Анатолий Папанов в фильме "12 стульев". С 1948 года Анатолий Папанов — актёр Театра Сатиры в Москве, куда перешел, откликнувшись на предложение режиссёра Андрея Гончарова. Анатолий Папанов появился на свет 31 октября 1922 в Вязьме. Родители Анатолия Папанова (Дмитрий Филиппович Папанов и Елена Болеславовна Росковская) были не из зажиточного порядка. Всего Папанов принял участие в съёмках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов.
КИНОИГРА: Анатолий Дмитриевич Папанов
Короткая подготовка — и на фронт. Он был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии. Во время очередной бомбёжки актёра ранило в ногу. Его направили в Буйнакский госпиталь. Операции там делали под музыку, анестезии на всех не хватало. В 21 год он получил инвалидность и хромоту.
Папанов не спешил отправляться в тыл, вместе с творческим коллективом, который сам же и создал, он гастролировал по фронтовым госпиталям. Выступлениями артисты поддерживали боевых товарищей. Папанов награждён орденами Отечественной войны I и II степени. Правда, взяли его с условием — научиться ходить без палки. Спустя много лет, уже не молодой Анатолий Папанов, на съёмках фильма «Одиножды один» исполнял сложные танцевальные номера, никто даже не догадывался, что у него нет практически половины ступни.
Он не любил роли, за которые его обожали люди. Актёрская богема считала его чужаком. Он не стремился быть публичным.
Они снова вспоминают прошлое и все, что пережили за годы войны. Память с новой силой возвращается к друзьям, чтобы окунуть их память былого...
Фильм Главная роль : Николай Дубинский Персонаж: Ветеран войны, работающий главным бухгалтером предприятия. Сдержанный человек с негромким голосом, отличающийся принципиальностью, неукоснительной честностью в служебных вопросах и готовностью отстаивать свои принципы перед другими. Интересные факты: Единственный из всех актёров, кто воевал.
Лента покорила зрителей и удостоилась главной премий на Международном кинофестивале в Карловых Варах 1964 , Международном кинофестивале в Акапулько 1964 , а также главной премии и приза за актерскую работу Анатолия Папанова на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде 1964.
Кстати, сам Симонов положительно отозвался об игре Папанова. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов», — признался Константин Симонов. Эльдар Рязанов, 1966 г. Несмотря на драматический потенциал Папанова, всесоюзную славу ему принесло именно комедийное амплуа.
В трагикомедии «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова ему досталась второплановая роль матерого подполковника в отставке Сокол-Кружкина, отпускавшего шутливые замечания в адрес своего тестя Димы Семицветова, владельца украденной машины. Его фраза «Тебя посодют, а ты не воруй» стала крылатой. Фильм стал хитом в СССР. Тест: Угадайте фильм с Андреем Мироновым по одному кадру Комедия мгновенно стала лидером советского кинопроката, войдя в пятерку лучших картин за всю историю СССР, собрав у экранов более 76 миллионов зрителей.
Шоб я видел тебя у гробу, у белых тапках», «Лопух!.. Такого возьмем бэз шуму и пыли! Несмотря на свалившуюся популярность, Анатолия Папанов не разделял восторга публики. Там я задумал гротесковый характер, лобовой и примитивный.
Тем, что получилось в фильме, я недоволен. Видимо, было несоответствие образа с моими внутренними и внешними данными.
Например, для Сокола-Кружкина из фильма «Берегись автомобиля» Папанов придумал завязать носовой платок на голове и заправить галифе в носки, а для роли Кисы Воробьянинова из «12 стульев» специально гримировал руки, чтобы сделать пальцы более удлиненными, подчёркивающими бывшее дворянство персонажа.
Вечером телеканал покажет драматические фильмы о Великой Отечественной войне, где Анатолий Папанов смог перенести на экран свой фронтовой опыт: «Живые и мёртвые», «Возмездие» и «Белорусский вокзал». В картине «Живые и мёртвые» актёр исполнил роль комбрига Серпилина. Первоначально он отказывался от участия в фильме, считая, что совершенно не соответствует образу командира.
Но именно Папанова выбрал автор романа «Живые и мёртвые» Константин Симонов. И именно эта картина открыла новые грани таланта актёра. Также всю боль и горечь поколения, прошедшего Великую Отечественную, Папанов как бывший фронтовик смог показать в «Белорусском вокзале».
Актёр признавался впоследствии, что слёзы в финале фильма были не кинематографическими, а настоящими. Закончит марафон картина «Холодное лето пятьдесят третьего», где Анатолий Папанов исполнил свою последнюю роль — бывшего политического заключенного. Ему были подвластны все роли: от контрабандиста Лёлика и пенсионера, устроившегося работать нянькой, до комбрига Серпилина и человека с разорванной судьбой — Николая Павловича Скоробогатова.
Вспоминая Анатолия Папанова
Режиссер Леонид Гайдай (справа) с артистами Анатолием Папановым (в центре) и Андреем Мироновым (слева) на съемках фильма «Бриллиантовая рука». Платформа «Смотрим» собрала фильмы и спектакли с участием Анатолия Папанова, а также интересные программы о нём. Анатолий Папанов в фильме «Ленин в Октябре». Дебютной работой Папанова в кино стала лента «Ленин в Октябре», которая вышла до войны. очень важный и личный фильм для фронтовика Анатолия Папанова, повествующий о непростой встрече однополчан спустя 25 лет после окончания войны. Платформа «Смотрим» собрала фильмы и спектакли с участием Анатолия Папанова, а также интересные программы о нём. В киностудии «Мосфильм» вышли фильмы «Наш дом» Василия Пронина и «Дети Дон-Кихота» Евгения Карелова с Анатолием Папановым в главных ролях.
Анатолий Папанов
Анатолий Папанов и Андрей Миронов в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», 1963 г. Канал специализируется на передачах о русской и всемирной истории, науке, литературе, музыке, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и т.д. В программах канала новости культуры, встречи с интересными людьми, документальные сериалы, лекции. Анатолий Папанов в фильме «Ленин в Октябре» (1937). Папанов Анатолий родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма, Смоленская область.
Как тело Анатолия Папанова нашли спустя два дня после смерти
Напротив, усмехнулся над ним и поведал друзьям, как о нелепости. Между тем, между визитом к бабке и смертью прошло ровно шесть дней... Еще один мистический след в смерти Папанова связан с его участием в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего». Актерские поверья считают дурной приметой умирать в фильмах.
Считается, если актер сыграет убийство, появится в кадре в образе трупа — его непременно постигнет та же участь уже в самое ближайшее время. Именно по этой причине многие отказываются играть роковые роли. Папанов не испугался.
Его убили на съемках. Невероятно, но когда он умер в реальной жизни, на кухонном столе у него были найдены 10 000 рублей — гонорар за участие в киноленте «Холодное лето пятьдесят третьего», которое он получил накануне. С 1948 года до конца своих дней Анатолий Дмитриевич работал в Театре Сатиры, став, наряду с Андреем Мироновым, самой крупной звездой этого театра, в свою очередь входившего в «тройку» самых знаменитых московских театров 1960-х — 1980-х годов «Таганка» — «Сатира» — «Современник».
Фантастический дуэт Папанов — Миронов известен миллионам кинозрителей по фильмам «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука», но на самом деле актерского апогея этот дуэт достиг в театре — в лучших спектаклях того времени — «Ревизор», «Горе от ума», «Вишневый сад», где Папанов играл соответственно Городничего, Фамусова и Гаева, а Миронов — Хлестакова, Чацкого и Лопахина. В жизни актеры были очень дружны, и когда не стало Папанова, на похоронах Андрей Миронов, как рассказывают очевидцы, рыдал навзрыд, произнося слезные речи. Нередко в причитаниях он повторял фразу: «На кого ж ты меня бросил, как я буду играть без тебя?
Как же ты меня оставил меня, мой друг? Забери меня с собой». Папанов «забрал» своего друга меньше, чем через две недели...
После этого его стали часто приглашать режиссёры, причём он был одинаково убедителен и в комических, и в драматических ролях. Всего Папанов участвовал в создании более семидесяти картин [16]. Кроме того с 1960 года, озвучил около ста мультфильмов, включая Волка из мультсериала « Ну, погоди! Сам актёр жаловался: «Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию» [11]. Последней ролью в театре стал Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» по пьесе Иона Друцэ. За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе Горького. Будучи верующим человеком, очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, нашёл радиозапись молитвы в исполнении Фёдора Шаляпина и вставил её в финал [8].
Зрители и критики ее не особенно ценят, поскольку автор пьесы Бертольд Брехт откровенно «переврал» подлинные «Похождения бравого солдата Швейка», но в контексте данной подборки лента нам крайне интересна, ведь Анатолий Папанов сыграл в ней роль… Гитлера. Да-да, нацистского диктатора высмеивал не только Чарли Чаплин, но и наш блестящий соотечественник, и делал это Папанов со всем своим талантом. В тридевятом царстве… 1970 В сатирической сказке «В тридевятом царстве…» тоже активно высмеиваются жестокие солдафоны и суровая полицейщина, правда черную форму и узнаваемые усики в кадре носит уже Спартак Мишулин, а не Анатолий Папанов — герою нашей сегодняшней подборки в картине досталась роль образцово-показательного капиталиста, магната, который всюду появляется в цилиндре, темных очках и с неизменной сигарой во рту. Кстати, эта сказка режиссера Евгения Шерстобитова сегодня редко появляется на экранах ТВ, хотя и выполнена в любимом зрителями жанре «Их поменяли местами» — главная героиня, артистка балета на льду, во время гастролей в другой стране на время подменяет собой местную принцессу. День приема по личным вопросам 1974 Производственная драма «День приема по личным вопросам» — это достаточно простое кино, которое при этом может являться примером емкой сюжетной конструкции, в которой главный герой под воздействием ряда обстоятельств кардинально меняется в течение всего одного дня. Лента режиссера Соломона Шустера рассказывает о начальнике энерготреста, который в последний день полугодия отчаянно пытается и завершить период выполнением плана, и помочь своим подчиненным, пришедшим с разнообразными личными просьбами. Начав утро бездушным управленцем, герой в исполнении Папанова к вечеру проникается мыслью о том, что его предприятие — это не цеха и оборудование, а живые люди и сплоченный коллектив. Страх высоты 1975 Обойденная вниманием и зрителей, и критиков драма «Страх высоты» заслуживает внимательного просмотра не только любителями детективных лент, но и поклонниками великолепных советских актеров.
Однако от предложений играть в комедийных фильмах не отказывался, поскольку мог там шлифовать себя как актера. Он порой кажется чрезмерно странным и нелепым, однако за этой чудаковатостью скрывается человек исключительной доброты, придерживающийся строгих моральных принципов, главный из которых - если ты можешь чем-то помочь, то, значит, должен помочь. У героя есть три сына, и хоть они иногда посмеиваются над ним, однако отцовский кодекс чести оказывается для них важным ориентиром на пути преодоления жизненных испытаний. Его привлекало, как в докторе сочетались мягкость, добросердечность, порядочность и некая доля мальчишества. Как писал актер: "Нравятся мне такие люди, про таких, конечно, стоит снимать кино". Любопытно, что для подготовки к съемкам артист полтора месяца ходил в родильный дом, где знакомился с докторами, перенимая их опыт, и однажды ему удалось пообщаться с врачом, который принял двадцать тысяч младенцев. Актер так часто появлялся в клинике, что его даже начали принимать за действующего гинеколога. Так, он подарил свой голос Водяному, Змею Горынычу, Шерхану и многим другим. Однако самым известным среди них оказался Волк из легендарного "Ну, погоди! Обрушившаяся слава сначала прельщала его, однако довольно скоро он стал уставать от нездоровой популярности, когда буквально каждый прохожий, завидев актера, не преминул прокричать заветное: "Ну, заяц, погоди! Порой это приводило к курьезным случаям.
За своих никогда не просил: 100–летие со дня рождения Анатолия Папанова
Карелов Пётр Бондаренко — заведующий роддомом, врач-акушер от бога. Ежедневно он сталкивается с десятками женских судеб — счастливых и не очень, стремится помочь каждой и не реагирует на не всегда доброжелательные комментарии в свой адрес. Дома его ждут трое сыновей — один в творческом кризисе, другой собирается жениться, третий хочет освобождать угнетённые народы Африки. Всю свою жизнь Бондаренко посвящает детям, своим и чужим, хотя чужих для него, кажется, не бывает. Актриса Вера Орлова , сыгравшая жену Бондаренко, вспоминала, что молодые актеры-«сыновья» вели себя довольно разгильдяйски, могли опоздать или вообще не прийти на репетиции. Режиссер уже был готов заменить состав, но Папанов попросил разрешения поговорить «по-отцовски»: «Давайте, ребята, беречь честь нашей семьи — нашу актерскую честь. Больше так быть не должно. Завтра, в половине второго, вы все придёте, оденетесь, загримируетесь и будете готовы к съемке.
Пронин В мелодраме режиссёра Василия Пронина актёр снова сыграл отца большой семьи. У простого рабочего Ивана четверо сыновей, каждый со своими проблемами и переживаниями. Владимир разрушил свою семью из-за случайно встреченной девушки, Николай в поисках себя уезжает на стройку в Сибирь, Дмитрий переживает перед экзаменами в консерватории, Саша учится в школе и мечтает стать парикмахером.
Они разъехались по своим домам на очень долгое время. И почти не общались друг с другом. И вот через много лет им снова предстоит встретиться друг с другом. Но повод для встречи нерадостный, так как они собираются на похороны своего боевого товарища. Они снова вспоминают прошлое и все, что пережили за годы войны.
Интересный факт: Владислав Котеночкин вспоминал, когда он показал сценарий "Ну, погоди! Однако режиссера отказом от роли решил не обижать и потому согласился на озвучку. Мужественный и волевой командир, который хоть и стал жертвой сталинских репрессий, однако не сломался. Он умеет сплотить вокруг себя людей и повести их в бой. Удивительно, но Анатолий Дмитриевич не сразу принял предложение сниматься в картине.
Сказались природная скромность и страх не суметь воплотить на экране подобного героя. Между тем Серпилин был в каком-то смысле личной ролью для Папанова. Сказались как реальный боевой опыт, полученный на фронтах Великой Отечественной, так и авторство Константина Симонова, чьи стихи актер читал еще при поступлении в институт. Как вспоминал артист, режиссер Александр Столпер "Повесть о настоящем человеке" долго расспрашивал его о том, что пришлось пережить на войне, внутренне сопоставляя, настолько потенциальный кандидат может постичь суть симоновского героя. Актера не стало прямо во время съемок - по учебным делам отпросился в Москву на пару дней, и там у него во время принятия холодного душа случился сердечный приступ.
При этом, как и в случае с Серпилиным, персонаж был очень личным для актера вместе с темой, которую затрагивала картина, - в молодости он сам вместе с бригадой оказался на несколько дней в Бутырке, когда на его заводе шло следствие из-за украденных деталей.
Папанова»; «Анатолий Папанов. От комедии до трагедии» — с фрагментами из полюбившихся всеми фильмов с участием знаменитого земляка-актёра, с воспоминаниями родных, коллег и друзей актёра. За время своей работы в кинематографе артист удостоился множества наград, отмечающих его заслуги. Он снялся почти в ста фильмах, большинство из которых вошли в золотой фонд советского кинематографа.
Почти столько же мультипликационных персонажей, которым Папанов подарил свой голос.
Уникальный дуэт. Папанов и Миронов сыграли свои лучшие роли в паре
Анатолий Папанов появился на свет 31 октября 1922 в Вязьме. В киностудии «Мосфильм» вышли фильмы «Наш дом» Василия Пронина и «Дети Дон-Кихота» Евгения Карелова с Анатолием Папановым в главных ролях. Анатолий Папанов появился на свет 31 октября 1922 в Вязьме.
Анатолию Папанову 100: фронтовик и актер, которого любит Россия – 20 фактов из жизни
Сомневались в выборе артиста и режиссер, и сам Папанов. Однако после выхода картины на экран, к Анатолию Дмитриевичу пришла всесоюзная слава. Анатолий Папанов впервые принял участие в спектакле в трехлетнем возрасте. В школьные года Анатолий снимался в массовках и зарабатывал деньги. Происхождение у Папанова русско-польское. Отец — русский, мать — полька. За свою жизнь артист принял участие в 53 различных театральных постановках и спектаклях 6.
Дважды артист принимал участие в озвучивании радиоспектаклей. Волк в «Ну, погоди! Артист озвучил больше 100 мультиков. С первых дней ВОВ принимал участие в боевых действиях. Был награжден туристической путевкой в США, куда отправился с супругой.
Тогда Гайдай рискнул и снял в роли Геши Козодоева 27-летнего Андрея Миронова, а в роли Лёлика — Анатолия Папанова, которому на момент съёмок фильма было 46 лет. И Гайдай не ошибся, рискнув снимать Миронова и Папанова. Этот дуэт запомнился публике, его любят до сих пор, а реплики этих ярких персонажей стали народными: «Как говорит наш дорогой шеф, если человек — идиот, то это надолго! Папанов уже давно был любимцем публики, а вот Миронов на следующий день после премьеры фильма проснулся знаменитым. Актёру не давали покоя толпы поклонников.
Они выходили на дорогу, окружали машину Миронова, держали плакаты и скандировали: «Крокодил не ловится, не растёт кокос! Андрей Миронов, мы вас любим! Андрей Миронов очень переживал, что публике он больше всего запомнился в роли жулика Геши. Он говорил: «Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей высшее мое достижение в кино — это «Бриллиантовая рука»». Андрею Миронову очень тяжело давались съёмки «Бриллиантовой руки». Представьте, что у вас всё тело покрыто кровоточащими фурункулами, а Вам надо под палящим бакинским солнцем сниматься в водолазке, сделанной из стопроцентной синтетики и прилегающей к телу? Но при этом никто из съёмочной группы не слышал ни одной жалобы от Андрея Александровича. У него растекался грим, было невыносимо жарко, но тем не менее он героически снимался в длинных дублях, бегал по узеньким улочкам Баку, больно падал на мостовую перед «аптекой». НО несмотря на все трудности, Андрей Александрович очень тепло вспоминал съёмки «Бриллиантовой руки»: «Единственное, о чём я сожалею, когда вспоминаю съёмки «Бриллиантовая рука», так это о том, что моему партнёру по этой картине Анатолию Дмитриевичу Папанову не удалось побывать в Баку, полюбоваться его ранней утренней самобытностью и красотой, побаловаться этим забористым чайком, которым потчуют здесь в любое время суток, побродить по тесным улочкам Ичери-шехер. А у меня лично воспоминания — незабываемые!
В первый день, когда бомбы посыпались на мирный Киев, он сразу ушёл на фронт. Будущему главному мультяшному "Волку" Советского Союза и контрабандно-бриллиантовому Лёлику было всего 20 лет когда в 1942 году, на Юго-западном фронте он и ещё несколько дивизий его боевых товарищей под Харьковом попали в "котёл". Немцы перешли в контрнаступление, наши отходили до Сталинграда. Анатолий Папанов командовал зенитной батареей.
К слову, Анатолий Папанов был глубоко верующим человеком. Многие, прошедшие войну, обращались к Богу, хотя афишировать это не было принято. Анатолий Папанов - Волк: kulturologia.
А еще — по озвучке мультфильмов, среди которых на первом месте стоит, разумеется, Волк из сериала "Ну, погоди! Анатолий Дмитриевич двойственно относился к этой любимой советскими школьниками роли. Он жаловался: "Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию".
Анатолий Папанов - Лёлик. Первой из них по хронологии стала сатирическая комедия Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда" 1961 года. Анатолий Папанов воплотил в этом фильме несколько образов бюрократов и резонеров, антагонистов "Человека ниоткуда" Сергея Юрского, символизирующего нестандартный подход к решению социальных проблем… Лента вскоре легла на полку и вернулась к публике, когда уже ее сатирическое значение почти забылось.
Но Анатолия Папанова она помогла открыть как острохарактерного артиста. И его стали "наперебой" приглашать режиссеры. Он был одинаково убедителен и в лирических, и в комических, и в строгих ролях.
Но на слуху в основном комедийные персонажи, начиная с блистательного Лёлика в "Бриллиантовой руке" Гайдая. Кадр из фильма "Холодное лето 53-го". Фото: femmie.
Это была картина "Холодное лето пятьдесят третьего…". Напомним, его герой в фильме погибает. Мистическим образом не пережил съемки и артист.
В августовскую жару 1987 года он вернулся со съемок и, за отсутствием горячей воды все помнят советские плановые отключения?.. Сердце не выдержало… Семья артиста была в отъезде, его обнаружили не сразу… Дату кончины Папанова пришлось устанавливать судмедэкспертам, предположительно это 5 августа 1987 года. О трагическом событии объявили 7 августа.
Анатолий Папанов: фото, фильмография, биография, причина смерти актера
Закончит марафон картина «Холодное лето пятьдесят третьего», где Анатолий Папанов исполнил свою последнюю роль — бывшего политического заключенного. Ему были подвластны все роли: от контрабандиста Лёлика и пенсионера, устроившегося работать нянькой, до комбрига Серпилина и человека с разорванной судьбой — Николая Павловича Скоробогатова. Друзья, близкие, коллеги актёра подчёркивали не только его профессиональные, но и невероятные человеческие качества — скромность, деликатность, интеллигентность, широчайшее мировоззрение. Несмотря на войну, ранение, тяжёлую операцию, инвалидность, Папанов не сломался, а, напротив, вспоминал о невероятной жажде жизни после госпиталя.
Он поздно пришёл в кино, но не расстраивался по этому поводу, а считал, что театр сделал его настоящим актёром. Став невероятно популярным, он тяготился этой известностью, носил тёмные очки, чтобы его не узнавали. И вот эту человечность Папанов переносил в свои роли.
Поэтому мы так верим его Дубинскому и Бондаренко, поэтому нам так жалко Кису Воробьянинова, поэтому не можем не поддаться отрицательному обаянию Лёлика и Сокола-Кружкина. И даже за Волка из «Ну, погоди! Родился 31 октября 1922 года в семье военнослужащего.
В 1948 году по предложению режиссера Андрея Гончарова перешел в Театр сатиры в Москве. Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова. Участвовал в создании более 70 кинолент, включая озвучивание мультфильмов, как, например, Волк из мультсериала «Ну, погоди! Нашли ошибку? Сообщите нам, и мы устраним этот недочет.
Анатолий Папанов в детстве Любовь Елены Болеславовны к мужу была настолько сильной, что она, полячка-католичка, приняла православие, чтобы выйти замуж за Дмитрия Филипповича по всем канонам. В православных традициях они жили и воспитывали двоих детей: старшего Толика и младшую Ниночку. Мальчик обожал родителей, стремился быть похожим на отца. Анатолий Папанов с сестрой Ниной Папанов-старший с юности был увлечен театром, участвовал в самодеятельности вместе с женой. Толю и Нину родители тоже брали на репетиции, а когда дети подросли, их стали задействовать в спектаклях. Семья Анатолия Папанова: родители и младшая сестра 1928 г. В начале тридцатых годов Папановы переехали в Москву. Отец устроился на склад заведующим, мама — модисткой в ателье. Поселились они рядом с хлебозаводом, в районе Малых кочек сейчас это улица Доватора. Толя пошел в школу, но учиться ему не нравилось, не удавалось увлечь его и книгам. Он был влюблен в кинематограф и театр, и когда неподалеку от дома открыли драматическую студию в клубе «Каучук», стал большую часть времени проводить там. Так как денег в семье не хватало, Толя перевелся в вечернюю школу, а сам устроился литейщиком на шарикоподшипниковый завод. Когда Анатолию было пятнадцать, он попал на съемки картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», где сыграл свою первую эпизодическую роль матрос из массовки. В самодеятельной студии тем временем ставили спектакли «Укрощение строптивой» Папанов — Гортензио , «Васса Железнова» Папанов — Пятеркин , репетировали водевили. Кадр из фильма «Ленин в Октябре» Актер Вахтанговского театра Василий Куза руководил студией, приглашал своих коллег, которые учили артистов-любителей грамотной речи, танцам, фехтованию. Юный Анатолий очень стеснялся, когда в труппе начинались разговоры о литературе. Он даже школьную программу освоил кое-как и боялся, что его спросят о герое произведения, а он не сможет ответить. Анатолий Папанов в роли прохожего из фильма «Подкидыш» 1939 Чтобы побороть стыд, он стал захаживать в библиотеку, увлекся чтением, да так втянулся, что больше не представлял жизни без классики. Помимо того, в клубе юноша записался в изостудию, учился играть на домре, посещал класс хорового пения. И трудился на заводе, с которого однажды попал в следственный изолятор Бутырки. Причиной тому стала кража деталей кем-то из рабочих. Те девять дней, проведенных в заточении, Папанов вспоминал до своих последних дней. Так, на съемках «Холодного лета…» он рассказывал коллегам: …ощущение несвободы и беспомощности в сознании засело крепко…Ужасался, когда представлял себе, что чувствуют люди, проведшие в неволе гораздо больший срок. Война В 1940 году Папанова, как и других его сверстников, призвали на воинскую службу. Служил сначала под Саратовом, затем проходил обучение в Оренбургском артиллерийском училище, где его и застало страшное известие о начале войны. Я читал фамилии незнакомых мне людей, а когда дошел до начинающихся на букву «П», подумал, что мое место в этом списке было бы здесь. Деловито так подумал, просто. Такой реальной представлялась мне смерть в окопах той страшной войны, так часто дышала она мне прямо в лицо. В июле 1941 года их взвод из сорока двух человек перебросили на защиту Харькова. В первом же бою после двух с половиной часов в живых осталось несколько человек. А оставшихся доукомплектовали и снова отправили в бой. Зимой 1941 года Анатолий попал вместе с фронтовыми товарищами под бомбежку. Живым остался лишь он один, был контужен и тяжело ранен. Осколок снаряда повредил ногу, Анатолию ампутировали два пальца и, несмотря на протесты бойца, присвоили третью группу инвалидности, а это значило отправку в тыл. Кто-то другой, может быть, был бы рад спастись, убраться подальше от фронта. Но Папанов видел в этом проявление трусости.
Например, он мог с одним человеком поделиться всем, что имел, а другому не дать ничего. А еще он не любил шумных компаний, как сейчас говорят — тусовок. Из близкого круга у него было двое друзей, еще со школы, художники, а потом он, после совместной работы, сдружился с Виктор ом Ивановичем Мережко. Не ра з читала, что они были близкими друзьями. А еще папа любил спорт и меня заставлял им заниматься, на велосипеде ездил, на даче — на водохранилище за семь километров, в котором купался до поздней осени. И он был однолюбом во всех смыслах. Любил повторять: «Одна жена, один театр». Да, этот театр тогда гремел! Но, может, конечно, папа втайне опасался, что не займет на новом месте такого положения, как в Сатире. Был скромным. Мне одна съемочная группа рассказала, что людям непросто о нем вспоминать — потому что нечего особенно рассказать, ведь он приходил в театр, гримировался, играл и — уходил. Да еще старался воротник поднять и очки темные надеть, чтобы не узнавали, ведь поклонники вели себя по-разному. Ему самому с самим собой не было скучно. А Михаил Мих айлович Державин как-то ра ссказывал, что когда папа купил машину, он ставил ее за пару кварталов от театра: просто потому, что у других машин еще не было. А еще он за других и для других просил о чем угодно, вплоть до квартир и машин. Но не для своих! Забавный был эпизод: в Театре сатиры собрались ставить «Гнездо глухаря», и Ольга Алекс андровна Аросева сказала па пе: «Толя, а ты не мог бы попросить Плучека, чтобы он дал мне роль твоей жены? Валентин Николаевич выслушал и говорит: «Хорошо, но я-то хотел, чтобы эту роль играла твоя жена…» Надежда Кар атаева — заслужен ная артистка РСФСР, актриса Театра сатиры с 1950 по 2014 год. А папа сразу: «А, ну как решите…» Никогда и ничего он не просил и для меня. Не жалею об этом: по крайней мере знаю, что все, что сделала, я сделала сама. Но не осуждаю тех, кто помогает своим детям. Они познакомились в ГИТИСе — папу взяли в 1943 году добором сразу на второй курс, мальчишек-то совсем не было. А там он увидел маму — в гимнастерке. Подошел к ней и спросил — что, мол, тоже воевала? Но в эвакуацию ГИТИС забрал с собой только старшекурсников, мама оказалась с семьей в Новосибирске и там сказала бабушке, что хочет пойти добровольцем. Она была единственной дочерью, но бабушка сказала: «Надя, если ты так решила — иди». И мама работала в санитарном поезде. Оказалось, в общем, что они с папой — два фронтовика.