Дайджест книжных новостей от «Читай-города»: ChatGPT-4 стал соавтором романа. В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.
Слушать онлайн стихотворение "Весенняя гроза":
- Краткий пересказ пьесы "Гроза" Островского по действиям
- Гроза Островский краткое содержание по действиям
- 36. ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА
- 32 комментария
Песня, написанная представителем МИД Марией Захаровой, победила на премии «Шансон года-2024»
Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского. Произведение Тютчев написал в возрасте 25 лет (1828 год), когда пребывал с дипломатической миссией в Германии. «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. Гроза — да, это атмосферное явление присутствует и воспринимается как Божий гнев. Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. Слушать аудиокнигу «Гроза» автора Александра Островского в исполнении Александра Теренкова, Галины Бахаревой.
Для кого Островский написал «Грозу»?
В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич тоже имел семью: он сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей все они умерли в раннем возрасте. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.
Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли. В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково.
Здесь жители жили по старым устоям и не хотели ничего менять. Они не замечали того прекрасного , что было у них. Они не видели чудной природы их города, отличались грубостью и невежеством.
Главная героиня пьесы — Катерина. Молодая девушка, воспитывавшаяся в любви и заботе, не обремененная тягостями жизни. В родительском доме она была счастлива, любила ходить в церковь, она ей казалась большим храмом, где она видела ангелов, любила рассказы богомолок, в которые она верила и восхищалась ими. Все изменилось после замужества. Она попала в семью, где царила ненависть ко всему.
То, чему она радовалась в родительском доме, теперь ее не радовало. Катерина вышла замуж без любви. Девушка думала, что полюби она мужа, и ее мир опять засияет. Но ее свекровь Кабаниха не давала Катерине возможности жить и любить. Она постоянно была недовольна невесткой.
Ревновала ее к сыну и жаловалась, что Тихон перестал любить мать из-за жены. Гнетущая и жесткая атмосфера в доме мужа, толкает Катерину на бунт. Она не может больше жить без той доброты, к которой привыкла. Любовь к Борису дает ей силы выживать здесь. Она знает, что это грех, но все равно идет на измену.
В сущности, мечтания Катерины, в которых "храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса", немногим отличаются от наивно-бытовых представлений странницы Феклуши, в которых одно из высочайших достижений человеческого разума — паровоз — предстаёт в виде запряжённого огненного змия, намекающего на грядущий апокалипсис. Тоже ведь фантазия, и тоже весьма далёкая от церковных канонов. Добролюбов, размышляя о поступке Катерины, приводит библейскую аналогию: "Ее погибель — это осуществленная песнь плена вавилонского: играйте и пойте нам песни сионские, говорили иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины". Но в героине нет практически ничего христианского. Она, по сути своей, язычница, в которой чувственность побеждает все строгие церковные каноны.
Она живёт инстинктами, следует голосу чувства, а не разума. Кадр из советского фильма "Гроза" 1977 года. Ее душа нуждается в любви. Любовь — ее единственный бог, за отсутствием которого и жить не стоит. Не брось Катерину Борис — возможно, и продолжала бы героиня жить дальше, и лгать, возможно, научилась бы, и приспосабливаться.
Есть отдушина и место, где естественные порывы могут в полной мере проявиться. А, стало быть, с остальным можно и смириться. Если в каждом жесте отчаяния брошенной женщины видеть протест, то, значит, у нас — толпы протестующих. А если вспомнить последний предсмертный монолог Катерины, то можно, подобно опытному психологу, сделать вывод, что героиня находилась в состоянии эмоционального аффекта. Её речь бессвязна — мысли путаются, сбиваются с одной на другую, по сути, это поток ничем не контролируемых эмоций, речь человека, находящегося на грани безумия: "Куда теперь?
Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — всё равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше... Под деревцом могилушка...
Солнышко ее греет, дождичком ее мочит...
В редакции 1854 года эта неровность сглажена возникшей вдруг второй строфой. Гремят раскаты молодые... Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Строфа по-своему блистательна, но от первой-то осталась лишь первая и последняя строка. Исчезло восторженно-полудетское "как весело...
На их место пришла рядовая для поэта-романтика строка: "Как бы резвяся и играя... Если бы Федор Иванович и собиравший его книгу в 1854 году Иван Сергеевич Тургенев знали, как в ХХI веке мы устанем от этого вербального вируса так называют филологи злополучное "как бы" , они бы не стали усердствовать в правке первой строфы.
«Гроза» М.Зощенко. Слушать
В этой статье читайте краткий пересказ пьесы "Гроза" по действиям: краткое содержание произведения "по главам". – "Гроза" Островского – это история о том, как темные мертвенные порядки сгубили живую душу, а совсем не о том, как несчастная обездоленная девушка решилась пойти против системы. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. Читать онлайн книгу «Гроза» автора Александра Островского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. По мнению Дикого, гроза послана людям в наказание, и стальными шестами от неё не защитишься. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
В каком году была написана пьеса А. Н. Островского «Гроза»?
- Гроза врагов русского народа
- Весенняя гроза - слушать онлайн стихотворение Тютчева
- Гроза (Островский Александр) - слушать аудиокнигу онлайн
- Главные герои пьесы:
- Гроза. Островский А. Н. (1859) — читать онлайн
- Александр Островский ★ Гроза читать книгу онлайн бесплатно
Весенняя гроза
Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» , есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет [3][4]. Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.
Второй строфы не было вовсе, а общеизвестная первая выглядела так: Люблю грозу в начале мая: Как весело весенний гром Из края до другого края Грохочет в небе голубом! Именно в этом варианте "Весенняя гроза", написанная 25-летним Тютчевым, была знакома А. Не смею предполагать, что сказал бы Александр Сергеевич, сравнив две редакции первой строфы, но мне ближе ранний. Да, в позднем варианте очевидно мастерство, но в раннем - какая непосредственность чувства! Там не только грозу слышно; там за тучами уже и радуга угадывается - "из края до другого края". И если томик Тютчева пролистаешь на пару страниц вперед, то вот она и радуга - в стихотворении "Успокоение", которое начинается словами "Гроза прошла...
И радуга концом дуги своей В зеленые вершины уперлася.
Новым градоначальником стал Д. А 5 февраля 1907 года Жеденов был принят дворцовым комендантом генерал-адъютантом В. Реакция Драчевского была незамедлительной.
Уже 19 февраля 1907 года Жеденов был уволен со службы. По жалобе на несправедливое увольнение Сенат 30 апреля назначил дознание, которое установило факты растрат, поборов и связей с революционерами. В декабре 1908 года управляющий канцелярией еврей Никифоров, польский еврей Калиш, поляк Галле и еще несколько чиновников были уволены и отданы под суд, а также было сделано представление о предании суду Драчевского, которое, впрочем, не состоялось. После увольнения с государственной службы Н.
Жеденов целиком и полностью посвятил свою жизнь общественной работе. Он был членом Русского собрания и как специалист по крестьянскому вопросу 21 января 1908 года читал в Собрании доклад на тему "Разрушение крестьянской общины - разложение России". В том же году он возглавил издательский комитет Союза Русского Народа , начал сотрудничать в крупнейшей черносотенной газете "Русское знамя". В 1909 году он стал членом редакционной комиссии "Книги Русской скорби".
Жеденов становится одним из последовательных его сторонников. Маркову и В. Пуришкевичу , в котором обвинил их в том, что они утверждают, подобно кадетам, будто депутаты Государственной Думы - "народные представители", хотя, на самом деле, они - только "советчики Государя". Во время раскола в Союзе Русского Народа Жеденов, как и следовало ожидать, решительно встал на сторону А.
На съезде Жеденов был председателем первой секции, которая рассматривала ситуацию внутри Союза. Тогда же он был избран почетным членом этой организации с зачислением в число членов-учредителей и членом Главного Совета Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа. Жеденов принял активное участие в конфликте между другим членом Главного Совета Дубровинского Союза Русского Народа приват-доцентом римского права Б. Никольским и ярым противником Дубровина Н.
Марковым в стенах Русского Собрания. За это 12 апреля 1912 года Жеденов был исключен из рядов этой организации вместе с Б. Никольским и Н. Он также был известен и как активный сторонник трезвеннического движения и лично поддерживал деятельность "братца Иоанна Чурикова", из-за чего у него произошел конфликт с игуменом Арсением по поводу отзыва на книгу Чурикова.
Жеденов активно участвовал в работе Нижегородского Всероссийского Совещания уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26-28 ноября 1915 года так называемое Нижегородское совещание , где выступал с докладом.
По сюжету пьесы Катерина изменяет нелюбимому мужу, а когда не может справиться со своими противоречивыми чувствами, решает покончить с собой. По его версии, поступок Катерины был не просто жестом отчаяния, но и протестом — против устоев купеческого мира, жестокого, невежественного и закрытого от любого влияния.
В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.
«Люблю грозу в начале мая…» Федор Тютчев. 5 декабря
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. Драма Александра Николаевича Островского «Гроза», написанная автором в 1859 году, – очень популярная пьеса, которую играют на многих городских театральных сценах. «Гроза» – это пьеса в пяти действиях, написанная великим русским писателем и драматургом Александром Николаевичем Островским. образец невежества и самодурства под видом благочестия.
Анализ произведения «Гроза» Островского и критические статьи о пьесе
Длительность: 02:36:50 Добавлена: 5 октября 2018 А. Островский и по сей день является самым популярным русским драматургом. Его экранизируют, по его пьесам ставят спектакли.
Стихотворение Федора Тютчева На этой странице читайти стихи «Весенняя гроза» русского поэта Федора Тютчева, написанные в 1828 году. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.
Слушать Из рассказа Зощенко «Гроза» мы узнаем о том, что чудесным теплым днем трое детей собирают цветы. Природа наделила цветы множеством красок.
Цвет Лёлиных цветов — голубой, Юлиных — белый, а у главного героя рассказа цветы были жёлтыми.
Какой уж тут протест? Тут полное бессилие — если только бессилие само по себе не рассматривать как форму протеста. Всколыхнется на мгновение темное болото — и все вернется на круги своя. Добролюбов упрекает героя в бесхарактерности и неспособности на сильный поступок, подобный поступку Катерины. Это самоубийство-то сильный поступок? Ну, покончил с собой, ушел из жизни - расписался в своей беспомощности, мысленно сказал всему темному царству: "Живите и процветайте". Потому что более никого не останется. Кажется, история Островского не о том, как впечатлительная, эмоциональная женщина рискнула пойти на протест существующему укладу жизни, а о том, к каким последствиям этот уклад может привести. Смерть Катерины рождает еще более гнетущее чувство безысходности.
Что сделать, чтобы подобное не повторялось? Как избежать трагических последствий несовершенного устройства общества, в котором властвуют Дикие и Кабановы?.. Звонок прозвенел. Урок окончен. Но я знаю абсолютно точно — зерно посеяно, всходы будут, а значит, всё не напрасно. А значит, наш диалог будет длиться и дальше — через года к новым поколениям читателей. Потому что в большой литературе никогда не бывает окончательных ответов на вопросы — оттого она и неисчерпаемый источник духовной и жизненной мудрости. Кадр из фильма "Гроза" 2019 года. В его сюжете Катерина работает официанткой в ресторане своей свекрови Кабанихи, расположенном в небольшом провинциальном городе Калинове. Слабовольный муж Тихон любит Катерину, но не решается перечить матери и всегда принимает её сторону.
Катерина влюбляется в Бориса, племянника мэра города, и неожиданно обнаруживает, что чувства взаимны… Теги:.
Краткое содержание пьесы Островского Гроза, история создания драмы
Как реагирует на это Лёля?.. Слушать рассказ 2мин26сек.
Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать. Кабанов вздыхая, в сторону. Ах ты, господи. Да смеем ли мы, маменька, подумать! Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. Нешто, маменька, кто говорит про вас?
Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут. Да отсохни язык... Полно, полно, не божись! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери.
С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. В чем же вы, маменька, это видите? Да во всем, мой друг! Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. Да нет, маменька! Что вы, помилуйте! Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай!
Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь. Нашла место наставления читать. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь? Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Напраслину-то терпеть кому ж приятно! Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете. Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху. Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе: у тебя жена молодая.
Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю. Да для чего ж мне менять-с? Я обеих люблю. Ну да, так и есть, размазывай! Уж я вижу, что я вам помеха. Думайте как хотите, на все есть ваша воля; только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?
Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого? Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит. Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь.
Что именно хотел донести до нас автор? Можно ли назвать пьесу революционной, как считал Добролюбов? Постер к фильму "Гроза" 1977 года. Была ли Катерина светочем? Светоч — это источник разума; а все поступки героини лишены логики, продиктованы сиюминутным настроением и обусловлены импульсивностью Катерины.
Она боится божьего гнева за грех прелюбодеяния. Вспомнить хотя бы сцену грозы, которую можно считать кульминацией пьесы. Катерина, повинуясь настроению безумной барыни, падает на колени, кричит: "Ад" Ад! Геенна огненная! Потом вымаливает прощения у Тихона и его матери за свои прегрешения.
Но при этом, спустя время, ее нимало не заботит, какое наказание ее может ожидать за еще более страшный грех — грех самоубийства. Где же тут логика и здравый смысл? Надежда в сердце русского, православного человека чаще всего связана с верой. А в героине нет веры — есть только суеверие. В сущности, мечтания Катерины, в которых "храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса", немногим отличаются от наивно-бытовых представлений странницы Феклуши, в которых одно из высочайших достижений человеческого разума — паровоз — предстаёт в виде запряжённого огненного змия, намекающего на грядущий апокалипсис.
Тоже ведь фантазия, и тоже весьма далёкая от церковных канонов. Добролюбов, размышляя о поступке Катерины, приводит библейскую аналогию: "Ее погибель — это осуществленная песнь плена вавилонского: играйте и пойте нам песни сионские, говорили иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины". Но в героине нет практически ничего христианского. Она, по сути своей, язычница, в которой чувственность побеждает все строгие церковные каноны. Она живёт инстинктами, следует голосу чувства, а не разума.
Кадр из советского фильма "Гроза" 1977 года.
Главный герой рассказа, видя, что сейчас не до цветочков, выбрасывает свой букет. Как реагирует на это Лёля?.. Слушать рассказ 2мин26сек.
"РГ" публикует раннюю версию "Весенней грозы" Тютчева
Что это братец нейдет, вон, никак, гроза заходит. Читать бесплатно онлайн книгу «Гроза» полностью, автора Александра Островского в электронной библиотеке аудио пьеса Островского А.Н. Пьеса о столкновении между новыми и старыми традициями, устаревшими семейными порядками.
Акции сегодня
- Краткое содержание для читательского дневника
- ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
- Вход и регистрация
- Краткое содержание для читательского дневника
- ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"
- Другие персонажи
Краткое содержание: «Гроза» Островского
Поэтому родители Бориса жили отдельно в Москве, сыну и дочери ни в чем не отказывали, но, к сожалению, умерли от холеры. Скончалась и бабушка Анфиса, оставив завещание на внуков. Но наследство они могли получить только в том случае, если будут почтительны к дяде. Борис понимает, что с таким придирчивым характером дяди наследства ни ему, ни сестре не видать никогда. Ведь если свои такому домашнему тирану угодить не могут, племянник и подавно. Собеседник сочувствует молодому человеку и признается ему, что умеет писать стихи. Однако, признаться в этом боится из-за того, что в городе его никто не поймет: и так достается за болтовню. Вдруг входят странница Феклуша, которая начинает восхвалять купеческие нравы. Кулигин называет её ханжой, помогающей нищим, но издевающейся над собственной семьей. Вообще, у Кулигина есть заветная мечта: отыскать перпетуум-мобиле, чтобы впоследствии материально поддержать общество. Об этом он рассказывает Борису.
Явление четвертое После ухода Кулигина Борис остается один и, завидуя товарищу, сокрушается о собственной судьбе. Влюбленность в женщину, с которой этот молодой человек никогда не сможет даже поговорить, вызывает в душе грусть. Вдруг он замечает её, идущую со свекровью и мужем. Явление пятое Действие начинается с наставлений купчихи Кабановой своему сыну. Вернее, она приказывает ему, не терпя никаких возражений. А слабовольный Тихон не смеет ослушаться. Кабанова высказывает, что ревнует его к невестке: меньше сын стал её любить, чем раньше, жена милее родной мамы. В её словах сквозит ненависть к Катерине. Она убеждает сына быть строже с ней, чтобы жена боялась мужа. Кабанов пытается вставить слово о том, что любит Катерину, но мать непреклонна в своем мнении.
Явление шестое. Когда Кабаниха уходит, Тихон, его сестра Варя и Катерина остаются наедине, и между ними происходит не очень приятная беседа. Кабанов признает, что абсолютно бессилен перед самовластием матери. Сестра упрекает брата за слабоволие, но ему хочется поскорее выпить и забыться, отвлекшись от реальности. Явление седьмое Теперь беседуют только Катерина и Варвара. Катерина вспоминает свое беззаботное прошлое, когда мама её одевала, как куклу и не принуждала ни к какой работе. Сейчас все изменилось, и женщина чувствует надвигающуюся беду, будто она висит над пропастью, а удержаться не за что. Бедная молодая жена сокрушается, признаваясь, что любит другого. Варвара советует встретиться с тем, к кому влечет сердце. Катерина боится этого.
Явление восьмое Входит еще одна героиня пьесы — барыня с двумя лакеями — и начинает говорить о красоте, которая ведет лишь в омут, устрашая неугасимым огнем, в котором будут гореть грешники. Явление девятое Катерина признается Варе, что барыня напугала её своими пророческими словами. Варвара возражает, что полусумасшедшая старуха сама боится умирать, поэтому и говорит об огне. Сестра Тихона волнуется, что надвигается гроза, а брата еще нет. Катерина признается, что ей очень страшно из-за такой непогоды, потому что, если вдруг умрет, предстанет перед Богом с нераскаянными грехами. Наконец, к радости обеих, Кабанов появляется. Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой. Явление первое. Глаша, служанка в доме Кабановых, упаковывает вещи Тихона, собирая его в дорогу.
Странница Феклуша начинает рассказывать о других странах, где правят султаны — и все неправедно. Это очень странные речи. Варя и Катерина снова беседуют между собой. Катя, на вопрос, любит ли она Тихона, отвечает, что очень его жалеет. Но Варя догадывается, что объектом настоящей любви Катерины является другой человек и признается, что беседовала с ним. Противоречивые чувства захлестывают Катерину. То она причитает, что будет мужа любить, ни на кого Тишу не променяет, то вдруг грозится, что уйдет, и не удержать её никакой силой. Явление третье. Кабанова напутствует сына перед дорогой и заставляет его приказать жене, как жить, пока его не будет. Малодушный Тихон повторяет за маменькой все, что нужно исполнить Катерине.
Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Что видели современники в поведении «отцов города» — «произвол с одной стороны и недостаток сознания прав своей личности с другой», об этом писал Добролюбов, отмечая, что «требования права, законности, уважения к человеку — вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины этого безобразия». Пьеса «Гроза», если прочесть ее внимательно, — это пьеса о достоинстве, о праве личности на уважение в мире, где сама постановка этого вопроса кажется посягательством на скрепы и устои. Ибо скрепы эти держатся не на законе и не праве, а на насилии и презрении к тем, кто слабее. Не был Островский ни славянофилом, ни западником, не был политиком, не был публицистом, не написал ни одного манифеста. Но жизнь он слышал всем существом поэта.
Весной мы просто перекликаемся этими строчками. Малыш еще, быть может, и не читал Тютчева, а строки про грозу уже таинственно живут в нем. И странно узнать, что "Весенняя гроза" приняла знакомый нам с детства хрестоматийный вид лишь через четверть века после написания, в издании 1854 года. А при первой публикации в журнале "Галатея" в 1829 году стихотворение выглядело иначе.
Второй строфы не было вовсе, а общеизвестная первая выглядела так: Люблю грозу в начале мая: Как весело весенний гром Из края до другого края Грохочет в небе голубом! Именно в этом варианте "Весенняя гроза", написанная 25-летним Тютчевым, была знакома А. Не смею предполагать, что сказал бы Александр Сергеевич, сравнив две редакции первой строфы, но мне ближе ранний.
Тогда у певицы был сложный период: она всеми силами пыталась вернуть к нормальной жизни дочь Татьяну, подсевшую на запрещенные препараты. Захарова рассказывала, что в тот момент артистка обращалась с просьбой о помощи к кому только было возможно. Тогда Люба спасала Таню, которая переживала, надеюсь, самый худший период в своей жизни. Люба боролась за нее отчаянно, вытаскивала её всеми возможными и невозможными способами. Буквально в мольбе обращалась ко всем, кто мог помочь», — вспоминала Мария Захарова.