Президент ЮАР признал Мисузулу правителем самого многочисленного народа республики.
Король зулусов попал в больницу с подозрением на отравление
Принц Мисузулу Синкобиле Зулу прошел сегодня в Южно-Африканской Республике (ЮАР) торжественную церемонию возведения на престол, приняв титул короля зулусов. Квазулу-Натал — родина Джейкоба Зумы, этнического зулу и крупнейшего народа ЮАР, и именно Зума, харизматичный популист, ввел Квазулу-Натал, до того оппозиционный АНК. Король зулусов 48-летний Мисузулу КаЗвелитини экстренно доставлен в больницу по подозрению в отравлении. сказал 31-летний Мазви Зулу, дальний родственник короля. Принц Мисузулу Синкобиле Зулу прошел сегодня в Южно-Африканской Республике (ЮАР) торжественную церемонию возведения на престол, приняв титул короля зулусов.
В ЮАР короновали зулусского монарха
В ЮАР сообщили о госпитализации короля зулусов | | В Южно-Африканской Республике король зулусов попал в больницу. 48-летнего Мисузулу Казвелитини экстренно госпитализировали с подозрением на отравление. |
Невероятная культура африканских племен: Занимательные истории в журнале Ярмарки Мастеров | Зулу (зулусы) — одно из негритянских племён Южной Африки, населяющих в последствии английские колонии Наталь и Зулулэнд, ЮАС и ЮАР. |
ЮАР, ГОРОД ДУРБАН, ПЛЕМЯ ЗУЛУ
Ведуны и ведьмы черпают свои силы из мира тьмы, не имеющего отношения ни к миру предков, ни к миру Небесного Бога. Их цель — разрушение добра, нарушение тех процессов, которые порождают и поддерживают жизнь. Пренебрежение культом предков может привести к болезням и несчастьям, в то время как результатом ведовства могут быть распад, деградация и смерть. Они исходят не от Небесного Бога, не от предков, не от зелий.
Не являются они и результатом чародейства, которое представляет собой открытое выражение гнева, порожденного недовольством или обидой. Они — результат использования могущественных сил в целях зла. Любая женщина может стать ведьмой.
Она превращается в нее, приобретая опыт в овладении силами зла. Познакомившись с природой и функциями восьми перечисленных персонажей и усвоив, какую роль они играют в мировоззрении зулу, мы можем перейти к рассмотрению тех сил, с которыми они связаны. Нам известны два места, где совершают свои ритуалы зулу, — деревни и специально предназначенные для этого незаселенные холмы.
Мы знаем, какое место занимают в религиозной драме зулу вождь-жрец, предсказатель, знахарь, «небесный пастух», умилостивитель, пациент, чародей и ведьма. В чем заключается суть этой драмы? Но чем являются эти силы для зулу и какое они находят выражение?
Сила, амандла, — это то, что способно нарушить сложившуюся ситуацию, поколебать статус, изменить привычные условия. Этими источниками силы являются предки, Небесный Бог и знахарство. Как мы убедились, рассматривая ведовство, существуют также силы зла.
Власть зла использует силу в разрушительных целях. Законные силы поддерживают привычное, устойчивое течение жизни. Когда возникает необходимость вынести суждение о действиях человека, оно опирается на знание структуры религиозной жизни зулу.
Незаконные силы уничтожают жизнь. Они вносят беспорядок, разрушают отношения между людьми, возбуждают чувство мщения, нарушают равновесие, характерное для повседневной жизни зулу. Ритуалы призваны поддерживать и укреплять связи с силами жизни.
Следующий раздел будет посвящен более подробному рассмотрению сложившихся у зулу представлений об этих силах. Для зулу основополагающую роль играли духи предков: амалози, амакхози или аматхонга. Этими терминами обозначают ушедшие души умерших.
Хотя считается, что они покинули земной мир, жители деревни продолжают поддерживать с ними отношения. Их можно подвергать наказанию, когда они не правы и не отзывчивы. Их нужно почитать.
Неоказание им должного уважения влечет за собой несчастье, почитание их приносит добро и благополучие. Поэтому предки могут рассматриваться и как злые, и как добрые силы. Когда они вершат правосудие, это не считается злом, их цель — помочь сохранить традиционные отношения.
Поэтому, когда предок причиняет зло одному из жителей деревни, это воспринимается как форма законного наказания за то, что этот человек или группа людей не выполнили своего долга. У зулу существуют разные категории предков. Их общество патрилинейно — власть переходит от отца к сыну.
Самыми важными для деревни являются предки-мужчины, особенно предки вождя-жреца. Разумеется, столь же важны предки великих вождей прошлого, к которым по разным поводам обращаются за помощью и с хвалебными песнями. Считается, что предки обитают на земле или под землей.
Нередко они идентифицируются с землей. Но особенно тесно они связаны с двумя местами в деревне — умсамо и загоном для скота, где совершаются наиболее важные религиозные обряды. Предки внимательно следят за действиями своих потомков см.
Небо зулу называют «изулу». Свое происхождение они прослеживают со времен акта творения Небесного Бога, создавшего их предков. Небесный Бог, Инкоси Иезулу буквально «вождь неба» , имеет еще одно специальное имя — Умвелинканги, которое означает «тот, кто появился первым».
Его также называют «первым из близнецов». Вторым близнецом, вероятно, является земля. Бог Неба — мужчина и отец, земля — женщина и мать.
После смерти предки возвращаются к матери. Лишь при особых обстоятельствах человек может присоединиться к Умвелинканги. Считается, что Небесный Бог и земля родили четверых абанту людей.
Однако происхождение абанту сложно и запутанно. По одной версии, зулу верили, что амазулу «люди зулу» происходят от Небесного Бога, который через отверстие в небесном своде отправил на землю мужчину, все еще связанного с ним пуповиной, которая была перерезана с помощью тростника. По другой версии, человеческий род происходит от сломанного тростника.
Эти две версии, по всей вероятности, отражают две традиции, слившиеся в настоящее время, или, возможно, подчеркивают разницу между происхождением зулу и всех остальных людей, или, наконец, свидетельствуют о позднем происхождении мифа о создании первого человека Небесным Богом. Некоторые ученые считают, что он возник под влиянием христианских миссионеров. Интересно отметить, что сами зулу относят и Небесного Бога, и предков к инкоси.
В то же время предки — безусловно земные люди. Поэтому возможно, что версия Небесного Бога не является поздним добавлением, но издавна присутствовала в религиозной системе зулу, а роль Верховного Бога, высшего, но отдаленного божества, обитающего на небесах, была неверно понята и получила неправильную интерпретацию. С Небесным Богом ассоциировался ряд хвалебных имен1.
Хвалебные имена изибонго и связанная с ними в высшей степени стилизованная поэзия играют очень важную роль в жизни зулу. Все значительные персонажи зулусской истории имеют хвалебные имена, в торжественных случаях для них исполняются хвалебные песни. Известна транскрипция изибонго всех королей зулу, начиная с самого первого — Зулу.
Хвалебные поэмы и песни являются важным источником исторической информации, они, в частности, отражают отношение зулу к своим прошлым правителям. Как уже говорилось, непосредственное обращение к Небесному Богу используется редко, чаще всего обращаются к предкам. Небесный Бог — владыка грома и молнии, по его повелению возникают грозы и бури.
Если кого-то убивает молния, считается, что он или она призван к себе Умвелинканги. Эти люди не становятся предками. Их души находятся не под землей и не могут появляться в тех местах, где они присутствовали при жизни.
Поэтому они должны быть похоронены как можно ближе к тому месту, где их настигла смерть. О них больше не упоминают, говорят, что они теперь «с Небесным Богом». Траур по ним не соблюдается.
В то время как предки уходят под землю, люди, убитые молнией, отправляются на небо. Третьим видом силы, известной зулу, является знахарство. Оно не связано ни с предками, ни с Небесным Богом, но обладает своими собственными возможностями.
И Бог Неба, и предки, и знахарство могут приносить людям как добро, так и зло. Все они способны повлиять на сложившуюся ситуацию, нарушить привычный порядок вещей, изменить условия существования. Все три силы могут исцелять болезни, но именно знахарство по своей природе способно сохранять или восстанавливать здоровье, хотя его воздействие может быть искажено посредством колдовства.
Оно использует собственные возможности, а его амандла может быть увеличена посредством приобретения новых знаний. Сила зла вредоносна и разрушительна. Ее нельзя считать независимой, автономной силой, подобной Небесному Богу, предкам и знахарству, так как она использует ресурсы этих трех позитивных элементов религиозного мира зулу, которые поддерживают и сохраняют нормальные традиционные отношения.
В этом своем качестве она представляет постоянную серьезную угрозу социальному устройству. Тот, кто прибегает к силе зла, оказывает вредоносное воздействие на установившиеся объекты, действия и роли. Использование же колдовства происходит в темном мире зла, за пределами того, что считается добром, правом и установленным порядком.
Если чародей лишь незаконно использует амандла знахарства с дурными намерениями, то колдун или ведьма в разрушительных целях потрясают сами основы существующей системы, принося в мир смерть. Мы познакомились с исполнителями различных ритуальных ролей и с различными способами проявления сил в религиозном мире зулу. Теперь возникают следующие вопросы: как работает эта система?
Каково отношение тех, кто принимает на себя эти роли, к источникам силы? В обобщенном виде ответы на эти вопросы даны в диаграмме рис. Религиозная система зулу Взяты четыре треугольника, которые представляют четыре основные силы Небесный Бог, предки, знахарство и зло , и четыре группы ролей, которые мы обнаруживаем в религии зулу.
В случае Небесного Бога — это «небесный пастух» и умилостивитель, которые участвуют в ритуалах, призванных получить силу из этого источника. Что касается зла, то это чародей, колдун или ведьма, обладающие сведениями и имеющие намерение внести беспорядок в силы, в принципе исходящие из других источников, в разрушительных целях. Будут рассмотрены также функции различных религиозных ролей в повседневной жизни, особенно на ответственных стадиях их жизненного цикла.
Ритуалы, связанные со смертью вождя-жреца рассмотрим такую ситуацию: вождь-жрец одной из деревень зулу умирает в расцвете сил от неожиданной болезни. Как отвечает на подобное событие религиозная система зулу? Кто принимает в этом участие?
Если жители деревни продолжают придерживаться традиционных обычаев, они должны исполнить ряд ритуалов. Прежде всего тело умершего должно быть подготовлено к погребению. Затем тело заворачивают в шкуру быка или, если она отсутствует, в одеяло, помещают у одного из столбов, окружающих главную хижину, и прикрывают чем-нибудь, чтобы скрыть от глаз людей.
После этих предварительных приготовлений старший сын роет могилу неподалеку от главной хижины деревни. Погребение совершалось ночью. Последнее время это требование ритуала не всегда соблюдалось, за исключением случаев, касающихся особенно значительных лиц.
Реже погребение производилось по христианскому обряду, и тогда заупокойная служба проходила в дневное время. Тело помещали в могилу в таком положении, чтобы лицо было обращено в сторону хижины вождя. Они не должны были работать, им следовало оставаться спокойными и бездеятельными.
В продолжение всего периода траура не допускались интимные отношения с женщинами. Такое событие, как смерть, рассматривалось как время величайшей опасности для всех жителей деревни. Это означало, что каждый должен найти защиту от сил, явившихся причиной смерти.
Подобные ситуации жители деревни рассматривают как наказание, ниспосланное предками за невыполнение долга или нанесения им какой-то обиды; они также могут быть отнесены за счет чародейства или ведовства. Дело, однако, заключается в том, что, хотя подозрения относительно причин смерти уже возникают среди погруженных в траур жителей общины, никто точно не знает истины. На первый план теперь выходят два уже описанных нами персонажа — предсказатель и знахарь.
Задача предсказателя — установить причину преждевременной смерти, долг знахаря — найти соответствующие снадобья для защиты жителей деревни. Предсказать может выяснять это довольно долго, знахарь же должен действовать немедленно.
Так число зулусов увеличилось до четверти миллиона, а армия насчитывала 40 000 человек, их территория простиралась от Капской провинции до Танзании. Воины племени Зулу со щитом в одной руке и коротким копьем во второй. Все пошло наперекосяк после смерти Нанди — матери Чаки. По приказу вождя «нельзя было сажать зерно под страхом смертной казни в течение года, нельзя собирать молоко под страхом смерти в течение года, ни один мужчина не может спать с женщиной под страхом смерти в течение года».
Обезумевший король начал слепо выносить смертные приговоры, в том числе и своим самым близким людям. Чака Зулу был убит 22 сентября 1828 года своими единокровными братьями. Таким образом, фигура Чаки остается неоднозначной, ибо бросает вызов упрощенному изображению вождя Зулу как героического строителя нации и объединения народа с одной стороны, или страшного диктатора который покорил другие народы с другой. Быт и традиции племени зулусов Сейчас зулусы — это аграрный народ. Мужчины занимаются охотой и выпасом скота, а женщины обрабатывают землю. Крупный рогатый скот играет большую роль в их жизни.
Зулусы считаю, что бог Ункулункулу, помимо человека, также создал крупный рогатый скот в качестве подарка для них. По этой причине мясо крупного рогатого скота едят только в очень важных случаях. Их основная пища — молоко и продукты из него. Ритуальные маски Зулусов, которые участвуют в церемонии похорон. Так, одна маска представляет покойного, а другая духа, который провожает умершего.
Previously, under the apartheid regime, non-whites had limited voting rights. It is an opportunity for South Africans to reflect on their history, celebrate the achievements of their democracy, and look forward to the future. The day is marked by various events, including speeches by political leaders, rallies, concerts, cultural events and parades.
В 1879 году британские войска перешли границу и вторглись в Зулуленд. Несмотря на то что вначале зулусам удалось 22 января 1879 года разбить часть британского корпуса в битве при Исандлване , после поражения 4 июля в битве при Улунди они признали своё поражение. После поражения в войне зулусское королевство было разделено на 13 мелких вождеств, к правителю каждого из которых был приставлен британский «советник». Зулусская система военного набора была отменена. Король Кечвайо в 1882 году посетил Великобританию, где его тепло приняла королева Виктория. По возвращении в Зулуленд Кечвайо вступил в конфликт с Зибебу, одним из мелких королей, и потерпел поражение опять-таки при Улунди. В 1884 году Кечвайо скончался в Эшове. Динузулу и полная потеря независимости После смерти Кечвайо его сын Динузулу призвал на помощь против мятежников войска Трансвааля под командование Луиса Боты. В 1887 Зулуленд, формально оставаясь независимым, стал британским протекторатом , а в 1897 году был полностью присоединён к Наталю. В 1906 году зулусы под предводительством вождя клана зонди Бамбаты каМанкинза подняли восстание против британцев. В июле они потерпели тяжёлое поражение от соединённого корпуса британской армии и туземной полиции Наталя: погиб сам Бамбата и около 600 человек из его полуторатысячной армии; около 5 000 человек, симпатизировавших восставшим, были приговорены к штрафам или высылке. Динузулу также был обвинён в содействии восставшим и приговорён к 10 годам заключения на острове Святой Елены. В 1910 году Луис Бота стал стал премьер-министром Южно-Африканского Союза , и он добился того, чтобы Динузулу отбывал свой срок на ферме в Трансваале. Там Динузулу и умер в 1913 году. Сын Динузулу, Соломон каДинузулу никогда не был признан властями как король зулусов: официально он был лишь местным вождём, но имел большой авторитет среди других вождей, политиков, таких как Джон Лангалибалеле Дубе , и простого народа. Однако эта организация не играла большой роли в политике, пока в 1970-х годах е не возродил Мангосуту Бутелези, главным министром бантустана КваЗулу. В декабре 1951 года Киприан Бекузулу, сын Соломона, был провозглашён верховным вождём зулусов, однако реальная власть принадлежала южноафриканским чиновникам, управлявшим через местных марионеточных вождей.
13.5.3. Зулусы
Зулусы — африканский народ численностью около 10 млн человек. Зулусы Самоназвание: amaZulu Общая численность: 10,4 млн (2001, оценка[1]) Расселение: КваЗулу-Наталь: 7,6 млн Гаутенг: 1,9 млн Мпумаланга: 0,8 млн Свободное государство: 0,14 млн (2001, оценка[1]) Язык: Зулу, многие владеют английским, африкаанс. В субботу, 1 июля, премьер-министр народа Зулу, принц Мангосуту Бутелези, опубликовал пресс-релиз, в котором сообщил, что из-за болезни монарх попал в больницу в соседней с.
Беседа с зулусским шаманом
Фото: Reuters Зулусский воин принимает участие в традиционной церемонии в честь нового короля. Фото: Reuters Тысячи подданных посетили торжественную церемонию возведения на престол. Фото: Reuters.
Сблизившись с противником, зулусы стали крушить англичан копьями, парируя удары штыков своими щитами. Вскоре африканская трава стала мокрой от крови, 1500 английских солдат и офицеров оставшихся в лагере не пережили эту ночь.
Позже англичане, изрядно наглотавшись джина, сознавались в пьяных разговорах, что зулусы это не тот противник, которого можно презирать. Только после этого поражения колонизаторы умудрились узнать, что зулусы за отступление отряда казнили не только всех его бойцов, но их жен и детей. Каждое новое покоренное зулусами племя, объявлялось их братской семьей, которая отныне будет жить по древним зулуским законам, все мужчины «призывного» возраста призывались в армию. Постепенно к копьям-ассегаям, добавлялись огнестрельные ружья. Зулуская армия постоянно тренировалась, участвовала в учениях, и маневрах.
Оправившись от позора англичане так объясняли свое поражение от зулусов: «Британские солдаты на самом деле — стадные животные. Их обучают вести стрельбу по определенному стандарту; то есть в вертикальном положении, с неподвижными плечами и устойчивым положением тела, и только по приказу командира. Если солдата направят в заросли, несчастный человек настолько обмотан ремнями и нагружен патронными сумками и ранцами кафры всегда называли солдат вьючными волами , что он вряд ли сможет туда пролезть! В то время как его хитрый враг-кафр никогда не нагружает свое тело без нужды и доводит искусство перемещения в дебрях до совершенства».
Ей было уже не до новых грандиозных завоеваний, но запал остался. Зулусы безостановочно тренировались, устраивали учения и, подстегиваемые ура-патриотизмом, считали, что недалек тот час, когда им удастся прогнать европейцев и стать хозяевами всей Южной Африки. Крайне низкий технический уровень они сумели компенсировать дисциплиной и доблестью. Причина вторая. Экипировка и тактика британских солдат Кадр из фильма «Зулусы» 1964 , посвященного событиям той войны Обращаясь все к тому же Томасу Лукасу, который сам служил в Южной Африке незадолго до катастрофы при Изандлване, можно получить довольно нелестное определение британских войск, точнее, их боеспособности в африканском буше: «Британские солдаты на самом деле — стадные животные. Их обучают вести стрельбу по определенному стандарту; то есть в вертикальном положении, с неподвижными плечами и устойчивым положением тела, и только по приказу командира. Если солдата направят в заросли, несчастный человек настолько обмотан ремнями и нагружен патронными сумками и ранцами кафры всегда называли солдат вьючными волами , что он вряд ли сможет туда пролезть! В то время как его хитрый враг-кафр никогда не нагружает свое тело без нужды и доводит искусство перемещения в дебрях до совершенства». Вся экипировка зулуса состояла из щита, копья-ассегая, иногда пары метательных копий и крайне редко огнестрела. Они предпочитали двигаться налегке и умели пользоваться преимуществом буша. Тот факт, что британцы не заметили 20-тысячную армию, которая пару дней стояла прямо у них под носом, говорит о многом. Во время битвы при Изандлване огрехи экипировки проявились самым трагическим образом. После длительного перехода «вьючные волы» из пехоты были измотаны настолько, что не озаботились созданием элементарных защитных сооружений. Еще хуже дела обстояли с патронами: в одних только обозах у Изандлвана зулусы захватили их около 400 тысяч. Однако многим из британских солдат они не помогли — у некоторых из них были новые винтовки, к которым стандартизированные патроны из обоза попросту не подходили. Большинство же солдат в лагере пользовались винтовкой системы Мартини-Генри, с которой тоже не все было в порядке: «неожиданно» выяснилось, что на жаре она перегревается и стрелянные гильзы начинают застревать. Идя в штыковую из-за того, что заклинило винтовку или не нашлось подходящих патронов, солдаты 24-го пехотного наверняка проклинали некомпетентность командиров и весь этот проклятый, богом забытый буш. Военачальник оказался впечатлен, но когда его спросили, что его воины будут делать, если им придется сражаться с этими великолепно одетыми и отлично вооруженными стрелками, Мосиликатзе разразился сардоническим хохотом. Он ответил, что им просто нужно подождать, пока британцы зайдут в глухую местность, а затем внезапно броситься на них с обеих сторон, прикрывшись щитами и, невзирая на свои потери от первого залпа, колоть ассегаями каждого солдата, прежде чем тот сможет зарядить свое ружье во второй раз. Собственно говоря, нечто подобное и произошло в битве при Изандлване. Причина третья. Некомпетентность британских командующих Однако главная причина поражения при Изандлване — это ошибки руководства и, прежде всего лорда Челмсфорда, который был руководителем операции. Цвет 24-го пехотного полка погиб из-за невероятно завышенного мнения генерала о собственных возможностях и превосходстве над зулусами. Генерал Челмсфорд Предварительная разведка перед наступлением на территорию врага не проводилась вообще. По ходу перемещения войск она тоже была преотвратной и снова возвращаемся к тому, как британцы не заметили 20 тысяч врагов. Разбредшиеся отряды англичан занимались угоном скота и стычками с маленькими группами зулусов. Некоторых из них даже удалось взять в плен и допросить, и те сознались, что стекаются к некой общей армии, которая базируется в этих местах. Но даже этому британское руководство не придало значения. По поводу скота стоит объяснить отдельно: он был единственной валютой и главным мерилом социальной успешности у зулусов. Так что угон стад, которым занимались англичане, в целом оправдан как элемент психологической войны и давления на противника. Угнав большое количество скота, можно было рассчитывать на падение боевого духа зулусов и необдуманные поступки с их стороны.
Зулусы послали вперед небольшой отряд, который вступил в перестрелку с разведкой англичан, наступавших тремя далеко разнесенными колоннами. Те решили, что это авангард основных сил, и потому от центральной колонны отделилась основная группа из 2800 человек, включая большую часть кадровой пехоты. Эта группа пошла искать бой с основными силами зулусов, а небольшой отряд из 1300 человек 600 «красных мундиров» и две пушки оставили охранять неукрепленный лагерь в тылу. Как оказалось, африканцы выманили англичан и заставили их разделиться, а сами напали на лагерь, имея около 15-20 тыс. Битва Британцы верили в огневую мощь кадровой армии, вооруженной современными казнозарядными, скорострельными и дальнобойными винтовками. Набранное из туземцев ополчение также было обучено по европейскому образцу, но обучено очень плохо. Африканцы не понимали концепцию боя линейной пехоты с помощью огнестрельного оружия и считали ружье оружием трусов. Использовать традиционную тактику и вооружение им запретили. Огнестрельное оружие было от силы у нескольких десятков воинов и представлено устаревшими мушкетами прошлых веков. Тем не менее, зулусы были хорошо дисциплинированы, умели держать строй и являлись, по общему мнению, отважными воинами. Они наступали в традиционном боевом порядке «рога и грудь буйвола», который предназначен для охвата противника «рогами». С точки зрения британского командующего, подполковника Генри Пуллейна, на него надвигались лишь «грудь» и правый «рог», а левый запаздывал. Против наступающих он выслал всех кадровых британских пехотинцев с двумя батальонами туземцев, которые, после небольшого отступления, заняли оборонительный рубеж по высохшему руслу небольшой реки. В ходе неумелых маневров англичане потеряли ракетную батарею, оставшуюся без прикрытия. Ее захватили африканцы. Поначалу британский план работал — опытные кадровые солдаты с современными винтовками Пибоди-Мартини залп за залпом расстреливали наступавших зулусов при поддержке пары пушек.
Зулусы - Zulu people
Премьер-министр зулусов принц Мангосуту Бутелези умер в возрасте 95 лет. Сообщения о госпитализации короля зулусов в ЮАР Мисузулу КаЗвелитини не соответствуют действительности, заявил его официальный представитель. Народ зулусы, бывший некогда крупнейшей этнической группой, сейчас насчитывает всего 10 миллионов человек.
TimesLIVE: король зулусов Мисузулу каЗвелитини в больнице, монарха могли отравить
Мушкеты были, естественно, старых образцов, например, гладкоствольными "Brown Bess", к тому же качество пороха и пуль оставляло желать лучшего. Среди зулусов было очень немного хороших стрелков, а большинство из них едва умело целиться, поэтому даже захват при Исандлване 1000 современных британских винтовок не слишком усилил огневые возможности зулусского войска. Один из англичан рассказывал, что зулусы, видя, как европейцы при стрельбе на большие дистанции поднимают прицельную планку, решили, что это увеличивает мощность ружья и всегда стреляли с поднятыми планками. Как следствие, в решающем сражении при Улунди британцы, несмотря на то, что были построены плотным каре, потеряли от огня зулусов всего полтора десятка человек убитыми и до 80 ранеными. Обучение войск Во времена Шаки воинам запрещалось носить дротики или метать ассегаи — король требовал быстро атаковать сомкнутым строем и сходиться с противником врукопашную. Однажды Шака провёл эксперимент: разделив воинов на две части, он, кроме щитов, выдал воинам одной половины по несколько палок для метания, а бойцам другой половины по одной палке, изображавшей колющее копьё; затем король приказал воинам биться друг с другом, и воины с "копьями", бросившиеся в рукопашную схватку, быстро победили своих противников. Интересно, что точно таким же способом в "Киропедии" Ксенофонта Кир доказал своим воинам превосходство холодного оружия над метательными снарядами. Ассегай чаще всего использовался для нанесения ударов нижней хваткой — "…он обычно насмехался над воином, если тот держал ассегай верхней хваткой. Сам он всегда держал ассегай нижней хваткой наконечником вверх…, а не верхней хваткой. Зулу говорил, что ассегай нужно держать нижней хваткой…" О Зулу каНогандайа, известном воине Шаки дослужившемся до полковника при его брате и наследнике Дингейне. Начиная с 7 летнего возраста, зулус приобщался к древней традиции поединков на палках, которые велись "до первой крови на голове", после такого поединка соперники перевязывали друг другу раны, показывая, что не испытывают вражды друг к другу.
В более зрелом возрасте юношей учили военным танцам со щитом и копьём, которые были как групповыми, так и одиночными "боями с тенью", нередко подобные танцы заканчивались настоящими поединками на палках. После вступления в армию зулусский новобранец обучался основным навыкам обращения с ассегаем и боевым щитом, иногда устраивались учения, в которых один полк атаковал другой, и воины упражнялись в использовании щита и копья непосредственно в массовой схватке. Постоянные стычки между соперничавшими полками также служили для физической и психологической подготовки бойцов пользоваться ассегаями в таких драках было запрещено и воины вооружались щитами и палками. Как только вспыхивала драка, офицеры подбадривали своих солдат, отбивая ритм палками на щитах; бой продолжался до тех пор, пока офицеры не командовали "Довольно! Для поддержания дисциплины каждый зулусский офицер носил палку, которую, не раздумывая, пускал в ход, чтобы добиться повиновения. Тактика Излюбленным построением зулусов были "рога быка", состоявшие из 4 отрядов. Также в резерве часто оставались самые молодые, недавно сформированные полки, которых использовали только для преследования и сбора добычи.
Имеет двух жён и трёх сыновей. В своей инаугурационной речи монарх выступил против сексуального насилия в ЮАР страна имеет один из самых высоких в мире показателей изнасилований и сексуальных домогательств. Женщин нужно уважать и защищать. Мы, как мужчины, должны прилагать к этому больше усилий», — сказал зулусский король.
Ранее похожие симптомы испытал один из советников короля, который позднее скончался. При этом плохо почувствовал себя и сам король, который обратился за помощью в Эсватини - государство на границе ЮАР и Мозамбика. По словам монарха, в ЮАР он лечиться не захотел, поскольку его родители поступили так и впоследствии умерли.
В случае военной необходимости все полки немедленно мобилизовались. Ни один зулус, проходивший военную службу, не имел права жениться без позволения Шаки; Шака же обычно разрешал жениться только тем, кто достиг 30 лет. Таким образом воины максимально долгое время находились под контролем своих вождей и в конечном счёте верховного короля. Кроме того, Шака заменил традиционный способ ведения войны — бросание копий издалека — на ближний бой короткими ассегаями. Шака также впервые использовал тактику, получившую название «рога буйвола» izimpondo zankhomo. Вся армия разделялась на три части: «Рога» izimpondo , охватывавшие противника с фланга. В эти полки обычно ставили молодых, неопытных воинов. В «туловище» входили резервы и полки, предназначенные для добивания противника. В этих полках служили главным образом ветераны. Правление Дингаана Основная статья: Дингаан После убийства Шаки в 1828 году королём стал его сводный брат Дингаан , который его и убил. Дингаан ослабил весьма жёсткие требования Шаки относительно возраста вступления в брак и устройства армии. В правление Дингаана начались первые конфликты с бурами , достигшими Зулуленда в ходе Великого Трека. В 1838 году зулусский вождь убил в своём краале предводителя партии буров Пита Ретифа и 70 его невооружённых спутников. После этого зулусы напали на караван буров возле Блоукранса резня при Блоукрансе. Однако буры выбрали себе нового лидера — Андриса Преториуса — и 16 декабря 1838 нанесли зулусам сокрушительное поражение в битве при Блад-Ривер. Через четыре дня буры разрушили столицу зулусов Мгунгундлову. В 1840 году брат Дингаана Мпанде при поддержке буров сверг вождя и занял его места.
Африканские племена - Зулусы
С 6 мая 2009 года по 14 февраля 2018 занимал пост президента ЮАР. До настоящего времени существует титул «король зулусов», который с 1971 по 2021 гг. В ходе борьбы против апартеида король занимал в основном пассивную роль, что привело к превращению титула скорее в церемониальный, чем в должность, связанную с реальной властью. Зулусская музыка Как и в других африканских обществах, у зулусов музыка играет важную роль как средство выразить эмоции, недоступные словам. Для зулусской музыки важны не только ритм и мелодия, но и гармония, известная как isigubudu. Другие популярные жанры зулусской музыки — масканда и мбаканга. Зулусская музыка хорошо известна и за пределами ЮАР; свою роль в этом сыграли и белые музыканты, игравшие вместе с зулусами или исполнявшие песни зулусских композиторов. Среди таких белых музыкантов — Пол Саймон и южноафриканец Джонни Клегг. Как пример собственно зулусской группы, делающей музыкальные традиции своего народа известными по всему миру, можно назвать популярный ансамбль Ladysmith Black Mambazo. Выступив совместно с Полом Саймоном на его альбоме Graceland , они отправились в собственное мировое турне и получили две премии « Грэмми ». Язык Основная статья: Зулу Собственный язык зулусов — зулу , или isiZulu, язык семьи банту , принадлежащий к группе нгуни и близкий языкам коса и свати.
Зулу — самый распространённый язык в ЮАР. При этом многие зулусы также говорят на английском , португальском , сесото и других языках ЮАР.
При этом плохо почувствовал себя и сам король, который обратился за помощью в Эсватини - государство на границе ЮАР и Мозамбика. По словам монарха, в ЮАР он лечиться не захотел, поскольку его родители поступили так и впоследствии умерли. Отмечается, что его состояние стабильное.
Монарший престол зулусов освободился после смерти в марте 2021 года от последствий коронавируса короля Гудвилла Звелитини.
В королевской семье не было единого мнения о том, кто должен наследовать монарший титул. После длительных споров, часть из которых велась в суде ЮАР, большинство членов королевской семьи признали новым королем сына третьей жены Звелитини 48-летнего принц Мисузулу. В марте президент Южно-Африканской Республики Сирил Рамапоса от имени государства официально признал Мисузулу королем зулусов. Сейчас он занял престол, пройдя необходимое посвящение.
В начале ХХ века права темнокожего населения Южной Африки, в том числе зулусов, были резко ограничены. Англичане ввели запрет на межрасовые отношения между мужчинами и женщинами, ограничили доступ африканцев в белые кварталы. Абсолютное большинство темнокожих из-за введения имущественного ценза лишились избирательных прав.
Это дало возможность населению европейского происхождения привести к власти политиков-националистов и установить в 1948 году в Зулуленде режим апартеида. Большая часть зулусов была загнана в резервацию — бантустан Квазулу. Проживание, образование и здравоохранение в Зулуленде строились по принципу сегрегации. Белым и темнокожим нельзя было вместе находиться в транспорте, заведениях общественного питания и даже церквях. Популярная в 1970-е среди зулусов партия «Инката» выступала против апартеида, но занимала умеренную позицию и не поддерживала партизанские методы борьбы местных левых партий. Со временем некоторые зулусы вошли в состав Африканского национального конгресса. После падения режима апартеида они стали играть важную роль в политической жизни ЮАР.
Также по теме «Сломить волю к сопротивлению»: как британские колонизаторы уничтожили коренное население Тасмании 19 сентября 1803 года считается датой основания первого британского колониального поселения на острове Тасмания. Европейцы покорили... По его словам, на определённом этапе зулусы стали наиболее развитым сообществом в Южной Африке и их патриотический подъём сыграл важную роль в истории. Весь мир был удивлён тем, что британцам неожиданно оказали столь ожесточённое сопротивление. И это притом, что силы зулусов и британцев были абсолютно несоразмерны», — подчеркнул эксперт. По мнению профессора СПбГУ, доктора исторических наук Николая Добронравина, боевые качества зулусских воинов сильно впечатлили мировую общественность. Но так исторически сложилось, что именно они зулусы.
Зулусского короля проводила в последний путь толпа колоритного народа
Самое унизительное для британцев было то, что зулусы победили их благодаря тактике, маневрам и дисциплине, полностью переиграв офицеров Британской империи. 48-летнего короля зулусов Мисузулу КаЗвелитини экстренно доставили в больницу с подозрением на отравление. Прежний восьмой король народа зулу Гудвилл Звелитини скончался в марте 2021 года на 73-м году жизни после продолжительной болезни.