Новости искусства.
В ГЭС-2 показали искусство без автора, без зрителя и без произведения
Задача «ГЭС-2» — сделать современную культуру доступной для каждого и создать условия для развития профессионального художественного сообщества. Превратить бывшую электростанцию в центр современного искусства было решено еще в 2014 году – когда списанное со счетов здание выкупил бизнесмен Леонид Михельсон. Дом культуры «ГЭС-2» развивает новаторское художественное производство через диалог между разными видами искусства.
Что можно посмотреть сейчас
- Современная концепция
- Курсы валюты:
- На «Ленфильме» простились с Владимиром Светозаровым
- Музей современного искусства ГЭС2
- Место притяжения
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ГЭС-2
Тереза Мавика рассказывает, что для московского проекта Пьяно был выбран в том числе и за свою любовь к воде: первое, что он спросил, оказавшись на набережной перед ГЭС-2: «Как они используют реку, когда она замерзает? В противовес классическому музею с демонстрацией достижений искусства она вместе с кураторской командой решила создать место по образу и подобию советских домов культуры, где искусство не только потребляли, но и производили. Два года назад он шесть часов подряд пел в Театре Маяковского о том, что «Печаль победит счастье», а сейчас в течение 98 дней будет переснимать культовую «Санта-Барбару» около сотни серий! Цель проекта — понять, какие ценности 90-х до сих пор актуальны для жителей России. Это — часть продолжительной пять сезонов, первый — четыре месяца программы фонда под заголовком «Святые Варвары, или Оба хуже», связанной с переосмыслением клише, через которые мы воспринимаем современную Россию. Также в первом сезоне запланированы две большие выставки: «В Москву! В Москву! Карнавал в четырех действиях». Она объединит рейв, танцевальную процессию, выставку и стендап. Выставочные залы и хранилище, традиционные для классических музеев, занимают нижние этажи, но Дом культуры не институция, вращающаяся исключительно вокруг визуального искусства и выставочного формата, по словам главного куратора фонда Катерины Чучалиной. Для меня это очень важный и радикальный жест — попытаться пригласить представителей разных направлений искусства к диалогу в одном пространстве.
Со стороны кажется, что российская культура — это общее сплоченное поле, но на самом деле оно по-прежнему очень сегментировано», — говорит она.
Сегодня на выведенной из эксплуатации электростанции реставрация вышла на финишную прямую. В 2021 году здесь откроется современный Дом культуры. Рассказываем, какой была и какой станет Центральная электрическая станция городского трамвая. От трамвая до выставок ГЭС-2 на Болотной набережной возвели в 1904—1908 годах по проекту архитектора Василия Башкирова. Изначально электростанция носила название «Трамвайная»: главным ее предназначением было питание контактной сети городского трамвая. Сам Башкиров неоднократно обращался к мотивам неорусского стиля. Его элементы можно заметить в оформлении фасадов электростанции.
Но уникальным здание ГЭС-2 сделала стеклянная крыша. Ее выполнили по проекту инженера Николая Сушкина при непосредственном участии Владимира Шухова. В первоначальном виде комплекс сохранялся до конца 1920-х годов. На протяжении всего XX века облик станции подвергался неоднократным изменениям. У ГЭС-2 появлялись различные пристройки, исчезла башенка с часами: ее убрали, чтобы не портила фон кинотеатра «Ударник». В начале войны разобрали узорчатые 62-метровые трубы котельной, чтобы немецкая авиация не могла использовать их в качестве ориентира при налетах на город. В 2006 году ГЭС-2 была закрыта из-за износа оборудования. Еще одной причиной стала слишком высокая стоимость производимой энергии.
А в 2009-м комплекс бывшей электростанции вошел в список объектов культурного наследия регионального значения. В 2014 году фонд современной культуры V-A-C купил здание и прилегающие территории, а также пригласил международную архитектурную мастерскую Renzo Piano Building Workshop для разработки концепции реконструкции. Не фрагментом ландшафта, а частью города, активным элементом его жизни.
На протяжении ХХ в. В одном месте соединились индустриальное наследие и современные архитектурные решения: здесь есть и панорамные окна, и стеклянная крыша с солнечными батареями, и двухуровневая парковка с зарядкой для электромобилей. В главном здании будут проходить выставки, семейные проекты, лекции, даже рейвы. Вход для всех обещают сделать бесплатным за исключением мероприятий с ограниченной вместимостью, например спектаклей, кинопоказов, концертов. Там созданы керамическая, слесарная, столярная, текстильная мастерские, фотолаборатория, студия звукозаписи — все они оснащены современным технологичным оборудованием. Первый — проект ColLab — постоянная программа мастерских Центра художественного производства «Своды».
