Новости ярослав мудрый святой

Православная Церковь 5 марта празднует память святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Историк Игорь Данилевский о приходе Ярослава к власти, эсхатологических ожиданиях XI века и попытке обрести политический и религиозный суверенитет от Константинополя. 1. Владимир Святой и Ярослав Мудрый: выбор религии и мировое значение принятия Русью православия. Святой благоверный князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды.

В Ярославле открываются Дни Ярослава Мудрого

Сегодня, в день памяти благоверного великого князя Ярослава Мудрого, в храмах Ярославля были отслужены божественные литургии. Затем состоялся крестный ход к памятнику Ярославу Мудрому, установленному на Богоявленской площади города, где был совершен молебен.

Только не дождался святой равноапостольный князь Владимир вестей. Болезнь его с каждым днем усиливалась и, спустя не много времени, он скончался. А перед смертью простил приемного сына и приказал выпустить из темницы. Тут-то Святополк и вспомнил все, что внушал ему темными осенними вечерами в Турове королевский епископ. Он собрал горожан, наградил дорогими подарками, взятыми из отцовской казны, и объявил себя великим князем. А потом принялся уговаривать нескольких верных ему бояр пойти Борису навстречу, чтобы убить его. Борис в это время возвращался с дружиной в Киев. Печенегов он так в степи и не встретил — они разбежались, узнав, что идет на них большое войско.

И когда он остановился на реке Альте, прискакали из столицы всадники с тревожной вестью. Власть же в городе захватил Святополк, и замыслил тебя убить. А я — буду чтить его, как второго отца. О словах Бориса доложили и Святополку. Но Святополк, которого вся Русь скоро назвала Окаянным, не поверил в искренность брата. Но я-то буду похитрей его. Все говорят о том, что Святополк желает лишь одного — твоей погибели! Веди нас, князь, на Киев! Окаянному Святополку больше не жить! Святополк — мне старший брат, и я должен ему подчиняться.

Пусть уж лучше он меня убьет, чем я совершу страшное преступление перед Господом — подниму на своего брата меч! Да и он, увидев мое послушание, одумается. Воины пробовали уговорить Бориса, но когда поняли, что не станет князь защищаться, покинули его, так что при нем было лишь несколько верных слуг. Оставшись в шатре, Борис долго молился. И во время его молитвы прискакали к шатру бояре, подосланные Святополком. Но Борис до последнего мгновения не верил в злодейский замысел и просил милости у Господа к старшему брату. А потом вышел из шатра навстречу убийцам и сказал, что прощает Святополка. Первым они закололи слугу — молодого воина. А потом пронзили копьем и князя. Скажите ему так: «Отец, великий князь, смертельно болен, и зовет тебя немедленно в Киев».

А когда Глеб поедет, бросив все дела, по дороге его будет легко и кончить. Так и случилось — едва принесли Глебу весть о болезни любимого отца, как сразу он приказал седлать коней и отправляться в путь. Только по пути перехватило его письмо из Новгорода. А теперь он помышляет и с нами обоими покончить. И если станет он тебя звать в Киев, не езди к нему, брат. Укрепи поскорей свой город, а уж дальше мы с тобой решим, как нам быть». Не предполагал Святополк Окаянный, что так обернется дело. Тут бы могли и рухнуть его злодейские планы. Но случилось другое. Прочитав это письмо, Глеб, горестно заплакал.

В одно мгновение он потерял любимого батюшку и любимого брата.

В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету. В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу поруб.

Только после этих событий Ярослав решился переехать со двором из Новгорода в Киев. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич. В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I.

Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключён параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей. В 1043 году Ярослав за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина Ингегерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного. В 1047 году Ярослав Мудрый разорвал союз с Польшей. Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет.

Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде. Умер Ярослав Владимирович Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года — старшего сына Владимира. После его смерти завершился золотой этап рассвета Киевской Руси. Перед блаженной кончиной составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим». Я смертен был, теперь я в бронзе вечен И в вечности я присягаю вам.

Дремучий брег сей я крестил секирой, От сей земли вовек не отступлюсь- Здесь градом стал, чтоб даровать вас миром, Чтоб защитить заставой нашу Русь. Нельзя, чтоб вы об этом забывали. Кто позабудет, тот отступник, трус… Я стану здесь, коль вы меня призвали, Чтобы стоять в веках за нашу Русь! Геннадий Некрасов К святому Ярославу обращаются с молитвами за помощью в учении и в работе в поиске работы. Молитва благоверному князю Ярославу Мудрому. Памятник Ярославу Мудрому - легендарному основателю города - есть теперь практически у каждого в кармане - на 1000-рублёвой купюре. С тех пор как изображение памятника Ярославу Мудрому попало на тысячерублевую купюру, о нем узнала вся страна.

