Спасение челюскинцев показало, что советская авиация может выполнять сложные задачи в Арктике. За пять месяцев до спасения челюскинцев экипаж Куканова на одном У-2 за тринадцать рейсов спас более 90 человек с вмёрзших в лёд пароходов Колымской экспедиции, но эта спасательная операция не получила широкой огласки в то время, поскольку многие из спасённых были. О подготовке «Красина» к экспедиции по спасению челюскинцев рассказывают публикуемые документы ЦГАИПД СПб. Первым практическим результатом работы комиссии было спасение экспедиции Нобиле, потерпевшей аварию на дирижабле «Италия».
Спасение челюскинцев: 90 лет назад семеро летчиков стали первыми в истории Героями Советского Союза
об этом и так все известно, - рассказывал о войне и прочих событиях. 5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский нашёл ледовый лагерь Шмидта, совершил там посадку и вывез десятерых женщин и двоих детей. 14 апреля 1934 года в лагерь спасателей челюскинцев была отправлена телеграмма из Москвы.
НОВОСТИ ПРОЕКТОВ:
- Вам будет интересно
- Челюскинцы во Владивостоке
- Видео: Что известно о челюскинской экспедиции | Новости России
- На льду делали стенгазету
- Газета "Правда". 85 лет назад завершилась операция по спасению челюскинцев
- Главные новости
Обнародован неизвестный факт о спасении челюскинцев
Но лишь в ходе 29-го рейса льдину с ними удалось обнаружить. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну Сев на площадке размером всего 150 на 400 метров, в сорокаградусный мороз, самолёт взял на борт десять женщин и двоих детей. Возвращаясь за остальными, авиаторы снова смогли удачно посалить крылатую машину, но при взлёте у неё отказал двигатель. Ляпидевский и члены его экипажа присоединились к «челюскинцам»… Спасение пришло только 7 апреля. За две недели лётчики перевезли со льдины в чукотское становище Ванкарем всех «челюскинцев», включая экипаж Ляпидевского. Тяжело заболевшего Отто Шмидта доставили в госпиталь города Ном на Аляске. Несмотря на неудачу экспедиции, было организовано чествование «челюскинцев» во всесоюзном масштабе. Все они кроме детей , начиная от Отто Шмидта и заканчивая корабельными уборщицами, были награждены орденом Красной Звезды.
Самой высокой награды удостоились лётчики, принимавшие участие в спасательной операции. Анатолию Ляпидевскому и ещё шести пилотам было присвоено звание Героя Советского Союза, учреждённое через три дня после завершения эвакуации «челюскинцев» — 16 апреля 1934 года. Им также вручили орден Ленина. Орденами Ленина были награждены ещё 12 членов летных экипажей, включая двух американцев — бортмехаников, обслуживавших самолёт Consolidated Fleetster, на которым Отто Шмидт перевезли на Аляску. В 1934 году экспедиция под руководством Юрия Визе на ледокольном пароходе «Федор Литке» без особых проблем прошла из Владивостока в Мурманск, а в 1935 году в обратном направлении были проведены транспортные пароходы «Искра» и «Ванцетти». Сегодня развитие Северного морского пути остаётся одной из приоритетных экономических задач, стоящих перед Россией, что было в очередной раз подтверждено на прошедшем на этой неделе в Санкт-Петербурге Международном форуме «Арктика-территория диалога».
Еще один рейс пришлось выполнить за 600 километров в город Ном на Аляске, куда в местный госпиталь был срочно доставлен заболевший руководитель экспедиции Отто Шмидт. Фото: vk. Более ста челюскинцев получили ордена «Красной звезды» и «Трудового красного знамени». Еще 19 человек получили высшую советскую награду — орден Ленина. А семерым лётчикам, снявших челюскинцев со льдины, была присвоена введенная 16 апреля 1934 года высшая степень отличия, а именно звание «Герой Советского Союза» правда, медаль «Золотая звезда» будет введена только 1 августа 1939 года, но это уже, что называется, детали. Итак, вот список людей, которые стали самыми первыми Героями Советского Союза приводим его в порядке нумерации соответствующих Грамот : 1. Анатолий Ляпидевский 1908-1983 ;.
Погосов: «Челюскинцы поверили в силу и мужество нашей авиации и теперь уже знали наверняка, что палатки на льду недолго будут служить для них пристанищем». Слепнев, Н. Каманин и В. С этого дня авиасообщение между лагерем и чукотским становищем Ванкарем стало постоянным. В числе последних улетел и капитан «Челюскина» В. Первыми этой награды удостоились 7 летчиков, эвакуировавших людей из лагеря О. Шмидта: С. Леваневский, М. Слепнев, М. Водопьянов, И. Доронин, Н. Каманин, А. Ляпидевский, В. Несмотря на трагедию «Челюскина» основная цель экспедиции была достигнута - проходимость СМП доказана. Кроме того, были сделаны правильные выводы - необходимо увеличить ледокольный флот. Также, за время дрейфа было подробно исследовано Чукотское море - его течения, движение льдов и ветра, флора и фауна. Сегодня мы предлагаем Вам ознакомиться с хроникой операции по спасению челюскинцев с помощью материалов, опубликованных в свое время на страницах газеты «Полярная правда».
Меньше, чем через год, после 29 неудачных вылетов в пургу и метель 5 марта 1934 года Анатолий Ляпидевский стал первым из летчиков спасотряда, которому посчастливилось найти челюскинцев и приземлиться на крохотный участок ровного льда, расчищенный зимовщиками: всего 150 на 450 метров. Спасение челюскинцев Летчик и не предполагал, что этот первый рейс, за который он эвакуировал всех десятерых женщин и двоих детей станет для него и последним в спасательной эпопее. При подготовке ко второму полету к челюскинцам самолет Ляпидевского во время перелета из Уэлена в Ванкарем, где располагался штаб спасательной операции, совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Самолет удалось отремонтировать и поднять в небо только 25 апреля. О том, что он стал первым в истории Героем Советского Союза, Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация. Чтобы в 1927 году стать курсантом Ленинградской военно-теоретической школы ВВС, Николаю Каманину пришлось слукавить и прибавить себе лишний год. Потеряв два самолета, отряд Каманина долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев. В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря на Большую землю шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где в обычное время размещался один летчик-наблюдатель. В общей сложности самому молодому из летчиков-героев удалось эвакуировать в Ванкарем 34 человека — это второй по результативности показатель среди всех семерых пилотов. Самым же результативным стал Василий Молоков. Армейскую службу он начал еще в Русском императорском флоте в 1915 году на Балтике, а после революции сумел совместить службу по призыву со службой по призванию, став механиком в морской авиации. В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся туда, где начинал службу, — на Балтику, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. Герой Советского Союза летчик Василий Молоков Участие Молокова серьезно помогло спасательному отряду «Челюскина»: Молоков неплохо знал коварный характер Севера и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком «великолепной семерки»: в общей сложности Молоков эвакуировал на своем Р-5 39 челюскинцев.
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
13 апреля 1934 года на материк был доставлен последний член экипажа затонувшего парохода «Челюскин» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Арктика, истории, летчиков на развлекательном портале Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. 14 апреля 1934 года в лагерь спасателей челюскинцев была отправлена телеграмма из Москвы. После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трёх направлений. 13 апреля операция по спасению челюскинцев была завершена, и ледовый лагерь перестал существовать. 13 февраля 1934 года был раздавлен льдами и ушел на дно пароход «Челюскин».
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
Шмидт с прилетевшим к пароходу лётчиком Кукановым вылетел на остров Врангеля, куда самолёт доставил радиста, продовольствие, а оттуда вывез несколько зимовщиков. До Тихого океана — 280 километров. Огромный путь — от Мурманска до Колючина — пройден в 40 дней. Зарядами аммонала взрывают нагромождённый лёд, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы. Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону. Наконец 5 октября лёд начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда. В дальнейшем он попадает в дрейф.
Гаккель Як. Эмблема скромности: когда его имя нанесли на карту во время похода открыто несколько новых земель. Факидов Ибр. В 1921-м неграмотен, сейчас физик, ассистент академика Иоффе. Решетников Ф. Бывший беспризорник. Громов Б. Так благодаря дневниковым записям Сельвинского узнаём, что на «Челюскине» был ещё один крымчанин - Ибрагим Гафурович Факидов. Он родился в августе 1906 года в небольшом селении под Судаком.
Лия Гинцель, наша коллега из «Вечернего Екатеринбурга», города, в котором Ибрагим Факидов долгие годы работал в Институте физики металлов, вспоминает беседы с учёным. Летом 1922-го «пешком через горы и леса, измученный, но полный желания учиться, полуграмотный паренёк добрался до Симферополя. Поступил на рабфак, где «кормилась» ввиду закрытия Крымского университета обладающая немалыми знаниями профессура. Рабфак давал право поступать в любой вуз без экзаменов. Будущий учёный избрал физико-математический факультет Ленинградского политеха, деканом которого был академик Абрам Иоффе». Кстати, экспедиция на «Челюскине» была для 27-летнего Факидова не первой. Он, разбирающийся в магнетизме, побывал с геологами за Полярным кругом, участвовал в экспедиции Всесоюзного арктического института на Северную землю: «Когда справа по курсу появился никем тогда не посещаемый остров Свердрупа, начальник экспедиции Самойлович, геолог Аллер и физик Факидов выгрузились на берег. Спутники отправились вглубь острова, а физик задержался у кромки воды. С корабля наблюдали, как он, закончив измерения, несколько раз, словно поигрывая, выстрелил из винтовки.
А потом до всех донёсся истошный крик «Спасите! В винтовке оставался один патрон. Факидов выстрелил. Человека спас.
Однако его амбициозным планам не суждено было сбыться: корабль путешественника был затёрт льдами к северу от Кольского полуострова, а сам он погиб. Спустя почти полвека аналогичную попытку предпринял знаменитый голландский исследователь Вильям Баренц. В ходе трёх экспедиций, осуществлённых в 1594-97 годах, он открыл архипелаг Шпицберген и исследовал западное побережье Новой Земли, однако в ходе последнего путешествия его корабль тоже был затёрт во льдах, и Баренц скончался от цинги в лагере, разбитом командой на берегу Новой Земли. В 1648 году произошло важное событие, не замеченное современниками. Казак Семён Дежнев на своём коче русское мореходное парусное судно поморов и сибирских промышленников; деревянное, одномачтовое, однопалубное, промысловое, парусно-гребное , обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки. Большой вклад в исследование заполярных территорий России внесла Великая Северная экспедиция 1733-43 годах в ходе которой было изучено и закартографировано северное побережье России от устья Печоры до Чукотки.
Также Витусом Берингом был повторно открыт пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный его именем. Казак Семён Дежнев на своём коче, обогнув с севера Чукотский полуостров, вышел в Тихий океан через пролив, отделяющий Евразию от Америки В последней четверти XIX века исследования Северного морского пути активизируются, и в 1878-79 годах экспедиция шведского географа Норденшельда, в которой участвовал русский предприниматель и исследователь Севера Александр Сибиряков, прошла на парусно-паровом китобойном барке «Вега» от Норвегии до восточного побережья Чукотки, и после зимовки через Берингов пролив вышла в Тихий океан. Это стало сенсационным успехом. До сих пор еще никому не удавалось пройти весь Северный морской путь. В 1914-15 годах, в разгар Первой мировой войны, экспедиция под руководством первооткрывателя Северной Земли Бориса Вилькицкого, выйдя из Владивостока на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач», совершила первое в истории сквозное плавание по Севморпути с востока на запад, дойдя до Архангельска. В 1914-15 годах экспедиция под руководством первооткрывателя Северной Земли Бориса Вилькицкого, выйдя из Владивостока на ледокольных пароходах «Таймыр и «Вайгач», совершила первое в истории сквозное плавание по Севморпути Гражданская война и последующая разруха в России, временно приостановили арктические исследования, однако уже в начале 1930-х годов они возобновились. Ещё в марте 1920 года Владимир Ленин ввиду важности Северного морского пути для экономики страны подписал декрет о создании Северной научно-промысловой экспедиции Севэкспедиция для изучения арктических территорий России «от Кольского полуострова до Берингова пролива». Интересно, что Верховный правитель России адмирал Александр Колчак известный и как полярный исследователь годом ранее также уделил этому вопросу своё внимание, распорядившись создать при своём правительстве в Омске Комитет Северного морского пути.
Часть полярников переправили по воздуху, но другим пришлось совершить многокилометровый «марш-бросок» на собачьих упряжках через ледяную пустыню. В числе этих «путешественников поневоле» оказалась и Карина Васильева со своими родителями. Однажды во время трудного пути малютка едва не погибла. К счастью при этом падении девочка не пострадала, но вызволить ее из этой расселины было практически невозможно. Именно так показалось другим челюскинцам: трещина такая узкая, что взрослому человеку в нее не протиснуться, а сверху до Карины не дотянуться, — она лежала на глубине около двух метров. Нужно было расширить трещину, но на это ушло бы очень много времени, и девочка попросту замерзла бы насмерть. Ситуацию спас один из местных жителей, сопровождавших отряд челюскинцев.
"Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти..."
Спасение челюскинцев стало мировым триумфом Советского Союза — до этого момента все попытки спасти кого-то из Арктики либо ничем не заканчивались, либо не обходились без жертв. За пять месяцев до спасения челюскинцев экипаж Куканова на одном У-2 за тринадцать рейсов спас более 90 человек с вмёрзших в лёд пароходов Колымской экспедиции, но эта спасательная операция не получила широкой огласки в то время, поскольку многие из спасённых были. Спасение челюскинцев. 13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина. Самолет спасателя "челюскинцев" Анатолия Ляпидевского после приземления в бухте Провидения. Спасение челюскинцев стало мировым триумфом Советского Союза — до этого момента все попытки спасти кого-то из Арктики либо ничем не заканчивались, либо не обходились без жертв.
Как спасали «челюскинцев»
Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости. Показать больше.
Без преувеличений, это был беспрецедентный подвиг. Впервые в истории столь убедительно показала себя полярная авиация. Полярники и лётчики доказали: человек пришёл в Арктику навсегда, чтобы исследовать этот труднодоступный край, осваивать его. Подвиг во льдах стал убедительным подтверждением верности курса на индустриализацию и массовое просвещение. За несколько лет, прошедших после «великого перелома», Советский Союз стал сильнее, современнее. Слова полити-ков не расходились с делом. После спасения челюскинцев страна ещё сильнее поверила в себя — в годы войны это станет одной из предпосылок Победы.
И ещё один штрих, который особенно остро воспринимается в наше время. Спасение челюскинцев было всенародной заботой и — после успешного завершения — всенародной славой. Если бы каждый думал о личной выгоде, ничего бы не получилось, кроме конфликта интересов. А у них было сплочение, была вера в социализм, в то, что все мы работаем ради общего будущего… Они жили ради прогресса — и в технике, и в человеческих взаимоотношениях. Так было. И это сокровище мы сегодня потеряли. Потеряли чувство справедливой и мощной социалистической Родины. А в 1934 году вся страна чествовала своих любимых сыновей. Иван Доронин вспоминал: «Я — лётчик и смело могу сказать, что неплохо знаю нашу великую Родину. Она часто лежит у меня под крылом.
Она хорошо видна мне. Не раз с высоты я любовался её заводами, лесами, посевами. Но по-настоящему я узнал её во время замечательнейшей поездки Владивосток — Москва. Мы ехали по нашей стране, и она аплодировала нам. Наш поезд объединил все станции и полустанки, все города и колхозы. На одной маленькой станции около Свердловска ко мне подошёл старик-колхозник. Он похлопал меня по плечу и сказал: — Молодец, парень, молодец! На глазах у него были слёзы. Вряд ли за всю жизнь я когда-нибудь так волновался, как в тот момент. Я хотел многое рассказать старику.
Я хотел сказать ему, что я тоже крестьянский сын, что только наша великая партия может выпестовать забитого деревенского мальчугана так нежно, так мудро; что только она в состоянии создать из него настоящего человека; что этот человек готов отдать свою жизнь в любой момент за великую партию, за великое её дело. Но я ничего не сказал старику: от волнения я не мог говорить». Валерий Чкалов не участвовал в спасении челюскинцев. Но он был одного корня с полярными лётчиками, ставшими первыми Героями Советского Союза… Когда в Америке великого лётчика спросили, насколько он богат, сколько у него миллионов, Чкалов ответил: «170. Таков закон социалистического братства. В ХХI веке он ещё актуальнее, ещё важнее. Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.
Погосов взял на себя ответственность за прием и отправку самолетов, руководил действиями бригад по уборке снега. Семеро смелых К операции по спасению привлекли лучших полярных летчиков. Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. Поиски проводились в сложнейших условиях: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильный ветер и пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского вылетал на поиски экспедиции 28 раз и только на 29-й ее нашел. Он вывез на "большую землю" женщин и детей. Следующие самолеты из-за погодных условий смогли прилететь только через месяц. Последнюю группу сняли со льдины и доставили на материк 13 апреля 1934 года. Челюскинцы провели на льдине ровно два месяца. Их первыми в истории страны удостоили звания Героя Советского Союза. Участников похода "Челюскина" за мужество и отвагу, проявленные во льдах Северного Ледовитого океана, наградили орденами Красной Звезды. Привет из прошлого Из-за того, что "Челюскин" ушел ко дну практически на краю света, комплексных исследований корабля ни разу не было. Но в 2020 году сразу две экспедиции обследовали пароход. Обе они оказались успешными и расширили знания ученых об этом судне. Первая состоялась в августе: водолазы погрузились к "Челюскину" и даже смогли провести съемку и получить первые достоверные кадры. Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании "Фертоинг" на основе акустической съемки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представление о примерных разрушениях корпуса. На модели хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для аквалангистов. С помощью многолучевого эхолота экспедиция провела трехмерную акустическую съемку "Челюскина". Затем удалось произвести видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата "Марлин-350".
На горизонте под лучами солнца переливалось свободное ото льда море… Однако вскоре судно было увлечено течением на северо-запад. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну. Впрочем, к такому исходу экипаж был готов, и на лёд смогли быстро выгрузить припасы, а также доски и кирпичи для строительства бараков. При высадке погиб завхоз Могилевич, которого раздавил сместившийся со своего места ящик с грузом. Остальные члены экспедиции благополучно сошли на лёд и приступили к строительству жилища. Благодаря работавшей радиостанции удалось передать информацию о случившемся на большую землю. Специально образованная в Москве комиссия Совнаркома приняла решение организовать эвакуацию «челюскинцев» с помощью авиации. Но из-за сложных погодных условий первых людей удалось снять со льдины только 5 марта. Примечательно, что его экипаж выполнил 28 вылетов в поисках терпящих бедствие членов экспедиции. Но лишь в ходе 29-го рейса льдину с ними удалось обнаружить. Дрейф продолжился, а 13 февраля 1934 года корпус «Челюскина» был раздавлен льдами и корабль пошёл ко дну Сев на площадке размером всего 150 на 400 метров, в сорокаградусный мороз, самолёт взял на борт десять женщин и двоих детей. Возвращаясь за остальными, авиаторы снова смогли удачно посалить крылатую машину, но при взлёте у неё отказал двигатель. Ляпидевский и члены его экипажа присоединились к «челюскинцам»… Спасение пришло только 7 апреля. За две недели лётчики перевезли со льдины в чукотское становище Ванкарем всех «челюскинцев», включая экипаж Ляпидевского.
90 лет назад - 13 апреля 1934 года, успешное окончание операции по спасению челюскинцев!
Возрос престиж нашего государства. Многие именно в те дни поняли, что советские индустрия и наука — это не пропагандистский пшик, а реальность, с которой нельзя не считаться. И все понимали, что это не театральная постановка, а настоящее, подлинное «покорение пространства и времени». Был у той победы и дипломатический эффект. Две великие арктические державы — СССР и США, несмотря на политические разногласия, научились сотрудничать в полярных льдах и в северном небе.
Этот опыт пригодится державам в 1941 году, когда лидеры Советского Союза и Соединённых Штатов смогли сплотиться, чтобы дать отпор «коричневой чуме». Нашли общий язык! А началось всё с полярников. Будем помнить об этом.
Всенародный подвиг Лётчики, переправившие полярников из ледового лагеря на Большую землю, стали первыми Героями Советского Союза. Без преувеличений, это был беспрецедентный подвиг. Впервые в истории столь убедительно показала себя полярная авиация. Полярники и лётчики доказали: человек пришёл в Арктику навсегда, чтобы исследовать этот труднодоступный край, осваивать его.
Подвиг во льдах стал убедительным подтверждением верности курса на индустриализацию и массовое просвещение. За несколько лет, прошедших после «великого перелома», Советский Союз стал сильнее, современнее. Слова полити-ков не расходились с делом. После спасения челюскинцев страна ещё сильнее поверила в себя — в годы войны это станет одной из предпосылок Победы.
И ещё один штрих, который особенно остро воспринимается в наше время. Спасение челюскинцев было всенародной заботой и — после успешного завершения — всенародной славой. Если бы каждый думал о личной выгоде, ничего бы не получилось, кроме конфликта интересов. А у них было сплочение, была вера в социализм, в то, что все мы работаем ради общего будущего… Они жили ради прогресса — и в технике, и в человеческих взаимоотношениях.
Так было. И это сокровище мы сегодня потеряли. Потеряли чувство справедливой и мощной социалистической Родины. А в 1934 году вся страна чествовала своих любимых сыновей.
Иван Доронин вспоминал: «Я — лётчик и смело могу сказать, что неплохо знаю нашу великую Родину. Она часто лежит у меня под крылом. Она хорошо видна мне. Не раз с высоты я любовался её заводами, лесами, посевами.
Но по-настоящему я узнал её во время замечательнейшей поездки Владивосток — Москва. Мы ехали по нашей стране, и она аплодировала нам. Наш поезд объединил все станции и полустанки, все города и колхозы. На одной маленькой станции около Свердловска ко мне подошёл старик-колхозник.
Он похлопал меня по плечу и сказал: — Молодец, парень, молодец! На глазах у него были слёзы.
Лётчики, участвовавшие в спасении экспедиции, моментально стали известны во всём мире. Восхищение мастерством советских пилотов высказывала даже пресса Третьего рейха и фашистской Италии. Впервые в отечественной истории последовало присвоение участникам спасательной операции «высшей степени отличия, связанной с проявлением геройского подвига»: 16 апреля 1934 года ВЦИК СССР своим указом установил высшую степень отличия — звание Героя Советского Союза. Высокого звания первыми были удостоены семь человек — лётчики А. Ляпидевский, С. Леваневский, В.
Молоков, Н.
На Чукотку Ляпидевского вызвали ещё в декабре — на случай эвакуации кого-то с зазимовавших во льду пароходов, включая дрейфующий "Челюскин". И оказалось, что не напрасно. Ещё до катастрофы на "Челюскине" он совершил несколько полётов над океаном, приспосабливая себя и технику к суровой арктической погоде. Ляпидевский вспоминал, что всего за время экспедиции выполнил 36 вылетов. Вода для моторов при минус 40 грелась так медленно, что порой удавалось запустить только один мотор, а на второй уже не хватало светлого времени. Требовались немалые усилия просто для того, чтобы удержаться на ногах: из-за пурги уже в нескольких шагах ничего не было видно. А летящий в самолёте пилот сидел в открытой кабине. Шум мотора заглушал слова, так что переговариваться с бортмехаником, сидящим сзади, приходилось знаками или записками". Пурга застилала горизонт, искали лагерь вслепую, всматриваясь в бесконечные белые просторы.
Лётчики-герои Анатолий Васильевич Ляпидевский 1908—1983. Анатолий Ляпидевский. Сел в кабину. Чувствую — леденеют, слипаются веки. Почти ослеп. На взлёте ткнул правой лыжей, но самолёт все-таки оторвался, взмыл. Беру высоту. Чувствую режущую боль в лице. Стащил перчатку, приложил к лицу. А тут ещё хлопает левый мотор.
Нет, надо возвращаться, иначе — гроб. Начинаю планировать, перчатку уносит на ропаки. Стиснул зубы от страшной боли, стараюсь удержать штурвал, посадить машину. Посадил, подруливаю. Бортмеханик хватает из фюзеляжа снег, трёт мне лицо. Подбегает врач Леонтьев, говорит, заикаясь: "Ай-ай-ай. Ты же отморозил нос, щёки". На другой день сижу с перевязанной физиономией. Кожа горит, кровоточит... Будто кто-то насмехается надо мной!
Выть хотелось от злости. Душа горела". Анатолий Ляпидевский и др. Николай Каманин. А перед нами таких вопросов не стояло. Мы знали, что ни одного аэродрома нет, горючего нет, никаких средств навигации нет и даже карты, точно отражающей обстановку местности, тоже не было".
Эти две малышки оказались самыми юными участницами беспримерной ледовой эпопеи. А сейчас Карина Васильевна, живущая в Петербурге, является единственной из челюскинцев, оставшейся в живых. Конечно, собственных впечатлений о времени пребывания на льдине и эвакуации на «большую землю» у нее нет, однако женщина помнит много рассказов, услышанных впоследствии от матери. Что-то из них мы использовали в свое время при съемках документального фильма. Но об одном из эпизодов, доселе никому неизвестном, Карина Васильевна упомянула лишь не так давно во время нашего с ней разговора. Всех эвакуированных самолетами с дрейфующей посреди Чукотского моря льдины челюскинцев летчики доставили сперва в «столицу» спасательной операции — заполярный поселок Ванкарем. Затем спасенных людей предстояло переправить в Уэлен на побережье Чукотки, откуда их должны были вывезти на корабле во Владивосток.
Челюскин и пижма все точки над i
об этом и так все известно, - рассказывал о войне и прочих событиях. 90 лет назад, 13 апреля 1934 года, в Чукотском море завершилась операция по спасению участников арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Операция по спасению челюскинцев была возобновлена 7 апреля 1934 года. 78 лет назад 13 апреля 1934 года завершена операция по спасению челюскинцев в Арктике Летом 1933 года научная экспедиция под руководством на пароходе Челюскин вышла в море из Мурманска.