Ваш адрес успешно подписан на рассылку новостей нашего сайта.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Смотрите также
- берендей — Викисловарь
- В культуре
- Кто такие были Берендей: их история и этимология – Telegraph
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Берендей - кто это такой? Царь Берендей
Кононенко Михаил. Берендеи.
You may quote other posts using [quote] tags. Это необходимо для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя спам-бота. Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке. Легенду о древнем племени берендеев Островский мог почерпнуть и в трудах А. Афанасьева, где приводились не только народные предания, но и летописные упоминания о нём. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени. Кафтан-то Узорчатый, обвязка золотая И по пояс седая борода» Это сказочный царь, «премудрый, великий Берендей, владыка среброкудрый, отец земли своей» - по старшинству и мудрости главный берендей страны «обетованной»: Веселы грады в стране берендеев Радостны песни по рощам и долам, Миром красна Берендея держава… Мечта о мире, богатстве, гармонии, о добром и справедливом царе нашла своё воплощение в изображённом Островским сказочном царстве. Одним из источников написания можно считать труд Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», в котором собран огромный материал из этнографии, истории, мифологии десятков народов.
Островский был знаком с этим трудом Афанасьева, увлекался чтением его «Русских народных сказок», что, несомненно, обогатило поэтическую фантазию драматурга. В русских народных сказках имеются варианты сказки о снегурочке, которая тает от пламени костра. Но Островский создал свою Снегурочку, отличающуюся от одноимённых героинь, вылепленных из снега Снежевиночки, Снегурушки. Драматург по-своему истолковал страх Снегурочки перед Ярило-Солнцем. Островский как бы создал новый миф в поэтическом образе». Высказывалось предложение, что одним из источников сказки был роман П. Мельникова-Печерского «В лесах», где русский писатель, приятель Островского, дал одну из первых художественных обработок поэтического мифа о древнеславянском боге Яриле. Наконец, главным источником сказки явидась поэзия крестьянских праздников, жизнь и быт крестьян в окрестностях Щелыкова.
Обратим внимание на ремарки драматурга, воссоздающие обстановку действия «Снегурочки", Места всех «действ» сказки-это места владений самого драматурга, а дворец Берендея - это дом самого Островского. В первом «пояснении» к «Прологу» Островский рисует картинку сказочного начала. И вот какой она представлена: «Начало весны. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река... За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея... Эти огни в полночь ранней весны, когда лес безлистый, с Красной горки, находящейся перед усадьбой Островского на другой стороне реки, можно видеть и теперь, несмотря на разросшийся лес по обоим берегам реки. Недалеко от Красной горки и Ярилина долина, на которой показано последнее «действо» сказки.
На вопрос «Кто это - Берендей? К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор. А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П. Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея. Он мудр, прозорлив, добр и справедлив. Начнем с поэтических строк Первый рассказал русскому читателю сказку о царе Берендее В. Ему мало места уделил поэт.
Берендей появляется только в начале сказания и под конец. Каким предстаёт у поэта Берендей? Кто это? Немолодой царь с бородой до колен. У него до старости нет детей. Об этом он глубоко печалится. Уезжая из своего стольного града, чтобы осмотреть своё царство, он отлучился на 8 месяцев. На обратном пути, в конце девятого месяца, в знойный жаркий день ему захотелось отдохнуть.
В палатке было душно. Царь размечтался о чистой ключевой холодной водице. Сел на коня и объехал поле. Ему встретился полный колодец, в котором плавал ковшик с янтарной ручкой. Ковшик оказался не прост: не давался в руки царю. Тогда Берендей перестал ловить хитрую посудинку, а просто нагнулся к воде, утопив в ней всю бороду, стал жадно пить. Утолив свою жажду, несчастный царь не смог поднять головы от колодца. Крепко в него вцепились клещи чудища с горящими, как огромные изумруды, глазами.
Не отпускает чудовище. Задумался Берендей. Всё ему знакомо в его царстве, и он согласился. Получил желанную свободу и уехал. Что ждало царя дома Сказка о Берендее Жуковского продолжается. На крыльцо вышла его встречать царица с хорошеньким младенцем на руках. Закручинился Берендей. Теперь понял царь, о чём он не знал и с кем ему предстоит расстаться.
Никому не рассказал Берендей о своём обещании, только всё время ждал, что придут и отнимут ребёночка, и потому был всё время печален. Но шло время, царевич подрастал, никто за ним не приходил, и царь стал забывать историю у колодца. Вырос Иванушка красавцем и поехал в лес на охоту. Приключения царевича Мы продолжаем сказку о Берендее. В чаще из дупла вылез к царскому сыну старичок недобрый с зеленной бородой и зелёными глазами и велел царевичу ехать к отцу да напомнить о долге. Задумался Иванушка и поехал обратно. Рассказал царю-батюшке о встрече и странных словах. Тут Берендей заплакал и открыл сыну свою страшную тайну.
Сел на коня и поскакал неведомо куда. Встретилось ему озеро. На нём плавали 30 уточек, а на берегу лежали тридцать белых рубашек. Взял одну из них царевич спрятался с ней в кустах. Наплавалась уточки вышли на берег и превратись в прекрасных девушек. Быстро оделись в свои сорочки и исчезли. Только одна жалобно покрикивает у берега, бьёт крылышками. Жалко стало её Иванушке, и вышел он к ней.
Она ему и говорит: «Отдай мое платье, я тебе потом пригожусь». Сел Иван в кустики, отвернулся, а тут подходит к нему девушка и звонким голосом рассказывает, что она и ещё ее 29 сестёр - дочери Кощея бессмертного, который владеет подземным царством. Топнула она ножкой, и оба спустились под землю. Появление царевича во дворце Кощея и первые задания Иван вошел в светлый каменный дворец Кощея, опустился перед троном на колени. Царь Кощей сначала очень рассердился, а потом рассмеялся. Сказал, что если Иван отслужит ему три службы, то получит свободу. Отправил Кощей царевича отдыхать с дороги и рано утром призвал к себе. Задал первое дело: построить за ночь мраморный дворец с золотой кровлей и хрустальными окнами и разбить вокруг него сад с прудами.
Вернулся Иван в свои покои с тяжёлыми думами. Тут к нему в окошко залетела золотая пчёлка. Она превратилась в Марью-царевну. Ей и рассказал Иванушка о своей беде. Девушка утешила его и пообещала, что к утру всё будет сделано, а царевичу надо только ходить и молоточком постукивать. Так оно и случилось. Когда Кощей дворец увидел, то не поверил своим глазам. Рассердился, но дал на завтра новое задание: из 30 его дочерей выбрать младшую.
Сидит он в своих покоях, и снова залетает к нему пчёлка и рассказывает, что сёстры все имеет одно лицо, а её он узнает по мошке на щеке. Выбор Иваном девушки Утром встало 30 девушек перед царским сыном. Трижды ему надо пройти мимо них и выбрать младшую. Это оказалось непросто. Два раза прошел Иван мимо девушек, а мошки так и не увидел. Идёт он в последний раз , очень внимательно вглядывается и усмотрел мошку на порозовевшей щечке. Взял Иван избранницу и вывел её вперед.
В борьбе великого князя Ярополка Владимировича с черниговским князем Всеволодом Ольговичем в 1139 году на помощь киевскому князю пришло 30 тысяч берендеев, якобы посланных венгерским королём. Плетнёва предполагает, что это была та самая орда , которую Владимир Мономах изгнал из Руси в 1121 году. Ярополк предоставил орде для пастбищ земли в Поросье , и с тех пор берендеи стали союзниками Руси. Около 1146 года образовалось племенное объединение, известное под названием чёрных клобуков в него вошли берендеи, торки , печенеги и другие , ставшее «вассалом» Руси. В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого 1155 до 1157 года во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев. Уцелевшие отправились в степь за помощью, подошли к Киеву и попросили князя, чтобы тот приказал наёмникам вернуть пленных, но те отказались: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность». Данные топонимии свидетельствует о том, что часть берендеев была переселена во Владимиро-Суздальскую землю слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др.
Остается вопрос: почему в массовом сознании берендеи, тюркоязычные кочевники, предстают в виде неких «сказочных славян», а не врагов-степняков? Всему виной великий русский писатель Александр Николаевич Островский 1823 — 1886. Да-да, тот самый, который написал «Грозу» помните: Катерина, «луч света в темном царстве» и прочее, известное всем со школы. Помимо этой замечательной пьесы, Островский является автором еще нескольких десятков произведений, среди которых видное место занимает романическая стихотворная пьеса «Снегурочка», впервые поставленная на сцене Большого театра в 1873 г. Именно в этой пьесе берендеи из древних тюркоязычных кочевников превратились в сказочных славян. В пьесе фигурирует «Заречная слободка Берендеевка», её жители — «берендеи», и даже «царь Беренедей». Почему Островский придумал для своего воображаемого народа такое странное скажем прямо, совершенно не подходящее по смыслу название? Не известно. Скорее всего, его к этому подтолкнуло звание упомянутого села близ исконно русского старинного города Ярославля. Кстати, оно находится всего в трехстах километрах от его усадьбы Щелыково. Не знал писатель, что среди русских названий ярославской земли оно совершенно инородно. А может и знал, Островский был прекрасно образован, но его привлекло само слово, от которого веет древностью и сказкой. Особенную популярность история, придуманная Островским, получила после того, как в 1968 году замечательный советский актер и режиссер Павел Петрович Кадочников, снял фильм-сказку «Снегурочка», которую не по разу смотрели все советские дети. Сам Кадочиков сыграл в фильме мудрого царя Берендея.
Кто такие берендеи в сказке. Берендеи. Значение слова берендеи
Ответы : Кто такие Берендеи? | Кто такие, откуда взялись. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения в восточноевропейских степях, в летописях они иногда назывались то "торками" (видимо, от тюрк), то "черными клобуками" (черношапочниками). |
Bestiary.us | Говоря о берендеях, Островский описывал жизнь русского народа такой, какой ее передают былины и предания старины. |
Берендеево царство. Был ли на самом деле царь Берендей?: ded55pixto — LiveJournal | Чаще всего при слове Берендей мы вспоминаем пьесу Островского «Снегурочка», однако сказочный царь, правящий «царством добрых берендеев», не имеет ничего общего с настоящим древним народом. |
Кто такой берендей в славянской мифологии. О ведославных берендеях | Чаще всего при слове Берендей мы вспоминаем пьесу Островского «Снегурочка», однако сказочный царь, правящий. |
Берендей » Ведьмино Гнездо | Говоря о берендеях, Островский описывал жизнь русского народа такой, какой ее передают былины и предания старины. |
О пользе гаданий
- Кто такие берендеи – Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
- Кто такой Берендей
- Кто такие берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые» | КУЛЬТУРОЛОГИЯ | Дзен
- Ногинская Русская Община РОД - Берендей
- Похожие на «Кто такие берендеи – Берендеи. Чем...»
- Читать краткое содержание сказки Островского Снегурочка
Кто такие берендеи и Почему в летописях их называли «свои поганые»
Давно исчезли берендеи, но сохранилось в качестве наследства в поучение потомкам красивое гадание на листьях. Берендеи так и остались язычниками, все попытки обратить их в христианство были неудачными. Историки считают, что именами берендеи, торки и чёрные клобуки русские называли один и тот же народ или ряд очень близких между собой народов. Когда – то племя берендеев было кочевым, но потом они поселились на дальних землях Руси, свято храня свои обычаи и обряды, сохранившиеся еще с древних времен. дедушка Берендей. Чаще всего при слове Берендей мы вспоминаем пьесу Островского «Снегурочка», однако сказочный царь, правящий «царством добрых берендеев», не имеет ничего общего с настоящим древним народом. это степняки (как и печенеги, и половцы, с отдельными племенами которых они находились в союзе до ухода из Степи).
Значение листьев в гороскопах и гадании берендеев
- Берендей - кто это такой? Царь Берендей
- Кто такие берендеи в сказке снегурочка
- Неловкий момент: почему берендеев на Руси называли погаными?
- Значение слова «берендей»
- Навигация по записям
- 3-й день экспедиции «За головными уборами героев русских сказок». В гостях у Царя Берендея
Кто такие берендеи?
Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. дедушка Берендей. На вопрос «Кто это – Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко. Таким образом, гадание берендеев бесплатно Крапива учит не совершать необдуманных поступков, больше доверять разуму, а не чувствам.
Кто такие берендеи: гадание берендеев
В Викиданных есть лексема берендей (L91286). Берендей (Царь Берендей) — сказочный царь и персонаж в русской литературе. И по сию пору здесь на Купалу и Коляду собираются потомки берендеев — те, кто воскресил в себе древнюю веру Ведической Руси. Таким образом, гадание берендеев бесплатно Крапива учит не совершать необдуманных поступков, больше доверять разуму, а не чувствам. Берендей в Толковом Видеословаре русского создании видео использовались:Толковый словарь русского язы. Берендей — кто они такие? Берендеи — это группа животных, принадлежащих к отряду грызунов и семейству щекачковых, которая обитает в различных уголках планеты.
Берендей мифология. Берендей - кто это такой? Царь Берендей. Кто такие берендеи
Берендеи. Чем знамениты эти кочевники? | Считается, что одним из прародителей берендеев был Ас. |
Берендеи — Википедия | таинственное и загадочное племя, которое заселяло Кавказ и Прикавказье еще задолго до прихода русских. |
Кто такие берендеи – Берендеи. Чем знамениты эти кочевники?
И «действом» не во имя достижения эгоистических целей для героев-одиночек, а во имя жизни целого племени, целого народа. Оригинальность «Весенней сказки» Островского в том, что она соединяет в себе два очень разных самостоятельных начала: общественное реалистическое содержание, реалистический народный идеал и фантастическую форму. Причем соединение этих начал так органично, что фантастически-сказочная форма не закрывает, не затемняет главной, реалистической, человечески-жизненной тенденции. Пожалуй, наоборот, она ее выясняет, обнаруживает, овнешняет до особо убедительной яркости.
У Островского в «Снегурочке» «сказочный мир воспроизведён так искусно, что виден и слышан какой-то реальный мир» И. Гончаров Сказочность, волшебство таят и обнаруживают здесь силу особого внушения, заклинания, гипнотическую энергию для битвы за мечту и для достижения этой мечты. Тем самым сказка, сказочность для Островского приобретает смысл особо энергичного общественного действия, действия с помощью фантастических средств.
Если схематизировать композицию «Снегурочки», то она предстанет как целый ряд самостоятельных хоров-«действ», соединяющихся затем в общем разноголосом и разнодейственном событии и в конечном счете - в аккордовом одическом звучании финала. В «Весенней сказке» два главных, самостоятельных и сложных конфликта , соединяющихся затем в общий конфликт, доходящий до горячего накала и разряжающийся в конце концов противоречивым синтезом: трагедией и апофеозом. Первый частный конфликт - столкновение олицетворенных явлений природы - Холода и Тепла.
Здесь источник непогоды и бедствий на земле. Второй конфликт - общественный. Его результат - всеобщее несогласие в жизни самих людей.
Оба конфликта объединяются в поток действий за благополучие и счастье. Конец - апофеоз - завоевание тепла и света, благополучия и счастья через утрату холодности и разъединенности человеческих сердец. Глава I.
Реальная основа сказки А. Островского «Снегурочка» и её основные источники С именем царя Берендея мы уже сталкивались в русской литературе у Жуковского «Сказка о царе Берендее». Но в сказке Островского есть не только царь Берендей, но и царство берендеев.
И царь потому Берендей, что он царь у берендеев, поэтому следует искать оправдание имени народа сказочной страны берендеев, в которой царствует Берендей. Вряд ли стоит искать ответ в историческом понятии этого названия, но всё же приведём и его. Берендеи - тюркское по происхождению, этнографически близкое печенегам племя.
Кочевало за восточными границами Древней Руси. Теснимые с востока половцами, берендеи в конце XI века искали защиты у русских и входили с ними в разные союзные соглашения. По договорам с русскими князьями они селились на границах Древней Руси и нередко несли сторожевую службу в пользу Русского государства.
Но после нашествия татар были рассеяны и частью смешались с населением Золотой Орды, а частью - с русскими. Как самостоятельная народность не сохранились. Очевидно, что это не те берендеи.
Ответ можно отыскать в биографии писателя. Предки драматурга - люди Северной Руси. В двадцать пять лет Островский впервые едет на родину предков.
Уже с полпути от Москвы до Костромы он видит особенный русский народ. Молодой Островский встречает «типы русской красоты, солидной, которая меряется саженью и особенным каким-то широким вкусом... Вот где я об земь бился и разрывался пополам» Эти записи - от впечатлений после Переяславля.
А потом Островский приходит к выводу, в котором определяет даже этнографическую границу Северной Руси. И ее отличительные особенности. Исторически меря — племя, жившее до 9-го, 10-го веков на территории нынешних Ярославской и Костромской областей.
По своему этнографическому происхождению принадлежащее к финно-угорской группе. С увеличением населения северных славян, с его расселением и все большим укреплением в Северной Руси оно рассредоточивалось среди русских и сливалось с ними. Совершился, исторически естественный процесс этнографической селекции - образования обновленной северной группы славян.
Меря Островский называл северный русский народ, к которому по крови Островский принадлежал сам, и был предметом его удивления и восхищения. Позже, в пути от Переяславля к Костроме он встречается с русскими-берендеями из села Берендеево. И все люди этой стороны окрещены Островским берендеями.
Вполне возможно, что Островский знал поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского. Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения — городища.
Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь. В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке. Легенду о древнем племени берендеев Островский мог почерпнуть и в трудах А.
Афанасьева, где приводились не только народные предания, но и летописные упоминания о нём. Берендеи, как многие славянские народы жили общиной, во главе которой мог стоять только мудрейший и старейший член племени. Кафтан-то Узорчатый, обвязка золотая И по пояс седая борода» Это сказочный царь, «премудрый, великий Берендей, владыка среброкудрый, отец земли своей» - по старшинству и мудрости главный берендей страны «обетованной»: Веселы грады в стране берендеев Радостны песни по рощам и долам, Миром красна Берендея держава… Мечта о мире, богатстве, гармонии, о добром и справедливом царе нашла своё воплощение в изображённом Островским сказочном царстве.
Одним из источников написания можно считать труд Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», в котором собран огромный материал из этнографии, истории, мифологии десятков народов. Островский был знаком с этим трудом Афанасьева, увлекался чтением его «Русских народных сказок», что, несомненно, обогатило поэтическую фантазию драматурга. В русских народных сказках имеются варианты сказки о снегурочке, которая тает от пламени костра.
Но Островский создал свою Снегурочку, отличающуюся от одноимённых героинь, вылепленных из снега Снежевиночки, Снегурушки. Драматург по-своему истолковал страх Снегурочки перед Ярило-Солнцем. Островский как бы создал новый миф в поэтическом образе».
Высказывалось предложение, что одним из источников сказки был роман П. Мельникова-Печерского «В лесах», где русский писатель, приятель Островского, дал одну из первых художественных обработок поэтического мифа о древнеславянском боге Яриле. Наконец, главным источником сказки явидась поэзия крестьянских праздников, жизнь и быт крестьян в окрестностях Щелыкова.
Обратим внимание на ремарки драматурга, воссоздающие обстановку действия «Снегурочки", Места всех «действ» сказки-это места владений самого драматурга, а дворец Берендея - это дом самого Островского. В первом «пояснении» к «Прологу» Островский рисует картинку сказочного начала. И вот какой она представлена: «Начало весны.
Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река... За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея...
Эти огни в полночь ранней весны, когда лес безлистый, с Красной горки, находящейся перед усадьбой Островского на другой стороне реки, можно видеть и теперь, несмотря на разросшийся лес по обоим берегам реки. Недалеко от Красной горки и Ярилина долина, на которой показано последнее «действо» сказки. На вопрос «Кто это - Берендей?
К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор. А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П.
Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея. Он мудр, прозорлив, добр и справедлив. Начнем с поэтических строк Первый рассказал русскому читателю сказку о царе Берендее В.
Ему мало места уделил поэт. Берендей появляется только в начале сказания и под конец. Каким предстаёт у поэта Берендей?
Кто это? Немолодой царь с бородой до колен. У него до старости нет детей.
Об этом он глубоко печалится. Уезжая из своего стольного града, чтобы осмотреть своё царство, он отлучился на 8 месяцев. На обратном пути, в конце девятого месяца, в знойный жаркий день ему захотелось отдохнуть.
В палатке было душно. Царь размечтался о чистой ключевой холодной водице. Сел на коня и объехал поле.
Ему встретился полный колодец, в котором плавал ковшик с янтарной ручкой. Ковшик оказался не прост: не давался в руки царю. Тогда Берендей перестал ловить хитрую посудинку, а просто нагнулся к воде, утопив в ней всю бороду, стал жадно пить.
Утолив свою жажду, несчастный царь не смог поднять головы от колодца. Крепко в него вцепились клещи чудища с горящими, как огромные изумруды, глазами.
Остается лишь разобраться с первой частью названия — «берен». Слово «берен», превратившееся под воздействием чередования «ере-ре» в форму «брен», мы обнаруживаем в словах «бренный, брение». Широко распространены в русском языке и фразеологизмы «бренные останки» и «бренная земля», и если слову «бренная» в словосочетании «бренная земля» еще скрепя сердце можно дать синоним «глиняная», то с «останками» прилагательное «глиняная» никоим образом не вяжется. Это говорит о вторичности значения «глина», которым языковеды наделяют слова «бренный, брение» и прочие.
Из различных источников, в том числе и из арабских, известно, что погребению умерших у наших предков до крещения Руси предшествовал обряд трупосожжения. Этот исторический факт и объясняет смысл фразы «бренные останки». Поэтому первоначальным значением слова «берен» или «брен» нужно считать «пепел» или «золу». Из вышеизложенного нетрудно сделать вывод, что слово «берендеи» означает «делающие золу, пепел», и образовано оно по тому же принципу, что слова «злодеи»— «делающие зло», «кознодеи» — «устраивающие делающие козни» и так далее, что недвусмысленно говорит о русском происхождении берендеев.
К слову, школьные учебники вообще его игнорируют.
Между тем, это целый и, похоже, практически неизученный пласт нашей древнейшей истории... Берендеи в литературе и фольклоре Знакомство большинства из нас с берендеями начинается, очевидно, со сказки Александра Островского «Снегурочка». Или «Сказки о царе Берендее» Василия Жуковского. Но откуда эти писатели почерпнули самое имя Берендей? Из старинных летописей?
Нет, скорее всего, из русского фольклора. В старых сказках берендеями звались оборотни, превращавшиеся в медведей. Берендеи-оборотни Слово берендей дало начало множеству однокоренных русских слов: «берендеить», «берендерить», «берендейка», «берендеечник» и т.
Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переяславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Берендеи, поселившись в Поросье и Верхнем Побужье, мало-помалу привыкли к оседлости и к городской жизни из их городов чаще всего упоминается в летописях Торчевск и по крайней мере в XII в. Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Кто-то — предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица - Переяслав. Выделились из огузов.
В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовольским князем Василько Ростиславичем. Повесть временных лет. Были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси. Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. На вопрос «Кто это - Берендей?
К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор. А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П. Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея. Он мудр, прозорлив, добр и справедлив. Начнем с поэтических строк Первый рассказал русскому читателю сказку о царе Берендее В. Ему мало места уделил поэт. Берендей появляется только в начале сказания и под конец.
Каким предстаёт у поэта Берендей? Кто это? Немолодой царь с бородой до колен. У него до старости нет детей. Об этом он глубоко печалится. Уезжая из своего стольного града, чтобы осмотреть своё царство, он отлучился на 8 месяцев. На обратном пути, в конце девятого месяца, в знойный жаркий день ему захотелось отдохнуть. В палатке было душно.
Царь размечтался о чистой ключевой холодной водице. Сел на коня и объехал поле. Ему встретился полный колодец, в котором плавал ковшик с янтарной ручкой. Ковшик оказался не прост: не давался в руки царю. Тогда Берендей перестал ловить хитрую посудинку, а просто нагнулся к воде, утопив в ней всю бороду, стал жадно пить. Утолив свою жажду, несчастный царь не смог поднять головы от колодца. Крепко в него вцепились клещи чудища с горящими, как огромные изумруды, глазами. Не отпускает чудовище.
Задумался Берендей. Всё ему знакомо в его царстве, и он согласился. Получил желанную свободу и уехал. Что ждало царя дома Сказка о Берендее Жуковского продолжается. На крыльцо вышла его встречать царица с хорошеньким младенцем на руках. Закручинился Берендей. Теперь понял царь, о чём он не знал и с кем ему предстоит расстаться. Никому не рассказал Берендей о своём обещании, только всё время ждал, что придут и отнимут ребёночка, и потому был всё время печален.
Но шло время, царевич подрастал, никто за ним не приходил, и царь стал забывать историю у колодца. Вырос Иванушка красавцем и поехал в лес на охоту.