссерством Н. Крылова на сцене Зала общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 16 мая 1893 г. Товариществом русских драматических артистов под управлением И. Нарского на сцене Летнего театра в саду общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1907 г. Труппой драматических артистов под управлением Л. Лидиной на сцене Дома Общества попечения о начальном образовании г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 15 ноября 1888 г. Товариществом русских драматических артистов в зале Коммерческого казино г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 29 марта 1896 г. Товариществом драматических артистов московского театра Ф. Корша на сцене Закаспийского Общества велосипедистов г. Афиша юбилейного любительского спектакля «Гроза», показанного 14 ноября 1909 г. Афиша любительского спектакля «Гроза», показанного 16 апреля 1900 г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 января 1901 г. Труппой русских драматических артистов под управлением А. Нежданова на сцене Железнодорожного театра г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 19 апреля 1892 г. Товариществом русских драматических артистов под управлением Н. Скалон в доме А. Родзянко г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1908 г. Русскими драматическими артистами «Новой драмы» на сцене Народного дома г. Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 8 сентября 1915 г. Труппой «Рабочего театра» под управлением А. Бренко на сцене Литературно-художественного кружка г. Из фондов Музея Москвы. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1898 г. Товариществом московских драматических артистов под управлением Л. Линского на сцене Зала общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 18 февраля 1880 г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 ноября 1910 г. Труппой драматических артистов под управлением Н. Аниной на сцене Народного дома г. Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 29, 30 ноября, 1 декабря 1880 г. Бахрушина Е. Образ Катерины стал мерилом творчества для многих великих русских актрис: Г. Федотовой, М. Ермоловой, М. Савиной, П. Стрепетовой, Е. Найденовой, Е. Рощиной-Инсаровой, А. Федотова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Неизвестный художник. Из частной коллекции. Стрепетова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Савина в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Пашенная в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Найденова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Рощина-Инсарова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Коонен в роли Катерины в спектакле «Гроза» Московского Камерного театра. Тарасова в роли Катерины в фильме «Гроза». Из фондов Президентской библиотеки им. Ельцина Санкт-Петербург. До сих пор эта пьеса не выходит из репертуара отечественного театра. Об одной из интереснейших постановок творческого союза В. Мейерхольда и А. Головина 1916 года, оставившей яркий след в истории, читайте в нашем Театральном Календаре.

Островского «Гроза». Над новой сценической версией хрестоматийного сюжета с артистами театра работает режиссер Евгений Маленчев. Авторы спектакля переносят действие пьесы в наши дни и фокусируют внимание зрителей на отношениях и событиях в семье Кабановых. Режиссер оригинальным образом адаптирует текст Островского, написанный в 19-м веке. Основой для новой сценической версии «Грозы» станут различные переводы пьесы на английский язык. На этот прием указывает транслитерация в названии — «Groza».

«Гроза как формула современной России»: зачем сегодня читать Островского?

Шумный успех постановки подытожил четкое и точное обращение к тематике. Пресса немедленно отозвалась восторгами и о самом спектакле, и об исполнительнице главной роли актрисе Л. Никулиной-Косицкой [10]. Положительные рецензии вызвала и работа П. Садовского исполнитель роли Дикого [1]. О том, что пьеса оказалась своевременной и затронула самые «больные» социальные аспекты, тут же после первой же постановки писал критик «Отечественных записок» С. Премьера в Петербурге[ ] Через пару недель, 2 декабря 1859, спектакль впервые прошел в Петербургской императорской труппе на сцене Александринского театра в бенефис Ю.

Линской в роли Кабанихи; Дикой — Ф. Бурдин, Борис — Степанов, Тихон — А. Мартынов пресса назвала эту роль лучшей в творческой биографии этого выдающегося артиста [10] , Катерина — Ф. Снеткова 3-я, Варвара — Е. Левкеева, Кулигин — П. Зубров, Кудряш — И.

Горбунов, Феклуша — П. И этот спектакль был встречен очень положительными рецензиями. Недовольство критики вызвал лишь актер Ф. Бурдин, исполнитель роли Дикого, которого обвинили в излишней суетливости и крикливости. Правда, некоторые критики отметили, что петербургская актриса Снеткова больше похожа на столичную барышню, чем на забитую полуграмотную провинциалку, но это ей быстро простили, это было мелочью по сравнению с поднятой темой [1]. Для А.

Мартынова роль Тихона стала не только одной из самых значимых, но и одной из последних — он был тяжело болен. Вот как писала в своих воспоминаниях о премьере «Грозы» в Петербурге и о А. Мартынове Евдокия Панаева дочь актера Петербургской императорской труппы Я. Брянского и на тот момент жена литератора И. Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой.

В конце мая 1860 года Мартынов взял отпуск на лето, чтобы ехать лечиться на юг, потому что у него стала быстро развиваться чахотка. Островский отправлялся вместе с ним. Мартынов приехал проститься к Панаеву и долго просидел у нас. Он возлагал большие надежды на поправление своего здоровья от отдыха и южного климата, но его худоба, кашель и зловещий румянец на щеках пугали меня. Первые постановки[ ] Грандиозный успех пьесы привел к тому, что она длительое время не сходила со сцен императорских трупп. А когда через год после премьеры в Петербурге, открылся еще один театр Петербургской императорской труппы — Мариинский театр , спектакль «Гроза» был перенесен туда и дан уже на следующий день после официального открытия, 3 октября 1860 года [15].

Со столичных сцен пьеса перешла в провинциальные театры, где тоже пользовалась успехом. Однако существуют свидетельства, что в некоторых городах местная власть запрещала спектакли к показу [1]. Федотова в роли Катерины. Малый театр. В начале июня 1865 года, совершая поездку по Волге , Александр Островский прибыл в Саратов. В Загородном театре ныне это Саратовский академический театр драмы им лично была поставлена пьеса «Гроза» [16].

Пьеса неоднократно возвращалась и на сцены обоих императорских театров — в Москву и Петербург. Значение[ ] Пьеса оказалась настолько отвечавшей потребностям российского общества, что ее персонажи и сюжет стали узнаваемы. Разгорались даже споры, какая именно из действительно произошедших драм послужила основой для Островского. Известно, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполнявшие главные роли в пьесе, гримировались под сходство с Клыковыми [3]. Однако дело в том, что трагедия девятнадцатилетней Клыковой из Костромы произошла в самом конце 1959 года, когда пьеса А.

Островского была фактически завершена [17]. Нет, не конкретная драма стала сюжетом пьесы, сюжетом стала вся российская драма. А на звание уездного города Калинова, где происходит действие пьесы, претендовал также ряд других городов Тверской и Костромской губерний: Ржев, Торжок, Городня, Корчев, Калязин, Кинешма… [13] — везде было что-то подобное. В последней пьесе, правда, Калинов выступает лишь как некий символ [13]. Он и есть символ — город жестоких нравов, безграмотности, символ русской провинции.

Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить». Что значит «время в умаление стало приходить»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно.

Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Кулигин замечает: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены». Тайна размахивания руками «К у л и г и н показывает в сторону.

Тихон пошёл выпить к Дикому. Катерина с Варварой остались в саду. Катерина пожаловалась, что, выйдя замуж, она совсем завяла. Ей хотелось бы стать вольной птицей и улететь. Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Реклама Дома у маменьки Катерине жилось легко. Работой её не обременяли, молилась она по зову души, а не по принуждению, ей снились волшебные сны, а теперь снится, что она скоро умрёт. Катерина призналась Варваре, что полюбила другого. Варвара не увидела в этом ничего страшного и пообещала устроить Катерине свидание, как только Тихон уедет по поручению маменьки. Катерина даже слушать об этом не захотела, ведь измена мужу — тяжкий грех. Начиналась гроза. Пугливая Катерина боялась, что её убьёт молнией, и она явится перед Господом с чёрным грехом на душе. Вернулся Тихон, все поспешили домой. Действие 2. Муж Катерины уезжает В дом Кабановых пришла Феклуша. Служанка верила страннице: только она приносила вести из внешнего мира в их глухой угол. Удивив служанку своими россказнями, Феклуша ушла. Реклама Тихон собрался в дорогу. Кабанова заперлась с сыном в комнате, чтобы дать ему последние наставления. Катерина и Варвара дожидались своей очереди попрощаться с Тихоном. Варвара догадалась, что Катерина любит Бориса: увидев его, женщина менялась в лице. Варвара давно научилась притворяться и всё скрывать от матушки. Катерина так не могла: она не хотела встречаться с Борисом, боясь, что потом не сможет жить в доме Кабанихи и бросится в Волгу. Вышел Тихон. Кабанова заставила сына по старинному обычаю перед отъездом дать наставления жене: чтобы почитала свекровь, не сидела без дела и на парней не заглядывалась. Затем супругов оставили наедине. Тихон посоветовал жене пропускать ругань Кабановой мимо ушей, но Катерина бросилась мужу на шею и попросила взять её с собой. Тот отказал: ему хотелось погулять на свободе, чтобы хоть две недели не было над ним никакой грозы. Кабановой не понравилось, как Катерина прощалась с мужем. Она долго ворчала, что невестка не показывает своего горя: не воет на крыльце по старинному русскому обычаю. Реклама Когда Тихон уехал, Варвара выпросила у матери разрешения спать вместе с Катериной в саду, в старой беседке. Она вручила Катерине ключ от калитки, ведущей из сада к оврагу, и пообещала передать Борису, чтобы пришёл ночью к калитке. Катерина долго колебалась, но всё же оставила ключ у себя. Действие 3. Катерина и Борис тайно встречаются Феклуша и Кабанова сидели на скамейке перед домом купчихи.

Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день. Действие четвертое: признание в грехе Явление первое. В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой. Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина. Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе. Явление четвертое Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется. Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью. Явление пятое Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она. Явление шестое Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон — в растерянности. Действие пятое: Катерина бросается в реку Явление первое. Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости. Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой — ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет. Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу. Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки. Явление второе Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину — теперь уже перед ним. Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё. Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди. Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона. Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать. Явление четвертое Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все — и люди, и домашние стены. Лучше умереть. В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку. Явление пятое Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась! Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это.

Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского

Кадр из х/ф по пьесе А. Островского «Гроза» (1933 год). Дом-музей Александра Островского, Москва. Дом-музей Александра Островского, Москва. Дом-музей Александра Островского, Москва. Пьеса Александра Островского «Гроза» давно превратилась в миф о самой себе.

«Гроза» Островского: прощай, луч света в темном царстве

«Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. — «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского. Драма «Groza» создается по мотивам пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Современное прочтение «Грозы» Островского

Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1908 г. Русскими драматическими артистами «Новой драмы» на сцене Народного дома г. Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 8 сентября 1915 г. Труппой «Рабочего театра» под управлением А. Бренко на сцене Литературно-художественного кружка г.

Из фондов Музея Москвы. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1898 г. Товариществом московских драматических артистов под управлением Л. Линского на сцене Зала общественного собрания г.

Афиша спектакля «Гроза», показанного 18 февраля 1880 г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 ноября 1910 г. Труппой драматических артистов под управлением Н. Аниной на сцене Народного дома г.

Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 29, 30 ноября, 1 декабря 1880 г. Бахрушина Е. Образ Катерины стал мерилом творчества для многих великих русских актрис: Г. Федотовой, М.

Ермоловой, М. Савиной, П. Стрепетовой, Е. Найденовой, Е.

Рощиной-Инсаровой, А. Федотова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Неизвестный художник. Из частной коллекции.

Стрепетова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Савина в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Пашенная в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Найденова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва.

Рощина-Инсарова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Коонен в роли Катерины в спектакле «Гроза» Московского Камерного театра. Тарасова в роли Катерины в фильме «Гроза». Из фондов Президентской библиотеки им.

Ельцина Санкт-Петербург. До сих пор эта пьеса не выходит из репертуара отечественного театра. Об одной из интереснейших постановок творческого союза В. Мейерхольда и А.

Головина 1916 года, оставившей яркий след в истории, читайте в нашем Театральном Календаре. Адаптация сюжета 1867 «Гроза» Драматическая опера в 4 действиях, 5 картинах В. Либретто А. Премьера оперы состоялась 30 октября 1867 г.

Яначека в 3 действиях, 6 картинах. Либретто В. Червинки по мотивам пьесы Островского «Гроза». Премьера оперы состоялась 23 ноября 1921 г в Национальном театре г.

Асафьева в 5 действиях. Либретто композитора. Пятое действие оперы впервые прозвучало в камерном концерте декады советской музыки 25 декабря 1940 г. Художник Н.

Опера В. Трамбицкого в 5 действиях и 6 картинах. Либретто И. Премьера оперы состоялась 3 апреля 1943 г.

Рокка в 3 актах и 4 картинах. Либретто Е. Премьера оперы состоялась в феврале 1952 в Театре Ла Скала Милан. Дзержинского в 4 действиях.

Либретто Л. Работа над оперой велась с 1940 года. Премьера состоялась 17 апреля 1956 года в Доме актера Москва в концертном исполнении силами Ансамбля советской оперы ВТО.

Для русской провинции второй половины 19 века брак, не освященный церковью, в качестве семьи не признавался — подобное определялось как сожительство и неимоверный грех; вообще любое проявление чувств и намерений женщины — то, что уже стало нормой к этому времени в Москве и Петербурге, — считалось чудовищным грехом. В российской глубинке второй половины 19 века никому и в голову не приходило спрашивать у молодой девушки об ее желании выходить или не выходить замуж: выдавали — и всё, по желанию родителей и божьему повелению; часто жених и невеста знакомились на собственной свадьбе. И это — не крепостные, это девушки из так называемых вольных семей!

Такая разница между слоями российского населения была столь огромной, что не могла не привлекать к проблеме — естественно, образованной части общества. Пьеса А. Островского «Гроза» поднимала именно эти социальные проблемы. Театральная предыстория[ ] Театр в России тем временем тоже переживал свои этапы развития. Появившись на русской сцене как западноевропейское, в первую очередь, французское детище, он стал обретать специфически русские социальные черты. Пока, наконец, не коснулся всего российского социального уклада.

Самыми крупными труппами были императорские театр начинался в России как дело государственной важности : Петербургская совсем приближенная к правящему дому и Московская не совсем приближенная к правящему дому. Начавшись в своем развитии одинаково, постепенно Петербургская и Московская императорские труппы получили разные пути развития. Приближенность к императорскому двору требовала большей официозности, а вот Московская императорская труппа оказалась в своем развитии демократичнее, ближе к насущным проблемам общества. Потому именно там все больше и все увереннее входил на сцену новый стиль искусства — реализм. Пьеса «Гроза» является реалистическим произведением. Работа над пьесой[ ] Трагедия, легшая в основу сюжета, не была для российского быта шибко новой: затравленные девушки кончали собой нередко [3].

О подобном можно было прочитать в газетах. И все бытовые детали А. Островский тоже взял из жизни. За автором к этому времени уже закрепилась слава бытописателя — он изучал типажи своих персонажей и переносил их в рукописи; критик Н. Добролюбов называл произведения А. Островского «пьесами жизни» [4].

Однако А. Островский — сам москвич, и большинство его драматургических произведений — это зарисовки московской купеческой жизни, которую автор хорошо знал и из которой сам происходил. А вот в пьесе «Гроза» действие происходит в провинциальном уездном городе. И в этом тоже угадывается какое-то особое действие автора — он вынужден что-то сказать, высказаться, обратить на что-то общественное внимание. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!

Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой как и он сам — тоже не аристократ Агафьей Ивановной фамилия, к сожалению, неизвестна , с которой имел общих детей все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет [5] [6]. Именно для Любови Павловны Косицкой предназначалась роль Катерины, и автор приписал главной героине своей пьесы какие-то черты характера самой актрисы; она же стала первой исполнительницей роли. Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года [1] , причем для ее написания он отвлекся от другой работы — он писал в это время пьесу «Старый друг лучше новых двух».

Видно, сюжет «Грозы» настолько захватил самого драматурга, что заставил отбросить всё остальное. У этих двух пьес — «Старый друг лучше новых двух» и «Гроза» — общая тема: женская любовь; но как же по-разному она предстает! Оленька из «Старого друга» который лучше новых двух , вполне способна сама распоряжаться своей любовью и собственной жизнью — она портниха и всегда найдет работу, — и это пьеса комедия. А любовь Катерины из «Грозы» — обречена на непонимание и горе. Лишь после окончания написания «Грозы» Островский вновь вернулся к предыдущей работе. Хотя пьеса «Гроза», безусловно, социальное произведение, нельзя отталкивать и ее литературные особенности, без которых не прозвучала бы и основная социальная направленность.

Ныне рукопись пьесы «Гроза» хранится в Российской государственной библиотеке. Пьеса «Гроза» продолжала эстетические новаторства драматурга — бытовой реализм, без пафоса и героики. Это вызывало неприятие у преверженцев старых актерских традиций, рассматривавших искусство театра в первую очередь именно как пафосность и уход от повседневности. Известно, что выдающийся московский артист старой категории Михаил Семёнович Щепкин в знак протеста покинул репетицию «Грозы», проводимую самим А. Марфа Игнатьевна Кабанова Кабаниха , богатая купчиха, вдова. Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его. Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова.

На этот прием указывает транслитерация в названии — «Groza».

В процессе постановки режиссер Евгений Маленчев рассказал о новом спектакле: «Мы не занимаемся осовремениванием, мы работаем над адаптацией. Мы репетируем на русском языке, но пользуемся английскими переводами, чтобы посмотреть на события пьесы заново, сформировать свежий взгляд на давно известный сюжет. У нас нет цели придать прошлому черты современности, нам нужно преодолеть стереотипы и шаблоны, связанные с привычным локальным восприятием «Грозы». Мы внимательно работаем с авторским текстом, но устаревшую версию про «луч света в темном царстве», разговоры о «воле», «учливости», «благостыне», «напраслине» и всё непереводимое мы оставим за рамками спектакля.

Сегодня эта история может звучать значительно интереснее и сложнее.

Женщины не имели прав, были забитыми, полностью подчинялись мужу. Островский был мировым судьей одно время и изучал судебные разбирательства, вникал в причины преступлений. На основе реальных историй он сформировал женские образы своих произведений. Его по праву можно назвать знатоком и психологом женских душ. Вот почему так интересно наблюдать за его женскими образами.

Все его пьесы о них, обманутых и страдающих. Он и сам был несчастлив в любви. Интересный факт, который я недавно узнала: оказывается прототипом Катерины была возлюбленная Островского - актриса Любовь Косицкая, которая была замужем. Идя в театр Гоголя на «Грозу», скажу честно, боялась сравнения. Уж очень мне по сердцу была сатириконовская «Гроза» она была номинирована на «Звезду театрала- 2023». Ну и ,конечно же, после того как перестал существовать Гоголь -центр, к которому я привыкла и полюбила его репертуар, была некоторая насторожённость к новому театру.

Но посмотрев несколько спектаклей там, я убедилась лично -они прекрасные. Акцент сделан на эмоциональных переживаниях героев, ведь в нем не одна жертва обстоятельств- Катерина, а и муж ее, вынужденный подчиняться воле матери,и сестра его Варвара. Режиссёр Антон Яковлев даёт возможность зрителю вместе с героями пьесы включиться в процесс осмысления происходящего. Ведь перед каждым человеком может встать выбор между страстями и долгом. И эту историю я увидела по-новому,оценивая на своей чаше весов морали и нравственности поступки героев: «Терпеть или приспособиться? Поддаться искушению или нет?

Заплатить за этот грех или все-таки не грех? Для наиболее сильного эффекта режиссёр использует все театральные способы: свет, музыка, хореография, пластические номера, ассоциативный ряд, костюмы, видеоэкраны и выразительная сценография, минимальная, но больше и не надо. За счёт этого спектакль смотрится современно, свежо, смело. Мне это очень понравилось. Хотя рядом сидящие возрастные дамы шипели и всем видом выражали, что с такой неклассической трактовкой спектакля они не согласны. Но тем не менее в антракте не ушли.

А ещё мне понравился иронический взгляд режиссёра на героев пьесы и найденные для этого решения. Все это добавляло изюминки спектаклю. Ну посудите сами. Помните Феклу , странницу -приживалку в доме Кабанихи? Так вот, ее играет мужчина -Андрей Ребенков. Без смеха смотреть на такую Феклушу невозможно.

Когда мужчина играет женщину- это всегда интересно, женщина так не сыграет ярко, на мой взгляд. Помните Табакова в роли «домамучительницы» гувернантки в фильме «Мери Поппинс, до свидания»? От одного вида на него неё уже начинаешь смеяться. Вот так и здесь. Так комично Ребенков показывал эту старушку, что прАстите , но я ржала в голос, несмотря на не очень радостный сюжет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий