Новости венчание на царство грозного

Обряд венчания на царство Ивана 4 обозначил духовную связь правителя с народом. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. 25 января 1547 года состоялось первое в отечественной истории венчание на царство. А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина. 16 января 1547 года Великий князь Московский Иван IV впервые в русской истории венчался на царство и принял новый титул «царя и великого князя всея Руси».

Как короновали русских царей?

Иван IV и Фёдор Иванович: появление традиции и становление обряда 25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»).
Глава XV ~ Проза (История) Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования.

16/29 января 1547 года. Венчание на Царство Иоанна Грозного

А в 1561 году Константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. В историю первый русский царь вошел как очень противоречивая личность. Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения и музыку, хорошо играл в шахматы. Иван IV значительно расширил границы Руси — покорил Казанское и Астраханское ханства, подчинил чувашей и черемисов.

Священник высказал ей сочувствие и благословил, чтобы она уделила внимание здоровью. Но отметил, что ей нужно быть осторожней, потому что нет людей здоровых, и нет ни одного праведника, который был бы здоров: все они болели. Чем выше духовный подвиг, тем неотвратимее к нему добавляются некоторые немощи, являющиеся важным дополнением к совершенствованию человека, если он их правильно претерпевает. Иначе жизнь может превратиться в постоянное лечение, которое станет главной её целью. И бесконечные разговоры только об этом: о самочувствии, о количестве лекарств, о посещении врачей... Бесконечные новости. А что ещё нового совершилось? А где ещё сейчас происходят события, которые человек должен осмыслить? А вдруг это что-то такое, что он пропустит, не узнает? Если же посмотреть, сколько времени в течение дня душа человека рассуждает о Небесном Царстве и идёт в ту сторону, то можно очень сильно разочароваться в своей жизни, потому что она может обессмыслиться вообще. Хочу предложить вам, дорогие братья и сёстры, этим постом поставить небольшой эксперимент на неделю. Только честно. Для себя и для духовника. Нужно взять листочек бумаги и расписать, сколько времени и чему я уделяю. Всё расписать. И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного, откуда 3 января 1565 года гонцом Константином Поливановым была доставлена грамота духовенству, боярской Думе и народу об отречении царя от престола [124]. Хотя Веселовский считает, что Грозный не заявлял о своём отказе от власти [125] , но перспектива ухода государя и наступления «безгосударного времени», когда вельможи могут снова заставить городских торговцев и ремесленников всё делать для них даром, не могла не взволновать московских горожан [126]. Первыми жертвами опричнины стали виднейшие бояре: первый воевода в Казанском походе А. Головин чей род традиционно занимал должности московских казначеев , П. Лобан-Ростовский и др. Самим боярам и князьям предоставлялись поместья в других областях страны, например, в Поволжье [124]. Указ о введении Опричнины был утверждён высшими органами духовной и светской власти — Освящённым собором и Боярской Думой [127]. Также есть мнение, что этот указ подтвердил своим решением Земский собор [128] [129] [130] [131] [132]. Но значительная часть земщины протестовала против опричнины, так в 1566 году около 300 знатных лиц земщины подали челобитную об отмене опричнины; из челобитников 50 подвергли торговой казни , нескольким урезали языки, трёх обезглавили [133]. Аполлинарий Васнецов. Конец XVI века Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков », 1912 год К посвящению в сан митрополита Филиппа , произошедшему 25 июля 1566 года, была подготовлена и подписана грамота, согласно которой Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять» [134]. По версии Р. Скрынникова, благодаря вмешательству Филиппа были выпущены из тюрьмы многие челобитники Собора 1566 года. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбуждён процесс в церковном суде. Филипп был извергнут из сана и сослан в Тверской Отроч монастырь. Будучи опричным « игуменом », царь исполнял ряд монашеских обязанностей. Так, в полночь все вставали на полунощницу, в четыре утра — к заутрене , в восемь начиналась обедня. Царь показывал пример благочестия : сам звонил к заутрене, пел на клиросе , усердно молился, а во время общей трапезы читал вслух Священное Писание. В целом, богослужение занимало около 9 часов в день [135]. При этом есть свидетельства, что приказы о казнях и пытках отдавались нередко в церкви. Историк Г. Федотов считает, что «не отрицая покаянных настроений царя, нельзя не видеть, что он умел в налаженных бытовых формах совмещать зверство с церковной набожностью, оскверняя самую идею православного царства» [136]. В 1569 году умер двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий предположительно, по слухам, по приказу царя ему принесли чашу с отравленным вином и приказанием, чтобы вино выпили сам Владимир Андреевич, его жена и их старшая дочь. Несколько позднее была убита и мать Владимира Андреевича, Ефросинья Старицкая , неоднократно встававшая во главе боярских заговоров против Иоанна IV и неоднократно помилованная им же. В декабре 1569 года, подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода. Двинувшись на Новгород осенью 1569 года, опричники устроили массовые убийства и грабежи в Твери , Клину , Торжке и других встречных городах. Александр Новоскольцев. Род Колычёвых , к которому принадлежал Филипп, подвергся преследованию; некоторые из его членов были казнены по приказу Ивана. Через четыре дня сюда приехал уже сам царь. Он отстоял службу в Софийском соборе и потом приказал начать репрессии. Опричники стали мародёрствовать во всем городе и его окрестностях. Согласно летописи, каратели никого не жалели, взрослых и детей пытали, избивали, а потом сбрасывали прямо в реку Волхов. Если кто выживал, то того заталкивали под лёд палками. По разным данным, погибло от 2 до 10 тысяч человек [139] [ неавторитетный источник ]. Расправившись с Новгородом, царь выступил на Псков. Царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества. В то время, как гласит предание, Грозный гостил у одного псковского юродивого некоего Николы Салоса. Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после — грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей [ источник не указан 1796 дней ]. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царём его лучший конь, что произвело впечатление на Ивана. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где начался «розыск» о новгородской измене, проводившийся на протяжении 1570 года, причём к делу были привлечены и многие видные опричники. Русско-крымская война 1571—1572 Основная статья: Русско-крымские войны В 1563 и 1569 годах вместе с турецкими войсками Девлет I Гирей совершил два безуспешных похода на Астрахань [140]. Во втором походе участвовал и турецкий флот, также турки планировали построить канал между Волгой и Доном для усиления своего влияния на Каспии , но поход закончился безрезультатной 10-дневной осадой Астрахани. Девлет I Гирей , недовольный усилением Турции в этом регионе, также скрытно мешал походу [141]. Начиная с 1567 года активность Крымского ханства стала нарастать, походы совершались каждый год [142]. В 1570 году крымцы, почти не получив отпора, подвергли страшному опустошению район Рязани. В 1571 году Девлет Гирей предпринял поход на Москву. Обманув русскую разведку, хан перешёл Оку под Кромами, а не у Серпухова, где его ожидало царское войско, и устремился к Москве. Иван уехал в Ростов, а крымцы подожгли не защищённые Кремлём и Китай-городом предместья столицы [143]. В последовавшей затем переписке царь согласился уступить хану Астрахань, но тот не удовлетворялся этим, требуя Казань и 2000 рублей, а затем и заявил о своих планах захватить всё Русское государство. Девлет Гирей писал Ивану: Жгу и пустошу все из-за Казани и Астрахани, а всего света богатство применяю к праху, надеясь на величество божие. Я пришёл на тебя, город твой сжёг, хотел венца твоего и головы; но ты не пришёл и против нас не стал, а ещё хвалишься, что-де я московский государь! Были бы в тебе стыд и дородство, так ты б пришёл против нас и стоял. Ошеломлённый разгромом Иван Грозный в ответном послании ответил, что согласен передать под крымский контроль Астрахань , но Казань вернуть Гиреям отказался: Ты в грамоте пишешь о войне, и если я об этом же стану писать, то к доброму делу не придём. Если ты сердишься за отказ к Казани и Астрахани, то мы Астрахань хотим тебе уступить, только теперь скоро этому делу статься нельзя: для него должны быть у нас твои послы, а гонцами такого великого дела сделать невозможно; до тех бы пор ты пожаловал, дал сроки и земли нашей не воевал [144] К татарским послам Иван вышел в сермяге , сказав им: «Видишь меня, в чём я? Так меня царь хан зделал! Все моё царство выпленил и казну пожёг, дати мне нечево царю» [145]. В 1572 году хан начал новый поход на Москву, закончившийся уничтожением крымско-турецкого войска [146] в битве при Молодях. Гибель отборной турецкой армии под Астраханью в 1569 году и разгром крымской орды под Москвой в 1572 году положили предел турецко-татарской экспансии в Восточной Европе [147].

Соседние государства - Литва, Германия, Польша - стремились завладеть Московским княжеством. Междоусобица и татаро-монгольские набеги не позволяли Руси спокойно существовать и развиваться. Царь Иван Грозный был первым царем Руси Православной. Венчание Ивана Грозного на царство проходило в Успенском соборе кремля, при огромном стечении народа. Что это за человек? Как будет управлять Русью в довольно сложное время? Обряд венчания Венчание Ивана Грозного на царство обещало перемены к лучшему. Обряд проходил 16 января 1547 года, при соблюдении существующего на тот период византийского сценария. Были использованы такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева, царский жезл и другие церковные предметы. Обряд венчания был отмечен пышностью и величием. Присутствующие бояре, знать и церковные служители были облачены в дорогие убранства из парчи, золота и драгоценных камней. Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой большой, красочный праздник. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Москва становилась царствующим городом, а русская земля — Русским царством. Молодой московский князь был помазан миррой, что по религиозному понятию означало "избранный Богом". Церковь во всем этом имела определенный интерес: добиться приоритета в управлении государством и дальнейшего укрепления православия. Венчание на царство Ивана Грозного Католическими правителями эти события не одобрялись. Они считали Ивана IV самозванцем, а его венчание — неслыханной дерзостью.

Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси

Таким образом, местничество было одним из самых вредных пережитков феодальной раздробленности. Поэтому в целях упорядочения военной службы Иван Грозный обсудив эту проблему с митрополитом Макарием, своим братом Юрием Васильевичем Угличским[2], двоюродным братом Владимир Андреевичем Старицким и боярами был вынужден издать в 1550 г. Этот указ определил строгую субординацию между воеводами разделив их на первых и вторых. При назначении на военную должность теперь стали учитываться личные качества и военные заслуги, а не только знатность рода Молодых представителей знатных родов стали назначать на невысокие должности, чтобы они постепенно набирались опыта. Ещё одним нововведением стало издание в 1555 г. Уложение установило единый порядок прохождения военной службы для дворян и вотчинников обязательной и наследственной, а также определило их нормы службы в зависимости от размера земельного участка. Все дворяне и дети боярские должны были выставлять со 150 десятин земли полностью обеспеченного снаряжением война на коне. Тот кто выставлял людей больше нормы получал существенное денежное вознаграждение, тот кто меньше напротив подвергался штрафу. Военная служба для дворян теперь начиналась с 15 лет. Тот кто уклонялся от исполнения своей воинской обязанности и не являлся на службу или военный смотр без уважительной причины, подвергался телесному наказанию и даже мог лишиться своего поместья.

