Новости восстание богдана хмельницкого 1648 1654

Восстание Богдана Хмельницкого — восстание крестьян и казаков юга-востока Польши (часть территории современной Украины) против польского государства. Один. созданием Гетманщины - Переяславской радой (присоединение Левобережной Украины. 4. Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654)». Поднял ли Богдан Хмельницкий восстание из-за любви? Открыть в себе талант военачальника Богдана Хмельницкого сподвигла не только любовь, но и месть.

XVII век. Как Богдан Хмельницкий Малороссию спас

Личная обида Богдана Хмельницкого разгорелась в нешуточную войну, итогом которой стало отделение Украины от Речи Посполитой и воссоединение с Московским царством. Восстание Хмельницкого, также известное как казацко-польская война, восстание Хмельницкого, резня Хмельницкого или восстание Хмельницкого, представляло собой казачье восстание, происходившее между 1648 и 1657 годами на восточных территориях Речи. под руководством гетмана Богдана Хмельницкого - началось в 1648.

Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад

Даже в такое серьезное время выборы нового короля затянулись на несколько месяцев. Тем самым, в опаснейший момент истории Польша была лишена центральной власти. Первоначальные успехи казаков под предводительством Хмельницкого в сражениях на Желтой Воде и в Корсуни вызвали большой энтузиазм у украинскх крестьян — они стали видеть в Богдане Хмельницком своего спасителя и вождя. Осенью 1648 года казаки покорили все пространство до бывшей польской границы и осадили Львов Лемберг.

Прежде чем убить, казаки долго пытали свои жертвы. Легче была участь тех, кто попал в руки татар. Проданные в рабство в Турцию, они не теряли надежды на то, что их выкупят.

Евреи бежали в крепости, которые стояли, как отдельные острова, среди моря восстания. Но не все крепости устояли. Где силой, а где хитростью казакам удалось захватить многие из них.

К городу Немирову казаки подошли под польскими флагами. Думая, что идут поляки, жители города открыли ворота. С дикой свирепостью ворвались казаки в город, убивая и евреев, и поляков, б тысяч евреев погибло в тот день — 20 Cивана 5408 1648 года.

Этот день отмечался постом во многих польских и литовских общинах. Раби Шабтай Акоэн так описывает трагедию города Немирова: «Убили в городе около шести тысяч душ: мужчин и немощных старцев, юношей и девушек, младенцев и женщин. Несколько сот человек утопили.

В синагоге перед шкафом со святыми книгами зарезали канторов, служек. Вытащили свитки Торы и понаделали сандалий и ботинок из них». Обманом взяли казаки и город Тульчин.

Они обещали полякам свободный выезд в Польшу при условии, что те выдадут им всех евреев. Евреи, превосходившие поляков числом, знали об измене. Но из опасения, что, если они нападут на предателей, соплеменники тех в других местах отомстят евреям, они отказались от сопротивления и вышли из города навстречу казакам.

Православный священник обещал сохранить жизни, если евреи крестятся, но они предпочли освятить Имя Создателя и погибли святой смертью. Перебив евреев, казаки атаковали город.

Важный фактор в поддержке народа сыграла религия: местным православным не нравилось влияние католической церкви.

Второй этап восстания Пройдя через всю Украину и одержав ещё несколько побед, Богдан Хмельницкий достиг Польши. Однако новый король Польши Ян Казимир хитро обманул Богдана, подкупив татар, в результате чего войско повстанцев отступило. В 1649 году был подписан Зборовский мир.

Третий этап восстания Летом 1651 г. В сентябре 1651 г. Однако теперь всем стало ясно, что восстание может быть успешным лишь в том случае, если своё веское слово скажет Россия.

Его популярность значительно упала. Народ был недоволен союзом гетмана с татарами, так как не доверял последним и много терпел от своеволия. Между тем Хмельницкий не считал возможным обойтись без помощи татар. Он отправил полковника Ждановича в Константинополь и склонил на свою сторону султана, который приказал крымскому хану всеми силами помогать Хмельницкому как вассалу турецкой империи. Татары повиновались, но эта помощь, как не добровольная, не могла быть прочной. Весной 1651 года Хмельницкий двинулся к Збаражу и долго простоял там, поджидая крымского хана и тем давая полякам возможность собраться с силами. Только 8 июня хан соединился с казаками. У Хмельницкого было около 100 тыс.

Татарская конница достигала 30-40 тыс. Коронная армия имела 40 тыс. Предстояла крупнейшая битва. Армии сосредоточились вблизи местечка Берестечко ныне город районного значения в Гороховском районе Волынской области. На другой день поляки начали Берестецкое сражение. Дни боёв совпали с мусульманским праздником Курбан-Байрам , поэтому большие потери у татар погиб постоянный союзник Хмельницкого Тугай-бей были восприняты татарами как кара Божья. В начале третьего дня боёв под крымским ханом убило пушечным ядром коня, и орда после этого обратилась в бегство. Хмельницкий бросился за ханом, чтобы убедить его воротиться.

Хан не только не вернулся, но и задержал у себя Хмельницкого и Выговского. На место Хмельницкого был назначен начальником полковник Джеджалий , долго отказывавшийся от этого звания, зная, как не любит Богдан Хмельницкий, когда кто-нибудь вместо него принимал на себя начальство. Джеджалий некоторое время отбивался от поляков, но, видя войско в крайнем затруднении, решился вступить в переговоры о перемирии. Король потребовал выдачи Б. Хмельницкого и И. Казаки, с другой стороны, знали, что Выговский и Хмельницкий у хана — поэтому это было скорее очередной хитростью, а не недовольством Хмельницким. Переговоры остались без успеха. Недовольное войско сменило Джеджалия и вручило начальство винницкому полковнику Ивану Богуну.

Начали подозревать Хмельницкого в измене; коринфскому митрополиту Иоасафу нелегко было уверить казаков, что Хмельницкий ушёл для их же пользы и скоро вернётся. Лагерь казаков в это время был расположен возле реки Пляшевой; с трёх сторон он был укреплён окопами, а с четвёртой к нему примыкало непроходимое болото, через которое были сооружены мосты из подручного материала, по которым армия снабжалась водой и провиантом, также казаки водили на другую сторону на выпас коней и хоронили там погибших. Десять дней выдерживали здесь осаду казаки и мужественно отбивались от поляков. Поляки узнали о мостах через болото и польская кавалерия Конецпольского переправилась через реку ниже по течению для того, чтобы отрезать казацкую армию. Богун, когда узнал об этом, взял с собой 2 тысячи казаков и в ночь на 29 июня переправился на другой берег, чтобы их выбить. Богун оставил в лагере и пушки, и гетманские клейноды включая печать — отступать или бежать он не собирался. Поскольку рядовым казакам было непонятно, куда переправился Богун, в лагере возникла паника. Толпа в беспорядке бросилась на плотины; они не выдержали и в трясине погибло много людей.

Для поляков эта паника была неожиданной и они поначалу боялись атаковать лагерь. Сообразив в чём дело, поляки бросились на казацкий табор и стали истреблять тех, кто не успел убежать и не потонул в болоте. Польское войско не сумело воспользоваться победой в полной мере — многие польские дворяне отказались преследовать казаков, опасаясь засады. Некоторые шляхтичи, у которых не было имений на Украине, покинули армию самовольно и не понесли наказания, создав в истории Речи Посполитой прецедент. Лишь малая часть войск посполитого рушения всё же двинулась на Украину, опустошая всё на пути и давая полную волю чувству мести. В июле 1651 года польный гетман литовский Януш Радзивилл взял Киев и удерживал его около месяца. Белоцерковский мир[ править править код ] 18 сентября 1651 года казаки вынуждены были заключить с Польшей Белоцерковский мир , который отменял условия мира в Зборове и вводил дополнительные условия, например, запрет для Хмельницкого международных переговоров. К этому времени, в конце июля, Хмельницкий, пробыв около месяца в плену у крымского хана, прибыл в местечко Паволочь.

Сюда стали к нему сходиться полковники с остатками своих отрядов. Все были в унынии.

Белоцерковский мир Б. Хмельницкого с Польшей. Январь 1653 г. Отказ Польши соблюдать условия Зборовского мира в отношении Украины 1 октября 1653 г.

Почему в XVII веке в Белоруссии исчезли все казаки

Еще в 1648 году он предпринял первую попытку просить помощи у Москвы и написал письмо к царю Алексею Михайловичу. Но не получил ответа. Хмельницкий даже пытался пару раз договориться со шляхтой. Но война продолжилась, а Хмельницкий стал искать сторонников. Он завел дипломатические отношения, помимо Москвы, со Швецией и Османской империей. Народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного». Простой казак Хмельницкий был, по утверждению историков, несколько неуравновешенной личностью. Периоды активности, когда Богдан был твердым и властным, сменялись апатией, усталостью и сонливостью. Приступы депрессии происходили все чаще, росла подозрительность гетмана даже к самым близким людям. Гетман был прекрасно образован и любил беседовать с такими же людьми. Он любил народную музыку и поэзию, играл на бандуре, был радушным хозяином.

Хмельницкий считается знатоком лошадей и оружия. Был хорошим оратором, часто в речи использовал пословицы и поговорки. Вел простой образ жизни, схожий с жизнью рядовых казаков. Одевался просто, даже покои его были обставлены простой мебелью. Ильинская церковь в Суботове, в которой был погребён Хмельницкий Смерть Чувствуя скорое приближение смерти, Хмельницкий велел в 1657 году созвать раду в Чигирине и выбрать преемника. Рада, дабы порадовать старого гетмана, выбрала его 16-летнего сына Юрия. Хмельницкий умер 27 июля 1657 года от инсульта в Чигирине. Похоронили его рядом с телом сына Тимофея в Суботове, в церкви, которую сам Богдан же и строил. Она существует и до настоящего момента. Перед смертью Хмельницкий сказал: «Я умираю, — прошептал он им, — похороните меня в Суботове, которое я приобрел кровавыми трудами и которое близко моему сердцу».

Действительно, в это время политика Москвы резко изменилась. Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение. Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Разве царь этого не хотел? Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали.

Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне. И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Паисий в 1649 году приехал в Москву через Киев, в самый разгар восстания Хмельницкого. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности. Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства.

Кадр из фильма «Огнем и мечом» Получается, иерусалимский патриарх оказался фигурой, способствующей сближению Украины и Москвы? Да, его роль в этом деле была огромной. Почему Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю, хотя до этого вел переговоры с крымским ханом, турецким султаном и даже пытался примириться с польским королем? На самом деле еще с 1648 года украинские казаки неоднократно просили о помощи у Москвы. Хмельницкий рассматривал союз с московским царем как наиболее перспективный, тем более что это был альянс с единоверцами, поскольку на Украине никогда не было негативного отношения к московскому православию. Что касается крымских татар, то коалиция с ними для украинцев была ситуативной и поначалу успешной, но уже к 1653 году Хмельницкий убедился, насколько этот союз опасен и ненадежен.

Когда крымский хан договорился с польским королем, положение Украинского гетманства стало просто катастрофичным. Почему украинцы так часто меняли союзников? Они вступали в сношения то с русскими, то с крымскими татарами, то с шведами и периодически пытались помириться с поляками. Это было вызвано геополитическим положением Украины, находившейся между тремя мощными соседями — Османской империей и вассальным ей Крымским ханством, Речью Посполитой и Московским государством. Ей приходилось постоянно балансировать между ними, чтобы хоть как-то выжить. Михаил Горелик «Набег крымских татар на Украину» «Казако-руський народ» В своей книге вы пишете, что «мы сразу должны отбросить миф о "братских народах", не имевший ничего общего с менталитетом человека XVII века, который не предусматривал этнического, а тем более национального самосознания».

Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты. Например, польские шляхтичи считали себя сарматами, поэтому не воспринимали собственных крестьян как соотечественников. А на Украине сначала была популярна идея «роксоланского народа», но уже в XVII веке среди казацкой старшины появилось понятие «казако-руський народ», ставшее их попыткой вести свое происхождение от хазар. То есть о какой-то общей национальной идентичности применительно к тому историческому периоду говорить нельзя. Но разве украинское православное население Великого княжества Литовского в середине XVII века не считало себя русскими людьми? Вы пишете, что после визита в Киев патриарха Паисия Богдан Хмельницкий в феврале 1649 года впервые назвал себя «единовладцем и самодержцем руським».

Да, термин «руський» как отсылка к Киевской Руси активно использовался в Речи Посполитой — там существовало даже Руськое воеводство. Это территория современной Украины? Западной ее части — воеводство было образовано на землях бывшего Галицко-Волынского княжества. Но православное население Речи Посполитой не считали «руськими» жителей Московского государства — их именовали «московитами». Поэтому понятия единого народа не существовало, было лишь понимание общего православного пространства. Материалы по теме: 3 июля 2016 К примеру, термин «Малая Россия» Малороссия имеет церковное происхождение.

Первоначально под ним подразумевалась территория, подчиненная киевскому митрополиту. Неслучайно после присоединения Украины царь Алексей Михайлович изменил свой титул на «Всея Великия и Малыя Росии» — это было сделано явно с подсказки богословов из Киева. Но когда спустя полтора года в царскую титулатуру добавили «и Белыя Росии», для украинцев это стало неприятным сюрпризом. В их понимании Белая Русь Белоруссия была составной частью Малой России — как единого пространства, подчиненного киевскому митрополиту. Первые конфликты между украинцами и Москвой возникли в том числе из-за белорусских земель? Этот конфликт связан еще и с тем обстоятельством, что стороны очень спешили с присоединением, но по-разному трактовали подписанные соглашения.

Присоединение Украины к Московскому государству означало для царя войну с Речью Посполитой, у которой царь Алексей Михайлович и патриарх Никон надеялись отвоевать Смоленск и белорусские земли с православным населением. Военные действия для Москвы были успешными во многом благодаря поддержке украинского войска Ивана Золотаренко. И к лету 1655 года русские войска овладели Минском и Вильно, но дальше начались разногласия: царь собирался присоединить Белоруссию к Московскому государству на общих основаниях, а Хмельницкий видел ее в составе Украинского гетманства.

Единственной властью в Запорожском войске признавался гетман, и его резиденцией становился город Чигирин. Участники войны получали амнистию, а король обязался принять на службу 40 тыс. Мир был недолгим и следующим этапом стала польско-казацкая война 1651 года, которая завершилась поражением гетмана Богдана Хмельницкого в сражении под Берестечком, в том числе и из-за предательства хана Ислама III Гирея. Заключённый после неё Белоцерковский мир был для Гетманщины менее выгодным. Например, количество реестровых казаков сократилось до 20 тыс. В 1652—1653 годах между казаками и поляками снова произошла война и она имела два последствия: Жванецкий мир, который фактически восстановил условия Зборовского договора; обращение Богдана Хмельницкого за протекторатом к царю Алексею Михайловичу. Кратко основные факты о восстании Хмельницкого можно представить в таблице. Противники Войско Запорожское, преобразованное в 1649 году в Гетманщину, во временном альянсе с крымским ханом воевало против Речи Посполитой Сторонники Богдана Хмельницкого Реестровые казаки, горожане и крестьяне восточных окраин Речи Посполитой, часть украинской шляхты Основные сражения Корcунское, Зборовское, под Пилявцами и под Берестечком Мирные соглашения Зборовское, Белоцерковское, Жванецкое В Москве царь собрал Земский собор, который принял решение о принятии в подданство России гетмана Хмельницкого. В декабре 1653 года царский посол Василий Бутурлин прибыл и в Запорожье. Переяславская рада, 1654 г.

Судебный иск удовлетворения потерпевшему не принес, а в ответ на обращение за помощью от короля Б. Хмельницкий получил словесное предложение: имея саблю, с ее помощью защищать свои права. Некоторые историки склонны видеть в действиях короля Владислава IV умышленное инспирирование казацкого выступления с целью мобилизовать шляхту и втянуть ее в войну, которую монарх давно собирался развязать против Турции, заручившись поддержкой Рима. Прибыв из Варшавы в Запорожье, Б. Хмельницкий поднял казаков на восстание, изгнал из Сечи правительственный гарнизон и 25 января 1648 г. Зная в подробностях планы правительства Речи Посполитой на войну с Турцией, Б. Было заключено казацко-татарское соглашение о совместной войне против короля.

«Волим царя восточного»: как Украина объединилась с Россией

Возглавил восстание гетман низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. Таблица по истории восстание богдана хмельницкого годы основные события итоги. Составить таблицу восстание богдана хмельницкого 1648 год тире 1654. под руководством гетмана Богдана Хмельницкого - началось в 1648.

"Палиивщина". Почему царь не принял казаков в состав России и велел подчиниться Польше

Добровольное «оказачивание» белорусов при Хмельницком По подсчётам современного белорусского историка Витольда Бернацкого, в момент наивысшего подъёма восстания Хмельницкого в 1648-1649 гг. Один пленный шляхтич показывал, что в Гомеле только из одних мещан записалось в казаки больше тысячи взрослых мужчин, причём свыше двухсот из них записалось в отдельную хоругвь Войска Запорожского и пошло из домов на войну. Помощь белорусским казакам тайно оказывала Россия, пока не объявлявшая войну Польше. По свидетельству современника, в Гомель из Москвы было доставлено четыре бочки пороха. Поражения Хмельницкого тяжко отразились и на его белорусских сторонниках. Шляхта жестоко мстила «оказачившимся». Многие новоявленные казаки были вынуждены бежать на Украину. Белорусское казацкое войско было разгромлено под Лоевом 31 июля 1649 года. В августе 1649 года, после заключения Хмельницким с поляками Зборовского договора, новоявленные казаки покинули Гомель и ушли на Запорожье. Но пример первого «оказачивания» вдохновляющее действовал на белорусов, как только приходила надежда на новое освобождение от шляхты.

Попытка казачьего «реестра» в Белоруссии Решив официально поддержать Украину против Польши в 1654 году, царское правительство приняло меры, чтобы вольное украинское казачество не принесло в Белоруссию своих понятий. Москва имела свои виды на Белоруссию прежнее Великое княжество Литовское и собиралась заводить там российские порядки, а не передавать эту страну Гетманщине. Учитывая, однако, большую популярность самой идеи казачества среди белорусского народа, на Москве решили использовать её в своих интересах. Так возникло странное образование — Белорусский казачий полк — который некоторые по недоразумению считают основным и чуть ли не единственным явлением казачества в Белоруссии.

Хмельницкого, его незаурядные качества дипломата и государственного деятеля. Войска под его командованием одержали крупные победы над польско-шляхетскими войсками у Желтых Вод,в Корсуньской битве, под Пилявцами, в Зборовском сражении, под Батогом и Жванцем. Хмельницкий был сторонником решительных наступательных действий с целью разгрома противника по частям в открытом сражении. Широко применял засады, демонстративные атаки, ложные отходы и другие тактические приёмы. Придавая большое значение маневру войск, умелому применению огнестрельного оружия, Б. Хмельницкий выступал как новатор и носитель передовых идей в военного искусстве. Он сумел понять коренные национальные интересы украинского народа, его стремление к воссоединению с Россией и последовательно боролся за осуществление этой цели. В 1648, а затем еще раз в начале 1649 он обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой о воссоединении Украины с Россией. После положительного решения русского правительства он возглавил Переяславскую раду 1654, торжественно подтвердившую этот исторический акт. Борьба Б. Хмельницкого за освобождение украинского народа и объединение Украины с Россией имела позитивное значение для дальнейшего политического, экономического и культурного развития украинского и русского народов. Переяславска рада и украинско-московский договор: В конце 1653 исчерпанность сил гетманата, невозможность продолжать войну собственными силами и ненадежность Крымского ханства как возможного союзника поставили Богдана Хмельницкого и казачество перед трудным выбором. Гетман выступил с речью, говоря о необходимости выбора владыки. Выбор в пользу русского царя был сделан потому, что пользовался поддержкой жителей Украины, руководствовавшихся прежде всего религиозной точкой зрения. Затем на тайной Раде были выработаны условия перехода, которые бы устраивали руководство казацкой старшины: требование ответной присяги послов с обязательствами защиты войска Запорожского от поляков и сохранения давних сословных прав. Окончательные условия вступления гетманата в состав России определились в ходе переговоров в Москве. Казацкое соглашение состояло из 23 статей от имени гетмана и Войска Запорожского. Основная идея этих статей — установление таких межгосударственных отношений, по которым Украина будет сохранять как внутреннюю, так и внешнюю самостоятельность. Проект документа украинские посланцы предоставили московскому правительству 14 марта 1654 г. Но в процессе переговоров документ был уменьшен и значительно сокращен. В соответствии с соглашениями, заключёнными во время украинско-московских переговоров 1654 г. Условия украинско-московского договора 1654 г. Договор между двумя государствами в основном был равноправным. Вместе с тем он был незаконченным, несовершенным, поэтому очень быстро утратил силу. Несмотря на несовершенство и недолговечность, украинско-московский договор 1654 г. Он позволял сохранить самостоятельность недавно созданного Украинского гетманского государства, украинское правительство получало возможность довести до победного конца воину против Речи Посполитой, а следовательно, — завершить воссоединение всех украинских земель под своей властью. Разделение Украины. После смерти Богдана Хмельницкого наступление на независимость Украинского государства значительно усилилось. Подкупами, мятежами, заговорами чужаки стремились внести раздор между казацкой старшиной и обострить борьбу за гетманскую булаву. Это в конце концов привело к жестокой братоубийственной войне, которая расколола казацкую Украину на Левобережную и Правобережную Гетманщину, каждую со своим гетманом. Разделение окончательно закрепило соглашение в селе Андрусове, подписанное 1667 г. Запорожье должно было находиться под опекой обоих государств. Поделив между собой Украину, Польша и Московия не собирались защищать интересы украинского народа. Особенно сложной была ситуация на Правобережье, жители которого, кроме всего, подвергались грабительских нападений турок и татар. Разрушительные военные действия уничтожили сотни сел, поселков, городов и привели к полному запустению больших территорий. Этот сложный период истории Украины получил название Руина. Руина — период в истории Украины и Запорожского войска между 1657 и 1687 годами, фактически являвшийся гражданской войной. В это время Российское царство, Речь Посполитая, Османская империя и эпизодически Швеция вели борьбу за контроль над Украиной, которая стала ареной кровопролитных сражений. После смерти Богдана Хмельницкого 1657 гетманом был избран Иван Выговский.

Происки поляков? Неизвестно когда и почему эта часть Руси названа Подолом. Возможно для отличия горной Руси от её равнинной части. Эти образцы указывают на максимально возможную полноту охвата толкования Самуила Линде статей его словаря. К национальности это выражение никакого отношения не имеет. Интересно другое, в языке великороссиян в России для отражения этого понятия — житель пограничной страны, пограничник — имелось своё родное слово рубежник, а в языке малороссов слова с таким значением даже существовало. А вот польское прилагательное Ukrainski,-a,- e имело значение пограничный, и в русском языке имелся его полный эквивалент — украинский [9], рубежный. Следует обратить внимание на описание в книге Боплана сильнейших морозов заставших польские войска на реке Мерла Merlo на описываемой им украйне, но уже в Московии зимой 1646 года. Днепровские земли, отображенные на карте 1648 года, ни у поляков, ни у малороссиян имени не имели, они были безымянными. Это не означает того, что жители берегов Днепра не имели имени для своей родины, для своей отчизны. Такое имя у них имелось — Речь Посполитая.

В 1401 году условия Кревской унии закрепила и уточнила Виленско-Радомская уния, фактически провозгласившая тесный государственный союз Польши с Литвой. С этого времени в землях Великого княжества началось постепенное вытеснение православного вероисповедания католическим. Но настоящая беда для православия настала в 1569 году. Оказавшееся в ходе Ливонской войны на краю пропасти, русско-литовское государство пошло на заключение с польским королевством Люблинской унии. На практике из-за того что Польша к тому времени была уже гораздо сильнее Литвы, уния эта привела к прямому поглощению Великого княжества Литовского Польшей. Но в «общем» деле поляки явно «перетягивали одеяло на себя». Великое княжество передало королевству обширнейшие земли: Подляшье, Волынь, Подолию и Среднее Поднепровье. Для населения этих областей относительно терпимый гнет русско-литовской аристократии сменился жестоким угнетением со стороны спесивой польской шляхты. Особенно негативно на положении православных подданных короля отразилась заключенная под давлением католического духовенства Брестская церковная уния 1596 год. Согласно этому акту, православная церковь в Речи Посполитой была подчинена римскому папе. Наряду с насильственной полонизацией ряда территорий, такое нововведение встретило поначалу довольно активное сопротивление простонародья и большей части русской и литовской знати. Но постепенно князья и дворяне все чаще стали переходить в католичество, ибо только так для них открывалась дорога к высоким государственным постам королевства. Фактически именно аристократия, ради приобретения сиюминутных корыстных выгод, массово предавала веру своих предков, их обычаи и саму память о них. Рюриковичи, Гедиминовичи и представители менее знатных родов постепенно превращалась в поляков по вере и духу. Простой народ оказался куда более предан православной вере пращуров. За это он подвергался притеснениям, насмешкам и высокомерному презрению, как со стороны потомственной польской шляхты, так и со стороны новоиспеченных «поляков», нередко превосходивших в этом смысле давних подданных короля. Православие и даже «униатство» и те, и другие называли не иначе как «хлопска крестьянская, холопская вера»! Притеснения по религиозному признаку с каждым годом становились все сильнее и сильнее. Польские ксендзы католические священники и монахи порой развлекались тем, что запрягали в повозки православных юношей и девушек и использовали их в качестве тяглового скота. Особо унизительным для православного населения стала передача церквей в аренду еврейским корчмарям трактирщикам со взиманием ими большой платы за каждый проведенный обряд. Они, как эмоционально повествует в своей «Истории русов» архиепископ Георгий Конисский, «с восхищением принялись за такое надежное для них скверноприбыточество, и тотчас ключи церковные и веревки колокольные отобрали к себе в корчмы. При всякой требе христианской, повинен был ктитор торжиться с ним и, по важности отправы, платить за нее и выпросить ключи», нередко подвергаясь при этом еще и издевательским насмешкам за свою приверженность православной вере. Сверх всякой меры усилилась эксплуатация крестьян. Спесивые польские землевладельцы, гнушаясь заниматься хозяйством, отдавали получение оброка на откуп взятым для этой цели управляющим, а те, в стремлении выжать максимальную прибыль, порой вынуждали селян работать на них шесть дней в неделю. Чтобы прокормить семью, крестьянам приходилось обрабатывать свой клочок земли в воскресенье, что, ко всему прочему, противоречило христианскому укладу. Любое неповиновение, а тем более бунт, карались самым жесточайшим образом. Польские паны относились к своим малороссийским холопам с нескрываемым презрением и почитали их скорее не за людей, а за скот «быдло» , предназначение которого в том, чтобы удовлетворять их все более и более возрастающие потребности. Малороссийское казачество Не всякий человек готов был мириться с такой жизнью. Самые непокорные решались на побег. Бежали чаще всего на юг, за днепровские пороги, туда, где давно уже обосновалась вольница, состоявшая из отчаянных храбрецов. Беглецы примыкали к подобным им бунтарям, готовым рисковать жизнью в дерзких разбойничьих предприятиях, вместо того чтобы год за годом гнуть спину на польских панов и их бессовестных подручных. Постепенно собралось целое войско. По месту формирования его стали именовать Запорожским — от слов «за порогами». Сами же храбрецы, как и их собратья в низовьях Дона, называли себя казаками. Это слово перешло в славянский обиход от степных кочевников, обозначавших так вольного всадника, не имевшего по бедности своей слуг, но и ни от кого не зависящего. Главным опорным пунктом запорожских казаков стала деревянная крепость, засека по-другому — «сечь» на острове Хортица. Власти Речи Посполитой поначалу отнеслись к появлению на своей окраине фактически совершенно не зависимого от них казачьего полугосударства не только весьма настороженно, но и откровенно враждебно. Бежавшие от них «хлопы», готовые отстаивать свою личную свободу с саблями в руках, стали сильными раздражителями для неуемного самолюбия чванливых панов. Довольно скоро, однако, выяснилось, что только лишь запорожцы способны эффективно защищать южные границы государства от грабительских набегов крымских татар и наносить им чувствительные ответные удары. Понимание выгод такого положения вещей возобладало над польской спесью. Казаков продолжали считать разбойниками, но каких-либо экстраординарных мер к ликвидации Сечи не предпринимали. Несколько по-иному королевские власти относились к так называемому «реестровому» казачеству.

§ 20. Присоединение Украины к России

Возглавил восстание гетман (атаман) низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. У многих евреев вторым по ненависти после Гитлера идёт украинский казачий гетман Богдан Хмельницкий. В начале июня 1648 Богдан Хмельницкий отправил дипломатическое посольство в Стамбул во главе с полковником Филоном Джалалием для прошения у султана принять гетмана и всё войско Запорожское под свою защиту и оказать помощь против поляков.

Переяславская рада

Постоянный тлеющий конфликт между анархически настроенным казачеством и центральной властью стал ещё одним поводом к восстанию. Прибавьте к этому то, что не только казаки, но и народ Речи Посполитой вообще, отнюдь не считали свою страну идеалом в плане справедливости и богатства. Стоит лишь отметить, что к вполне обычным налогам, местные жители платили и такие подати как налог на волов, на ульи, на право ловить рыбу, на помол зерна и даже на исполнение религиозных обычаев: крещение, отпевание, венчание. Краткая биография Богдана Хмельницкого Лидером, вождём, «душой» восстания стал гетман Запорожской Сечи Богдан Хмельницкий 27 декабря 1595 6 января 1596 — 27 июля 6 августа 1657. Хмельницкий, конечно не был никаким революционером. Даже напротив — служил королю Владиславу IV, и ни о каком восстании не помышлял. Король по сути сам заставил его встать в оппозицию, сперва отказав в справедливом правосудии, а затем и вовсе насмехаясь, заметив, что имея сабли за поясом казаки и сами могли бы защищать своё имущество. Более того, за попытки «добиться правды» Хмельницкий был обвинён в заговоре и заключён местными польскими властями в тюрьму.

В общем, это был тот самый случай, когда не человек выбрал себе дорогу, а дорога пришла к человеку. Гибель отца. Богдан Хмельницкий и его войско 1625—1630, 1632, 1637, 1645 — Участие в совместных походах запорожских и донских казаков против татар и турок, крестьянско-казацких восстаниях на Украине, в составе французской армии битве под Дюнкерком. Сейм запретил войну. Воспользовавшись отсутствием Хмельницкого Чаплинский слой присоединил Суботов себе, увез и женился на Гелене, во время разбоя погиб сын Хмельницкого Остап. Жалоба Хмельницкого королю не принесла ему успеха 1647, декабрь — Хмельницкий убежал в Сечь и начал там сеять смуту 1648, февраль — Хмельницкий избран гетманом 1648-1657 — военные и дипломатические усилия Хмельницкого по упрочению положения казаков 1657, 27 июля — Смерть Богдана Хмельницкого в Чигирине Хронология «Хмельничины» — восстания Богдана Хмельницкого 1648, февраль — Посольство Богдана Хмельницкого к крымскому хану Ислам-Гирею III. Военный союз с Крымом.

С Турцией он заключил договор о союзе и взаимопомощи, с обещанием отдать ей часть русской Польши до Люблина , и выпросил позволения для казаков свободно плавать по Черному и Азовскому морям и беспошлинно заниматься в этих местах торговлею. Послы господарей Молдавского и Валашского тоже хлопотали о союзе с Украиной, и Хмельницкий согласился поддерживать первого из них, Лупула, против иных претендентов, но обусловил помощь выдачею дочери Лупула Александры за своего сына Тимофея Хмельницкого. Князь Трансильванский хлопотал о помощи, чтобы стать королем польским, и за это делал Хмельницкому очень щедрые обещания; Хмельницкий и с ним заключил союз.

По Белоцерковскому договору реестр сильно уменьшили. Земский собор одобрил принятие Украины в Россию. Замечание 2 Переяславская рада проголосовала за вхождение в состав России. Началась война с Речью Посполитой. Швеция воспользовалась моментом и захватила большую часть Польши, включая Варшаву. Андрусовского перемирия.

Происки поляков? Неизвестно когда и почему эта часть Руси названа Подолом. Возможно для отличия горной Руси от её равнинной части. Эти образцы указывают на максимально возможную полноту охвата толкования Самуила Линде статей его словаря. К национальности это выражение никакого отношения не имеет. Интересно другое, в языке великороссиян в России для отражения этого понятия — житель пограничной страны, пограничник — имелось своё родное слово рубежник, а в языке малороссов слова с таким значением даже существовало. А вот польское прилагательное Ukrainski,-a,- e имело значение пограничный, и в русском языке имелся его полный эквивалент — украинский [9], рубежный. Следует обратить внимание на описание в книге Боплана сильнейших морозов заставших польские войска на реке Мерла Merlo на описываемой им украйне, но уже в Московии зимой 1646 года. Днепровские земли, отображенные на карте 1648 года, ни у поляков, ни у малороссиян имени не имели, они были безымянными. Это не означает того, что жители берегов Днепра не имели имени для своей родины, для своей отчизны. Такое имя у них имелось — Речь Посполитая.

Эти истории наполнили многих отчаянием. Рассказы современных еврейских хронистов событий имели тенденцию подчеркивать большие цифры потерь, но с конца 20 века они были пересмотрены в сторону уменьшения. Оценки еврейских смертей в начале 20-го века основывались на записях еврейских летописцев того времени и, как правило, были высокими, от 100 000 до 500 000 или более; в 1916 г. Симон Дубнов заявил: Потери, нанесенные евреям Польши в роковое десятилетие 1648—1658 гг. В отчетах летописцев число еврейских жертв колеблется от ста тысяч до пятисот тысяч. Но даже если принять более низкую цифру, число жертв все равно остается колоссальным, даже превышающим катастрофы Крестовых походов и Черной смерти в Западной Европе. Около семисот еврейских общин в Польше подверглись резне и грабежу. В украинских городах, расположенных на левом берегу Днепра, в районе, населенном казаками... В населенных пунктах на правом берегу Днепра или в польской части Украины, а также на Волыни и Подолии, где бы ни появлялись казаки, выжила только десятая часть еврейского населения. С 1960-х по историки 80-х годов все еще считали 100 000 убитых евреев разумной оценкой, и, согласно Эдварду Флэннери , многие считали это «минимумом». Макс Димонт в «Евреи, Бог и история», впервые опубликованный в 1962 году, он пишет: «За десятилетие этой революции погибло около 100 000 евреев». Эдвард Флэннери , в своей книге «Страдания евреев: двадцать три века антисемитизма», впервые опубликованной в 1965 году, также приводит цифры от 100 000 до 500 000, заявляя: «Многие историки считают вторую цифру преувеличенной, а первую - неточной. Мартин Гилберт в своем Атласе еврейской истории, опубликованном в 1976 году, заявляет:« Более 100 000 евреев были убиты; многие другие подверглись пыткам или жестокому обращению, другие бежали... Хотя многие современные источники по-прежнему дают оценку евреев, убитых во время восстания, в 100 000 и более, другие оценивают число убитых в пределах от 40 000 до 100 000, а недавние академические исследования утверждали, что число погибших было еще меньше. Современные историографические методы, особенно из области исторической демографии , получили более широкое распространение и, как правило, приводили к снижению показателей смертности. Согласно последним исследованиям, еврейское население того периода в пострадавших районах Украины оценивается примерно в 50 000 человек. Согласно Оресту Субтельному : Вайнриб цитирует расчеты [ он ], указывающие на то, что около 50 000 евреев проживали в районе, где произошло восстание. Вайнриб, «Еврейские хроники о Богдане Хмельницком и казацко-польской войне», Гарвардское украиноведение 1 1977 : 153—77. Хотя многие из них были убиты, потери евреев не достигли тех головокружительных цифр, которые часто ассоциируются с восстанием. По словам Вайнриба Евреи Польши, 193—194 , «фрагментарная информация того периода - и в значительной степени информация из последующих лет, включая отчеты о выздоровлении - ясно указывает на то, что катастрофа могла быть не такой большой. Исследование, проведенное в 2003 г.

«Выразил настроения народных масс»: как Богдан Хмельницкий перекроил карту Восточной Европы

Они грабили поместья евреев и знати, сжигали церкви и убивали своих священников, ничего не оставляя целым. В те дни это был редкий человек, который не пропитал свои руки кровью... Евреи Первое издание Евена Мезула 1653 г. Согласно книге История Руси , Хмельницкий Обоснование было в значительной степени меркантильным, и евреи Бродов, который был крупным торговым центром, были сочтены полезными «для товарооборота и получения прибыли», и поэтому от них требовалось платить только «умеренные компенсации» натурой. В связи с массовыми убийствами, еврейские старейшины на Виленском совете своим указом от 3 июля 1661 г. Истории о жертвах массовых убийств, которые были заживо похоронены, разрезаны на части или вынуждены убивать друг друга, распространились по Европе и за ее пределами. Эти истории наполнили многих отчаянием. Рассказы современных еврейских хронистов событий имели тенденцию подчеркивать большие цифры потерь, но с конца 20 века они были пересмотрены в сторону уменьшения.

Оценки еврейских смертей в начале 20-го века основывались на записях еврейских летописцев того времени и, как правило, были высокими, от 100 000 до 500 000 или более; в 1916 г. Симон Дубнов заявил: Потери, нанесенные евреям Польши в роковое десятилетие 1648—1658 гг. В отчетах летописцев число еврейских жертв колеблется от ста тысяч до пятисот тысяч. Но даже если принять более низкую цифру, число жертв все равно остается колоссальным, даже превышающим катастрофы Крестовых походов и Черной смерти в Западной Европе. Около семисот еврейских общин в Польше подверглись резне и грабежу. В украинских городах, расположенных на левом берегу Днепра, в районе, населенном казаками... В населенных пунктах на правом берегу Днепра или в польской части Украины, а также на Волыни и Подолии, где бы ни появлялись казаки, выжила только десятая часть еврейского населения.

С 1960-х по историки 80-х годов все еще считали 100 000 убитых евреев разумной оценкой, и, согласно Эдварду Флэннери , многие считали это «минимумом». Макс Димонт в «Евреи, Бог и история», впервые опубликованный в 1962 году, он пишет: «За десятилетие этой революции погибло около 100 000 евреев». Эдвард Флэннери , в своей книге «Страдания евреев: двадцать три века антисемитизма», впервые опубликованной в 1965 году, также приводит цифры от 100 000 до 500 000, заявляя: «Многие историки считают вторую цифру преувеличенной, а первую - неточной. Мартин Гилберт в своем Атласе еврейской истории, опубликованном в 1976 году, заявляет:« Более 100 000 евреев были убиты; многие другие подверглись пыткам или жестокому обращению, другие бежали... Хотя многие современные источники по-прежнему дают оценку евреев, убитых во время восстания, в 100 000 и более, другие оценивают число убитых в пределах от 40 000 до 100 000, а недавние академические исследования утверждали, что число погибших было еще меньше. Современные историографические методы, особенно из области исторической демографии , получили более широкое распространение и, как правило, приводили к снижению показателей смертности.

В результате переговоров Ислам Гирей направил казакам в помощь несколько тысяч татарских всадников. Навстречу крымско-казацкому войску двинулся сын Николая Потоцкого — Стефан со своим отрядом. Армия Стефана Потоцкого проходила вглубь степи и не встречала сопротивление. Битва под Желтыми Водами стала первым существенным достижением восстания.

Присоединение Правобережной Украины: Екатерина II Еще одна значимая веха в истории российско-украинских отношений — 18-й век. Про этот период некоторые историки говорят, что именно тогда украинские а также белорусские земли полностью воссоединились с Россией. В 1664-1665 на Правобережье вспыхнуло восстание против гнета Польши и ее ставленников. Правда, для бунтующих оно закончилось неудачно, а спустя два года территорию закрепили за Речью Посполитой Андрусовским перемирием с Русским царством. Отметим, что это соглашение положило конец русско-польской войне 1654-1667 годов, а также оставляло за Россией часть земель Левобережной Украины. Только спустя более чем сто лет — в 1793 году — Правобережье присоединилось к Российской империи. Это стало результатом второго раздела значительно ослабевшей Речи Посполитой между Пруссией и Россией. Стороны подписали конвенцию о втором разделе в январе 1793 года.

Объединение Москвы и Киева означало вступление в войну с Варшавой, прежде контролировавшей днепровские земли. Но раньше, чем встать на защиту украинских границ, России предстояло определить, где именно они должны проходить. Украина: рождение легенды Современника, человека XVII века, вопрос о пределах украинской земли мог поставить в тупик. В двух основных документах, регулировавших присоединение казаков к России постановлении Земского собора и "11 статьях" Богдана Хмельницкого , Украина упоминается лишь единожды в каждом. Гораздо чаще — 16 и 23 раза соответственно — речь велась о запорожском казачьем войске, основанном около 1552 года потомком литовских князей Дмитрием Вишневецким. В 1648 году большое восстание казаков, также называвших себя запорожскими, опрокинуло польскую администрацию. Однако удержать завоеванную власть лидер движения Богдан Хмельницкий без посторонней помощи не мог. Трудности Богдана отражали затяжной конфликт, уходивший корнями в эпоху крушения Золотой Орды. Возникновение на ее обломках Крымского ханства вылилось в опустошительные набеги 1477 и 1482 годов, считающиеся беспримерными по своей жестокости. Число погибших, попавших в плен и проданных на турецких рынках крестьян историки оценивают в сотни тысяч. Но еще больше было тех, кто бежал в области нынешней Западной Украины, принадлежавшие тогда соединенному государству Польши и Литвы. Битва на Волге: почему татарские полки помогали Ивану Грозному брать Казань? Как следствие набегов, днепровские берега превратились в опустошенную периферию польско-литовского государства, известного как Речь Посполитая. Земля на них считалась непригодной для оседлой жизни из-за постоянной крымской угрозы. Но соотношение рисков и выгод резко изменилось в 1518—1520 годах после введения Польшей крепостного права. Восточнославянские беженцы потянулись в обратном направлении, при этом самые боеспособные из них, готовые оказать сопротивление татарам, объединялись в отряды казаков. К середине XVI века положение на днепровских берегах резко переменилось. Благодаря казакам плодородные угодья удалось защитить и заново обжить, но возникшие при этом самодеятельные суды и войсковые части формировались без участия Польши. Речь Посполитая быстро пришла к мысли, что это недопустимо. В 1570-е король Стефан Баторий объявил всю "ничейную" землю на Украине государственной и приступил к раздаче ее приближенным. Казаков стали рассматривать как посторонних: беглых государственных крепостных крестьян и незаконных владельцев того, что должно по праву принадлежать полякам. Конфликт между сторонами становился неизбежным. Как если бы не отдавая себе отчета в его опасности, польские власти усугубили социальную вражду религиозной. В 1596 году под нажимом короля Сигизмунда III православные епископы Киева, Львова, Луцка, Холма, Перемышля приняли догматы католической веры на условиях сохранения православных традиций богослужения. Единоверцы внешне, но католики внутри, униаты не смогли найти общий язык ни с казаками, ни с крестьянами, обвинявшими их в предательстве. Государственная политика по принуждению к подчинению Папе Римскому годилась только на то, чтобы вызывать общую ярость. С 1596 по 1648 год на Украине произошло шесть казацких восстаний — мятежников возмущало закрытие православных храмов и передача их униатам. Про то же вели речь и авторы постановления Земского собора о принятии запорожцев в подданство России: необходимость сражаться с поляками объяснялась ими угнетением православной церкви в польско-литовском государстве и солидарностью с единоверцами.

Основные события освободительной войны под руководством Хмельницкого.

Хмельницкий встал во главе поднимавшегося восстания украинского народа против гнёта магнатско-шляхетской Речи Посполитой, за освобождение Украины и воссоединение её с Россией. Хмельницкий встал во главе поднимавшегося восстания украинского народа против гнёта магнатско-шляхетской Речи Посполитой, за освобождение Украины и воссоединение её с Россией. Когда в 1648 году полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий начал антипольское восстание, недостатка в добровольцах не было: в его армию массово стекались даже крестьяне, что было редкостью для той эпохи. Следует учитывать, что сам Богдан Хмельницкий в первые месяцы восстания еще не помышлял о переходе в российское подданство. Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий