«Присоединение республик к России абсолютно невозможно». Южная Осетия полностью поддерживает референдумы по вхождению в состав России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Президент Алан Гаглоев встретился с российскими инвесторами, которые приехали в Южную Осетию с двухдневным рабочим визитом. Это идет в копилку России, что Южная Осетия хочет объединиться. Более 90 процентов населения Южной Осетии хотят вступить в РФ. Медведев: присоединение к России Южной Осетии и Абхазии вполне возможно.
Захочет ли Россия вернуть Южную Осетию «домой»
ред.), возобновление осетинского подворья в Осетии, учреждение военной крепости, военных форпостов, которыеспособствовали бы. К двухсотпятидесятилетию присоединения Алании – Осетии к России посвящена научно-практическая конференция, которая состоится в эти дни. Цель ее — изучение ведущими учеными, преподавателями и аспирантами СОГУ этого значимого события. Гаглоев отменил референдум по вопросу вхождения Южной Осетии в состав России. Переговоры о присоединении Осетии к Российской империи велись в Моздоке, послом от российской стороны стал генерал-майор русской имперской армии Петр Кречетников, а осетинскую сторону представлял совет из 20 старейшин.
Южная Осетия ведёт с Россией консультации о проведении референдума о присоединении
Такое заявление было сделано накануне годовщины вооруженного конфликта, произошедшего 8 августа 2008 года. Вскоре после скоротечной российско-грузинской войны Россия официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии вопреки протестам Грузии и международного сообщества. А теперь власти новой страны говорят о присоединении к РФ. Мы выяснили, что у данного решения есть, как союзники, так и противники в Северной Осетии. К числу последних можно отнести журналиста и политолога Руслана Тотрова, который считает, что такой шаг будет "преступным и недальновидным", а фактически "государственной изменой и предательством интересов народа". Тотров надеется, что Южная Осетия продолжит развиваться, как независимая страна: — Самое легкое, что можно сделать сегодня — это отдаться большому соседу.
Дескать, мы здесь, хотим быть районом в субъекте Федерации. Я категорический противник присоединения независимого государства Южного Осетия к России или к любой другой стране. По мнению Тотрова, вхождение Южной Осетии в состав России противоречило бы нормам международного права.
Отмечается при этом, то президент Южной Осетии всецело поддерживает инициативу граждан республики о дальнейшей интеграции с Россией, и приостановка будет действовать до окончания консультаций. Ранее пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков указал на необходимость более детальной проработки этого шага с учетом юридических аспектов для возможного вхождения Южной Осетии в состав России.
В пресс-секретариате Бибилова отметили, что референдум о присоединении к России состоится после выборов президента Южной Осетии, которые назначены на 10 апреля. Недружественное отношение Грузии в той или иной форме ощущается с момента провозглашения независимости Южной Осетии в 1990 году, напомнил он.
Три стороны переговоров — югоосетинская, российская и абхазская — предлагают Тбилиси во исполнение плана подписать меморандум о неприменении силы против Южной Осетии и Абхазии. Но грузинская сторона не подписывает этот документ. В Цхинвале это расценивается как постоянная угроза, как намерение Грузии при удобном случае все же «решить территориальный вопрос» силой», — посетовал экс-президент. Документ был принят с учетом опасности, которая была и есть сегодня, — что Грузия в очередной раз может использовать силу против Южной Осетии», — указал Тибилов. Экс-президент допускает, что в ответ на решение о вхождении Южной Осетии в РФ Грузия введет антироссийские санкции. Они могут это сделать под давлением своих западных «друзей». Впрочем, для России санкции Тбилиси особо ощутимыми не могут быть».
В Москве инициативу Цхинвала приветствовали. Зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов напомнил, что российское законодательство предусматривает процедуру принятия в состав иностранных государств или их частей. Сделать это можно через референдум», — пояснил сенатор.
В условиях перенаселения и горного малоземелья, жесткого противостояния экспансии южных и северных соседей союзу с Россией не было геополитической альтернативы. Аланский поиск союзника и партнера счастливо совпал с продвижением на Кавказ великой северной империи. В Петербурге быстро поняли, что не удастся обойтись без лояльности небольшого народа, оседлавшего стратегические перевалы, — без военных баз в центре Кавказа, без аланских дорог и серебросвинцовых месторождений. Союз с Россией не имел и культурной альтернативы. Алано-славянское этноязыковое родство было установлено только в следующем столетии, зато религиозная близость двух православных народов оказалась существенным фактором сближения.
Не стоит обманываться на счет грузинских владений: не только персидский сюзерен картлийских царей и князей, но зачастую и сами они были мусульманами — а крестьянское православие не имело политического значения. Оптимальный с точки зрения внешней безопасности, конфессионального единства и этнокультурного родства, союз с Россией был вместе с тем единственно верным решением стратегической задачи — он позволил восстановить отлаженную еще в средневековье систему политических и хозяйственных связей. В новых условиях роль равнинной аланской метрополии предстояло сыграть российскому центру, быстро расширявшему господствующие позиции в Предкавказье. К тому времени русские успели забыть их славянское имя — «Ясы» и, осваивая Кавказ, заимствовали грузинское название Алании — «Осети». Из русского языка слова «Осетия» и «осетины» попали в другие европейские языки. В аланском осетинском языке сохранилось древнее само-название — «аллон», хотя в обиходной речи осетин может представиться как «ирон» или «дигорон» — это уточняющие областные названия жителей средне-векового Аланского царства. Начало постоянному общению положила Осетинская духовная комиссия, прибывшая в Аланию-Осетию в 1745 г. Созданию комиссии предшествовало изучение географического и политического положения Осетии, убедившее Коллегию иностранных дел в полной независимости страны, расположенной неподалеку от тогдашней российской границы.
Совмещая функции православной миссии и политической разведки, Осетинская духовная комиссия служила постоянным каналом связи между Осетией и Россией, обеспечивая необходимую информационную основу для принятия политических решений. Осетинской стороне принадлежала инициатива направления в Петербург дипломатического представительства для переговоров с российским правительством. Установление русско-осетинских отношений — заслуга посольства, которое с 1749 по 1752 г. Состав и полномочия осетинского посольства стали в Петербурге предметом многократного и тщательного изучения, поскольку в Осетии XVIII в. Используя демократические особенности политического и социального устройства осетинских обществ, грузинское лобби пыталось убедить высших российских чиновников в незнатности осетинских послов, а значит — в отсутствии у них полномочий представлять свою страну. Закулисная борьба и международные интриги завершились постановлениями Сената, разоблачившего грузинских авантюристов и удостоверившего ложность их доносов. Глава посольства Зураб Елиханов-Магкаев был широко известен на Кавказе, имел значительный политический опыт и 10 лет прожил в России.
Спешить не стоит. Россию предупредили о риске ухудшить отношения с Грузией из-за Южной Осетии
Там очень похожая с Южной Осетией ситуация, и дело там идет к созданию независимого государства", - отметил Миронов. В такой ситуации, подчеркнул он, если кто-то будет говорить о том, что Югославия - это одно дело, а Кавказ - это другое, то это будут те самые "пресловутые двойные стандарты". Вместе с тем Миронов напомнил о том, что существуют нормы международного права и существует территориальная целостность Грузии. В Грузии же уверены, что попытки России использовать косовскую проблему как прецедент не будут приняты международным сообществом. Председатель международного комитета парламента Грузии Константин Габашвили считает, что параллели между Косовом и Южной Осетией и Абхазией неуместны: в Косове сербы подвергали геноциду албанцев, а в грузинских республиках объектом репрессий стали представители титульной нации - грузины.
