Новгородская резня-нападение опричников царя Ивана IV (Грозного) на Новгород в 1570 году. Вооруженное восстание в Москве, произошедшее в декабре, стало наиболее драматичным эпизодом революции, потрясшей страну. Последствие: Московское восстание 1547 года против правящей боярской группировки. Марксистский взгляд: Московское восстание 1547 года, антифеодальное восстание горожан в Русском гос-ве. Московское восстание.
Архів блогу
- Краткий курс истории. Хованщина | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
- Московское восстание
- 10 вопросов о Смутном времени
- Гудел, ревел большой пожар московский / История / Независимая газета
- Определите, что мешает получать пятёрки
Московское восстание 1547 года. Причины, события, итоги.
Распространению огня способствовала «сухая буря» с сильным ветром и молниями. Она закончилась ближе к вечеру, а ночью стали затухать и пожары. По оценкам историков за время пожара погибло около четырех тысяч человек, двадцать пять тысяч дворов и двести пятьдесят церквей было уничтожено огнем. События 22-25 июня 22 июня в столице не было никакой власти: царь с семьей находился в своей резиденции в селе Воробьево, а митрополит лечился от полученных в Успенском соборе ожогов в одном из ближних подмосковных монастырей. Только 23 июня Иван IV на один день приехал в Москву, посетил митрополита Макария, отдал приказ о раздаче «царского жалования» погорельцам, провел заседание Боярской думы и назначил «комиссию», члены которой бояре и князья Ф. Скопин-Шуйский , Ю. Темкин-Ростовский, И. Федоров, Г. Захарьин, Ф.
Нагой должны были разобраться в причинах пожара. Обещание «царского жалования» должно было способствовать снятию социального напряжения, но этого не произошло. Но народ искал виновных, и подозрения пали, не без помощи боярских «кликуш», на бабку царя, княгиню Анну Глинскую. Ее обвинили в колдовстве, поджоге города, а семью Глинских — в государственной измене обвинили в пособничестве крымском хану Сагиб-Гирею.
Это было довольно рискованно — выходить к бунтовщикам лично, но выбора у царя не было, так как в противном случае толпа грозилась убить его самого. Итоги и последствия Московского восстания 1547 По итогам московского восстания его зачинщики были арестованы и казнены Массовые погромы. Разграблению подверглась в основном недвижимость Глинских, уцелевшая во время пожара. Но, так как бунт носил спонтанный характер, нашлись и те, кто воспользовался им в качестве прикрытия для банального мародёрства. Падение Глинских. В итоге Московского восстания 1547 года они окончательно утратили власть и влияние, несмотря на то, что они приходились царю роднёй.
Была проложена дорога для абсолютизма.
Но царь проигнорировал благословение епископа, отказавшись припасть к кресту, а вместо этого разразился обвинениями: «Ты не пастырь, а волк и хищник, и губитель, и в руках у тебя не крест, а оружие, и ты, злочестивый, хочешь вместе со своими единомышленниками передать Великий Новгород польскому королю». Слова царя, по логике вещей, должны были стать сигналом для ареста Пимена.
Но дальше, согласно летописной «Повести о разгроме Великого Новгорода», которая служит главным источником о новгородских событиях, происходит нечто странное: Иоанн отправляется на торжественную литургию в Софийский собор, а служит литургию сам изменник! А затем свита Грозного отправляется вместе с Пименом в резиденцию архиепископа на трапезу… И только после трапезы Иоанн вторично обвиняет архиерея в измене, и того, наконец, арестовывают. Сценарий, честно говоря, парадоксален даже для такого «креативного директора», как государь Иван Васильевич.
Но в летописном сюжете упущено главное — признался ли Пимен в измене или нет? Подпись-то или ее подделка в «мятежной» грамоте стояла его… Из архиепископы в скоморохи Затем архиепископ был подвергнут весьма странному и очень унизительному обряду. Грозный якобы объявил, что Пимену подобает быть не епископом, а скоморохом, и потому ему следует жениться.
Супруга для несчастного архиерея у Ивана Васильевича была уже подготовлена: ей оказалась обычная кобыла! Царь распорядился, чтобы Пимена посадили на «невесту», в руки ему дали бубны с гуслями и отправили с напутствием влиться в ватагу скоморохов. Историки интерпретируют этот обряд, как кощунственное надругательство над саном архиепископа и над пасхальной символикой входа Господня в Иерусалим.
Обряд и в самом деле выглядит пошло — даже для Ивана Васильевича, который, как известно, был весьма силен в символизме. А здесь символика какая-то «дохлая». Грозный во всех своих представлениях всегда действовал в контексте русской традиции.
Однако обряда женитьбы на лошади и «проводов в скоморохи» в народном фольклоре мы не найдем. Зато схожие перформансы есть в западноевропейской карнавальной традиции, но едва ли Грозный мог быть здесь экспертом. Ясность наступает, когда мы узнаем имя человека, который засвидетельствовал этот «ритуал».
Немец Альберт Шлихтинг, который находился на службе в опричнине с очень мутным «штатным расписанием». Согласно его биографии им же составленной , весной 1570 года он «демобилизовался» и уехал в Речь Посполитую, а там уже, под сенью польских «русофилов», написал мемуары «Новости из Московии, сообщённые дворянином Альбертом Шлихтингом о жизни и тирании государя Ивана». Самое любопытное, что имени Альберта Шлихтинга в русских документах того времени не существует.
Грабежи сопровождались, согласно летописцам и «свидетелям» немецких «опричников» Штадена и Шлихтинга , небывалым террором.
Московское восстание 1547 года миниатюра лицевой летописный свод. Московское Восстания 1547 миниатюры. Цель Московского Восстания 1547 года. Московское восстание Иван 4. Пожар в Москве при Иване Грозном 1547. Боярское правление и реформы избранной рады.
Начало правления Ивана 4 реформы избранной рады презентация 7 класс. Мемы про Московское восстание. Образование избранной рады презентация. Иван Грозный и мятеж 1547. Соляной бунт 1648 Лидер Восстания. Алексей Михайлович Романов соляной бунт. Соляной бунт Алексей Тишайший.
Пожар в Москве 1547 г Иван Грозный. Пожар в 1547 году при Иване Грозном. Московское восстание 1547 картины. Московское восстание 1547 картинки. Пострижение Василия Шуйского. Пострижение Василия Шуйского в монахи. Василий Шуйский насильственное пострижение Василия Шуйского.
Причины Восстания 1547. Причины Московского Восстания в 1547 г. Восстание бояр в 1547 году. Московское восстание 1547 пожар. Московский бунт 1648. Московское восстание 1648. Московское воспитание1648.
Московское восстание картина. Пожар в Москве при Иване Грозном 1547 картина. Пожар в Москве картина 1547 Иван Грозный Плешанов. Московское восстание 1547 г в миниатюрах лицевой летописи. Восстание бояр 1547.
Восстание при иване 4
Московское восстание - фото сборник Пожаловаться Иван Грозный пожар в Москве 1547. Московское восстание 1547. Московское восстание 1547 года. Народные волнения в Москве при Иване Грозном. Лисснер восстание в Москве 1648. Соляной бунт в Москве 1648. Картина э. Соляной бунт Алексее Михайловиче Романове. Восстание Глинских 1547.
Восстание против бояр 1547. Бунт 1547 года в Москве. Московское восстание 1547 г.. Причины Московского Восстания 1547 года. Регентство Елены Глинской Московское восстание 1547. Причины Восстания 1547 года. Причины Восстания в Москве 1547 года. Факт о Московском восстании 1547 года.
Восстание в Москве 1547. Великий Московский пожар 1547 года. Пожар 1547 года в Москве. Сожжение Москвы 1611. Восстание в Москве 1547 итоги. Московское восстание 1547 Монарх. Пожар и восстание в Москве 1547. Московское восстание 1547 против Глинских.
Народное восстание в Москве 1547. Пожар в Москве 1547 года восстание против Глинских. Московское восстание 1547 фото. Московское восстание 1547 кратко. Земский собор 1549. Земский собор Иван 4. Земский собор 1547.
По ночам поляки нападали на прохожих, грабили и избивали их.
К заутрене не пускали не только мирян, но и священников. Но народ не пошел за вербой, так как по Москве распространился слух, что боярин Салтыков с поляками хотят напасть на патриарха и безоружных москвичей. По всем улицам и площадям стояли польские конные и пешие роты. Поляки-очевидцы вспоминали, что Салтыков говорил им: «Нынче был случай, и вы Москву не били, ну так они вас во вторник будут бить, и я этого ждать не буду, возьму жену и поеду к королю». Салтыков ожидал подхода ополчения Ляпунова ко вторнику и поэтому хотел превентивно расправиться с москвичами. Поляки стали готовиться к обороне — втаскивать пушки на башни в Кремле и Китай-городе, а тем временем в московские слободы тайно проникали ратники из ляпуновского ополчения, чтобы поддержать горожан в случае нападения поляков. Но утро вторника началось как обычно — в городе было тихо, купцы отперли лавки в Китай-городе и начали торговлю. В это время на рынке пан Николай Козаковский велел извозчикам идти помогать втаскивать пушки на башни.
Извозчики отказались, поднялся шум, раздались крики. В Кремле находилось несколько сот немецких наемников, перешедших к полякам при Клушине. Услышав шум, они решили, что началось восстание, выскочили на площадь и стали избивать москвичей. Их примеру последовали поляки, и началась резня безоружных людей. В тот день в Китай-городе было убито около 7000 человек. Князя Андрея Васильевича Голицына, сидевшего «под домашним арестом», убили охранявшие его поляки. В это время в Белом городе русские ударили в набат, забаррикадировали улицы всем, что попадало под руку — столами, скамьями, бревнами — и, укрывшись, стали стрелять в немцев и поляков. Из окон домов также стреляли, бросали камни и бревна.
Ратники из ополчения Ляпунова, проникшие в Москву, оказали существенную помощь горожанам. На Сретенке большой отряд москвичей собрал князь Пожарский. К нему присоединились пушкари из находившегося рядом Пушечного двора. Говорят, что пушки со двора доставил сам Андрей Чохов — знаменитый пушечных дел мастер. Пожарскому удалось загнать поляков в Китай-город и выстроить острожек укрепление у церкви Введения на Лубянке, который закрывал ляхам выход из ворот Китай-города. Поляки были загнаны в Кремль и Китай-город. Вокруг их каменных стен тесно стояли деревянные дома Белого и Земляного городов. Идея поджечь Москву, видимо, пришла в голову многим полякам, независимо друг от друга.
Как позже писал участник боя польский поручик Маскевич: «По тесноте улиц мы разделились на четыре или шесть отрядов; каждому из нас было жарко; мы не могли и не умели придумать, чем пособить себе в такой беде, как вдруг кто-то закричал: «Огня! Жги домы! Я уверен, что огонь был заколдован. Достали смолы, прядева, смоленой лучины — и сумели запалить дом, так же поступили и с другими, где кто мог. Наконец занялся пожар: ветер, дуя с нашей стороны, погнал пламя на русских и принудил их бежать из засад, а мы следовали за разливающимся пламенем, пока ночь не развела нас с неприятелем. Все наши отступили к Кремлю и Китай-городу». От себя добавлю, что Михаил Салтыков по собственной инициативе зажег свой дом в Белом городе. За изменника-отца ответил его сын Иван, сидевший в тюрьме в Новгороде.
Его допросили с пристрастием, а затем посадили на кол. Далее Маскевич писал: «В сей день, кроме битвы за деревянною стеною, не удалось никому из нас подраться с неприятелем: пламя охватило домы и, раздуваемое жестоким ветром, гнало русских, а мы потихоньку подвигались за ними, беспрестанно усиливая огонь, и только вечером возвратились в крепость Кремль.
Её центром продолжали оставаться Кремль с прилегающим к нему районом Китай-города. К концу столетия Москва значительно увеличилась: к ней были присоединены территории Земляного города и Белого города. Белый город включал такие районы, как Занеглименье то есть располагавшийся за рекой Неглинной , Кулишки и Кучково поле — современные территории Лубянской площади, Сретенки, Маросейки, Покровки и некоторых других улиц.
Земляной город проходил по линии современного Садового кольца: он существовал и раньше, но только в 1593 г. Белый город и Земляной город — это были крепостные стены столицы. Во второй половине XVI в. В эту эпоху была сооружена гигантская Царь-пушка — всемирно известный памятник русской артиллерии. В городе заработала первая русская типография, которая располагалась на Никольской улице.
Население столицы состояло из представителей разных сословий: в ней проживал царь, его приближенные, представители некоторых княжеских родов, боярство, духовенство, ремесленники, торговцы и простые холопы — слуги богатых господ. Всего в Москве проживали около 100 тысяч человек в наши дни примерно такую же цифру составляет число жителей района Хамовники. Знаменательным событием эпохи Ивана Грозного было учреждение Московского патриаршества. Первым русским патриархом был избран Иов. Это событие было неслучайным: Москва претендовала на главную роль в христианском мире и даже называлась современниками «третьим Римом» после классического Рима, павшего от рук варваров, и Константинополя — столицы прекратившего существования Византийского государства.