Сам же монумент, расположенный на площади Богоявления в центре Ярославля и обращённый лицом к въезжающим в центр города с московского направления, стал одной из ярких достопримечательностей нашего города - молодожены приезжают сюда возложить цветы, туристы обожают фотографировать памятник на срезе с тысячерублевкой, да и вообще его не минует ни один гость. Кажется, что памятник благоверному князю, основателю Ярославля стоял здесь всегда. Между прочим, в свое время обсуждались разные варианты установки монумента - рассматривали и Стрелку, и набережную в районе Арсенальной башни. Причем, для разных мест готовились и разные варианты памятника. Однако решили остановиться на строгом монументе, соответственно, и местом установки выбрали центральную, Богоявленскую площадь. Но и здесь наметилось как минимум три места для установки памятника. Помимо нынешнего, были варианты у входа в музей-заповедник и на площадке рядом с банком, где сейчас находится остановка.

Однако решили, что для официального монумента нынешний вариант самый удачный.

Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына. Место отца занял старший сын — Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев. Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию. Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом.

Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году. Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма. Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь навсегда прекратились, хотя через 20 лет их сменили половцы. Так началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед он взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде.

Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня. В 1028 году норвежский король Олаф Святой был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол. В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев ныне Тарту, Эстония. В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр. В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их.

Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету. В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу поруб. Только после этих событий Ярослав решился переехать со двором из Новгорода в Киев. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич.

В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключён параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей. В 1043 году Ярослав за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Ярослав Мудрый, Ослябя и Пересвет признаны святыми, сообщает РИА «Новости». Русский князь Ярослав Мудрый (978 – 1055) из рода Рюриковичей — сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Среди них благоверный князь Ярослав Мудрый и герои Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. После смерти Владимира Святого в междоусобице победил Ярослав Мудрый, который соправительствовал с Мстиславом Тмутараканским.

Тайна мудрого Ярослава.Почему исчезли останки киевского князя?

Имя благоверного великого князя Ярослава было внесено в месяцеслов Русской православной церкви по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II 8 декабря 2005 года. Сегодня, в день памяти благоверного великого князя Ярослава Мудрого, в храмах Ярославля были отслужены божественные литургии. Затем состоялся крестный ход к памятнику Ярославу Мудрому, установленному на Богоявленской площади города, где был совершен молебен.

Легенд основания города несколько. Общее у них то, что Ярослав зарубил медведицу секирой. Этот момент отражен на гербе города. Князь сжег языческое святилище и язычники выпустили против воина священную медведицу, которую зарубил ее секирой. По другой легенде на пути Ярослава и его дружины встретилось село «Медвежий угол», жители которого грабили купеческие суда. Жители села поклонялись священной медведице, хотя христианство уже более десяти лет было официальной религией. Князь убил медведицу и основал на этом месте город.

Наконец, третья легенда гласит, что Ярослав во время обхода земель отстал от дружины и остановился на берегу реки Которосль. Там-то на него и напала медведица, с которой он быстро расправился и приказал на этом месте построить деревянную церковь, а позже, убедившись в удачном расположении церквушки, заложил крепость и город. Княжение в Новгороде и приход в Киев Спустя год после основания Ярославля умирает старший сын Владимира, Вышеслав, который правил Новгородом и отец призвал Ярослава туда. Новгородское княжество в то время было под Киевом, но при Ярославе было принято решение более не платить Киеву дань. Новгородцы поддержали правителя и готовились к защите, но Владимир умер. Святополк окаянный, старший сын, хотя и был лишен престолонаследия отцом, убил отроков Бориса и Глеба, а так же Святослава.

Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде. Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года старшего сына Владимира.

В надписи граффити на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен и е ц а ря наш е го в в оскресенье в н еде лю му ч Феодора». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье. Историк А. Карпов считает, что князь мог умереть 19 по летописи , а похоронили его 20-го.

Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. Внешность Ярослава Мудрого По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя. Рост Ярослава Мудрого был 175 сантиметров. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко , резко выступающий подбородок.

Известно также, что он был хромым из-за чего плохо ходил : по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса. По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США юрисдикция Константинопольского патриархата. В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причём составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Древней Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времён скифских поселений.

Останки древнерусского периода, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжёлым физическим трудом, - явно не княжеского рода. Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США. Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу. Их дети разъехались по всей Европе.

Сыновья Ярослава Мудрого: Илья до 1018 -? Гипотетический князь Новгорода. Владимир 1020-1052 - князь новгородский. Изяслав Дмитрий 1025-1078 - женился на сестре польского короля Казимира I - Гертруде. Великий князь киевский 1054-1068, 1069-1073, 1077-1078. Святослав Николай 1027-1076 - князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии или Кикилии, Цецилии , неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда. Всеволод Андрей 1030-1093 - женился на греческой царевне предположительно дочери византийского императора Константина IX Мономаха , от брака с которой родился князь Владимир Мономах. Вячеслав 1033-1057 - князь смоленский.

Игорь 1036-1060 - князь волынский. Некоторые историки отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира «Повесть временных лет». Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник. Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции, в г. Санлис Анне установлен памятник. Святые родственники Ярослава Мудрого: Будущий православный святой благоверный князь Ярослав конунг Ярицлейв был свояком общехристианского будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого - они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной святой Ингигерд, Олаф на младшей сестре - Астрид.

До того у обоих святых была одна невеста - принцесса Ингигерд Шведская на Руси благоверная княгиня Ирина , которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава свадьба состоялась в 1019. Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: «Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису стихотворение об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании. Также Ярослав Мудрый - брат православных, первых прославленных на Руси святых - князей Бориса и Глеба, отец православных святых Владимира и Святослава Ярославичей, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого, графа Вермандуа. Ярослав был похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента, которую его отец Владимир Святославич вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор.

Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата, которая стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии. Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном Рогнеды, а также существует гипотеза, что у него была жена - Анна, которая умерла около 1018. Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья - «сын короля Руси» Ярослава Мудрого. Происхождение жены одного из сыновей - германской принцессы Оды, дочери Леопольда, - является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов правителям Северной марки или к Бабенбергам правителям Австрии до Габсбургов.

Благодаря своей мудрой династической политике, Ярослав стал отцом, дедом и дядей многих правителей Европы того времени. Главными для русской истории стали его труды по внутреннему устройству земли Русской. Ярослав стал князем-«нарядником» земли, ее благоустроителем.

Он заселял степные пространства, построил новые города — Ярославль вид на Успенский собор Ярославля на заставке и Юрьев ныне Тарту.

20 февраля 1054 года умер Ярослав (Мудрый)

О том, чем известен святой, какие традиции и запреты сопровождают этот церковный праздник, рассказывают «Известия». Он был вторым сыном равноапостольного князя Владимира и его жены — полоцкой княжны Рогнеды. Первые упоминания о нем содержатся в Повести временных лет. Князь вошел в историю как образованнейший человек своего времени, градостроитель и просветитель. В годы его правления было основано множество городов и крепостей, стремительно развивались ремесла, шло строительство монастырей и школ. Он же стал создателем первого в Древней Руси письменного свода законов «Русская правда».

Эпоха Ярослава также ознаменовалась распространением христианства. Великий князь активно боролся с язычеством, которое всё еще повсеместно сохранялось на русских землях, обращая подданных в православие. Его по праву считали образцом христианина и правителя, еще при жизни став называть Мудрым.

После удачных побед на поле боя, он дипломатично мирился с оппонентами, упрощая жизнь своего государства. Правление Ярослава знаменуется расширением российских земель, появлением новых городов и великим походом против печенегов. Именно при Ярославе Русь наконец освободилась от безжалостных набегов вражеских племен. Внутри государства Ярослава также процветал мир. Среди людей закреплялось христианство, улучшалась система образования, а сам Киев становился больше — росла торговля, появлялись новые друзья.

Таким образом, Ярослав отличился мудростью, за что и получил такое прозвище. Традиции и запреты светлой даты: В этот день каждый верующий должен проявить уважение к святому и почтить его память через молитву. Чтобы ваша молитва была услышана, важно соблюдать запреты этого дня: 1. Не ругайтесь. Нельзя вступать в конфликты или обижать кого-либо. Не врите.

Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор.

С позиций Русского проекта, любая общественная конструкция людей эгоистичных, злобных и завистливых, оказывается машиной войны с человеком — и при Аристотеле, и при кредитно-финансовой системе XXI века. Ее цель — обращение человека в инструмент Власти, в раба. Концепция «механической» или, как определяют в ХХ веке, технотронной Власти, никак не вписывалась в горизонты большого стиля и самоощущение славянских народов, которые и в дохристианские времена института рабства не имели. Идея «механической» Власти «остановить мгновение» для рабов на уровне биологии и зова «плодитесь и размножайтесь», пусть даже подкрепленного прогрессом, никак не вписывалась в ценности вертикального становления человека, заданные христианством и нашедшие себя в понимании Святой Руси и стилистике Русского проекта. Формируя главные условия развития Русского государства и человека, Русский проект обращался к Новому уровню истории и Новому миру нового человека, созидаемого в любви к Богу, истине и человеку. В духовном складе русского народа эти ценности уже в Х веке составляли абсолютный уровень, который впоследствии и станет духовным камертоном русской культуры. Равноапостольная княгиня Ольга ок.

Благодаря этому последующее крещение Руси великим князем Владимиром в 988 году становится лишь естественным закреплением государственного и цивилизационного образа исторического Русского государства, его народа и его будущего. Он возводит дополнительную крепостную стену в Киеве. Впервые на Руси, как некогда в Иерусалиме, в стене создаются Золотые ворота, через которые Спаситель некогда вошел в Иерусалим. Вслед за Киевом, Золотые ворота строятся в каждом крупном городе Руси, становясь великим народным свидетельством и приглашением Спасителя на Святую Русь. В «Хождении игумена Даниила» во святую землю, датируемом 1104-1106 годами, Даниил отнюдь не случайно именует Святую землю обетованную «своей родиной»2. Семена, посеянные Владимиром, при Ярославе Мудром прорастают великой мистической верой русского народа в то, что «благодать Святой Земли — молитвами, трудами и подвижничеством — может быть перенесена и на нашу родину»3. При этом Русская земля обретает черты подлинной Святой земли — Нового Иерусалима.

Тысячелетие спустя, в деяниях Ярослава Мудрого мы найдем ясность и определённость, задающие духовную высоту истории Русского государства и обретающиеся лишь на самых высоких уровнях духовной свободы. При этом Западный фаустовский проект, смещая христианские ценности на периферию и делая из них свой инструмент Власти, реализует онтологию обезбоженного мира, сводящуюся к интересам и Воле сильной сверхличности, творящей мир «под себя и свои интересы» и в своей свободе Власти, реализующей любые свои вожделения. Говоря о Западном проекте, Шпенглер обозначает волю к Власти высшей целью, к которой с самого начла устремлена «фаустовская душа» Запада и его «фаустовская культура». Воля к власти также и в области нравственного, стремление придать своей морали всеобщее значение, принудить человечество подчиниться ей, желание всякую иную мораль переиначить, преодолеть, уничтожить — все это самое наше собственное достояние»4. Китеж-град При этом образ Святой Руси, отразивший представления русского народа об идеальном обществе и находящийся в пространстве неземного Православного царства и Небесного Иерусалима, со временем трансформируется и дополняется. Отдалясь от эпохи Владимира Святого и Ярослава Мудрого, этот образ, подобно сказочному граду Китежу, до времени погрузившемуся в глубину озера Светлояр, перемещается в глубину народного сознания, откуда «в хорошую погоду» можно услышать неземные переливы далекого звона его колоколов. На смену сияющему, воздушному образу Святой Руси приходит вполне земной образ Руси действующей, защищающей христианские народы и святые христианские ценности и исполняющей универсально-ценностную миссию в историческом мире перед лицом Творца.

И это совсем не воздушный и совсем не бестелесный образ Небесного Иерусалима. На смену ему приходит образ Православной земной империи, реализующей себя по праву первородства и соответствия принципу Translatio Imperii на основе книги пророка Даниила.

Кроме того, некоторые историки вслед за Н. Костомаровым высказывали сомнения в том, что Ярослав является сыном Рогнеды. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам. Ярослав Мудрый документальный фильм Ярослав в Ростове В «Повести временных лет» за 6496 988 год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам.

В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года. В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала. Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды или Будый ».

Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения. Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города.

Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. Ленивцевым в 1827 году. Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города. В 1958-1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.

Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. В «Степенной книге» XVI век сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» 1000 год. Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой. Другую версию привёл в «Истории Российской» В. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк.

И Владимир в Новгород поставил Ярослава. Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.

Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, её звали Анна. Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором Михаилом Герасимовым. Выступление Ярослава против отца В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником.

Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение он пробыл там до смерти отца. И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца. Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно. В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи: «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах». В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов.

Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме.

Правление Великого князя Ярослава Мудрого

Русский князь Ярослав Мудрый (978 – 1055) из рода Рюриковичей — сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. На долю Ярослава Мудрого выпало ещё несколько междоусобных войн, но в 1035 году он стал единоличным правителем Руси. На долю Ярослава Мудрого выпало ещё несколько междоусобных войн, но в 1035 году он стал единоличным правителем Руси. телекомпании "Радость моя" посвящены некоторым святым Русской Православной Церкви, а также церковным праздник. Ярослав Мудрый, годы правления которого пришлись на непростое время противостояния Киевской Руси внешним врагам — печенегам и половцам, внутренним междоусобицам, проявил себя как талантливый стратег и отважный воин.