Но грузинская сторона не подписывает этот документ. В Цхинвале это расценивается как постоянная угроза, как намерение Грузии при удобном случае все же «решить территориальный вопрос» силой», — посетовал экс-президент. Документ был принят с учетом опасности, которая была и есть сегодня, — что Грузия в очередной раз может использовать силу против Южной Осетии», — указал Тибилов. Экс-президент допускает, что в ответ на решение о вхождении Южной Осетии в РФ Грузия введет антироссийские санкции. Они могут это сделать под давлением своих западных «друзей». Впрочем, для России санкции Тбилиси особо ощутимыми не могут быть». В Москве инициативу Цхинвала приветствовали. Зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов напомнил, что российское законодательство предусматривает процедуру принятия в состав иностранных государств или их частей. Сделать это можно через референдум», — пояснил сенатор. Южная Осетия вправе провести референдум, и для проведения всех юридических процедур сейчас подходящий момент, цитирует ТАСС председателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонида Калашникова. Россия и сегодня уже помогает Южной Осетии — не только в сфере безопасности, но и в экономике. И было бы странно, если бы она этого не делала.
Сейчас, когда российско-грузинские отношения, устойчиво плохие, немножко качнулись в лучшую сторону, мне кажется, что в Москве никто не будет торопиться с принятием решений, которые могли бы раздражать руководство Грузии и ослаблять его политические позиции. Никакой необходимости проводить референдум в Южной Осетии с точки зрения Москвы нет. Не говоря о том, что даже в народных республиках Донбасса говорили о проведении подобных референдумов, но намечают их на время после завершения спецоперации на Украине. Не думаю, что в интересах Москвы вот так раз — и проводить референдум в Южной Осетии. И, конечно, не в интересах Москвы сейчас ухудшать, уничтожать те небольшие позитивные ростки в российско-грузинских отношениях, которые обозначились в последние месяцы. История вопроса В 2017 году Южная Осетия уже планировала провести референдум о вступлении в состав России. Действующий на тот момент президент республики Леонид Тибилов заявлял, что власти не сомневаются в исходе голосования.
Самое время оглянуться на прошлое, напомнить известные факты и прояснить обстоятельства, которые помогают правильно понять исторический выбор, сделанный осетинским народом почти три столетия назад. В средневековом мире осетины были известны под именами «аланы» на Западе , «асы» на Востоке , «ясы» в Восточной Европе , «осы» в Закавказье. Средневековое Аланское государство описано в восточных, византийских, западноевропейских и кавказских хрониках. По свидетельству императора Константина Багрянородного, в византийском рейтинге государств Алания располагалась выше Хазарии и Киевской Руси. Царский дом состоял в тесных родственных связях с правителями многих стран. На аланках были женаты, например, братья и сыновья Юрия Долгорукого, ближайшие предки московской династии Рюриковичей. Чтобы представить масштабы постигшей Аланию катастрофы, достаточно вспомнить об утраченной аланской письменности, известной по надежным источникам с VI в. Вместе с городами, придворными и церковными центрами грамотности исчезли профессиональные отрасли культурной деятельности, прервались широкие внешние связи. Горная Алания позднего средневековья, пришедшая на смену разрушенному Аланскому царству, включала территории в самом центре Кавказа по обеим сторонам Главного хребта. Сюда, на юго-восточную горную окраину своей разоренной страны, отступили в конце XIV в. Три долгих столетия — с XV по XVII в — они боролись за выживание, обороняя от врагов свои тесные ущелья и альпийские долины. Полноправный гражданин владел наследственной землей, вел независимое хозяйство и пользовался избирательным правом. Гражданская община регулировала социальные отношения, не позволяя феодальной знати ущемлять права низших сословий. Каждое из этих обществ, сохраняя независимость внутренней жизни, объединялось с остальными в сфере военной и внешнеполитической деятельности. Локальные особенности аланских обществ не мешали осознавать традиционное единство, сложившееся в государственную эпоху. И соседи воспринимали горную Аланскую конфедерацию в качестве единой страны. Все площади, сколько-нибудь пригодные для хозяйственного использования, были уже освоены… После катастрофы XIV в. На кавказском театре международных отношений на тот момент существовали возможности для разрешения этих проблем. Правда связаны они были с вступлением в вассальную зависимость от кабардинских или грузинских князей, которое открывало выход на равнину. Но такая «колонизация» оборачивалась для осетинской знати потерей суверенитета, а для крестьян — удвоением повинностей.
Зачем России Южная Осетия и какие у стран отношения сейчас
Вопрос возможного вхождения Южной Осетии в состав России обсуждается в тесной координации с Москвой, сообщает РИА Новости со ссылкой на председателя парламента республики Алана Алборова. Стратегическая цель Южной Осетии — объединение с Россией. Об этом сегодня заявил президент республики Анатолий Бибилов в обращении к согражданам. В прошлом году президент Южной Осетии Алан Гаглоев в своем традиционном послании к народу выразил надежду на скорейшее вхождение республики в состав РФ. Годом ранее он также назначил референдум по присоединению к России. Медведев: присоединение к России Южной Осетии и Абхазии вполне возможно. Референдум о присоединении к России в Осетии объявляли в 2022 году.
Гаглоев рассказал, что будет с референдумом о вхождении Южной Осетии в состав России
Сенатор, замглавы комиссии ЕР по международному сотрудничеству Андрей Климов заявил, что российское законодательство предусматривает процедуру принятия в состав страны государств в качестве субъектов. Для этого нужно, чтобы осетинский народ выразил свою волю через референдум. Сегодня первый зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий проинформировал , что референдум о вхождении Южной Осетии в состав России может пройти в мае-июне.
Однако в 1992 году была провозглашена независимость региона, а в 2008 году Грузия предприняла попытку вооруженным путем вернуть контроль над территорией. В результате вмешательства российской армии грузинские войска были отстранены, что привело к пятидневному вооруженному конфликту между сторонами. В конце августа того же года Россия признала независимость Южной Осетии.
Которую, как мы помним прекрасно, в Грузии, да и сейчас тоже, не перестают называть землей Мачабели — «Самачабло» или «Шида-Картли» или Цхинвальским регионом. И никогда, собственно, не называют так, как должны называть, то есть Республикой Южная Осетия — Хуссар Иристон. К тому времени, уже в течение нескольких лет, проходил процесс одностороннего признания Косово со стороны западных держав. Косово, которое не добилось своего признания в результате самостоятельной борьбы за независимость, а стало следствием оккупации со стороны НАТО и предшествующей войны Западного блока против Югославии.
Мы на всех этапах официально, я напомню, выступали против признания Косово, но этот процесс набирал силу. Именно в связи с этим, хочу отметить, в марте 2008 года в Государственной Думе VI созыва мы в Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками, в котором я всегда работаю в Государственной Думе, решили провести Парламентские слушания под названием «О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Приднестровской Молдавской Республики». К этому времени, мы прекрасно помним, уже несколько раз народ Южной Осетии выражал свое желание и готовность не только подтвердить на референдумах свою независимость, но и обратиться к России с просьбой о вхождении в состав Российской Федерации. Мы прекрасно понимали мотивы, по которым это происходит. И вот в течение этих Слушаний 13 мая 2008 года мы очень подробно, с участием представителей Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, с участием представителей наших министерств и ведомств, разбирали официальную позицию Российской Федерации. Не все, конечно, тогда в Российском государстве были готовы к тому, чтобы признать независимость Южной Осетии или, скажем, Республики Абхазия. Я прекрасно помню, что официальные представители нашего Министерства иностранных дел все время подчеркивали, что достоинством российской позиции является то, что Россия не идет на поводу у этого прецедента в Косово, а напротив отстаивает принцип территориальной целостности и не позволяет себе даже в этой ситуации своим односторонним признанием спровоцировать конфликт. И что такая позиция нашего Министерства иностранных дел вызывает все большее одобрение в мире. Мне пришлось выступать тогда на этих Слушаниях и предложить свой проект рекомендаций, который, в конечном счете, был взят за основу.
И я, в частности, говорил, — я просто процитирую стенограмму, что «на самом деле, мы в Российской Федерации, прежде всего, должны думать не о том, поставят нам пятерку по поведению в международном сообществе или какую-то другую оценку. Мы должны думать о том, чтобы поддержать своих соотечественников и реализовать свои собственные национальные интересы. Это правило остается руководящим на всем протяжении истории России и любого другого государства, которое уважает себя и свой суверенитет». Тогда на Слушаниях в Государственной Думе, мы, по сути, предвосхитили дальнейшее развитие ситуации. В рекомендациях этих Слушаний было недвусмысленно заявлено, что в случае, если Республика Грузия или, скажем, Республика Молдова когда дело касается Приднестровской Молдавской Республики решит силой принудить республики, пусть непризнанные, но существующие в реальности, — Осетию, Абхазию, Приднестровье, — то в этом случае мы обратимся к Президенту Российской Федерации с просьбой о признании независимости Абхазии, Южной Осетии или Приднестровской Молдавской Республики. Да, у нас сложнее обстоит с признанием Приднестровья, которое тоже выражает такую просьбу, по одной простой причине: мы отделены и тогда, и теперь от Приднестровья Украиной. И уже тогда было ясно, что мы не действуем заодно, совместно с Украиной и по-разному смотрим на одни и те же обстоятельства. В случае с Абхазией и Южной Осетией было то преимущество, что эти государственные формирования граничат с Российской Федерацией. В тот день 13 мая я опубликовал в газете «Известия», день в день с началом наших Слушаний, статью, которая так и называлась «На следующий день после Косово», где в общем выражал ту же самую идею.
И 21 марта, после того как Слушания прошли и рекомендации этих Слушаний были приняты, Государственная Дума по моему предложению и докладу приняла Заявление «О политике Российской Федерации в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья». И в этом Заявлении, я хочу процитировать, есть такой абзац: «По мнению депутатов Государственной Думы, в случае возможного вооруженного нападения Грузии на Абхазию или Южную Осетию, или шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО, необходимо принять все меры для защиты граждан РФ, проживающих в Абхазии и Южной Осетии, и рассмотреть возможность инициирования РФ, ускорения процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии».
По его словам, группа компаний «Стройпргогресс» представляет очень сложные профильные отрасли — горнорудная промышленность, нефтедобыча, банковская деятельность, промышленное строительство, логистика, направления глубокой заморозки. В нее входят около 48 компаний, работающие в 20 регионах Российской Федерации и трех государствах мира.
Хочется, имея богатейший опыт и возможности, помочь своей малой Родине. Совет директоров компании обсудил эти вопросы, я говорил и с Премьер-министром Константином Джуссоевым, познакомился с вашими министрами. Хочу сказать, что за тридцать лет я увидел очень хорошую и слаженная команду Правительства, молодых грамотных министров», — сказал инвестор. Он отметил, что его группа компаний занималась сложнейшими проектами, этот опыт можно перенести в Южную Осетию.
Есть наработки с 50-х годов, над ними уже работает Нижневартовский институт. Известно, что с 1954 по 1957 годы в Громе добывали нефть, потом это закрыли. Дай Бог, чтобы это все подтвердилось. Это означает, что Южная Осетия может выйти на самообеспечение бензином, соляркой и мазутом», — рассказал Альберт Джуссоев.
Он также отметил, что газопровод «Дзуарикау — Цхинвал» позволяет республике создать свои запасы электроэнергии. У вас до двухсот миллионов кубометров лежат, не используются каждый год.
Президент Южной Осетии: мы часть Русского мира и знаем цену войны
Власти Южной Осетии проведут референдум о вхождении в состав России. Референдум по присоединению Южной Осетии к России состоится после президентских выборов, которые в республике запланированы на 10 апреля, сообщило агентство РИА Новости со ссылкой на пресс-секретаря главы Южной Осетии. Референдум о присоединении Южной Осетии к России пройдет после президентских выборов в республике, то есть, после 10 апреля, передает ОТР сообщение пресс-службы республики. В Цхинвале эту новость восприняли с большой радостью. Год 2024 для Осетии знаменательно юбилейный: 250 лет назад, в 1774 году, Осетия как некое целое, в качестве конфедерации самоуправляющихся сообществ, вошла в состав Российской Империи.
Южная Осетия ведет переговоры с Россией о присоединении к Федерации
В 1921 северная часть Осетии стала частью Горской Советской Республики , получила статус автономной области в 1924 и в 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. В 1918 году Грузия восстановила утраченную государственную независимость и в составе новообразованной Демократической республики Грузия , Цхинвальский регион, как и в 1867—1917 годах, был распределён между двумя административными единицами республики — Горийским и Душетским уездами. В мае 1920 года Юго-Осетинский комитет большевистской партии поднял ещё одно восстание. Большевики, провозгласив Советскую власть, выдвинули требование о вступлении региона в состав России. Как и во время предыдущего восстания, в 1918 году, и на этот раз большая часть местного осетинского населения поддержала восстание. Власти Грузинской Демократической республики предприняли ответные меры и отправили в Цхинвал войска для его подавления. При содействии местного грузинского населения правительственные войска за короткое время одержали победу, а осетинских большевистских руководителей изгнали в Россию.
В один пункт региона — село Рока — были введены военные отряды из Москвы, но вследствие проведённых Грузинскими властями энергичных дипломатических мероприятий, а также давления международных организаций, военные отряды были отозваны обратно в Москву. Осетинские граждане, которые принимали участие в восстании 20 000 чел. В 1918— 1920 годах в Южной Осетии произошло три крупных антиправительственных восстания. Наиболее мощным было восстание 1920 года.
Однако определённую пользу клевретам эти доносы всё же принесли — фактически работа посольства и русской стороны была несколько задержана. В столице империи В начале февраля 1750 года осетинское посольство прибыло в Санкт-Петербург. Приём также был тёплым, а самих послов разместили в комфортабельных апартаментах на Васильевском острове. К тому же послам выделили небольшое судно для прогулок по Неве и Финскому заливу, чтобы они могли полюбоваться величием, как они надеялись, столицы их нового государства. Была проведена длительная экскурсия по промышленным предприятиям, а на Сестрорецком оружейном заводе им подарили несколько ружей. Зимний Санкт-Петербург 18-го века Наконец началась трудная русско-осетинская работа. У осетин, по сути, было две просьбы: принять Осетию в состав империи и разрешить переселение части осетин на Предкавказскую равнину, некогда бывшую частью Аланского царства. Послы также понимали, что у России есть свои политические интересы и бросаться в кавказский омут с надеждой выплыть никто не будет. Поэтому посольство предлагало в ответ на удовлетворение своих просьб выставить осетинское войско в 30 тысяч человек цифра, очевидно, сильно завышенная для службы империи, а также указывало на наличие полезных ископаемых в горах Осетии. Работа кипела по всем направлениям вплоть до конца 1751 года. Выясняли особенности, степень основательности и географическое положение границ Осетии, политические аппетиты соседей и полномочность их притязаний на осетинские земли, наличие у них документальных свидетельств на эти притязания и возможности реализовать их военным путём. Также учитывались взгляды на Осетию Турции и Персии. Немедленное вхождение Осетии в состав империи было объективно невозможно. Согласно Белградскому мирному договору 1739 года, который завершил Русско-турецкую войну 1735-1739 годов, Россия лишалась возможности иметь флот на Чёрном море и крепости. При этом Малая и Большая Кабарда становились формально независимыми землями, играя роль барьера между Россией и Портой. А так как Кабарда лежала между Осетией и Россией, осетинские территории были географически отторгнуты от границ империи. На тот момент даже предоставить весомую военную поддержку Россия не могла. Таким образом, официальным итогом переговоров было установление дружеских дипломатических отношений с Осетией. Само посольство отныне считалось дипломатическим представительством Осетии в Российской империи и могло оставаться на территории столицы и России. Неофициально же осетинским послам явственно дали понять, что, как только геополитические препоны будут сняты а война с Турцией была не за горами , Осетия получит подданство Российской империи и, соответственно, защиту имперской армии. Монумент 200-летия присоединения Осетии к России. Владикавказ В конце декабря 1751 года был устроен официальный приём осетинского посольства самой императрицей Елизаветой Петровной. Императрица заявила, что союзнические отношения между осетинским народом и Россией имеют большое значение, и отметила приверженность русского и осетинского народов единой православной вере. А чтобы ускорить интеграцию Осетии в состав империи, осетины получали право на беспошлинную торговлю в России, ведь уже давно осетины возили товары в Кизляр и Астрахань.
В Южной Осетии костяк национального состава составляют осетины, грузины, русские, армяне. Понятно, что ни этнические абхазы, ни осетины не хотят растворяться в других национальностях и потерять свою национальную идентичность. Заявлений официальных лиц не было, но его вовсю обсуждают. Если кратко, абхазы не готовы рассматривать вхождение в состав России. На это есть и политические, и национальные причины. Да, абхазы боятся потерять свой суверенитет. Абхазы опасаются, что если республика войдет в состав России, то будут такие же правила, как и в РФ, а это устраивает не всех. Действительно, интерес граждан России к Абхазии в последнее время большой. Прежде всего — как к месту живописных курортов. Широкие и пустынные пляжи, красивая природа привлекают туристов. Особенно сейчас, когда выбор мест для отдыха небольшой: в Сочи — дорого и многолюдно, в Крыму — небезопасно, Турция повысила цены до небес. Абхазия была бы самым лучшим вариантом, если бы не граница. В июне и в июле особых проблем не было, только в час пик, в августе два часа на переход границы считается удачей. Но и этот факт россиян не останавливает. С начала курортного сезона границу уже пересекли около 5 миллионов человек и более 800 тысяч транспортных средств. Привлекает российский бизнес и абхазская инфраструктура.
Мы прекрасно понимали мотивы, по которым это происходит. И вот в течение этих Слушаний 13 мая 2008 года мы очень подробно, с участием представителей Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, с участием представителей наших министерств и ведомств, разбирали официальную позицию Российской Федерации. Не все, конечно, тогда в Российском государстве были готовы к тому, чтобы признать независимость Южной Осетии или, скажем, Республики Абхазия. Я прекрасно помню, что официальные представители нашего Министерства иностранных дел все время подчеркивали, что достоинством российской позиции является то, что Россия не идет на поводу у этого прецедента в Косово, а напротив отстаивает принцип территориальной целостности и не позволяет себе даже в этой ситуации своим односторонним признанием спровоцировать конфликт. И что такая позиция нашего Министерства иностранных дел вызывает все большее одобрение в мире. Мне пришлось выступать тогда на этих Слушаниях и предложить свой проект рекомендаций, который, в конечном счете, был взят за основу. И я, в частности, говорил, — я просто процитирую стенограмму, что «на самом деле, мы в Российской Федерации, прежде всего, должны думать не о том, поставят нам пятерку по поведению в международном сообществе или какую-то другую оценку. Мы должны думать о том, чтобы поддержать своих соотечественников и реализовать свои собственные национальные интересы. Это правило остается руководящим на всем протяжении истории России и любого другого государства, которое уважает себя и свой суверенитет». Тогда на Слушаниях в Государственной Думе, мы, по сути, предвосхитили дальнейшее развитие ситуации. В рекомендациях этих Слушаний было недвусмысленно заявлено, что в случае, если Республика Грузия или, скажем, Республика Молдова когда дело касается Приднестровской Молдавской Республики решит силой принудить республики, пусть непризнанные, но существующие в реальности, — Осетию, Абхазию, Приднестровье, — то в этом случае мы обратимся к Президенту Российской Федерации с просьбой о признании независимости Абхазии, Южной Осетии или Приднестровской Молдавской Республики. Да, у нас сложнее обстоит с признанием Приднестровья, которое тоже выражает такую просьбу, по одной простой причине: мы отделены и тогда, и теперь от Приднестровья Украиной. И уже тогда было ясно, что мы не действуем заодно, совместно с Украиной и по-разному смотрим на одни и те же обстоятельства. В случае с Абхазией и Южной Осетией было то преимущество, что эти государственные формирования граничат с Российской Федерацией. В тот день 13 мая я опубликовал в газете «Известия», день в день с началом наших Слушаний, статью, которая так и называлась «На следующий день после Косово», где в общем выражал ту же самую идею. И 21 марта, после того как Слушания прошли и рекомендации этих Слушаний были приняты, Государственная Дума по моему предложению и докладу приняла Заявление «О политике Российской Федерации в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья». И в этом Заявлении, я хочу процитировать, есть такой абзац: «По мнению депутатов Государственной Думы, в случае возможного вооруженного нападения Грузии на Абхазию или Южную Осетию, или шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО, необходимо принять все меры для защиты граждан РФ, проживающих в Абхазии и Южной Осетии, и рассмотреть возможность инициирования РФ, ускорения процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии». То есть, хочу на это обратить внимание, мы честно предупредили противоположную сторону — нашего соседа Грузию — о том, что может быть, если они перейдут эту красную черту. Предупрежден, вы знаете, значит спасен. Так говорят. Это не было услышано Саакашвили, это не было услышано в Грузии. Провокации нарастали и, в конце концов, произошло то, что произошло. Напали на Южную Осетию, на российских миротворцев, 64 человека из которых, напомню, погибли, а 300 с лишним были ранены в результате этого бандитского нападения со стороны Саакашвили, которое, как он рассчитывал, будет поддержано со стороны Соединенных Штатов и Западного блока. Расчет был на быстродействие, на молниеносность, на то, что в это время внимание все переключено на события Пекинской Олимпиады, что в стране в этот момент отсутствует Председатель Правительства Владимир Путин.
Новый глава Южной Осетии заявил о готовности республики войти в состав России
— Народ Северной Осетии ждёт дня, когда Южная Осетия присоединится к России. Избранный президент республики Алан Гаглоев подчеркнул, что Южная Осетия была и сегодня готова ко вхождению в РФ. Медведев допустил присоединение Абхазии и Южной Осетии к России. Абхазию и Южную Осетию могут присоединить к России, «если на то возникнут веские причины», заявил зампредседателя Совета безопасности Дмитрий Медведев. Делегацию российских инвесторов возглавляет президент группы компаний "Стройпрогресс" Альберт Джуссоев. Президент Южной Осетии Алан Гаглоев приостановил указ бывшего главы государства о референдуме о присоединении республики к России до завершения консультаций с Москвой.
Южная Осетия хочет войти в состав России. Как это будет выглядеть?
Формально присоединение Южной Осетии к России мало что изменит: республика и так сильно интегрирована в российское политическое пространство. Но, как считает ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов, тако. Референдум о присоединении Республики Южная Осетия к Российской Федерации был намечен на 17 июля 2022 года[2], но 30 мая Гаглоев (вступивший в должность неделей ранее президент РЮО) приостановил указ по вхождению в состав РФ[3]. Президент Южной Осетии Алан Гаглоев назвал конференцию площадкой для осмысления исторической роли присоединения Алании-Осетии к России, которое стало значимо для судеб жителей Осетии и интересов многонационального Российского государства. Южная Осетия может быть включена в состав РФ, как только ее власти окончательно утвердятся в этом решении, заявил председатель парламента республики Алан Алборов. Парламент Южной Осетии: республика обсуждает с Москвой присоединение к России. Яна Амелина, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований – о присоединении Южной Осетии.