Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера (по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г).
6 причин, почему память иногда подводит нас
*В случае тяжелых или прогрессирующих нарушений памяти медикаментозное лечение необходимо. Если у пациента нарушение памяти возникает на фоне астенического синдрома, неврологи назначают ноотропные препараты, стимулирующие центральную нервную систему и оказывающие прямое активирующее влияние на интегративную деятельность головного мозга. Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму.
Еженедельная рассылка Купрума: только важное, одним письмом
- Иллюстрации
- Причины ухудшения памяти в молодом возрасте
- Почему все жалуются на память и что с этим делать — Личный опыт на
- #будущее | Изменение памяти человека -
Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти
А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить. Лечите хронические заболевания: исследования показывают, что диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой и другие соматические патологии значительно усугубляют снижение внимания и памяти что делает борьбу с ними обязательным пунктом в борьбе за мозговую деятельность. Избавьтесь от таких вредных привычек как алкоголь и курение: они повышают риск сосудистых нарушений. Хороша как простая ходьба и легкая аэробика, так и упражнения на координацию. Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они. Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз.
К какому врачу обратиться при проблемах с памятью Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов. К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа. При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики: изучение анамнеза; оценка соматического здоровья; беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие.
Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь; неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка; психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование; лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое. Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий. Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время. В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения. Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии.
Они смыкаются с нарушениями сознания по типу конфабуляции, которые также нередко наблюдаются у таких больных, особенно в острой стадии заболевания. Расстройства семантической памяти проявляются прежде всего в нарушении избирательности воспроизведения следов, например в трудностях логического последовательного изложения сюжета только что прочитанного больному рассказа, басни или какого-либо другого логически связного текста , в легком соскальзывании на побочные ассоциации. В заданиях на повторение серии слов такие больные обнаруживают «феномен привнесения новых слов», т. Неустойчивость семантических связей у подобных больных проявляется не только в заданиях на запоминание логически связного материала словесного, наглядно-образного , но и при решении разного рода интеллектуальных задач на аналогии, определение понятий и др. У этой категории больных страдают и процессы опосредования запоминаемого материала например, с помощью его семантической организации , что также является особенностью нарушений памяти при медиобазальных поражениях лобных долей мозга. Ко второму типу мнестических дефектов, встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга, относятся модально-специфические нарушения памяти. Эти нарушения связаны с определенной модальностью стимулов и распространяются только на раздражители, адресующиеся какому-то одному анализатору. К модально-специфическим нарушениям относятся нарушения зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти и др. В отличие от модально-неспецифических расстройств памяти, которые наблюдаются при поражении I функционального блока мозга, модально-специфические нарушения памяти возникают при поражении разных анализаторных систем, т. II и III функциональных блоков мозга. При поражении разных анализаторных систем соответствующие модальные нарушения памяти могут проявиться вместе с гностическими дефектами. Однако нередко нарушения в работе анализаторной системы распространяются только на мнестические процессы, в то время как гностические функции остаются сохранными. Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии. В этих случаях у больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных как и нарушений сознания. Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме. В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы. При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать жестами, междометиями и т. У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире и его изображениях. В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной или зрительно-речевой системы. Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга у правшей. Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой музыкальный слух - возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты. Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам например, лицам - возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса. Помимо двух основных типов амнезий, описанных выше, в нейропсихологии выделяется еще один тип мнестических нарушений, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность. Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга левой лобной доли или обеих лобных долей. Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, т. То, что больной «не принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память. Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании. Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал например, 10 слов , то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной.
Патологию головного мозга выявляют с помощью современных методов нейровизуализации. Неврологи разрабатывают для каждого пациента, страдающего нарушения памяти, индивидуальную схему терапии, которая включает медикаментозную поддержку и немедикаментозные методы лечения. Тяжёлые случаи нарушения памяти обсуждают на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают профессора, доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал уважительно относится к психологическим проблемам пациентов. Психологическую поддержку специалистов получают и родственники пациентов. Их обучают комфортному общению с близкими людьми, у которых нарушена память. Психологи советуют, как организовать быт пациента с нарушением памяти, помочь ему социализироваться. Виды памяти По предмету запоминания различают следующие виды памяти: Образную Эмоциональную Двигательную. Образная память — это информация, которая сохраняется с помощью создания образов на основе данных, которые получают органы чувств. Всё, что человек слышит, видит, осязает на ощупь, чувствует обонянием и вкусовыми рецепторами, преобразуется в образы и остаётся в этом виде в памяти. Вербальная память — информация, которую мы получаем с помощью слов и логики. Вербальной памятью обладает только человек. Все сведения, которые получены вербально, осознанно анализируются, классифицируются и используются в дальнейшем. Переживаемые человеком чувства запечатлеваются в эмоциональной памяти. Сохраняются все положительные или негативные эмоции. В будущем человек, вспоминая эти моменты жизни, может вновь испытать аналогичные ощущения. Всё, что связано с движением запоминается моторной, или двигательной памятью. Умение плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем, которому человек однажды научился, сохраняется в его мышечной памяти. По способу запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память. С помощью произвольной памяти человек запоминает информацию усилием воли, с помощью повторения. Непроизвольная память позволяет человеку запомнить не только то, что ему нужно, но и другие процессы, особенно, если эти данные соответствуют его предпочтениям и интересам. По времени запоминания различают кратковременную, долговременную, промежуточную, оперативную и сенсорную память. Кратковременная память используется для решения задач, которые «стоят на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает большое количество информации, но очень быстро её забывает, как только в ней пропадает потребность. Долговременная память обеспечивает хранение информации длительное время.
В определенных случаях ухудшения процессов запоминания удается полностью избавиться от проблемы, вернуть человека к привычной жизни. Но если симптом развивается на фоне нейродегенеративных изменений, вызванных болезнью Альцгеймера, Хантингтона или аналогичных, то полное излечение на текущий момент невозможно. Главная задача врачей в таких ситуациях состоит в том, чтобы ослабить признаки заболевания и не допустить ухудшения состояния. Основные усилия направлены на сглаживание проявлений проблемы, врачи помогают пациентам адаптироваться к происходящему и научиться справляться со стрессом. Чтобы подобрать оптимальную терапию в конкретном случае, воспользуйтесь медицинскими услугами врачей нашей клиники в Казани.
Ухудшение памяти у молодых людей и в старости
Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет. *В случае тяжелых или прогрессирующих нарушений памяти медикаментозное лечение необходимо. Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации.
6 причин, почему память иногда подводит нас
Сопровождается гипомнезией из-за ухудшения кровоснабжения мозга. Нарушение сознания. При аменции, онейроиде — полная ретроградная амнезия. При сумеречном помрачении и алкогольном делирии — частичное стирание воспоминаний. Хронический алкоголизм. Сопровождается гипомнезией и синдромом Корсакова фиксационная амнезия, псевдореминисценции, конфабуляции, амнестическая дезориентация, ретроантероградная амнезия. Нарушение памяти при эпилепсии. При эпилепсии мотивационные и эмоциональные установки становятся ригидными, наблюдается нарушение мотивационного компонента памяти. Характеризуется гипомнезией.
Преходящие и невротические расстройства: астения, неврастения, нарушение адаптации. Характеризуются гипомнезией. Нарушение памяти при резидуальной органике. Это остаточные явления в головном мозгу после интоксикации, черепно-мозговой травмы, родовой травмы, инсульта. Характерны дисмнезии и парамнезии. Диагностика Нарушения памяти исследует врач-психиатр или медицинский психолог. Диагностика нарушений памяти — это вспомогательный компонент в диагностике болезни в целом. Исследование нарушения памяти — это не цель, а средство.
Диагностика памяти нужна, чтобы установить наличие той или иной болезни, ее стадию и динамику: деменция, маниакальная фаза биполярно-аффективного расстройства или черепно-мозговая травма. Тактика взаимодействия с пациентами начинается с клинической беседы. Врачу нужно знать, помнит ли больной о недавних событиях, считает ли он свою память хорошей, помнит ли он о событиях после острого периода болезни. Чтобы убедиться в достоверности фактов, врач может расспросить родственников или друзей. Затем врач использует тесты по нарушению памяти. Наиболее популярные: «Заучивание 10-ти слов»; «Объем кратковременной памяти»; методика «Смысловая память». Изолированно память не лечится. В первую очередь нужно лечить основное заболевание, которое вызвало дисмнезию или парамнезии.
Например, при сосудистой деменции назначаются таблетки, которые стабилизируют артериальное давление и снижают уровень холестерина в крови. Коррекция нарушений памяти в таком случае происходит ноотропами. Однако при заболеваниях, которые сопровождаются преимущественно нарушением памяти болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви , назначаются препараты для улучшения когнитивных функций, в том числе памяти. Препараты: Мемантин, Ривастигмин, Донепезил, Галантамин. Читать еще: как алкоголь и всд связаны причины и симптомы Профилактика Некоторые патологии памяти нельзя предотвратить, например, конфабуляции, псевдореминисценции или синдрома Корсакова, так как они входят в структуру серьезных психических расстройств. Однако можно предупредить гипомнезию, которая настигает большинство людей в старости. Для этого следует изучать стихи, ходить новыми дорогами, смотреть новые фильмы и запоминать имена героев и сюжетную линию. Чтобы предотвратить снижение памяти на фоне гипертонической болезни и атеросклероза, следует ограничить соль до 5 г в сутки и исключить из рациона мучные блюда.
Предотвращают гипомнезию ежедневные физические нагрузки. О чем говорит потеря памяти Забытые дома ключи, долгие поиски телефона, вылетевшая из головы встреча — ситуации, в которые попадает каждый из нас. Небольшие провалы в памяти случаются с каждым из нас. Но если они повторяются слишком регулярно, то могут оказаться симптомом некоторых довольно опасных и прогрессирующих со временем заболеваний. А в некоторых случаях внезапная забывчивость может быть показателем того, что в мозге произошли нарушения, которые необходимо лечить. Почему возникает потеря памяти и когда она опасна, разбирался MedAboutMe. Какой бывает потеря памяти Память — комплексное понятие, которое объединяет различные познавательные способности человека. За каждый конкретный ее вид отвечает свой отдел мозга, поэтому и утрата конкретных воспоминаний и навыков говорит врачам о том, где именно следует искать проблему.
Так, например, утрачивая воспоминания о себе, близких, прошедших событиях, человек может не терять виды сенсорной памяти — кинестетическую моторную , сохранять зрительную и звуковую. В других случаях может нарушаться как раз конкретный вид сенсорной памяти. Например, при афазии человек забывает слова и речь. Утрата кратковременной памяти событий, которые были недавно, только что часто сопутствует травмам и интоксикациям. А вот постепенная утрата долговременной памяти может свидетельствовать о прогрессировании серьезных заболеваний. Врачи выделяют и такие основные виды утраты памяти: Ретроградная амнезия — человек не может вспомнить события, происходившие с ним до момента потери памяти. Антероградная — человек утрачивает способность запоминать. Диссоциированная амнезия — человек продолжает сохранять общие знания, но теряет воспоминания, касающиеся его личной жизни.
В некоторых случаях она проявляется тяжелым заболеванием диссоциативная фуга, при котором человек может внезапно утратить практически все воспоминания о себе, вплоть до имени. Фиксационная амнезия — неспособность запомнить текущие события и в результате невозможность накапливать и усваивать новую информацию. Потеря памяти может быть: Стационарной — воспоминание утрачено, но другие нарушения не наблюдаются. Регрессирующей — утраченные воспоминания со временем возвращаются. Прогрессирующей — забывается все больше, вплоть до утраты базовых навыков. Факторы, провоцирующие потерю памяти Любое нарушение памяти — реакция мозга на внешний раздражитель, болезнь, травму и прочее. Поэтому все факторы развития амнезии связаны с воздействием на головной мозг. Влияет на кровообращение, является ядом.
Может стать причиной легкой антероградной амнезии — мозг хуже усваивает новую информацию. При тяжелом алкоголизме может развиваться синдром Корсакова — острая нехватка витамина В1, при котором наблюдается фиксационная амнезия, позже состояние перерастает в сочетание ретроградной и антероградной амнезии. Наркотики, в том числе и марихуана. Так же, как и алкоголь, влияют на способность запоминать новую информацию. Недостаток сна. Во время сна мозг обрабатывает полученную за день информацию, в том числе формируются навыки, долгосрочные воспоминания. Недостаточное питание. Нехватка витаминов, чистой воды, а также клетчатки в рационе может сказываться на работе мозга.
В частности, последние исследования в США доказали возможность временных нарушений памяти при частом употреблении антигистаминных препаратов.
Потому что вы его и не запоминали. В момент поступления этой информации вы были сосредоточены на чём-то другом и просто её проигнорировали. В результате она продержалась в вашей сенсорной памяти положенные три секунды и исчезла навсегда.
Что делать? На этот раз уже ничего — придётся вежливо переспросить. А на будущее: информация в кратковременной памяти кодируется в виде звука. Чтобы запомнить впервые услышанное имя, обычно достаточно произнести его самому хотя бы один раз.
Действует безотказно. Вылетело из головы Вы начали фразу, чтобы поделиться какой-то мыслью, но вас перебили, и вы забыли, что хотели сказать. Исследование показывает, что тут действует такой же механизм, как и при резкой остановке физического движения. Неожиданный стимул приводит в действие субталамическое ядро — скопление плотно упакованных нейронов, которые и прерывают ваш мыслительный процесс.
Кратковременная память — ситуативный процесс, то есть он привязан к событиям, на фоне которых развивается. Чтобы вспомнить забытое, часто достаточно мысленно воспроизвести предшествующую последовательность событий или просто вернуться в место, где возникла первоначальная мысль. Когда вертится на языке Вы точно знаете, что именно хотите сказать, но не можете вспомнить нужное слово. Обычно это касается имён, дат, названий мест, книг или фильмов.
Интересно, что при этом мы почти всегда хорошо помним, о каком человеке, месте или фильме идет речь. В психологии такое называется блокировкой. Этот феномен хорошо изучен во время серии экспериментов этих двух ученых, как их там... И одно воспоминание совсем не обязательно тянет за собой другое.
Ведь, если честно, имена и даты впечатляют нас гораздо меньше фактов. Мозг по запросу выдал вам ту информацию, которую вы искали, а с названиями разбирайтесь сами.
И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте. Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме.
Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание. И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся.
Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом. Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот. Фил нашел график, из которого ясно видно, что дети с трудностями в чтении или в счете хуже решают задачи на вербальную память, а если оба расстройства проявляются вместе, то вербальная рабочая память ухудшается еще больше. В то же время собственно визуальная рабочая память влияет лишь на навыки счета и ситуацию, когда присутствуют оба нарушения. Алекс, мальчик из класса Фила с таким нарушением, очень неуклюж. Его рисунки выглядят странно, потому что ему трудно прорисовывать детали.
Он плохо контролирует свое тело и его позы, из-за чего с ним сложно общаться. На уроках физкультуры Алекс часто становится объектом насмешек, потому что не может даже просто бросить и поймать мяч. Кроме того, у Алекса плохая осанка, а порой он не может сообразить, какой рукой воспользоваться для решения той или иной задачи. Лонгитюдные длительные исследования таких детей в течение 3 лет показали, что впоследствии у них появляются проблемы с чтением и пониманием речи. Поэтому важно вовремя заметить развивающееся расстройство и разработать индивидуальную программу обучения ребенка. Трейси Эллоуэй показала, что детям с подобными проблемами тяжело решать задачи, где нужно определить размер объекта, его положение в пространстве или расстояние до предмета. С нейрологической точки зрения координационное расстройство может быть следствием незрелости моторной части неокортекса, которая ответственна за то, чтобы передавать двигательные команды телу.
К сожалению, подобная неразвитость коры часто сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к социально-эмоциональным проблемам. Судя по всему, неразвитость визуально-пространственного блокнота постепенно охватывает всю рабочую память, влияя и на фонологическую петлю, из-за чего появляются проблемы с чтением. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения. Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания. Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно. Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников.
Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть. Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство. Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование.
Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память. Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше. Оказалось, что у пациентов с депрессией активность префронтальной коры была значительно выше , чем у обычных испытуемых. Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло.
Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику. Что делать, если ухудшается память: Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах. Рыба и морепродукты также богаты витамином В12.
Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате. Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин; Наладить сон. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно в ночное время, когда происходит регенерация клеток. Если человек мало спит, он чувствует тревожность, его внимание ухудшается; Насыщать кровь кислородом: чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физической активностью; Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет полушария мозга работать, а память напрягаться. Если работа человека связана с логикой и мышлением, необходимо задействовать творческое правое полушарие. Можно рисовать или читать литературу. Девушка читает на природе Существуют простые упражнения, которые могут улучшить память и работу мозга: Больше запоминать.
Многие стараются не нагружать мозг, лишний раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простейших действий: запомнить номер телефона, имя собеседника, выучить стихотворение. Необходимо контролировать не количество, а качество полученной информации; «Встряхнуть» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или почистить зубы, нужно выполнить с закрытыми глазами. Сначала будет тяжело, со временем мозг будет быстро включаться и адаптироваться; Запоминать. Перед собой необходимо поставить предмет, в котором есть детали, например, вазу или картину. Внимательно смотреть в течение 1 минуты, после чего закрыть глаза и вспомнить все детали: цвет, оттенок, форму.
Упражнение можно повторить со слуховой памятью, стараясь запомнить слова песни; Заострять внимание на мелочах. Не обязательно выделять отдельное время, это можно делать по пути на работу или домой. Нужно научить свой мозг замечать маленькие детали вокруг: вывеску, объявление, проходящую мимо кошку; Найти ассоциации. Запомнить информацию проще, выстраивая ассоциативный ряд. Например, имя собеседника может быть похоже на имя актера.
Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость
— При деменции позднего возраста наблюдаются различные симптомы нарушений праксиса, оптико-пространственной деятельности, речи, мышления, поведения и памяти. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. Зачастую, слабость нарушение памяти указывает на многочисленные эндокринные заболевания. Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. Наравне с этим частые нарушения и потеря части памяти в пожилом возрасте считаются рядовым явлением.
Нарушение памяти у людей с ПРЛ в контексте взаимодействия с другими.
Основные усилия направлены на сглаживание проявлений проблемы, врачи помогают пациентам адаптироваться к происходящему и научиться справляться со стрессом. Чтобы подобрать оптимальную терапию в конкретном случае, воспользуйтесь медицинскими услугами врачей нашей клиники в Казани. Записаться на прием можно по телефону или через сайт, выбрав удобную дату и время посещения. Оставьте свои контакты и мы свяжемся с вами Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных и с Правилами пользования Платформой Другие статьи.
Воспоминания, которые ухудшаются со временем Каждый знает, что воспоминания со временем стираются, становятся менее отчетливыми. По определенным причинам даже воспоминания о каком-либо важном событии становятся все менее детальными по прошествии времени; и вот уже вы можете вспомнить только основную суть событий, но не их детали.
Это прозвучит странно, но мы зачастую не нуждаемся в полной детализации событий. Возможно, в тот момент, когда это событие имело место быть, вам казалась важной каждая мелочь. Однако нет никакой необходимости всегда помнить все детали своей жизни: какая, к примеру, погода была в день вашего первого знакомства с любимым человеком; или в какого цвета ванночке вы искупали первый раз своего ребенка. Существует такое понятие в психологии — кривая забывания или кривая Эббингауза, по имени немецкого психолога Германа Эббингауза, получившего эту кривую экспериментальным путем. По сути, это график, который демонстрирует то, как ухудшается человеческая память в зависимости от времени, в течение которого сохраняются воспоминания о каком-либо событии. Если изучить любой пример этой кривой, связанной с каким-то событием, то можно сделать вывод, что мы быстрее забываем детали события лишь в самом начале.
Однако со временем, когда наименее важная информация уже была утрачена, скорость забывания снижается. Получается, что мы сохраняем главное воспоминание, однако отбрасываем детали, в которых уже нет необходимости. Роль памяти в жизни человека Реконсолидация памяти Когда наш мозг запоминает что-либо, происходит процесс, называемый консолидацией памяти. Иными словами, кратковременные воспоминания в результате этого процесса превращаются в долговременные. Раньше считалось, что именно из-за этого процесса стираются предыдущие воспоминания — мозг как бы стирает их сам, освобождая место для новых. Однако относительно недавно, в результате экспериментов психологов и нейробиологов, удалось выяснить, что процесс «извлечения» консолидированных воспоминаний приводит к их нестабильности.
Иными словами, каждый раз, когда мы что-то вспоминаем, наш мозг часть знаний утрачивает, а часть — дополняет. Происходит так называемая реконсолидация памяти. И если мы находимся, к примеру, в состоянии стресса , наше реконсолидированное воспоминание может оказаться более стойким, чем предыдущее, консолидированное. Несмотря на тот факт, что этот процесс кажется вредным, открытие процесса реконсолидации памяти привело к пониманию механизма некоторых психических травм , а также подсказало методы их лечения. В частности, благодаря существованию данного процесса, ученым удалось разработать новый метод лечения посттравматического стрессового расстройства. Пациенту дают медицинский препарат, воздействующий на мозг таким образом, что в нем блокируется процесс реконсолидации.
Затем психолог провоцирует возникновение воспоминаний о травмирующем событии. Таким образом, так называемые плохие воспоминания постепенно стираются. Детская амнезия К какому периоду вашей жизни относятся самые ранние воспоминания? Подавляющее большинство взрослых людей не в состоянии вспомнить ничего из того, что происходило в их жизни лет до трех или четырех. Этот феномен носит название «детская амнезия», «инфантильная амнезия» или «амнезия детства». Психологи до сих пор не могут найти ему единственно верное объяснение.
Однако существует немало теорий на эту тему. Согласно одной из них, мозг в этом возрасте еще недостаточно развился для того, чтобы хранить воспоминания. По мнению же Зигмунда Фрейда, мозг ребенка просто вытесняет в подсознание воспоминания вместе с сексуальностью, которая развивается в этот ранний период становления личности. Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что в раннем возрасте мозг ребенка претерпевает структурные изменения. После рождения в мозге постоянно появляются новые клетки, которые также формируют связи с другими клетками. Исследования показали, что возраст, к которому данный процесс замедляется, совпадает с возрастом, когда большинство людей обретает свои первые воспоминания.
Интересный факт: оказывается, мозг морских свинок не подвержен тому, что мы называем детской амнезией. Ученые опытным путем убедились, что взрослые морские свинки не теряют даже самых ранних воспоминаний. Объясняют это тем, что мозг грызунов не претерпевает значительных структурных изменений в течение их жизни. Таким образом, эти маленькие создания способны на то, что недоступно людям — помнить события из своего самого раннего детства.
Продукты, богатые омега-3 жирными кислотами, антиоксидантами, витаминами группы В и С обеспечат организм здоровьем на долгие годы. Укрепить память, а также уменьшить стресс и снизить ощущение изоляции поможет общение с друзьями, участие в мероприятиях и хобби.
Ещё важно помнить о соблюдении режима сна и отдыха, которые очень нужны для сохранения мозговой деятельности. А вот высокое давление и холестерин со временем повреждают сосуды и ухудшают кровоснабжение мозга. Поэтому нужно следить за данными показателями и принимать меры для их контроля. Если возникают проблемы с памятью, то необходимо обратиться к специалистам.
Материал издания озаглавлен так: «Ужасно чувствовать себя медицинским исключением».
Ребекка Шэррок Сейчас Ребекке 31 год. И девушка помнит практически все дни с начала 2000-х, причем буквально. Тогда отчим пошел покупать финальную книгу про Гарри Поттера. Я запомнила, потому что в этот день в школе проходил вокальный мастер-класс, а мама смотрела новости. Сам визит президента для меня ничего не значил, но воспоминание отложилось», — приводят слова Шэррок журналисты.
Параллельно они проверили: Буш-младший действительно в тот день посещал Австралию. В видео выше проверяют способности Ребекки, спрашивая про фрагменты из книг о Гарри Поттере. Возможность вспомнить новости за определенный день для пациентов с гипертимезией не проблема. Но, как правило, они связывают те или иные события с личными ощущениями или интересами. Видимо, в памяти такие события в связке с собственными эмоциями закрепляются проще.
Ситуацию усугубляет то, что некоторые воспоминания касаются буквально первых лет жизни. Например, на напольный вентилятор — я была просто зачарована им. И только когда мне исполнилось полтора года, до меня дошло: а почему бы мне не встать и не исследовать самой, что это такое? Люди говорят, что я специально зацикливаюсь на плохом, но это неправда, — уверяет девушка.
Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас
Но некоторые действия могут помочь предотвратить преждевременное снижение памяти. Заниматься спортом. Регулярная физическая активность улучшает кровообращение во всем теле, в том числе мозге. Всемирная организация здравоохранения рекомендует взрослым: уделять аэробной физической нагрузке умеренной интенсивности, например ходить пешком, не менее 150—300 минут в неделю или аэробной физической активности высокой интенсивности, например бегать или ездить на велосипеде, не менее 75—150 минут в неделю; дважды в неделю или чаще проводить силовую тренировку на все основные группы мышц — это приносит дополнительную пользу здоровью; меньше сидеть и лежать. Если у вас нет времени на полноценную тренировку, можно погулять в умеренном темпе в течение дня. Правильно питаться и ограничить алкоголь.
Здоровая пища полезна для мозга и сердца. Для здоровья мозга рекомендуется есть достаточно фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов. Выбирать в качестве источников белка нежирное мясо, рыбу, птицу без кожи и бобовые. Алкоголь рекомендуется ограничить, а лучше исключить — его безопасной дозы не существует. Заниматься умственной деятельностью.
Мозг тоже нужно тренировать: разгадывать кроссворды; при вождении выбирать альтернативные маршруты; учиться играть на музыкальном инструменте.
Нужно обратиться к неврологу, который проведет обследование и специальные тесты для оценки нарушений, чтобы определиться с диагнозом и планом лечения. Как улучшить память К сожалению, лекарства, которое может вылечить деменцию, пока не существует. Но некоторые действия могут помочь предотвратить преждевременное снижение памяти. Заниматься спортом. Регулярная физическая активность улучшает кровообращение во всем теле, в том числе мозге. Всемирная организация здравоохранения рекомендует взрослым: уделять аэробной физической нагрузке умеренной интенсивности, например ходить пешком, не менее 150—300 минут в неделю или аэробной физической активности высокой интенсивности, например бегать или ездить на велосипеде, не менее 75—150 минут в неделю; дважды в неделю или чаще проводить силовую тренировку на все основные группы мышц — это приносит дополнительную пользу здоровью; меньше сидеть и лежать.
Если у вас нет времени на полноценную тренировку, можно погулять в умеренном темпе в течение дня. Правильно питаться и ограничить алкоголь. Здоровая пища полезна для мозга и сердца. Для здоровья мозга рекомендуется есть достаточно фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов. Выбирать в качестве источников белка нежирное мясо, рыбу, птицу без кожи и бобовые. Алкоголь рекомендуется ограничить, а лучше исключить — его безопасной дозы не существует.
Теоретически она имеет неограниченную емкость и долговечность, хотя на практике это нормально - забыть давно неиспользуемую и не относящуюся к делу информацию. Провалы и нарушения памяти Не все нарушения памяти являются провалами, понимаемыми как потеря способности вспоминать конкретную информацию. Нарушение памяти — это более широкое понятие. Сюда также входят качественные расстройства памяти, при которых искажаются существующие воспоминания. В некоторых условиях воспоминания бывают заменены ложными. То же самое происходит с некоторыми деталями воспоминаний при сохранении их общей структуры. Провалы в памяти — количественные расстройства, при которых доступ к самим воспоминаниям невозможен. Среди этих расстройств выделяют следующие типы: амнезия — неспособность вспомнить определенный период времени; экмнезия — восприятие воспоминаний как настоящего; гипомнезия — трудности с запоминанием; гипермнезия — чрезвычайно редкая способность запоминать каждое событие жизни, включая незначительные или обыденные детали. Кратковременная потеря памяти Легкие провалы кратковременной памяти иногда случаются у всех, независимо от возраста. Это забывание о повседневных обязанностях или неспособность вспомнить, что только что вы сделали.
В таком случае ухудшение или расстройство памяти происходит из-за того, что нервная система «зависает» и «застревает» в защитных реакциях, то есть в стрессе. А стрессорная реакция предполагает временную активацию механизмов немедленной физической борьбы за выживание, при которой работа памяти на время ослабевает. Если стресс из временной ситуации превратился в постоянную — память может пострадать довольно сильно. Если еще и нарушен сон — память снижается гарантированно. Такое нарушение памяти обратимо и лечится довольно успешно. Потеря клеток головного мозга вследствие органических нарушений при таких заболеваниях, как дисциркуляторная энцефалопатия ДЭП , болезнь Альцгеймера , токсическая энцефалопатия , посттравматическая энцефалопатия и др. Прогноз восстановления при сильном расстройстве или потере памяти в таком случае зависит от обратимости основного заболевания и требует более активного лечения. Чаще всего нам удается предотвратить дальнейшую потерю памяти. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты за счет хронической алкоголизации или нарушения усвоения витаминов синдром мальабсорбции, аутоиммунный гастрит.
Память, речь, внимание и их расстройства (когнитивные нарушения). Нарушение памяти
Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти. Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами. Нарушение памяти может быть обусловлено как функциональными причинами, так и органическим поражением вещества головного мозга. Снижение памяти (плохая память, забывчивость, расстройство памяти, потеря памяти, ухудшилась память) – это нарушение функции головного мозга. Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии.