Директор Музея Михаила Булгакова Петр Мансилья-Круз — об особенной атмосфере квартиры писателя, тайниках посетителей, скверном характере кота и о том, сложно ли привлекать в музей молодежь. Экскурсии в квартиру Булгакова в Москве 2024 с посещением дома-музея, мистических проулков, стоимость билета на ночные программы, расписание. Квартира №50 не просто «нехорошая квартира», Булгаков подбирает к этому жилищу немало звонких эпитетов, как "гнусная", "мерзкая".
Квартиру из нового фильма «Мастер и Маргарита» воссоздали в московском отеле
– Образ жизни Ахматовой, коммунальная квартира, говорили об ее безразличии к тому, как обустроен быт, главное – интеллектуальная и духовная жизнь. А Булгаков достоинство и достаток соединял вместе. История знаменитого дома, в котором сейчас размещен музей Михаила Булгакова. Какими тайнами окутана «нехорошая квартира». Наша хорошая квартира находится под той самой нехорошей квартирой №50, в которой жил Михаил Булгаков.
Жители Челябинской области отправились по загадочным локациям романа Булгакова
- Квартира, где рукописи не горят
- Последние новости
- Нехорошая квартира — Википедия
- Тайны «нехорошей квартиры». Директор музея Булгакова - о мистике и кодах | АиФ Калининград
10 булгаковских адресов в Москве
Каждая их них олицетворяет одну из сторон многогранной личности писателя и даёт почувствовать посетителям дух той эпохи. Атмосфера этих помещений пронизана тонкой нитью мистики, прикрыта едва прозрачной шалью таинственности и возможно неспроста... Есть свидетельства случайных очевидцев, что иногда безлунными ночами из окон квартиры Булгакова доносятся звуки пианино, а некоторым доводилось даже наблюдать странные отсветы, проскальзывающие по стёклам окон, с внутренней стороны. И это при том, что по ночам в квартире-музее нет ни единой живой души. Именно в этой квартире писались страницы «Мастера и Маргариты». Нельзя с уверенностью сказать, обитают ли в этом помещении сверхъестественные силы, но мысли, чувства и переживания Булгакова явно остались здесь навсегда.
Впрочем, так интереснее. Прообразом "нехорошей квартиры" стала коммуналка, в которой жил сам Булгаков, когда только переехал в Москву осенью 1921 года. Точнее, по выражению самого писателя, "застрял" почти на три года. Советский быт большой коммунальной квартиры был невыносимым: отсутствие отопления, шумные пьяные соседи, варившие самогон, проблемы с водой и светом, плесень и грязь в общей кухне. В дневнике Михаил Булгаков называл свое жилище «гнусной комнатой гнусного дома». Вот тебе и квартирный вопрос, постоянно всплывающий на страницах романа. Атмосферу советской коммуналки воссоздали на кухне музея-квартиры. Некоторые экспонаты - личные вещи писателя. Остальные дополняют быт той эпохи, когда Булгаков только переехал в столицу. В этой комнате музея "обустроили" рабочий кабинет Булгакова. Стены покрасили в его любимый синий цвет, у окна своё место занял старинный секретер. За ним писатель работал над романом "Мастер и Маргарита", правда, это было уже в собственной квартире.
Двухкомнатный номер наполнен мебелью, стилизованной под 30-е годы XX века. В нем оборудована спальня и гостиная зона. Сам интерьер выдержан в темных тонах. Среди отсылок к роману можно найти: трость Воланда, платье для Маргариты, печатную машинку писателя, крем Азазелло, предназначенный для Маргариты. Шкаф номера заполнен вещами — артефактами со съемок фильма, среди которых: платья из сцены в театре Варьете, костюмы Коровьева, Воланда, Мастера и Маргариты.
Возникает водная стадия. Как будто полведра воды вдруг выливается на голову. Потом часто - не всегда, но часто — возникает так называемая огненная стадия: начинают загораться предметы, вещи, одежда загорается прямо на людях", — рассказывает исследователь. Записки и странные совпадения Научного объяснения этим чудесам в решете Фефелев и его команда почти за 40 лет так и не нашли. Зато вычислили некие закономерности. Якобы чаще всего полтергейсты проявляются в зданиях, которые построены на геологических разломах. Выборка квартир и жильцов — абсолютно случайная, но в большинстве случаев номера делятся на 11. Виктор лишь разводит руками: сам не понимает, откуда у призраков любовь именно к этой цифре. А еще "потусторонние жители Сибири" очень любят писать записки. У исследователя их накопилась целая коллекция. А это логотип, представляющий собой очки круглые, и над ними — просто кудри. Он появлялся в десятках мест в самой квартире и других домах Томска". На этот счет у Виктора есть своя гипотеза. Вот если, допустим, в Москве население 10 миллионов, это значит, что там за год произошло в разных частях Москвы 10 полтергейстов. Главная цель полтергейста — это создать суперстресс для человека. А зачем нужен стресс? Мы так предполагаем, стресс нужен для того, чтобы человек проявил все свои скрытые качества", — поделился Виктор Фефелев. Якобы, если наладить контакт с неспокойным соседом, он может рассказать судьбу человека и объяснить многие явления, которые обычные люди считают удивительными. И это не единственные таланты "полтергейста". Там было написана судьба высокопоставленного чиновника, приговоренного позже к 12 годам заключения за должностные преступления. Но мог ли знать об этом заранее "полтергейст"?
Что хорошего в «нехорошей квартире»: интервью с директором Музея Михаила Булгакова
В романе "Мастер и Маргарита" герои жили по адресу Большая Садовая, 302-бис. Но дома с таким номером никогда не существовало. Есть версия, что писатель зашифровал свой реальный адрес. Если сложить цифры и умножить их на 2, получится 10. Легенды об этом месте рассказывают до сих пор. То жильцы просыпаются от странного скрипа или от шагов в пустой квартире, либо отключённая сигнализация вдруг начинает работать. А когда прокладывали теплотрассу во дворе, из земли извлекли голову, туловища же не было. Наталья Склярова, исполнительный директор музея-театра "Булгаковский дом": — Директор-создатель музея "Булгаковский дом" хотел сделать экспозицию в виде трамвая, но не хватало рельсов и головы. Проходит буквально две недели, и при ремонтных работах нашли сначала рельсу, а во второй день — голову.
Сначала думали, что она настоящая, но оказалось — чугунная. Михаил Афанасьевич Булгаков нам помогает.
Под видом "музея" орудует сатанинская тоталитарная секта... Просим выселить... Зато следующий - назовем его "иск о диванах" - выиграл. Дело в том, что культурный центр в 2004 году на основании решения районной комиссии по борьбе с терроризмом занял помещение, где ранее размещался Фонд спасения правда, по информации компании "Ликом-центр", занимавшейся расселением коммуналок в доме, размещался незаконно.
Как рассказывал Морозов "Известиям" в 2004 году, в процессе этого пропали ценные вещи инженерная документация на дом, старинный патефон с набором пластинок, реквизит детского театра... За пять лет список вещей заметно разросся - теперь он включает в себя 107 пунктов "холодильник ЗИЛ - 1000 руб. Суд присудил взыскать с культурного центра 6 млн руб. А что еще? Обвинения абсурдные, и я не понимаю, почему суд их удовлетворил, - уверен Николай Голубев. Александр Морозов интервью никому не дает - зато каждое воскресенье приходит во двор с крестным ходом и предает своих недругов анафеме...
Так повелось еще с тех пор, когда подъезд жил круглосуточной жизнью. Ближе к полуночи на лестнице начиналось столпотворение - у юных булгакофилов было поверье, что если прийти к "нехорошей квартире" ровно в 12 и поцеловаться, то будет им большая и чистая любовь, как у Мастера и Маргариты. Тот, кто хотел детализировать нюансы, писал записки и заталкивал в дверь или в щели между рамами. Когда подъезд окультурили, целоваться стало неловко - прямо напротив на стенке появилась камера видеонаблюдения. Поэтому пульт управления чудесами переместился в культурный центр - причем без всяких усилий со стороны организаторов. Просто через несколько дней после открытия уборщица начала приносить груды записок вроде "Хочу выйти замуж за Петю", вытащенных из всех щелей.
Что оставалось делать? Поставили фанерный ящик с надписью "Почта любви" - заявки на чудо теперь можно бросать туда. Раз в год все накопившиеся записки привязывают к воздушным шарикам и отпускают в небо. Чудо - вещь упрямая: если его так ждут, оно обязательно случится. Вопрос - когда. Так что желайте конкретнее, пожалуйста...
Для особо требовательных предусмотрен неформальный способ донести до провидения в лице Булгакова свою жажду любви: в туалете культурного центра оставлена оклеенная обоями стена, где можно обнаружить тексты "Хочу выйти замуж по любви" и даже "Люблю тебя, Дашенька. Твоя Саша". Кстати, как выяснилось, Булгаков помогает не только от любовного томления - у его гипсового памятника уже дважды отламывали кисть руки: прошел слух, что если поздороваться с писателем за руку, то будет удача... Доходный дом купца Пигита Дом N 10, яркий образец венского модерна, появился на Большой Садовой улице в Москве в 1903 году. Построен архитекторами А. Милковым и Э.
Юдицким по заказу купца и промышленника Ильи Пигита. Владелец фабрики "Дукат" Пигит собирался разместить в здании фабричные корпуса. Однако власти запретили устраивать промзону рядом с церковью Св.
Инсталляция-образ коммунальных квартир 20-30 годов XX века с загроможденностью, теснотой и разношерстностью предметов. Дань памяти периоду, когда в киевском доме центром притяжения семьи была гостиная. Специалисты по крупицам собрали антикварную мебель, включая пианино с партитурой оперы «Фауст».
Белый зал. Предназначен для временных выставок и просветительских встреч. Здесь сохранилась электропроводка тех времен. Типичный для коммуналок. Его колоритное описание можно найти в романе «Мастер и Маргарита». А сегодня из раритетов в прихожей выставлены стойка для зонтов и тростей Елены и Михаила Булгаковых и круглый столик с перламутром.
Он запечатлен на сохранившейся фотографии квартиры в Нащокинском переулке. Обратите внимание на овальные окна в стиле модерн. Из экономии электричества использовались для дневного света в ватерклозетах. Выставочный зал.
Суд присудил взыскать с культурного центра 6 млн руб. А что еще? Обвинения абсурдные, и я не понимаю, почему суд их удовлетворил, - уверен Николай Голубев. Александр Морозов интервью никому не дает - зато каждое воскресенье приходит во двор с крестным ходом и предает своих недругов анафеме...
Так повелось еще с тех пор, когда подъезд жил круглосуточной жизнью. Ближе к полуночи на лестнице начиналось столпотворение - у юных булгакофилов было поверье, что если прийти к "нехорошей квартире" ровно в 12 и поцеловаться, то будет им большая и чистая любовь, как у Мастера и Маргариты. Тот, кто хотел детализировать нюансы, писал записки и заталкивал в дверь или в щели между рамами. Когда подъезд окультурили, целоваться стало неловко - прямо напротив на стенке появилась камера видеонаблюдения. Поэтому пульт управления чудесами переместился в культурный центр - причем без всяких усилий со стороны организаторов. Просто через несколько дней после открытия уборщица начала приносить груды записок вроде "Хочу выйти замуж за Петю", вытащенных из всех щелей. Что оставалось делать? Поставили фанерный ящик с надписью "Почта любви" - заявки на чудо теперь можно бросать туда.
Раз в год все накопившиеся записки привязывают к воздушным шарикам и отпускают в небо. Чудо - вещь упрямая: если его так ждут, оно обязательно случится. Вопрос - когда. Так что желайте конкретнее, пожалуйста... Для особо требовательных предусмотрен неформальный способ донести до провидения в лице Булгакова свою жажду любви: в туалете культурного центра оставлена оклеенная обоями стена, где можно обнаружить тексты "Хочу выйти замуж по любви" и даже "Люблю тебя, Дашенька. Твоя Саша". Кстати, как выяснилось, Булгаков помогает не только от любовного томления - у его гипсового памятника уже дважды отламывали кисть руки: прошел слух, что если поздороваться с писателем за руку, то будет удача... Доходный дом купца Пигита Дом N 10, яркий образец венского модерна, появился на Большой Садовой улице в Москве в 1903 году.
Построен архитекторами А. Милковым и Э. Юдицким по заказу купца и промышленника Ильи Пигита. Владелец фабрики "Дукат" Пигит собирался разместить в здании фабричные корпуса. Однако власти запретили устраивать промзону рядом с церковью Св. Ермолая находилась между домом N 8 и Малой Бронной, снесена в 1930-е гг. Дом достраивали как доходный. Сам хозяин дома Илья Пигит поселился в квартире N 5 в 1917 году его родственница Анна Пигит приютила здесь вернувшуюся после каторги анархистку Фанни Каплан.
В здании жила творческая и научная интеллигенция: адвокаты, врачи, актеры, художники. В верхнем этаже в начале XX века находилась мастерская Жоржа Якулова - художника-авангардиста и популярного декоратора, этажом ниже жил Петр Кончаловский, один из основателей общества "Бубновый валет". В квартире N 20 жила оперная певица Львова, мать поэта Вадима Шершеневича, - в ее квартире располагался склад изданий имажинистов, здесь часто бывали Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф.
Ночная экскурсия «Квартира №50 – квартира со странной репутацией»
В советское время оно стало одним из первых московских строений, где появились коммунальные квартиры. Здесь можно увидеть предметы интерьера, личные вещи писателя и его жен, иллюстрации к его произведениям. В электронной экспозиции представлены письма, черновики, фотографии Булгакова, отрывки из фильмов и спектаклей по его творчеству. Музей также устраивает автобусные экскурсии по булгаковским местам Москвы. Как Варьете Михаил Булгаков описал в своем произведении Московский мюзик-холл, он располагался на Большой Садовой улице, недалеко от дома писателя. К мюзик-холлу примыкал сад «Аквариум».
По свидетельствам некоторых очевидцев там и до сих пор происходят какие-то странные вещи. Например, некоторые жильцы этого дома по ночам слышат звуки, похожие на звуки пианино, учитывая тот факт, что в это время там никого не может быть.
И по сей день, некоторые люди считают, что все желания, загаданные в этой квартире, будут непременно услышаны высшими силами. Поэтому говорят, что загадывая желание нужно быть осторожней и более четко формулировать их. Многие люди, которые оставались на ночь в квартире Булгакова, отмечали, что с наступлением темноты квартира как будто «оживала». То есть они отмечали, что ни с того, ни с сего начинали скрипеть половицы так, как будто по ним кто - то ходит. Некоторые так же считают, что те сверхъестественные силы , обитающие в квартире, их охраняют и в обычной жизни. И для них совершенно не важно, какие именно это силы светлые или все-таки темные.
Писатель жил там с 1921 по 1924 годы, и считается, что именно это место стало прообразом квартиры, где в романе «Мастер и Маргарита» проходил «бал сатаны». Вся парадная исписана строчками из романа — посетители погружаются в атмосферу мистики даже не переступив порог.
Есть свидетельства случайных очевидцев, что иногда безлунными ночами из окон квартиры Булгакова доносятся звуки пианино, а некоторым доводилось даже наблюдать странные отсветы, проскальзывающие по стёклам окон, с внутренней стороны. И это при том, что по ночам в квартире-музее нет ни единой живой души. Именно в этой квартире писались страницы «Мастера и Маргариты». Нельзя с уверенностью сказать, обитают ли в этом помещении сверхъестественные силы, но мысли, чувства и переживания Булгакова явно остались здесь навсегда. Честно стырено с Интернета.
Мастера и Маргариту испортил квартирный вопрос: новая экспозиция посвящена семье Булгакова
Квартира Булгакова Не мое, Мистика, Интересные места, Нехорошая квартира, Дом Булгакова, Длиннопост. Именно в этой квартире Михаил Булгаков прожил четыре года со своей первой женой Татьяной Лаппа, когда приехал в Москву осенью 1921 года. Сервис для путешествий МТС Travel предоставил возможность забронировать номер класса «люкс» в гостинице «Марко Поло», стилизованный под квартиру из новой экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». История знаменитого дома, в котором сейчас размещен музей Михаила Булгакова. Какими тайнами окутана «нехорошая квартира».
Мистическая Москва Булгакова
Визит в нехорошую квартиру | В 1921-1924 годах здесь жил Булгаков и почти нет сомнений, что именно это помещение стало прообразом «нехорошей квартиры» № 50 из мистического романа «Мастер и Маргарита», где жил Воланд со своей демонической свитой и проходил «бал сатаны». |
«Нехорошая» квартира Булгакова | Директор Музея Михаила Булгакова Петр Мансилья-Круз — об особенной атмосфере квартиры писателя, тайниках посетителей, скверном характере кота и о том, сложно ли привлекать в музей молодежь. |
Квартира, где рукописи не горят | Когда Михаил Булгаков проснулся на киевской съемной квартире утром, то он долго не мог понять, приснился ему Гоголь или нет. |
Квартира Михаила Булгакова: мистика и обыденность быта гениального писателя (Россия)
Какие-то изменения происходят сами по себе. Два с половиной года назад, например, у нас появился интерактивный макет дома 10 и это теперь уже часть постоянной экспозиции. У посетителей теперь есть возможность зажигать, нажимая кнопки, свет в окнах макета и узнавать о том, что здесь происходило с начала XX века до наших дней. Макет появился благодаря проекту «Дом на Большой Садовой», в рамках которого мой коллега Дмитрий Опарин, кандидат исторических наук, научный сотрудник музея, занимался историями семей, живших в доме 10 на Большой Садовой. Помимо создания этого интерактивного макета, мы провели три выставки, запустили сайт и выпустили книжки. Есть и другие изменения.
За последние пять лет мы делали очень много временных выставок, проводили множество различных экспериментов, а сейчас, помимо обновления музея, которое происходит регулярно, работаем над созданием постоянной экспозиции в помещении на Большой Пироговской улице, недалеко от Новодевичьего монастыря, которое не так давно было передано музею и включает в себя мемориальную квартиру Булгакова. В отличие от того места, где мы с вами находимся, та квартира была целиком булгаковской, он жил там с семьей на протяжении шести с половиной лет — с 1927 по 1934 год. Современные музеи стараются быть более открытыми, доступными — В отличие от других музеев-квартир, здесь нет постоянных смотрителей. У вас из-за этого нет проблем? Почему вы выбрали такой рискованный путь?
У нас есть система безопасности, которая в достаточной мере обеспечивает сохранность находящихся здесь предметов. Не буду погружать вас в неинтересные подробности, но с этим у нас больших проблем нет. Современные музеи стараются быть более открытыми, доступными, и мы, насколько можем, стараемся двигаться в этом направлении. Но нет, на это жаловаться не приходится. Иногда в музей приходит тысяча человек в день, иногда три тысячи, и это невероятно много для бывшей коммунальной квартиры.
Мы стараемся думать об этом. Стараемся выстраивать маршруты, какую-то внутреннюю жизнь таким образом, чтобы всем посетителям хватало места. А что у вас происходит с книгами после того, как в них заканчиваются листы? А потом храним. Музеи — это вообще такое место, где все хранят.
Есть какие-то очень популярные, часто встречающиеся отзывы. Многим посетителям нравится встречать, особенно неожиданно, большого черного кота, который здесь прогуливается.
Мы стараемся думать об этом. Стараемся выстраивать маршруты, какую-то внутреннюю жизнь таким образом, чтобы всем посетителям хватало места. А что у вас происходит с книгами после того, как в них заканчиваются листы? А потом храним. Музеи — это вообще такое место, где все хранят.
Есть какие-то очень популярные, часто встречающиеся отзывы. Многим посетителям нравится встречать, особенно неожиданно, большого черного кота, который здесь прогуливается. Многие пишут об особенной атмосфере этой квартиры. Иногда встречается что-то забавное. Мы всегда друг другу пересказываем такое, конечно. Недавно мы приводили в порядок лестницу, которая ведет к нашей квартире. И обнаружили в щели тайник с огромным количеством белых скрученных бумажек с записками.
Мы их оттуда извлекли, долго сомневались, читать или нет. Потом все же пришли к выводу, что, наверное, это как-то связано с музеем, решились, открыли. Там, конечно, было много забавного и интересного. Правда, выяснилось, что более половины из них написаны одной рукой, то есть кто-то был настолько упорен, что много раз повторил свое пожелание. Действительно, у нас существует много форм взаимодействия посетителей с музеем, которые необычны для традиционных музеев. Это видно сразу по надписям на стенах. Кто-то приходит о чем-то попросить, о чем-то рассказать, с кем-то поговорить — иногда с Булгаковым, иногда с кем-то из его персонажей.
К некоторым проявлениям этой любви невозможно привыкнуть. А вы сами ее чувствуете или уже привыкли? Я, как и любой из сотрудников Музея Булгакова, которые остаются тут поздно вечером или даже ночью, чувствую, что здесь интересно, особенно в ночное время. Я не люблю разговоров о мистике, но, конечно, когда ты находишься в квартире, где столько историй и где сосредоточено столько смыслов, чего-то подобного избежать трудно.
Пианино умолкли, но граммофоны были живы и часто пели зловещими голосами.
Поперек гостиных протянулись веревки, а на них сырое белье. Примусы шипели по-змеиному, и днем, и ночью плыл по лестницам щиплющий чад. Из всех кронштейнов лампы исчезли, и наступал ежевечерне мрак. В нем спотыкались тени с узлом и тоскливо вскрикивали: — Мань, а Ма-ань! Где ж ты?
Черт те возьми! Это забавно. Дом, который Булгаков называл проклятым, появляется и в повести «Тайному другу» Герой вспоминает давно прошедшие времена, включая небольшой период времени проживания в коммунальной квартире: «Проснулся, всхлипывая, и долго дрожал в темноте, пока не понял, что я в Москве, в моей постылой комнате, что это ночь бормочет кругом, что это 23-й год. Хромая, еле ступая на больную ногу, я дотащился к лампе и зажег ее. Она осветила скудность и бледность моей жизни».
Дело шло легко ночью. Утром произошло объяснение с бабкой Семеновной. Опять у вас ночью светик горел? Всем накладно. Теперь не царский режим.
Их можно туда поселить, где интеллигенция, нам рабочим, эти писания не надобны. Надо будет на выселение вас подать. Если вы, Семеновна, еще раз начнете бить по голове Шурку и я услышу крик истязуемого ребенка, я подам на вас жалобу в народный суд, и вы будете сидеть месяца три, но мечта моя посадить вас на больший срок. Для того, чтобы писать по ночам, нужно иметь возможность существовать днем. Как я существовал в течение времени с 1921 г.
Во-первых, Вы не поверите, во-вторых, это к делу не относится. Но к 1923 году я возможность жить уже добыл».
Стоимость экскурсии в квартиру Булгакова в Москве Цена за группу до 5 человек — 3800 рублей. Заказ оформляется онлайн, при бронировании экскурсии можно внести предоплату либо оплатить полную стоимость при встрече с гидом. В доме, в котором ютился гений, жили работники типографии.
Художественный образ извлекался талантом Булгакова из окружавшей его в этой квартире реальности. Так, судьбоносную для Берлиоза Аннушку литератор списал с соседки. В 70-х годах дом стал центром московского андеграунда, сюда приходили Владимир Высоцкий, Алла Пугачева и ценители творчества Булгакова. С 2000-х в доме находятся два музея: частный «Булгаковский дом» с литературными программами и государственный мемориальный музей Булгакова, об экспозиции которого мы и поговорим. Музей-квартира Булгакова в доме на Большой Садовой Сегодня бывшая коммунальная квартира — это выставочная площадка с тематическими экспозициями, посвященными жизни и деятельности художника слова и ушедшей Москве.
В коллекции более 3000 уникальных вещей писателя, которые располагаются в следующих помещениях квартиры: Гардеробная. Главный экспонат здесь — личная вешалка Булгакова для верхней одежды. Дорожный саквояж отсылает нас к периоду, когда Булгаков работал земским врачом. Для врачей такие саквояжи служили аптечкой с лекарствами и инструментами. Синий кабинет.
Дом Булгакова. «Нехорошая квартира». История. Мистика
Обычная экскурсия в «нехорошей квартире» № 50 неожиданно превратится в путешествие между мирами. 15 марта 2023 года Музей М.А. Булгакова открывает новое пространство – Научно-просветительский центр. Корреспонденты побывали в квартире № 50, где сейчас расположился музей Михаила Булгакова. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10. Казалось бы вполне обычная квартира знаменитого писателя Булгакова, а столько непонятного и мистического ее окружает.