Структура композиции Концерт «Времена года» А. Вивальди состоит из четырех частей, которые носят названия сезонов: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Главная» Новости» Анненкирхе вивальди времена года концерт. Времена года итал. le quattro stagioni четыре времени года венецианского композитора антонио вивальди первые четыре из двенадцати скрипичных концертов.
Выберите страну или регион
«Осень» из цикла «Времена года». Антонио Вивальди. Времена года итал. le quattro stagioni четыре времени года венецианского композитора антонио вивальди первые четыре из двенадцати скрипичных концертов. Но в данном цикле Вивальди достиг высоты музыкальной изобразительности и безукоризненной формы, именно поэтому «Времена года» являются шедевром музыкального искусства. Времена года: Осень (часть I, Allegro). Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi). Времена года 'Осень' Adajio Molto.
Please wait while your request is being verified...
Осень — одно из четырех времен года, описанных и музыкально изображенных Антонио Вивальди в его произведении «Времена года». 8 №1 ми мажор, La primavera) (Времена года) и Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi) Весна Largo e pianissimo sempre (op. Вивальди: Времена года. сборник. 2013 мировая классика.
Вивальди — Времена года: расшифровка смыслов
В 1942 году запись цикла была сделана в Риме[5], в исполнении ансамбля под управлением Бернардино Молинари[6], а в 1947 году американский скрипач Луис Кауфман сделал запись живого концерта в Карнеги-Холле, где прозвучали отдельные части «Времён года». Кауфман не оставлял попыток найти полную версию нот цикла, и его поиски увенчались успехом в библиотеке Королевской консерватории в Брюсселе. В 1950 году в Цюрихе Кауфман сделал первую полную аудиозапись «Времён года». В том же году этот альбом был удостоен престижной французской музыкальной премии Grand Prix du Disque, а позже внесён в Зал славы премии «Грэмми»[5]. После этого «Времена года» обрели огромную массовую популярность, став главным произведением, ассоциируемым с именем Вивальди и фактически синонимичным ему в восприятии широкой публики. К середине 1990-х годов было выпущено более 200 записей этого произведения в разных аранжировках от ансамблей аутентичной музыки до обработок для экзотических инструментов.
В конце 1980-х годов ежегодно выпускалось почти 20 новых записей[7]. Общие характеристики[править править код] Цикл состоит из четырёх концертов для солирующей скрипки с оркестром[1] струнные и клавесин-continuo[8]. Общая продолжительность всех четырёх концертов — около 40 минут, что позволяет как правило исполнять цикл целиком[2]. Название каждого концерта соответствует одному времени года — от «Весны» до «Зимы»[9]. В каждом сохраняется классическая итальянская трёхчастная структура: исполняемые в быстром темпе первую и третью части разделяет медленная вторая[10].
Общее количество частей в четырёх концертах, таким образом, составляет 12, что вызывает ассоциации с 12 месяцами года[9]. Общую канву достаточно подробно задают сонеты, предположительно, написанные самим композитором каждый концерт сопровождается отдельным сонетом [1]. Каждый сонет, как и соответствующий концерт, разделён автором на три тематические части[11], а в самих нотах приводятся цитаты из них, указывающие, что именно символизирует тот или иной музыкальный фрагмент. Неизвестно, созданы ли сонеты после написания музыки или их сочинение предшествовало созданию концертов[2]. Текст сонетов неоднократно переводился на русский язык; в частности, близкий по форме и смыслу перевод выполнен в 1985 году Давидом Самойловым для ансамбля Владимира Спивакова[12], тогда как Владимир Григорьев, стремясь максимально близко передать текст, пошёл на изменение формы, превратив каждый сонет в четыре четверостишия[1].
Пришла весна Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух. Allegro, danza pastorale. Деревенский танец Сонет «Весна», сопровождающий первый концерт цикла, начинается словами «Весна грядёт! И радостною песней Полна природа…» перевод В.
Григорьева [1]. В соответствии с этим праздничным настроением стиха концерт открывает радостная, ликующая тема, подобная которой звучит спустя столетие в «Пасторальной» симфонии Бетховена[13]. Эта основная тема, исполняемая всем оркестром[1] и повторяющаяся несколько раз в форме ритурнели, чередуется с музыкальными фрагментами, иллюстрирующими первые восемь строк сонета[13]. Эти эпизоды исполняются тремя скрипачами — солистом и концертмейстерами групп первых и вторых скрипок. Громовые раскаты изображает грозная напористая мелодия, исполняемая в унисон всем оркестром, а вспышки молний — вначале синхронные восходящие гаммоподобные пассажи у всех трёх солистов, а затем пассажи только у главной скрипки, «изломанные» подобно росчерку молнии[1] с использованием техники арпеджио[13].
Перед заключительным возвращением основной темы, придающим всей первой части форму, напоминающую рондо, звучит ещё один фрагмент с пением птиц, отличающийся, однако, от первого[1]. Вторую часть, Largo[13], известную как «Сон крестьянина», ведёт солирующая скрипка под аккомпанемент скрипок и альтов басовые инструменты — клавишные, виолончели и контрабасы — в этом эпизоде не участвуют. Скрипки звучат Pianissimo sempre с итал. Альты, напротив, постоянно повторяют «громко и грубо» одну и ту же пару нот[13]: по замыслу автора, так передаётся взлаивание пастушьей собаки, охраняющей сон хозяина. Композитор здесь рассчитывает на знание исполнителями и слушателями текстового описания — «Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес» — для понимания происходящего и верной трактовки нот[1].
В отличие от богатства чередующихся тем в первой и третьей частях, вся центральная часть построена на раскрытии единственной безмятежной темы, что создаёт ощущение ленивого, разморённого покоя[10]. Заключительная часть, «Танец-пастораль», снова энергична и жизнерадостна. Согласно некоторым источникам, основной ритм в ней задаётся в соответствии с каноном сицилианы, однако А. Майкапар полагает, что в основу музыки легла французская разновидность жиги, близкая роду жиги, известному как канари[1]. Музыковед И.
Мордден сравнивает переливистые верхние ноты у скрипок на фоне характерного низкого протяжного гудения у басовых струнных в главной, повторяющейся теме части со звучанием волынки. Партию главного солиста характеризуют виртуозные обороты. По ходу части настроение меняется — мелодия переходит в ми минор, становясь суровой, а затем задумчивой, но на смену минору в последний раз возвращается главная танцевальная тема, завершающая и часть, и весь концерт[13]. Жалоба крестьянина. Adagio — Presto.
Летняя гроза. Лето в трактовке Вивальди — не радостное благодатное время года, а пора обжигающего зноя, перемежаемого жестокими грозами. Короткие, отрывистые фразы вступления к первой части передают изнеможение от жары[14] так указывает первая авторская ремарка в нотах. В сонете этому соответствуют строки «От тяжкого, удушливого зноя Страдает, сохнет все в природе…» Тем не менее это ленивое, пассивное состояние композитор успешно передаёт в музыке, в соответствии с концертной формой исполняемой в быстром темпе, делая единственную оговорку: это Allegro non molto — «не очень живо». Первые ноты звучат пианиссимо[1].
Затем, в соответствии с текстом сонета, вступает перекличка птиц в исполнении солиста — кукушки, горлицы, щегла подражание голосам птиц не ново для Вивальди, у него написаны целые отдельные концерты, имитирующие голоса кукушки и щегла[1]. В верхних регистрах у оркестра зарождается «дуновение ветерка», переходящее в порыв северного ветра — борея, озвученный уже всем оркестром[14]. Этот короткий порыв вновь сменяется томной основной темой, которая постепенно стихает: умолкают все инструменты оркестра, оставляя лишь солирующую скрипку и басовый аккомпанемент органа последнее подчёркнуто в партитуре — органом Вивальди заменяет здесь обычно ведущий партию continuo клавесин. Скрипка звучит жалобно — согласно авторской ремарке, это жалоба пастуха[1], страшащегося надвигающейся бури[10]. Вслед за этой темой, звучащей как оперная ария, в оркестре вторично, с новой силой звучит тема северного ветра, завершая первую часть[14].
Короткая медленная центральная часть построена на контрасте продолжающейся жалобы солирующей скрипки и грозных предгрозовых раскатов у оркестра[10] в промежутках между этими громовыми раскатами оркестр отмечается назойливой зудящей музыкальной фразой, символизирующей жужжание комаров и мошкары[14]. Эпизоды, обозначенные автором Adagio e piano с итал. Майкапар называет это противостояние тем наиболее впечатляющим образцом динамического контраста в добетховенской музыке, обретающим вполне симфонический размах, сопоставимый с аналогичным эпизодом грозы в «Пасторальной» симфонии. Музыка затухает, но это затишье перед бурей[1]. Заключительная часть — классическая сцена грозы в инструментальном изложении.
Выразительные средства в данном случае совпадают с используемыми в операх и продолжали широко использоваться в эпоху романтической музыки в XIX вере — в том числе и Бетховеном. В бурной, но чётко структурированной мелодии звучат и грозовые раскаты из второй части, и изображающие вспышки молний пассажи-гаммы из первой[14]. Восходящие и нисходящие гаммы и арпеджио символизируют хлещущие со всех сторон потоки воды. Пока эти пассажи исполняются альтами и басами а в виртуозной партии солиста звучат отчаянные, испуганные интонации[14] , ритмическая функция передаётся группам скрипок, у которых звучит мелодия, ритмически напоминающая тему «разных ветров» из первой части; структурирующая роль этой партии на фоне кажущегося хаоса в басах обнаруживается при внимательном прослушивании. Концерт завершается грозным унисоном всех инструментов оркестра[1].
Танец и песня крестьянских парней. Adagio molto, Ubriachi dormienti.
В европейском искусстве в то время главенствующим стилем был Барокко. Ох, этот незабываемый стиль, наполненный карнавалами и процессиями, глубокими философскими измышлениями и научными переворотами. Барокко - динамический, аффектированный стиль, которому свойственны театральность, фееричность и иллюзионизм.
В художественной атмосфере Барокко любое произведение искусства обязательно имеет некие побочные смыслы и намёки. Как кокетливая барышня, что представляет собой неразгаданную загадку. Вивальди любил путешествовать. И во время путешествия по Италии, наблюдая из окна кибитки за миром живой природы, окружающими его людьми, вслушиваясь в цокот копыт и поскрипывание колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты. Надо сказать, что идея описания времен года активно использовалась композиторами и художниками во все времена.
Это легко объяснимо. Во-первых, при помощи средств конкретного искусства создавалась возможность запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Во-вторых, глубокий философский смысл. Смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни. Сперва идет весна, которая олицетворяет пробуждение природных сил, начало и символизировала юность.
Зима же ассоциируется с концом пути — старостью. Промежуток между этими временными отрезками отмечен юностью и зрелостью. Но вернемся непосредственно к Вивальди и обратимся к его концертам. Как я уже говорила, все начинается с Весны. Вот как звучит Сонет на концерт весны: Весна грядёт!
И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав, Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пёс. Пастушеской волынки звук И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами. Мы слышим начало, в котором мелодия передаёт радостные чувства, связанные с приходом весны. Пение птиц имитирует скрипка, а затем оркестр передаёт звуки грома.
Никакие звуки танцев уже не беспокоят мирно спящего тут же гуляку. Чтобы в полной мере оценить эту музыку, надо помнить о том, что написана она человеком, носившим рясу.
Как известно, Вивальди был рукоположен в сан аббата, правда, от обязанности участвовать в церковной службе он уклонился. Однако по воспоминаниям Карла Гольдони он не расставался с требником и по каждому поводу произносил латинские молитвы. Выразительность этого шаржа очень сильно зависит от возможностей, фантазии и чувства юмора солиста-исполнителя. Можно себе представить, как исполнял партию скрипки сам Вивальди, который мог привести слушателей своей игрой в состояние экстатического восторга. Оставим тех, кто всё ещё поёт и пляшет, Вдохнём поглубже осенний аромат И насладимся главной радостью безделья - На свежем воздухе спокойным сладким сном. Вивальди бережёт покой спящего пьяницы.
Музыка не выходит за рамки piano тихо , а скрипки и альты ведут свои плавные линии как бы шёпотом - с сурдинами это такой "гребешок", который накладывается на струны, чтобы сделать звук приглушённым, неярким.
Ремарки Вивальди чередуются здесь с категоричностью армейской команды: Adagio e piano итал. И никаких разнотолков! Кончается вторая часть затишьем — затишьем перед бурей... Третья часть. И вот буря разражается. Почти зримы потоки воды, низвергающиеся с неба. И как вспышки молнии в «Весне» передаются мелодией с характерным рисунком см.
Цельность всему концерту придают некоторые особенности композиции, которые обнаруживаются лишь при внимательном вслушивании в музыкальную ткань всего произведения: например, в середине, когда быстрые пассажи поручаются альтам и басам, скрипки исполняют ритмическую и мелодическую фигуру, родственную эпизоду с «разными ветрами» из первой части. Завершается эта часть и этот концерт, но еще не весь цикл! И Бахуса сок, кровь воспламеняя, Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон. А остальные жаждут продолженья, Но петь и танцевать уже невмочь. И, завершая радость наслажденья, В крепчайший сон всех погружает ночь. А утром на рассвете скачут к бору Охотники, а с ними егеря. И, след найдя, спускают гончих свору, Азартно зверя гонят, в рог трубя. Испуганный ужасным гамом, От псов терзающих бежит упрямо, Но чаще погибает, наконец.
Вивальди мастер сюрпризов: после грозы, разразившейся летом, мы попадаем на осенний веселый праздник урожая. Жизнерадостное настроение передается ритмом, кстати, напоминающим ритм первой части «Весны». Яркость образам придает использование эффекта эха, столь излюбленного не только Вивальди, но и всеми композиторами барокко. Это играет весь оркестр и вместе с ним солист. Здесь необходимо сделать небольшое отступление и объяснить одну особенность инструментального концерта эпохи барокко. Когда я обращаю внимание на эпизоды у Вивальди, где играет весь оркестр, то подразумевается, что всегда с оркестром играет и солист: он такой же участник этого музыкального сообщества, только лишь с развернутой и виртуозной партией. И сегодня эту партию может исполнять один оркестрант, а завтра — другой. Такова особенность барочного инструментального концерта.
Положение дел постепенно меняется в концертах более позднего времени. В фортепианных концертах Моцарта солист уже отнюдь не член оркестра. Правда, в моцартовских концертах еще остаются эпизоды, в которых, согласно замыслу композитора, пианист перестает быть солистом и превращается, в сущности, в аккомпаниатора оркестру, исполняя на рояле гармонический каркас того, что играет оркестр. Наши современные пианисты-солисты не хотят выполнять этой роли, и попросту игнорируют эти эпизоды, позволяя оркестру играть одному. Надо сказать, что Моцарт писал свои фортепианные концерты для самого себя, то есть сам их исполнял в качестве одновременно дирижера и солиста; по этой причине, кстати, очень многое им даже не было записано в нотах и импровизировалось прямо во время исполнения. Дальше — больше. В концертах романтиков Мендельсон, Шуман, Шуман, Шопен, Лист солист — «мировая звезда», он никогда не «из оркестра», его партия никогда не дублирует оркестровую партию, а наоборот, конкурирует с ней. Теперь в «конфликте» и «борьбе» солиста с оркестром заложена психологическая интрига и, следовательно, дополнительный интерес для слушателя.
Таково одно из направлений эволюции формы и жанра инструментального концерта. Но вернемся к Вивальди. Новый раздел первой части — забавная жанровая сценка: «Подвыпившие» или «Захмелевшие». Солист в струящихся у скрипки пассажах «разливает» вино; мелодии в оркестровых партиях, с их нетвердой походкой, изображают захмелевших поселян. Их «речь» становится прерывистой и невнятной. В конце концов, все погружаются в сон скрипка замирает на одном звуке, тянущемся пять тактов! И все это изображено Вивальди с неизменным юмором и доброй ироничной улыбкой. Завершается первая часть тем, с чего она и началась — ликующей музыкой веселого празднества.
Вторая часть. Но бороться со сном все-таки не возможно, к тому же на землю опускается ночь. Об этом повествует второе четверостишие сонета. И небольшая, всего на две страницы партитуры, часть рисует звуками состояние крепкого сна и тихой южной ночи.
«Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди)
Этот цикл принадлежит к числу известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Вот уже 300 лет эта музыка влюбляет в себя каждого слушателя. Каждый концерт цикла посвящён одному времени года, каждый состоит из трёх частей, и каждому из концертов композитор предваряет сонет — своего рода литературную программу. Перекликается с ним «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы — маэстро музыки 20 века в стиле танго.
Машина времени подана 18 июня гимн природе прозвучит под величественными и старинными сводами Лютеранского собора св. Петра и Павла Петрикирхе , с его совершенной акустикой и неповторимой атмосферой. Собор расположен в самом сердце исторического Петербурга.
Петрикирхе представит яркую и изысканную концертную программу, прозвучат «Времена года» Антонио Вивальди и «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы.
В музыке легко угадывается пение птиц, журчание ручья, раскаты грома, шелест листвы и даже лай собаки. В «Лете» Вивальди так же блестяще удается воплотить те состояния, которые так хорошо знакомы каждому человеку, изнывающему от зноя —лень и истома. Но вскоре они сменяются оцепенением и страхом, возникающим от ледяных порывов ветра и разбушевавшейся грозы. В «Осени» маэстро приглашает всех на праздник урожая и мастерски воссоздает все то, что там происходит: скрипач-солист своими пассажами «разливает» по бокалам вино, после чего захмелевшие крестьяне неуверенной походкой и слегка заикаясь, расходятся по домам. Деревня погружается в сон, а утром все отправляются на охоту — музыка живописно «рисует» картину скачки, игру на охотничьих рогах и меткие выстрелы. Очень ярко дана характеристика и зимнему времени года в последнем концерте. В нем можно услышать и стук зубов от холода, и вой вьюги, и топот ног, помогающий согреться в лютый мороз. Интересно, но содержание всех частей исследователи не ограничивают только лишь природным сюжетом.
С этими четырьмя концертами ассоциируют и четыре фазы человеческой жизни — детство, юность, зрелость и старость. В пользу такой трактовки говорит и тот факт, что в «Зиме» композитор оставил намек на последний круг ада, описанный Данте Алигьери в «Божественной комедии». Помимо этого, «Времена года» соотносят и с четырьмя регионами Италии, расположенными по сторонам света — восходу соответствует Венеция, полудню — Неаполь, вечеру — Рим, ну а полуночи— Болонья. Однако до сих пор есть мнение, что это не все подтексты, которые можно найти в музыке. В полной мере их могли понять только слушатели-современники. Аранжировки и современные обработки 1. В 1765 году в Париже появилась первая вокальная аранжировка концерта «Весна» — это был мотет. В конце 60-х гг. XX века выдающийся аргентинец Астора Пьяццолла создал своеобразное подражание этому сочинению — цикл из четырех танго под названием «Времена года в Буэнос-Айресе».
Впоследствии этим произведением заинтересовался российский композитор, выпускник Ленинградской консерватории Леонид Десятников. На этом материале он создал транскрипцию для скрипки с сопровождением струнного оркестра. При всей ее свободе и виртуозности, он постарался максимально усилить связь с оригинальным творением Вивальди, и поэтому добавил в нее несколько цитат. В 2016 году появилась первая аранжировка этих барочных концертов в жанре симфоник-метал. А принадлежит она соотечественнику Вивальди, Джузеппе Ямпьери. Над созданием этого альбома «The Four Seasons» трудились более сотни классических и рок-музыкантов. Флейтист Мо Кофман записал в 1972 году джазовый альбом из «Времен года» А. Патрик Глисон в 1982 году сделал первую компьютерную запись синтезатор концертов. Французский музыкант Жан-Пьер Рампаль сделал аранжировку для флейты всех четырех концертов.
Скрипач Дэвид Гарретт наряду с классическим вариантом, в 2010 году записал свою современную обработку «Грозы». Японский коллектив «Aura» спел «а капелла» все 4 концерта. Камерный хор из Франции «Accentus» записал «Зиму» в хоровом исполнении. Вивальди «Времена года» в кино «Весну» можно услышать в фильмах: «Начинающие» 2010 , «Календарь» 1993 , «Флаббер» 1997 ,»Бильярдная братия» 2016 , «Близко к сердцу» 1996 , «Рапсодия Майами» 1995 , «Шпионские игры» 2001 , «Вид на убийство» 1985 , «Голограмма для короля» 2016 и в новом музыкальном мультфильме Гарта Дженнингса «Зверопой» 2016. Музыку из «Осени» можно найти в фильмах: «Выход к раю» 1994 , «Сестры Бэнгер» 2002 и «Вид на убийство» 1985. Прислушайтесь, и вы сможете различить журчание ручья, пение птиц, громовые раскаты, шелест листвы, буйство снежных вихрей и еще множество самых разных природных явлений. Они настолько зримы, что у многих исполнителей возникает желание воплотить все услышанное в реальность. Такое возможно? Еще как!
Предлагаем вашему вниманию один из удачных экспериментов в этой области, произведенных дуэтом «ThePianoGuys». А экспериментируют музыканты над четвертой частью цикла, которая называется «Зима». Если вы вдруг забыли, как звучит этот концерт из «Времен года» Антонио Вивальди в оригинале, посмотрите его исполнение с солисткой Юлией Фишер. Примерно так это произведение звучало несколько веков назад, не хватает только старинных инструментов, роскошных костюмов и напудренных париков. Понравилась страница? Поделитесь с друзьями: «Времена года» А. Найдете ли вы в их исполнении вивальдиевские нотки? А может быть, что-то другое, навеянное образами диснеевских мультфильмов? К вашему вниманию — впечатляющая импровизация, современная обработка, объединившая две зимние истории, разделенные сотнями лет.
Их действие происходит, как и подобается, в настоящем снежном царстве, где все живое заковано в ледяные объятия. Все, кроме талантливых музыкантов и их техничных стремительных пальцев. Источник «Времена года» итал. Цикл представляет собой первые четыре концерта из двенадцати концертов, входящих в опус 8 Вивальди — «Спор гармонии с изобретением». Опус 8 издан в Амстердаме в 1725 году, хотя «Времена года» написаны, по-видимому, раньше точные даты не установлены и лишь переработаны в преддверии публикации. Каждый концерт цикла посвящён одному времени года и написан в классической итальянской трёхчастной концертной форме, в которой быстрые первая и последняя части обрамляют медленную центральную. Каждому из концертов композитор предпослал сонет, раскрывающий образы, создаваемые музыкой, что позволяет считать цикл образцом программной музыки. Вся эта публикация печаталась под общей обложкой как «Opera ottava»[3] и фигурирует в списках сочинений Вивальди как Op. Четыре первых концерта публикации были объединены под отдельным названием «Времена года».
В предисловии к публикации Вивальди указывал, что к 1725 году эти четыре произведения уже некоторое время существовали и были известны фон Морцину, однако автор внёс в произведения улучшения и надеется, что они будут восприняты как новые. В этом же издании каждому из четырёх концертов был предпослан отдельный сонет, «с абсолютной ясностью» описывающий его содержание[2]. В 1730—1740-е годы 8-й опус и его отдельные части, в особенности «Времена года», активно распространялись, а затем и перепечатывались в Париже. Помимо легальных переизданий королевской монополией на которые владели печатники Леклерки , в 1739 году композитор Николя Шедевиль[fr] выпустил под собственным именем переработку для мюзета целых произведений и отдельных частей из 8-го опуса Вивальди. В эту подборку француз включил светлые, мажорные части, в том числе целиком «Весну» и «Осень» и медленную часть «Зимы», отказавшись от напряжённой, связанной с неприятными образами музыки «Лета» и быстрых частей «Зимы». В 1765 году этот концерт лёг в основу мотета Мишеля Корретта «Laudate Dominum de coelis», а в 1775 году появилось свободное переложение для флейты, написанное Жан-Жаком Руссо. В Италии, на родине Вивальди, «Времена года» пользовались определённой популярностью, и в 1761 году Карло Гольдони писал, что композитор известен в первую очередь благодаря этому циклу. Однако итальянских изданий не сохранилось; известен лишь один экземпляр авторской рукописи, подготовленный в Венеции и датированный 1726 годом[4]. После смерти Вивальди в 1741 году он был надолго практически забыт, а большая часть его произведений исчезла.
Интерес к творчеству композитора возродился только в 1930-е годы, после того как в салезианском монастыре Сан-Карло в Монферрате была обнаружена значительная коллекция старинных нот.
В музыке легко угадывается пение птиц, журчание ручья, раскаты грома, шелест листвы и даже лай собаки. Пришла весна 2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух. Деревенский танец Сонет: Весна грядёт! И радостною песней Полна природа.
Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.
Берлинский филармонический оркестр , дирижер - Герберт фон Караян Karajan , cкрипка - Michel Schwalbe 1970 2:35 Времена года. RV293 op. Танец и песня крестьянина. Concerto in F Op.
Лев Шиндер 3:17 Концерт фа мажор "Осень" соч.
«Осень» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди
Главная» Новости» Концерт вивальди времена года в спб. Времена года Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений этого стиля. «Времена года» Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых произведений композитора. Приглашаем вас на захватывающий концерт «Времена года» Антонио Вивальди! Отправьтесь в удивительное музыкальное путешествие, где каждая нота оживает и переносит вас в разные времена года. Времена Года (Осень) в mp3 на телефон или пк. Перед скачиванием трек можно послушать бесплатно в режиме онлайн на DriveMusic.
Antonio Vivaldi - "Времена Года". "Осень". Аллегро
Осень это третий концерт цикла "Времена года". Сопровождающий «осень» сонет Вивальди рассказывает о том, что пока одни крестьяне спят, устав от веселья и крепкого вина, остальные завершают свою радость от праздника охотой. Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi). Времена года 'Осень' Adajio Molto. Времена года итал. le quattro stagioni четыре времени года венецианского композитора антонио вивальди первые четыре из двенадцати скрипичных концертов. Новости для Вас. 250 лет назад А. Вивальди написал произведение «Времена года», которое произвело фурор в музыкальном мире. Особенности композиции Музыкальная композиция «Времена года» Антонио Вивальди состоит из четырех концертов, каждый из которых посвящен одному времени года: весне, лету, осени и зиме.
Вивальди — Времена года: расшифровка смыслов
Питер Брейгель младший 1564-1638. Крестьянский танец на свадьбе. Все концерты "Времён года" очень разные не только по той простой причине, что зима отличается от лета, а осень от весны, но ещё и потому, что в каждом из них есть какая-нибудь особая, оригинальная композиционная идея. Самый простой - в жанре живописного пасторального триптиха - "Весна". А в "Осени" он использует жанр музыкальной карикатуры. В духе Брейгеля "Осень" у Вивальди - это не "печальная пора, очей очарованье", а совсем наоборот. Это самое весёлое время года, отпуск для крестьянина: золотое зерно в амбаре, молодое вино в погребе, тяжёлый труд позади.
Такое настроение царит в первой части концерта. Весёлым пиром с песнями и пляской Крестьяне шумно празднуют богатый урожай.
Но прежде нельзя не упомянуть о том, что это музыка эпохи барокко , что предполагает наличие в ней побочных смыслов, намёков и символов. В этой связи можно усмотреть смысловую параллель между годичным циклом природы и всей человеческой жизнью… Аудиозапись: Adobe Flash Player версия 9 или выше требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript. И Бахуса сок, кровь воспламеняя, Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон…» Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.
Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Более того, музыка Вивальди составляет 60 четвертей ноты в минуту сердечный ритм равен в среднем 68-72 удара в минуту. При прослушивании такой музыки сердце подстраивается под этот ритм, и нервное напряжение отпускает. Манера Вивальди писать музыку отличалась смелым новаторством - например, он ввел в оркестр духовые инструменты, а как композитор отличался огромной работоспособностью: мог за пять дней с легкостью написать трехактную оперу. Только в XX веке было издано полное собрание произведений композитора. Всего Антонио Вивальди написал более 500 концертов, 100 сонат, а также симфонии и серенады.
Общая продолжительность всех четырёх концертов — около 40 минут, что позволяет как правило исполнять цикл целиком[2]. Название каждого концерта соответствует одному времени года — от «Весны» до «Зимы»[9]. В каждом сохраняется классическая итальянская трёхчастная структура: исполняемые в быстром темпе первую и третью части разделяет медленная вторая[10]. Общее количество частей в четырёх концертах, таким образом, составляет 12, что вызывает ассоциации с 12 месяцами года[9]. Общую канву достаточно подробно задают сонеты, предположительно, написанные самим композитором каждый концерт сопровождается отдельным сонетом [1]. Каждый сонет, как и соответствующий концерт, разделён автором на три тематические части[11], а в самих нотах приводятся цитаты из них, указывающие, что именно символизирует тот или иной музыкальный фрагмент. Неизвестно, созданы ли сонеты после написания музыки или их сочинение предшествовало созданию концертов[2]. Текст сонетов неоднократно переводился на русский язык; в частности, близкий по форме и смыслу перевод выполнен в 1985 году Давидом Самойловым для ансамбля Владимира Спивакова[12], тогда как Владимир Григорьев, стремясь максимально близко передать текст, пошёл на изменение формы, превратив каждый сонет в четыре четверостишия[1]. Пришла весна Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух. Allegro, danza pastorale. Деревенский танец Сонет «Весна», сопровождающий первый концерт цикла, начинается словами «Весна грядёт! И радостною песней Полна природа…» перевод В. Григорьева [1]. В соответствии с этим праздничным настроением стиха концерт открывает радостная, ликующая тема, подобная которой звучит спустя столетие в «Пасторальной» симфонии Бетховена[13]. Эта основная тема, исполняемая всем оркестром[1] и повторяющаяся несколько раз в форме ритурнели, чередуется с музыкальными фрагментами, иллюстрирующими первые восемь строк сонета[13]. Эти эпизоды исполняются тремя скрипачами — солистом и концертмейстерами групп первых и вторых скрипок. Громовые раскаты изображает грозная напористая мелодия, исполняемая в унисон всем оркестром, а вспышки молний — вначале синхронные восходящие гаммоподобные пассажи у всех трёх солистов, а затем пассажи только у главной скрипки, «изломанные» подобно росчерку молнии[1] с использованием техники арпеджио[13]. Перед заключительным возвращением основной темы, придающим всей первой части форму, напоминающую рондо, звучит ещё один фрагмент с пением птиц, отличающийся, однако, от первого[1]. Вторую часть, Largo[13], известную как «Сон крестьянина», ведёт солирующая скрипка под аккомпанемент скрипок и альтов басовые инструменты — клавишные, виолончели и контрабасы — в этом эпизоде не участвуют. Скрипки звучат Pianissimo sempre с итал. Альты, напротив, постоянно повторяют «громко и грубо» одну и ту же пару нот[13]: по замыслу автора, так передаётся взлаивание пастушьей собаки, охраняющей сон хозяина. Композитор здесь рассчитывает на знание исполнителями и слушателями текстового описания — «Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес» — для понимания происходящего и верной трактовки нот[1]. В отличие от богатства чередующихся тем в первой и третьей частях, вся центральная часть построена на раскрытии единственной безмятежной темы, что создаёт ощущение ленивого, разморённого покоя[10]. Заключительная часть, «Танец-пастораль», снова энергична и жизнерадостна. Согласно некоторым источникам, основной ритм в ней задаётся в соответствии с каноном сицилианы, однако А. Майкапар полагает, что в основу музыки легла французская разновидность жиги, близкая роду жиги, известному как канари[1]. Музыковед И. Мордден сравнивает переливистые верхние ноты у скрипок на фоне характерного низкого протяжного гудения у басовых струнных в главной, повторяющейся теме части со звучанием волынки. Партию главного солиста характеризуют виртуозные обороты. По ходу части настроение меняется — мелодия переходит в ми минор, становясь суровой, а затем задумчивой, но на смену минору в последний раз возвращается главная танцевальная тема, завершающая и часть, и весь концерт[13]. Жалоба крестьянина. Adagio — Presto. Летняя гроза. Лето в трактовке Вивальди — не радостное благодатное время года, а пора обжигающего зноя, перемежаемого жестокими грозами. Короткие, отрывистые фразы вступления к первой части передают изнеможение от жары[14] так указывает первая авторская ремарка в нотах. В сонете этому соответствуют строки «От тяжкого, удушливого зноя Страдает, сохнет все в природе…» Тем не менее это ленивое, пассивное состояние композитор успешно передаёт в музыке, в соответствии с концертной формой исполняемой в быстром темпе, делая единственную оговорку: это Allegro non molto — «не очень живо». Первые ноты звучат пианиссимо[1]. Затем, в соответствии с текстом сонета, вступает перекличка птиц в исполнении солиста — кукушки, горлицы, щегла подражание голосам птиц не ново для Вивальди, у него написаны целые отдельные концерты, имитирующие голоса кукушки и щегла[1]. В верхних регистрах у оркестра зарождается «дуновение ветерка», переходящее в порыв северного ветра — борея, озвученный уже всем оркестром[14]. Этот короткий порыв вновь сменяется томной основной темой, которая постепенно стихает: умолкают все инструменты оркестра, оставляя лишь солирующую скрипку и басовый аккомпанемент органа последнее подчёркнуто в партитуре — органом Вивальди заменяет здесь обычно ведущий партию continuo клавесин. Скрипка звучит жалобно — согласно авторской ремарке, это жалоба пастуха[1], страшащегося надвигающейся бури[10]. Вслед за этой темой, звучащей как оперная ария, в оркестре вторично, с новой силой звучит тема северного ветра, завершая первую часть[14]. Короткая медленная центральная часть построена на контрасте продолжающейся жалобы солирующей скрипки и грозных предгрозовых раскатов у оркестра[10] в промежутках между этими громовыми раскатами оркестр отмечается назойливой зудящей музыкальной фразой, символизирующей жужжание комаров и мошкары[14]. Эпизоды, обозначенные автором Adagio e piano с итал. Майкапар называет это противостояние тем наиболее впечатляющим образцом динамического контраста в добетховенской музыке, обретающим вполне симфонический размах, сопоставимый с аналогичным эпизодом грозы в «Пасторальной» симфонии. Музыка затухает, но это затишье перед бурей[1]. Заключительная часть — классическая сцена грозы в инструментальном изложении. Выразительные средства в данном случае совпадают с используемыми в операх и продолжали широко использоваться в эпоху романтической музыки в XIX вере — в том числе и Бетховеном. В бурной, но чётко структурированной мелодии звучат и грозовые раскаты из второй части, и изображающие вспышки молний пассажи-гаммы из первой[14]. Восходящие и нисходящие гаммы и арпеджио символизируют хлещущие со всех сторон потоки воды. Пока эти пассажи исполняются альтами и басами а в виртуозной партии солиста звучат отчаянные, испуганные интонации[14] , ритмическая функция передаётся группам скрипок, у которых звучит мелодия, ритмически напоминающая тему «разных ветров» из первой части; структурирующая роль этой партии на фоне кажущегося хаоса в басах обнаруживается при внимательном прослушивании. Концерт завершается грозным унисоном всех инструментов оркестра[1]. Танец и песня крестьянских парней. Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные. Allegro, la Caccia. После бурной летней грозы Вивальди возвращается к праздничной атмосфере «Весны», с которой «Осень» объединяет не только мажорная тональность, но в определённой степени и ритм[1] и подбор аккордов[15]. Первая часть концерта представляет слушателю картины крестьянского праздника урожая — первая ремарка в нотах гласит «Танец и песни крестьян»[1]. В первом сольном фрагменте подхватывается основная танцевальная тема, однако второй и третий эпизод стилистически отличаются: здесь у солиста появляются необычные арпеджио, восходящие и нисходящие пассажи[15]. Это связано с тем, что Вивальди рисует для слушателя юмористическую жанровую сценку — «Подвыпившие» или «Захмелевшие» : «струящаяся» мелодия скрипки символизирует разливаемое вино, рваная мелодия — нетвёрдую походку пьяного. Наконец, после короткого возвращения к танцевальной теме, солист и вовсе «забывается пьяным сном»[15] и его скрипка тянет пять тактов одну и ту же ноту[1]. Тем не менее засыпают не все, и первую часть завершает возвратившаяся танцевальная тема[15].