Онколог Минздрава заявил, что князья Владимир и Ярослав Мудрый умерли от рака. Историк это опроверг

Об этом святого Ярослава Мудрого предупредила сестра Предслава, и он решил нанести упреждающий удар. После смерти Владимира Святого в междоусобице победил Ярослав Мудрый, который соправительствовал с Мстиславом Тмутараканским. Среди них благоверный князь Ярослав Мудрый и герои Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Войдя в Киев, Ярослав Мудрый сразу пожелал почтить память погибших братьев и похоронить их по-христиански. Князь Ярослав Мудрый прославлен Русской православной церковью в лике святых. Поскольку Великий князь Руси Ярослав Мудрый и император Священной Римской империи Оттон III были потомками византийского императора от его разных жен, то между ними могли быть сложные отношения.

20 февраля 1054 года умер Ярослав (Мудрый)

Личная жизнь Историки пришли к единодушному мнению, что Ярослав Мудрый находился под влиянием своей жены Ингигерды в православии Ирина. На землях, которые она получила в приданое, Петр I в 1703-м построил город Санкт-Петербург. Ярослав Мудрый с женой Ингигердой Именно она стала основательницей первого женского монастыря в Киеве, который воздвигли при церкви Святой Ирины. Одна колонна монастыря уцелела до середины 20-го века, а после память о храме осталась только в названии улицы — Ирининская. Никаких подробностей личной жизни супругов выяснить не удалось. Ингигерда-Ирина родила Ярославу шестерых сыновей и трех дочерей. Ирина поддерживала мужа во всем, она приняла христианство и всеми силами способствовала его продвижению на Руси. Историкам удалось восстановить образ Ярослава Мудрого, и, судя по всему, он не блистал красотой. Крупное лицо с сильно выступающим носом и подбородком, резко очерченным большим ртом и такими же глазами, нельзя было назвать красивым. Помимо этого, он был хромой. Одни утверждают, что хромоту вызвало повреждение в тазобедренном и коленном суставе, полученное в одном из боев, другие настаивают на том, что он страдал наследственной болезнью Пертеса.

Еще одна загадка присутствует в биографии Ярослава Мудрого. Считается, что он был женат два раза, и первой его супругой стала уроженка Норвегии Анна. Есть сведения, что она родила князю сына Илью, который вместе со своей матерью оказался в плену польского короля Болеслава Храброго, и их следы навсегда затерялись в Польше. В доказательство этой версии приводят аргумент, что имя Анна присутствует в нескольких летописях. Противники этой версии считают, что это именно Ирину звали Анной после пострига в монахини. В 1439-м, по настоянию архиепископа Евфимия, Анна причислена к лику святых, и именно она покровительствует Новгороду. Самого Ярослава причислили к лику святых только в 21-м веке. Смерть Последние несколько лет перед смертью князь прожил в Вышгороде. Он умер в день великого праздника — Торжества Православия. Рядом с ним находился сын Всеволод.

На тот момент Ирины уже не было в живых уже четыре года, старшего сына Владимира — два. Великий князь умер 20 февраля 1054-го, в возрасте 76 лет. Местом его упокоения стал шести тонный мраморный саркофаг Софийского собора. Сейчас его останков там нет, они бесследно исчезли. В 20-м веке саркофаг открывали три раза — в 1936-м, 1939-м и 1964-м годах. Нельзя сказать, что мастера обладали высокой квалификацией и отличались добросовестностью. Памятники Ярославу Мудрому В 1939-м останки князя отправили в ленинградский Институт антропологии. Ученые изучили все три найденных в этом захоронении скелета — мужской, женский и детский, и пришли к выводу, что один из них принадлежит Ярославу Мудрому. Найденный череп помог антропологу Михаилу Герасимову воссоздать внешний облик правителя. Останки князя вернулись в Киев, но после того, как в 2009-м гробницу опять открыли, то выяснилось, что останки самого древнего представителя династии Рюриковичей исчезли.

Вместо них в гробнице покоились два скелета, принадлежащих женщинам. Одна из них жила во времена Киевской Руси, вторая в скифском периоде. Рядом с ними валялись газеты «Правда» и «Известия», датируемые 1964-м годом.

Это был князь, унаследовавший от своего деда Святослава воинственный характер, и, как характеризует его летописец, он был «дебел телом, чермьномь лицемь, великома очима, храбр на рати, и милостив, и любяше дружину повелику, и имения не щадяще, ни питья, ни ядения не браняше» [7] своим дружинникам. Единственный сын князя Евстафий умер ребенком за 3 года до кончины отца, так что наследником Мстислава стал его старший брат Ярослав Мудрый, который с тех пор правил Русью как единодержавец, как монарх в изначальном значении слова. Правда, сохранялся еще Полоцкий удел, где правил племянник Ярослава Брячислав, а после его кончины в 1044-м г. Опасаясь соперничества со стороны своего младшего брата Судислава, Ярослав повелел посадить его в темницу в Пскове.

Лишь после смерти Мстислава Ярослав Мудрый перенес свою постоянную резиденцию из Новгорода в стольный Киев. Наместником в Новгород он послал тогда старшего из своих сыновей — Владимира. Тогда же епископом Новгородским был поставлен Лука по прозвищу Жидята, который мог давать советы юному и неопытному в правительственных делах наместнику. Ярослав Мудрый вошел в историю как градостроитель Ярослав Мудрый вошел в историю как градостроитель, он заложил Ярославль на Волге, Ярославль в Прикарпатье, впоследствии оказавшийся в Польше, а также названные именем его небесного покровителя Георгия Победоносца города Юрьев Тарту и Юрьев Русский ныне Белая Церковь и Новгород Северский. В его правление велось масштабное строительство в Киеве. Самым опасным врагом Руси в правление Ярослава оставались, как и при его отце святом Владимире, печенеги. В год смерти князя Мстислава, когда Ярослав еще пребывал в Новгороде, к нему пришла тревожная весть о том, что степняки осадили стольный Киев.

Ярослав «собрав воя многы — варягы и словены — и прииде Кыеву, и вьниде в град свой. И бе же печенег бе-щисла. Ярослав же выступи из града, исполчи дружину, и постави варягы по среде, а на правей стране кыяны, и на левемь криле новгородце, и сташа пред городом. А печенезе приступати начаша, и соступишася на месте, идеже есть ныне Святая Софья… бе бо тогда поле вне града. И бе сеча зла, и одва одолев к вечеру Ярослав. И побегоша печенезе раздно и не ведахуся, камо бежаче, и овии, бегающе, тоняху в Ситомли, инеи же во инех реках, и тако погибоша» [8]. В продолжение своего правления Ярослав вел пограничные войны, либо защищая пределы Руси, либо отодвигая их В продолжение своего правления Ярослав не раз вел пограничные войны, либо защищая пределы Руси, либо отодвигая их, либо оказывая вооруженную помощь союзнику.

В этом сражении в составе русской рати сражались варяжские наемники, которые под этим годом в последний раз упоминаются в «Повести временных лет». В 1038-м г. Ярослав воевал с ятвягами — балтским народом, обитавшим в соседстве с дреговичами на западе современной Белоруссии, в 1040-м «иде на литву», и в том же году «иде Ярослав на мазовшаны» — западнославянское племя, обитавшее на северо-востоке современной Польши, «в лодьях» [9] по Западному Бугу и Висле. В 1042-м г. В 1047-м г.

Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам. Ярослав Мудрый документальный фильм Ярослав в Ростове В «Повести временных лет» за 6496 988 год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года. В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала. Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды или Будый ». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения. Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М. Ленивцевым в 1827 году. Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города. В 1958-1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля. Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. В «Степенной книге» XVI век сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» 1000 год. Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой. Другую версию привёл в «Истории Российской» В. Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава. Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода. Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, её звали Анна. Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором Михаилом Герасимовым. Выступление Ярослава против отца В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение он пробыл там до смерти отца. И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца. Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел. Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно. В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи: «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах». В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 года.

Согласно жизнеописаниям святых, в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, дав ему в помощь двух иноков своей обители — Андрея Ослябю и Александра Пересвета , и предсказав победу князя Дмитрия. Княжение Ярослава в крещении Георгия , великого князя Киевского ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого".

Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого

1. Ярослав Мудрый причислен Православной церковью к лику Святых. Русский князь Ярослав Мудрый (978 – 1055) из рода Рюриковичей — сын князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. Ярослав Мудрый — главные новости 2023. Почему в России особо чтят Антония и Феодосия Киево-Печерских: история отцов русского монашества. телекомпании "Радость моя" посвящены некоторым святым Русской Православной Церкви, а также церковным праздник. Святой благоверный князь Ярослав Мудрый Сегодня, в день памяти святого князя Ярослава Мудрого, в Ярославской епархии по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла прошли церковные торжества.

Святой благоверный князь Ярослав Мудрый

Он содействовал распространению христианства, основал в Киеве монастыри святого Георгия и святой Ирины, храм святой Софии, где была создана первая на Руси библиотека для общего пользования. Чтобы привить в народе начала христианской веры, святой князь велел переводить греческие рукописные книги на славянский язык, а также заботился о подготовке священнослужителей из числа русских христиан. Он составил свод законов Киевской Руси — «Русской правды», которая на долгие годы стала правовой основой жизни русского народа. Ему также приписывается древнейший русский памятник права «Устав», или «Суд Ярославль».

Левобережье сохранялось за Мстиславом, а правобережье за Ярославом. Ярослав, будучи великим князем Киевским, предпочитал находиться в Новгороде до 1036 года года смерти Мстислава. В 1028 году норвежский король Олаф впоследствии прозванный Святым , был вынужден бежать в Новгород. Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол. В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев ныне Тарту, Эстония. В том же году он взял Белз в Галиции.

В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр. В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету. В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей - псковского князя Судислава - в темницу поруб. Только после этих событий Ярослав решается переехать со двором из Новгорода в Киев.

В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 - Всеслав Брячиславич. В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей.

В 1043 году, Ярослав, за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе, послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина Ингегерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного. В 1047 году произошёл разрыв Ярославом Мудрым союза с Польшей. Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде. Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года старшего сына Владимира. В надписи граффити на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен и е ц а ря наш е го в в оскресенье в н еде лю му ч Феодора».

В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье. Историк А. Карпов считает, что князь мог умереть 19 по летописи , а похоронили его 20-го. Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями.

Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. Внешность Ярослава Мудрого По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя. Рост Ярослава Мудрого был 175 сантиметров. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко , резко выступающий подбородок. Известно также, что он был хромым из-за чего плохо ходил : по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве.

Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса. По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США юрисдикция Константинопольского патриархата. В 2009 году гробница в Софийском соборе вновь была вскрыта, а останки отправили на экспертизу. При вскрытии были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом. Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причём составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем: один скелет времён Древней Руси, а второй на тысячу лет древнее, то есть времён скифских поселений. Останки древнерусского периода, по утверждению учёных-антропологов, принадлежат женщине, при жизни много занимавшейся тяжёлым физическим трудом, - явно не княжеского рода.

Первым о женских останках среди найденных скелетов написал ещё М. Герасимов в 1939 году. Тогда было объявлено, что помимо Ярослава Мудрого в гробнице похоронены и другие люди. На след праха Ярослава Мудрого может вывести икона Николы Мокрого, которая была вывезена из Софийского собора представителями УГКЦ, отступившими вместе с немецкими оккупантами из Киева осенью 1943 года. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США. Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу. Их дети разъехались по всей Европе.

С тех пор как изображение памятника Ярославу Мудрому попало на тысячерублевую купюру, о нем узнала вся страна.

Сам же монумент, расположенный на площади Богоявления в центре Ярославля и обращённый лицом к въезжающим в центр города с московского направления, стал одной из ярких достопримечательностей нашего города - молодожены приезжают сюда возложить цветы, туристы обожают фотографировать памятник на срезе с тысячерублевкой, да и вообще его не минует ни один гость. Кажется, что памятник благоверному князю, основателю Ярославля стоял здесь всегда. Между прочим, в свое время обсуждались разные варианты установки монумента - рассматривали и Стрелку, и набережную в районе Арсенальной башни. Причем, для разных мест готовились и разные варианты памятника. Однако решили остановиться на строгом монументе, соответственно, и местом установки выбрали центральную, Богоявленскую площадь. Но и здесь наметилось как минимум три места для установки памятника. Помимо нынешнего, были варианты у входа в музей-заповедник и на площадке рядом с банком, где сейчас находится остановка. Однако решили, что для официального монумента нынешний вариант самый удачный.

Работа над памятником Ярославу Мудрому началась еще в конце 80-х годов - создавал его выдающийся российский скульптор Олег Комов при участии своей супруги Нины Комовой и главного архитектора Ярославля Аркадия Бобовича. К слову, это была последняя работа Олега Комова - в 1993 году мастер приезжал на открытие памятника, а в 1994 году его не стало. Ярослав изображён на памятнике согласно иконописному канону, появившемуся позднее времени его жизни, уже в Русском государстве — по тогдашним представлениям о благообразии с ухоженной бородой как у Христа в покое и умиротворении. Согласно более древнему канону, пришедшему от варягов, он изображался с короткими волосами, возможно бритый наголо лишь с клоком волос — символом знатности, бородой короткой, но зато с длинными усами, лицо скандинавского типа. Олег Константинович изобразил князя созидателем и строителем, способным, если надо, защитить город. В одной руке он держит меч, направленный вниз, в другой - макет будущего города. Опущенный меч символизирует миролюбивую политику князя. На барельефах, украшающих пьедестал, изображены герб Ярославля, поединок князя Ярослава с медведицей, легенда о котором легла в основу герба, и Ярослав за работой, может быть, в руках у него текст закона или одна из книг библиотеки, или договор с кем-то из европейских монархов.

Три интересных факта о памятнике. Создавая лицо князя, Олег Комов воспользовался реконструкцией лица Ярослава Мудрого, которое по его черепу создал известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов. Существует легенда, что, устанавливая фундамент, строители обнаружили под ним древний подземный ход или водопровод, который идет от музея-заповедника в сторону главпочтамта. Но достоверно этот факт никто не подтверждает. В 2002 году вдова и соавтор скульптора Олега Комова Нина Ивановна подала иск в суд на Центробанк за изображение памятника Ярославу Мудрому на тысячерублевой купюре. Комова сочла, что Центробанк нарушил закон об авторских правах. Однако в результате затяжного процесса суд отказался удовлетворить этот иск. По указанию Николая I он был разобран, как не соответствующий своему значению.

В начале XX века планировалось построить новый памятник и даже были собраны на это деньги, но в итоге они были потрачены на празднование юбилея дома Романовых. Где еще есть скульптуры благоверному князю? Скульптура князя украшает памятник 1000-летия Ярославля на Стрелке. Открыт в 2010 году. Еще один «сборный» памятник, на котором можно увидеть фигуру Ярослава Мудрого, - памятник 1000-летия Руси в Новгороде. Князь здесь держит в руках пергаментную рукопись знаменитой «Русской правды» - старейшего свода законов. Открыт в 1862 году. Кстати, в Новгороде в 2012 году в фойе главного корпуса Новгородского государственного университета, носящего имя святого князя, установили его бронзовый бюст.

Здесь Ярослав Мудрый изображен сидящим, его взгляд устремлен в сторону Софийского собора. В руках князь держит макет Софии Киевской. Открыт в 1997 году. Уникальна эта скульптура еще тем, что представлена в двух почти одинаковых вариантах: один расположен напротив Золотых ворот, а второй — на Андреевском спуске. Памятник ныне расположен на земляном возвышении, которое специально сделали искусственно в виде небольшого кургана. Метал, из которого изготовлена скульптура — бронза. Сам же князь сидит, а в руках держит уменьшенный макет Софиевского собора, который является его «детищем», созданным еще в середине XI века. Поэтому если вы случайно где-то услышите про скульптуру под названием «мужик с тортом» - не удивляйтесь.

Так ласково и шутя в народе называют памятник Ярославу Мудрому.

Чем известен святой и чего нельзя делать в эту памятную дату? Кто такой Ярослав Мудрый?

Когда Ярослав стал правителем, он сразу же отличился тактическим подходом как с точки зрения военного дела, так и в политическом плане. Святой Ярослав нередко защищал родину от захватчиков. После удачных побед на поле боя, он дипломатично мирился с оппонентами, упрощая жизнь своего государства.

Правление Ярослава знаменуется расширением российских земель, появлением новых городов и великим походом против печенегов. Именно при Ярославе Русь наконец освободилась от безжалостных набегов вражеских племен. Внутри государства Ярослава также процветал мир.

Среди людей закреплялось христианство, улучшалась система образования, а сам Киев становился больше — росла торговля, появлялись новые друзья. Таким образом, Ярослав отличился мудростью, за что и получил такое прозвище. Традиции и запреты светлой даты: В этот день каждый верующий должен проявить уважение к святому и почтить его память через молитву.

В храме Ярослава Мудрого вспоминают основателя города (Ярославль, Сокол)

Православная Церковь 5 марта празднует память святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Скончался благоверный великий князь Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в своей загородной резиденции Вышгороде, под Киевом. Ярослав Мудрый — главные новости 2023. Почему в России особо чтят Антония и Феодосия Киево-Печерских: история отцов русского монашества. Святой благоверный князь Ярослав Муромский (в крещении — Константин), сын киевского князя Святослава Ярославича и Оды, внук Ярослава Владимировича Мудрого. По сложившейся традиции святой благоверный князь Ярослав Мудрый является небесным покровителем чиновников, юристов, судей, прокуроров, библиотекарей, ученых, учителей и студентов.

Значение иконы Ярослава Мудрого

  • Также рекомендуем
  • 4 марта – память благоверного князя Ярослава Мудрого
  • Благоверный князь Ярослав Мудрый
  • День памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого
  • Журнал Православный паломник - 5 марта – день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого
  • Благоверный князь Ярослав Мудрый – икона, в чём помогает, молитва и житие

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий