Новости аполлинария суслова

Стриженные по тогдашней моде и совершенно между собой несхожие сестры Сусловы — Аполлинария и Надежда, появившиеся в петербургских студенческих кружках. Аполлинария Суслова, роковая любовница вского, фигура в истории литературы не менее значимая, чем сам писатель. Выпускница Орловского базового медицинского колледжа Анастасия Суслова принесла золотую медаль в копилку Орловской области в компетенции «Медицинский и социальный уход».

Достоевский: семья и ранние годы

  • Суслова, Аполлинария Прокофьевна | это... Что такое Суслова, Аполлинария Прокофьевна?
  • «БЫВШАЯ ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА» — 3
  • «Иваново с Перцем»: Любовница Достоевского Аполлинария Суслова
  • Апполинария Прокофьевна Суслова - биография, фото, личная жизнь, Достоевский - Biography Life

Сараскина Л.: Аполлинария Суслова

Здесь в позапрошлом веке проживала возлюбленная Федора Достоевского Аполлинария Прокофьевна Суслова. «Аполлинария Суслова прожила странную, парадоксальную, может быть, даже призрачную жизнь. Может быть, именно за это «сопряжение несопряжимого» и любили Аполлинарию Суслову два русских гения — Федор Достоевский и Василий Розанов? Годы близости с Достоевским обложка книги. Суслова, Аполлинария Прокофьевна — Аполлинария Прокофьевна Суслова фотография 1867 года Дата рождения: 1839 год(1839) Дата смерти: 1918 год(1918) Аполлинария Прокофьевна Суслова (1839—1918) — возлюбленная Ф. М. Достоевского (1861—1866). Насколько я понимаю, это была Апполинария Суслова – роковая муза Достоевского и Розанова.

Пленницы Судьбы. Аполлинария Суслова.

Поначалу занималась общественной деятельностью, но после окончила учительские курсы и открыла школу, которая проработала два месяца, после чего ее закрыли. Дело в том, что Суслова в Петербурге считалась неблагонадежной, за ней устанавливалась слежка. Ее связи с революционерами, по мнению политического департамента полиции, не давали ей права заниматься педагогической деятельностью. Она жила у брата в Тамбовской губернии, но чем занималась, неизвестно.

Через десять лет она приезжает в Петербург, где столкнулась с Достоевским, который не узнал ее или сделал вид, что не узнал. К этому времени он женился на своей стенографистке Анне Сниткиной. Это все задело и обидело Суслову.

Может, она по-прежнему продолжала его любить? Встреча с Розановым Через некоторое время она знакомится с 24-летним студентом, будущим провинциальным учителем, журналистом, философом Василием Розановым. Как он вспоминал впоследствии, Суслова сохранила черты поразительной былой красоты.

По его словам, он был почитателем Ф. Между возлюбленными была большая возрастная разница, не мешавшая, по его словам, любить Суслову, которая импонировала тем, что она была музой Достоевского. В 1880 году, после длительной связи, они поженились.

Это было еще при жизни Федора Михайловича, который продолжал любить Аполлинарию, наделяя героинь своих романов ее чертами. Этот брак не мог быть счастливым. Со стороны Аполлинарии это была надежда на удовлетворение своих физических потребностей.

Никакой любви к молодому Розанову она не чувствовала. Для него это так же была физическая связь с красивой, умной, обеспеченной, опытной в плотских утехах женщиной. Он благоговел перед ней, по его словам, только при одной мысли о ее близости с великим писателем.

Их брак не сложился, породив в Аполлинарии чувства неудовлетворенности и чудовищной ревности, так как Василий Розанов был любителем женщин. Она два раза бросала его, но он умолял ее вернуться. Личная жизнь Аполлинарии Сусловой дала крен, до очередной катастрофы оставалось совсем немного.

Опять разочарования Продержавшись так шесть лет, Суслова уезжает в Нижний Новгород к своему отцу. Розанов, потеряв с ней связь, начинает писать ей письма со слезными просьбами вернуться. Но она отвечала на них грубостью и отвращением.

Возвращаться она не собиралась. Розанов сошелся с другой женщиной, от которой прижил четверых детей. Его вторая жена была набожной, и они обвенчались.

Другими словами, он был двоеженцем и очень боялся Аполлинарию Прокофьевну Суслову. Он умолял ее дать ему развод. Присылал к ней людей, которые уговаривали ее.

Но ей нравились его унижения и страх. Она не давала ему развода двадцать лет, обрекая его новую семью на страдания и переживания. Розанов быстро нашел себе утешение в переписке со второй женой Достоевского Анной, с которой обсудил все поступки и черты характера своей жены Аполлинарии, еще один их союзник — Любовь Федоровна Достоевская, которая также ненавидела любовницу своего отца.

С их легкой руки среди друзей и знакомых распространялись невероятные слухи о Сусловой, о ее вздорном характере, половой распущенности. Особенно поднаторел на этом поприще Розанов, который рассылал всем письма с жалобами и кляузами на жену, пытаясь оправдать свое двоеженство. Страх перед наказанием заставлял его следить за ней, превращая каждый ее шаг в предосудительные поступки.

Два полюса Наверное, Розанов и придумал обожание к великому писателю, чтобы оправдать свою связь с женщиной намного старше его, с которой он жил ради ее денег. В одном из своих писем к ней он ставит ей в вину такие разговоры о нем. Его целью было представить себя как мученика, которого завлекла роковая женщина, при этом подчеркнуть, что не один он пострадал, но и великий Достоевский.

Так что сейчас отличить правду от вымысла практически невозможно.

Никого не любя, а испытывая лишь неглубокую чувственность без оргазма и благодарности к партнёру, она, говоря словами дочери Достоевского, «служа Венере, переходила из рук в руки, от одного студента к другому». Может, так она мстила Достоевскому за то, что он был много старше её?.. Импульсивность, неустойчивость, непредсказуемость поступков сочетаются с расчётливостью, неэмоциональностью, каким-то шахматным, бухгалтерским подходом к Достоевскому. Буянов этим высказыванием даёт всеобъемлющую характеристику Сусловой. После смерти своей первой жены Достоевский предложил Сусловой выйти за него замуж, но она отказалась. Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Фёдора Михайловича. Для Сусловой Достоевский был не великим писателем, а всего лишь поклонником, книг которого она почти не читала. После окончания романа с Достоевским Суслова сожгла многие компрометирующие её бумаги, в том числе и письма к ней великого писателя.

Тайна их бурных и необычных отношений так и канула в историю, оставив исследователям только догадки и предположения. В 40-летнем возрасте Суслова вышла замуж за Василия Васильевича Розанова , которому было 24 года. Тут Суслова поменялась ролями с Достоевским по части возрастных различий. Может быть, благодаря Сусловой Розанов и стал знаменитым Розановым, одним из самых оригинальных и парадоксальных русских мыслителей.

Людмила Сараскина. Аполлинария Суслова. Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений.

Она принадлежала к разряду тех женщин, которые назывались эмансипэ и позволяли себе много вольностей в поведении. Она посещала революционные сходки и студенческие демонстрации, после чего нередко оказывалась в полицейских участках. Но еще больше ей нравилось подчинять своей воле мужчин, в обращении с которыми она не церемонилась. Однажды она посетила публичную лекцию известного писателя Достоевского и поставила себе новую цель — бросить его к своим ногам. А к цели она, как правило, шла напролом.

Писатель Федор Достоевский Фото: peoples. Темпераментная барышня без труда обратила на себя внимание писателя — она написала ему пылкое письмо, в котором с присущей ей склонностью к театральным эффектам «раскрыла свое сердце». И решительная девушка своего добилась — вскоре Достоевский стал ее любовником. Аполлинарию не смущало ни то, что писатель был женат, ни то, что он не намеревался уходить от болеющей жены. Писатель, для которого его молодая муза стала злым гением Фото: zhurnalko.

Аполлинария Суслова постоянно устраивала любовнику скандалы, то требуя того, чтобы он наконец ушел «от этой чахоточной», то настаивая на публикации своей повести в журнале «Время». И хотя писательницей она была посредственной, Достоевский шел у нее на поводу и выполнял все капризы. Аполлинария Суслова и Федор Достоевский Фото: archive. После очередной бурной ссоры она уехала в Париж, завела себе там любовника, а когда Достоевский отправился следом за ней, обошлась с ним холодно и заставила утешать ее после расставания с неверным поклонником. Аполлинария разыграла перед ним целый спектакль, схватив нож и заявив о том, что собирается убить любовника.

Орловчанка Анастасия Суслова победила в Национальном чемпионате по профмастерству «Абилимпикс»

Федор Достоевский и Василий Розанов? Суслова, Аполлинария Прокофьевна — Аполлинария Прокофьевна Суслова фотография 1867 года Дата рождения: 1839 год(1839) Дата смерти: 1918 год(1918) Аполлинария Прокофьевна Суслова (1839—1918) — возлюбленная Ф. М. Достоевского (1861—1866). Егор Яковлев рассказывает подлинную историю взаимоотношений Фёдора Достоевского и его «вечного друга» Аполлинарии Сусловой.

Аполлинария Суслова: кем была муза Достоевского

Оправдание женщины: Апполинария Суслова Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы.
Апполинария Прокофьевна Суслова - биография, фото, личная жизнь, Достоевский - Biography Life Он решил обеспечить надлежащее образование своим дочерям, Полине (уменьшительная форма имени Аполлинария) и Надежде.
Демон Достоевского Аполлинария Суслова/Егор Яковлев Аполлинария же вышла замуж за критика и публициста Василия Розанова, который оказался младше Сусловой на 16 лет.
Суслова Аполлинария Прокофьевна Черты Аполлинарии Сусловой просматриваются в Настасье Филипповне из романа «Идиот», а её отношения с самим Достоевским стали основной ещё не для одного художественного.
Аполлинария Суслова и Достоевский Насколько я понимаю, это была Апполинария Суслова – роковая муза Достоевского и Розанова.

Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...

File:Аполлинария Прокофьевна Суслова. Годы близости с Достоевским (1928).pdf - Wikimedia Commons "Любовница Достоевского Аполлинария Суслова".
ЖЗЛ. Аполлинария Суслова. Сараскина Л. И. Это была 22-летняя слушательница Петербургского университета Аполлинария Суслова.

ЖЗЛ. Аполлинария Суслова. Сараскина Л. И.

Вот только свою главную «инфернальницу» не только помнил до конца жизни, но и сделал ее прототипом роковых героинь своих лучших произведений. После окончания лекции по истории в Петербургском университете пожилой профессор уже направлялся к выходу из аудитории, когда его внимание привлекла молодая слушательница с волосами чудесного тициановского оттенка, задумчиво глядевшая в окно. Ее стройная, ладно скроенная фигурка так аппетитно вырисовывалась на фоне оконного проема, что профессор не удержался от вольности: «Вы прелестны, как богиня Афродита! Но договорить не успел: прелестная ручка в ажурной перчатке вольнослушательницы Сусловой от души влепила ему звонкую пощечину. Да им же костер можно зажечь»...

Увы, он был не так уж далек от истины: в будущем Аполлинария Прокофьевна Суслова воспламенит своим взглядом немало мужских сердец. Но свое так и не отдаст никому. Биография Аполлинария Суслова родилась в 1839 году в крестьянкой семье. Кроме Полины в семье были ее младшая сестра Надя и брат Вася.

Современники Аполлинарии Сусловой, впервые увидев ее, были уверены, что перед ними - настоящая аристократка. И немало удивлялись, впоследствии узнав о ее крестьянском происхождении. Но позвольте! С такими манерами, с такой надменной улыбкой и - не дворянка?

Но Аполлинария была старшей дочерью крепостного графа Шереметева - Прокофия Суслова. До 15 лет она росла в деревне, а затем вместе с младшей сестрой Надеждой воспитывалась в частном пансионе в Москве. К тому времени их отец не только сумел накопить денег, чтобы выкупить свою свободу задолго до отмены крепостного права, но и так войти в доверие к графу Шереметеву, что тот дал ему место управляющего делами в своих многочисленных имениях. Семья Сусловых перебралась в Петербург, и здесь сестры пошли разными дорогами: младшая, Надежда, не блиставшая красотой, мечтала получить профессию врача и стала усердно грызть гранит науки в Петербургском университете, а старшая, Аполлинария, или Полина, как попросту звали ее дома, бредила зарождавшейся в России идеей эмансипации.

Она коротко остригла свои ярко-рыжие волосы и тоже изредка посещала некоторые лекции в университете, но совсем с иной целью. Впоследствии дочь Достоевского, Любовь Федоровна, в своих воспоминаниях так отзовется о Сусловой: «Каждую осень она записывалась студенткой в университет, но никогда не занималась и не сдавала экзамены. Однако усердно ходила на лекции, флиртовала со студентами, ходила к ним домой, мешая им работать, подстрекала их к выступлениям, заставляла подписывать протесты, принимала участие во всех политических манифестациях, шагала во главе студентов, неся красное знамя, пела Марсельезу, ругала казаков и вела себя вызывающе... Полина присутствовала на всех балах, всех литературных вечерах студенчества, танцевала, разделяла все новые идеи, волновавшие молодежь...

Она вертелась вокруг Достоевского и всячески угождала ему. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви». И хотя письмо это в архиве писателя так и не нашли, но доподлинно известно, что их роковая встреча произошла в 1861 году.

Роман Сусловой с Достоевским Роман развивался стремительно. Это была всепоглощающая страсть, которую в литературе принято сравнивать с помрачением рассудка или солнечным ударом. Достоевскому было уже сорок четыре года. Он был женат на тяжелобольной женщине, содержал пасынка и не вылезал из долгов.

Сусловой было 28 лет, и она поражала Достоевского своим эгоизмом и самоотверженностью одновременно. Однако со временем молодая пылкая любовница все чаще показывала коготки. Аполлинария Суслова требовала от Достоевского развестись «со своей чахоточной» и жениться на ней.

К этому времени он выпустил повесть «Записки из Мертвого дома» об опыте каторги, издавал с братом Михаилом литературно-политический журнал «Время» и состоял в первом браке с Марией Исаевой, которая болела туберкулезом. Писатель уже тогда был довольно известен, но свои главные произведения написал после встречи с Сусловой.

А именно — великое пятикнижие, в которое вошли романы «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1866 , «Бесы» 1872 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1880. Дочь писателя Любовь Достоевская утверждала, что Аполлинария посещала все светские вечера, активно знакомилась с людьми и первой проявила симпатию к Федору Михайловичу. Достоевский не замечал этого. Тогда она написала ему письмо с объяснением в любви. Это письмо было найдено в бумагах отца, оно было простым, наивным и поэтичным.

Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины», — писала дочь. Поклоннице удалось растопить сердце писателя, и между ними завязался страстный роман. Благодаря содействию Достоевского девушка смогла опубликовать свою повесть «Покуда» в его журнале «Время». Отношения Сусловой и Достоевского были сложными и постоянно варьировались от любви до ненависти.

Девушка часто упрекала возлюбленного по разным поводам и просила его развестись с «чахоточной женой».

Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А. Сусловой основана на документальных, биографических, автобиографических и художественных свидетельствах, почерпнутых из самых разных источников. Особый интерес представляют архивные материалы, многие из которых публикуются впервые. Перейти к характеристикам Книга «Аполлинария Суслова» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.

Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений.

После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес.

Апполинария Суслова – роковая муза

Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин. Не вполне известно, что там разыгралось за действие, но финал его известен: Апполинария согласилась оставить нож и неверного любовника в Париже, и ехать с Достоевским в Германию. Чего, собственно, и добивалась. Когда супруга Достоевского умерла, он предложил Апполинарии выйти за него замуж. Но она не согласилась — нужно сказать, она вообще плохо понимала, кто ее позвал замуж. Его книг она не знала, его внутренний мир ее интересовал мало — в общем, еще один невнятный обожатель, партнер по сцене жизни… Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей. Этот призыв услышала другая женщина, Анна Сниткина, которая искренне любила Достоевского — и прожила с ним трудную жизнь, которая однако была полна любви. После окончания романа с Достоевским Апполинария сожгла свой архив — те редкие письма, которые дошли до наших дней, сохранились действительно чудом. Но чувство к ней сохранилось у Достоевского: он писал в дневниках, что любит ее даже вопреки своему желанию любить.

Следующей жертвой необузданной Аполлинарии стал Василий Розанов. На момент их знакомства Василий был еще гимназистом, Апполинария — была женщиной за тридцать. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин. Может, благодаря этому браку мы и получили самого парадоксального русского философа, но как человек Розанов был несчастен. Апполинария с возрастом ничуть не изменилась: жизнь в стиле греческой трагедии стала еще насыщенней. Стареющая женщина устраивала Розанову публичные истерики с мордобитием, при этом наставляя ему рога с его коллегами и студентами, она пилила его за безденежье, пилила за то, что тот занят тем, что ей непонятно и не интересно, а ей уделяет мало внимания.

Аполлинария Л. Сараскиной — это совсем не пассия купца Рогожина, не домомучительница Розанова, но и не «служительница Венеры» из дневников Л. Достоевской, а совершенное другая девушка, возможно, больше похожая на саму себя: «Тяжелым, до ненависти и отвращения, оказался груз свободной любви для презирающей общественные предрассудки Аполлинарии, переживавшей «позор» любовных отношений так же болезненно, как на ее месте его переживала бы всякая другая женщина с вполне традиционными представлениями о морали. Скорее всего, ей было даже намного труднее. Ведь — и в силу характера, и по принципиальным идейным соображениям — она начисто была лишена лицемерия и специфически дамских хитростей и уловок». Кроме извечного выбора между поиском недостатков и поиском достоинств в объекте внимания в данном случае исследователь, формируя корпус документов и свидетельств, волен взять тот или иной отзыв, фрагмент, подтверждающий именно его, а не противоположную точку зрения. Но как же быть читателю в той ситуации, когда автор лишь указывает ему дорогу, не навязывая своего взгляда, в небольшой сопроводительной статье к каждой главе: по приложенным документам он должен судить сам? Здесь мы видим не совсем обычную позицию Л. Сараскиной: придерживаясь собственного, довольно сочувствующего взгляда на свою героиню, она оставляет читателю свободу сделать свой выбор. И все же ученый руководит тропой читателя — через саму подборку документов. Из подобранных Сараскиной текстов высвечивается желаемый образ — почти страдальческий. По ранним произведениям Сусловой «До свадьбы» мы видим, что перед нами не «Медея» В. Розанов , а обычная девушка, испытывающая тоску и томление от своего положения спутницы женатого человека, который должен вскоре овдоветь. Мало того, на протяжении почти всего жизненного пути Сусловой исследовательнице приходится отстаивать прототип от рожденных на базе его героинь. Доказывать свидетельством и убеждением, насколько далека была в реальности дочь богатых крестьян, вечная студентка, незадачливая народница, писательница третьего ряда и просто женщина с разбитым сердцем, так и не нашедшая себя после разорения отца в социуме, — от воображаемой Аполлинарии, «роковой», «железной», «мегеры», Грушеньки, розановской «женщины Достоевского» и других своих инфернальных ипостасей. В то время как герой страдает, мучается и погибает, прототип может вести вполне сносное существование, пользуясь многочисленными благами жизни. Бывает и наоборот. В случае с Аполлинарией Сусловой дело обстояло самым невыгодным для нее образом. Книга Сараскиной — не единое повествование, а сборник исторических и литературных документов, своего рода хрестоматия впрочем, очень занимательная , сопровожденная комментарием ученого. Воспоминания, отзывы, письма, художественные тексты, фрагменты исследований и научных статей, касающиеся того или иного периода в жизни Аполлинарии Сусловой, отобраны по хронологии и сплетены таким образом, чтобы максимально осветить белые пятна.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации.

Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений. После расставания с ним Аполлинария прожила долгую, но несчастливую жизнь — ее литературная карьера не состоялась, брак со знаменитым впоследствии мыслителем В. Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес.

Орловчанка Анастасия Суслова победила в Национальном чемпионате по профмастерству «Абилимпикс»

Не люби, но и не мучай... Мелодраматический рассказ дочери писателя Л. Достоевской о том, что Суслова приходила домой к Достоевскому в конце 1870-х гг. Любовь их пришла к концу, хотя переписка еще продолжалась почти год, и каждый раз письма Сусловой приводили Достоевского в волнение. Вторая жена писателя А.

Достоевская вспоминает о получении одного из таких писем: «За чаем он спросил, не было ли ему письма, и я подала письмо от нее. Он или действительно не знал, от кого письмо, или притворился незнающим, но только едва распечатал письмо, потом посмотрел на подпись и начал читать. Я все время следила за выражением его лица, когда он читал это знаменитое письмо. Он долго, долго перечитывал первую страницу, как бы не будучи в состоянии понять, что там было написано; потом, наконец, прочел и весь покраснел.

Мне показалось, что у него дрожали руки. Я сделала вид, что не знаю, и спросила его, что пишет Сонечка [племянница Достоевского Софья Иванова]. Он ответил, что письмо не от Сонечки и как бы горько улыбался. Такой улыбки я еще никогда у него не видала.

Это была или улыбка презрения, или жалости, право, не знаю, но какая-то жалкая, потерянная улыбка. Потом он сделался ужасно как рассеян, едва понимал, о чем я говорю». Последнее письмо Достоевского к Сусловой от 23 апреля 5 мая 1867 г. Долинин приводит краткие сведения о дальнейшей судьбе Сусловой, из которых видно, что она открыла школу-пансион в селе Иваново Шуйского уезда Владимирской губернии, однако школу пришлось закрыть ввиду неблагонадежности Сусловой: «В своих суждениях она слишком свободна и никогда не ходит в церковь».

Суслова всегда была поборницей женской эмансипации, и поэтому вполне закономерным явилось ее появление в 1872 г. Герье в Петербурге — первом русском высшем учебном заведении для женщин. Она пытается жить и литературным трудом, выпустив в 1870 г. Минье «Жизнь Франклина»: Суслову по-прежнему интересуют сильные свободолюбивые личности.

С фотографии 1876 г. Паншева Но Достоевский оказался пророком: Суслова действительно «вечно была несчастна» и «нигде не нашла себе друга и счастья». В 1880 г. Розанова, будущего известного писателя и философа, страстного почитателя Достоевского и это тоже играло немаловажную роль в женитьбе В.

Розанова на женщине, которую любил его великий учитель. Однако брак их оказался неудачным и превратился для них в тяжелое испытание. Через шесть лет Суслова бросает В. Розанова, уехав от него с его приятелем.

Когда В. Розанов умоляет ее вернуться, она жестоко отвечает: «Тысяча мужей находятся в вашем положении т. А узнав, что В. Розанов в гражданском браке с другой женщиной и имеет от нее детей, Суслова почти двадцать лет из какого-то злого упрямства не дает ему развода — дети его все эти годы были лишены гражданских прав.

Старик-отец, у которого Суслова поселилась в доме, писал о ней: «Враг рода человеческого поселился у меня теперь в доме, и мне самому в нем жить нельзя».

Достоевский стремительно ворвался в столичные литературные круги, весь литературный Петербург с придыханием говорил о многообещающем писателе, будущем гении. Вскоре Достоевский неожиданно очутился в политических, став завсегдатаем кружка петрашевцев, получивших такое название по фамилии их главного вдохновителя, Михаила Петрашевского. Петрашевцы целью своей деятельности видели государственный переворот. Самых активных членов кружка, в том числе и Достоевского, арестовали и около полугода продержали в Петропавловской крепости, а затем приговорили к расстрелу.

И в историю петрашевцы вошли в первую очередь благодаря инсценировке казни. Достоевский — единственный в российской истории человек, который смог проделать путь из каторжан в национальные гении. Отбыв на каторге четыре года, а потом отслужив в Семипалатинске простым солдатом, на самом дне, откуда, как правило, к прежней жизни не возвращаются, он написал "Записки из мёртвого дома" и опубликовал это произведение в журнале "Время", который они открыли с братом Михаилом по возвращении Фёдора Михайловича в Петербург. Писателя амнистировали в 1862 году, когда прошла коронация Александра II. Достоевский становится невероятно популярным.

Он возвратился в Петербург как герой — мученик, его обожают студенты, молодёжь приглашает на литературные вечера. Пять романов Достоевского, написанные им с 1860 по 1880 годы, назовут великим пятикнижием, и они войдут в список "ста лучших книг всех времён" по версии Норвежского Нобелевского института. Вот так однажды, зимой 1862 года он был приглашён для прочтения лекции в Санкт-Петербургский университет. Здесь произошло его знакомство с Аполлинарией Сусловой. Достоевский и Аполлинария Суслова.

Портрет Аполлинарии Прокофьевны Сусловой хранится сейчас в Сосновском краеведческом музее. Раньше он украшал стену краеведческого музея Панинской школы, и Валентина Васильевна Сустаева, проводя экскурсии, останавливалась возле этого портрета и говорила: "Это гражданская жена Достоевского". Уроженка села Панино, старшая сестра Надежды Сусловой, которая всему миру известна как первая русская женщина-врач, Аполлинария Суслова осталась известной в литературных кругах как начинающая писательница, автор двух напечатанных повестей: "Покуда" и "Чужая и свой". Но больше о ней говорят как о возлюбленной Достоевского, об этом сказано даже в википедии. Конечно, Аполлинария не была гражданской женой писателя, ведь на ту пору он был женат, но жена его, Мария Дмитриевна, была неизлечима больна чахоткой, а он был измучен долгами, проблемами журнала, над которым постоянно висела угроза закрытия, заботами о пасынке Паше.

Встреча с Аполлинарией, рыжеволосой эмансипированной девушкой, которая была на 20 лет моложе писателя, обернулась для него нечаянно нагрянувшей любовью, страстным романом, принесшим писателю больше мучений и страданий, чем счастья. Она подошла к писателю на одном из его выступлений, потом написала ему письмо, в котором смело призналась в любви своему кумиру. Достоевский, которого тронула искренность признания, на послание откликнулся. Так завязалось это знакомство.

А перед женитьбой на Анне Ястребовой Шереметев даровал ему вольную. Вскоре Прокофий Григорьевич получил высокое назначение управляющим имениями графа сначала в Москве, а потом и в Петербурге.

Так что Полина с Надеждой, хоть и были дочерьми бывшего крепостного, но в столичном доме родителей привыкли жить на широкую ногу: у них были гувернантки, обучавшие их манерам и языкам, и даже учитель танцев. У матери рука была тяжелая и нрав весьма деспотичный, поэтому когда сестер отдали в пансион благородных девиц, они не особенно расстроились из-за разлуки с домом. Позднее обеим удалось закончить столичную гимназию, хотя там и было чудовищно скучно. Полина в основном считала на потолке мух, единственным ее светлым воспоминанием был учитель истории, сумевший воспламенить ее воображение рассказами о Древней Греции и античном искусстве. Больше ей нечего было рассказывать. Читайте также Разочарованный странник: путешествия Федора Достоевского Взаимное мучительство Когда Полина осознала, что как пожаром охвачена страстью к Федору Михайловичу, она, пересилив врожденную застенчивость, честно в ней призналась.

И хоть до Федора Михайловича у нее не было никакого любовного опыта и поджилки тряслись от страха, она все равно сочла нужным поступить в полном соответствии с принципами новой морали — не скрывать, не обманывать, не лицемерить, любить, пока любишь, и уходить, когда разлюбишь. Не будь любовники людьми истинно русскими, можно было бы предположить, что по крайней мере первый период их романа был радостным и счастливым. И это притом, что внешне, казалось бы, ничто не препятствовало их любви. Достоевский незадолго до смерти 1880 г. Источник: Constantin Shapiro, Public domain, via Wikimedia Commons К моменту их встречи Достоевский был четыре года женат на Марье Дмитриевне Исаевой, с которой познакомился в ссылке в Семипалатинске, но этот брак уже изжил себя. Жена была истерична, капризна, страдала эпилептическими припадками, при этом самолюбие Достоевского было непоправимо задето — она, как оказалось, еще и изменяла ему.

Однако через некоторое время Марья Дмитриевна перестала быть помехой — тяжело больная чахоткой, она жила отдельно от мужа, то в Москве, то во Владимире. Он же истосковался по любви, по безумствам — в силу характера и драматических жизненных обстоятельств эта сторона жизни открылась для него поздно. Но, как оказалось, в его сердце жила жажда обладать и распоряжаться. Сохранившаяся переписка Достоевского и Сусловой, а также ее дневник дают некоторое представление о том, что между ними происходило. Поначалу это был, видимо, ураган, испепеляющий любовный поединок, не оставляющий времени и сил на размышления. Но постепенно картина менялась… Подобно многим своим сверстницам, Полина думала, что раз она разделяет укоренявшиеся убеждения о женском праве на свободу, то тем самым уже является свободной, и что в ней сами собой уничтожаются предрассудки и прежняя многовековая «семейная» мораль.

Не тут-то было. Полина очень скоро вопреки всем теориям потребовала, чтобы Достоевский развелся с женой! Тот уставился на нее страдальчески-непонимающим взглядом. Больше к этой теме она не возвращалась — слишком была горда. Далее последовали другие, вовсе неожиданные «сюрпризы». Однажды Полина застала Федора Михайловича в гостиной — он, не вставши по обыкновению ей навстречу, сидел сутулый, раздраженный, барабанил пальцами по столу и тяжко молчал, глядя на нее мрачным взглядом.

Надо нам все это кончать, Поля! Несколько минут он внимательно разглядывал ее, потом вдруг вскочил, опрокинул стул, бросился на нее, подавляя, оскорбляя и игнорируя ее сопротивление и крик. Чем дальше, тем чаще просыпалась в нем эта темная, зловещая сторона его натуры «сладострастника», о которой она поначалу, разумеется, и не подозревала. Довольно скоро к этому прибавилась еще и грубая, совершенно безосновательная ревность — к студентам, к Полонскому, к брату. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Опомнившись, он хватался за голову, извинялся, стоял на коленях, плакал, исповедовался… Несколько лет спустя Аполлинария прочитает в «Идиоте» про настроения Настасьи Филипповны: «Тут приедет вот этот… опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет — так тысячу раз в пруд хотела кинуться, да подла была, души не хватало…» — и узнает себя.

И еще больше ее оскорбит то, что он доподлинно, до самых пронзительных деталей знал, что с ней происходило и что она при этом чувствовала. После таких сцен Полина кружила как неприкаянный призрак по угрюмым петербургским улицам и мучительно терзалась, страдая душой. Замкнутая и одинокая, ни с кем, даже с сестрой, не умела она поделиться своими муками — безвозвратно рушился образ «Сияющего», как она называла и воспринимала Достоевского. А ведь для нее, как и для всех почти поклонников писателя, он был прежде всего автором «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных», бесчисленное количество раз она слышала его рассуждения об идеалах чистой, возвышенной, самоотверженной любви и прекрасно знала, сколько слез умиления он пролил над этими идеалами в своих книгах! А ведь в каком-то смысле они нашли друг друга, эти две натуры, в чьих душах одинаково таились мрачные бездны, гулкие пропасти, темные и зловещие закоулки неизвестных им самим страстей, а потому потребность в страдании была едва ли не важнейшей для них обоих. В результате Полина с наслаждением кинулась в пучину собственного, только что открытого внутри себя хаоса, как бы приглашая Достоевского разделить с ней эти «впечатления».

Так начался период взаимного мучительства, сопровождающийся оскорблениями, претензиями, выворачиванием души наизнанку и уличением друг друга в самых грязных тайных побуждениях. И если он отводил душу в своих романах, в крепнущем внутри христианстве, то ей, атеистке, к тому же лишенной истинного импульса к творчеству, опереться было не на что, и она просто тонула в этом хаосе. В марте 1863-го Полина, не дождавшись публикации во «Времени» своего второго, не менее слабого рассказа «До свадьбы», спаслась от Достоевского бегством в Париж. Читайте также Кастильская муза: как Хуана Инес де ла Крус вошла в историю литературы Любовь-ненависть В Париж она поехала не только, чтобы сбежать от «мучителя», но и в надежде заняться изучением истории и языков — английского и испанского. Не без труда удалось беглянке умолить отца выделить и ей средства на скромную комнату в парижском пансионе и ежедневные расходы. И первое время Полина действительно посещала какие-то лекции по литературе и истории, общалась с русской политической эмиграцией, встречалась с Тургеневым, к которому у нее были рекомендательные письма от Якова Полонского.

Через несколько месяцев она писала Достоевскому из Парижа тот как раз наскреб денег, чтобы наконец настичь беглянку во Франции : «Ты едешь немножко поздно: все изменилось в несколько дней. Ты как-то говорил, что я не скоро смогу отдать свое сердце. Я его отдала в неделю по первому призыву, без борьбы, без уверений, без уверенности, почти без надежды, что меня любят.

Федор Достоевский. Оно серьезно омрачалось тем, что Достоевский играл в рулетку и проигрывал постоянно — Сусловой приходилось закладывать вещи, чтобы найти деньги на жилье и еду. Оба постоянно дрожали при мысли, что скоро надо выселяться и рассчитываться с отелем. В итоге и любовное увлечение Аполлинарии французом, и постоянная рулетка, и странные ссоры, и нервный характер отношений легли в основу повести «Игрок». От «этой дуры» — к «Брылкиной» Первая жена Достоевского, Мария Дмитриевна, умерла от туберкулеза в 1864 году. Вскоре писатель предложил Аполлинарии выйти за него замуж, но девушка отказалась.

Почему — неизвестно. Возможно, она иначе видела свое положение рядом с писателем или считала институт брака устаревшим. В одном из писем Федор Михайлович так писал возлюбленной: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…» В итоге Достоевский снова женился в 1867 году, до конца не разорвав отношений с Сусловой — периодически они встречались, иногда обменивались письмами. Второй супругой писателя стала его стенографистка Анна Григорьевна Сниткина, которая была беззаветно влюблена в Достоевского. Анна Григорьевна, вторая жена Достоевского. Господи, не посылай мне такого несчастья! После она перехватила еще одно послание от Сусловой: «Я два раза прочла письмо, где меня называют Брылкиной очень неостроумно и неумно ». Когда письмо прочел сам Достоевский, он сильно переживал, нервничал — руки у него тряслись. Впоследствии, получая письмо для «госпожи Достоевской», Анна Григорьевна писала: «Рука была женская.

Разумеется, он боялся, что эта дура напишет мне что-нибудь». Но Аполлинария все-таки не написала ей ни одного письма и к 1866 году решила окончательно забыть роман с Достоевским. Сельская учительница «Мне жаль ее, — писал Достоевский сестре Аполлинарии, — потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья». Аполинария в тот момент решила разорвать отношения полностью, прекратив и переписку с писателем. Пытаясь задержаться в городе, девушка вступала в новые отношения, пыталась любить. Иногда писала рассказы, которые нигде не могла опубликовать. К 30 годам она обнаружила себя как «лишнего» человека: женой себя не видела и не могла иметь детей, особыми талантами не обладала. При этом она мало чем отличалась от тех, кого склонна была презирать Особенно тяжело ей становилось от осознания того, что талантами ее семья не обделена: сестра Надежда в это же время делала уникальную карьеру первой в России женщины-врача.

Надежда Суслова, сестра Аполлинарии. Экзамен она держала в Москве и тогда записала свои впечатления: «У меня здесь есть разные знакомые, прежние студенты, а теперь мировые судьи, юристы, и прочая. Но все, кого я встречаю, мужчины и женщины, — необыкновенно мелочны и пусты. Экзамен в первый раз она провалила, но смогла успешно сдать его повторно.

Аполлинария Суслова – самая главная удача в жизни Достоевского...

Аполлинария Суслова. – 75 просмотров, продолжительность: 25:44 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Александра Кашицына в социальной сети Мой Мир. Образ Аполлинарии Сусловой, своенравной красавицы с дурным нравом, страстной натуры, волевой, противоречивой, для Достоевского оказался источником целой плеяды его героинь. 23 ноября - 43361451668. Роковая женщина Аполлинария Суслова К ней применимы все эпитеты — яркая, незабываемая, талантливая, пустая, надменная, скандальная. Аполлинария Суслова была связана с Достоевским многие годы и послужила прототипом некоторых его женских образов.

Последние Posts

  • Суслова Аполлинария Прокофьевна: истерическое расстройство личности:
  • СУСЛОВА Апполинария
  • Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
  • Лента новостей
  • Демон Достоевского Аполлинария Суслова/Егор Яковлев - YouTube

Общественно-политическая газета Сосновского района Нижегородской области

Поэтому практически до конца жизни Сусловой Розанов засылал к ней своих друзей, адвокатов, просителей с просьбами о разводе — но все напрасно. Шло время, родители умерли, а когда ее и брата приезжали навестить в Нижний сестра Надежда с мужем, злопамятная Аполлинария демонстративно забирала матрац, белье и уходила ночевать к своей единственной подруге. С сестрой у нее давно уже не было общего языка, и Аполлинарию дико раздражали беспрерывные поучения Надежды Прокофьевны о том, как надо жить и как беречь свое здоровье. На последнее Аполлинарии было решительно наплевать, и иногда бессонными ночами она мечтала, чтобы с ней приключился какой-нибудь фатальный несчастный случай. Покончить с собой, как она когда-то хотела, у нее уже недоставало решимости. Ее мысли, видимо, подслушал дьявол.

Или — что тоже возможно — нигилистку настигло наказание свыше. В начале 1900 года раздался тревожный стук в ее окно. Пожилая женщина — Сусловой тогда уже было 60 — поспешила открыть. Перед ней стояли разгоряченные и взволнованные брат и племянник. Случилось несчастье — воспитанница Сусловой, сиротка Саша, которую Аполлинария Прокофьевна недавно взяла на воспитание, чтобы хоть как-то согреть свое одиночество, утонула в Оке.

Мужчины едва удержали ее… Кажется, это был единственный случай, когда она взывала к Всевышнему… Отныне и до самой смерти в Севастополе в 1918 году рядом с ней не было никого, кроме 80-летней, когда-то шереметевской крепостной, прислуги Прасковьи Даниловны, знавшей всех до единого ее друзей и возлюбленных. Благо, память у нее была отменная.

Этот брак не мог быть счастливым.

Со стороны Аполлинарии это была надежда на удовлетворение своих физических потребностей. Никакой любви к молодому Розанову она не чувствовала. Для него это так же была физическая связь с красивой, умной, обеспеченной, опытной в плотских утехах женщиной.

Он благоговел перед ней, по его словам, только при одной мысли о ее близости с великим писателем. Их брак не сложился, породив в Аполлинарии чувства неудовлетворенности и чудовищной ревности, так как Василий Розанов был любителем женщин. Она два раза бросала его, но он умолял ее вернуться.

Личная жизнь Аполлинарии Сусловой дала крен, до очередной катастрофы оставалось совсем немного. Опять разочарования Продержавшись так шесть лет, Суслова уезжает в Нижний Новгород к своему отцу. Розанов, потеряв с ней связь, начинает писать ей письма со слезными просьбами вернуться.

Но она отвечала на них грубостью и отвращением. Возвращаться она не собиралась. Розанов сошелся с другой женщиной, от которой прижил четверых детей.

Его вторая жена была набожной, и они обвенчались. Другими словами, он был двоеженцем и очень боялся Аполлинарию Прокофьевну Суслову. Он умолял ее дать ему развод.

Присылал к ней людей, которые уговаривали ее. Но ей нравились его унижения и страх. Она не давала ему развода двадцать лет, обрекая его новую семью на страдания и переживания.

Розанов быстро нашел себе утешение в переписке со второй женой Достоевского Анной, с которой обсудил все поступки и черты характера своей жены Аполлинарии, еще один их союзник — Любовь Федоровна Достоевская, которая также ненавидела любовницу своего отца. С их легкой руки среди друзей и знакомых распространялись невероятные слухи о Сусловой, о ее вздорном характере, половой распущенности. Особенно поднаторел на этом поприще Розанов, который рассылал всем письма с жалобами и кляузами на жену, пытаясь оправдать свое двоеженство.

Страх перед наказанием заставлял его следить за ней, превращая каждый ее шаг в предосудительные поступки. Два полюса Наверное, Розанов и придумал обожание к великому писателю, чтобы оправдать свою связь с женщиной намного старше его, с которой он жил ради ее денег. В одном из своих писем к ней он ставит ей в вину такие разговоры о нем.

Его целью было представить себя как мученика, которого завлекла роковая женщина, при этом подчеркнуть, что не один он пострадал, но и великий Достоевский. Так что сейчас отличить правду от вымысла практически невозможно. Ясно только одно: нельзя ставить знак равенства между Достоевским и Розановым ни по значимости таланта, ни по любви к Аполлинарии Прокофьевне.

Достоевский любил ее, но запутался, честно осознавал и признавался в этом. Он не мог бросить больную жену, написание своих романов, работу в журнале. Но также не мог оставить свою Полину, которая давала ему невероятное вдохновение.

Самое главное, что ставит его несравненно выше Розанова: он понимал, что обижает любящих его женщин: жену, Полину и дочь, но не мог ничего изменить. Он писал о ее эгоизме, но любил именно такой. Не оправдывал себя, обливая ее грязью.

Аполлинарии он прощал все, даже измену в Париже. Но она не поняла его и не простила. Женские образы в романах Достоевского Расставшись с Аполлинарией, Федор Васильевич продолжал любить, лишенный ее общества и обладания ею.

Он, как великий художник, рисовал ее образ в своих произведениях. Критики, знакомясь с романами Достоевского, находили в них героинь, по описанию и по характеру соответствующих Сусловой. Последние годы Со своим мужем Аполлинария воевала до 1898 года, когда он решился выдать ей вид на жительство.

После этого прошло еще около пяти лет, пока, после долгих переговоров и уговоров, она согласилась на развод.

Лечение не принесло результатов, и 9 февраля 28 января по старому стилю писатель скончался в возрасте 59 лет. Погребальная процессия растянулась на целый километр. Гроб несли на руках. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману "Братья Карамазовы": "Истинно, истинно глаголю вам: аще пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Крамского «Ф. Достоевский на смертном одре», РИА Новости Женщины в жизни Достоевского Достоевский был не только гениальным писателем — в жизни он был обычным мужчиной, который любил, страдал, шел под венец, встречался и расставался с женщинами.

Четыре дамы оставили след в его сердце, а одна из них стала его опорой до конца жизни. Мария Исаева Первой женой писателя стала Мария Дмитриевна Исаева, с которой он познакомился в годы военной службы в Семипалатинске. В 1854 году Достоевский после четырех лет каторги прибыл в Семипалатинск — маленький городок, затерянный в степи. Здесь его ждала солдатская служба. Через несколько месяцев он познакомился с семьей Исаевых. Глава семьи был добрым и скромным человеком, но имел пристрастие к алкоголю. Это вызывало недовольство у его жены, Марии Дмитриевны.

Она была образованной женщиной, знала иностранные языки. Достоевский увлекся ею не на шутку. Летом 1855 года Исаевы уехали в Кузнецк. Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык".

Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года. Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу. Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя.

На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть".

Как все истерические психопатки, она страдала извращением полового влечения. Никого не любя, а испытывая лишь неглубокую чувственность без оргазма и благодарности к партнёру, она, говоря словами дочери Достоевского, «служа Венере, переходила из рук в руки, от одного студента к другому». Может, так она мстила Достоевскому за то, что он был много старше её?..

Импульсивность, неустойчивость, непредсказуемость поступков сочетаются с расчётливостью, неэмоциональностью, каким-то шахматным, бухгалтерским подходом к Достоевскому. Буянов этим высказыванием даёт всеобъемлющую характеристику Сусловой. После смерти своей первой жены Достоевский предложил Сусловой выйти за него замуж, но она отказалась. Их отношения продолжали оставаться нервными, неясными, мучительными прежде всего для Фёдора Михайловича. Для Сусловой Достоевский был не великим писателем, а всего лишь поклонником, книг которого она почти не читала. После окончания романа с Достоевским Суслова сожгла многие компрометирующие её бумаги, в том числе и письма к ней великого писателя. Тайна их бурных и необычных отношений так и канула в историю, оставив исследователям только догадки и предположения. В 40-летнем возрасте Суслова вышла замуж за Василия Васильевича Розанова , которому было 24 года.

Тут Суслова поменялась ролями с Достоевским по части возрастных различий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий