Интерфакс: Ирак завершил выплату более чем $50 млрд компенсации ущерба за незаконное военное вторжение и оккупацию Кувейта в 1990-1991 годы. 3.4.1991 СБ ООН своей резолюцией № 687 предписал Ираку уважать нерушимость границы между Ираком и Кувейтом, ликвидировать все имеющиеся на его территории запасы оружия массового уничтожения и пром. мощности по его произ-ву.
Война в Персидском заливе (1991)
Однако американский лидер так и не покаялся. Не сложил свои полномочия. А международный суд в Гааге не выдал ордер на арест президента США. Зато на скамье подсудимых оказался Саддам Хусейн. Иракский лидер был приговорен к казни.
Смертный приговор был вынесен 30 декабря 2006 года, в первый день Курбан-Байрама - исламского праздника жертвоприношения. Нищета, беспорядки и теракты. Что принесла "Иракская свобода"? Багдад пал, однако Иракская война только начиналась.
Вторжение США привело к окончательному коллапсу экономики Ирака. В стране воцарились нищета и разруха, иракские города захлестнула волна мародерства. Повсюду происходили беспорядки. Фото Unsplash Соединенные Штаты и их союзники предпочли безучастно наблюдать за тем, как волна массовых грабежей и мародерства захлестывала Багдад и другие города, отмечала правозащитная организация Human Rights Watch в своем докладе, опубликованном в 2005 году.
Обычные уголовники терроризируют население постоянными похищениями и вымогательством. Силы вооруженного сопротивления едва ли не ежедневно наносят удары не только по военным целям, но и по беззащитным мирным жителям, используя для этого теракты с участием смертников и закладку фугасов на дорогах. Расправы с баасистами, а затем и с теми, кто поддерживает оккупацию, из отдельных инцидентов практически превратились в повседневную практику. Ареной кровавых боестолкновений становятся даже такие города, как Мосул, который поначалу считался примером успеха коалиционной оккупации.
Американские войсковые операции против отрядов сопротивления сопровождаются неизвестным числом гражданских потерь и уничтожением имущества", - сообщала правозащитная организация. Вашингтон изначально сделал ставку на шиитское население, которое с самого начала военной кампании США придерживалось нейтралитета. Однако это вызвало недовольство проживающих в Ираке суннитов. В итоге в стране вспыхнул межконфессиональный конфликт между суннитами, шиитами и курдами.
Через некоторое время шиитская община начала также выступать против присутствия оккупационных войск на территории Ирака. В итоге в стране вспыхнула настоящая партизанская война. США пришлось наращивать военный контингент в Ираке. Росло число убитых.
Помню, как в конце нашей первой командировки в Ирак, я думал: "Это работает! Конечно, я отвечал только за небольшой участок на севере Ирака - район Мосула к югу от него. Но мне казалось, что мы все делаем правильно, и наша стратегия работает. Поэтому я был настроен очень оптимистично, когда приехал в Ирак во второй раз, в 2005 году, а потом еще в 2006-м.
И вот тогда я увидел, что все уже стало по-другому. Столкновения были гораздо более кровавыми, ситуация становилась все сложнее и сложнее, а враг становился сильнее". Возникшим в стране хаосом воспользовались террористы филиала "Аль-Каиды" в Ираке, который в 2013 году обособился и начал называться "Исламское государство". Теракты в Ираке превратились в пугающую обыденность.
Всего за период с 2003 по 2013 год в стране произошло более 31 тыс. США пытались подавить повстанческие и исламистские группировки. В ноябре 2004 года американские войска совместно с силами иракского правительства и британскими военными начали штурмовать город Фаллуджа, который стал оплотом для повстанцев. По данным Красного Креста, в ходе ожесточенных боев были убиты около 800 иракских мирных жителей.
Также сообщалось, что США во время штурма применили белый фосфор. Фото Pixabay В 2005 году в стране прошли парламентские выборы и было создано временное правительство. Однако мира это не принесло. В стране сохранялись межконфессиональные противоречия, которые переросли в гражданскую войну.
В течение этого года погибли 899 американских военнослужащих. В целом с марта 2003 года по ноябрь 2007 года потери Вооруженных сил США составили 3 855 военнослужащих. К августу 2009 года Ирак покинули контингенты всех стран коалиции, кроме США. А в 2010 году президент США Барак Обама выступил с обращением к нации, заявив, что операция "Иракская свобода" окончена, и теперь США должны заняться восстановлением своей экономики и борьбой с безработицей.
В декабре 2011 года последняя колонна войск США покинула Ирак. Контроль за ситуацией в сфере безопасности в Ираке перешел к местному правительству, американские военные базы на территории страны были переданы иракским силам безопасности. Обещания Соединенных Штатов искоренить терроризм и привести иракский народ к свободе так и не были выполнены. После ухода американцев Ирак представлял собой страну, страдающую от экстремизма, экономического отставания и слабости государственных институтов.
Особую угрозу представляли обосновавшиеся в стране террористы "Исламского государства". В 2015 году иракские власти начали широкомасштабную кампанию по освобождению захваченных террористами районов. В то время ИГ контролировала в Ираке и соседней Сирии территорию общей площадью свыше 90 тыс. Иракским силам удалось зачистить от террористов захваченные города лишь в 2017 году.
Кувейт становится зоной, свободной от оккупации Ирака. Так же он обратился с просьбой о прекращении огня. Вскоре США официально объявили об окончании войны в Ираке.
Операция «Буря в пустыне» по сути, была первой операцией, где победа была одержана за счет превосходства в трех областях, таких как обнаружение, управление и наведение. Превосходство в этих областях позволило коалиции одержать победу с минимальными людскими потерями. Таким образом, одержав победу в Ираке, США подтвердили свое превосходство в регионе.
США расценивали действия Ирака как угрозу для своих национальных интересов. В результате вооруженного вмешательства американцев, ближневосточный кризис еще больше обострил ситуацию на Ближнем Востоке. Одной из основных задач войны было установление нового мирового порядка, которая привела к усилению неоклассического либерализма в США, а также способствовала в утверждении принципов гуманитарного вмешательства; став практически переходным этапом к использованию ее положений на практике.
Эта война стала доказательством того что теперь Америка будет использовать оружие для защиты Саудовской Аравии, сдерживания угроз в Персидском заливе, а также для отражения агрессии одного государства против другого. В целом проблема режима Хусейна, можно сказать, была создана Соединенными Штатами. В то время как появление новых проблем, таких как крушение социалистических режимов, в Восточной Европе и ослабления влияния СССР в Ближнем и Среднем Востоке заслуживало большего внимания.
Поэтому, скорее всего США со стороны Ирака реальной угрозы для своих интересов не ощущали, поэтому они не верили до конца в то, что Ирак решиться на оккупацию Кувейта. В тоже время Хусейн так же недооценил США. Он надеялся на то, что они не будут вмешиваться в его конфликт с Кувейтом.
По сути, Вашингтон надеялся на то что, оказывая поддержку Ираку, он окупиться умеренным поведением со стороны Саддама, точнее, они считали, что он прекратит связи с террористическими группировками и начнет конструктивную игру в решении арабо-израильского вопроса, после чего станет гарантом региональной стабильности. Но по разведочным данным ЦРУ, Хусейн продолжал оказывать финансовую помощь международным террористам. Но не каких важных решений Америка не предпринимала для того что бы поставить иракского лидера на место.
Это и дало основание Саддаму не бояться ответных реакций со стоны США. Так же, хотелось бы отметить, что Вашингтон был в курсе того что Ирак разрабатывал программу по созданию оружия массового поражения, расходовал значительную часть кредитов на развитие военной области и делал резкие заявления в сторону Кувейта; но при этом администрация белого дома закрывала на это глаза и накануне оккупации Кувейта Ираком не указала Саддаму на неизбежность жестких мер в случае его вторжения в Кувейт. Он писал: "Тот самый Запад, который столь усердно добивался выполнения резолюций ООН и направил свои войска и корабли, чтобы освободить Кувейт, на протяжении десятилетий оставался глух к более значимым проблемам региона и до сих пор ничего не делает для проведения в жизнь резолюций, принятых по иным поводам.
Полной поддержкой Запада пользуются причиняющие страдания народам диктаторские режимы. Их правители купаются в роскоши в то время как народы этих государств живут в условиях жуткой нищеты и голодают. Запад закрывает глаза, когда людей лишают свободы, но широко открывает их, как только появляются признаки антизападных настроений или опасной религиозной войны.
Вот почему многие арабы полагают, что их страдания - результат заговора диктаторских режимов и Запада". Данное общественно- политическое мышление выполнялось в политике улучшения взаимоотношений с западными государствами. На политику Советского Союза в большей мере влиял принятый советским руководством курс на сближение с Соединенными Штатами.
В правительстве к этому времени возобладала точка зрения, согласно которой, основной интерес СССР должен обратиться на Запад в расчете на приобретение поддержки, инвестиций и новой технологии. Другой внутренний фактор, влиявший на политику Москвы - религиозно-национальный вопрос, а именно, представители мусульманских движений являлись в ряде регионов СССР более серьёзной альтернативой коммунистическому руководству. Они анализировали мусульманские регионы Советского Союза как часть наиболее широкого мира мусульманской цивилизации.
Советский Союз поставлял крупные партии орудия и технологии в Ирак, тем самым укрепляя собственную экономику. Внутреннее положение государства оставляло желать лучшего, Советский Союз был на грани развала. Шеварднадзе опубликовали советско-американское заявление, осудившее иракское вмешательство и призвавшее к выводу иракских войск с Кувейта.
Этим шагом, две наисильнейшие мировые державы соединились и прекратили поставки орудия Ираку. Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю. Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М.
Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение.
Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией.
Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран.
Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком.
Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции.
Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации.
Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта.
Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях.
Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника.
Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире.
Бахвальство против тактики 29 ноября 1990 года Совет безопасности ООН принял резолюцию, которая допускала проведение военной операции. Советский Союз не высказал возражений, что, кстати, вызвало негодование в национал-патриотических кругах внутри страны и ещё больше ударило по авторитету президента Михаила Горбачёва. В самом Ираке к войне готовились по большей части пропагандистски. Незадолго до начала боевых действий Саддам Хусейн заявил в одном из своих выступлений: «Американцы придут сюда, чтобы продемонстрировать акробатические трюки, подобные тем, что показывают в фильмах о Рэмбо. Но здесь они столкнутся в реальной обстановке с народом, который будет сражаться с ними. Мы — народ, который имеет восьмилетний опыт ведения войны, опыт боевых действий». Зенитки, установленные на крыше здания в Багдаде. Уничтожались объекты ПВО, пункты командования, узлы связи. Всего за время операции авиация совершила около 4,7 тысячи боевых вылетов, было сброшено около 88,5 тысячи тонн бомб.
Ведущие мировые СМИ красочно рассказывали о результатах бомбардировок МНС, иракских потерях, однако крайне редко упоминали о жертвах и разрушениях антисаддамовской коалиции. Это было тоже использование оружия — но уже информационного. Американская военная цензура тщательно отслеживала фото- и видеоматериалы, отправляемые журналистами в свои редакции, — интернета и мобильных телефонов тогда не было, поэтому возможности послать «картинку» непосредственно с поля боя репортёры ещё не имели. Великобритания также не допускала утечки данных о своих потерях.
Статьи Война в Персидском заливе 1990-1991 годов Война в Персидском заливе - вооружённый конфликт между Ираком и Вооруженными силами международной коалиции за освобождение и восстановление независимости Кувейта. Конфликт начался 2 августа 1990 с момента вторжения иракской армии в Кувейт. Завершился 28 февраля 1991 года полным освобождением арабской страны.
Конфликт известен невиданным до того времени размахом применения авиации, не с точки зрения количества самолетов, а по влиянию на ход боевых действий, а также «умного» и высокоточного оружия.
Война в Персидском заливе
как и в др локальных войнах Ирак (и его противники) делил деньги в западных банках. война была для освещения покерных и рабочих столов банкиров. война 1991 года между Ираком и возглавляемыми США коалиционными силами. И ещё одна 20-летняя годовщина сегодня: война-91 в Ираке. Все три темы для меня тогда слились воедино, буквально в несколько смежных дней: извержение Авачи, литовские разборки и споры, красивая телевизонная картинка бомбёжки Багдада. 17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт. Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху».
Саддам Хусейн поверил Америке – и проиграл
По словам военного, Пентагон не подтвердил ему эту информацию, сообщив, что в то время и в том месте была сброшена не атомная, а кассетная бомба Blue 82. Бывший американский военный, принимавший участие в операции "Буря в пустыне" во время первой войны в Заливе, все же уверен: администрация США все-таки отдала приказ на сброс атомной бомбы мощностью 5 килотонн в районе города Басра у границы с Ираном 27 февраля 1991 года, в последний день конфликта. Международный сейсмологический центр в тот день зафиксировал в указанной зоне подземный толчок магнитудой 4,2 балла по шкале Рихтера, по мощности равный 5 килотоннам. Атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, имели мощность 16 и 22 килотонны соответственно, отмечает издание. Когда итальянский репортер-ветеран Маурицио Торреалты обратился за подтверждением этой информации в Пентагон, его первым делом спросили о точной дате взрыва, а затем ответили, что армия США в ходе того конфликта использовала только обычные вооружения, а в качестве возможного объяснения подземного толчка сообщили, что в тот день на данную зону была сброшена кассетная бомба Blue 82, известная как "мать всех бомб".
По радио выступал Салах Омар аль-Али , бывший член партии Баас и Баасистского Совета революционного командования в изгнании. В послании Аль-Али содержался призыв к иракцам свергнуть «преступного тирана Ирака» и утверждалось, что Саддам «сбежит с поля битвы, когда он станет уверен, что катастрофа охватила каждую улицу, каждый дом и каждую семью в Ираке». Он сказал: Поднимитесь, чтобы спасти Родину из лаптатуры, чтобы вы могли посвятить себя, чтобы избежать опасностей продолжения войны и разрушения. Достопочтенные сыны Тигра и Евфрата , в эти решающие моменты вашей жизни, когда вы столкнулись с опасностью смерти от рук чужеземных войск, у вас нет выбора, чтобы выжить Революция Восстания на юге Многие повстанцы на юге Ирака, где начались восстания, были деморализованы и защищали родину, но положили конец диктатору и его преступной банде. Иракские вооруженные силы состояли в основном из призывников-шиитов и правительственных войск, быстро перешли на сторону и перешли на сторону повстанцев. Восстание в Басре сначала возглавил Мухаммад Ибрагим Вали, армейский офицер, который собрал отряд военной техники для нападения на правительственные здания и тюрьмы в городе; его поддержало большинство населения.
Восстание в Басре было совершенно стихийным и неорганизованным. Новости об этом событии и радиопередачи Буша побудили иракский народ к восстанию против режима в других городах. В Наджафе демонстрация возле большой мечети Имама Али превратилась в перестрелку между армейскими дезертирами и силами безопасности Саддама. Повстанцы захватили святыню, когда представители партии Баас бежали из города или были убиты; заключенные были освобождены из тюрем. Восстание в считанные дни распространилось по всем крупнейшим шиитским городам на юге Ирака: Амара , Дивания , Хилла , Кербела , Кут , Насирия и Самава. Меньшие города тоже были захвачены революцией. Многие изгнанные иракские диссиденты, в том числе тысячи базирующихся в Иране Бригад Бадра боевиков SCIRI, пересекли границы и присоединились к восстанию. SCIRI сконцентрировала свои усилия на священных городах шиитов Наджаф и Кербела, оттолкнув многих людей, которые не подписались под их шиитскими исламистскими программами и проиранскими лозунгами, за которые SCIRI позже подверглась критике. Вы повстанцев по всему региону входили мятежники сунниты военные, левые, такие как фракции Коммунистической партии Ирака ИКП , антисаддам Арабские националисты и даже разочаровали баасистов. К несчастью для них, все различные революционные группы, ополчения и партии были только в своем желании смены режима , поскольку у них не было общей политической или военной программы, единого руководства, а координация между ними была очень слабой.
Авторы фильма узнали, как живёт Ирак спустя 20 лет после интервенции: в стране до сих пор нестабильная общественно-политическая ситуация, вспыхивают беспорядки, экономика находится в упадке. Иракцы рассказали о безработице и жизни на грани нищеты, эксперты объяснили, какая форма правления сегодня может объединить страну и вывести её из бедности.
Это позволило бы остановить войну и уберечь Ирак от тяжелых потерь и разрушений. Я выразил надежду, что, руководствуясь высшими интересами своего народа и мирового сообщества, Саддам Хусейн пойдет на этот единственно спасительный шаг. Этой же ночью мы обратились к руководству ряда влиятельных стран, в том числе Франции, Китая, Великобритании, Германии, Италии, Индии, к главам большинства арабских государств с призывом предпринять совместные и параллельные шаги в целях локализации конфликта, чтобы не допустить его опасного разрастания. Понимая, какими тяжелыми последствиями для арабских народов, для американского народа, для всей международной ситуации чревата война с применением огромной массы войск и современной военной техники, мы выражаем глубокое сожаление, что не удалось избежать военного столкновения. Хотя еще раз подчеркну - мы сделали все мыслимое, чтобы невоенными средствами урегулировать конфликт. Хочу проинформировать, что среди находящихся сейчас в Ираке советских людей пострадавших нет.
Советский народ может быть уверен, что руководство страны будет принимать все меры для скорейшего прекращения войны и восстановления мира, взаимодействуя с другими странами, с Организацией Объединенных Наций. Бессмертных Советский Союз предпринял последнюю попытку убедить Саддама Хусейна в необходимости незамедлительного вывода войск из Кувейта. Однако она опоздала.
Вы точно человек?
В качестве компенсации за «кражу иракской нефти» Саддам Хусейн требует от Кувейта выплаты 2,4 млрд долл. Стремясь всячески избежать разрастания конфликта, правительство Кувейта заявляет о своей готовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку заем в размере 9 млрд долл. Однако решение уже принято и иракская армия начинает вторжение на территорию соседнего государства. Оккупация Кувейта Вторжение Ночью 2 августа 1990 года четыре регулярные дивизии иракской армии вторглись в Кувейт.
Ввиду полного военного превосходства противника наземные подразделения вооружённых сил Кувейта вели сдерживающие бои, в то же время отступая на территорию Саудовской Аравии. Основная часть авиации ВВС Кувейта успела перебазироваться на саудовские аэродромы. К исходу дня Эль-Кувейт находился под контролем иракских сил.
Успех операции по оккупации Кувейта был предопределён значительным количественным и качественным перевесом войск вторжения над национальной кувейтской армией. Тем не менее, Ирак потерпел серьёзную неудачу, сказавшуюся на дальнейшем развитии кувейтского кризиса: иракскому спецназу не удалось захватить кувейтского эмира Ас-Сабаха. Попытка вертолётного десанта в Эль-Кувейте с целью захвата эмира натолкнулась на противодействие ПВО страны, при этом силы спецназа понесли значительные потери.
Ас-Сабах успел эвакуироваться в Саудовскую Аравию, однако его брат погиб при штурме дворцового комплекса. Реакция мировой общественности Уже 2 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию 660, в которой осудил вторжение и потребовал от Ирака немедленно вывести свои войска из Кувейта. Иракское руководство проигнорировало эту резолюцию.
При этом, над центральной частью города, недоступной для танков, контроль установил парашютный десант. К 20 мая командование заявило об окончательном падении Барсы. Данный город, населенный преимущественно шиитами, имеет важное стратегическое значение, являясь местом пересечения главных магистралей юга страны. Немаловажно и то, что неподалеку от города расположен военный аэродром Талиль. Уже 4 мая американские войска окружили Насирию и приступили к штурму города.
Тем не менее, сражение за аэродром Талиль, в связи с ожесточённой оборонной иракских войск, затянулось вплоть до 23 мая. Захват аэродрома являлся ключевой целью в данном регионе, поскольку благодаря ему союзные войска получили возможность быстрого пополнения. Сгоревший «Абрамс» В конце мая шедшая в авангарде союзных сил американская моторизованная дивизия захватом города Самава отрезала иракский гарнизон в Кербеле от основных сил. Одновременно с этим в начале июня, дивизия морской пехоты США при поддержке танков мощным ударом захватила основные пункты провинции Наджаф. Опасность оказаться в окружении заставило иракское командование на юго-востоке отступать в центр Ирака.
Предвещая скорое падение Режима Хусейна вызвало опасения в Советском Союзе. На данное предложение США ответило отказом, сославшись на то, что авторитарный режим в Ираке угрожает стабильности на Ближневосточном регионе. Битва за Багдад К началу битвы за Багдад Иракское командование спешно сосредотачивало в столице значительные силы. По мимо основных сил, в столице дислоцировались подразделения Республиканской гвардии, считавшейся наиболее боеспособными войсками Ирака. В свою очередь США предприняло штурм участия британских войск, силами одной дивизии морской пехоты и одной пехотной дивизии при поддержке военно-воздушных сил.
Командный центр одной из бригад пехотной дивизии США, пораженный иракским ракетным комплексом. Утром 10 июня американские войска двинулись на юго-западную окраину Багдада с целью получения контроля над на международным аэропортом «Саддам». Силами Республиканской гвардии удалось отбить первые атаки американских войск, после чего те сменили тактику, возобновив воздушные налёты. Попытки союзнических войск окружить Багдад также не увенчались успехом, поскольку рубежи западнее и восточнее Багдада защищались иракским корпусом, укрепившимся в бункерах. В результате инцидента было ранено пятеро человек.
СССР в тот же день выступило с нотой протеста, потребовав немедленно прекратить все боевые действия в Багдаде и сесть за стол переговоров. Несмотря на то, что американская сторона обязалась провести расследование инцидента, до сих пор остаются неизвестны ни ответственные за обстрел, ни причины, по которым он был совершён. Пули от американских винтовок М16, извлечённые из раненых дипломатов и из повреждённых автомобилей, свидетельствуют в пользу двух основных версий: случайного поражения колонны, попавшей под перекрёстный огонь; и умышленной атаки колонны советских дипломатов американскими военными. Так, некоторые СМИ утверждали, что советские дипломаты могли вывозить архивы Саддама Хусейна или даже самого президента. Также высказывалась версия о том, что обстрел советских дипломатов был необходим для того, чтобы рассорить советское правительство и Саддама Хусейна, обвинив последнего в убийстве членов посольства.
Бросок на Багдад В ответ на произошедшие события Советское командование, без предварительного уведомления иракской стороны, отдало секретный приказ миротворческим силам, располагавшимся северо-восточнее Багдада, совершить марш-бросок к Багдаду. Лишь после того как подразделения преодолели половину пути Хусейну сообщили о плана советского правительства. Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены. Следует отметить, что американская разведка, не обладавшая информацией о предстоявшей операции, узнала о передвижении советских миротворцев от военно-воздушных сил. Для пресечения возможных инцидентов, американским самолётам было приказано прекратить бомбардировку в предполагаемом районе сосредоточения войск до выяснения обстоятельств.
Кроме того, был изменено направление наступления передовых войск США: бригада американских войск вновь возобновила наступление на аэропорт и прилегающие районы в западной части города. Вход советских миротворческих подразделений в Багдад, 18 июня 2003 года Колонна советских миротворцев прибыла в Багдад примерно в 2 часа ночи по местному времени 16 июня 2003 года, заняв правительственный квартал, а также укрепившись на нескольких стратегически важных районах столицы, заняв круговую оборону и организовав блокпосты. В скором времени туда прибыли миротворцы из других районов, а к северо-востоку от города совершили посадку военно-транспортные самолёты ВВС СССР, которые перебросили три полка ВДВ, а также военную технику с миротворческими обозначениями. На утро министерство иностранных дел СССР заявило о том, что город Багдад должен быть немедленно объявлен нейтральным городом, во избежании гуманитарной катастрофы. Фактически американское правительство увидело в этом угрозу возникновения прямого столкновения с Советским Союзом.
Днём 17 июня американский посол передал ноту протеста советскому правительству — американское руководство требовало немедленного вывода советских войск из города.
Всемирно известный факт. Ирак собирался напасть на Саудовскую Аравию Доказательств до сих пор нет. Что самое удивительное их нет ни в Ираке, ни в Саудовской Аравии. Нет даже слухов. Слухи есть только в США. В Ираке нет демократии Американцы сами привели к власти Хусейна, затем использовали это как повод для нападения. Война может создать рабочие места в самих США Правда но довольно странный, кстати, повод для начала войны и геноцида целого народа, вы не находите? Огромную роль в формировании общественного мнения в самих США, поддерживающего 1-ую войну против Ирака, сыграли телекадры, где 15-летняя девочка, которую представляли как кувейтскую беженку, рассказывала, что она видела своими глазами, как иракские солдаты вытащили 312 младенцев-кувейтцев из роддома, и положили их на бетонный пол умирать. Они хотели забрать инкубаторы, где находились эти младенцы.
Интервью с этой девочкой крутили по американскому ТВ перед войной сотни раз. Надо признать, что девочка исполнила свою роль мастерски, даже заплакала, в зале тоже многие утирали слёзы. Имя девочки скрывали, потому что у нее, якобы, осталась семья в Кувейте и она может пострадать от солдат Хусейна. Для того, чтобы понять, каким важным фактором был этот ролик, добавим, что президент Джордж Буш-старший использовал рассказ о мертвых младенцах десять раз за сорок дней предвоенной пропагандистской кампании, к интервью неоднократно апеллировали члены американского Сената при решении вопроса, посылать ли войска в Залив. Впоследствии было доказано, что показанная по ТВ девочка — никакая не беженка, а дочь посла Кувейта в США, которая проживала на территории Соединенных Штатов и потому никак не могла быть очевидцем оккупации Кувейта, более того, она — член королевской фамилии, управляющей Кувейтом, все ее родственники имеют огромные состояния, поместья за границей и проживают преимущественно в США и странах Запада, так что не могли пострадать, даже если бы она выступала под своим именем. Перед нами фальсификация, которая сознательно была выполнена телевизионщиками по заказу сторонников войны из администрации президента. Разумеется, сам президент Буш-старший не мог этого не знать, он сознательно манипулировал мнением миллионов простых американцев ради достижения своих политических целей. Весь этот пиар-трюк был заказан американским правительством фирме "Хилл энд Ноултон", которая занимается производством рекламы. Фирма выяснила, что американская общественность больше всего ненавидит людей, совершающих насилие над детьми. Поэтому именно такой сюжет был выдуман для раскручивания войны с Ираком.
Обман выплыл из-за того, что некоторые журналисты не поленились поехать в тот самый роддом и попытались поговорить с работниками и начальством. Оказалось, что ни о каком убийстве младенцев там и не слышали, а иракцы хотя и заглянули во время войны в это здание, но ограничились воровством стульев. Специальные "инкубаторы" для младенцев, которые они по сообщению девочки увезли с собой, до сих пор стоят на месте и служат своей цели. Во время войны в Персидском Заливе ненависть к Ираку нагнетали душераздирающими кадрами: добровольцы из числа "зеленых" обмывают мылом бедных птиц, попавших в нефтяное пятно, разлитое жестокими иракцами. Вскоре после этого было опубликовано сообщение, что это были кадры из репортажа, снятого на Аляске, где на скалы сел танкер, разливший 70 тыс. То есть, громогласно было заявлено, что ведущие телеканалы всего мира сознательно фальсифицировали информацию. И что? Никакого эффекта. Ни слушаний в парламентах, ни обращений в суды, ни резолюции ООН. Пентагон разрабатывал вторую военную операцию против Ирака за месяцы до 11 сентября.
В ходе серии опросов, проведенных с мая по сентябрь 2003, эксперты выяснили, что немалая часть американцев не имеет даже представления о том, что происходит в Ираке. Это прямой результат дезинформации, проводимой американскими СМИ, особенно телеканалом "Фокс". В Америке всё чаще перекрывают доступ к независимой информации об Ираке то есть к очищенной от американской пропаганды. Особенно это касается страниц интернета, например electronicIraq. В самом Ираке употребляются более жёсткие методы борьбы со свободой слова. Например, когда 2 корреспондента "Рейтер" посмели заснять горящий американский вертолёт, по ним просто открыли огонь, а потом арестовали. Представитель американских военных заявил, что "корреспонденты "Рейтер" стреляли по ним из пулеметов и ручных гранатометов... Часть его работы подверглась существенным изменениям, в частности были искажены некоторые цифры. Авторы британского документа также изменили ряд фраз для того, чтобы сгустить краски. Независимая комиссия Конгресса США получила в свое распоряжение великое множество правительственных документов, проливающих свет на обстоятельства, связанные с событиями 11 сентября и их последствиями.
В числе таких документов оказался и меморандум, поступивший в Белый дом из Пентагона буквально через несколько дней после терактов. Меморандум составил один из самых видных чиновников военного ведомства Дуглас Фейт. Он так же, как Вулфовиц, Перл, Либби, входит в группу "неоконсерваторов", весьма влиятельную в нынешней администрации. Какими же идеями поделился Дуглас Фейт с Белым домом? По сведениям журнала "Ньюсуик", в меморандуме говорилось, что в войне с международным терроризмом стратегические цели Афганистана выглядят слишком мелкими, ничтожными. Вместо ударов по "Аль-Каиде" предлагалось обрушить военную мощь США либо на Ирак, либо на страны юго-восточной Азии, а еще лучше — направить войска... Есть, дескать, разведывательные данные, что в приграничных районах Парагвая, Аргентины и Бразилии группируются поддерживаемые Ираном террористы "Хизболлы". В Белом доме предложение не поддержали. Президенту, конечно, тоже не хотелось "ловить мух", как он выразился. Грезилась серьезная военная кампания с быстрой и блистательной победой над "серьезным" противником.
Однако Латинская Америка — это уж слишком... Решили принять план Вулфовица: сначала Афганистан и следом за ним — Ирак. Данные, представленные по Ираку, подтверждения не получили ни тогда, ни потом. Связь между Хусейном и терактами 11 сентября 2001 г. Редактор газеты Los Angeles Times запретила журналистам называть иракцев, воюющих с солдатами армии США, "бойцами иракского сопротивления". Вместо этого газетчикам предложили то есть обязали использовать другие слова, в частности "боевики" и "бандиты". Сейчас повторяется то, что произошло во время вьетнамской войны. Воюющие против США вьетнамцы, из "отсталых дикарей, не понимающих своего счастья", превратились в "красных", "коммуняк", "бандитов" и "макак". Не менее интересный факт. Кувейтские нефтескважины на последнем этапе ирако-американской войны 1991 г.
Об этом сообщили прессе ветераны этой войны. Диверсия была произведена по приказу Буша для того, чтобы контролируемые его семьей нефтефирмы в Техасе смогли нажиться на восстановлении нефтедобывающей промышленности Кувейта. Опросы в России: 20. Зачем затеяно вторжение? Когда США вернут Ираку независимость? Март, 2004. По Вашему мнению, американцы поступили в целом правильно или неправильно, начав военную операцию в Ираке? На Ваш взгляд, какие цели преследовали американцы, начиная военную операцию в Ираке? Действия В состав антииракской коалиции вошли представители 36 государств, численность объединенной военной группировки составила 800 тыс. Во время операции союзники сбросили 142 тыс.
Одно из преступлений США во время 1-й войны. Вспомним багдадское бомбоубежище Амария, в которое в феврале 1991 года попали американские ракеты.
Командование авиационной группировки МНС придавало особое значение эшелону подавления системы ПВО противника, так как от его действий зависело не только выполнение своих задач первым массированным ударом, но и успех воздушной операции в целом. Тщательно был подобран состав этого эшелона, осуществлен выбор и распределены цели, координаты которых постоянно уточнялись, и соответствующие коррективы вносились в полетные задания каждого экипажа. За несколько минут до нанесения ударов авиацией были применены крылатые ракеты морского базирования КРМБ "Томахок" до 100 единиц.
Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения и системы государственного и военного управления страной. Самолеты ЕС-130Н оставались в зонах дежурства в воздухе, продолжая подавление средств связи, и в воздушное пространство над территорией противника не входили. Эти беспилотные аппараты после пуска имитировали полет групп ударных самолетов, провоцировали активизацию работы иракских средств ПВО. Всего было израсходовано около 100 ЛП. Они были оснащены американскими противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM с усовершенствованной системой наведения, а также новейшими английскими противорадиолокационными ракетами ALARM, которые применялись впервые.
Данные ракеты еще не состоят на вооружении, и их испытания к началу боевых действий не были даже завершены. Поскольку у каждой противорадиолокационной ракеты несколько пассивных режимов наведения, ударные группы самолетов могли атаковать РЛС ПВО с применением самых разнообразных тактических приемов. В режиме прямого наведения атака излучающей РЛС осуществляется по наикратчайшей траектории. Однако для использования ракеты в данном режиме необходимо точно знать расположение радиоэлектронных средств ПВО на местности. С образованием коридора в зоне ПВО и после ввода в него ударных самолетов применяется режим подавления.
С использованием этого режима осуществляется одновременный пуск ракет с целью уничтожения нескольких РЛС, расположение которых не известно с достаточной точностью. Этот режим предназначен также для подавления корабельных РЛС при условии постоянного перемещения корабля-цели. В режиме ожидания на ракете может раскрываться специальный парашют, что дозволяет ей уменьшить вертикальную скорость снижения и увеличить время поиска источника радиоизлучения в назначенной зоне или же ждать момента включения РЛС противника. При комбинированном режиме наведения ракета может сразу наводиться на работающую РЛС или переводиться в режим ожидания с раскрытием парашюта при выключении РЛС противника. В универсальном режиме наведения траектория ракеты оптимизируется с учетом высоты пуска.
Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"
В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел.
Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире.
Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств.
Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции.
С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения.
В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии.
Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами. В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель. Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива.
Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель. Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО. Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей.
Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника. Кроме того, иракская агрессия против Кувейта в определенном смысле сместила или скорректировала источники угроз для монархических режимов и тем самым заставила последних смотреть на Иран как на возможного союзника в межарабском противоборстве. Во всяком случае, последние события в регионе способствовали улучшению отношений Тегерана с некоторыми государствами Аравийского п-ова, хотя, конечно, ирано-арабское соперничество в Заливе - это довольно стабильный военно-политический фактор, в значительной мере определяющий содержание внешнеполитического курса Ирана и направленность его военного строительства. Результаты войны в Персидском заливе в известной степени повлияли на военно-политическое положение в Афганистане и вокруг него.
Нельзя отрицать тот факта, что с завершением боевых действий многонациональных сил против Ирака настойчивость афганской оппозиции в достижении своих целей явно усилилась. Моджахеды, принявшие в общем-то символическое участие в составе сил антииракской коалиции, уверовали в возможность активной помощи им со стороны Соединенных Штатов, Саудовской Аравии, Пакистана и некоторых других стран. И они в своих расчетах, похоже, не ошиблись, так как в последние месяцы интерес перечисленных выше стран к тому, что происходит в Афганистане, явно возрос, а некоторые данные свидетельствуют о возобновившихся широких поставках для сил афганской вооруженной оппозиции оружия, в том числе советского производства, захваченного у Ирака в ходе операции "Буря в пустыне". Иракская агрессия против Кувейта и результаты войны в Персидском заливе создает еще одну большую проблему, которая может иметь серьезные последствия для обстановки как в регионе, так и во всем мире. Появляются признаки того, что под влиянием происшедших событий будет усиливаться тяга некоторых государств Ближнего Востока к обладанию оружием массового поражения ядерным и химическим , а также средствами его доставки.
Об этом приходится говорить, так как все больше данных свидетельствует о том, что, несмотря на попытки ведущих ядерных держав воспрепятствовать происходящему процессу, работы по освоению атомной энергии в военных целях в ряде стран региона продолжаются. Что же касается средств доставки, то многие государства Ближнего Востока уже располагают ими. Судя по масштабам применения ракетного оружия в ходе боевых действий, оно становится неотъемлемой частью военных арсеналов армий стран региона. Таким образом, война в зоне Персидского залива наложила глубокий отпечаток на обстановку во всем мире, и особенно на Ближнем и Среднем Востоке. Всем было понятно, что Хусейну были нужны богатства Кувейта.
Итогом войны стало выполнение целей, которые поставили для себя страны-члены ООН. Кувейту была возвращена независимость. На Ирак были наложены санкции, он был ослаблен как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Что касается позиции США по отношению к Иракскому конфликту с Кувейтом; по заявлению Соединенных Штатов Ирак напал на зависимое государство Кувейт, после чего временное правительство обратилось с просьбой о вхождении Кувейта в состав Ирака. По сути, на этом могло бы все и закончится, но это событие привело к перебоям нефтяных поставок импортёрам кувейтской нефти.
Что оказалось крайне невыгодно для США. Таким образом, военные действия со стороны США, могли представлять собой важнейшие шаги к разворачиванию проекта глобализации, целью которого было стремление управлять международными процессами. Тем самым события в Кувейте давали шанс продемонстрировать не только военную мощь Соединенных Штатов, но и показать свое господство в мире.
Изоляция Ирака Каковы были политические последствия, к которым привела война в Персидском заливе? Кратко говоря, в регионе был восстановлен статус-кво. Кувейт освободили, туда вернулось легитимное правительство. Саддам Хусейн в 2002 году принес свои официальные извинения этой стране, которые, однако, не были приняты. Для Ирака после «Бури в пустыне» началась полоса изоляции. Западные санкции сохранились. После поражения в войне на севере страны начались восстания курдов и шиитов.
Выступления этнических и религиозных меньшинств были жестоко подавлены армией Ирака. Карательные операции привели к гуманитарной катастрофе в регионе. Из-за этого в северные районы были введены войска международной коалиции. Это решение мотивировалось обеспечением безопасности курдов. Кроме того, для прекращения бомбардировок мирного населения были введены бесполетные зоны, куда не могли залетать иракские самолеты. Война в Персидском заливе, причины которой лежали в авантюрных решениях Саддама Хусейна, привела к эскалации напряженности на всем Ближнем Востоке. Хотя с ее окончанием ситуация относительно стабилизировалось, в регионе осталось много нерешенных противоречий и конфликтов. Из-за них через десять с лишним лет началась вторая война в Персидском заливе. Предпосылки для новой войны После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения химического, бактериологического и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия.
Она успешно следила за исполнением решения ООН вплоть до конца 90-х, когда власти Ирака отказались сотрудничать с этой структурой. Проблема наличия у Хусейна запрещенного оружия стала одной из причин очередной войны в Персидском заливе. Не было других поводов для вторжения сил США и их союзников вплоть до 2001 года. Тогда 11 сентября в Нью-Йорке произошли теракты, устроенные группировкой «Аль-Каида». Позже американское руководство обвинило Хусейна в связях с этими исламистами. Претензии США подвергались сомнению с самых разных сторон. До сих пор распространена точка зрения о том, что американское вторжение было не только ошибочным, но и незаконным. Второе вторжение в Ирак 20 марта 2003 года началось новое вторжение международной коалиции в Ирак. В союз, помимо США, вошли еще 35 стран. На этот раз, в отличие от Первой войны в Персидском заливе, не было такой тщательной авиационной бомбардировки.
Упор делался на сухопутное вторжение, плацдармом для которого стал все тот же Кувейт. Активная фаза операции в марте-мае 2003 года сегодня известна как Иракская война, или Вторая война в Персидском заливе хотя фактически бои шли по всей стране, а не только на побережье. За три недели коалиции удалось захватить все крупнейшие города страны. Битва за Багдад шла с 3 по 12 апреля. Международные войска почти не встречали сопротивления. Иракская армия была деморализована. Кроме того, значительная часть местного населения была недовольна диктаторской властью Саддама Хусейна и поэтому только с радостью встречала иностранцев.
На Ирак наложили ряд санкций.
В ответ в Ираке были задержаны граждане государств, принявших участие в санкциях. Они оказались на положении заложников, и Ирак использовал их для политического манипулирования. Операция «Щит пустыни» После оккупации на границе Кувейта и Саудовской Аравии появилась группировка иракских вооружённых сил. Начались пограничные инциденты, связанные с нарушениями границы иракскими подразделениями. Планы президента Ирака С. Хусейна были неясными. Некоторые западные аналитики предполагали, что он решится на вторжение в Саудовскую Аравию, располагавшую недостаточной армией для отражения вторжения. Установление контроля над двумя странами, обладающими запасами нефти, позволило бы Ираку влиять на мировой рынок.
Операция по обеспечению безопасности получила название «Щит пустыни».
Восстание в считанные дни распространилось по всем крупнейшим шиитским городам на юге Ирака: Амара , Дивания , Хилла , Кербела , Кут , Насирия и Самава. Меньшие города тоже были захвачены революцией. Многие изгнанные иракские диссиденты, в том числе тысячи базирующихся в Иране Бригад Бадра боевиков SCIRI, пересекли границы и присоединились к восстанию. SCIRI сконцентрировала свои усилия на священных городах шиитов Наджаф и Кербела, оттолкнув многих людей, которые не подписались под их шиитскими исламистскими программами и проиранскими лозунгами, за которые SCIRI позже подверглась критике.
Вы повстанцев по всему региону входили мятежники сунниты военные, левые, такие как фракции Коммунистической партии Ирака ИКП , антисаддам Арабские националисты и даже разочаровали баасистов. К несчастью для них, все различные революционные группы, ополчения и партии были только в своем желании смены режима , поскольку у них не было общей политической или военной программы, единого руководства, а координация между ними была очень слабой. Северные восстания Вскоре после этого в курдском населенном севере Ирака вспыхнула новая волна мятежа. В отличие от спонтанного восстания на Юге, восстание на Севере было организовано двумя соперничающими органами курдских партий: в первую очередь Патриотическим союзом Курдистана ПСК и в меньшей степени Демократическим Курдистаном. Партия ДПК.
На севере дезертирство набранных правительства курдских ополченцев ополчения, известных как джаш , придало восстанию значительную силу. Восстание на севере Иракский Курдистан вспыхнуло 5 марта в городе Рания. В течение 10 дней курдский националист Пешмерга , исламист Исламское движение Курдистана и коммунист из ИКП и Коммунистической партии Курдистана ; Рабочая партия Курдистана также была в некоторой степени активна , к которым присоединились десятки тысяч дезертировавших ополченцев и армейских дезертированных по сообщениям, их было более 50 тысяч по всему региону , взяли под свой контроль все города на севере, кроме Киркука который в итоге перешел к ним 20 марта и Мосул. Целые подразделения сдались без особого или какого-либо сопротивления, включая всю 24-ю дивизию, не выпустившую ни единой пули. В Сулеймании повстанцы осадили и захватили региональную штаб-квартиру страшного Управления общей безопасности годы спустя здание, известное как Амна Сурака или «Красная безопасность» на курдском языке.
В кровавой мести они без суда убили несколько сотен пленных баасистских чиновников и сотрудников службы безопасности; по сообщениям, в Сулеймании было убито более 900 сотрудников службы безопасности. Они также захватили огромное количество правительственных документов, связанных с печально известной Кампанией Аль-Анфаль , в ходе выполнения государственных органов систематически убивают десятки тысяч иракских курдов и других этнических меньшинств тремя годами ранее в 1988 году; 14 тонн этих документов было получено Хьюман Райтс Вотч.
Как США и их союзники сокрушили Ирак гибридными методами
коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака, за полгода до этого вторгшиеся на территорию небольшого, но очень богатого соседнего Кувейта. Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке. Новости об издевательствах над иракскими узниками тюрьмы Абу-Грейб подожгли и без того непростую ситуацию в сфере безопасности в Ираке. Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии. Военное командование Ирака не только сохранило часть оперативно-тактических ракет класса «земля-земля», но и нанесло примерно 130 ракетных ударов по территории Саудовской Аравии, Бахрейна и Израиля начиная уже с 18 января.
Война в Персидском заливе (1991)
Ветеран войны в Ираке утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу - News.ru | Война между Ираном и Ираком, которая началась 40 лет назад и продолжалась долгие восемь лет (с 1980 по 1988), стала самым кровопролитным конфликтом второй половины XX века. |
56. Итоги операции «Буря в пустыне» | Нефтяные итоги Войны в Ираке: 1. Нефть Ирака по прежнему принадлежит только государству Ирак. |
Разрушение иракской инфраструктуры в ходе войны в Персидском заливе
Домой Войны, горячие точки и военные конфликты Война в Ираке 1990—1991 гг. («Буря в пустыне»). США применили в Ираке военную доктрину под названием "Шок и трепет", которая также известна как доктрина быстрого доминирования. — Исторический итог американской военной агрессии против Ирака — окончательное превращение нашей страны в «failed state» (несостоявшееся государство).
Война в Персидском заливе (1991)
Комиссия продолжила свою работу, однако, как и прежде, столкнулась с нежеланием Ирака идти на полное сотрудничество. Глава комиссии обвинил Ирак в том, что он отказывается разрешить комиссии посещение некоторых объектов и не предоставляет документы о производстве химического оружия. Из-за невозможности продолжать инспектирование комиссия покинула Ирак 16 декабря. Подготовка бомбардировщика B-1B к боевому вылету Военная операция против Ирака получила кодовое название «Лис пустыни» англ. Operation Desert Fox. Она преследовала две цели — военную и политическую. Первая заключалась в том, чтобы нанести максимальный ущерб по предполагаемым объектам по разработке, производству и хранению компонентов оружия массового поражения, а также средствам доставки боевых отравляющих и биологических веществ.
Политическая цель военной операции заключалась в попытке спровоцировать новые антиправительственные выступления в Ираке, которые могли бы вызвать ослабление режима Саддама Хусейна. В ходе операции военно-воздушные силы США совершили налёты на почти сотню объектов, которые зачастую не относились к целям операции. Так в ходе операции были произведены налёты на 9 объектов Республиканской гвардии, 6 аэродромов и 1 экономический объект. Кроме того, атаке подверглось более трех десятков объектов ПВО при том, что иракская система ПВО действовала пассивно. Однако данные атаки имели свои последствия — уже после окончания военной операции Иракская система ПВО была приведена в постоянную боевую готовность, что привело к последующим инцидентам в бесполётной зоне. В тоже время Советский Союз и Китайская Народная Республика выступили с резким осуждением военной операции.
Как утверждали западные СМИ военная операция могла привести к свержению режима Хусейна, и лишь массовые репрессии против шиитов и курдов позволили ему удержать власть. Международный кризис вокруг Ирака Нарастание конфликта Новый международный кризис вокруг Ирака был продолжением старого. Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. На этом настаивало правительство Советского Союза. В течение лета и осени 2002 года ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса, однако Саддам Хусейн игнорировал данные требования. Госсекретарь США демонстрирует доказательства против Ирака в ООН На основании этого в 2002 — 2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества.
Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями. Данные американской и советской разведок, опубликованные после конфликта, говорили о прямо противоположном, однако игнорировались высшим руководством США. Обвинения о связях с Аль-Каидой также вызывают сомнения в свете того, что её бойцы воевали в составе антииракской коалиции в войне 1991 года. К тому же ещё в 80-х годах Хусейн вёл войну с радикальными исламистскими группировками на своей территории и на территории Ирана. Комиссия ООН прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала военных действий, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства. Тем не менее Глава миссии ООН жаловался, что Ирак создаёт различные препятствия в проведении поисков.
В свою очередь в феврале 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Как оказалось впоследствии многие из представленных доказательств были неточными и во многом неверными. Международная реакция Несмотря на предоставленные доказательства Совет Безопасности ООН так и не санкционировал применение силы против Ирака. В октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового поражения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. Ожидаемая военная операция подвергалась критике со стороны политических и общественных деятелей ряда стран. Официально встреча завершилась заключением договора с Советским Союзом о вводе ограниченного контингента советских миротворцев в северные районы Ирака, якобы для пресечения межэтнических конфликтов.
Тем не менее, считается что в ходе необнародованных переговорах были заключены соглашения о покупки советскими государственными нефтяными концернами Лукойл и ТНК месторождений в Ираке. Кроме того, по результатам расследования 2006 года выяснилось, что группа советских генералов была причастна к подготовке иракской армии к войне, однако не было выявлено существование каких-либо распоряжений Министерства Обороны СССР. Официальная версия утверждает, что все они находились в бессрочном отпуске с ноября — декабря 2001 года. На встрече с иракским лидером Примаков заявил, что Хусейну необходимо в ближайшее время провести выборы, чтобы ослабить давление международного сообщества на что тот ответил отказом. Накануне вторжения официальная позиция США заключалась в том, что Ирак нарушает основные положения резолюций Совета Безопасности ООН и занимается разработкой оружия массового поражения, и что необходимо разоружить Ирак силовым путём.
Такую же позицию занимали некоторые арабские страны, прежде всего, монархии Персидского залива. Захватив Кувейт, Хуссейн грозил напасть и на других соседей, не выражавших необходимого почтения «новому Алладину», которым он мнил себя. Как же так: Ирак один воевал с враждебным шиитским Ираном, а платить ему за это никто из богатых суннитских королевств и эмиратов не хочет?
Он считал, что Ирак надо подвергнуть жестким санкциям и одновременно поощрять внутреннее сопротивление режиму Хусейна. Хотя в то время можно было бы свергнуть режим Хусейна без особых проблем и с менее болезненными для всего региона последствиями. Свержением Саддама Хусейна воспользовался в большей степени Иран, за двенадцать лет, прошедших с первой войны, заметно укрепивший свои позиции. Вот почему свержение иракского лидера в 2003 году на Ближнем Востоке поддерживали не все - в нем видели определенный противовес укреплявшемуся шиитскому Ирану.
Иракцы рассказали о безработице и жизни на грани нищеты, эксперты объяснили, какая форма правления сегодня может объединить страну и вывести её из бедности. Показать больше.
Подготовка бомбардировщика B-1B к боевому вылету Военная операция против Ирака получила кодовое название «Лис пустыни» англ. Operation Desert Fox. Она преследовала две цели — военную и политическую. Первая заключалась в том, чтобы нанести максимальный ущерб по предполагаемым объектам по разработке, производству и хранению компонентов оружия массового поражения, а также средствам доставки боевых отравляющих и биологических веществ. Политическая цель военной операции заключалась в попытке спровоцировать новые антиправительственные выступления в Ираке, которые могли бы вызвать ослабление режима Саддама Хусейна. В ходе операции военно-воздушные силы США совершили налёты на почти сотню объектов, которые зачастую не относились к целям операции. Так в ходе операции были произведены налёты на 9 объектов Республиканской гвардии, 6 аэродромов и 1 экономический объект. Кроме того, атаке подверглось более трех десятков объектов ПВО при том, что иракская система ПВО действовала пассивно. Однако данные атаки имели свои последствия — уже после окончания военной операции Иракская система ПВО была приведена в постоянную боевую готовность, что привело к последующим инцидентам в бесполётной зоне. В тоже время Советский Союз и Китайская Народная Республика выступили с резким осуждением военной операции. Как утверждали западные СМИ военная операция могла привести к свержению режима Хусейна, и лишь массовые репрессии против шиитов и курдов позволили ему удержать власть. Международный кризис вокруг Ирака Нарастание конфликта Новый международный кризис вокруг Ирака был продолжением старого. Первые предположения о возможной американской военной операции против Ирака появились в средствах массовой информации сразу после террористических атак 11 сентября 2001 года. На этом настаивало правительство Советского Союза. В течение лета и осени 2002 года ситуация вокруг возвращения инспекторов в Ирак приобрела черты американо-иракского кризиса, однако Саддам Хусейн игнорировал данные требования. Госсекретарь США демонстрирует доказательства против Ирака в ООН На основании этого в 2002 — 2003 годах американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористическими организациями. Данные американской и советской разведок, опубликованные после конфликта, говорили о прямо противоположном, однако игнорировались высшим руководством США. Обвинения о связях с Аль-Каидой также вызывают сомнения в свете того, что её бойцы воевали в составе антииракской коалиции в войне 1991 года. К тому же ещё в 80-х годах Хусейн вёл войну с радикальными исламистскими группировками на своей территории и на территории Ирана. Комиссия ООН прибыла в Ирак и проводила поиск оружия массового поражения вплоть до начала военных действий, однако не обнаружила никаких следов возобновления его производства. Тем не менее Глава миссии ООН жаловался, что Ирак создаёт различные препятствия в проведении поисков. В свою очередь в феврале 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Как оказалось впоследствии многие из представленных доказательств были неточными и во многом неверными. Международная реакция Несмотря на предоставленные доказательства Совет Безопасности ООН так и не санкционировал применение силы против Ирака. В октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового поражения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. Ожидаемая военная операция подвергалась критике со стороны политических и общественных деятелей ряда стран. Официально встреча завершилась заключением договора с Советским Союзом о вводе ограниченного контингента советских миротворцев в северные районы Ирака, якобы для пресечения межэтнических конфликтов. Тем не менее, считается что в ходе необнародованных переговорах были заключены соглашения о покупки советскими государственными нефтяными концернами Лукойл и ТНК месторождений в Ираке. Кроме того, по результатам расследования 2006 года выяснилось, что группа советских генералов была причастна к подготовке иракской армии к войне, однако не было выявлено существование каких-либо распоряжений Министерства Обороны СССР. Официальная версия утверждает, что все они находились в бессрочном отпуске с ноября — декабря 2001 года. На встрече с иракским лидером Примаков заявил, что Хусейну необходимо в ближайшее время провести выборы, чтобы ослабить давление международного сообщества на что тот ответил отказом. Накануне вторжения официальная позиция США заключалась в том, что Ирак нарушает основные положения резолюций Совета Безопасности ООН и занимается разработкой оружия массового поражения, и что необходимо разоружить Ирак силовым путём. Первоначально США и Великобритания планировали провести голосование в Совете Безопасности ООН по разработанной ими соответствующей резолюции, но отказались от этого, так как Советский Союз, Китай и Франция дали понять, что наложат вето на любую резолюцию, содержащую ультиматум, позволяющий использовать силу против Ирака. С 10 по 30 января 2003 года началась интенсивная переброска американской авиации в Саудовскую Аравию и усиление авианосных ударных групп. Союзники продолжали не только наращивать силы и средства, но и перебрасывать топливо, продовольствие, медикаменты, запасные части и прочее.
Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"
Позже Дапонте увеличила свою оценку количества смертей в Ираке, прямо или косвенно вызванных войной в Персидском заливе, до 142 500–206 000. В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Джим Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Среди важных событий войны в Ираке, помимо многочисленных восстаний и терактов, особенное место занимает поимка низложенного президента Саддама Хусейна. На рассвете 24 февраля 1991 г. началось 100-часовое американо-британское наступление, завершившееся разгромом Ирака. Это была последняя крупная война XX века или первая война XXI века, ставшая революцией как в дипломатии, так и в военном искусстве. В 1991 году на митингах в Москве демократически настроенные демонстранты окрестили Горбачёва «Михаилом Сергеевичем Хусейном», подразумевая слишком авторитарный, на их взгляд, стиль правления президента СССР.
ПЕРВАЯ ВОЙНА XXI ВЕКА
- Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу
- Ирак завершил выплату $50 млрд за вторжение в Кувейт 1990 года
- Причины иракской войны
- 25 лет после Войны в Персидском заливе воспоминания очевидцев — РТ на русском