Установленный и закреплённый уложением строгий порядок прохождения военной службы для всех светских феодалов способствовал увеличению численности войск и препятствовал уклонению бояр от несения военной службы. Военная реформа Ивана Грозного затронула так же и проблему охраны и обустройства внешних границ государства. В 1571 году под руководством воеводы Н. Воротынского был разработан первый в истории России военный устав, полное название которого «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Устав приказывал воеводам приграничных городов посылать для несения дозорной службы только специально обученных людей. Впервые на государственном уровне к охране границ было привлечено казачество, которое теперь официально становилось военным служилым сословием. Обязанностью станичных казаков с этого момента стало несение сторожевой, пограничной, и курьерской службы. Военный устав стал показателем зрелости военно-теоретической мысли того времени. Военная реформа, проведённая Иваном Грозным, установила принцип обязательной военной службы, определила строгую субординацию военных начальников, упростила руководство боевыми подразделениями, и самое главное создала боеспособную национальную армию, пригодную как для защиты страны, так и для проведения активной внешнеполитической деятельности.

Причинами, проведения реформы местного самоуправления, явились рост государства, усложнение общественного порядка, недовольство населения городов и волостей несовершенной и изжившей себя системой кормления произвол местной власти, обременявший народ бесконечными поборами и взятками. Поэтому целью данной реформы было ликвидация кормлений и повсеместное введение органов земского самоуправления. Реорганизация органов местного самоуправления началась с губной реформы. В 1555 г. В результате этой реформы из компетенции наместников и волостелей были изъяты и переданы губным старостам, уголовные дела по разбою. А несколько позже, о второй половины XVI в. Избирались губные старосты из сословия дворян или детей боярских, всеми слоями местного населения. Обязательными требованиями к губному старосте были грамотность и определённый материальный ценз. Выбранный губной староста должен был явиться в Москву для принесения присяги.

В осуществлении возложенных на него обязанностей губному старосте помогали целовальники[3], и дьяк, составлявшие «губную избу», которая являлась постоянным местом присутствия губного старосты и центром всего губного управления Губные учреждения стали главными органами уездного управления. В их ведении находилось, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах губах , составление кабальных книг. С одной стороны губная реформа была направлена на ограничение административного произвола кормльщенников, а с другой она расширила функции местных органов самоуправления. Одновременно с губной реформой проводилась земская реформа, которая стала завершающим этапом реформы местного самоуправления. Её задача заключалась в отмене кормлений и введении земского самоуправления. С этой целью в 1556 году, был издан «Приговор царский о кормлениях и службе», упразднивший систему кормлений и заменивший её земскими органами самоуправления. Сборы на содержание кормленщиков были преобразованы в кормленный откуп - особый налог в пользу казны. Вместо наместников и волостелей управление на местах стали осуществлять земские старосты, выбиравшиеся народом из числа наиболее зажиточных посадских людей и крестьян сроком на 1-2 года. Им были предоставлены широкие судебные, административные и финансовые полномочия.

Земский староста был главой земской избы. В круг его обязанностей входил сбор налогов с тяглого населения, вопросы владения и использования общинной земли, суд по гражданским и второстепенным уголовным делам, надзор за земскими судьями, дьяками, подьячими, целовальниками, составлявшими штат земской избы, организация и проведение следующих земских выборов. Губная и земская реформы имели важное, прогрессивное значение. Они привели к ликвидации системы кормлений, завершили перестройку местных органов власти и привели к созданию сословно-представительных учреждений на местах. В результате был укреплён местный аппарат управления и усилена централизация государственных органов власти. Иногда русская рать появлялась под самой Казанью; казанцы пугались, принимали себе хана из рук московского государя, обещали мир и подчинение, а затем сейчас же изменяли и начинали враждебные действия»[4]. Таким образом, борьба с Казанью была важной, необходимой и неотложной внешнеполитической задачей. В её решении были заинтересованы все социальные слои русского общества. Царское правительство рассчитывало на доходы от дани с покорённых народов Поволжья.

Дворянство стремилось приобрести новые плодородные земли, которые Иван Пересветов называл «подрайской землицей». Купечество было заинтересовано в безопасной торговле по Волжскому пути, а жители городов и сёл, не понаслышке знакомые с ужасами крымских нашествий, мечтали о прекращении этих разрушительных и грабительских набегов. С первой попытки подчинить Казань Ивану IV не удалось. Первый поход 1447-1448 и второй поход 1449-1450 годов, закончились неудачей. Первый поход Иван IV предпринял зимой 1447 года. Царь решил использовать замёрзшую реку, как дорогу в Казань, но из - за сильной оттепели переправа не удалась. Подтаявший лёд не выдержал тяжести пищалей и пушек, в результате артиллерия и многие люди провалились под воду и утонули. Огорчённый этим обстоятельством Иван IV велел идти на Казань своему боярину и воеводе Дмитрию Фёдоровичу Бельскому, и другим воеводам с большим количеством людей, а сам вернутся обратно в Нижний Новгород, а из него уже в марте в Москву. Воеводы царя подошли к Казани 18 февраля 1448 г.

Казанский хан встретил русские войска на Арском поле. Произошла битва, в которой отличился командовавший передовым полком князь Семён Мигулинской. Он нанёс казанскому войску большой урон и заставил хана отступить в город. Началась осада Казани, которая длилась неделю. Но взять хорошо укреплённый город без артиллерии оказалось невозможно, и русские войска вернулись домой. На этом первый Казанский поход закончился. Второй Казанский поход был совершён Иваном IV в 1449 г. Поздней осенью 17 ноября, Русское войско, как и в прошлый раз, выступило из Нижнего Новгорода. Артобстрел города в этот раз вёлся из пушек, которыми управляли немецкие пушкари.

Был убит сын казанского хана и крымский князь Челбак. Однако начавшаяся ранняя весна, дожди и оттепель сделали невозможным дальнейшую осаду Казани. Отсырел порох, пушки из-за грязи невозможно было сдвинуть с места, дороги размыло и стало нельзя подвозить продовольствие, в войске начался голод. В таких неблагоприятных условиях Иван Грозный был вынужден снять осаду и вернуться домой. Таким образом, хотя этот поход и был более удачный, чем первый, но в целом так же не имел ни политического, ни военного успеха. Удачным оказался только третий поход Ивана Грозного. К этому походу он подготовился особенно серьёзно и основательно: реформировал армию, привлёк на службу иностранных специалистов, добился нейтралитета Ногайской орды, собрал огромное войско численностью в 150000 человек, состоявшее из различных родов войск: стрельцов, конницы, немецких, итальянских и польских наёмников, мордовских и черкесских воинов и татарских отрядов хана Шигалея. И что очень важно была устранена основная причина неудач прежних походов — отсутствие вблизи осуждённого города стратегической базы, в которой можно было бы сосредоточить военные силы для наступления и складировать необходимые для войны и осады припасы. Такой базой стала Свияжская крепость, построенная в 1551 г.

И уже на месте в 30 км от Казани в течение 28 дней быстро собрали крепость. В Свияжске, для наблюдения за Казанью был оставлен гарнизон под предводительством воеводы Александра Горбатого, и сложены припасы для будущего похода. Закончив приготовления к походу, царь 16 июня 1552 г. Ошибочно считая, что русский царь со своим войском уже находится под Казанью, крымский хан вторгся в русские земли и напал на Тулу. Однако, небольшой тульский гарнизон возглавляемый воеводой Григорий Ивановичем Тёминым, не только сумел отбить все атаки крымцев. Но и продержаться до прихода царских войск. Царские воеводы Пётр Щенятев и Иван Пронский не только одержали победу над крымским царём, но и отбили у него всех русских взятых им в плен. Сам Девлет Герей едва не был пленён и с позором бежал за Дон, бросив оружие и награбленную добычу. После этого русское войско уже беспрепятственно двинулось на Казань.

Единственно чего сумел добиться крымский хан — это на четыре дня задержать поход Ивана Грозного на Казань. Через пять недель войска Ивана Грозного дошли до Свияжска. Здесь царь дал своим войскам неделю на отдых после утомительного похода, затем вышел из крепости и двинулся со своим воинством к Казани. Узнав о переправе русских через реку, казанский хан Едегир вышел к ним навстречу с пятидесяти тысячным отборным войском стремясь устрашить русских воинов и не дать им совершить переправу. Бой с превосходящими в разы силами противника приняли ертуальный и передовой полки. Кровопролитное сражение длилось три часа. Много людей погибло с обеих сторон. В результате русским полкам удалось одержать победу, и Едегир был вынужден отступить к Казани. Вокруг стен Казани были расставлены туры и пушки, город был окружён, так что казанцам невозможно было ни войти, ни выйти из него.

Подступы к Казани были трудными, так как леса, болта, овраги, густые заросли кустарника делали местность труднопроходимой. С двух сторон Казань окружали труднопроходимые реки Булакам и Казанка. Со стороны Арского поля имелось небольшое место для приступа, но там была толстая надёжная стена и широкий, глубокий ров. Кроме всего вышеперечисленного в городе имелся большой запас съестных и военных припасов, поскольку казанцы готовились к осаде заблаговременно. Казанцы оказывали активное сопротивление, совершая в течение первой недели осады частые, но безрезультативные вылазки. Однако прежде, Иван Грозный желая избежать бессмысленного кровопролития, послал в город своих послов. Едегиру русский царь обещал, что он будет ему братом и другом, а не рабом и слугой, и будет царствовать в Казани спокойно до самой своей смерти. Казанцам царь предлагал прощение всех их злых дел, сохранение обычаев, законов, веры, если только они добровольно присягнут ему и присоединятся к России. И если не послушаете слов моих, то с помощью Бога моего возьму город ваш на щит, вас же всех, и жен ваших, и детей без пощады склоню под меч.

И падете вы и будете, как пыль, попраны нашими ногами»[5]. Едегир выслушав царское послание, хотел согласиться на его условия, открыть город и добровольно сдаться, но казанцы не позволили ему этого сделать. Предложения русского самодержца были отклонены, а послы с позором изгнаны из Казани. Смелый отказ казанцев объяснялся тем, что они рассчитывали на военную помощь Ногайской орды, в которую послали своих послов ещё до начала осады. Однако ногайцы отказали казанцем, сказав им следующее: «Не смеем мы отпустить к вам наших воинов против московского царя, ибо много раз, когда отпускали мы их, все они у вас погибали от русских, и ни один не вернулся от вас живым. Да и Бог не позволяет нам этого сделать за истинную любовь к нам московского самодержца: нельзя нам вместе с вами воевать против него, ибо всегда мы от него много добра получали, живя с ним в мире и любви; более того, собираемся мы помогать ему против вас, лукавых и неверных людей. Вы ведь, живя с ним по соседству, всегда несправедливо обижали его; много раз преступая свою клятву. И убоги вы и бедны, а такого сильного и великого царя хотите одолеть не силой, а хитростью, но будете вы сами побеждены им, нежели одолеете его, если добром не помиритесь с ним, предавшись ему»[6]. Вернувшимся от ногайцев казанским послам, не удалось прокрасться в город сквозь русские полки.

Дозорные схватили их и привели к Ивану Грозному. Он прочитал их грамоты, и отпустил живыми и невредимыми в Казань, не причинив им никакого зла. Удивив незадачливых послов своим великодушием. Получив отказ от ногайцев казанцы поняли, что ждать помощи им не от кого и перестали делать вылазки и биться с русскими, а заперлись в городе, надеясь выстоять за счёт прочности городских стен и больших продовольственных запасов. Однако, несмотря на прекращение вылазок горожан, осаждавшим серьёзные проблемы продолжала доставлять конница мурзы Япанчи, постоянно нападавшая и днём и ночью с тыла на русские войска из — за лесной засеки. Эти набеги отвлекали русские полки от осады города и фактически заставляли сражаться их на два фронта. Так продолжалось три недели, пока Иван Грозный не выделил воеводе, князю Горбатому-Шуйскому из своего войска 15 тысяч пехоты и 30 тысяч конницы. Горбатый-Шуйский решил выманить Япанчи из леса хитростью. Он укрыл пехотинцев и пищальщиков в засаде, а небольшому отряду приказал выманить конницу Япанчи из леса.

Увидев приближавшийся к нему отряд русских воинов, Япанчи действительно вышел из леса, погнался за ними и сразу же попал в засаду, был окружён и обстрелян. Татары понесли большие потери и были вынуждены бежать. С тех пор набеги конницы на русские тылы прекратились. После этого, осаждавшие начали подготовку к штурму. Под Казанский кремль были сделаны подкопы, а минёры заложили в них бочки с порохом. Но прежде чем штурмовать Казань Иван Грозный ещё раз предложил осаждённым сдаться на милость победителя, но снова получил отказ. Тогда подкопы были взорваны. Взрывы разрушили часть стены. Через образовавшиеся проломы русские войска штурмом взяли город.

Взятие Казани было встречно русским людьми с ликованием и стало народным торжеством. Народ воспел это событие в сказаниях и песнях, прославил в них Ивана Грозного. Русские люди справедливо видели в победе над Казнью победу над давними, исконными врагами, которые на протяжении многих лет разоряли Русскую землю, уводили в рабство десятки тысяч христиан! Казань была превращена Иваном Грозным в русский административный центр, для управления которым был создан специальный Казанский приказ. Разрушенные места Казани по приказу царя были вновь отстроены и сделаны ещё крепче. Отстроенная заново Казань стала красивым каменным городом. За городом был построен монастырь великого чудотворца Николы. С целью избежать волнений и восстаний, татарам было запрещено жить в пределах города. Им разрешалось, селится лишь подгородной слободе.

Так же из казанского плена было освобождено более ста тысяч русских рабов! Став русским городом Казань не утратила своего значения и продолжала оставаться крупнейшим экономическим центром Поволжья. Более того за счёт расширения экономических связей со многими русским городами её торговый оборот существенно увеличился.

Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул соответствовал европейскому титулу «принц» или «великий герцог». Тогда как титул «царь» являлся особым, и соответствовал скорее званию «император». Первыми новый титул правителя Руси признала Англия — в 1555 году. Чуть позже — Испания, Дания и Флорентийская республика.

В 1576 году Римский император Максимилиан II уступил Ивану Грозному в его желании назвать себя «царем всея Руси», чтобы получить его поддержку в союзе против Турции. А вот польские короли долго не признавали русских правителей царями, опираясь на поддержку папского престола, и это стало значимым камнем претконовения в будущих русско-польских конфликтах.

Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога — знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И.

Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»… «Государство без грозы, говорил он, — что конь без узды». И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение.

Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием.

При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями.

Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела. Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом.

В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям. Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью. После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя.

И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году. По совету жены Анастасии Романовны царь написал завещание, в котором наследником назначил своего недавно родившегося сына Дмитрия. Решение царя было встречено боярами в «штыки». Громкий спор бояр, их шумные речи и даже брань, были услышаны царём Иоанном из его опочивальни.

Горько сетовал он на это, но ещё более огорчился царь, когда услыхал, что и священник Сильвестр, имевший большое влияние на молодого царя и отец Алексея Адашева — Фёдор не присягают Дмитрию. Иоанн выздоровел и, как пишет приснопамятный митрополит Иоанн Снычев, в книге «Самодержавие духа», не помнил зла и всех простил, но тень сомнения осталась в душе Иоанна: с этого момента он отстранил от себя Сильвестра и Алексея Адашева. Митрополит Иоанн в книге «Самодержавие духа» дает следующий портрет Грозного Царя: «Иоанн был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный ус, нос римский, глаза серые, но светлые, исполненные огня и лицо приятное». Царица Анастасия была подстать Иоанну: стройная, с прекрасными голубыми глазами и длинными светлорусыми волосами.

Кузнецова пишет, что « из уст в уста передавались рассказы о красоте царицы и появление Анастасии рядом с Иоанном подтверждало молву». Балязин отмечает, что «Анастасия отличалась помимо красоты целомудрием, смирением, набожностью и основательным умом». Со скоропостижной смертью любимой жены подозрительность царя Иоанна к боярской измене резко возросла и не безосновательно. В 1562 году на сторону литовцев перешел знатный боярин Хлызнев-Колычев.

В 1564 году русские войска в Литве потерпели поражение, при этом был раскрыт заговор, готовящий сдачу города Старобуба. За три недели до казни Репнина Москву покинуло литовское посольство. Царь Иоанн подозревал, что перед отъездом литовское посольство получило секретную информацию о московских военных планах, которая и помогла литовцам одержать успех над русскими войсками. Военные планы знали только члены боярской думы, в том числе князь Репнин и Кашин.

В конце января 1564 года по приказу Иоанна они были были казнены. Эта казнь «вспугнула» оппозицию. Весть о предательстве князя Андрея Курбского буквально поразила Иоанна. В результате всего этого рано утром 3 декабря 1564 года Москва была встревожена странным зрелищем.

После окончания обедни, царь Иоанн вышел из Успенского собора вместе со своей второй супругой Марией Темрюковной, княжной Черкасской и сел в сани.

Очевидцем церемонии тогда стал английский дипломат Джером Горсей. По его описаниям, царь, окруженный свитой из высших чиновников и высшим духовенством в самых богатых одеждах, вышел из своих кремлевских покоев и медленно переходил из собора в собор. Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров. Во время церемонии паперти храмов были покрыты красным бархатом и стаметом сукном. Интерьер Успенского собора Московского Кремля Legion Media После входа царя в Успенский собор на него был надет специальный «наряд Большой Казны» — украшенный золотом и драгоценными камнями кафтан, весивший, по словам Горсея, около 100 кг.

Когда царь шел, полы его одежды несли шесть человек — ближайшие к царю сановники. Федора Ивановича возвели на царское место, и митрополит короновал его шапкой Мономаха. При этом перед царем «помещались шесть венцов — символы его власти над землями страны» — бывшими ханствами и другими территориями, присоединенными его отцом Иваном Грозным. Помимо скипетра «из кости единорога в три с половиной фута длиной, украшенного богатыми камнями» Федору Ивановичу вручали «яблоко» — державу, символ его духовной власти. Торжества по случаю коронации продолжались еще неделю.

Восемь фактов о венчании на царство русских правителей

Правление Ивана Грозного Идея венчания на царство принадлежит не самому Ивану, а митрополиту московскому Макарию, которую он высказал в декабре 1546 года.
Иван Васильевич, ставший Грозным 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV.
Венчание на царство. Время Ивана Грозного. XVI в. Недовольства народа были столь очевидны, что митрополит Макарий заранее решил укрепить власть юного государя, проведя обряд венчания на царство, хотя к тому времени 16-ти летний Иван IV уже был полноправным правителем.
ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле - YouTube Номинально он стал правителем в 3 года после смерти отца, а в 1547 году Иван впервые в российской истории венчался на царство.
466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял.

Восемь фактов о венчании на царство русских правителей

Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах. ВЕНЧАНИЕ ИВАНА IV НА ЦАРСТВО Период боярского правления продолжился до 1547 г., то есть до совершеннолетия последнего великого князя и его венчания на царство. Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. Венчание на царство Иоанна IV свт. Венчание на царство. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования.

Венчание Иоанна Васильевича Грозного на царство

16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство Церемонию венчания на царство Ивана Грозного разработал митрополит Макарий – один из ближайших советников молодого государя.
О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо.

ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ

Торжественный обряд венчания на царство состоялся в Успенском соборе Кремля. При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой. Чин венчания Дмитрия Внука был позже использован для разработки чина венчания на царство Ивана Грозного. А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина. Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии.

Венчание Ивана Грозного на царство (кратко)

Вскоре после венчания на царство Иван Васильевич решил жениться. Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г.

16 января 1547 года Иван IV Грозный официально венчался на царство

В 1570 году царь Иван обвинил Великий Новгород в измене документально подтвердить или опровергнуть справедливость этого обвинения сейчас не представляется возможным , ходил на него войной и казнил немало людей. В Новгороде и частично уже в Москве была казнена семья Третьяка Пешкова — сына боярского Новгородского архиепископа: он сам, жена Варвара, два сына — Алексей и Степан-Дружина, а также его родственник Бажен с двумя сыновьями. В 1571 году был «посажен в Волхов», то есть утоплен в реке, по царскому приказу целый ряд представителей Сабуровых. Здесь нужно отметить, что казнь на реке или в реке была одной из самых распространенных. В 1570 и 1571 годах новгородские изменники казнились не только в новгородском Волхове, но и в московской «Поганой луже» — эта местность идентифицируется либо в районе Чистых прудов которые раньше именовались Погаными , либо в районе современной Театральной площади местечко Поганый брод. Успение - Иван Михайлович Годунов сей образ придал по матери своей по инокине Марфе - вложена в Ипатий в 1567. Кроме того, в опричнину были казнены двоюродные братья отца Евдокии — Семен Борисович и Никита Борисович Вислоуховы Сабуровы последний — с женой и пятью детьми. Их отец Борис Семенович приходился троюродным братом великой княгине Соломонии. Ее отец Богдан и родной брат казненных Семена и Никиты — Василий Борисович — после свадьбы были пожалованы в бояре. Здесь мы имеем второй случай, когда потомки Захарии Чета и мои непосредственные предки служили вместе. Дело в том, что казненный Третьяк Пешков и Иван-Третьяк Иванов-Злобин сын Лукьянчиков, мой родственник, не только оба были дворянами Новгородского архиепископа, но и писали в 1562 году одну и ту же писцовую книгу.

Они вместе объехали, осмотрели и описали Сермажскую волость и Олонецкий погост ныне — республика Карелия : пашни, рыбные ловли, помещичьи и крестьянские дворы. Третьяк Лукьянчиков — это двоюродный брат того самого Силы Лукьянчикова, который был включен в Тысячную книгу и который вместе со своим братом Яковом построил в родовом селе Подгорье два храма. В 1540—1560 годы он собирал налоги с храмов Новгородской архиепископии: «Из Двинского присуда за Егорьевского священника, за Иева со Влодмы архиепископлю десятиннику Третьяку Иванову сыну Лукьянчикову да подьячему Лобану Денисьеву Архангелской игумен Феодосей з Двины платил подъезд и десятину по книгам. А отпись писал Лобан Денисьев лета 7050 втораго. Третьяк руку приложил». В этом документе говорится о получении десятины с храма великомученика Георгия в селе Лодьма неподалеку от Архангельска. Представляете себе расстояние от Новгорода до Архангельска? Больше 1000 километров. Вот такая была служба… При этом Лукьянчиков служил дому Святой Софии как минимум при четырех архиепископах, двое из которых канонизированы. В 1526—1542 годах владыкой Новгородским был будущий митрополит Московский и всея Руси Макарий — лицо выдающееся, ближайший сподвижник реформ молодого Ивана Грозного.

Его преемником стал Феодосий II Косой 1542—1551 , который известен своей начитанностью и эпистолярной плодовитостью. В 1551—1552 годах архиепископом был Серапион Курцов — крестный отец дочери Ивана Грозного и Анастасии Романовой Анны умерла в младенчестве и родич государственного казначея. Его сменил святитель Пимен Черный 1552—1571 , который был активным помощником царя, но затем попал в опалу. Последний архиепископ известен своим эстетическим вкусом — при нем дом Святой Софии украсился многими памятниками русского искусства. Сотоварищ Третьяка Лукьянчикова писец Третьяк Пешков был женат на Варваре Пешковой, которую я упоминал в предыдущих статьях: она вышила пелену «Преподобный Александр Свирский в молении перед Богоматерью». Оба Третьяка жили рядом с Александро-Свирским монастырем. Они вполне могли быть лично знакомы с преподобным Александром упокоился в 1533 году. Третьяк Лукьянчиков имел большой двор в Великом Новгороде, а в Обонежской пятине — в селе Люговичи — владел землей и крестьянами, рыбными ловлями на реке Оять. Пешков и Лукьянчиков жили неподалеку от того места, где в конце XIV века явилась Тихвинская икона Божией Матери Имоченицы , от того места, где появились на свет и жили родители преподобного Александра — преподобные Варвара и Сергий Мандеры , а в XIX веке эти места стали родовой усадьбой художника Василия Поленова, который запечатлел их во многих картинах Окулова гора. После того как были казнены Пешковы, земли Обонежской пятины отошли в опричнину; были конфискованы и земли Третьяка Лукьянчикова.

Они не были возвращены ему с ликвидацией опричнины. Об этом говорит тот факт, что, согласно «Книге копий и жалованных грамот Новгородского Софийского собора 1574—1624 годов», поместье Лукьянчикова в Люговичах оказывается отданным архиепископскому казенному дьяку Бакаке Павлову сыну Литвинову [5]. Точно так же и в Дозорной книге Софийской стороны Великого Новгорода дозора князя Василия Кропоткина 1586 года мы встречаем «место пустое нетяглое Третьяковское Лукьянчикова» с огородом и яблонями [6]. Интересно, что, несмотря на казнь целого ряда представителей рода Пешковых, их ближайших родственников, живущих в Обонежской пятине, опала не коснулась. Он был тысячником и при наделе землей в Московском уезде получил одинаковый с Силой Лукьянчиковым надел — 100 четвертей. Кроме того, он владел землями в современной Ивановской области, где ему принадлежал родовой монастырь Пешковых — «святой Егорий» в селе Астафьевском. В духовной его двоюродного дяди Семена Дмитриевича Пешкова Сабурова упоминается, что в Москве был «в тое казне Троецкой сундук болшой с платьем, да коробья большая лубяная с тягиляи, да две коробьи лубяные с доспехом, да коробья Петрова племянника моего Пешкова с платьишком и с доспехом». Отсюда видно, что Петр Пешков был воин, имевший хорошее обмундирование. Он погиб в Ливонскую войну, в 1573 году, под Коловерью совр. Эстония , но его вдова и два сына продолжали владеть поместьем в Тервеничах.

В XX веке это место прославилось явлением чудотворной иконы Божией Матери Тервенической, и теперь здесь расположен самый молодой монастырь России с 1991 года. В 1571 году был казнен псковский наместник Новгородского архиепископа Неудача Цыплятев — родственник Ивана Елизарьевича Цыплятева, также упоминаемого в духовной Семена Дмитриевича Пешкова. Как мы видим, окольничий Семен Пешков был тесно связан с людьми, которые жили в Новгородской земле, — ведь его дед Семен Пешек Сабуров еще в 1477 году возглавил полк во время похода Ивана III на Новгород. Вероятно, служба Пешковых Новгородским архиереям также состоялась благодаря новгородским связям Пешковых. Не забудем также, что Семен Дмитриевич был хорошо знаком с предстоятелем Русской Церкви митрополитом Макарием, который до 1542 года возглавлял Новгородскую кафедру. Александр Свирский - Ирина Годунова - 1582 г. Говоря о Петре Пешкове, нельзя не упомянуть о той особенности потомков Захарии Чета, о которой я уже упоминал в других статьях, — они столетиями роднились с одними и теми же родами. Все мы знаем о Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове — русском полководце. Род Кутузовых славен и другими значительными историческими лицами. А знаете ли вы о том, что в основе рода лежала кровь потомков Захарии Чета?

А только что упомянутый Петр Михайлович Пешков его отец — праправнук брата Шеи Ивана Красного спустя 100 с лишним лет женился на другой представительнице рода — Марфе Ивановне Кутузовой, от которой имел двух сыновей — Семена и Андрея. Я уже говорил о казнях, произведенных Иваном Грозным. Необходимо подчеркнуть: они имели место, но количество их сильно преувеличено. Согласно Синодику опальных, который царь сам составил в 1583 году, для того чтобы поминать за упокой казненных, в опричнину Грозный казнил около 4000 человек. При этом надо отметить, что за последние семь лет своего правления он практически никого не казнил. Конечно, 4000 человек — это больше, чем было казнено в правление предыдущих великих князей. Однако до Ивана Грозного никто из его предшественников так долго не правил и не провел таких реформ. Наконец, для сравнения с Европой: в одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года во Франции было уничтожено в 10 раз больше, чем за 8 лет опричнины, — 40 000 протестантов… Еще один поразительный факт: в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря сохранилась информация о том, что царь приказал поминать Никиту Курцова «с товарищи» 28 ноября и 29 декабря. Никита Афанасьевич Фуников Курцов потомок знаменитого Ратши был казначеем и хранителем государственной печати, ближним человеком Ивана Грозного, родственником Новгородского архиепископа. Он был казнен в 1570 году по делу о новгородской измене.

Но ведь на 28 ноября память преподобномученика Стефана Нового приходится родовой праздник Пешковых-Сабуровых! Поминати Димитрия Семеновича, двоюродного брата отца Соломонии. Дачи их [на помин души] вотчина в Коломенском уезде на Москве реке село Сабурово» [7]. Это говорит о том, что царь Иван Грозный выделил среди поминаемых именно семейство Пешковых, также казненных по новгородскому делу. Это был совершенно рациональный выбор царя. А вот вам пример иррационального «совпадения»: этот самый Никита Курцов приобрел свои земли в Сосенском стане Подмосковья у Кудеяра Ивановича Маркова — одного из прототипов атамана Кудеяра, в образе которого отразилось и народное представление о сыне Соломонии Сабуровой — князе Юрии Васильевиче [8]!

Он прибыл в собор в сопровождении всех вельмож, приложился к иконам, отслушал молебен, затем взошел на амвон в центре храма и сел на специально приготовленный трон. Рядом с ним расположился митрополит. Затем владыка возложил на Иоанна Васильевича знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха, громогласно произнося слова молитвы, чтобы Господь оградил его силой Святаго Духа, посадил его на престол добродетели, даровал ему ужас для строптивых и милостивое око для послушных. Певчие пропели многолетие первому русскому Царю. После приобщения Святых Тайн Иоанн Васильевич был помазан миром. С этих пор Великий князь Московский стал именоваться Царем, что существенно упрочило его позиции в дипломатических сношениях с Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц», а титул «царь» - как «император». Таким образом, русский Самодержец вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. В 1561 г. Так породнились династии Рюриковичей и Романовых. Вскоре после свадьбы молодая чета, прервав пиры, отправилась пешком в Троице-Сергиеву Лавру, где провела в усердных молитвах первую неделю Великого поста пост в 1547 г. Уже через три года умер его отец, а через пять лет была отравлена мать. Детство княжича Ивана было «испорчено» боярскими раздорами. Поэтому у Руси могло и не быть Царя, но он появился по Воле Божьей. Однако, бояре тут же нанесли мощный удар по самодержавию. Юный Иоанн перенёс сильное потрясение уже 29 июня 1547 года, когда всего через полгода после своего венчания на царство «толпы черни явились в селе Воробьеве у дворца царского с криком, чтобы государь выдал им бабку свою, княгиню Анну Глинскую, и сына ее, князя Михаила, которые будто спрятаны у него в покоях; Иоанн в ответ велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались по городам». Отметим, что те кто «натравил» на царя чернь знали свое дело. Расчет был прост: если молодой царь отдаст Глинских на расправу - значит, испугался. На этом независимость Иоанна от бояр и закончилась бы. Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает Глинских и царя. Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном. Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права». Царь не испугался: он принял вызов бояр. Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев. Царь Иоанн IV приступил к решению тех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III: борьба с жидовской ересью, ликвидация остатков Золотой Орды, разработка идеологических основ власти. Но к этим трем задачам добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия. Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога - знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»... И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси.

Трон Ивана Грозного в Оружейной палате Источник: pinterest. Затем правитель был помазан миром и получил благословение митрополита. Священнослужители, присутствовавшие на церемонии, читали молитву с просьбой укрепить царя духом истины и справедливости, а бояре осыпали царский трон золотыми монетами. С этого дня русские правители — от Рюриковичей до Романовых — всегда венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Древней традиции они не изменили даже когда столица была перенесена в Петербург. Иван IV сохранил титул Великого Князя, но именовал себя в первую очередь царем — как в дипломатических бумагах, так и в документах, связанных с внутренней политикой Российского государства. Иван IV и иерей Сильвестр во время московского пожара 1547 года Источник: runivers. Летом 1547 года в Москве произошло несколько крупных пожаров. Жители города винили в поджогах бояр и подняли бунт, во время которого убили дядю Ивана IV Юрия Глинского. Разгневанная толпа двинулась в село Воробьево, где находился царь. Решившись на переговоры с восставшими, Иван Васильевич смог уладить конфликт и обещал править в согласии со своими подданными. Символом его обещания стал первый Земский собор, названный «собором примирения». Получив народную поддержку и невиданную ранее самодержавную власть, Иван IV приступил к серьезным преобразованиям: принял новый Судебник, провел административную реформу, создал стрелецкое войско. В 1561 году Константинопольский патриарх прислал Ивану Грозному грамоту, в которой подтвердил титул царя на Руси и подробно изложил порядок священного действа — «Пространный чин».

Братья Шуйские. Михаил Захарьин. Михаил Воронцов. Период регентства отличался и нестабильностью в государстве. Об этом говорит факт попытки захвата власти в 1537 году родственником Ивана Васильевича — Андрей Старицкий. Совершеннолетия наследник престола достиг в 1545 году, то есть когда ему исполнилось 15 лет. В декабре 1546 года он захотел жениться, а митрополит Московский Макарий предложил ему венчаться на царство. Учитывая размеры территории, которой к 1547 году предстояло управлять Ивану IV, титул великого князя казался сомнительным и ставил его на равных с правителем соседнего Великого княжества Литовского. Царское самодержавие олицетворяло торжество Православной веры. Самой власти царя придавалось божественное происхождение.

466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси

Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных. 2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного. А чину венчания на царство Грозного с незначительными изменениями следовали все русские цари и императоры в течение последующих 350 лет. Венчание Ивана IV на царство имело для русских людей и глубокий религиозно-мистический смысл. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий