В 2000 году многолетний художественный руководитель Московского академического театра сатиры Валентин Николаевич Плучек ушёл в отставку по состоянию здоровья, новым художественным руководителем стал Александр Ширвиндт[40].
Александр Ширвиндт – биография, интересные факты и творческий путь
Фото: Игорь Бойко / РИА Новости Александр Ширвиндт проводит аукцион работ художников, организованный Советским фондом культуры, 6 октября 1988 года. Вечером 15 марта умер любимый миллионами россиян Александр Ширвиндт — он скончался в больнице. В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина (курс Веры Константиновны Львовой). Сегодня Александр Ширвиндт – художественный руководитель театра Сатиры.
Александр Ширвиндт
Ширвиндта разбирали на цитаты. Каждый Новый год с ним ходили в баню. В 2000 году Александр Ширвиндт стал художественным руководителем театра сатиры. Биография актера Александра Ширвиндта: личная жизнь, жена Наталья Белоусова и сын Михаил Ширвиндт. Александр Ширвиндт. Дата рождения: 19 июля, 1934. Актер, Режиссер, Сценарист, Актер дубляжа. Александр Ширвиндт: новости >>. Иван Ургант, Вера Алентова и Геннадий Хазанов простились с Александром Ширвиндтом. Отец Александра Ширвиндта был родом из Пруссии, на родине его звали Теодор Гдальевич, но после переезда в Россию он решил величать себя иначе: Анатолий Густавович.
Московская династия: Ширвиндты
Про фильм «Трое в лодке, не считая собаки», где троица друзей «Державин, Миронов, Ширвиндт» до сих пор поражает талантом и сыгранностью, — отдельный разговор. Его крылатая фраза из этой картины «Все в сад! Не упомянуть юмористические сценки в паре с Михаилом Державиным — значит, пропустить огромный пласт артистической деятельности Ширвиндта. Дама-фанатка Эльдара Рязанова и постоянно заикающийся ведущий концерта — впечатление, что друзья не играют, а импровизируют прямо на сцене. Видно в сохранившихся видео, что присутствующие виновник торжества Рязанов и еще молодой Хазанов начали умирать со смеху еще до того, как артисты начали диалог. Ничего они не могли сделать с Державиным и Ширвиндтом: их сатира была, как сейчас говорят, «на грани фола», опасной, но ненаказуемой.
Через много лет Александр Анатольевич продублирует свою гениальную игру в продолжении картины. Вроде бы роль второстепенного плана, но как талантливо, ярко, непринужденно! Ничего не скажешь, изображать неверных мужей, аферистов, обманщиков у Ширвиндта получалось всегда блестяще. И снова надо перечислить имена, чтобы понять высоту таланта этого необыкновенного человека. Наталья Гундарева, Леонид Ярмольник, Мария Голубкина, Александр Пороховщиков — целая плеяда блестящих деятелей театра и кино была им воспитана.
В кино Ширвиндт стал сниматься в конце XX века реже, но не потому, что стал менее востребован. На телевидении он появлялся достаточно часто теперь как ведущий, это передачи «Терем-теремок», «Театральные встречи», «Семь нас и джаз», «Утренняя почта». Чеширский кот из «Алисы в стране чудес» был озвучен им дважды, в российском и голливудском варианте. После участия в работе над американской «Алисой» Ширвиндт пошутил: «Ну наконец-то хоть кто-то понял, что мое предназначение — кот! А в театре продолжалась работа, в уже новом качестве: дебют как режиссера его состоялся в 1970-м, когда совместно с Марком Захаровым была осуществлена постановка пьесы «Проснись и пой!
На вопрос, не надоело ли ему передавать опыт молодому поколению, артист улыбается: «Никогда не надоест, до конца жизни! Это невероятно приятно — учить этих див с ногами от ушей, дерзких молодых людей, когда они смотрят на тебя как на бога. Кто же добровольно откажется «черпать» молодость, оптимизм у огромной аудитории? Да, я настоящий вампир в этом плане! А в театре каждый год выходят его новые режиссерские постановки.
Из последнего это «Чемоданчик» 2015 , «Никогда не поздно» 2016 , «Брависсимо! В 2019-м запланированы и роли в любимом Театре сатиры. Это драма «Где мы??! Эта пьеса будет показана в октябре, немного раньше зрителей порадуют спектаклем «Слишком желтый таксист», а «Чемоданчик» и «Никогда не поздно» идут с февраля и будут продолжаться до октября. Всего им написано пять книг, последняя названа «В промежутках между».
Название автор поясняет так: «Вся наша жизнь проходит между какими-то событиями — между утром и вечером, между сном и явью, между детством и старостью. А самое главное «между» — это рождение и смерть». А книга «Ширвиндт, стертый с лица земли» озаглавлена им вовсе не в честь себя: оказывается, в Калининградской области был город под таким названием, сейчас он разрушен. Актер во время написания книги посетил это место и побродил по развалинам кирхи еврейской церкви — это все, что от поселения на данный момент осталось. Как ни странно, но актер не принимает участия в скандальных ток-шоу.
Хотя, почему странно: он великолепный актер, но ненавидит фальшь и притворство, наигранность. Поначалу, по его словам, ему было интересно сниматься в подобном, но с течением времени добрые передачи постепенно превращались в злые, гонясь за рейтингом, и Александр Анатольевич перестал принимать приглашения. Над политическими ток-шоу он откровенно смеется: «Во-первых, задача участников — не переубедить друг друга, а переорать. Второе: я точно знаю наблюдал много раз лично , что готовые вырвать друг другу глаза враги во время перерыва мирно пьют чай и чуть ли не целуются, фальшь на фальши, ей богу». О личной жизни Александра Ширвиндта Настоящий «экранный бабник» — такое амплуа закрепилось за Ширвиндтом на все времена.
Да что там «экранный»: несколько поколений советских потом российских женщин были безумно в него влюблены и мечтали о нем!
Отец приходил домой с работы и, если заставал сына, немедленно заставлял его приниматься за гаммы. Предварительно он закрывал дверь в коридор на ключ, чтобы у сына не возникло желание улизнуть от обязательного ритуала. Но Александр был хитрее своего отца. Он брал в руки скрипку и смычок, якобы подчиняясь воле родителя. Едва же отец расслаблялся, сын начинал канючить: «Пап, я в туалет хочу». Отец, естественно, не был извергом и открывал заветную дверь. На этом занятия и заканчивались.
Александр запирался в туалете и мужественно держал оборону за закрытыми дверями. В такие моменты часть соседей горячо поддерживала Ширвиндта-младшего, но не потому, что любили мальчика: просто слушать его скрипичные пассажи было выше всяких человеческих сил. Но часть коммуналки принимала сторону Ширвиндта-старшего. Особенно усердствовали в этом те из них, кто мучился мочевым пузырем. Они барабанили в дверь кулаком и требовали немедленно освободить коммунальное помещение. Игнорировать их просьбы мальчик, естественно, не мог. В семь лет Александра отдали в музыкальную школу, видимо, рассчитывая, что тамошние учителя смогут справиться с патологической нелюбовью сына к гаммам. Но все было тщетно.
Мальчик проучился там пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден». Не лучшим образом обстояли дела Александра и в средней школе. Он учился в 110-й школе — самой знаменитой в Москве, — туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев. Однако в отличие от «руководящего отпрыска», который учился на «хорошо» и «отлично», Ширвиндт был двоечником. Сам он впоследствии вспоминал об этом следующим образом: «Много лет спустя, став взрослым, мне приходилось прятать свои дневники и тетрадки, чтобы внуки случайно не наткнулись. Было время, когда им говорили: «Дедушка у вас отличник… А вы что же? После этого меня в пример никогда больше не ставили.
Ничего страшнее, чем в тех дневниках, вычитать просто невозможно. Всякий раз, когда я находился на грани исключения, моя мама, редактор филармонии, звонила Лемешеву или Козловскому и говорила: «Шурку опять выгоняют. Дорогой Иван Семенович, вы не могли бы выступить перед детьми? А наша администрация понимала: выгнать меня невозможно — на горизонте уже следующее торжество. Только в городе Чердынь, где я жил в эвакуации во время войны, меня поминают добрым словом. Я пошел там в первый класс, а спустя много лет узнал: оказывается, благодаря этому факту своей биографии в музее города Чердыни у меня есть целый «угол»…» Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Ширвиндт посещал еще одно заведение — школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез и падеграс.
Ширвиндт на этих вечерах, что называется, «блистал» во всей своей красе, лихо отплясывая какой-нибудь краковяк или те же полонез с падеграсом. Девочки были в восторге, и немногие из них находили в себе силы отказать во внимании такому парню. Однако девочкам было невдомек, что их герой, «блистая» в одном, был слаб в другом. Ширвиндт: «В моих школьных ухаживаниях — две трагические ситуации. В зависимости от времени года они повторялись всякий раз, как я знакомился с девочкой. Драма номер один: я не мог качаться на качелях. Драма номер два: терпеть не мог кататься на коньках. В то время никакое знакомство летом не обходилось без парка с обязательными качелями, а зимой — с катком.
Под качелями для влюбленных подразумевались не такие качельки, которые сейчас во дворах для детей ставят, а громоздкие лодки на двоих. Девчонок на эти качели тянуло со страшной силой. Особенный шик состоял в том, чтобы раскачаться до небес и лететь, можно сказать, вверх тормашками. Меня в таких полетах тошнило, сразу начинала кружиться голова. Поэтому всякий раз, когда мы с подружкой вскарабкивались на этого монстра и она, счастливая, начинала изо всех сил приседать, все увеличивая и увеличивая амплитуду, я дико страдал. Правда, виду старался не подавать и, зажмурившись, раскачивался до полного посинения. Примерно то же происходило и с коньками. По школьным меркам я хорошо играл в баскетбол, на лыжах катался неплохо, но вот коньки у меня как-то не пошли… Если я спрашивал «куда пойдем?
Ходил, но никакого удовольствия и счастья, особенно когда кто-то рядом выписывал кренделя, не испытывал…» Однако если Ширвиндту в его ухаживаниях удавалось благополучно избежать этих ужасов, то он с лихвой компенсировал свои недостатки. К примеру, в театре он поражал свою избранницу поистине энциклопедическими знаниями, а дома доводил чуть ли не до исступления смычком и скрипкой. Хотя из «музыкалки» Ширвиндта выгнали за профнепригодность, однако пять лет пребывания в ней не пропали даром — кое-что из пройденного он помнил и умел в нужную минуту применить свои умения на практике. В дворовой компании Саша тоже пользовался авторитетом. Правда, не за свои скрипичные пассажи за это его скорее всего высмеяли бы , а за то, что был остроумен и всегда участвовал в общих играх: будь то гонимый пристеночек игра на деньги или тот же футбол. К моменту окончания школы Ширвиндт уже окончательно определился с будущей профессией — он хотел стать артистом. Этот выбор не казался странным, если учесть, что его мама в молодости занималась в Первой студии МХАТа из-за туберкулеза она вынуждена была оставить актерскую профессию ; что в доме Ширвиндтов актеры всегда были частыми гостями. К примеру, Яхонтов «проверял» все свои новые работы на маме Ширвиндта, при этом обязательно сажал маленького Шурика на колени: мол, мальчик не позволит ему схалтурить.
Буквальное первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Правда, в 1953 году, в разгар так называемого «дела врачей», еврейские корни Ширвиндта едва не стоили ему отчисления из вуза. Но в дело вмешалось само Провидение: вскоре умер Сталин, и все, кто затевал это «дело», оказались в дураках. В 1956 году Ширвиндт закончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре. Правда, требовалось попасть в «струю».
Ширвиндт попытался. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов. Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом». Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся? Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола. По словам самого Ширвиндта, в те годы Ленком представлял собой странный организм.
Не было режиссуры в прямом, профессиональном, смысле этого слова, но было созвездие личностей, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Они руководили коллективом, в котором работали «старые мастера» Берсеневского театра: Вовси, Пелевин, Соловьев, Шатов, Всеволодов, Брагин. Молодежь театра представляли актеры: В. Ларионов, Л. Марковы, Г. Карнович-Валуа, Л. Лосев, М. В этот коллектив и предстояло влиться Ширвиндту.
Первой работой молодого актера на сцене Ленкома стала эпизодическая роль в спектакле «Хлеб и розы» — о становлении Советской власти в Сибири. Ширвиндт играл рабочего, приехавшего в сибирскую деревушку агитировать сельчан за большевиков. Роль была немногословной, в ней молодой актер произносил всего лишь одну-единственную фразу: «Пошто зазря по степу мыкаемся? Роль тоже была эпизодическая, но более колоритная, нежели первая. Вспоминает Б. Покровский: «Сочетание особых внешних данных, вызова с усталостью, чистоты с порочностью — все это как нельзя кстати пришлось для образа. Жадная нетерпеливость насильника становилась особенно отвратительной оттого, что мы видели перед собой человека внешне вполне благопристойного. Напомню, что роль-то была эпизодическая, но требовалось за пять-семь минут успеть рассказать о многом».
После университета молодой человек вошёл в труппу Театра-студии киноактера. Коллектив был преимущественно создан для тех актёров кино, которые играли на сцене, пока нет съёмок. Там он пробыл недолго и вскоре попал в Театр имени Ленинского комсомола, в котором проработал впоследствии 12 лет. Его дебют на сцене Ленкома состоялся в спектакле «Первая конная». Тогда зрители оценили мастерство Ширвиндта и он смог претендовать на более серьезные роли. Так, спектакли «Чайка», «Мольер», «Каждому своё», «104 страницы про любовь» принесли ему славу. В 1968 году актёр перешел в Московский драматический театр на Малой Бронной, а через два года стал важной частью труппы Московского академического театра сатиры. Именно это место стало для него вторым домом.
Здесь же в последствии случился его режиссёрский дебют. С Марком Захаровым он поставил спектакль «Проснись и пой!
С днем рождения! Будьте здоровы и бодры! Скучаем по Вам и по работе!
До встречи в театре! Ваши сатировцы», — написали коллеги Ширвиндта. Наталья Белоусова стала для него любовью не сразу, ведь знакомы они были почти с детства. Постепенно дружба переросла в симпатию, а затем настойчивыми ухаживаниями Александр смог добиться расположения своей избранницы. Сегодня у них большая и дружная семья: сын Михаил, ставший телеведущим, трое внуков и даже трое правнуков!
Причем последний внук родился у знаменитого артиста буквально недавно — в мае 2020 года. Увы, многие из них уже ушли.
Александр ШИРВИНДТ
Также его часто посещают его ученики — Леонид Ярмольник, Федор Добронравов. Завтра позвоню, узнаю, что поймал к праздничному столу», — заключил актер. Александр Ширвиндт — советский и российский актер, театральный режиссер, сценарист, педагог, телеведущий. Окончил Театральное училище имени Щукина, а в 1970 году пришел в Театр Сатиры. С того времени на сцене родного театра им были сыграны десятки ролей. А кроме того, поставлено свыше 20 спектаклей, среди которых «Проснись и пой!
Обсудить Редактировать статью Об этом человеке говорят только в позитивном ключе, так как он распространяет вокруг себя исключительно положительные флюиды. Речь идет о знаменитом актере, имя которому — Александр Ширвиндт. Биография и фильмография артиста интересны и познавательны. Он так часто и успешно снимался во всем полюбившихся фильмах, что его лицо стало для большинства жителей постсоветского пространства практически родным. Его манера держаться не может не вызывать восхищения: всегда спокоен, немного флегматичен, Александр Анатольевич видит обычные вещи в своеобразном свете, глядя на мир с нескрываемой тонкой иронией.
Но актер не прочь посмеяться и над собой. А самоирония, как известно, свойственна только очень светлым и добрым людям. С чего все начиналось: московские дворики В далеком 1934 году, ясным июльским днем, в столице Советского Союза родился Александр Ширвиндт. Биография этого впоследствии великого человека начиналась среди старых московских двориков у легендарных Никитских ворот. В огромной семикомнатной квартире в Скатерном переулке, который расположен в самом сердце Москвы, кроме Ширвиндтов, обитало еще 5 семей. Это были времена печально известных коммунальных квартир. Мама Саши, Раиса Самойловна, трудилась в филармонии, занимая должность редактора, а отец — Анатолий Густавович - был талантливым скрипачом. Там обучались дети родителей, занимающих довольно высокие посты. Интересно, что в одном классе с Ширвиндтом был отпрыск Никиты Сергеевича Хрущёва — будущего руководителя Страны Советов. Вопреки ожиданиям родных, Саша не был примерным учеником, скорее, наоборот.
Спустя годы, по рассказам Александра Анатольевича, он тщательно прятал свой школьный дневник от внуков, чтобы не подавать им нежелательный пример. Но, несмотря на то что не слишком тяготел к наукам Ширвиндт Александр, биография, семья которого являются темой нашего обзора, это нисколько не помешало развитию впоследствии творческой, независимой и талантливой личности. Неудавшийся скрипач Конечно, родители желали, чтобы сын пошел по стопам знаменитого отца и очень настойчиво предлагали мальчику заниматься игрой на скрипке. Но Саша сразу люто возненавидел инструмент и все, что с ним связано. Дабы не разучивать бесконечные гаммы, маленький Александр скрывался в общем туалете, откуда его пытались выманить всем коммунальным сообществом. Этот эпизод позже рассказал сам Александр Ширвиндт. Биография могла бы сложиться по-иному, если бы его увлекла музыка. С 7 лет Ширвиндт учился в музыкальной школе, но, несмотря на усилия педагогов, любовь к скрипичным пассажам у ребенка так и не возникла. Зато повзрослевший Саша очень любил танцы. Во времена, когда Ширвиндт посещал школу бальных танцев, находившуюся при Доме ученых, полонез у парня получался отменно.
Благодаря танцам и красноречию Саша с легкостью завоевывал сердца местных красавиц.
Его папа, Анатолий Густавович, — музыкант, педагог и скрипач, а мама, Раиса Самойловна, была актрисой МХАТа в юности, а после работала редактором в Московской филармонии. В детстве он увлекался музыкой, но театр занял первое место. Благоволила тому и обстановка: в доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства.
После окончания школы Александр стал студентом Театрального училища имени Щукина. Он обучался на актёрском курсе Веры Львовой. Преподаватели тогда говорили, что он будет знаменитым актёром, в подтверждение тому оценки — «Щуку» Ширвиндт закончил на «отлично». После университета молодой человек вошёл в труппу Театра-студии киноактера.
Коллектив был преимущественно создан для тех актёров кино, которые играли на сцене, пока нет съёмок. Там он пробыл недолго и вскоре попал в Театр имени Ленинского комсомола, в котором проработал впоследствии 12 лет. Его дебют на сцене Ленкома состоялся в спектакле «Первая конная».
О печальном известии сообщил художественный руководитель учреждения культуры Сергей Газаров. Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве. Сценическое образование получил в Щукинском театральном училище, затем был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола нынче "Ленком" Марка Захарова , где играл в пьесах у Анатолия Эфроса.
День рождения Александра Ширвиндта
19 июля отмечает день рождения всеми любимый актер и режиссер Александр Ширвиндт. В 1970 году Ширвиндт был принят в труппу Московского академического театра Сатиры, а с 2000 года и по настоящее время Александр является его художественным руководителем. в кругу родных и близких. Всё о Ширвиндте. Ширвиндт, Александр Анатольевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Ширвиндт. Александр Ширвиндт Имя при рождении: Александр Анатольевич Ширвиндт Дата рождения: 19 июля 1934(1934-07-19) (78 лет) Место рождения: Москва.
Умер актёр Александр Ширвиндт
Вечером 15 марта умер любимый миллионами россиян Александр Ширвиндт — он скончался в больнице. В годы юности, по рассказам самого Александра Ширвиндта, его преследовала одна и та же трагикомическая ситуация. В 2000 году Александр Ширвиндт стал художественным руководителем театра и руководил им 21 год. Александр Ширвиндт биография персоны на РБК: фото, информация по личной жизни и семье, дата рождения, деятельность и карьера.
Умер актёр Александр Ширвиндт
В 2018 году был доверенным лицом кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина [75]. В 2020 году в интервью журналисту Дмитрию Гордону артист поделился воспоминаниями о своей работе на Украине. Он отметил, что тоскует по Украине, потому что не может поехать на родину своих родителей — в Одессу и Харьков: «Я невпускаемый… А за что? Потому что я поехал в Севастополь — замечательные ребята из общества книголюбов пригласили меня на творческий вечер, поговорить.
А оказалось, что я — сволочь. Вот из-за книголюбов Севастополя я и не могу приехать на родину родителей… Я когда вижу эту, значит, круглосуточную полемику относительно наших дел [России и Украины] с участием совершенно дрессированных политологов… Это театр.
Почему туда? Дело в том, что советское кино в те годы обрело «второе дыхание», и сделать карьеру в кино было легче, чем в театре. Правда, требовалось попасть в «струю». Ширвиндт попытался. В 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит» он сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов.
Хотя фильм имел успех у публики собрал в прокате 21,5 млн. С одной стороны, материальной, он был удовлетворен: на полученный гонорар сумел обновить свой автопарк — вместо «Москвича-401», подаренного родителями на его 20-летие, приобрел «Победу», в просторечии именуемую «сугробом». Но с другой стороны — творческой — его грызли сомнения: а тем ли делом он занялся? Видимо, во многом под влиянием этих мыслей Ширвиндт в 1957 году решил податься в театр, а именно в Театр имени Ленинского комсомола. По словам самого Ширвиндта, в те годы Ленком представлял собой странный организм. Не было режиссуры в прямом, профессиональном, смысле этого слова, но было созвездие личностей, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Они руководили коллективом, в котором работали «старые мастера» Берсеневского театра: Вовси, Пелевин, Соловьев, Шатов, Всеволодов, Брагин. Молодежь театра представляли актеры: В.
Ларионов, Л. Марковы, Г. Карнович-Валуа, Л. Лосев, М. В этот коллектив и предстояло влиться Ширвиндту. Первой работой молодого актера на сцене Ленкома стала эпизодическая роль в спектакле «Хлеб и розы» — о становлении Советской власти в Сибири. Ширвиндт играл рабочего, приехавшего в сибирскую деревушку агитировать сельчан за большевиков. Роль была немногословной, в ней молодой актер произносил всего лишь одну-единственную фразу: «Пошто зазря по степу мыкаемся?
Роль тоже была эпизодическая, но более колоритная, нежели первая. Вспоминает Б. Покровский: «Сочетание особых внешних данных, вызова с усталостью, чистоты с порочностью — все это как нельзя кстати пришлось для образа. Жадная нетерпеливость насильника становилась особенно отвратительной оттого, что мы видели перед собой человека внешне вполне благопристойного. Напомню, что роль-то была эпизодическая, но требовалось за пять-семь минут успеть рассказать о многом». В те же годы Ширвиндт был удостоен своей первой официальной награды — медали «За освоение целинных земель». Причем обстоятельства едва не сложились таким образом, что награду он мог получить посмертно. Что же произошло?
Актерская бригада, в которую включили и Ширвиндта, отправилась на целину — в Кустанай — в феврале. Уже изначально это выглядело самоубийством, потому что в такую пору в тех местах вовсю валит снег, бушует вьюга и трещат сорокаградусные морозы. Однако руководитель делегации, профсоюзный босс Ленкома Борис Ульянов решил на собственном примере доказать высокому начальству, что и в таких климатических условиях его актеры сумеют достойно представить театр. Неприятности начались сразу же после того, как ноги ленкомовцев ступили на целинную землю. Дважды при перелетах с одного места на другое самолет, в котором они находились, едва не потерпел аварию. Не лучше обстояло дело и с наземным транспортом. Через несколько часов такого стояния все пассажиры «газика» их было четверо, включая и Ширвиндта стали прощаться с жизнью, уверенные, что ни одна живая душа не сможет найти их в огромной степи во время вьюги. Но им повезло.
На них случайно наткнулись два поисковых трактора из той колонны, которую выслали им навстречу. Так что свою медаль Ширвиндт заработал, что называется, потом и кровью. Между тем в 1958 году Ширвиндт стал отцом — родился сын, которого назвали Михаилом. Мамой мальчика была студентка архитектурного института Наталья Белоусова, на которой Ширвиндт женился незадолго до этого. Ее знакомство с Ширвиндтом состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ наука, искусство, литература , который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. По своим корням жена Ширвиндта — столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу — в старое московское купечество. На момент знакомства молодых Белоусовы являлись аборигенами НИЛ а, а Ширвиндт с родителями гостил у знаменитого артиста Дмитрия Журавлева.
Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке прежде всего то, что у нее в хозяйстве имелась… корова. Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Гак что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться. Стоит отметить, что рождение сына весьма огорчило Ширвиндта. Дело в том, что он мечтал иметь дочь. А тут — сын.
Он настолько расстроился, что слухи о его «беде» распространились даже в театре. Когда об этом узнал актер Леонид Марков, считавшийся в артистической среде Дон Жуаном, он прочел Ширвиндту короткую лекцию — объяснил, что тот должен быть счастлив, что родился именно сын. Монолог Маркова звучал так: «Представь себе, что у тебя дочурка. Проходит каких-нибудь семнадцать лет, ты сидишь дома, уже несвежий, лысеющий Шурик, и ждешь с Таточкой свою красавицу Фиру. А Фиры нет. Она пошла пройтись. Ее нет в двенадцать, в час, в два. Ты то надеваешь, то снимаешь халатик, чтобы куда-нибудь бежать, и вдруг — звонок в дверь.
Вы с Таточкой бросаетесь открывать. На пороге стоит лучезарная, счастливая Фира, а за ней стою Я! Ты втаскиваешь ее в дом и в истерике излагаешь все, что ты обо мне знаешь и думаешь! И я вхожу в твой дом. Малыш, тебе это надо? В конце 50-х Ширвиндт был почти неизвестен массовому зрителю его карьера в кино складывалась скромно , но столичная публика его знала хорошо. Особенно та ее часть, которая посещала популярные в те годы «капустники». На них Ширвиндт господствовал безраздельно, будучи и режиссером, и конферансье, и актером-исполнителем.
Дошло до того, что две сотрудницы Дома актера, И. Резникова и М. Воловикова, перейдя работать на телевидение, предложили Ширвиндту и его коллегам перенести их «посиделки» на голубой экран. Так родились знаменитые «Театральные встречи», первый выпуск которых назывался «В гостях у Михаила Жарова». В начале 60-х творческая активность Ширвиндта продолжала набирать обороты — он трудился сразу на трех поприщах: в «капустниках», в театре и в кино. В репертуаре Ленкома Ширвиндт был занят в нескольких спектаклях: «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики! Балтера, «Колесо счастья» братьев Тур, «Когда цветет акация» Н.
Винникова и др. Однако ни одна из этих ролей за исключением Джона Данкера в «До свидания, мальчики! Вообще Ленком в те годы откровенно лихорадило. После ухода из театра Гиацинтовой и Бирман к его руководству пришли совершенно случайные люди, которые ввергли Ленком в пучину безвкусицы. На фоне другого столичного театра — «Современника» — Ленком выглядел каким-то мастодонтом. Вспоминает Ширвиндт: «Имелся у нас знаменитый спектакль «Семья», пьесу написал Попов, секретарь Ленина. Я там в заключительной сцене был задействован. На явке.
То ли в подземелье, то ли еще где-то.
Москва с декабря 2000 г. Москве; в 1956 г. В московских театрах со второй половины 50 х гг. Ленинского комсомола с 1957 , Театре на Малой Бронной с 1967 , Театре сатиры с 1969. РСФСР 1974.
Сам он чувствовал иначе. И, отмечая полувековой юбилей на сцене, делился с нашим каналом: не было бы никакого Ширвиндта без чувства юмора, пленяющего сердца. Но здоровье — это уже другое, понимаете. К сожалению, это уже иронией не спасешь, это от боженьки, а он без юмора", — говорил Ширвиндт. Отец — скрипач Большого, мать — главред концертного зала Московской филармонии. Великая Отечественная началась за два дня до его семилетия. В эвакуацию попал в пермскую Чердынь. Запомнил ее на всю жизнь. Его намазывали таким белым полусалом, полумаргарином каким-то. Этот весь кусок был засыпан чесночинами. И мы это ели круглые сутки. Мои партнерши, когда еще был молодой и красивый, играл роли, то они все, может быть, мне назло, всегда жрали — это дико полезно — чеснок. Алена Яковлева, Люся Гурченко", — вспоминал Ширвиндт. Плеяда великих партнеров, но в россыпи второстепенных ролей.