В Средневековье такие идеи были очень распространены, ведь считалось, что вся власть в государстве имеет божественное происхождение, и статус Москвы в подобном случае повышал её авторитет в глазах современников. Иван IV Грозный стремился к объединению всей власти в своих руках. Для этого он ожесточенно боролся с боярами и знатью и даже создал «государство в государстве» — Опричнину: опричники чинили всякий произвол и боролись с теми, кто выступал против власти царя. Для того, чтобы устранить любое неповиновение царь покинул столицу, обосновался в Александровской слободе современный город Александров в Подмосковье и начал требовать от знати полного подчинения. Ремезов А.
Александровская слобода На короткий период 1565-1581 гг. Москва фактически перестала быть столицей русского государства. Царь вернулся в город только в 1581 г. Иван Грозный снискал славу очень жестокого и страшного человека, поэтому его и прозвали «Грозным». Вторая половина XVI в.
В 1547 г. В 1571 г. Москвичам удалось отразить этот набег, но крымский хан успел поджечь город. Трагичные события не прошли даром для Москвы. К сожалению, многие постройки того времени не сохранились до наших дней во многом из-за многократных пожаров, ведь многие дома были сооружены из простого дерева , но мы можем почитать встретить их описания в воспоминаниях современников, увидеть их на древних схемах и рисунках.
В годы царствования Ивана Грозного и его сына Фёдора Москва превратилась в столицу не просто княжества, как было ранее, а крупнейшего на континенте Русского царства. Этот город являлся важнейшим культурным, религиозным и торговым центром. В Москве проживал сам царь, в ней происходили знаменитые Земские соборы, на которых принимались общегосударственные решения например, на нём был принят сборник законов «Судебник» и церковные собрания. Именно в столицу чаще всего приезжали иностранные гости, которые посещали знаменитые московские ярмарки и торжества. Большинство населения столицы было занято изготовлением различных предметов и торговлей.
Но из-за того, что в те времена не все продукты можно было купить в лавках, многие москвичи должны были сами заботиться о богатстве своего стола. Вот, что вспоминали о ней современники: «Почти все дома имеют при себе отдельные сады, как для пользования овощами, так и для удовольствия» то есть для отдыха — прим. Москвичи занимались не только садоводством, но и огородничеством. Некоторые из них держали свой скот. Горожане выращивали капусту ее часто солили на зиму , свеклу, репу, морковь, огурцы, лук, редис и чеснок — это были те овощные культуры, которые возделывались на этой территории столетиями.
А вот картофель и томаты появились на столе москвичей намного позже. Из садовых культур наиболее распространенными были яблоки, сливы, смородина, вишня и крыжовник. Фрукты и ягоды не всегда съедались сразу, а часто сушились на зиму, из них варили различные морсы, квасы или изготовляли сладкую пастилу. Мясо — довольно редкий гость на столе простого московского ремесленника. Но все же некоторым горожанам удавалось держать в своем скромном хозяйстве кур и гусей, а в летний период ловить рыбу в реках.
В Москве не было пригодных для хлебопашества территорий они и вовсе отсутствовали в черте города , поэтому муку для хлебобулочных изделий привозили из окрестных земель. Мука, которую использовали для выпекания хлеба, была различных видов: и ржаная, и ячменная, и овсяная. Москвичи умели готовить из неё вкусный хлеб, пирожки, калачи и расстегаи. Промышленность Ко второй половине XVI в. Но если ремёсла имели многовековую историю и древние традиции, то промышленное производство было относительно новым явлением.
Промышленность зависела от государственной казны, то есть была на службе у царя и его приближенных. В городе было несколько слобод, объединявших людей, близких по роду занятия: жители Новой Кузнецкой слободы занимались кузнечным производством, в Бронной слободе изготовлялись защитная амуниция и бронь, в Кадашёвской — деревянная утварь и т. Москва была знаменита оружейным производством и артиллерийским делом. В столице было налажено изготовление пушек, стрелкового и огнестрельного оружия. Производство оружия было связано с металлобработкой в особенности с производством железа и литейным делом.
В Монетном дворе на Неглинной улице отливались церковные колокола и пушки. Там же изготовлялись монеты из золота и серебра: рубли, денги так назывались серебряные монеты, которые чеканили в Москве, Новгороде и некоторых других городах; позже их вытеснили копейки и копейки. Конечно, промышленность периода правления Ивана Грозного была далека от современной: ещё не было крупных фабрик и заводов, а весь процесс производства был ручным или с привлечением самых простых механизмов. Тем не менее, в это время было налажено производство мебели, посуды, льняного масла, а также бумаги. Изготовление бумаги было особенно важным, так как с 1560-х гг.
В городе работали крупные предприятия — Оружейная палата, Пушечный двор и Суконный двор. Торговля и сфера услуг Во второй половине XVI в. Москва являлась крупнейшим торговым центром. В столице российского государства существовало множество торговых рядов, а главная торговая площадь располагалась на территории Китай-города. До наших дней сохранились некоторые сведения о тех товарах, которые можно было купить на московских рынках или как их еще называли «торгах» : здесь были и хлеб, и калачи, и рыба, и ветчина, и мёд, и квас, капуста, лук, чеснок и многое другое.
Московские торговцы предлагали покупателям сапоги, предметы одежды, сукно, мех. Словом, имея достаточно средств редкий человек уходил с торгов без покупок. Городской рынок был центром торгово-ремесленной деятельности всей столицы. К нему вели все магистральные улицы города: Никольская, Ильинка, Варварка… На этих улицах часто располагались лавочные помещения и дворы, в которых могли остановится приезжие гости. В Москве можно было купить не только местную продукцию, но и зарубежную например, персидские ковры или расписные шёлковые ткани.
О частых приездах иностранных гостей свидетельствовало наличие Английского двора в Китай-городе, который принадлежал английским купцам. Помимо англичан известны сведения о торговых связах московских купцов с армянами, турками и греками. Городские власти прилагали немалые усилия к тому, чтобы торговля в Москве была чётко организованной. Все ряды имели свои названия по названию той продукции, которую на них можно было купить : Тележный ряд, Коробейный ряд, Свечной ряд и многие другие. Нак онец, не все части города считались пригодными для ведения торговли: по старой традиции самые дорогие лавки находились на территории Китай-города, а самые дешёвые — в пригородах.
Финансы Во второй половине XVI века основными денежными средствами Русского царства распоряжался лично царь, в чьем ведении была государственная казна. Основными средствами поступления денег в казну были различного рода пошлины например, в Москве был отдельный налог на соль и выплаты в пользу «государева двора», которые ложились тяжёлым бременем на простых москвичей. Другим источником царского дохода являлись выплаты, которые он получал с собственного участка земли как помещик а это было не менее 36 дворов! Этот участок был населен «служилыми людьми» — армией и администрацией, подчинявшихся лично царю. Денежные средства царь тратил по своему усмотрению: нередко пренебрегая общественными интересами, он то и дело скупал предметы роскоши для своего двора.
Незадолго до начала царствования Ивана Грозного в Русском государстве была проведена денежная реформа. Её суть заключалась во введении стандарта чеканки московской монеты помимо Москвы свою монету чеканили в Новгороде. В столице существовал свой Монетный двор, но в Средние века изготовлением денег занимались и частные ремесленники: желающий мог принести мастеру слиток, а чеканщик принимался делать из него монету. Чаще всего монеты были из серебра или меди, а бумажных денег в то время еще не существовало. На московских рынках можно было видеть, как покупатели расплачивались алтынами, копейками и денгами так назывался один из видов монет.
На монетах был изображен всадник с саблей, который символизировал царя. Позднее это изображение начали связывать с образом Святого Георгия Победоносца. Деньги имели важное значение в экономике города: ими выплачивали зарплату, платили налоги, на них покупали еду и товары. Социальная структура и занятость Строительство собора Василия Блаженного. Миниатюра Лицевого летописного свода По оценкам современников, Москва во второй половине XVI века насчитывала более 40000 домов, в котором проживали около 100 тысяч человек.
Подавляющую часть населения города составляли торговцы и ремесленники их называли «чернью», «чёрными людьми» , наименьшую часть — крупное купечество, боярство и духовенство. В Москве также проживали служилые люди и холопы, которые составляли в большинстве своем боярскую челядь и выполняющие самую разную работу. Часть городского населения Москвы «посадские» люди, то есть те, кто проживал за пределами Кремля и Китай-города обладала особыми правами, так как участвовала в деятельности Земского собора. Верхушкой этого слоя населения являлись так называемые «гости», суконники и смольняны, освобожденные от посадского тягла специального сбора, который уплачивался всеми посадскими людьми , пользовались некоторыми привилегиями например, их судили не бояре, а казначеи , исполняли всякие «государевы службы» и участвовали в царских торжествах. Торгово-ремесленное население города объединялось в многочисленные слободы, принадлежавшие боярам или монастырям.
Некоторые слободы носили старинные названия, связанные со своей специализацией Гончарная, Бронная, Кожевники , другие — с теми городами, с которыми Москва имела торговые взаимоотношения Ржев, Новгород, Дмитров. Москва являлась средоточием политической и экономической жизни. Это был один из крупнейших городов не только Московского царства, но и всей Европы. Социальные конфликты Неврев Н. Москва являлась центром политической жизни всего государства.
Власть принадлежала царю, который иногда советовался с приближенными ему боярами и даже созывал Земские соборы для решения особо важных вопросов, но в целом управлял страной единолично. Общественные столкновения, которые возникали в годы правления Ивана IV Грозного, были связаны с его борьбой за право единоличной власти во всем государстве. Ему противостояли древние княжеские роды например, род Глинских и представители боярства. Подозрительный от природы, царь не хотел терпеть неповиновение и поэтому принял решение о создании так называемой «Опричнины» - специально выделенной земли, обслуживающей царские нужды а всю остальную землю называли «земщиной».
Тогда Иван, возвысив голос, сказал: «Народ! Ответствуй: прав ли суд мой? Да погибнут изменники! Ты служил неправедно его Царскому величеству и писал к Королю Сигизмунду, желая предать ему Новгород. Се первая вина твоя! Ударив его в другой - и в третий раз, Дьяк примолвил: «Ты же звал и Хана Крымского опустошать Россию: се твое третие злое дело!
Слышу наглые клеветы: не хочу более оправдываться, ибо земный судия не хочет внимать истине; но Судия Небесный видит мою невинность - и ты, о Государь!
Московское восстание (1547). Московское восстание (1547) Восстание 1547
Опричнина Ивана Грозного — кровавая политика борьбы с боярами | Diletant | Научные, публицистические, историософские труда о временах Ивана Грозного наполнены полемикой: нужна ли была та бойня, которая обрушилась на Московское государство в 60-х – 70-х годах XVI века? |
Московское восстание (1547) — Википедия с видео // WIKI 2 | Московское восстание 1584 г. носило сложный характер. |
Гудел, ревел большой пожар московский | В 1604 году в поход на Москву двинулся Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына царя Ивана IV Грозного. Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления власти Годунова. |
Ровно 340 лет назад в Москве начался стрелецкий бунт и короткая эпоха хованщины | Новости Новости. |
Народные движения в XVII в.
При Иване Грозном давняя вражда вспыхнула с новой силой. О Москве Ивана Грозного. В Новгороде, Пскове, а затем в Москве начались недовольства, назревали восстания. Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства.
МОСКО́ВСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1547
Юрий Дмитровский был арестован и убит в темнице. Андрей Старицкий был обвинен в измене и казнен. Правление Елены Глинской, как регентши Ивана 4, было достаточно продуктивным. Страна не утратила своего могущества и влияния на международной арене, а внутри страны была проведена важная реформа.
В 1535 году случилась денежная реформа, по которой чеканить монету мог только царь. Всего было 3 разновидности денег по номиналу: Копейка на ней был изображен всадник с копьем, отсюда и название. Деньга — равнялась 0,5 копейки.
Полушка — равнялась 0,25 копейки. В 1538 году Елене Глинская умирает. Что это была естественная смерть — наивно.
Молодая и здоровая женщина умирает в 30 лет! По всей видимости, ее отравили бояре, желавшие власти. В этом мнении сходится большинство историков, изучающих эпоху Ивана Грозного.
С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем. Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские.
Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог. Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух».
На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти.
Но в начале 1682 года среди 14-тысячного войска московских стрельцов стало зреть недовольство, поскольку командование все больше злоупотребляло властью, а денежное жалованье снизилось и задерживалось. Кризис власти 27 апреля 7 мая 1682 года скончался царь Федор Алексеевич. Сложившаяся ситуация привела к столкновению в борьбе за власть родственников первой и второй жен царя Алексея Михайловича — Милославских и Нарышкиных. Наследовать престол должен был следующий по старшинству сын царя Алексея от первого его брака — 16-летний Иоанн. Однако Нарышкиным удалось провозгласить царем 10-летнего Петра. Кризис правительственной власти обострился. Милославские воспользовались общим недовольством московских стрельцов которые после смерти Федора III по-разному своевольничали и пустили слух об убийстве царевича Иоанна, выдав стрельцам список «бояр-изменников», которому стрельцы поверили.
Князь Хованский вступает в игру Пустомеля или нет, но Иван Андреевич к моменту стрелецкого бунта был уже заслуженным человеком. Он воевал со шведами и поляками, защищал южные рубежи Русского государства от набегов крымских татар и турок, успел побывать руководителем нескольких приказов своего рода министерств , в том числе Стрелецкого и Судного. Стрельцы князя знали и он пользовался в их среде уважением. Так что не было ничего удивительного в том, что именно "Тараруя" Софья поставила во главе стрельцов. Она рассчитывала, что с его помощью сумеет установить контроль над мятежниками и сделать их своей надежной опорой. Не учла царевна только одного — амбиций князя. А может быть, и про них ей было известно, но она не придала этому должного значения. Очень скоро Хованский начал вести собственную игру. Собирался он захватить власть или же хотел добиться еще более высокого статуса от Софьи? Все же первый вариант представляется более реальным. В это время в Москве собралось много старообрядцев. Они активно проповедовали среди жителей города и в стрелецких полках возврат к старым обычаям.
Московское восстание. Смутное время в России восстание. Окончание смуты в России. Конец смутного времени в России. Московское восстание 1547г причины Восстания. Восстание в Москве 1547 итоги. Московское восстание 1547 картины. Восстание бояр в 1547 году. Восстание 1547 г и избранная рада. Восстание 1547 г в Москве. Московское восстание Иван 4. Иван Грозный пожар в Москве 1547. Московское восстание 1547 итоги. Московское восстание 1547 реформы избранной рады. Московское восстание 1547 Монарх. Земский собор 1549. Земский собор Иван 4. Земский собор 1547. Земский собор 1549 картина. Московское восстание 1547 против Глинских. Пожар в Москве 1547 года восстание против Глинских. Московское восстание 1547. Восстание против бояр 1547. Московский бунт 1547. Иван Грозный Московский пожар 1547. Великий Московский пожар 1547 года. Причины Восстания в Москве 1547. Восстание в Москве при Иване Грозном. Причины Восстания в Москве 1547 года.
Московское восстание.
Иван IV, прозванный впоследствии Грозным, появился на свет в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. события, произошедшие в Москве летом 1547 года. Московское восстание 1547 года изрядно напугало Ивана Грозного и повлияло на его дальнейшую политику.
Московское восстание 1547 года и его последствия для развития государства
Московское государство при Иване III. Когда же Иван Грозный скончался, то Годунов с 1585 по 1598 год руководил правительством. Московское восстание 1547 г. Восстание 1547 года Ивана Грозного. При Иване Грозном существовал такой кружок Адашева-Сильвестора, а людей которые были им близки, называли Близкой Думой малое количество людей и Боярская Дума большая группа людей.
27 мая 1606 года – в Москве началось восстание против польских интервентов
Между Россией и Польшей действовал мирный договор, да и Сигизмунду самому было чем заняться — он давил внутренние бунты. Но он, разобравшись с ними, все-таки вторгся в Россию в 1609 году. Благо нашелся повод — царь Василий Шуйский заключил союз со шведами для борьбы с Лжедмитрием II, а у Польши шла война со Швецией еще с 1600 года. В июле 1610 года в Москве был свергнут Василий Шуйский. Позже, в декабре, будет убит Лжедмитрий II. Власть в столице Руси возьмут бояре — начнется семибоярщина. Бояр будет интересовать только одно — как бы посадить на русский трон вменяемого царя.
Любого, лишь бы он сделал им «как раньше», вернув в страну стабильность. Хоть поляка, хоть шведа. Долгое время хорошим кандидатом считался… сын вторгшегося в Россию и осаждавшего Смоленск польского короля Сигизмунда Владислав. Семибоярщина активно проталкивала эту идею, рассылая гонцов по русским городам и уговаривая их присягнуть польскому отпрыску. Но Сигизмунд считал, что с Россией и так почти покончено и хотел сам править ею, как польский король. Если в случае с Владиславом бояре выговаривали себе определенную автономию, то Сигизмунд III хотел установить полный диктат.
Основными их причинами были закрепощение и угнетение крестьян, увеличение налогов, ограничение казачьих вольностей, произвол чиновников на местах, а также непрерывные войны, которые разоряли страну. Кроме крестьян, в восстаниях против власти стали принимать участие вооружённые люди — стрельцы и казаки, что приводило к ожесточённым столкновениям между сторонами и многочисленным жертвам. При этом многие прямые налоги заменялись на косвенные: налог стали включать в стоимость товара.
Соляной бунт вспыхнул из-за попытки правительства ввести дополнительный налог на соль, которую в то время использовали как основной природный консервант, чтобы увеличить срок хранения продуктов. Продовольствие подорожало в несколько раз. От нового соляного налога особенно пострадало городское сословие.
Введение непопулярного налога было связано с именем воспитателя царя, боярина Бориса Морозова, который фактически управлял государством в это время. На важные должностные посты он стремился поставить своих родственников. Один из них, глава Земского приказа Л.
Плещеев, был известен в народе как казнокрад и взяточник. В июне 1648 г. В ответ начался мощный народный бунт.
Чтобы успокоить восставших, напуганный Алексей Михайлович был вынужден выдать Плещеева и некоторых других бояр на растерзание толпе, а самого Бориса Морозова сослал в монастырь. Этот свод законов, принятый в 1649 г. Восстания в Новгороде и Пскове Соборное уложение упорядочило законодательство и судебную систему в России, однако не решило основные социальные проблемы в стране.
Бесправие городского населения и окончательное закрепощение крестьян вызывали рост напряжённости в обществе. Причинами восстаний в Пскове и Новгороде послужили злоупотребления чиновников и рост цен на хлеб, который по обязательствам Столбовского мира Алексей Михайлович в большом количестве отправлял в Швецию. В феврале 1650 г.
Городская беднота и стрельцы разгромили дворы местной знати, арестовали городскую власть и сформировали собственное правительство, которое возглавил торговец хлебом Гаврила Демидов. В середине марта 1650 г. Новгородцы, как и псковичи, разгромили дома зажиточных горожан и отстранили от власти действующего воеводу.
Чтобы подавить бунт в Новгороде, Алексей Михайлович отправил большой военный отряд во главе с князем И. Нерешительность защитников Новгорода позволила правительственным войскам легко овладеть городом. Восставший Псков оборонялся от царских войск в течение полугода, но в итоге тоже был вынужден сдаться.
Руководителей восстания арестовали и отправили в ссылку. Медный бунт В 1654 г. Чтобы пополнить казну, правительство во главе с царём Алексеем Михайловичем решило провести денежную реформу.
По реформе в России вместо мелких медных монет была введена более крупная монета, которую население охотно приняло, — серебряный рубль.
Освобождение Москвы от польских интервентов силами Второго Ополчения стало символом духовной стойкости и воинской славы русского народа. Самоотверженность, с которой вся Россия поднялась на борьбу с врагами Отечества, продемонстрировала всему миру силу русского духа и русского единства. В январе 1613 г. На нем присутствовали выборные от дворян, духовенства, посадских людей, казаков и, возможно даже, от черносошных крестьян. Участники собора поклялись не разъезжаться, пока не выберут на московский трон царя. Это было очевидной основой для восстановления органов центральной власти и объединения страны. Это было необходимо для окончания гражданской войны и изгнания иностранных захватчиков.
Кандидатура будущего монарха вызвала жаркие споры. Трудно было примирить симпатии бывших сторонников самозванцев с сподвижниками Василия Шуйского или окружением Семибоярщины или людьми Второго ополчения. Все «партии» с подозрением и недоверием смотрели друг на друга. До освобождения Москвы Дмитрий Пожарский вел переговоры с Швецией о приглашении на русский престол шведского принца. Возможно, это был тактический ход, позволивший воевать на один фронт. Так же может быть, что руководители Второго ополчения считали шведского принца лучшим кандидатом на престол, рассчитывая с его помощью вернуть России Новгород и получить помощь в борьбе с поляками. Но «царь» Владислав и его отец Сигизмунд III своей антирусской политикой скомпрометировали саму идею приглашения иностранного «нейтрального» королевича. Участники Земского собора отвели кандидатуры иностранных принцев, как и кандидатуру «царевича Ивана», сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек.
Наиболее приемлемой кандидатурой оказался Михаил Романов. Сам Михаил на тот момент ничего из себя не представлял. Считали, что это слабохарактерный и болезненный юноша, воспитанный деспотичной матерью в ссылке в Ипатьевском монастыре под Костромой. Но дело было не в его личных достоинствах или недостатках. Он был сыном Филарета Романова, чей авторитет мог примирить все «партии». Для тушинцев Филарет, бывший тушинским патриархом, был своим. Своим его считали и знатные боярские рода, ведь Филарет происходил из старинного московского боярства, не был «выскочкой» как Годуновы. Патриоты ополчений не забыли героическое поведение Филарета в качестве великого посла к Сигизмунду.
Филарет и во время проведения Земского Собора 1613 г. Наконец, духовенство видело в Филарете лучшего кандидата в патриархи. Все это вместе взятое делало сына Филарета приемлемым для всех. А то, что Михаил Романов неопытен, молод и требует опеки, даже нравилось боярам. В итоге в феврале 1613 г. Земский собор утвердил на царство Михаила. В 1613-1617 гг. По стране еще продолжали кочевать ватаги «воровских казаков».
Атаман Заруцкий не смирился с воцарением Михаила Романова. Он мечтал об избрании на московский трон «воренка». Заруцкий и его люди жили откровенным разбоем. В 1614 г. В 1615 г. Часть его людей, перешедших на сторону московских властей, записали в служилые люди. Внутреннюю смуту удалось преодолеть. Оставалась проблема интервентов.
В 1617 г. Россия вернула себе Новгород. Шведские принцы отказывались от претензий на московскую корону, признавали законным царем России Михаила. Однако Россия по Столбовскому миру целиком утратила выход к Балтийскому морю. Несмотря на тяжесть условий, Столбовский мир, скорее, был успехом российской дипломатии. Сил на войну со Швецией не было, особенно в свете постоянной угрозы со стороны Речи Посполитой. Возмужавший «царь Московии» Владислав готовился к походу. В 1618 г.
Иноземцы опять стояли у Арбатских ворот столицы. Дмитрию Пожарскому с казаками с трудом удалось их отогнать от Москвы. Но и силы Владислава были истощены. Надвигалась зима с ее лютыми в России морозами. Недалеко от Троице-Сергиева монастыря в селе Деулине в декабре 1618 г. Владислав покидал пределы России и обещал отпустить на родину русских пленных. Но королевич не отказывался от претензий на русский трон. После завершения Смуты страна была истощена.
Невозможно сосчитать, сколько людей погибло. Пашни зарастали лесом. Множество владельческих крестьян сбежали или, разорившись, сидели бобылями, не имевшими своего хозяйства и кормящимися случайной работой и милостью господина. Служилый человек беднел. Пустая казна не в силах была серьезно ему помочь. Обеднел и черносошный крестьянин, его грабили в Смуту и свои, и чужие. После 1613 г. Даже монастырское хозяйство, образец рачительности, и то находилось в затруднении.
Ремесло и торговля пришли в совершенный упадок. Понадобился не один десяток лет для преодоления последствий Смуты. Лаконичная надпись на нем гласит: «Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия в лето 1818». Тогда, в начале XIX в. Скульптор И. Мартос воплотил в бронзе идею Н.
Молодая и здоровая женщина умирает в 30 лет! По всей видимости, ее отравили бояре, желавшие власти.
В этом мнении сходится большинство историков, изучающих эпоху Ивана Грозного. С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем. Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские. Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог. Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух». На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти.
Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание. Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие. Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий.
Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти. В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом.
Восстание в 1547 в Москве
Что это была естественная смерть — наивно. Молодая и здоровая женщина умирает в 30 лет! По всей видимости, ее отравили бояре, желавшие власти. В этом мнении сходится большинство историков, изучающих эпоху Ивана Грозного. С 1538 году Русь переход под власть бояр, которые выступили в роли опекунов над малолетним царем.
Здесь важно понимать, что бояр интересовала личная нажива, а не страна и не малолетний царь. В1835-1547 это время жестокой резни за трон, где главными противоборствующими сторонами было 3 клана: Шуйские, Бельские, Глинские. Борьба за власть была кровопролитной, и все это происходило на глазах ребенка. Одновременно с этим шло полное разлагание основ государственности и безумное поедание бюджете: бояре, получив всю полноту власти в свои руки, и понимая, что это на 1013 лет, начали набивать свои карманы кто как только мог.
Наилучшим образом могут продемонстрировать то, что творилось на Руси того времени, 2 поговорки: «Казна не убогая вдова, ее не оберешь» и «Карман сух, так и судья глух». На Ивана 4 сильное впечатление произвели элементы боярской жестокости и вседозволенности, а также чувство собственной слабости и ограниченности власти. Конечно, когда молодой царь получил престол, то произошел разворот сознания на 180 градусов, и потом он уже пытался все доказать, что именно он главный человек в стране. Близких родственников также практически не было.
Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание. Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие.
Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит, Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.
В действительности Юрий Глинский был выдан боярами на расправу москвичам по требованию пришедших в кремль "чёрных людей". Эта мера - выдача восставшим на расправу наиболее ненавистного им лица из числа представителей власти - неизменно применяется в Москве во всех городских восстаниях XVI-XVII вв. В данном случае, выдавая Юрия Глинского на расправу "чёрным людям", бояре сразу достигали двойного эффекта : и отводили от крепостнического государства удар восставших городских низов и в то же время использовали восставшие массы в качестве орудия для устранения своих политических противников, какими являлись для Захарьиных и примыкавших к ним лиц Глинские. Размах восстания, однако, был очень велик. Выдача Юрия Глинского оказалась недостаточна для того, чтобы погасить народный гнев. Поэтому убийство Юрия Глинского послужило сигналом к массовой расправе московских "чёрных людей" с "людьми Глинских" как непосредственными проводниками политики "насильства и грабежа", а также к разгрому княжеского двора и захвату имущества Глинских 29. По свидетель- 27 См. Судя по тому, что уже 23 июня, то есть на следующий день после падения, Макарий присутствовал на заседании боярской думы, ушибы его не были тяжёлыми, и за пять дней, к воскресенью 26 июля, Макарий мог оправиться настолько, чтобы принять участие в "обедне", особенно учитывая исключительную остроту политической обстановки. Следует отметить, однако, что обстоятельства убийства Юрия Глинского, описываемые Иваном Грозным в его послании Курбскому, как будто говорят против участия Макария в богослужении в Успенском соборе 26 июня. По словам Ивана Грозного, "народ... Разрядка моя. Очевидно, упоминая о "митрополичьем месте", Иван Грозный не мог бы не сказать о Макарий, если бы митрополит находился в это время в Успенском соборе. Но если даже оставить открытым вопрос о личном участии Макария в "обедне" в Успенском соборе 26 июня, то общий характер и политическая цель церемонии от этого не меняются. По неясным причинам, "много же и детей боярских незнакомых побита из Северы, называючи их Глинского людми" 30. Реальное содержание рассказа "Царственной книги" о расправах восставших москвичей с людьми Глинских а также с детьми боярскими из Северских городов говорит с очевидностью, что Москва в этот момент превратилась в арену вооружённой борьбы между "чёрными людьми", с одной стороны, и многочисленным населением дворов князей Глинских к которым, повидимому, имели какое-то отношение и "дети боярские из Северы" - с другой. Из анализа рассказа "Царственной книги" о расправах москвичей с людьми Глинских также явствует, что Москва в эти дни фактически находилась во власти "чёрных людей" и правительство было бессильно подавить восстание. Этот момент, характеризующий положение в Москве после убийства Юрия Глинского, весьма важен. Без его учёта нельзя правильно понять такое событие, как поход московских "чёрных людей" в Воробьёво 29 июня. Поход москвичей в Воробьёво заслуживает не менее пристального внимания, чем события воскресенья 26 июня. До опубликования "Летописца" Никольского источниками сведений о походе 29 июня являлись рассказ о нём в "Царственной книге" да упоминание в послании Ивана Грозного Курбскому. Оба источника, однако, касаются похода в Воробьёво очень кратко и изображают его весьма тенденциозно. Рассказ "Царственной книги" гласит: "А после того убийства на третий день приходиша многие люди чернь скопом ко государю в Воробьёво, глаголюще нелепая, что будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила, и он бы их выдал им. Царь же и великий князь повеле тех людей имати и казнити; они же мнози разбегошася по иным градом, видяше свою вину, яко безумием своим сие сотвориша" 31. Иван Грозный изображает приход москвичей в Воробьёво как результат изменнических действий боярства: "Нам же тогда живущим во своем селе Воробьеве, и те изменники наустили были народ и нас убити за то, что будто мы князь Юрьеву матерь княжну Анну и брата его князя Михаила у собя хороним от них" 32. Совершенно иной характер носит рассказ "Летописца" Никольского: "В том же времени бысть смятение людем московским: поидоша многые люди черные к Воробьеву и с щиты и з сулицы, яко же к боеви обычаи имяху, по кличю палачя; князь же великый, того не ведая, узрев множество людей, удивися и ужасеся, и обыскав, яко по повелению приидоша, и не учини им в том опалы и положи ту опалу на повелевших кликати" 33. В отличие от "Царственной книги", ограничивающейся указанием на приход "черни" "скопом", и от послания Ивана Грозного, сводящего всё к действиям бояр-изменников, "Летописец" Никольского сообщает данные, проливающие свет на действительный характер похода "чёрных людей" в Воробьёво. Самое важное из сообщения "Летописца" Никольского то, что "чёрные люди" пришли в Воробьёво в полном походном снаряжении, вооружённые щитами и копьями сулицами , пришли "по повелению", причем были оповещены о "повелении" "по кличу палача". На этой последней детали рассказа "Летописца" Никольского следует остановиться особо. Прямое указание на это имеется в платёжной памяти, которую дал в 1659 г. Функция "бирича", очевидно, была в XVII в. Как отмечает Чичерин, "нанимать дьячка, палача и бирюча" являлось "повинностью земских людей" 35. Правда, ссылаясь на Уложение 1649 г. Уложение действительно особо выделяет "палачей на Москве", предписывая "в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками; а государево им жалованье давать из государевы казны, из разбойного приказу" 37 , в отличие от "городов", для которых Уложение сохраняет принцип: "палачей выбирать с посадов и с уездов с сох" 38. Но мне представляется, что такого рода выделение Москвы вряд ли имело место в XVI в. Гораздо вероятнее поэтому полагать, что в XVI в. В пользу такого предположения говорит и то, что Уложение 1649 г. Если теперь сопоставить рассказ "Летописца" Никольского о сборе московских "чёрных людей" "по кличу палача" с рассказом "Продолжения хронографа редакции 1512 г. Призыв к оружию московских "чёрных людей" явился выражением воли московского посада - воли, может быть, вновь сформулированной на вече 40. Какова была цель похода московских "чёрных людей" в Воробьёво? Материал источников чрезвычайно скуден и исчерпывается свидетельством "Царственной книги" подтверждающимся соответствующим заявлением Ивана Грозного в послании Курбскому , что москвичи пришли в Воробьёво потребовать от царя выдачи на расправу Анны и Михаила Глинских. Московские "чёрные люди" были убеждены, "будто государь хоронит у себя княгиню Анну и князя Михаила" 41. Нет оснований подвергать сомнению это свидетельство. Оно расценивает поход в Воробьёво как своего рода повторение похода "к двору государеву" в воскресенье 26 июня. Не обнаружив Ивана IV в его кремлёвском дворе и не получив в свои руки Глинских, "чёрные люди" снова пошли туда, где в это время находился царь. То, что "чёрные люди" двинулись в Воробьёво в полном боевом снаряжении, говорит об их решимости добиваться силой удовлетворения своих требований. Кроме того "чёрные люди" должны были предвидеть, что против них применят оружие. О происшедшем в Воробьёве источники дают две версии. Совершенно иная версия "Летописца" Никольского. Согласно ей, царь наложил свою опалу лишь "на повелевших кликати" 43. Достовернее, безусловно, рассказ "Летописца" Никольского. В рассказе "Царственной книги" бросаются в глаза его тенденциозный характер, стремление автора, с одной стороны, представить в наиболее выгодном свете действия царя, показать его смелость и решительность, а с другой, - изобразить панику среди "чёрных людей" после того, как прошёл приступ "безумия" и они увидали "свою вину". При этом рассказ "Царственной книги" исходит из того, что в Воробьёво пришла толпа "чернь скопом" , с которой, конечно, можно было бы более или менее легко справиться; что в распоряжении правительства имелись силы, способные одолеть "чернь". В действительности же в Воробьёво пришла не толпа, а вооружённое ополчение московских "чёрных людей", поэтому выполнить царский приказ в версии "Царственной книги" - "имати и казнити" москвичей - было делом сложным даже и в том случае, если бы у царя в Воробьёве были сосредоточены крупные силы. Но именно последнее представляется весьма сомнительным: при наличии у Ивана IV войска он, конечно, бросил бы его на подавление мятежа в Москве, чтобы не допустить разгрома "чёрными людьми" дворов и людей Глинских. Этого, как известно, сделано не было. Гораздо правдоподобнее описывает поход "чёрных людей" в Воробьёво "Летописец" Никольского, подчёркивающий момент неожиданности для царя прихода "чёрных людей" "князь же великий того не ведая" и отмечающий страх и растерянность "удивися и ужасеся" царя в связи, с приходом в Воробьёво "множества людей". Такая обстановка исключала для царя возможность отдать приказ, о котором говорит "Царственная книга". Напротив, действия царя, по рассказу "Летописца" Никольского, вполне вытекали из обстоятельств момента. Как подчёркивает "Летописец" Никольского, царь "не поло- 39 Там же, глава 21, ст. Следует в этой связи обратить внимание на редакцию ст. Установив, что "в городех тюрьмы строити и целовальников и подъячих, и тюремных сторожей и палачей выбирати... Ибо нельзя допустить, чтобы в условиях бушевавшей в Москве борьбы "чёрных людей", нашедшей своё выражение в событиях 26 июня и последующих дней, бояре могли призывать ко всеобщему вооружению городских низов. Все эти данные, содержащиеся в рассказе "Летописца" Никольского, свидетельствуют о том, что Иван IV и его правительство, лишённые возможности подавить мятеж силой, вынуждены были применить тактику маневрирования, чтобы таким путём не допустить повторения в Воробьёве московских событий. Царь и бояре сумели легко доказать невозможность удовлетворения основного требования "чёрных людей" - выдачи Глинских, - так как ни Анны, ни Михаила Глинских в Воробьёве не было, что вместе с тем делало беспредметным приход москвичей в Воробьёве Единственное, чего, повидимому, удалось добиться "чёрным людям" в Воробьёве, - это обещания произвести "сыск" как можно заключить из выражения "Летописца" Никольского: "обыскав". Последнее, конечно, ни к чему не обязывало царя и ничего не давало восставшим. Так можно представить себе то, что происходило в Воробьёве во время прихода туда "чёрных людей".
Восстание в Москве — свержение Фёдора Годунова Убийство Фёдора и его матери Марии, его сестру Ксению, постригли в монахини; Династия Годуновых прекратила своё существование; Патриарха Иова увезли в один из дальних монастырей. Князь В. Голицын и князь Василий Мосальский — организаторы мятежа. Венчание Лжедмитрия I на царство Пожалование землями и деньгами служилых людей и польских наёмников, освобождение от зависимости ряда категорий крестьян и холопов; Возвращение из ссылки князей Бельских, Нагих, бояр Романовых, Головиных и других; Осложнение отношений с Польшей, перед которой Лжедмитрий I имел обязательства, но не спешил их выполнять. Игнатий 1605—1606 — рязанский митрополит, новый московский патриарх; П. Басманов — главный воевода самозванца. Заговор и убийство Лжедмитрия I Марину Мнишек и ее отца арестовали и выслали в Ярославль; Убийство Лжедмитрия I привело к началу нового политического кризиса в стране; Перебито множество поляков, прибывших на свадьбу Лжедмитрия I и Марии Мнишек. Василий Шуйский — организатор заговора. Избрание царём Василия IV Шуйского Попытка ограничения царской власти «крестоцеловальной записью»; Деградация центральной власти, окраины отказываются признавать легитимность нового царя; Начало нового этапа Смуты, восстание Ивана Болотникова и появление новых самозванцев. Князья Г. Шаховской и А. Телятевский — вдохновители мятежа; Воевода Ф. Пашков — возглавил поход на Москву, позднее переметнулся к Шуйскому; Дворяне И. Сумбулов и П.
Одной из важнейших причин недовольства москвичей Лжедмитрием было то, что и он, и его жена Марина Мнишек откровенно отказывались исполнять православные обряды. В частности, они отказались от причастия по православному обряду после своей свадьбы. После гибели Лжедмитрия и бегства Марины Мнишек, царем стал знатный московский боярин Василий Иванович Шуйский, который предпринял попытку поднять поколебавшийся авторитет власти с помощью Церкви. Иов напомнил «единодушное избрание Годунова в цари», живописал ослепление народа, гнусное умерщвление юного государя Федора Борисовича и матери его, царицы Марии, а также последовавшие за этим бедствия Отечества. Наконец, исчислив все ужасы, Иов объявил «народу разрешение и прощение» в надежде, что тот будет отныне верен и покается. Каялись в тот день и архиереи, и бояре.