Официальная версия гласит, что традиция отмечать 8 марта связана с “маршем пустых кастрюль”, который якобы провели в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка. Международный женский день, который во всем мире отмечают 8 марта, имеет совершенно другие исторические корни. Как появился праздник 8 марта, как его отмечают в разных культурах и какие тайны скрывают его основательницы — Клара Цеткин и Роза Люксембург?
8 марта: история праздника
8 Марта, или Международный женский день, родилось из-за массовых протестов женщин в XX веке. Международный женский день (8 марта) празднуют во всем мире. История и традиции 8 Марта: что дало толчок появлению Международного женского дня, а также какую роль в этом сыграли советские женщины. "Международный женский день 8 марта мы отмечаем в условиях самоотверженной борьбы Советского народа с гнусными оккупантами, в обстановке исторических побед советских войск над гитлеровскими полчищами ": [листовка]. Отметим, в 1910 году во время публичных акций, посвященных борьбе за права женщин, коммунистка Клара Цеткин призвала основать Международный женский день. Впервые Международный женский день отметили 19 марта 1911 г. в ряде стран: Германии, Швейцарии, Австрии и Дании.
Без конфет и цветов: что на самом деле символизирует Международный женский день
История и традиции 8 Марта: что дало толчок появлению Международного женского дня, а также какую роль в этом сыграли советские женщины. В 1921 году II Коммунистическая женская конференция окончательно установила дату празднования Международного женского дня — 8 марта, в память об участии женщин в свержении самодержавия. Кто такие Роза Люксембург и Клара Цеткин, основательницы праздника 8 марта? Однако инициатива учреждения Международного женского дня и принятие определенной его даты принадлежит одной из основательниц коммунистического движения в Германии и активному борцу за права женщин Кларе Цеткин. Международный женский день — праздник, который отмечается ежегодно 8 марта в ряде государств и стран мира.
8 марта: история праздника
В декабре 1974 года было принято решение о проведении в рамках международного года Всемирной конференции по проблемам женщин. Она состоялась 19 июня - 2 июля 1975 года в Мехико, ее участники приняли Мексиканскую декларацию о равенстве женщин и их вкладе в развитие и мир. Это решение было принято в связи с проведением Десятилетия женщины ООН. В число других документов ООН по правам женщин входят: Всеобщая декларация прав человека 1948 , Конвенция о политических правах женщин 1952 , Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 , Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 , Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 , Декларация об искоренении насилия в отношении женщин 1993 , Пекинская декларация по положению женщин, 1995 и другие. С 2011 года начала функционировать новая структура ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин - "ООН-женщины" выполняет функции основного секретариата КПЖ.
Она была создана в июле 2010 года и объединила четыре подразделения ООН: ЮНИФЕМ, отдел по улучшению положения женщин, канцелярию специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин и Международный научно-исследовательский и учебный институт ООН по улучшению положения женщин. Празднование Дня В рамках празднования Международного женского дня отмечаются достижения женщин - вне зависимости от национальности, этнических, языковых, культурных, экономических и политических различий. Каждый год ООН объявляет тему дня. В 2018 году темой праздника было "Время настало: сельские и городские активистки меняют жизнь женщин к лучшему".
По замыслу, видеоряд позволяет задуматься о ценности неповторимых характеров и помогает увидеть красоту глазами художника даже в самых обыденных ситуациях. Для создания ролика в нейросеть загрузили множество работ живописцев, фотографов, дизайнеров. Она научилась генерировать уникальную визуализацию на основе предоставляемых картинок и тегов. Далее съёмочный материал разбивался на отдельные кадры и загружался в нейросеть. После этого формировался текстовый запрос: стиль определённого художника, желательные и нежелательные объекты в кадре.
Есть искушение связать подобное изменение в восприятии праздника с подсознательным отторжением идеологизированного советского прошлого, но дело, скорее, не в особенностях национальной памяти. Повсеместно отмечается интересный факт: в США, где и был учрежден праздник, он в принципе мало кому известен и не отмечается, как сейчас говорят, от слова «совсем». Женщин там поздравляют в другие даты: в День святого Валентина и День Матери, хотя они, женщины, продолжают считаться наиболее уязвимой социальной группой. Кроме России, Украины, Белоруссии и Казахстана, 8 марта как Международный женский день отмечается в Китае, Бразилии и ряде других стран мира. Какие же еще причины, кроме тоски по яркости и теплу, могут быть у популярности этого праздника у нас? Их, пожалуй, как минимум две, и, к сожалению, ни одну из них нельзя назвать положительной. Во-первых, это значительное преобладание женщин в России по численности населения. А во-вторых, именно то, против чего и боролись матери-основательницы Международного женского дня, — капитализм. Экономические причины эскалации многих праздников, кроме, пожалуй, 23 февраля более чем очевидны. Согласно маркетинговым исследованиям подавляющее большинство потребителей — женщины. В этой склонности, разумеется, прекрасный пол был замечен не вчера, но сам по себе этот факт — хороший повод обратиться к истокам. Тем более, что, как показал представленный мини-опрос, ни одна из опрошенных женщин не вспомнила имя основательницы Дня женской солидарности, а это имя, прочно ассоциировано с такими достижениями современного общества, как равные с мужчинами трудовые права женщин — политические и социальные. История возникновения Международного женского дня берет начало в 20-м веке — в период окончательного формирования индустриализма, требовавшего все новые и новые рабочие силы для заводов и фабрик. В Европе — это время распространения идей коммунизма и борьбы рабочих за свои права. На этом фоне 28 февраля 1908 в Нью-Йорке состоялся митинг с участием около 15 тыс. Инициировала его социал-демократическая женская организация. Ровно через год социалисты учредили национальный день женщин. С 1909-го по 1913-й его отмечали строго в последнее воскресенье февраля.
Нельзя не согласиться, что подобная подача праздника очень разнится с его восприятием как повода выпить в кругу коллег, попросить у своего мужчины подарок, повеселиться, «уделить себе внимание». Как было сказано, и эксплуатация, и дискриминация, и ее часть сексуальная объективация женщин — итог не только патриархального уклада, но и порождение конкретных экономических условий. Мировое торжество капитализма, породившего общество потребления, привело к тому, что огромное количество людей, не только женщины, в начале 21-го века рады вести образ жизни вещи среди вещей: потреблять и быть потребляемыми. Могут возразить, что в России социальная реальность такова, что для среднестатистической женщины любой праздник — отдушина, но, учитывая, что именно женщины в нашей стране — это большая часть электората, ответ на это замечание напрашивается сам собой. Видимо, чтобы улучшать свою жизнь, нужно с большим энтузиазмом реализовать свои политические права. Неплохо еще и помнить о том, что они, как и образование, и экономическая независимость — относительно недавнее достижение европейцев. Как и право свободно распоряжаться собой, не опасаясь общественного остракизма. Для сравнения как стало и как было достаточно привести финальный фрагмент из романа «Дневник обольстителя», ярко отражающего сексистский, объективирующий характер отношения к женщине в патриархальном обществе. Эти слова в середине 19-го века датский философ Серен Кьеркегор вложил в уста главного героя, от лица которого писался дневник: «Раз девушка отдалась — она потеряла свою силу, она всего лишилась. Невинность лишь отрицательный момент у мужчины и — суть существа женщины. Теперь сопротивление перестало быть возможным — оно не имеет больше смысла, а пока существует оно, и прекрасно любить. Как только оно прекращается, остаётся одна слабость и привычка». Примерно через 80 лет после «Дневника обольстителя» был опубликован социально-психологический роман Лоуренса «Женщины в любви», признанный одним из лучших романов 20-го века. На примере одной из пар в нем представлен образ идеальных отношений между мужчиной и женщиной, в которых нет попыток доминирования и манипуляций, а женщина утверждает свою субъектность, согласно своей сексуальной, творческой и интеллектуальной природе. Однако, как мы можем наблюдать, история сделала странный виток. Новые технологии, включая медицину, оказывают пугающее воздействие на неокрепшие умы, и силу набирают голоса неоконсерваторов, сторонников религиозного воспитания и патриархального уклада. Атомизированность социальной жизни, конечно, позволяет сегодня относительно мирно сосуществовать всем общественным группам и даже, кому охота, сходить с ума, как говорится, по-своему, но с исторической точки зрения женщина-тело, женщина-вещь, женщина-рабыня своей семьи, такой вектор — бесспорный регресс в общественном сознании и общественной жизни. Автор: Елена Янушевская.
Когда и почему начали отмечать 8 марта и что не так с историей этого праздника
Международный женский день задумывался как день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. Хотя ежегодно отмечать 8 Марта впервые предложили на социалистической женской конференции в Копенгагене в 1910 году, на государственном уровне праздник впервые установили в большевистской России в 1918 году. Именно ее считают основательницей Международного женского дня. К середине 20-х годов праздник становится полноправным среди девяти уже декретированных революционных праздников, тогда он получил название 8 марта – Международный день работниц.
Международный женский день
Предпосылкой и основанием для этого служила маевка — дореволюционный пролетарский праздник. Ленин говорил, что митингование — это и есть настоящий демократизм трудящихся, их пробуждение к новой жизни. Поэтому в раннем советском празднике и в раннем праздновании 8 марта центральное место занимало шествие, митингование, демонстрация, то есть движущийся ряд. Это яркие шеренги девушек, женщин, идущих радостно навстречу новой жизни под маршевую музыку, под духовые оркестры. Естественно, это все происходило в областных центральных городах. В оформлении подобных праздников участвовали в основном профессиональные художники, а затем уже театральные деятели, то есть это было детище художественных профессионалов. Клара Цеткин — немецкий политик, деятельница немецкого и международного коммунистического движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, активистка борьбы за права женщин. В начале 20-х годов основное место в праздновании занимали театральные представления карнавального характера, сатирические гротесковые инсценировки, скетчи. К этому времени относится огромнейший всплеск активности кружков художественной самодеятельности.
Как говорили современники: «что с ними делать, они плодятся, как инфузории! В то же время, если брать основную провинциальную область, то для нее 1917 год был достаточно условной датой. Все новшества, которые были в городе, все эти советские «хулиганства» дошли до села гораздо позже и воспринимались неоднозначно. Можно говорить, что к 1930 году уже появляется советская праздничная культура в том варианте, в котором мы ее видим сейчас: то есть в новой обрядовой форме. И праздник 8 марта уже официально значится как Международный женский день, он становится в один ряд с такими важными праздниками для советской страны, как День Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, День международной солидарности трудящихся, 23 февраля и т. За годы первых пятилеток выросло совсем иное поколение — воспитанное в новом обществе; новая, образованная женщина, которая приняла новую праздничную культуру и новый строй. В годы войны уходит на второй план жесткая идеологическая составляющая праздника, а на первые роли в эти трагические дни выдвигается героизм обыкновенной женщины. Вспомним знакомые образы: Родина-мать, защитница — то есть это не фанатичная советская женщина, борющаяся за свои права, а женщина, которая охраняет свою семью, своих детей, в первую очередь.
В Архангельске за четыре года, с 1941-го по 1944-й год, от голода умерло 38 тысяч женщин, детей и стариков. Это цифра сопоставима только с жертвами блокадного Ленинграда! К сожалению, у нас сейчас это число не озвучивается. В период тяжелейших испытаний, как раз на Русском Севере, женщины не только работали на заводах, на рытье укрепительных сооружений, но и собирали лекарственные травы, а также ягоды, грибы, ловили рыбу, били тюленя, собирали яйца птиц — богатый Северный край кормил и лечил всю страну. Причем участвовали в этом подвиге не только женщины и девушки, но и девочки-подростки. Конечно, во время Великой Отечественной войны праздников практически не было. Праздновали только самые основные даты, а Международный женский день носил чисто корпоративный характер на предприятиях. После войны начался период восстановления народного хозяйства, который, опять же, лег на плечи женщин.
Я вспоминаю фотографии, архивные материалы музеев, когда рядом с традиционной шикарной девичьей одеждой, в удивительных белых и золотых красках, с потрясающим кокошником или повязкой, висит обычная роба и инструменты. К сожалению, такое противопоставление говорит не в пользу советской власти.
Он никогда не скрывал своих либеральных взглядов и с удовольствием жертвовал часть доходов на революционную печать. Впрочем, говорят, что Боша и Дикую Клару связывало нечто большее, чем просто общность политических взглядов. Так или иначе, но любовная связь, если она и существовала, осталась тайной за семью печатями — особенно после того, как жена инженера Боша Анна Кайзер родила двух дочерей, Маргариту и Паулу. Сама же Клара в это время была занята новым романом — в редакции она встретила 18-летнего художника Георга Фридриха Цунделя.
Сначала Клара просто помогала юноше получить заказы, но затем она вышла замуж за Георга. Друзья Клары отговаривали её от этого шага, считая, что такой мезальянс опозорит Цеткин и выставит на посмешище. Но Клара ещё раз доказала, что она не зря получила прозвище Дикая: ей было абсолютно всё равно, что думают другие по этому поводу. Почти два десятилетия Клара и Георг жили душа в душу. Сыновья Клары взрослели, учились на врачей. Доходы семьи позволили приобрести хороший дом в пригороде Штутгарта, небольшую виллу в Швейцарии и даже автомобиль, что по тем временам было верхом моды и роскоши.
Например, в 1907 году на Штутгартском конгрессе Клара познакомилась с Владимиром Лениным, и вскоре он стал её близким приятелем. Но в 1914 году супруги расстались. Поводом стало различное отношение к Первой мировой войне. Клара Цеткин выступала против империалистической войны, а Георг Фридрих наперекор ей записался добровольцем в армию. Клара переживала из-за ухода супруга и долгие годы не давала ему официального развода. Только в 1928-м, когда ей был почти 71 год, она согласилась на развод, и художник тут же женился на своей давней избраннице Пауле Бош — дочери Роберта Боша, с которой, как оказалось, он долгие годы состоял в неофициальных отношениях.
В 1907 году Клара узнала, что 37-летняя Люксембург стала любовницей её 22-летнего младшего сына Константина. И не просто любовницей — Константин изъявил желание жениться на Розе. Клара Цеткин была очень недовольна таким поворотом событий, она даже перестала общаться с подругой. Роман Константина и Розы продолжался вплоть до начала Первой мировой войны — Константин по примеру отчима Георга записался добровольцем в армию и ушёл на фронт. Служил унтер-офицером санитарной службы, воевал на западном фронте, на Сомме, в Вердене и Реймсе. Был даже награждён за храбрость Железным крестом второй степени.
Больше он к Розе не вернулся — после войны он поступил учиться во Франкфуртский университет. Там он и узнал, что в 1919 году Роза Люксембург была жестоко убита полицией в Берлине в ходе подавления восстания рабочих. Розу забили насмерть, а тело выбросили в Ландвер-канал по пути в тюрьму. Тело Люксембург нашли лишь спустя почти пять месяцев, а похоронили и вовсе в 2009 году — всё это время останки революционерки хранились в запасниках патологоанатомического театра как останки "неизвестной". Смерть Розы для Клары стала страшным ударом.
Целью этого праздника Цеткин назвала борьбу женщин за свои права. Что же касается второй версии с чего началось «8 марта», то именно в этот день в 1857 году жительницы Нью-Йорка, работающие на фабриках, вышли на демонстрацию, получившую в истории название «марша пустых кастрюль». Их требования включали уменьшение продолжительности рабочего дня, повышения качества условий труда и оплату, равную мужской.
История праздника в России же отсчитывается с 23 февраля 1917 года по старому летоисчислению, или по юлианскому календарю, и 8 марта — по новому григорианскому жительницы Северной столицы отправились на митинг, на этот раз их лозунги требовали «хлеба и мира». В 1965 году руководством Советского союза Международному женскому дню был придан статус государственного праздника, а 8 марта был объявлен выходным днём во всесоюзном масштабе. По прошествии времени праздник лишился политической подоплёки и стал скорее днём женщин-матерей, а не женщин-воительниц.
Немка Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. В 1911 году первый Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта, по предложению члена Центрального комитета Социал-демократической партии Германии Елены Гринберг, в ознаменование Мартовской революции 1848 года в Пруссии. В 1912 году этот день отмечался в тех же странах уже 12 мая.