Новости война в ираке 1991

Основными последствиями войны в Персидском заливе 1990-1991 годов стал разоренный Кувейт, где все 500 скважин горели, а предварительный ущерб оценивался в 50-100 миллиардов долларов. Цитата 1991 год — операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракских войск, выпущены 282 крылатые ракеты. 1996 год — операция «Удар в пустыне» против Ирака для защиты курдов, выпущены 44 крылатые ракеты. 28 февраля 1991 года завершилась Война в Персидском заливе между Ираком и многонациональными силами во главе с США за освобождение Кувейта. Уничтожение Ирака в двух войнах открыло дорогу новой силе — началось восхождение Ирана", — подвел итог в разговоре с ТАСС президент Иерусалимского института стратегии и безопасности профессор Эфраим Инбар.

КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91

Нефтяные итоги Войны в Ираке: 1. Нефть Ирака по прежнему принадлежит только государству Ирак. Воздушную войну в Ираке задержали примерно на неделю, поскольку слишком солидное количество средств было отвлечено на поиск и уничтожение оставшихся мобильных пусковых установок ракет «СКАД». БУРЯ В ПУСТЫНЕ 1991 г. Операция по освобождению Кувейта от иракских захватчиков, проведенная силами многонациональной коалиции с применением самых современных итую военную операцию, направленную против Ирака в 1991 г.

Николай Стариков

  • 20 лет назад. Война в Ираке: — LiveJournal
  • О «Медиаскопе»
  • Война в Персидском заливе — Неолурк, народный Lurkmore
  • Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года
  • Ловушка для диктатора. Почему Саддам Хусейн решился напасть на Кувейт | Аргументы и Факты
  • ВЗГЛЯД / Саддам Хусейн поверил Америке – и проиграл :: Автор Тимур Шерзад

Тегеран атаковал базу США в Ираке: почему Байден не решится на вторжение в Иран

Делая справедливые замечания по поводу боязни военных в тоталитарных и авторитарных государствах проявлять высокий уровень самостоятельности на поле боя, К. Вудс не без оснований считает маловероятным, чтобы С. Хусейн принял ответ, который связал бы безынициативность командиров с природой самого режима с. Символично, по мнению К. Вудса, и то, что иракским военачальникам приходилось испрашивать у политического руководства специального разрешения на рассмотрение негативных сторон своих боевых операций в военных учебных заведениях с. Своеобразное свидетельство стратегической слабости иракского руководства автор видел и в том, что иракские исследования, посвященные анализу войны в Персидском заливе, как правило, заканчивались выводами, распределенными всего в две категории: "Слабые стороны противника" и "Сильные стороны наших войск". Пропущенные категории, отмечает К. Вудс, говорили сами за себя с. С нашей точки зрения, невозможность извлечения иракскими военными надлежащих уроков из боевых действий 1990-1991 годов в силу строгой цензуры, наложенной политическим руководством, не позволила Ираку адекватно оценить военную обстановку накануне войны 2003 года и может считаться одной из причин быстрого падения режима С. Новые источники, использованные К.

Вудсом, свидетельствуют о необоснованной уверенности некоторых иракских руководителей в начальный период конфликта в Персидском заливе в собственной победе в надвигающейся войне. Так, Иззат-аль-Дури, член Совет революционного командования, высшего органа управления Ирака, доказывал в ноябре 1990 года, что США не смогут победить Ирак без применения ядерной бомбы. С ним соглашался и вице-президент Ирака Таха Рамадан, считавший, что "война с Америкой будет легче, чем война с Ираном", и заявлявший по этому поводу: "У Америки нет границ с нами. Американские солдаты не такие, как наши или иранские… По нашим данным, ни саудовцы, ни египтяне, ни сирийцы не собираются сражаться с нами. Это будет идеальная война" с. Излишнюю самонадеянность проявило Багдадское руководство и в отношении резолюции 678 Совбеза ООН от 29 ноября 1990 года, уполномочившей государства-члены "использовать все необходимые средства" для разрешения конфликта в регионе Персидского залива. Скажем, к примеру, что в СССР ее расценили как "карт-бланш", "зеленый свет" вооруженным действиям антииракской коалиции"10. В Ираке, наоборот, ее восприняли без опасений. Иракские официальные лица отмечали, что если в августе 1990 года, во время вторжения в Кувейт, весь мир фактически объединился против Ирака, то голосование по резолюции 678 было уже не столь однозначным.

В Багдаде обращали внимание на нарастание антивоенных движений в Европе и Америке и считали, что любое откладывание военной операции - а резолюция 678 установила срок вывода иракских войск из Кувейта до 15 января 1991 года - идет им на пользу с. Критикуя иракских правителей, К. Вудс вместе с тем опровергает и тех исследователей, кто писал об улучшении американо-иракских взаимоотношений в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века11. На основе новых документов он вскрывает сильные антиамериканские настроения, царившие в иракском руководстве, серьезно полагавшем, что США организовали заговор против Ирака с. По мнению К. Вудса, эти "конспирологические теории заговора" оказали самое непосредственное влияние на процесс принятия стратегических решений с. В принципе, с подобным выводом нельзя не согласиться. К тому же подтверждение ему можно найти в работе Е. Хусейном в октябре 1990 года в Багдаде, впоследствии написал: "По его словам [С.

Хусейна] как только Ирак одержал военный успех над Ираном [в 1988 г. Но могу сказать: он, по моей оценке, был действительно убежден в этом"12. Пытаясь уловить ход рассуждений С. Хусейна и его соратников о том, что Ирак не проиграл войну в Персидском заливе, К.

На севере дезертирство набранных правительства курдских ополченцев ополчения, известных как джаш , придало восстанию значительную силу. Восстание на севере Иракский Курдистан вспыхнуло 5 марта в городе Рания. В течение 10 дней курдский националист Пешмерга , исламист Исламское движение Курдистана и коммунист из ИКП и Коммунистической партии Курдистана ; Рабочая партия Курдистана также была в некоторой степени активна , к которым присоединились десятки тысяч дезертировавших ополченцев и армейских дезертированных по сообщениям, их было более 50 тысяч по всему региону , взяли под свой контроль все города на севере, кроме Киркука который в итоге перешел к ним 20 марта и Мосул. Целые подразделения сдались без особого или какого-либо сопротивления, включая всю 24-ю дивизию, не выпустившую ни единой пули. В Сулеймании повстанцы осадили и захватили региональную штаб-квартиру страшного Управления общей безопасности годы спустя здание, известное как Амна Сурака или «Красная безопасность» на курдском языке. В кровавой мести они без суда убили несколько сотен пленных баасистских чиновников и сотрудников службы безопасности; по сообщениям, в Сулеймании было убито более 900 сотрудников службы безопасности.

Они также захватили огромное количество правительственных документов, связанных с печально известной Кампанией Аль-Анфаль , в ходе выполнения государственных органов систематически убивают десятки тысяч иракских курдов и других этнических меньшинств тремя годами ранее в 1988 году; 14 тонн этих документов было получено Хьюман Райтс Вотч. В отличие от юга курдскому восстанию предшествовали демонстрации с четкими политическими лозунгами: демократия для Ирака и автономия для Курдистана. После взятия Мосула Джалал правительства использует Талабани маршировать на столицу Багдад. Наступление лоялистов 7 марта, пытаясь успокоить восстание, Саддам Хусейн Лидеры шиитов и курдов привлекают долю в центральном правительстве в обмен на лояльность, но противостоящие группы отклонили это предложение. В разгар революции правительство потеряло эффективный контроль над 14 из 18 провинций Ирака. Однако жители Багдада оставались в основном пассивными, поскольку партия Дава, Коммунистическая партия и отколовшаяся партия Баас не смогли построить подпольные структуры в столице. В огромных трущобах Саддам-Сити , населенных шиитами, наблюдались лишь ограниченные волнения , в то время как остальная часть Багдада оставалась спокойной. США Война в Персидском заливе листовка, изображающая Саддама Хусейна как Смерть Вскоре сторонники режима перегруппировались и перешли в наступление, чтобы отвоевать города. Им помогло то, что примерно половина танков элитной и политически надежной Республиканской гвардии удалось бежать от провозглашенной Саддамом «матерью всех сражений» в Кувейте и что подразделения штаба гвардии также пережили войну. Кроме того, соглашение о прекращении огня в запрещении огня в Персидском заливе от 3 марта иракским военным использовать самолеты над страной, но разрешало им управлять вертолетами войны, большинство мостов было разрушено.

Два года спустя были восстановлены двусторонние дипломатические отношения, прерванные во время арабо-израильской войны 1967 года. Однако и несколько западных стран, в том числе Великобритания, Франция и США, тоже поставляли Багдаду оружие и военную технику, а Вашингтон даже делился с режимом Саддама Хусейна разведывательной информацией. В последние месяцы войны и Иран, и Ирак повернули оружие против коммерческих нефтеналивных танкеров в Персидском заливе, стремясь подорвать экспортные поступления друг друга. В залив были направлены американские, британские и французские боевые корабли. Нескольким кувейтским танкерам, которым грозило нападение со стороны Ирана, был предоставлен американский флаг и американское же военное сопровождение. Параллельно с эскалацией «танкерной войны» американские военные уничтожили несколько иранских нефтяных платформ и - случайно, по утверждениям Вашингтона, - сбили иранский самолет с 290 гражданскими пассажирами на борту. Так США создали свой силовой кулак в Персидском заливе. Для Запада и, в первую очередь, для США речь шла вовсе не о партнерстве, а о доминировании в регионе, к своему извечному значению «великого водного пути» добавившем значение наибольших в мире разведанных запасов нефти. О том, что США давно и тщательно готовились к защите именно своих нефтяных интересов, а не абстрактных демократических ценностей в этом регионе, свидетельствует, в частности, тот факт, что в основу состоявшейся в 1991 году агрессии против Ирака был положен секретный план «90-1002», разработанный еще в 1970-е годы администрацией тогдашнего американского президента Картера на случай военного вмешательства в Заливе для массированной защиты Саудовской Аравии.

При этом план 90-1002 был разработан еще задолго до появления Саддама Хусейна в той роли мирового злодея, которую он получил в 1990 году. Тогда роль «демона» безраздельно принадлежала СССР как «империи зла», две сверхдержавы активно соперничали и на Ближнем Востоке, а потому есть все основания заключить, что план 90-1002, как и гипотетическое нападение на Саудовскую Аравию, предполагал несколько иной сценарий событий и несколько иных действующих лиц. Отказ СССР от роли сверхдержавы о связи между окончанием «холодной войны» и крывающейся для США возможностью действовать свободно в начале войны в Заливе открыто говорил и сам Буш и от своей устойчивой линии поведения в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке, позволил адаптировать старый план не только в военном, но я в политико-идеологическом смысле, для чего региональному внутриарабскому конфликту, далеко не столь разрушительному, как предшествовавшая ему ирано-иракская война, было придано совершенно новое измерение. Вторжение иракских войск в Кувейт. Сопротивление относительно малочисленных вооруженных сил богатого нефтью государства было легко сломлено. Хусейн объявил Кувейт 19-й провинцией Ирака. Например, «демократический» журнал «Огонек» объяснял конфликт между Ираком и Кувейтом тем, что «в Ираке диктатура, а в Кувейте — демократия». Хотя если Ирак в то время был какой ни есть, но республикой, то в Кувейте чего никогда не бывало, так это демократии. В реальности же вторжение иракских войск в Кувейт и последовавшая за этим аннексия Кувейта вовсе не столь однозначно трактовались в мире, как это подавала американская пропаганда и следовавшая в ее русле советская либеральная печать.

Позиции разделились, и хотя сам акт нападения в целом осуждался, Кувейт в объективных исследованиях вовсе не выглядел хрестоматийно наивной овечкой, на которую ни с того ни с сего набросился свирепый волк Саддам. Уже на следующий же день после прекращения огня на фронтах ирано-иракской войны, Кувейт принял решение вопреки соглашению, подписанному с ОПЕК увеличить добычу нефти и, что особенно важно, сделать это на скважинах Северной Румейлы, расположенных в пограничной с Ираком зоне, где существовали территориальные споры, восходящие еще к эпохе пребывания всей этой территории в составе Османской империи. Разумеется, свою роль играла и давняя проблема Ирака: узость полосы выхода к Персидскому заливу с единственным портом Умм-Каср , доставшейся ему при реорганизации западными державами пост-Османского пространства. Было естественно ожидать, что после ирано-иракской войны, обладая, по общему мнению, сильнейшей армией в регионе, Ирак будет как-то пытаться использовать ее для исправления того, что считал «исторической несправедливостью». Саддам Хусейн, как опытный политик он все же решил прозондировать возможную реакцию США. Такой зондаж и состоялся 25 июля 1990 года во время встречи посла США Глэспи с Саддамом Хусейном, в ходе которой, когда речь зашла о концентрации иракских войск на границе с Кувейтом, был получен ответ Глэспи: «Нам особенно нечего сказать по поводу арабо-арабских разногласий, таких, как ваши разногласия с Кувейтом по вопросу границ». Келли заявил: «Мы не имеем отношений, основывающихся на договорах по обороне ни с одним из государств Залива. Исторически мы воздерживались занимать позицию по пограничным спорам или разногласиям внутри ОПЕК. Все это очень напоминает предысторию корейской войны 1950-53 года, когда США фактически подталкивали оба корейских государства к вооруженному конфликту.

Теперь нечто подобное происходило в Персидском заливе. Совет Безопасности ООН ввел в отношении Ирака экономические санкции и принял серию резолюций, осуждавших действия Багдада. В ноябре 1990 года дипломатические усилия по урегулированию кризиса окончательно провалились. ООН установила срок, в который Ирак должен был уйти из Кувейта, и дала добро на принятие «любых необходимых мер», которые способствовали бы выполнению требований мирового сообщества. То, что целью США было вовсе не урегулирование конфликта, уже в начале 1991 года было совершенно очевидно. Об этом говорили как практическое их неучастие во всех попытках найти мирное решение, так и, в особенности, армада, направленная в зону Залива - самая крупная со времен войны во Вьетнаме. А это могло означать одно: что грядущую операцию США и их союзники изначально моделировали как призванную решать глобальные проблемы, как это было и во Вьетнаме. С той лишь разницей, что если тогда речь шла о противостояний «мировому коммунизму» и СССР как его персонификации, то теперь, ввиду явного ухода СССР и России с арены мировой истории как соперничающего центра силы, на передний план выдвигалась иная задача: овладения высвобождающимися сферами влияния а там и - поэтапно - частями самого советского наследства. Позже, в дни Косовского кризиса, это отчетливо сформулирует госсекретарь США Мадлен Олбрайт, открыто заявив, что США «хотели бы управлять последствиями распада советской империи».

Силы безопасности Саддама вошли в города, часто используя женщин и детей в качестве живого щита, где они задерживали людей и казнили их без суда и следствия или когда наугад исчезали тысячи людей в рамках политики коллективной ответственности. Многих подозреваемых пытали, насиловали или сжигали заживо [34]. Многие из убитых были похоронены в братских могилах [17]. Места массовых захоронений, содержащие тысячи тел, были обнаружены после падения Саддама Хусейна в апреле 2003 года [35]. Из 200 массовых захоронений, зарегистрированных Министерством по правам человека Ирака в период 2003—2006 годов, большинство находилось на Юге, в том числе одно, как полагают, содержало до 10 000 тел [36]. Кризис, связанный с наплывом беженцев[ править править код ] Грузовики с гуманитарной помощью для курдских беженцев, 29 апреля 1991 года.

В марте и начале апреля почти два миллиона иракцев, 1,5 миллиона из них курды [37] , бежали из охваченных войной городов в горы вдоль северных границ, в южные болота, а также в Турцию и Иран. К 6 апреля Верховный комиссар ООН по делам беженцев подсчитал, что около 750 000 иракских курдов бежали в Иран и 280 000 в Турцию, а еще 300 000 собрались на турецкой границе [24]. Подход к иммиграции беженцев был встречен Ираном и Турцией с другим подходом. Иран открыл свои границы для беженцев, в то время как Турция сначала закрыла свои границы и открыла их только после международного давления и заверений в финансовой помощи, чтобы справиться с беженцами [38]. Иран также получил гораздо меньше международной помощи для преодоления кризиса, чем Турция, в основном из-за их напряженных отношений с США. Согласно отчётам международных организаций по оказанию помощи, на которые ссылается Надер Энтассар, Турция получила более чем в семь раз больше помощи на одного беженца, чем Иран [38].

Их исход был внезапным и хаотичным: тысячи отчаявшихся беженцев бежали пешком, на ослах или втиснулись в грузовики и тракторы с открытыми задними сиденьями. Многие были убиты в пути вертолётами Республиканской гвардии, которые намеренно обстреливали колонны бегущих гражданских лиц в ряде инцидентов как на севере, так и на юге [17]. Многочисленные беженцы также были убиты или искалечены, наступив на мины, установленные иракскими войсками вблизи восточной границы во время войны с Ираном. По данным Государственного департамента США и международных гуманитарных организаций, каждый день на границе Ирака и Турции погибало от 500 до 1000 курдов [24]. По некоторым данным, до сотен беженцев также погибали каждый день по пути в Иран [39]. Курдские дети в лагере беженцев, построенном во время операции США и коалиции, играют с ZPU, который был брошен иракскими войсками во время операции Буря в пустыне , 1 мая 1991 года.

Начиная с марта 1991 года США и некоторые союзники по войне в Персидском заливе запретили силам Саддама Хусейна наносить удары авиацией, установив бесполётную зону над северным Ираком, и оказали гуманитарную помощь курдам. В апрельском инциденте в Ешилове британские и турецкие войска столкнулись друг с другом из-за обращения с курдскими беженцами в Турции. Многие беженцы-шииты бежали в Сирию, где тысячи из них поселились в городе Сайида Зайнаб [40]. Сопротивление и репрессии на юге[ править править код ] На юго-востоке Ирака тысячи гражданских лиц, дезертиров из армии и повстанцев начали искать ненадёжное убежище в отдалённых районах болот Хавиза, расположенных вдоль иранской границы. После восстания болотные арабы подверглись массовым репрессиям [41] , сопровождавшихся катастрофическим осушением иракских болот, а также широкомасштабным и систематическим насильственным перемещением местного населения. Сопротивление болотных арабов возглавлялось движением Хезболла в Ираке совершенно не связанным с ливанской Хезболлой , которое после 2003 года стало главной политической партией болотных арабов.

Крупномасштабная правительственная наступательная операция против беженцев, по рзным оценкам, 10 000 боевиков и 200 000 перемещённых лиц, скрывавшихся на болотах, началась в марте—апреле 1992 года с использованием самолётов; в докладе Государственного департамента США утверждалось, что Ирак сбросил токсичные химикаты в воду в попытке изгнать повстанцев. В июле 1992 года правительство начало пытаться осушить болота и приказало жителям поселений эвакуироваться, после чего армия сожгла их дома, чтобы помешать им вернуться. На юге также был введён комендантский час, и правительственные войска начали арестовывать и перемещать большое количество иракцев в лагеря для содержания под стражей в центральной части страны [24].

Ошибка Саддама Хусейна. Как американцы вошли на Ближний Восток

Так, еще до начала войны, операция в Персидском заливе стала обретать эсхатологический смысл открытия «мессианского века». К началу же войны религиозная экзальтация достигла пика. Американские политические комментарии из нормальных новостей обратились в нечто, напоминающее по стилю вещание библейских пророчеств. Уже само название операции «Буря в пустыне» должно было отсылать набожных реднеков к библейской книге Даниила, занимающей в ветхозаветной традиции примерно то же место, что в христианской — занимает «Откровение» Иоанна Богослова а в иудео-христианской, которой принадлежит большая часть американского общества, она занимает то же место и сейчас. В стихе 40-м читаем: «…Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападет на области, наводнит их и пройдет через них». И далее: «И прострет руку на разные страны; не спасется и земля Египетская… Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним» Дан. Да, сколь бы странным это ни казалось, но сценарий Ближневосточных войн не только иракской, но и последующих , как будто прямо списывался с этих стихов книги Даниила. Впрочем, отвлекшись немного от эсхатологии, стоит сказать несколько слов и о меркантильной подоплеке войны в Персидском заливе, не менее важной. Но главное, эта внушительная страна, с центром в древнем Багдаде, осталась с весьма символическим, в несколько десятков километров, выходом к морю. Всю же стратегическую береговую полосу Персидского залива заняло княжество Кувейт - с конца ХIХ века протекторат и военно-морская база Британии. Разумеется, Ирак никогда не мог смирится с таким положением вещей.

И всю свою суверенную историю считал Кувейт своей неотъемлемой частью. Не был исключением и Саддам Хуссейн, чья предвыборная программа включала планы по объединению двух стран. Большие же запасы кувейтской нефти тем сильнее разогревали аппетиты. Одним словом, Хусейн, имевший серьёзные амбиции на роль лидера региона, не мог не попытаться вернуть Ираку Кувейт. И, конечно, рассчитывал при этом на помощь американцев. Американцы же поддерживали Саддама в этой уверенности, субсидируя экономику Ирака, поставляя ему вооружения и одобряя его экспансионистскую политику, демонстративно отказываясь вводить против Ирака санкции. При том, что подготовка Ирака к войне ни для кого не была секретом. Одновременно, США предоставили Кувейту технологии бурения наклонных скважин, которые и стали поводом Ираку обвинить кувейтских шейхов в воровстве иракской нефти из приграничных районов. Хотя сегодня в Америке стараются об этом не вспоминать, долгое время Саддам был большим другом Вашингтона, и, именно с подачи последнего, развязал войну с ненавистным США Ираном войну, в которой, напомним, погибло до 700 тыс. И американцы в этом его не разубеждали.

В декабре 1983-го, во время войны с Ираном, Саддама, по поручению Рональда Рейгана, посетил Дон Рамсфелд, назначенный тогда специальным посланником на Ближнем Востоке. Рамсфелд полтора часа беседовал с Саддамом в его дворце, убеждая иракского лидера во всемерной поддержке Соединённых Штатов, суля помощь, деньги и оружие. Перед началом Ирако-Кувейтской войны, состоялась встреча, не менее знаменательная. Хусейн встретился с американским послом в Ираке, Эйприл Гласпи, которая окончательно утвердила иракского вождя в его иллюзиях. Гласпи уверила Хусейна или же он так интерпретировал её слова , что Америка отнесется к вторжению в Кувейт как внутриарабскому делу и не станет вмешиваться.

Но более реалистичная оценка составляет 200 миллиардов долларов. Разрушение электроэнергетической системы Более 90 процентов мощностей иракской электроэнергетики было выведено из строя уже в первые часы войны. Сюда входят 11 крупных электростанций и 119 подстанций. Если в декабре 1990 года действующие генерирующие мощности составляли 9 000 мегаватт, то к марту 1991 году они были уменьшены до 340 мегаватт. Очевидно, Соединенные Штаты использовали специальное оружие, созданное для уничтожения объектов электроэнергетики, в данном случае иракской. Офицеры ВВС США признавали, что удары по иракской инфраструктуре в том числе, по системе электроснабжения имели отношение к попыткам "ускорить воздействие санкций", то есть, "ослабить волю" гражданского населения и подтолкнуть его к свержению Саддама Хусейна. Ему нужно, чтобы кто-то дал возможность восстановить нормальную жизнь. Так вот, если у поддержанной ООН коалиции есть политические цели, она может сказать: "Саддам, когда ты согласишься сделать то-то и то-то, мы позволим твоим людям починить электросеть". Это дает нам долговременные рычаги давления. Геллман связался с военными аналитиками, и те посчитали, что на ремонт разрушенных трансформаторов и подстанций с помощью Запада уйдет около года, а вот для ремонта разрушенных американскими бомбовыми ударами главных машинных залов электростанций понадобится намного больше времени — пять лет. Руководство Пентагона, с которым связался Геллман, отказалось дать письменные разъяснения о конкретном военном значении 28 объектов электроэнергетики в 1991 году. Один офицер, которому позвонил Геллман, сказал: Люди говорят: "Вы что, не знали, что бомбовые удары окажут воздействие на водоснабжение и канализацию". Да знали мы это. А зачем, как вы думаете, мы тогда вводили санкции — чтобы выручить иракский народ? Мы наносили удары по инфраструктуре, чтобы усилить воздействие санкций и поскорее получить от них эффект. Генерал-лейтенант Чарльз Хорнер Charles A. Horner , осуществлявший общее командование авиационной кампанией, пытался скрыть вредоносные цели разрушения электроэнергетической инфраструктуры. Он объяснил Геллману, что "психологическое воздействие на простых иракцев, которые лишились света в своих домах" стало лишь побочным эффектом [уничтожения инфраструктуры]. Геллман сообщает и о других оправданиях действий по разрушению инфраструктуры. Одно из них — что гражданское население Ирака несет свою долю вины за вторжение Саддама в Ирак. Другой офицер, сыгравший центральную роль в кампании авиаударов, отказался назвать свое имя и объяснил Геллману, что стратегические бомбовые удары наносились "по всем тем объектам, которые дают возможность нации выстоять". По сути дела, были парализованы системы водоснабжения и канализации, а также другие зависящие от электричества жизненно важные службы. Также была серьезно повреждена работающая от электричества ирригационная система, необходимая для производства продовольствия в стране. Сразу же была разрушена система заморозки продуктов и лекарств. Это подтвердила группа из десяти американских медиков, которые в период с 27 апреля по 6 мая 1991 года посетили 11 крупных иракских городов и поселков, знакомясь с гуманитарной обстановкой. Отчет группы, опубликованный в "Медицинском журнале Новой Англии", подтверждает выводы, содержащиеся в докладе миссии Ахтисаари: "Мы выявили страдания трагических масштабов. Как часто бывает, за действия других расплачиваются самые юные и самые незащищенные. Дети умирают от болезней, которые можно предотвратить, и от голода, который стал прямым результатом кризиса в Персидском заливе… Главным фактором, способствующим эпидемии передающихся через воду заболеваний, явно стало разрушение инфраструктуры подачи электроэнергии.

Также была серьезно повреждена работающая от электричества ирригационная система, необходимая для производства продовольствия в стране. Сразу же была разрушена система заморозки продуктов и лекарств. Это подтвердила группа из десяти американских медиков, которые в период с 27 апреля по 6 мая 1991 года посетили 11 крупных иракских городов и поселков, знакомясь с гуманитарной обстановкой. Отчет группы, опубликованный в "Медицинском журнале Новой Англии", подтверждает выводы, содержащиеся в докладе миссии Ахтисаари: "Мы выявили страдания трагических масштабов. Как часто бывает, за действия других расплачиваются самые юные и самые незащищенные. Дети умирают от болезней, которые можно предотвратить, и от голода, который стал прямым результатом кризиса в Персидском заливе… Главным фактором, способствующим эпидемии передающихся через воду заболеваний, явно стало разрушение инфраструктуры подачи электроэнергии. Бомбардировки коалиции нанесли относительно небольшой прямой ущерб гражданскому населению, однако разрушение инфраструктуры вызвало страшные и долговременные последствия для здоровья людей. Геллман пишет: "По словам аналитиков из Пентагона, через четыре месяца после окончания войны в заливе генерирующие мощности электроэнергетики Ирака были низведены до доиндустриального уровня, страна вернулась к 1920 году, когда еще не нашли широкого распространения холодильники, водоочистка и канализация". Разрушение систем водоочистки и канализации Журналист Эд Вуллиами Ed Vulliamy рассказал, как во время войны в Персидском заливе союзники разбомбили водоочистные сооружения в городе Басра. Имеются письменные свидетельства очевидцев уничтожения других объектов гидросистемы. Команда из Гарварда в сентябре 1991 года сообщала, что посетила два очистных канализационных сооружения, которые обслуживают Багдад. Оба прекратили работу в первые недели войны, лишившись электроэнергии. Один объект был позже разрушен бомбами союзников, и по состоянию на начало мая 1991 года продолжал сбрасывать неочищенные сточные воды в реку Тигр. Кларк сообщал, что "четыре из семи крупных водонасосных станций в Ираке разрушены. Бомбы и ракеты попали в 31 муниципальный объект водоочистки и канализации. В одном только Багдаде было 20 таких попаданий. Сточные воды стекали в Тигр и растекались по улицам Багдада, увеличивая число смертей от заболеваний, передаваемых через воду". Далее Кларк сообщает: "Водоочистные сооружения выведены из строя по всей стране. Те, что не были повреждены, не могут работать без электричества. На протяжении многих недель население Багдада набирало воду для питья ведрами в Тигре. При этом не было ни телевидения, ни радио, ни газет, которые могли бы предупредить его об опасности". ИноСМИ основывает свои заключения на документе, подготовленном разведывательным управлением министерства обороны США и рассекреченном в 1995 году. Он утверждает, что Соединенные Штаты специально лишили Ирак возможности обеспечивать население питьевой водой. В докладе РУМО от 18 января 1991 года, который был озаглавлен "Уязвимости иракских систем водоочистки" и направлен в передовые командования союзных войск, представлен подробный технический отчет об иракских водоочистных сооружениях и даются детальные объяснения о том, какое воздействие можно оказать на Ирак и его население, если разрушить такие объекты и не дать их восстановить. О значении доклада РУМО мы подробно поговорим позднее. Разрушение предприятий по производству хлора В рассекреченном американском докладе сообщается об уничтожении предприятий по производству хлора, предположительно в результате бомбардировок союзников: Восстановление мощностей по подготовке пригодной для питья воды в масштабах всей страны замедлено благодаря 1 разрушению мощностей по производству хлора и 2 большим финансовым затратам на восстановление разрушенных нефтехимических производств и необходимости импортировать продукты хлора из-за рубежа. Водоочистные системы и переносные генераторы, предоставленные в рамках гуманитарной помощи, в лучшем случае могут стать временной мерой.

Посты наблюдателей образовывали три кольца: первый — вдоль всех границ страны, второй — примерно в 150 км в глубь иракской территории и третий непосредственно вокруг важнейших целей На каждом посту дежурило по 6-8 человек, которые посменно наблюдали за воздушным пространством в бинокли. Вышки постов отстояли друг от друга на 5-8 км в зависимости от рельефа местности. Каждая оборудовалась радиостанцией и обычным телефоном Сообщения наблюдателей анализировались в промежуточных штабах, пересылались для проверки ближайшим постам радиолокационного наблюдения, затем поступали в штабы оперативных секторов ПВО. Такая система позволяла не только обнаруживать низколетящие средства воздушного нападения, но и вычислять, к каким целям они направляются. Она отлично показала себя во время ирано-иракской воины и к 1991 г. Это случилось 17 января в 2 ч 35 минут. Ракетная атака сопровождалась постановкой интенсивных радиопомех системе связи наблюдателей. Поэтому визуальное наблюдение и простое прослушивание неба зачастую были единственными способами обнаружения американских ракет. М-р Хамид Hameed был опытным офицером- зенитчиком. Отряд занял позицию неподалеку от Хаббании Habbanya и авиабазы Таммуз Tammuz Основной его задачей стало уничтожение крылатых ракет на пути к иракской столице, побочной — защита авиабазы от низковысотных атак самолетов коалиции. Отряд Хамида был частью очень сильного пояса ПВО. Позиция давала ему возможность видеть все. В течение последующей ночи он дважды получал предупреждения о приближающихся воздушных целях, но, вглядываясь в небо, видел лишь какие-то крошечные обьекты. Он предположил, что это могут быть те самые крылатые ракеты, о которых столько говорилось в багдадском центре ПВО. В первые часы яркого солнечного утра субботы 19 января пришло еще одно сообщение о приближении с запала новой волны воздушных целей. Хамид приказал своему отряду приготовиться к их встрече. Четверо наиболее подготовленных стрелков подняли пусковые установки -Игла- и изготовились к бою. Каждый из них перекрывал свой сектор воздушного пространства. Внезапно на высоте около 200 м появился небольшой обьект, летевший с дозвуковой скоростью. От его двигателя исходило едва заметное красное свечение. Так Хамид впервые в своей жизни увидел -Томагавк-.

56. Итоги операции «Буря в пустыне»

Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира.

Все это стимулировало новые закупки вооружения. В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии. Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами. В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель.

Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива. Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель. Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО. Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей. Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника. Кроме того, иракская агрессия против Кувейта в определенном смысле сместила или скорректировала источники угроз для монархических режимов и тем самым заставила последних смотреть на Иран как на возможного союзника в межарабском противоборстве. Во всяком случае, последние события в регионе способствовали улучшению отношений Тегерана с некоторыми государствами Аравийского п-ова, хотя, конечно, ирано-арабское соперничество в Заливе - это довольно стабильный военно-политический фактор, в значительной мере определяющий содержание внешнеполитического курса Ирана и направленность его военного строительства.

Результаты войны в Персидском заливе в известной степени повлияли на военно-политическое положение в Афганистане и вокруг него. Нельзя отрицать тот факта, что с завершением боевых действий многонациональных сил против Ирака настойчивость афганской оппозиции в достижении своих целей явно усилилась. Моджахеды, принявшие в общем-то символическое участие в составе сил антииракской коалиции, уверовали в возможность активной помощи им со стороны Соединенных Штатов, Саудовской Аравии, Пакистана и некоторых других стран. И они в своих расчетах, похоже, не ошиблись, так как в последние месяцы интерес перечисленных выше стран к тому, что происходит в Афганистане, явно возрос, а некоторые данные свидетельствуют о возобновившихся широких поставках для сил афганской вооруженной оппозиции оружия, в том числе советского производства, захваченного у Ирака в ходе операции "Буря в пустыне". Иракская агрессия против Кувейта и результаты войны в Персидском заливе создает еще одну большую проблему, которая может иметь серьезные последствия для обстановки как в регионе, так и во всем мире. Появляются признаки того, что под влиянием происшедших событий будет усиливаться тяга некоторых государств Ближнего Востока к обладанию оружием массового поражения ядерным и химическим , а также средствами его доставки. Об этом приходится говорить, так как все больше данных свидетельствует о том, что, несмотря на попытки ведущих ядерных держав воспрепятствовать происходящему процессу, работы по освоению атомной энергии в военных целях в ряде стран региона продолжаются. Что же касается средств доставки, то многие государства Ближнего Востока уже располагают ими. Судя по масштабам применения ракетного оружия в ходе боевых действий, оно становится неотъемлемой частью военных арсеналов армий стран региона. Таким образом, война в зоне Персидского залива наложила глубокий отпечаток на обстановку во всем мире, и особенно на Ближнем и Среднем Востоке.

Всем было понятно, что Хусейну были нужны богатства Кувейта. Итогом войны стало выполнение целей, которые поставили для себя страны-члены ООН. Кувейту была возвращена независимость. На Ирак были наложены санкции, он был ослаблен как в экономическом, так и в военно-политическом плане. Что касается позиции США по отношению к Иракскому конфликту с Кувейтом; по заявлению Соединенных Штатов Ирак напал на зависимое государство Кувейт, после чего временное правительство обратилось с просьбой о вхождении Кувейта в состав Ирака. По сути, на этом могло бы все и закончится, но это событие привело к перебоям нефтяных поставок импортёрам кувейтской нефти. Что оказалось крайне невыгодно для США. Таким образом, военные действия со стороны США, могли представлять собой важнейшие шаги к разворачиванию проекта глобализации, целью которого было стремление управлять международными процессами. Тем самым события в Кувейте давали шанс продемонстрировать не только военную мощь Соединенных Штатов, но и показать свое господство в мире. Поэтому военный конфликт в Ираке демонстрировал стремление США утвердить себя как сверхдержаву.

Америка на тот момент стремилась стать координатором международных процессов. Это объясняет интенсивно растущую активность США в международных событиях. В результате по окончанию войны США берет под контроль нефтяные источники; внешняя политика Штатов — применение грубой силы для урегулирования новых конфликтов; ослабление Иракского государства.

Правда, даже американские спецслужбы скептически относились к подобным утверждениям. Так, директор ЦРУ Джордж Тенет сообщил 18 сентября 2002 года президенту Бушу, что по информации из ближайшего окружения Саддама Ирак не располагал оружием массового поражения. В отчете генерала Глена Шаффера от 5 сентября 2002 года сообщалось, что разведуправление Объединенного комитета начальников штабов пришло к выводу, что информация Соединенных Штатов о различных аспектах иракской программы создания оружия массового уничтожения в значительной степени основана на аналитических предположениях и суждениях, а не на неопровержимых доказательствах: «Доказательственная база особенно скудна в отношении иракских ядерных программ». Да и обвинения в связях правившего в Багдаде светского режима Партии арабского социалистического возрождения с Усамой бен Ладеном и иже с ним оказались шиты белыми нитками.

Саддам Хусейн находился в «контрах» с радикальными исламистами. Попытки Организации по запрещению химического оружия договориться с Багдадом о присоединении к конвенции о химическом разоружении и отправке инспекторов натыкались на противодействие администрации Буша. Справедливости ради стоит заметить, что и иракское руководство некоторыми своими действиями обостряло ситуацию, демонстрируя нежелание работать с международными инспекциями. Но Белый дом явно был готов воспринимать лишь ту информацию, которую хотел слышать. А раз хотел, то пришлось организовывать шоу с демонстрацией «улик». Тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл выступил 5 февраля 2003 года на специальном заседании Совбеза ООН, предоставив многочисленные «доказательства» того, что Ирак якобы скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. Пробирка с неким порошком, которой в поддержку своих слов потрясал Пауэлл, давно стала мемом.

Организацию Объединенных Наций не удалось убедить дать «зеленый свет» для вторжения. Тогда Вашингтон решил действовать без одобрения ООН, хотя даже ряд ключевых его союзников в Европе включая Францию и Германию высказались против военной операции. Компанию американцам на начальном этапе агрессии составили прежде всего Великобритания и Польша. Еще в октябре 2002 года Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового уничтожения принял резолюцию, разрешавшую ведение боевых действий против Ирака. В регион Персидского залива активно перебрасывались американские войска. Утром 20 марта 2003 года началась операция «Иракская свобода». А 9 апреля был взят без боя Багдад — символом падения столицы стало показанное в прямом эфире на весь мир свержение с постамента одной из статуй Саддама Хусейна.

Вскоре под оккупацией оказалась вся страна.

Они не отступали, чтобы перегруппироваться и снова вступить в бой. Фото 9. Это печально», — заявил майор Боб Ньюджент, офицер разведки. Фото 10. В СМИ также была дана другая история. Полевые командиры США попытались изобразить, что иракские вооруженные силы не в добровольном порядке уходили из Кувейта, а были оттеснены в результате кровопролитных боев.

Фото 11. Четыре года спустя, генерал Норман Шварцкопф пытался оправдать то, что произошло на шоссе смерти: «Первая причина, почему мы бомбили шоссе, в том, что там было много военной техники, и я отдал приказ всем своим командирам уничтожать иракское военное оборудование, которое мы, возможно, могли бы уничтожить. Во-вторых, это не была куча невинных людей, просто пытающихся вернуться обратно через границу в Ирак. Это было сборище насильников, убийц и отморозков, которые насиловали и грабили мирных жителей в Кувейте и теперь пытались выбраться из страны, прежде чем они были пойманы». Фото 12. Однако законность решения о нанесении ударов по отступающим иракским войскам весьма сомнительна.

Также данное событие стало одним из предвестников хаоса в ближневосточном регионе, который наблюдается в настоящее время. Далее приводится историческая справка о Кувейте. Излагаем фрагмент данной статьи.

Исторические судьбы государств Персидского залива весьма схожи — сначала существование в качестве небольших бедуинских эмиратов, затем — британский протекторат, во второй половине ХХ века — провозглашение независимости и постепенный рост экономического благосостояния вследствие добычи и экспорта нефти. Они образовали новое племя — Бану-Утуб. В 1762 г. Бедуинскому племени удалось достаточно быстро улучшить свое благосостояние, так как поселение Бану-Халид занимало весьма выгодное географическое положение. Вскоре городок превратился в крупный порт Персидского залива, развернул торговлю с Османской империей. Одной из главных статей дохода семьи ас-Сабах, ставшей правящей династией Кувейта, стала торговля жемчугом. Богатеющий эмират привлек внимание двух крупнейших держав, соперничавших за влияние в Персидском заливе — Великобритании и Османской империи. Хотя формально Кувейт подчинялся Османской империи, Британия также имела не него большое влияние, так как Кувейт торговал с соседними арабскими эмиратами Персидского залива и сотрудничавшими с британцами. В 1871 г.

Османская империя, пытаясь подчинить себе Кувейт не в формальном, а в фактическом отношении, предприняла военное вторжение на территорию эмирата. Но оно, как и вторжение иракских войск 120 лет спустя, не завершилось успехом — во многом, из-за позиции Великобритании. Тем не менее, в 1875 г. Кувейт был включен в османский вилайет Басра Басра — город на территории современного Ирака , но британское влияние в Кувейте сохранялось. В 1897 г. С этого времени Великобритания стала главным покровителем небольшого Кувейта во внешней политике. Кувейт получил статус «независимого княжества под британским протекторатом». Поражение Османской империи в Первой Мировой войне и ее последующий распад на независимые государства лишь способствовал дальнейшему укреплению британских позиций в Персидском заливе, а также повлек за собой международное признание протектората Британии над Кувейтом. Кстати, в 1920-е годы британский протекторат даже помог Кувейту выжить — после изобретения искусственного жемчуга резко сократились масштабы торговли жемчугом, которую прежде контролировали арабские купцы из эмиратов Персидского залива.

Благополучие торговых портов залива стало стремительно падать, не избежал жестокого экономического кризиса и Кувейт. Нефть в маленьком владении тогда еще не добывалось, а иных статей дохода, сравнимых с торговлей жемчугом, Кувейт не имел. В 1941 г. Далее автор рассматривает историю взаимоотношений Ирака и Кувейта. Он подчеркивает, что «солдаты британской короны оставались в Кувейте до 1961 года и были выведены после того, как 19 июня 1961 г. Кувейт провозгласил политическую независимость. К этому времени в небольшом государстве уже велась разработка нефти, что обеспечило быстрый рост экономики. В то же время, Кувейт оставался «лакомым кусочком» для соседнего Ирака. Ирак по сравнению с Кувейтом был сверхдержавой.

После поражения Османской империи в Первой Мировой войне и до 1932 г. Ирак находился в статусе подмандатной территории Великобритании, хотя в 1921 г. В 1932 г. Король, регент и премьер-министр Ирака были убиты, власть захватил полковник Абдель Керим Касем, командовавший 19-й пехотной бригадой иракской армии. Уже в 1959 г. Так началось превращение Ирака в государство антиимпериалистического лагеря. Стремясь превратить Ирак в сильную державу регионального уровня, Касем не скрывал своих территориальных претензий к соседним государствам. Так, именно Касем стал первым руководителем иракского государства, начавшим подготовку к ирано-иракской войне. В частности, Касем объявил о претензии Ирака на район Хорремшехр, который, по мнению премьер-министра, был незаконно передан Ирану Турцией, а на самом деле исторически представлял собой иракскую землю.

При Касеме началась и поддержка арабских сепаратистов в иранской провинции Хузистан. Разумеется, не избежал территориальных претензий и соседний Кувейт. Главной причиной территориальных претензий, на самом деле, было даже не стремление к получению контроля над кувейтскими нефтяными месторождениями — нефти в Ираке хватало и своей, а потребность Ирака в собственном порту на берегу Персидского залива. Будучи крупным и перспективным в экономическом отношении государством, Ирак страдал от отсутствия полноценного выхода к морю. Воды Персидского залива омывают лишь очень небольшую часть иракской территории, а в целом доступ страны к морю перекрывает как раз Кувейт. Поэтому Ирак давно претендовал на включение эмирата в свой состав. Но до 1961 г. Но как только Кувейт был провозглашен независимым государством, Ирак поспешил заявить о своих претензиях на его территорию. Существовали серьезные опасения, что от слов иракский премьер перейдет к делу и двинет в Кувейт иракскую армию.

Поэтому в Кувейт были вновь введены британские войска численностью около 7 тысяч военнослужащих. Они оставались на территории страны до 10 октября 1961 года, когда их сменили подразделения вооруженных сил Саудовской Аравии, Иордании, Египта тогда он назывался Объединенной Арабской Республикой и Судана. С этого времени Кувейт постоянно находился под угрозой аннексии со стороны Ирака. Временно словесные нападки иракских руководителей на Кувейт прекратились после свержения и казни генерала Касема в 1963 году. Но уже в 1968 году, после повторного прихода к власти в Ираке партии БААС, отношения между двумя государствами вновь осложнились. Баасисты отказались признавать соглашение о признании суверенитета Кувейта от 4 октября 1963 года в части, относящейся к установлению границ. Дело в том, что иракское руководство настаивало на передаче Ираку острова Варба, северной части острова Бубиян. Правда, в качестве компенсации Ирак предлагал Кувейту значительно большие территории на южной границе. Саддам Хусейн, пришедший к власти в Ираке в 1979 году, предлагал даже взять острова Варба и Бубиян в аренду сроком на 99 лет.

Среди других предложений была и просьба разрешить Ираку проложить свой нефтепровод через кувейтские земли. Однако Кувейт на все предложения Багдада отвечал отказом. Вполне вероятно, что отказ кувейтского правительства мотивировался и давлением со стороны США и Великобритании, которые опасались, что Ирак может обзавестись собственными портами или нефтепроводом. Неоднократно вспыхивали конфликты на кувейтско-иракской границе. В 1973 г. Ирак закрыл государственную границу с Кувейтом.

Тегеран атаковал базу США в Ираке: почему Байден не решится на вторжение в Иран

3 марта 1991 года иракские военные и руководство многонациональных сил подписали на авиабазе Сафван (Ирак) документы, регулирующие режим прекращения огня. Ситуация в Ираке после 1991 года развивалась не лучшим образом.  Нефтяные итоги Войны в Ираке: 1. Нефть Ирака по прежнему принадлежит только государству Ирак. Война затянулась на 8 лет, в ходе боевых действий Саддам (по версии США) применял химическое оружие против оккупированной иранцами территории Курдистана (провинция в Ираке где живут курды).

2. Разрушение электроэнергетической системы

  • Как США и их союзники сокрушили Ирак гибридными методами | Октагон.Медиа
  • Как США и их союзники сокрушили Ирак гибридными методами
  • ​Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока
  • Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков" - Глобальная Авантюра
  • Агрессия Ирака против Кувейта.
  • Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года

Перечитывая историю войны в Персидском заливе (1990–1991 гг.)

Экологические последствия Перед своим уходом из Кувейта иракские войска начали сбрасывать нефть в Персидский залив. Позже эти действия были названы экологическим терроризмом. Хотя авиация союзников и пыталась с помощью высокоточных бомбардировок парализовать работу нефтяной промышленности оккупированного Кувейта, в море оказалось более 8 миллионов баррелей вредного для окружающей среды вещества. Последствия были ужасны — погибли тысячи птиц, множество рыбы и других представителей фауны. На Ближнем Востоке некоторое время после этого шли так называемые черные дожди. Действия бежавшей иракской армии привели к крупнейшей экологической катастрофе своего времени. Изоляция Ирака Каковы были политические последствия, к которым привела война в Персидском заливе?

Кратко говоря, в регионе был восстановлен статус-кво. Кувейт освободили, туда вернулось легитимное правительство. Саддам Хусейн в 2002 году принес свои официальные извинения этой стране, которые, однако, не были приняты. Для Ирака после «Бури в пустыне» началась полоса изоляции. Западные санкции сохранились. После поражения в войне на севере страны начались восстания курдов и шиитов.

Выступления этнических и религиозных меньшинств были жестоко подавлены армией Ирака. Карательные операции привели к гуманитарной катастрофе в регионе. Из-за этого в северные районы были введены войска международной коалиции. Это решение мотивировалось обеспечением безопасности курдов. Кроме того, для прекращения бомбардировок мирного населения были введены бесполетные зоны, куда не могли залетать иракские самолеты. Война в Персидском заливе, причины которой лежали в авантюрных решениях Саддама Хусейна, привела к эскалации напряженности на всем Ближнем Востоке.

Хотя с ее окончанием ситуация относительно стабилизировалось, в регионе осталось много нерешенных противоречий и конфликтов. Из-за них через десять с лишним лет началась вторая война в Персидском заливе. Предпосылки для новой войны После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения химического, бактериологического и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. Она успешно следила за исполнением решения ООН вплоть до конца 90-х, когда власти Ирака отказались сотрудничать с этой структурой. Проблема наличия у Хусейна запрещенного оружия стала одной из причин очередной войны в Персидском заливе.

Не было других поводов для вторжения сил США и их союзников вплоть до 2001 года. Тогда 11 сентября в Нью-Йорке произошли теракты, устроенные группировкой «Аль-Каида». Позже американское руководство обвинило Хусейна в связях с этими исламистами. Претензии США подвергались сомнению с самых разных сторон. До сих пор распространена точка зрения о том, что американское вторжение было не только ошибочным, но и незаконным. Второе вторжение в Ирак 20 марта 2003 года началось новое вторжение международной коалиции в Ирак.

В союз, помимо США, вошли еще 35 стран. На этот раз, в отличие от Первой войны в Персидском заливе, не было такой тщательной авиационной бомбардировки. Упор делался на сухопутное вторжение, плацдармом для которого стал все тот же Кувейт.

По меньшей мере 315 человек были убиты, 130 из них - дети. Ирак, однако, попытался увязать свой уход с аналогичным уходом Израиля с оккупированных территорий и потребовал также, чтобы, в случае отказа, на Израиль были наложены такие же санкции, что и на Ирак.

И в самом Ираке, где люди высыпали на улицы, да и повсюду в мире это заявление вызвало радость и было воспринято как достаточное основание для прекращения огня. В самой же увязке не было ничего экстраординарного - во всяком случае, для довоенного периода. Так Саддам пытался ставить вопрос еще осенью 1990 года увязывая вывод своих войск из Кувейта со всем комплексом проблем Ближнего Востока - помимо палестинской, с сирийской оккупацией Ливана и израильским проникновением в Южный Ливан , и тогда такой подход нашел сочувственный отклик не только у министра иностранных дел Великобритании и президента Франции, но даже, в известной мере, и у самого Буша. Несомненно, важнейшую роль должна была сыграть позиция СССР, и останься линия его поведения прежней, события в Заливе могли бы развиваться иначе. Что до предложения Саддама, то оно было с порога отвергнуто: не помогли и запоздалые, притом весьма робкие попытки СССР поддержать подобную постановку вопроса.

Американцы даже не сделали перерыва в бомбардировках, а переходя к наземной операции, вообще не контактировали с ООН. Сопротивление иракской армии было сломлено всего за 100 часов. Агрессоры высаживались в Ираке и Кувейте в нескольких точках вдоль саудовской границы. Сотни танков направились на север, где их уже ждала Республиканская гвардия Ирака. Другие подразделения взяли под свой контроль дорогу от Басры к Кувейту и отрезали поставки нефти находившимся в Кувейте иракским войскам.

Одновременно морские пехотинцы и ведомые саудовцами коалиционные войска вошли непосредственно в эмират. К 26 февраля Ирак объявил, что выводит свои силы из Кувейта, однако по-прежнему отказывался принимать условия всех относящихся к этому вопросу резолюций ООН. Иракские танки, БМП, грузовики и пехота, бежавшие от союзнического наступления, образовали громадные пробки на главной магистрали, ведущей от Кувейта к Басре. Союзники бомбили их с воздуха. Тысячи иракских солдат погибли прямо в машинах.

Трасса получила тогда название «дорога смерти». Только во время наземной операции погибли от 25 до 30 тысяч иракцев. В 21:00 по вашингтонскому времени президент Джордж Буш объявил, что с 4:00 следующих суток вступает в силу прекращение огня. К этому времени союзнические войска взяли в плен десятки тысяч иракских солдат. Многие из них были голодны, измотаны и деморализованы и сдавались почти без сопротивления.

В ходе операции союзники потеряли 148 солдат; еще 145 человек погибли вне зоны военных действий. Данные о потерях с иракской стороны разнятся - от 60 до 200 тысяч погибших солдат. Многие тела были погребены в братских могилах в пустыне. В соответствии с документом Ирак должен был прекратить все военные действия, аннулировать аннексию Кувейта, обнародовать данные обо всех имеющихся химических и биологических вооружениях, освободить всех иностранных заключенных и принять ответственность за жертвы и материальный ущерб, нанесенный в результате оккупации Кувейта. На следующий день в ходе встречи с американскими военными в палатке на захваченной иракской военной базе Савфан иракское командование официально приняло условия мира.

Саддам Хусейн при этом не присутствовал. Уходя из Кувейта, иракские войска открыли кувейтские нефтяные скважины, и в Персидский залив вылилось более 1 миллиона тонн нефти. Кроме того, иракцы подожгли по меньшей мере 600 скважин, и над Кувейтом образовалось огромная дымовая завеса. На то, чтобы потушить пожары и прекратить неконтролируемый выход нефти из скважин, специальным бригадам потребовалось более полугода. Но даже после этого в пустыне осталось 320 нефтяных озер.

На их «высыхание» ушло почти все последовавшее десятилетие. Последствия войны. Опасаясь дополнительных потерь, американское командование не стало доводить войну до вторжения в Багдад и свержения Хусейна, и он продолжал оставаться у власти еще 12 лет. Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху».

Будь Ирак сегодня, у Ирана были бы большие проблемы, впрочем, как и у Израиля. Нельзя забывать и про фактор Турции и Саудовской Аравии. Ибрагим, как можно охарактеризовать последствия американского вторжения в Ирак для ближневосточного региона и системы безопасности в нем?

Высокий уровень терроризма в Ираке после вакуума власти дал о себе знать. Они прошли там боевую обкатку, получили «подпитку» оружием из-за слабости новой иракской государственности и коррупции на местах, что вызвало резкий всплеск терроризма в регионе и усиление его возможностей в осуществлении своей деятельности. Конечно же, кратное повышение влияние Ирана, создавшего на территории Ирака мощный военный альянс проиранских шиитских группировок, вроде «Сил народной мобилизации» «Кувват аль-Хашд аш-Шааби» численностью более 100 тысяч человек. Также благодаря американскому вторжению в Ирак Ирану удалось создать свой «шиитский полумесяц». Так, иранцы сумели связаться через иракскую территорию с союзной Сирией, хотя до американского вторжения в Ирак иранцы были лишены хоть какой-либо возможности связи со своим единственным арабским союзником. Тем самым они наладили логистику поставок оружия, военных и наемников для поддержки Башара Асада в Сирии, а также ливанской «Хизбаллы». Иранский «шиитский полумесяц» Ирак-Сирия-Ливан сейчас работает отменно.

Естественно, эти боевики вызывали обеспокоенность у монархий Залива: по сей день они пока что являются угрозой безопасности для Саудовской Аравии. Вы совершенно правильно не упустили Турцию. Анкара также усилила свои позиции в Ираке после американского вторжения. Так, она фактически получила экономическое доминирование в Иракском Курдистане, наладив продуктивные отношения с иракскими курдами: до недавнего времени курды как раз осуществляли контрабанду иракской нефти в Турцию, а оттуда в Израиль. Кроме того, клан Барзани, доминирующий в курдской политике, фактически позволил туркам разместить 14 военных баз на территории Курдистана для борьбы со своими соплеменниками из «Рабочей партии Курдистана». То есть, Иракский Курдистан стал ареной турецкого экономического и военного присутствия, Иран же пытается балансировать влияние Турции через Патриотический союз Курдистана ПСК — вторую политическую силу в Курдистане. Фактически, в Иракском Курдистане происходит турецко-иранская борьба: турки выступают за Демократическую партию Курдистана клан Барзани , а иранцы — за ПСК клан Талабани.

Наши страны активно взаимодействовали по линии ВТС военно-технического сотрудничества , Москва оказала поддержку Багдаду в период национализации иракской нефтяной промышленности при Саддаме. Ибрагим, как Вы можете проанализировать российско-иракские отношения на современном этапе? К слову, Москва в военно-техническом плане сотрудничает с Ираком: Москва является вторым экспортером оружия для иракской армии после США. Так, танки Т-90С стали «визитной карточкой» армии Ирака, а российские компании, вроде «Лукойла», добывают на юге арабской республики нефть. Более поступательным и энергичным отношениям с Россией мешает отсутствие субъектности у современного Багдада, ведь американцы сохраняют множество рычагов давления.

Это было тоже использование оружия — но уже информационного. Американская военная цензура тщательно отслеживала фото- и видеоматериалы, отправляемые журналистами в свои редакции, — интернета и мобильных телефонов тогда не было, поэтому возможности послать «картинку» непосредственно с поля боя репортёры ещё не имели. Великобритания также не допускала утечки данных о своих потерях. Израиль, территория которого несколько раз подвергалась иракским ракетным ударам, закрыл для СМИ практически всю информацию о наносимом ущербе. А потери у МНС были. Иракские удары 300-миллиметровыми ракетами по передовым позициям, а по тылам — ракетами «Скад» вызывали разрушения и людские жертвы. В 2007 году министерство по делам ветеранов США в своём бюллетене упомянуло о потере нескольких тысяч человек во время боевых действий. Однако позднее эти данные никак не были ни подтверждены, ни опровергнуты и даже не обсуждались ни ведущими политиками страны, ни СМИ. Большой военный эксперимент Авиаудары продолжались более месяца — наземная операция МНС в Кувейте началась 24 февраля, после обхода войсками коалиции иракских подразделений со стороны пустыни. По мнению экспертов, быстрота разгрома объясняется тем, что американцы хорошо проработали наступление в тактическом плане: силы обороняющихся были скованы британскими войсками, затем с помощью электроники и высокоточного оружия иракцы были «ослеплены», управление их военными формированиями было нарушено. Иракцы не стали устраивать аналог Сталинграда, а просто побежали с позиций. На их счёт, правда, можно записать успешное использование ракет «Скад», которыми и сегодня пользуются повстанцы в Йемене и талибы в Афганистане. Плюс довольно удачное наступление на Хафджи.

Как США и их союзники сокрушили Ирак гибридными методами

Война в Персидском заливе была вооруженной кампанией возглавляемой Соединенными Штатами коалиции 35 стран против Ирака в ответ на вторжение Ирака и аннексию Кувейта. Война в ираке – былое и думы. Война в Персидском заливе началась 2 августа 1990 года, когда иракские войска вторглись в Кувейт – Самые лучшие и интересные новости по теме: Исторические факты, война, интересное на развлекательном портале Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне». Ровно 25 лет назад, 17 января 1991 года, началась операция многонациональных сил (МНС), получившая название «Буря в пустыне». Санкционированная Совбезом ООН, эта война была направлена на освобождение захваченного Ираком Кувейта. — Исторический итог американской военной агрессии против Ирака — окончательное превращение нашей страны в «failed state» (несостоявшееся государство).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий