Новости итоги соловецкое восстание

Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона. Соловецкое восстание – одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться. Итоги и результаты Соловецкого восстания. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание.

Соловецкое восстание и его плоды

Ход восстания 1668 год, 3 мая - по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости. Началась восьмилетняя осада монастыря. В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников восстания Степана Разина , что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание. Военные действия постепенно начали ужесточаться.

К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий.

Зимой участники осады, в основном стрельцы, расходились по домам или несли службу в Сумском острое на территории современной Карелии. Так прошло четыре года и в 1672 году на место стряпчего Игнатия Волохова прибыл более высокий чин из служилых людей — воевода Иевлев. Численность подчиненных ему войск превысила 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 года включительно. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога — Иван Мещеринов. Он перешел к активным действиям, то есть вместо обычной осады приступил к обстрелу стен из пушек. Первые пять лет осады власти считали необходимым мирно решить вопрос с неповиновением братии монастыря, поэтому артиллерию не применяли.

Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а к маю 1675 года количество стрельцов выросло почти в два раза, оно превысило 1000 человек. В 1675 году боевые действия шли почти 5 месяцев, с июня по октябрь. Мещеринов получил подкрепление и отказался отпускать войско на зимние квартиры. Взять штурмом неприступную крепость помог перебежчик — монах Феоктист.

А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю. Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки. Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния. Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах. Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены.

Однако защитники монастыря отстреливались и наносили правительственным силам большие потери. Подкопы были завалены при вылазке отряда защитников монастыря. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь [4] 18 января 1676 года один из перебежчиков — чернец Феоктист — сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенное под сушилом у Белой башни и заложенное кирпичами, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остаётся только по одному человеку на башне и стене. Тёмной снежной ночью 1 февраля 50 стрельцов во главе с Степаном Келиным, направляемые Феоктистом, подошли к заложенному окну: кирпичи были разобраны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четверых человек. После взятия монастыря обнаружилось, что к тому времени в нём почти не осталось собственно монахов. Большая часть иноков, не считая возможным для себя участвовать в бунте, давно ушли из монастыря или были из него изгнаны руководителями восстания. Нескольких монахов стрельцы обнаружили заточёнными в монастырскую тюрьму за несогласие с мятежниками. Они были сразу же освобождены [5]. После короткого разбирательства на месте предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [3] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. В старообрядческой литературе [ править править код ] Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Андрея Денисова « История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша », созданный в XVIII веке [6]. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своём крюке. Блаженнии же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию рёбра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек.

Соловецкое восстание и его плоды

В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. восстание в монастыре 1668-1676 годов: причины, основные события, ход сидения, итога и значение. Восстание Соловецкого монастыря (Соловецкое восстание по-русски) было восстанием старообрядческих монахов, известных как Раскол, северного Соловецкого монастыря против политики царя Алексея I. Соловецкое восстание – одно из ключевых событий российской истории XVII в., чрезвычайно остро поставившее проблему взаимоотношений Церкви и государства, традиций и новаций в духовной жизни общества. Наиболее крупное – Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг. (Соловецкий монастырь долгое время был центром старообрядчества на Руси.

Смотрите также

  • Соловецкое Восстание
  • 340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь
  • Соловецкое восстание: краткая история
  • Соловецкое восстание — даты, ход, противоборствующие стороны, итоги — РУВИКИ

Вы точно человек?

К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре [1] [2]. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены [1] , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги [2]. Соловецкое восстание в старообрядческой литературе Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе.

Наиболее известным произведением является труд Семена Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает: И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нём обесити, каждаго на своем крюке.

Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек.

Иноков жгли огнём, топили в проруби, подвешивали за рёбра на крюках, четвертовали, заживо морозили во льду. Так, даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имен «страдальцев Соловецких» [4]. Соловецкое восстание.

Борисов А.

Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия. Восстание показало, что в идейном социальном отношении монастырь не представлял из себя сплоченного коллектива. Монастырь той эпохи нельзя рассматривать как некую однородную организацию, которая действует лишь в одном, официальном направлении. Это был социальный организм, и в нем действовали силы разных классовых интересов. Монастырь жил не размеренной и ленивой жизнью, как это может представиться многим, а переживал бурные события, активно вмешивался в жизнь государства и социальные процессы русского Севера. Сопротивление никоновским реформам было лишь поводом к восстанию, за которым стояли более сложные причины.