Участники ColLab отбираются по открытому опен-коллу. Этим летом отобрали первых резидентов, которые 10 сентября этого года начали работать в «Сводах». В начале 2022 г. Вторая программа — «Клуб друзей «Сводов» в формате членства для большой группы творческих профессионалов 50—100 человек в год. Цель клуба — предоставить широкому кругу творческих специалистов место для реализации идей с помощью высокотехнологичного профессионального оборудования. Заявку на вступление в клуб можно подать в любое время начиная с января 2022 г. Называется она «Святые варвары». В названии есть отсылка к двум расхожим стереотипам, которые бытуют в разговорах о России: что страна, с одной стороны, возвышенно-духовная, с другой — отсталая и дикая.
Динара Асанова родилась в 1942 году. Закончив режиссерский курс Всероссийского государственного института кинематографии имени Сергея Герасимова, она снимала фильмы о проблемных подростках. Выставку поделят на три части. В начале гостям мероприятия покажут дебютный короткометражный фильм режиссера «Рудольфио» 1969 года создания, сообщили на сайте Дома культуры.
Вторая жизнь ГЭС-2. На месте электростанции открыли культурный центр
10 ноября в Доме культуры «ГЭС-2» открываются две новые выставки: «Кубок созвучий. Выставка «Уроки радости и боли» о режиссере Динаре Асановой пройдет в «ГЭС-2». Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. Сегодня на месте старейшей электростанции «ГЭС-2» на Болотной набережной открылся культурный центр. Главная» Новости» Гэс 2 концерты. В последние годы частным музеям становится все проще управлять своими собраниями — замечает директор музея современного искусства «Гараж» Антов Белов.
Что открытие «ГЭС-2» значит для Москвы: интервью с Терезой Мавика
Программа«Святые Варвары» на ближайшие годы состоит из пяти сезонов и посвящена трансформации, которую пережила российская культура за последние три десятилетия. Первый сезон называется «Санта-Барбара» и продлится около полугода до 13 марта 2022 года. Почему такое название? Первую серию американской мыльной оперы в России показали 2 января 1992, и так совпало, что стартовал сериал практически сразу после распада СССР, и для многих россиян сопровождал почти каждый вечер самого бурного десятилетия в истории страны. Подзаголовок сезона «Как не поддаться колонизации» предлагает поразмышлять, насколько образы и картинки из сериальной реальности плотно вошли в нашу жизнь.
Как можно выстроить диалог с западной культурой на равных позициях, не теряя собственного голоса. Программа «ГЭС-2» на эти полгода включает в себя три основных проекта. Первый из них — масштабный перфоманс «Санта-барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона», созданный специально для Дома культуры.
Здесь под руководством приглашённого исландского художника профессиональная съемочная команда из России будет в течение трёх месяцев переснимать по одному эпизоду одноимённой мыльной оперы в день в режиме реального времени. Второй проект — групповая выставка «В Москву! В Москву! Избранные произведения Рагнара представлены вместе с работами художников, с которыми он сотрудничал, и тех, кем он восхищается.
Выставка включает и работы начала 20-го века, и новые произведения, созданные специально для неё. Третий элемент программы — мультиформатная выставка «Я моторы гондолы разбирали на части. Карнавал в четырёх действиях».
В 2021 году здесь откроется современный Дом культуры. Рассказываем, какой была и какой станет Центральная электрическая станция городского трамвая. От трамвая до выставок ГЭС-2 на Болотной набережной возвели в 1904—1908 годах по проекту архитектора Василия Башкирова.
Изначально электростанция носила название «Трамвайная»: главным ее предназначением было питание контактной сети городского трамвая. Сам Башкиров неоднократно обращался к мотивам неорусского стиля. Его элементы можно заметить в оформлении фасадов электростанции. Но уникальным здание ГЭС-2 сделала стеклянная крыша. Ее выполнили по проекту инженера Николая Сушкина при непосредственном участии Владимира Шухова. В первоначальном виде комплекс сохранялся до конца 1920-х годов.
На протяжении всего XX века облик станции подвергался неоднократным изменениям. У ГЭС-2 появлялись различные пристройки, исчезла башенка с часами: ее убрали, чтобы не портила фон кинотеатра «Ударник». В начале войны разобрали узорчатые 62-метровые трубы котельной, чтобы немецкая авиация не могла использовать их в качестве ориентира при налетах на город. В 2006 году ГЭС-2 была закрыта из-за износа оборудования. Еще одной причиной стала слишком высокая стоимость производимой энергии. А в 2009-м комплекс бывшей электростанции вошел в список объектов культурного наследия регионального значения.
В 2014 году фонд современной культуры V-A-C купил здание и прилегающие территории, а также пригласил международную архитектурную мастерскую Renzo Piano Building Workshop для разработки концепции реконструкции. Не фрагментом ландшафта, а частью города, активным элементом его жизни. Именно поэтому мы обратились к итальянскому архитектору-визионеру Ренцо Пиано и его коллегам, неизменно создающим свободную, подвижную, пробуждающую любопытство архитектуру.
Снимать серии на русском языке художник собирается в течение 100 дней. В Москву! Мультиформатная выставка «Я моторы гондолы разбираю на части. Посетители должны перемещаться между шатрами по проходам и получать ощущение, словно они находятся на народных гуляниях.
В отдельно стоящем здании под названием «Своды» расположатся творческие мастерские — центр художественного производства. Помимо студий с оборудованием для работы по металлу и по дереву, видеомонтажа и фотопечати — здесь появятся студии звукозаписи, репетиционный зал и даже пекарня. Также здесь сооружают подземный паркинг с эксплуатируемой кровлей. На ней высадили берёзовую рощу. От Храма Христа Спасителя до Якиманской набережной сделают пешеходную зону, а также реконструируют Патриарший мост. В подмостовом пространстве разместят небольшие общественно-культурные центры. Эти работы планируется завершить до конца года. Залы-трансформеры, березовая роща и солнечные батареи: как изменится ГЭС-2.
Что такое ГЭС-2 и почему вы должны там быть
В 2015 году фонд современного искусства V-A-C приобрел пустующее помещение электростанции и прилегающую к нему территорию. Между двумя частями фильма предусмотрен антракт, во время которого можно заглянуть в Ресторан «ГЭС-2»: в его баре зрителей кинопоказа ждет комплимент от проекта Insider Bar. «ГЭС-2» станет не просто новым арт-кластером в центре Москвы, а едва ли не первой с советских времен попыткой создания негосударственной институции в области современного искусства. Сейчас фонд V-A-C восстанавливает после землетрясения филиал римского музея современного искусства MAXXI в Л'Акуиле, в Венеции вы отреставрировали и открыли палаццо Дзаттере, и даже проект «ГЭС-2» — перерождение исторического здания. В Москве после долгих лет реконструкции открылась ГЭС-2 — бывшая электростанция и будущая точка притяжения современного искусства и культуры в самых разных проявлениях.
ГЭС-2 – уникальный культурный центр Москвы
Частью нового пространства станут арт-резиденции и зал-трансформер для театральных и музыкальных концертов, постановок и перформансов. Акустикой в ГЭС-2 занимается группа международных специалистов, часть которых создавала звуковую систему Парижской филармонии. В отдельно стоящем здании под названием «Своды» расположатся творческие мастерские — центр художественного производства. Помимо студий с оборудованием для работы по металлу и по дереву, видеомонтажа и фотопечати — здесь появятся студии звукозаписи, репетиционный зал и даже пекарня. Также здесь сооружают подземный паркинг с эксплуатируемой кровлей. На ней высадили берёзовую рощу. От Храма Христа Спасителя до Якиманской набережной сделают пешеходную зону, а также реконструируют Патриарший мост. В подмостовом пространстве разместят небольшие общественно-культурные центры.
В первоначальном виде комплекс сохранялся до конца 1920-х годов. На протяжении всего XX века облик станции подвергался неоднократным изменениям.
У ГЭС-2 появлялись различные пристройки, исчезла башенка с часами: ее убрали, чтобы не портила фон кинотеатра «Ударник». В начале войны разобрали узорчатые 62-метровые трубы котельной, чтобы немецкая авиация не могла использовать их в качестве ориентира при налетах на город. В 2006 году ГЭС-2 была закрыта из-за износа оборудования. Еще одной причиной стала слишком высокая стоимость производимой энергии. А в 2009-м комплекс бывшей электростанции вошел в список объектов культурного наследия регионального значения. В 2014 году фонд современной культуры V-A-C купил здание и прилегающие территории, а также пригласил международную архитектурную мастерскую Renzo Piano Building Workshop для разработки концепции реконструкции. Не фрагментом ландшафта, а частью города, активным элементом его жизни. Именно поэтому мы обратились к итальянскому архитектору-визионеру Ренцо Пиано и его коллегам, неизменно создающим свободную, подвижную, пробуждающую любопытство архитектуру. Архитектуру человеческих отношений», — отмечает Тереза Мавика.
Сохранить и модернизировать На первом этапе предстояло очистить площадку от поздних пристроек, не имеющих исторической ценности, — они закрывали весь дворовый фасад. Большие залы были застроены дополнительными перекрытиями. Специалистам пришлось работать над восстановлением исходной планировки, а также модернизировать имеющиеся площади. В здании ГЭС-2 усилили конструкции, так как на них предполагается большая нагрузка. При этом внешний вид несущих металлических ферм, сводов, исторических лестничных маршей и ограждений лестниц был сохранен. Восстановлены два больших открытых зала внутри. В скором времени над зданием вновь возвысится башенка с часами.
Их будут транслировать на экранах на навесной платформе на уровне второго этажа. Название отсылает к реплике из пьесы Антона Чехова «Три сестры», где Москва становится метафорой недостижимых перемен и жажды лучшей, осмысленной жизни.
Эта идея стремления к недосягаемому раскрывается в инсталляциях, видеоперформансах, картинах и рисунках с помощью ключевых инструментов Кьяртанссона — подражания, театрализованности и длительного повторения одних и тех же действий. Например, в пространстве с шатрами и праздничными флажками представлены концептуальные костюмы, видеоинсталляции о хитах 1990-х и битва за Кубок вечности на декоративном ринге. Однако помимо выставки этот карнавал включает еще три действия. С 11 декабря по 19 февраля пройдет серия стендап-лекций и концертов неформальных объединений «Новые шутки о главном» о юморе как одной из частей карнавальной традиции и феномене стендапа. Еще одной частью проекта станет рейв — его идея, с одной стороны, уходит корнями в народные гуляния, а с другой — отсылает к ночной культуре 1990-х, которая стала способом проживания нестабильных периодов. А 6 марта на всей территории «ГЭС-2» запланировано танцевальное шествие «Думаю, вам показалось». Все желающие смогут присоединиться к процессии, во время которой 50 танцовщиков и 10 музыкантов будут преодолевать различные сложности. До открытия электростанции здесь находились водочно-коньячные склады Петра Смирнова, а теперь разместился Центр художественного производства. Он оснащен высокотехнологичным оборудованием для работы с деревом, металлом, пластиком, керамикой и текстилем, а также фото-, аудио- и видеостудиями, лабораторией 3D-печати, студией шелкографии, библиотекой и коворкингом.
Здесь смогут работать участники программы ColLab: каждые полгода «ГЭС-2» будет объявлять опен-колл для дизайнеров, художников, архитекторов, музыкантов и кинематографистов. Из заявок с описаниями и эскизами комиссия экспертов V-A-C будет выбирать 10 человек. Они смогут работать в «Сводах» полгода и получат грант на 500 тысяч рублей на необходимые материалы. Первый опен-колл уже прошел, ближайший запланирован на 2022 год. По аналогичной заявке также можно попасть в «Клуб друзей»: по этой программе до 100 человек в год смогут пользоваться мастерскими в любое время, но со своими материалами. Ближайший прием заявок начнется уже в январе. Обычные посетители смогут заглянуть сюда только через большие окна. Кроме того, в рамках программы международных резиденций художники, танцоры, хореографы, музыканты, представители экспериментальных направлений искусства и гуманитарных наук получат возможность какое-то время жить в резиденциях и работать в мастерских «ГЭС-2». Им предоставят материалы, покроют транспортные расходы и помогут оформить визы.
Отбирать участников будут с помощью опен-коллов по различным направлениям.
Сейчас в доме культуры можно посетить перформанс «Санта-Барбара» исландского художника Рагнара Кьяртанссона до марта 2022 года. На первом этаже расположились съемочные павильоны, где при зрителях с одного съемочного дубля актеры каждый день переснимают по одному эпизоду сериала. Еще публика может посетить групповую выставку «В Москву! В Москву!
Что такое ГЭС-2 и почему вы должны там быть
По историческим фотографиям был восстановлен облик фасадов, включая стальные рамы огромных окон. На свое место вернулись шатер, часы и флюгер на башне. Установлены 70-метровые трубы, которые используются для забора и очистки воздуха. Важной частью декора здания стало историческое оборудование электростанции. Одной из самых сложных частей проекта стало создание подземной части здания. Для размещения выставочного зала пришлось перестраивать подвал. Здесь планируется выставлять экспонаты, которым вреден дневной свет. Коммуникации и технические помещения размещены на минус втором этаже.
Под стеклянными сводами ГЭС-2 планируется проводить выставки, кинопоказы, концерты, перформансы и театральные постановки. Обещают отличный звук — акустикой занималась группа международных специалистов с опытом создания звуковой системы Парижской филармонии. Гости смогут посетить книжный магазин, библиотеку, кафе. Для коллекций фонда создано хранилище площадью 2,8 тыс.
А вот живая книжка сжигает что-то в тазу. Другая серия сделана на бланках офтальмолога, в центре которых нарисованы условные очки со шкалой дефектов зрения. Эти бланки 1920-х годов Насонову опять же достались случайно, когда умер сосед друга-художника, известный профессор, их выбросили. Листки с пометками врача Аркадий домыслил: например, закрасил черным очки и подписал: «Эти глаза видели свет в конце туннеля…» В других кружках от очков он нарисовал ясные глазки и прокомментировал: «Эти глаза только что открылись…». Другая серия сделана на золотой фольге, которая тоже нечаянно досталась художнику от покойного сотрудника шоколадной фабрики. На этом тонком материале Насонов нарисовал волнующие и в то же время сладкие сны: в каждом сновидении есть детские игрушки и немного драмы. Облачное хранение Фото: Мария Москвичева Вообще, большая часть работ здесь напоминает галлюциногенный сон. Будь то портреты спящих, на которых начертаны красным привидевшиеся им предметы-символы, или серия, написанная после посещения острова Беннета в Арктике. Там Насонов оказался под воздействием слуховых галлюцинаций и каждую из них превратил в фантастический портрет композитора. Путешествие в подсознание очень плотное: одна «галлюцинация» висит на другой, так тесно завешено хранилище. Но, как рассказывает автор, еще больше работ пропало. Одни украли, другие осели в коллекциях кураторов, а некоторые пометил кот художника по имени Пушкин. История искусства — это и не только история находок, но история потерь. Второе «облако» — виртуальное, его создатели — молодые художники Полина Абина и Алексей Себякин — предлагают отправиться в путешествие по цифровому миру. Начинается оно из разрушенного дома, откуда зритель проходит по разным фантастическим миражам, испытывая разные эмоции, и снова оказывается в тех же руинах. Виртуальная галерея водит нас по кругу — из прошлого в будущее и обратно.
Зритель исследует окружающее пространство обращая свое внимание на то, что ему становится интересно. Как известно, свобода расширяет фантазию и дает возможность составить собственное критическое мнение об искусстве. Все это также позволяет наглядно увидеть, как изменилось отношение художников к творчеству и его месту в музее. В XXI веке произошел огромный скачок за границы культурных институций, что привлекает особое внимание. Каждый сезон длится около полугода и посвящен общей теме. Всем известно, как популярен был этот сериал в свое время в нашей стране. Искусство ставит перед собой задачу обратить внимание современных зрителей на то, как западная культура повлияла на формирование определенных ценностей и принципов у людей, находившихся под влиянием этого сериала. Каждый посетитель культурного центра может стать свидетелем этого события. Наблюдая за процессом, зритель невольно погружается в прошлое и может по-новому переосмыслить его значимость для себя. В наше время, охваченное навязчивым транслированием информации через различные телевидение и интернет, этот вопрос особенно важен.
В Москву! Мультиформатная выставка «Я моторы гондолы разбираю на части. Посетители должны перемещаться между шатрами по проходам и получать ощущение, словно они находятся на народных гуляниях.
«Пандемийная троица»: дом, подъезд и сад. О новой выставке в «ГЭС-2»
Сейчас фонд V-A-C восстанавливает после землетрясения филиал римского музея современного искусства MAXXI в Л'Акуиле, в Венеции вы отреставрировали и открыли палаццо Дзаттере, и даже проект «ГЭС-2» — перерождение исторического здания. Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. Фонд современного искусства V-A-C Foundation выкупил пространство и уже в 2015 году провел там первую выставку. В пространстве Дом культуры «ГЭС-2» в Москве открылась выставка «Уроки радости и боли», посвященная ленфильмовскому режиссеру Динаре Асановой. Воркшоп-вечеринка по музейному проектированию / ГЭС-2: Города. В том же году они учредили фонд современного искусства V-A-C Foundation, где Мавика заняла пост генерального директора.