Недовольные люди примкнули к старой вере, так как старообрядчество было явлением антиправительственным и направлено против господствующей церкви.

Если до этого года насельники еще молились «за царя Алексея Михайловича», то с этого лета они поминали в молитвах только «царя-ирода». Осенью Мещеринов решил продолжить осаду. Прибыло и пополнение — восемь сотен стрельцов. Монахи держали осаду крепко, отстреливались, заваливали подкопы.

Во время неудавшегося штурма обители 2 января 1676 года монахами было застрелено 36 стрельцов и ротмистр Потопов. Предательство Бог весть, сколько бы еще продолжалось противостояние, если бы к воеводе не явился бы сбежавший из обители монах по имени Феоктист, который поведал Мещеринову, что пробраться в обитель можно через заложенное кирпичом окно у Белой башни, и лучше делать это ранним утром, когда на башне и на монастырской стене остается по одному часовому. В ночь на 1 февраля началась метель, и стрельцы без труда проникли внутрь обители, пробрались к воротам монастыря и распахнули их. Только 30 вооруженных монахов попытались оказать им сопротивление, но были перебиты. Остальные спали. Из стрельцов не погиб никто, раненых было четверо.

Рукописная летопись монастыря так рассказывает о событиях: «Ворвавшемуся же в обитель Мещеринову с воями исшед на сретенье монахи Стефан да Антоний и иные тридесятъ инокъ, казначей же и келар, предася в руце Мещяринова абие клялся клятвою велию абие не предаст смерти и зла никому не причинит из обители. И се, дьяволом научаемый, рекомых Стефана Антония и и тридесять инокъ приказа воям бити смертию, и по слову его убиша их во вратах монастырских».

Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь. Причины восстания Реформы Никона в корне изменили православную церковь: были изменены обряды, книги, иконы. Все это вызывало недовольство духовенства, которых в дальнейшем стали называть «старообрядцами». Это и стало причиной Соловецкого восстания. Однако, произошло это не сразу.

Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая: 1657 — в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли.

Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора. Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах При этом всячески отводится внимание от простого факта — восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов.

Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек. Suggest as cover photo Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article? Yes, this would make a good choice No, never mind Первый этап восстания 22 июня 1668 года началась осада монастыря. Однако взять его было не так просто. Это была неприступная твердыня с собственной артиллерией, и к XVII веку здесь насчитывалось порядка 350 монахов и более 500 послушников и крестьян, готовых держать оборону. Волохов потребовал от мятежников покориться царю.

Часть монахов покорилась, остальные решительно стояли на своем. Взять монастырь силой не удалось — старообрядцы пустили в ход пушки. Стряпчему ничего не оставалось, кроме как начать осаду. На зиму он поселился в Сумском остроге, и у него начались конфликты с архимандритом Иосифом. Противники никак не могли найти общий язык, и все время писали друг на друга доносы. В итоге Волохов избил священнослужителя, после чего они оба были вызваны на суд в Москву. В августе 1672 года на Соловки прибыл Климент Иевлев. Он решил действовать более радикально, и сжег имущество монастыря, находившееся за пределами крепостных стен.

Но, как и его предшественник, с наступлением холодов он отступил в Сумской острог. Новая кампания началась весной 1673 года. Иевлев потребовал от иноков выполнять требования Собора, но соловецкое монашество не отступило. Тогда Иевлев приказал возводить вокруг монастыря укрепления, пытаясь максимально усложнить связь иноков с берегом. Но из-за многочисленных жалоб сумских старцев его вызвали в Москву. Соловецкое восстание: первый религиозный бунт в истории России Соловецкое восстание — крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688—1676 годах. Часто данное событие называют «сидением», так как монахи в ходе мятежа захватили и удерживали Соловецкий монастырь, надеясь на то, что царь образумится и отменит решения Никона. В Соловецком восстании примечательны несколько фактов.

Во-первых, представители того времени не оставили практически никаких письменных или прочих источников, рассказывающих об этом событии. По этой причине историкам пришлось собирать общую картину по кусочкам, находя мельчайшие подробности произошедшего. Во-вторых, причина бунта так же необычна. Это первый подобный мятеж в истории России, основывающийся не на социальных или экономических распрях, а на религиозных. Первый этап восстания 22 июня 1668 года началась осада монастыря. Итоги Соловецкого восстания Следствие над монахами началось в этот же день. Главными зачинщиками были признаны Никанор и Сашко, которых сразу же казнили. Остальных разослали в отдалённые остроги.

В ходе «сидения» было устранено расслоение церкви.

Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов

Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями. В результате вопрос о причинах Соловецкого восстания решался в основном гапотетически. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Соловецкое восстание причины участники итоги таблица. Многие старообрядцы выстояли и сохранили свою веру. Соловецкое восстание итоги кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.

Соловецкое восстание 1668-1676 годов

Соловецкое восстание, которое проходило с 1668 г. по 1676 г. на сегодняшний день является одним из самых примечательных событий в русской истории. Бунташный век Соловецкое восстание. Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса. В данной статье вы рассмотрите предысторию, причины, ход и итоги Соловецкого восстания. Наиболее крупное – Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг. (Соловецкий монастырь долгое время был центром старообрядчества на Руси.

Кровопролитное Соловецкое восстания - итоги

Таким образом, битва при Онего занимает важное место в истории Соловецкого бунта, и она стала символом смелой и решительной борьбы монахов-соловлян за свои права и свободы. Соловецкий бунт 1668-1676 гг: образ жизни и организация повстанцев Соловецкий бунт, который продолжался с 1668 по 1676 год, оставил яркую историческую след в России. За время бунта монахи-соловцяны, возмущенные противостоянием власти и русской церкви, взяли в свои руки власть над островом и крепостью Соловки. Образ жизни повстанцев был организован и дисциплинирован, а их деятельность имела важное значение для истории русской церкви. Начало бунта связано с депортацией монаха Михайловича, который был сторонником Никонианства и критиковал Всея Руси своими узурпационными действиями. В 1668 году Михайлович был отправлен в Соловецкий монастырь в качестве монаха-соловляна, где он продолжал распространять свои идеи. Однако, русские власти узнали о его деятельности и начали принимать меры по расправе с Михайловичем и его последователями. Битва при Онего стала важнейшей точкой в истории бунта, она произошла в 1669 году и означала начало осады Соловецкой крепости. Соловцы активно противостояли осаде и умело использовали свое знание местности и опыт обороны. Они превратили монастырь в настоящую крепость и отчаянно сражались против атак врага.

Алексей Мещеринов, который был отправлен на Соловки с важным сообщением о значении бунта, воевал рядом со своими соратниками. После продолжительной осады и нескольких неудачных попыток атаки, русские войска нанесли смертельный удар по Соловцам. Монаха Михайловича и его последователей казнили на месте, а монастырь был полностью разрушен огнем. В результате бунта Соловецкие монахов-соловцяны были полностью разбиты и уничтожены. Однако, самое важное значение соловецкого бунта заключается в его последствиях для русской церкви и общества. Это восстание вызвало возмущение и осаду каждому русскому, который узнал о нем. Соловки стали своеобразным символом борьбы за право на свободу и справедливость. Соловецкий бунт оставил огромный след в истории России. Его значимость до сих пор обсуждается и изучается историками.

Бунт на Соловках показал, что русская церковь и общество способны противостоять тирании и угнетению. Это важное событие подтолкнуло к дальнейшим изменениям и реформам в русском государстве. Депортация и карательные меры Возмущение со стороны клириков Соловецкого монастыря в году 1674 стала одной из главных причин бунта. Видимо, царь Алексей Михайлович, будучи внимательным и осторожным правителем, рассчитывал на то, что после сидения в монастырях, монахи утратят инициативу и их вздор не повторится. Однако его предположения оказались ошибочными, и возмущение монахов вскоре приняло более широкий масштаб. Накануне жесточайших событий, а именно в 1675 году, монастырь был подвергнут осаде шведскими войсками и силами Великого княжества Финляндского.

В подавлении бунта решающую роль сыграли перебежчики. Одним из них стал Феоктист, которого изгнали за то, что он намеревался продолжить молиться за государя. Монах рассказал об одном из слабых мест крепости — Белой башне. В ней находилось окно сушилки, заложенное кирпичами. Их можно было легко разбить и попасть внутрь. В итоге войско так и поступило. Итоги Соловецкого восстания Следствие над монахами началось в этот же день. Главными зачинщиками были признаны Никанор и Сашко, которых сразу же казнили. Остальных разослали в отдалённые остроги. Соловецкое восстание Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии. Иногда ещё называют Соловецким сидением, так как бунт не вышел за пределы монастыря, который был осаждён царскими войсками. Осада длилась с 1668 по 1676 год, так как Соловецкий монастырь представлял собой скорее мощную пограничную крепость, нежели мирную обитель, как, впрочем, и все отдалённые монастыри той эпохи. Взять его штурмом долгое время не могли, а продержаться осаждённым помогали местные жители, тайком доставлявшие им припасы. К тому же многие монахи в обители имели за плечами военное прошлое, так что они действительно могли дать отпор царскому войску. Позднее историки включили события Соловецкого восстания в так называемый Бунташный век, то есть в XVII столетие, столь щедрое на бунты и мятежи, от Смутного времени в России до Медного бунта, Соляного бунта и других волнений. Причины Соловецкого восстания Церковная реформа Никона стала основной причиной Соловецкого восстания Церковная реформа патриарха Никона. Та самая, из-за которой случился церковный раскол и началось преследование старообрядцев. Когда в монастырь прибыли новые богослужебные книги, монахи отказались их использовав, продолжив проводить ритуалы по старым книгам. Впоследствии они неоднократно писали челобитные царю Алексею Михайловичу с просьбой сохранить старые церковные чины, но они остались без ответа. Это стало главной причиной Соловецкого восстания. Отказ от проведения реформы в Соловецком монастыре. Царь терпел самоуправство непокорных монахов десять лет, после чего назначил настоятелем Соловецкого монастыря отца Иосифа, сторонника реформ. Однако, когда отец Иосиф прибыл на место, монахи отказались признать его настоятелем, после чего вообще изгнали его. Это открытое проявление непокорности и было воспринято властями, как бунт. Начало Соловецкому восстанию было положено. Участники Соловецкого восстания Через этот потайной ход стрельцы в результате предательства сумели проникнуть в монастырь и перебить участников Соловецкого восстания, не пожелавших сдаваться В 17 веке Соловецкий монастырь был важной крепостью на северо-западной границе, ведь тогда Россия активно воевала со Швецией. Соответственно, он был укомплектован не простыми монахами — все они умели сражаться. Общее число защитников достигало семи сотен, на случай блокады было запасено огромное количество провианта, а толстые каменные стены было невозможно пробить из пушек. С противоположной стороны участниками Соловецкого восстания были стрельцы, присланные на его подавление. Поначалу их было немного, менее двухсот, но по мере того, как осада не приносила результатов, а время шло, их число росло и росло, пока не дошло до 1,5-2 тысяч точные оценки тут разнятся. При этом первые годы стрельцам было запрещено обстреливать монастырь, поэтому они ограничивались лишь осадой, и то лишь в летнее время, так как зимой их распускали по домам из-за сурового климата побережья Белого моря. За это время участники Соловецкого восстания пополняли запасы с помощью местных жителей, поморов, которые им сочувствовали. Суть и ход событий Соловецкого восстания Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет. Стрельцы сидели в осаде, на лето занимая Соловецкие острова и пытаясь разорвать связь осаждённых с материком, но на зиму их распускали по домам из-за зверских холодов. Приближаться к стенам монастыря стрельцы не решались — когда они попытались это сделать, монахи встретили их артиллерийским обстрелом. События Соловецкого восстания тянулись медленно и вяло, но во второй половине 1675 года они стали набирать обороты.

Они-то и составили основное ядро восставших. Хорошим «горючим материалом» оказались ссыльные и опальные, которых насчитывалось на острове до 40 человек. Кроме трудового люда, но под его воздействием и давлением к восстанию примкнула часть рядовой братии. Этому не приходится удивляться, ибо черные старцы по своему происхождению были «все крестьянскими детьми» или выходцами из посадов. Однако по мере углубления восстания иноки, напуганные решительностью народа, порывали с восстанием. Важным резервом восставшей монастырской массы были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и иных промыслах, приходившие под защиту стен Соловецкого кремля. По данным воеводских отписок царю, в осажденном монастыре находилось более 700 человек, в том числе свыше 400 решительных сторонников борьбы с правительством методом крестьянской войны. В распоряжении восставших было 90 пушек, расставленных на башнях и ограде, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также защитного снаряжения. Документальные материалы свидетельствуют о том, что восстание в Соловецком монастыре началось как религиозное, раскольническое движение. На первом этапе и миряне, и монахи выступили под флагом защиты «старой веры» против нововведений Никона. Борьба эксплуатируемых масс с правительством и патриаршеством, подобно многим народным выступлениям эпохи средневековья, приняла религиозную идеологическую оболочку, хотя на деле под лозунгом защиты «старой веры», «истинного православия» и т. На эту особенность революционных выступлений задавленного темнотою крестьянства обращал внимание В. Он писал, что «…выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития, а не одной России». В 1668 году за отказ принять «новоисправленные богослужебные книги» и за противодействие церковной реформе царь приказал осадить монастырь. Началась вооруженная борьба соловчан с правительственными войсками. Начало Соловецкого восстания совпало с разгоравшейся в Поволжье и на юге России крестьянской войной под предводительством С. Правительство не без оснований опасалось, как бы его действия не всколыхнули все Поморье, не превратили край в сплошной район народного восстания. Поэтому первые годы осада мятежного монастыря велась вяло и с перерывами. В летние месяцы царские войска стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы, входившие в правительственную рать, распускались на это время по домам. Переход к открытым военным действиям до крайности обострил социальные противоречия в лагере восставших и ускорил размежевание борющихся сил. Оно было окончательно завершено под воздействием разинцев, которые стали прибывать в монастырь с осени 1671 года, то есть после поражения крестьянской войны. Влившиеся в восставшую массу люди «из полку Разина» взяли в свои руки инициативу в обороне монастыря и активизировали Соловецкое восстание. Разинцы и трудники становятся фактическими хозяевами монастыря и заставляют «труждаться» монахов, на которых раньше работали сами. Из воеводских отписок мы узнаем, что к руководству восстанием пришли враги царя и духовенства, «пущие воры и заводчики и бунтовщики… изменники великому государю» беглый боярский холоп Исачко Воронин и кемлянин из Кемской волости Самко Васильев. К командному составу восстания принадлежали и разинские атаманы Ф. Кожевников и И. Начинается второй этап Соловецкого восстания, на котором религиозные вопросы отступили на второй план и идея борьбы «за старую веру» перестала быть знаменем движения. Порвав с реакционно-богословской идеологией монахов и освободившись от старообрядческих требований, восстание принимает ярко выраженный антифеодальный, антиправительственный характер. В «распросных речах» выходцев из монастыря сообщается, что руководители восстания и многие его участники «и в церковь божию не ходят, и на исповедь к отцам духовным не приходят, и священников проклинают и называют еретиками и богоотступниками». Тем же, кто упрекал их в грехопадении, отвечали: «мы де и без священников проживем». Новоисправленные богослужебные книги жгли, рвали, топили в море. Восставшие «отставили» богомолье за великого государя и его семью и слышать больше об этом не хотели, а иные из мятежников говорили про царя «такие слова, что не только написать, но и помыслить страшно». Такие действия окончательно отпугнули от восстания монахов. Не говоря уже об оппозиционной верхушке монастыря, даже рядовая братия в своей массе порывает с движением, сама решительно выступает против вооруженного способа борьбы и пытается отвлечь от этого народ, становится на путь измены и организации заговоров против восстания и его предводителей. Только фанатичный сторонник «старой веры» высланный на Соловки архимандрит Никанор с кучкой единомышленников до конца восстания надеялся с помощью оружия заставить царя отменить никоновскую реформу. По словам черного попа Павла, Никанор беспрестанно ходил по башням, пушки кадил и водою кропил и называл их «матушками галаночками, на вас де у нас надежда», и по воеводе и по ратным людям стрелять велел. Никанор был попутчиком народа; опальный архимандрит и восставший трудовой люд использовали одни средства борьбы для достижения разных целей. Народные вожаки решительно расправлялись с реакционно-настроенными иноками, занимавшимися подрывной деятельностью; одних они сажали в тюрьмы, других изгоняли из монастыря. За стены крепости было выдворено несколько партий противников вооруженного восстания - старцев, монахов. С начала 70-х годов Соловецкое восстание, подобно крестьянской войне под руководством С. Разина, становится выражением стихийного возмущения угнетенных классов, стихийного протеста крестьянства против феодально-крепостнической эксплуатации. Население Поморья выражало сочувствие мятежному монастырю и оказывало ему постоянную поддержку людьми и продовольствием. Черный поп Митрофан, бежавший из монастыря в 1675 году в «распросной речи» говорил, что в период осады приезжали в монастырь «с рыбою и с харчевыми запасами с берегу многие люди». Царские грамоты, угрожавшие суровым наказанием тем, кто доставлял продовольствие в монастырь, не действовали на поморов. Ладьи с хлебом, солью, рыбой и иными продуктами питания непрерывно приставали к островам. Благодаря этой помощи восставшие не только успешно отражали приступы осаждавших, но и сами совершали смелые вылазки, которые обычно возглавлялись И. Ворониным и С. Васильевым - избранными народными сотниками. Строительством укреплений руководили опытные в военном деле беглые донские казаки Петр Запруда и Григорий Кривонога. Все гражданское население Соловков было вооружено и по-военному организовано: разбито на десятки и сотни с соответствующими командирами во главе. Осажденные значительно укрепили остров. Они вырубили лес вокруг пристани, чтобы никакое судно не могло подойти к берегу незамеченным и попало в зону обстрела крепостных орудий. Низкий участок стены между Никольскими воротами и Квасопаренной башней подняли деревянными террасами до высоты других участков ограды, надстроили низкую Квасопаренную башню, на Сушильной палате устроили деревянный помост раскат для установки орудий. Дворы вокруг монастыря, позволявшие неприятелю скрытно приближаться к кремлю и осложнявшие оборону города, были сожжены. Вокруг монастыря стало «гладко и ровно». В местах возможного приступа положили доски с набитыми гвоздями и закрепили их. Была организована караульная служба. На каждую башню посменно выставлялся караул из 30 человек, ворота охраняла команда из 20 человек. Значительно укрепили и подступы к монастырской ограде. Перед Никольской башней, где чаще всего приходилось отбивать атаки царских стрельцов, вырыли окопы и обнесли их земляным валом. Здесь же установили орудия и устроили бойницы. Все это свидетельствовало о хорошей воинской подготовке руководителей восстания, их знакомстве с техникой оборонительных сооружений. После подавления крестьянской войны С. Разина правительство перешло к решительным действиям против Соловецкого восстания. Весной 1674 года третий по счету воевода Иван Мещеринов прибыл на Соловецкий остров. В завершающий период борьбы под стенами монастыря было сосредоточено до 1000 стрельцов с артиллерией. В летне-осенние месяцы 1674 и 1675 гг. С 4 июня по 22 октября 1675 года потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Вследствие жестокой блокады и непрерывных боев число защитников монастыря также постепенно сокращалось, запасы военных материалов и продовольственных товаров истощались, хотя крепость могла еще долго обороняться. В монастыре накануне его падения было, по словам перебежчиков, хлебных запасов на семь, по другим данным - на десять лет, коровьего масла на два года. Только в овощах и свежих продуктах чувствовался недостаток, что привело к вспышке цинги. От цинги и ран умерло 33 человека. Соловецкий монастырь не был взят штурмом. Его предали изменники-монахи. Монах-перебежчик Феоктист провел в монастырь тайным ходом, что под сушилкой у Белой башни, отряд стрельцов. Через открытые ими башенные ворота в крепость ворвались главные силы И. Восставшие были захвачены врасплох. Началась дикая расправа. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек. Разгром Соловецкого монастыря произошел в январе 1676 года. Это был второй после поражения крестьянской войны С. Разина удар по народному движению. Вскоре после подавления восстания правительство прислало на Соловки из других монастырей благонадежных монахов, готовых славить царя и реформированную церковь. Соловецкое восстание 1668—1676 гг. Разина антикрепостническим движением XVII века. Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора 4. В это время громят саму опричнину. Наш анализ этих событий см. Как показывают документы, Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. Куликовская битва. Иван Грозный. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович 4. Тайна сибирско-американской истории автора Носовский Глеб Владимирович 5. Однако уже вскоре наметились разногласия между Из книги Всемирная история: в 6 томах. После победы в 1590 г. Косминский и Я. Архангельский С. Аграрное законодательство Английской революции. Крестьянские движения в Англии в 40-50-х гг.

В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Милорадович «Чёрный собор». В 1667 году состоялся Большой Московский собор, который анафемаствовал старообрядчество, то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своем распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет. Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий