Первый космонавт избирался депутатом Верховного совета СССР VI и VII созывов (1962, 1966), был президентом Общества советско-кубинской дружбы. Лётчик-космонавт СССР, первым из землян побывавший в космосе, Герой Советского Союза.
«Юра, ты абсолютно нормальный человек»: почему первым космонавтом стал Гагарин
Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно.
Развит весьма гармонично. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности.
Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией.
Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Вершинина от 3 марта 1960 года, а 11 марта вместе с семьёй выехал к новому месту военной службы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
Тогда ещё было неизвестно, кто из них станет первым человеком в космосе. Космонавты отдыхали в стенах санатория перед большой задачей по обеспечению полёта человека в космос в течение 16 марта, а на следующий день вылетели на космодром «Байконур». Мемориальная доска на фасаде санатория «Волга» в п.
Приволжский, в котором пребывал 16-17 марта 1961 г. Гагарина незадолго до первого полёта человека в космос. Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени 06:07 UTC с космодрома Байконур.
Позывной Гагарина был «Кедр». Начальником стартовой команды «стреляющим» во время запуска был инженер-подполковник ракетных войск впоследствии генерал-майор А. Кириллов — он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера.
Его дублёром у второго перископа был Л. Воскресенский — заместитель главного конструктора С. Королёва по испытаниям.
На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Ему нравился вид Земли из космоса, так, он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова: Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них.
Красиво, красота! Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол.
Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль «Восток-1» завершил полёт и начал снижение к Земле. На высоте 7 км. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное.
Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет.
Гагарин У спускаемого аппарата космического корабля «Восток», на котором совершил свой полет Ю. Слева направо: Л. Воскресенский — заместитель С.
Королёва, председатель Саратовского облисполкома Данилов, конструктор ракетно-космической техники Д. Фото сделано 12 апреля 1961 года, примерно через час после посадки Ю. Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина.
Экипаж вертолёта Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в город Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату.
Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.
Конструктор Д. Козлов демонстрирует тубу космического питания «Мясное пюре» входившую в комплектацию корабля «Восток-1» доставившего первого космонавта мира Ю. Гагарина на орбиту Земли.
Фото В. Ерофеева На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства.
На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой. К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. Пока в кабинете генерала И.
Бровко, в котором был аппарат правительственной связи, обеспечивали связь с руководством страны, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели в самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в г. Было принято решение во избежание лишнего внимания произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка».
Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много людей включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина туда же прилетели С.
Королёв, дублёр Гагарина летчик-космонавт Г. Титов и другие. Гагарин выходит из самолета на заводском аэродроме в Куйбышеве.
Алабина Ю. Гагарин раздает автографы на даче обкома КПСС в г. Фото Ю.
Устинов предложил произвести космонавта сразу в майоры. Приказ о присвоении этого внеочередного звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о том, что он стал майором, только после посадки. Гагарин проходил послеполётную реабилитацию на даче обкома КПСС Куйбышевской области, которая стала своеобразной резиденцией для будущих космонавтов.
Гагарин гулял, проходил послеполётные медицинские обследования, играл в бильярд. Память о первом космонавте Земли увековечена и в г. Его фамилией названо бывшее Черновское шоссе ныне улица Юрия Гагарина.
В 1976 г. Герман Степанович Титов Г. Титов после своего полета в г.
В 1953 году окончил среднюю школу в селе Налобиха Алтайский край ; в 1955 году — 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС; в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище летчиков им. Краснознаменного сталинградского пролетариата в городе Новосибирске, получив диплом с отличием и квалификацию "военный летчик"; в 1968 году — Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Жуковского по специальности "Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним"; в 1972 году — Военную академию Генерального штаба.
В 1957-1960 годах Герман Титов служил в истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа. С 1960 года по 1970 год находился в отряде космонавтов. Получил позывной «Орел».
Был дублером первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина. Титов Г. Продолжительность полета составила одни сутки и один час.
Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток. В полете Титов дважды на 1-м и на 7-м витках управлял кораблем вручную, выполнял его ориентацию и стабилизацию.
В остальное время он был занят проверкой бортовых систем и фотосъемкой Земли и космоса фотокамерой. В начале 2-го витка Титов впервые провел киносъемку и продолжал ею заниматься в течение всего полета короткими сеансами. Он вел радиосвязь, ел и пил специально приготовленную пищу.
Так, например, его обед состоял из 150 г концентрата супа-пюре с хлебом, мясного и печеночного паштет в тубах, черносмородинового сока. Суточный полет Германа Титова позволил сделать главный вывод: человек может жить и работать в невесомости. На сегодняшний день Герман Титов является самым молодым космонавтом в мире — на момент полёта в космос ему было 25 лет.
Герман Степанович Титов несколько раз посещал Куйбышев. Первый визит состоялся 16 марта 1961 года в составе первого отряда космонавтов. На двух самолетах ИЛ-14 они вылетели с аэродрома Чкаловский на полигон «Байконур» с посадкой в аэропорту г.
Их разместили на суточный отдых в санатории МО «Волга». Космонавты сутки отдыхали в этом санатории — играли в бильярд, шахматы, гуляли в парке на берегу р. Волги, а 17 марта 1961 года хорошо позавтракали в столовой санатория и теми же самолетами вылетели на полигон «Байконур».
На полигоне они появились впервые. Там в это время проходила подготовка к запуску седьмого последнего беспилотного космического корабля «Восток» с манекеном и собакой «Звездочкой».
На тот момент правила требовали, чтобы пилот, претендовавший на мировой рекорд, приземлился внутри летательного аппарата. В 1971 году FAI пересмотрела свои требования, решив, что методика посадки в космонавтике может отличаться от авиационной. После полета В конце апреля 1961 года Юрий Гагарин отправился за рубеж с "миссией мира".
С мая 1961 года он работал в ЦПК командиром отряда космонавтов и старшим инструктором-космонавтом. В июне 1962 года ему досрочно было присвоено звание подполковника, а в ноябре 1963 года - полковника. С декабря 1963 года Гагарин был заместителем начальника ЦПК и одновременно начальником отдела по летно-космической подготовке. В марте 1964 года, сохраняя прежние должности, был вновь назначен старшим инструктором-космонавтом. С марта 1966 года был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке, старшим инструктором-космонавтом.
В сентябре 1965 года - апреле 1967 года Юрий Гагарин проходил подготовку к полету на первом пилотируемом корабле "Союз" в составе второго экипажа, был дублером Владимира Комарова. После гибели Комарова 24 апреля 1967 года при возвращении на "Союзе-1" кандидатура Гагарина больше не рассматривалась для дальнейших полетов в космос. В 1968 года добился разрешения о возобновлении летной практики в ВВС. Самолет упал вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы не установлена.
В 1975 году на месте гибели летчиков был открыт мемориал. Урны с прахом Гагарина и Серегина были захоронены 30 марта 1968 года у Кремлевской стены на Красной площади в Москве с воинскими почестями под залпы артиллерийского салюта. Звания, награды За осуществление полета в космос 14 апреля 1961 года Юрий Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза 1961 и награжден орденом Ленина 1961. Кроме того, первый космонавт планеты был отмечен многими иностранными почетными званиями и наградами. Помимо этого он был награжден золотой медалью им.
Был заслуженным мастером спорта по бегу 1961 , почетным членом Международной академии астронавтики 1966. Юрий Гагарин - почетный гражданин многих российских городов, в т.
На два года Юра стал старшим мужчиной в семье. Некоторые биографы связывают этот факт с рано проявившимися у него лидерскими качествами. Из-за войны он был "переростком" и учился с детьми на два года его младше.
Валентин и Зоя, оказавшиеся в немецком трудовом лагере, вернулись домой лишь после войны. Ярким воспоминанием детства для Гагарина остался эпизод еще до оккупации , когда он впервые увидел самолеты. Это были "Як" и "Лагг" с красными звездами на крыльях. Один из них подбили в воздушном бою. Летчику удалось катапультироваться.
Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом. Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда. Каждый ждал, что летчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолета, а утром улетели, "оставив о себе светлые воспоминания". Мечты об авиации Мечты об авиации исполнились не сразу. Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика.
Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955 году Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге. Минев В летном училище у Гагарина были высокие баллы по всем дисциплинам, однако ему никак не давалась техника посадки самолета. Из-за этого над курсантом Гагариным нависла угроза отчисления. Будущий космонавт был в отчаянии, но его судьбу решил инструктор Анатолий Колосов.
Он предположил, что из-за невысокого роста 165 см юноша не может хорошо видеть и "чувствовать" землю. В итоге Юрию положили на сиденье подушку, и он справился с заданием. И, кстати, окончил училище с отличием. Как Юрий Гагарин оказался в первом отряде космонавтов Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов. Главным критерием, помимо дисциплины и опыта, было физическое состояние.
Сначала предполагалось, что первым космонавтом станет специалист по космической медицине — ему проще будет фиксировать свое состояние в невесомости и описать его потом в отчетах. Среди подходящих профессий назывались и подводники — из-за того, что они испытывают нагрузки, схожие с теми, что предстояли человеку, отправляющемуся в космический полет. Но главный конструктор первого оборонного конструкторского бюро ОКБ-1 Сергей Павлович Королев решил остановиться на летчиках-истребителях. За несколько месяцев комиссия изучила дела более трех тысяч кандидатов, 20 из них в итоге вошли в Первый отряд космонавтов СССР. Через неделю Юрия вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования.
В начале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. Подготовка к полету в космос Из двадцати претендентов на место первого космонавта планеты отобрали шестерых. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность,ощущение коллектива. Любимое слово — "работать".
На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Сегодня у космонавтов-слушателей начались выпускные экзамены.
Я — председатель экзаменационной комиссии.
В эти дни у меня часто возникали вопросы: Кто из шестерки войдет в историю как первый человек, совершивший космический полет? Кто первым из них, возможно, поплатится жизнью за эту дерзкую попытку?
Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двух-трех достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества». Посмотрите на канале Роскосмос ТВ фильм о полёте Гагарина. Первая версия связана с «компактностью» Юрия.
До сих пор идут споры, каким же был рост первого космонавта. Согласно официальным источникам, рос Юрия Гагарина был 165 сантиметров. Однако другие источники утверждают, что его рост был гораздо ниже — 157 сантиметров.
Поэтому Сергей Королёв и выбрал для первого полёта одного из самых «лёгких» членов Первого отряда космонавтов. В частности, об одной из них мы узнали из дневника Николая Каманина. Николай Каманин рассказывал, что ближе к дате первого полёта в «шестёрке» все более-менее определились.
И в качестве лидеров были выбраны два главных претендента: Герман Титов и Юрий Гагарин. Оба были настолько хороши, что даже за неделю до старта руководство сомневалось, кого из них выбрать. По свидетельству Николая Каманина, в то время параллельно уже шла подготовка к следующему космическому полёту, который должен был продолжаться целые сутки.
Конечно, эта задача была намного сложнее, чем первый полёт, который должен был продлиться чуть меньше двух часов.
Навигация по записям
- «Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос // Статьи НТВ
- Кто из живых существ первым полетел в космос? Клуб почемучек
- Новости и события Российского исторического общества
- Юрий Гагарин
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
РИА Новости, 25.03.2024. Советский космонавт первым взлетел, первым вышел в открытый космос, да и первой женщиной-космонавтом была представительница СССР. Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач.
Сегодня отмечается Международный день полета человека в космос
Под его руководством были сформированы первые боевые расчеты полигона, проведены первые полигонные испытания МБР Р-7 и успешные запуски первых искусственных спутников Земли. Большинство военных испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетно-космическую технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр. В этот же день боевой расчет полигона совершил первый запуск ракеты Р-7, однако он оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. По техническим причинам неудачными стали попытки запуска 9 июня и 12 июля. После принятых мер по повышению надежности и тщательной подготовительной работы боевого расчета полигона 21 августа состоялся успешный запуск ракеты Р-7.
Испытания ракеты прошли успешно. Из соображений секретности в сообщении ТАСС местом старта ракеты был объявлен Байконур — ближайший к станции Тюратам населенный пункт, расположенный по трассе полета ракеты. Это был достойный ответ США. Страна получила средство доставки ядерного боезаряда до территории вероятного противника, который уже мог наносить удары по Советскому Союзу с военных баз, созданных вокруг СССР.
Учитывая положительные результаты испытаний изделия Р-7, С. Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты с целью выведения на орбиту искусственного спутника Земли ИСЗ. МБР Р-7 стала первой космической ракетой, прототипом ракет-носителей для осуществления программы пилотируемых космических полетов. На базе МБР Р-7 в дальнейшем было создано целое семейство советских ракет-носителей, получившего прозвище «семерка».
Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсин». Сентябрь 1959». Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома Байконур.
На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны. По результатам испытаний Государственная комиссия приняла решение осуществить запуск корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Выбор пал на Ю. Титов был назначен его дублером.
Основу отряда составляли военные летчики-истребители Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, П.
Попович, В. Быковский, В. Комаров, П. Беляев, А.
Леонов, Б. Волынов, Е. Хрунов, Г. Шонин, В.
Гагарина с личным составом боевого расчета. В ней приняли участие главный конструктор С. Представлял космонавтов первый начальник Центра подготовки космонавтов, видный специалист в области авиационной медицины полковник Е. Встреча показала искреннее стремление и готовность офицеров, специалистов боевого расчета и космонавтов успешно выполнить поставленную задачу.
Роль первого космонавта планеты досталась гражданину Советского Союза летчику-космонавту майору Юрию Алексеевичу Гагарину, который полностью выполнил программу полета. В комментариях газета «Правда» 12 апреля 1961 года подчеркивала историческое значение этого события: «Победу в освоении космоса мы считаем не только достижением нашего народа, но и всего человечества… Наши достижения и открытия мы ставим не на службу войне, а на службу миру и безопасности народов». С 1968 года по решению Международной авиационной федерации этот день ежегодно отмечается как Всемирный день авиации и космонавтики. В России День космонавтики был установлен в качестве памятной даты статьей 1.
На 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 7 апреля 2011 года по инициативе России было принято решение о провозглашении 12 апреля Международным днем полета человека в космос. В США первый пилотируемый баллистический полет длительностью 15 минут состоялся 5 мая 1961 года. После полета Гагарина эта стартовая площадка получила всемирно известное название «Гагаринский старт». Титовым на борту, самым молодым космонавтом в мире 17 витков вокруг Земли, 25 часов полета.
Им впервые был совершен длительный орбитальный космический полет. В 1963 году на орбиту был запущен корабль «Восток-6» с Валентиной Терешковой — первой в мире женщиной-космонавтом. В США первый орбитальный пилотируемый полет состоялся 28 февраля 1962 года 3 витка, 5 часов. В ходе полета второй пилот корабля А.
Леонов впервые в истории мировой космонавтики вышел в открытый космос. Таким образом, с космодрома Байконур впервые в мировой истории человек прорвался в космос, благодаря ему были сделаны первые шаги по освоению космического пространства, первый в мире космодром стал символом нового космического века. Космический полет Ю. Гагарина стал величайшим достижением отечественной науки и техники, гордостью нашего народа.
Он показал перспективы развития нашей Родины и мировой цивилизации. Советские ученые, конструкторы, специалисты, космонавты, испытатели, военные строители первыми проложили путь к освоению космического пространства. Всего на Байконуре за 65 лет его истории было совершено более 5000 пусков ракет, запущено более 1500 космических аппаратов различного назначения и более 150 межконтинентальных баллистических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. Успехи военных испытателей и строителей Байконура отмечены высокими государственными наградами.
В 1965 году за большие успехи в деле отработки и испытания ракетно-космических средств 5-й НИИП МО в дни празднования 10-й годовщины со дня своего основания 2 июня 1965 года был награжден орденом Ленина. Вместе с тем прорыв в космос, освоение космического пространства, начатое на Байконуре, к сожалению, не обошлось без человеческих жертв, информация о которых долгое время была засекречена. Так, 24 октября 1960 года произошла катастрофа при испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 конструкции М. В результате возникшего пожара и отравления парами ядовитых компонентов топлива гептил погибло 74 военнослужащих и представителей промышленности.
Неделин, руководители испытаний от полигона полковники А. Носов и Е. Их имена носят улицы г. С тех пор этот день стал Днем памяти погибших испытателей космодрома Байконур, пуски ракет в этот день больше не проводятся.
Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полета еще не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полетом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы ее разблокировать. В конце полета тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полета в первую очередь - Королева и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека.
Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход» , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов Цельсия , по стеклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать. На высоте 7 км в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполетная подготовка - управляя стропами, он увел парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полет. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе сел Смеловка и Подгорное.
В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засек неопознанную цель - это был спускаемый аппарат зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две. Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолет Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолета Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолет взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолет полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полет в космос - медаль «За освоение целинных земель».
Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой. К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолет Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев сейчас Самара. Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка».
Но пока глушили двигатели самолета и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилета в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королев и еще несколько человек из Госкомиссии. В 21 час накрыли стол и отпраздновали удачный полет Гагарина в космос. Самолет с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвел посадку в аэропорту Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный прием: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошел Гагарин.
От самолета до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошел Юрий Гагарин. По пути у него развязался шнурок на ботинке по другой версии - подтяжка от носков , но он не остановился и дошел до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть, под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено...
Богомолов радиосистемы телеметрии , А. Исаев тормозная двигательная установка , С. Косберг двигатель третьей ступени ракеты-носителя , С. Алексеев скафандр и катапультируемое кресло космонавта и В. Яздовский - руководитель медико-биологической подготовки космонавтов. Этим документом были определены все основные мероприятия по созданию изделия 3КА и обеспечению его надежности.
Летом 1960 года начались испытания всех основных систем и агрегатов корабля «Восток». Большая часть из них была проведена на экспериментальных установках. При этом крышки люка отстреливались 50 раз, головной обтекатель сбрасывался 5 раз, макет корабля отделялся от ракеты 15 раз, спускаемый аппарат и приборный отсек разделялись 5 раз, отрывная плата отстреливалась 16 раз и т. Первый корабль был изготовлен в упрощенном варианте, без тепловой защиты 28 июля был осуществлен первый запуск корабля 1К с подопытными животными собаки Чайка и Лисичка на борту. Спускаемый аппарат аварийно отделился и разрушился при падении. Собаки погибли. Программа его орбитального полёта была выполнена, однако из-за отказа в системе управления работой ТДУ спуск произошёл в нерасчётном районе и спускаемый аппарат СА был подорван. На его борту находились собаки Пчелка и Мушка. На его борту были собаки Комета и Шутка, которые остались в СА из-за отказа катапульты и благодаря этому остались живы.
Из 16 блоков «Е» 6 блоков не сработали из-за аварии РН и 2 блока — из-за аварий самого блока 1961 9 марта был проведён первый запуск корабля ЗКА. Корабль был укомплектован всеми бортовыми системами, собакой Чернушка и манекеном человека, который в шутку был назван разработчиками «Иван Иванович». Программа полёта корабля также была выполнена. Научным руководителем работ был В. В августе 1959 года начался отбор кандидатов в космонавты. Критерии отбора: возраст до 35 лет, рост не более 170 см, вес -до 70 кг, отличное здоровье. Королев отмечал: «Летчик-истребитель - это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер...
В процессе первого отбора кандидатов в космонавты были рассмотрены документы на 3461 летчика истребительной авиации; для первичной беседы было отобрано 347 человек.
Королеву был нужен мужчина возрастом до 30 лет, весом 72 кг и ростом 170 см, обладающий хорошим физическим и психическим здоровьем. Кабина корабля «Восток-1» была сконструирована таким образом, что в ней мог поместиться человек с определенными физическими данными. Сначала из двадцати кандидатов отобрали шестерых, а окончательное решение было принято практически в последний момент. Первым в полет было решено отправить Юрия Гагарина, а Герман Титов должен был стать его дублером. Особой программы у Гагарина не было, его задачей было слетать на орбиту и вернуться живым. И все же во время полета он немного поэкспериментировал: пробовал есть и пить, делать записки карандашом, находясь в состоянии невесомости. Полет корабля длился всего 108 минут, за которые он успел сделать один оборот вокруг нашей планеты. Во время посадки возникла нештатная ситуация — из-за неполадок в тормозной системе корабль несколько отклонился от запланированного курса.
45 интересных фактов о Юрии Гагарине
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос | Первая женщина - космонавт - Валентина Владимировна Терешкова (г.р.1937) Космический полет 16 июня 1963 год, «Восток-6», одновременно на орбите находился Восток-5, пилотируемый летчиком космонавтом Валерием Быковским. |
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос // Статьи НТВ | В первом отряде космонавтов были: 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков морской авиации (ВМФ). |
«Поехали!»: правда и вымысел космической легенды | В первом отряде космонавтов были: 9 лётчиков ВВС, 6 лётчиков ПВО и 5 лётчиков морской авиации (ВМФ). |
История первого отряда космонавтов | Первой женщиной-космонавтом стала Валентина Терешкова. |
Они были первыми | Советский лётчик Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года стал первым человеком в мире, совершившим полёт в космос. |
Кто из живых существ первым полетел в космос? Клуб почемучек
55 лет Аллее Героев космоса | Двадцатый век подарил нам первого в мире человека, побывавшего в космосе, первую женщину-космонавта и человека, впервые вышедшего в открытый космос – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, факты на развлекательном портале |
Почему Юрий Гагарин стал первым космонавтом | какое событие считают началом космической эры. |
11 легенд. Как сложилась судьба первых советских космонавтов? | Аргументы и Факты | Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн. |
Почему Юрий Гагарин стал первым космонавтом | Согласно этой теории, именно поэтому Королев назначил его первым космонавтом. |
Кто был в космосе до Гагарина. Мифы и реальность | Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач. |
Гагарин Юрий Алексеевич
Лётчик-космонавт СССР, первым из землян побывавший в космосе, Герой Советского Союза. Двадцатый век подарил нам первого в мире человека, побывавшего в космосе, первую женщину-космонавта и человека, впервые вышедшего в открытый космос – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, факты на развлекательном портале © РИА Новости. «Рамблер» рассказывает о советских космонавтах, которые стали первопроходцами в космосе.
Полет Гагарина в космос поминутно
Можно было запустить первого советского космонавта и раньше, но, как назло, началась череда неудач. Образ жизни - 12 апреля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Примечательно, что став первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, Алексей Леонов чуть было не стал первым космонавтом, погибшим в открытом космическом пространстве. Первая женщина - космонавт - Валентина Владимировна Терешкова (г.р.1937) Космический полет 16 июня 1963 год, «Восток-6», одновременно на орбите находился Восток-5, пилотируемый летчиком космонавтом Валерием Быковским. У них родилась дочь Алена, которая стала первым в мире ребенком, у которого и папа, и мама космонавты. Первая женщина - космонавт - Валентина Владимировна Терешкова (г.р.1937) Космический полет 16 июня 1963 год, «Восток-6», одновременно на орбите находился Восток-5, пилотируемый летчиком космонавтом Валерием Быковским.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Был ли Юрий Гагарин первым космонавтом: мифы и реальность | Именно в этот день, 12 апреля 1961 года, советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет. |
Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина. Официальный Web-сайт | То, что именно он станет первым космонавтом, было определено незадолго до полета. |
Первые космонавты: кто полетел в космос раньше всех и как сложилась их судьба
Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. Конструктор Д. Козлов демонстрирует тубу космического питания «Мясное пюре» входившую в комплектацию корабля «Восток-1» доставившего первого космонавта мира Ю. Гагарина на орбиту Земли. Фото В. Ерофеева На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой. К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов.
Пока в кабинете генерала И. Бровко, в котором был аппарат правительственной связи, обеспечивали связь с руководством страны, Гагарин давал интервью и фотографировался. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели в самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в г. Было принято решение во избежание лишнего внимания произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много людей включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина туда же прилетели С. Королёв, дублёр Гагарина летчик-космонавт Г. Титов и другие. Гагарин выходит из самолета на заводском аэродроме в Куйбышеве.
Алабина Ю. Гагарин раздает автографы на даче обкома КПСС в г. Фото Ю. Устинов предложил произвести космонавта сразу в майоры. Приказ о присвоении этого внеочередного звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о том, что он стал майором, только после посадки. Гагарин проходил послеполётную реабилитацию на даче обкома КПСС Куйбышевской области, которая стала своеобразной резиденцией для будущих космонавтов. Гагарин гулял, проходил послеполётные медицинские обследования, играл в бильярд. Память о первом космонавте Земли увековечена и в г. Его фамилией названо бывшее Черновское шоссе ныне улица Юрия Гагарина. В 1976 г.
Герман Степанович Титов Г. Титов после своего полета в г. В 1953 году окончил среднюю школу в селе Налобиха Алтайский край ; в 1955 году — 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС; в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище летчиков им. Краснознаменного сталинградского пролетариата в городе Новосибирске, получив диплом с отличием и квалификацию "военный летчик"; в 1968 году — Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Жуковского по специальности "Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним"; в 1972 году — Военную академию Генерального штаба. В 1957-1960 годах Герман Титов служил в истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа. С 1960 года по 1970 год находился в отряде космонавтов. Получил позывной «Орел». Был дублером первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина. Титов Г.
Продолжительность полета составила одни сутки и один час. Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток. В полете Титов дважды на 1-м и на 7-м витках управлял кораблем вручную, выполнял его ориентацию и стабилизацию. В остальное время он был занят проверкой бортовых систем и фотосъемкой Земли и космоса фотокамерой. В начале 2-го витка Титов впервые провел киносъемку и продолжал ею заниматься в течение всего полета короткими сеансами. Он вел радиосвязь, ел и пил специально приготовленную пищу. Так, например, его обед состоял из 150 г концентрата супа-пюре с хлебом, мясного и печеночного паштет в тубах, черносмородинового сока. Суточный полет Германа Титова позволил сделать главный вывод: человек может жить и работать в невесомости. На сегодняшний день Герман Титов является самым молодым космонавтом в мире — на момент полёта в космос ему было 25 лет.
Герман Степанович Титов несколько раз посещал Куйбышев. Первый визит состоялся 16 марта 1961 года в составе первого отряда космонавтов. На двух самолетах ИЛ-14 они вылетели с аэродрома Чкаловский на полигон «Байконур» с посадкой в аэропорту г. Их разместили на суточный отдых в санатории МО «Волга». Космонавты сутки отдыхали в этом санатории — играли в бильярд, шахматы, гуляли в парке на берегу р. Волги, а 17 марта 1961 года хорошо позавтракали в столовой санатория и теми же самолетами вылетели на полигон «Байконур». На полигоне они появились впервые. Там в это время проходила подготовка к запуску седьмого последнего беспилотного космического корабля «Восток» с манекеном и собакой «Звездочкой». С 18 по 25 марта 1961 г. Они присутствовали при пуске этого космического корабля, затем им сообщили, что результаты работы седьмого космического корабля положительные, корабль штатно совершил посадку в Пермской области.
После этого все шесть космонавтов возвратились в Москву. Поэтому по решению Куйбышевского обкома КПСС для встречи космонавтов на аэродром допускались трудящиеся двух коллективов. Второе посещение Титовым г. Куйбышева было связано со встречей Ю. А Гагарина после его полёта. Третий визит в город состоялся после полёта самого Титова в космос 7 августа 1961 г. Титов выходит из самолета на аэродроме в Куйбышеве после своего полета. Позади него — А. Николаев, летчик-космонавт, дублер Г. Алабина Г.
Титов после своего полета с Ю. Гагариным на базе отдыха в Куйбышеве. Медиков беспокоило кратковременное ухудшение здоровья Титова на первых витках космической орбиты. Полет каждого космонавта на космическом корабле «Восток» решал важные и уникальные задачи. Например, перед космонавтом Титовым ставилась задача прожить сутки в космосе и дважды проверить ручное управление системой ориентации корабля «Восток-2». После выполнения этого задания он доложил, что космический корабль хорошо слушается ручного управления. Кроме того, полетным заданием предусматривалось фотографирование на кинопленку поверхности Земли. За сутки космического полета Г. Титовым были засняты большие площади поверхности различных регионов планеты Земля. В своем докладе утром 8 августа 1961 г.
Титов подробно изложил Госкомиссии и присутствующим об итогах своей работы, начиная от посадки в космический корабль «Восток 2» и до вылета из Энгельса Саратовской области в г. Он доложил также, что его посадка происходила при сильном ветре. Он доложил также, что при спуске с орбиты у него темнело в глазах от воздействия большой перегрузки. Но это состояние было кратковременным. После доклада и ответов на вопросы был короткий перерыв и встреча с журналистами. Титов после своего полета с руководителями Куйбышевской области. Нижний ряд слева направо: 1. Воротников, заместитель председателя Куйбышевского облисполкома. Фридлянов заместитель начальника финансового отдела Куйбышевского облиспол-кома. Верхний ряд слева направо.
Павловский, командующий войсками ПриВО. Токарев, председатель Куйбышевского облисполкома. Ковалев облисполком. Никулин, зав. Зотов, зав. Финансовым отделом облисполкома. На этой встрече он рассказал журналистам о своем полете, об отдыхе на даче Куйбышевского обкома КПСС и что на берегах Волги он бывает уже третий раз. Гагариным на пресс-конференции на базе отдыха в Куйбышеве. Титов после своего полета во время завтрака на базе отдыха в Куйбышеве. После отдыха Г.
Титов на самолете ИЛ-18 вылетел в Москву. С ним вылетели космонавты, врачи, командование ЦПК. Андриян Григорьевич Николаев А. Николаев после своего полета в Куйбышеве. Фамилия Григорьев досталась ему в честь имени отца, причиной чего послужили местные традиции тех лет. После окончания семи классов школы сменил фамилию на фамилию отца — Николаев, и переехал в город под названием Мариинский Посад, где проживал его старший брат. В 1947-м году окончил местный лесотехнический техникум, получил диплом «техника-лесовода».
Петр Долгов — известный испытатель Американское агентство Associated Press сообщало, что 11 октября 1960 полетевший в космос человек по имени Петр Долгов погиб на орбите во время взрыва корабля. В этой истории, как и в других, все замешано на полуправде. Петр Долгов пришел в космонавтику еще до Гагарина, и правда погиб в космосе во время полета. Но случилась трагедия лишь в 1962 году: во время испытательной программы он прыгнул из стратосферы с высоты более 28 км. Шлем не выдержал нагрузок и треснул, что и привело к гибели героя. Александр Белоконев — трижды «космонавт» Имя этого человека упоминали в западной прессе неоднократно: писали, он совершил полет на орбиту в 1960, 1961 и 1962 годах, версий его гибели не меньше. На самом деле он служил техником-испытателем в Институте авиационной медицины и с космическими технологиями сталкивался лишь на земле, а полетов не совершал. Валентин Бондаренко — трагическая, но не таинственная гибель Писали, что Валентин Бондаренко совершил полет в космос первым за 3 недели до Гагарина — 23 марта 1961 года. Этот человек правда числился в космическом отряде, совершал полеты и погиб трагически: во время испытаний сурдобарокамеры. Первым полетевшим в космос он точно не был, но имел все шансы им стать. По воспоминаниям товарищей, он был самым молодым и веселым в коллективе, поэтому смерть его воспринималась еще более трагически, особенно на фоне успеха Гагарина. Шиборин, Митков, Ледовский, Громова — итальянская фабрика слухов Начиная с 1959 года итальянское агентство «Континенталь» регулярно передавало сообщения о якобы полетевших из СССР космических кораблях и их пилотах. Версии выдвигались оригинальные. Согласно им, мужчины из этого списка разбились во время полета пилотируемых баллистических ракет, а Мария Громова — во время испытаний орбитального самолета с ракетным двигателем. Евгений Кирюшин — скромный герой космической отрасли Имя Евгения Кирюшина «распиарено» не так сильно, как у других героев рейтинга. О нем передавали западные радиостанции, а, как известно, половина союза пыталась их ловить и слушать. По воспоминаниям самого Кирюшина, к нему неоднократно подходили знакомые с удивленным: «О, а ты что ли живой? Мы слышали, что ты совершил полет в космос и умер». На самом деле, он служил испытателем костюмов и других приспособлений для космонавтов, и первым полетевшим в космос точно не был. А по документам и вовсе числился простым лаборантом. Иван Качур — жертва газетной статьи По сообщению авторитетного агентства Великобритании Reuters, это первый человек, пытавшийся полететь в космос в 1960. Его судьба в этой истории выглядит совсем не героически, поскольку корабль якобы даже не совершал полет, а взорвался на старте.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Западной области сегодня — в Смоленской области. Пошел в школу в 1941 году, но из-за немецкой оккупации лишь в 1943 году продолжил обучение. После переезда в город Гжатск закончил шестой класс и поступил в ремесленное училище. В 1951 году Юрий поступил в индустриальный техникум Саратова. Он стал посещать аэроклуб, а уже через год совершил свой первый полет на самолете Як-18. В 1957 году он окончил Оренбургское училище летчиков. Пройдя медицинскую комиссию, в марте 1960 года стал одним из кандидатов в космонавты.
Например, самым младшим по возрасту в американском отряде был Гордон Купер, ему исполнилось 32 года. Кроме этого, в американский отряд допускались только пилоты, имевшие техническую степень бакалавра. Гагарин не был опытным летчиком, до своего перевода в отряд космонавтов за два года он налетал всего 265 часов в 769-м истребительном авиационном полку ВВС Северного флота на самолете МиГ-15бис. Но в остальном подходил идеально — превосходное здоровье, дисциплинированность, отличные оценки. За улыбку и честность? Считается, что Гагарина для первого полета в космос выбрал Сергей Королев. Все кандидаты были прекрасно подготовлены, но в пользу Гагарина были дополнительные факторы — он имел образцовую славянскую внешность, был обаятельным и жизнерадостным, обладал благозвучной фамилией. Как-то главный конструктор предупредил космонавтов, что им предстоит важный тест и спросил, готовы ли они к заданию. Все ответили, что готовы, только Гагарин признался: «С утра болит голова, но к выполнению задания готов». Королев признался, что перед завтраком всем космонавтам дали специальный препарат, от которого начинается головная боль. Все в отряде чувствовали себя плохо, но правду сказал только один. При этом накануне секретного теста космонавты обязались докладывать даже о малейшем недомогании. Королев спросил, кто хочет посидеть в кресле пилота.
Первый космонавт Земли
Многое можно оспорить и сказать, что какие-то факты выглядят натянуто. Просто приведем сохранившиеся свидетельства жизни Юрия Алексеевича Гагарина. Родители летчика были верующими людьми. Все в семье Гагариных были крещеными, и в том числе Юрий Алексеевич. Гагарина», вспоминает: «У родителей Юрия Гагарина иконы висели в красном углу в большой комнате и на кухне. После полёта к Алексею Ивановичу пришло руководство из райкома: мол, у вас сын — космонавт, а в доме иконы висят. Но он иконы не снял… Я Юрия Гагарина и в то время всегда только крёстным звала. Бабушка рассказывала мне, как 13-летний Юра в храме носил меня на руках вокруг крестильной купели. Он и своих двух дочек маленькими крестил», — вспоминает Тамара Филатова, племянница Юрия, дочь его сестры Зои. Полковник в отставке Валентин Васильевич Петров, преподаватель Центра подготовки космонавтов и друг Юрия Гагарина, вспоминает об их совместной поездке в Троице-Сергиеву Лавру. Я ответил, что бывал — и он предложил мне поехать туда снова.
Мы отправились в тот же вечер, приехали в Лавру в гражданской одежде — потому что в то время нам, военным, просто невозможно было появиться в храме в военной форме — да и к тому же, надеялись остаться незамеченными. Но Гагарина, конечно, узнали и в гражданке, к нему сразу хлынул поток народа, все просили автограф, пытались что-то спросить, дотронуться. Другого такого космонавта я не знаю: Гагарин поразительно душевно относился к людям и никогда никому не отказывал. Если вы обращаетесь к нему — неважно, стоит ли рядом первый секретарь ЦК или председатель правительства — он весь ваш. Чтобы все-таки спасти космонавта от все увеличивающейся толпы, наместник Лавры предложил нам пройти в его келью. Гагарин сделал паузу, а потом улыбнулся своей обворожительной улыбкой и сказал: «Батюшка, а давайте сначала к мощам Сергия — а потом куда угодно». После Юра спрашивал меня, почувствовал ли я что-то, когда мы поклонялись мощам. Я ответил: «Да. Какая-то, Юра, благодать». А он сказал: «Вот видишь — значит, мне не показалось».
Отец-наместник предложил нам также посетить Церковно-археологический кабинет. Сейчас мало кто может сказать наверняка, какое у Гагарина было отношение к вере. Но когда мы вошли в Кабинет, его вопросы и комментарии убедили меня, что он очень многое в православии знает. Когда Юра увидел макет Храма Христа Спасителя, он пришел от него в восторг, и сразу спросил: «Где же эта красота находится? Это запало ему в душу. Прошло не так много времени — и на пленуме ЦК, посвященному патриотическому воспитанию молодежи, будучи членом ВЛКСМ, депутатом Верховного совета, первым космонавтом планеты и Героем Советского Союза, Юрий Гагарин предложил восстановить Храм Христа Спасителя и Триумфальную арку, подчеркнув, что это важнейшие памятники воинской славы. Вот это поступок! Но это был уже ноябрь 65-го года, Хрущева не было. И когда перепуганный президиум, еще под влиянием атеизма, доложил в верха, что Гагарин несет на пленуме крамолу, то Леонид Ильич Брежнев сказал: «Что вы на Гагарина напустились? Он русский человек, он предложил.
Комсомолу объясните, что денег на храм у нас нет. Триумфальную арку поставим. Юрию Алексеичу привет»». Сохранился отрывок из стенограммы выступления Юрия Гагарина на VIII пленуме ЦК ВЛКСМ о работе Белорусской республиканской и Ивановской областной комсомольских организаций по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых традициях советского народа, вечернее заседание 27 декабря 1965 года. Отвечая на письма читателей». В этой статье говорится, что в редакцию обратился бывший фронтовик, которого возмутило плохое отношение к памятнику погибшему воину, захороненному в его селе. Реагируя на это письмо, редакция направила его военкомату для принятия мер. Вскоре пришел ответ, что меры приняты. Что же было сделано? На председателя сельсовета наложено взыскание вышестоящих органов, а останки погибшего при освобождении данного села воина перенесены в братскую могилу, которая находится в другом селе.
Газета подает этот факт как хорошую реакцию на письмо фронтовика. Может быть, и есть закон, который разрешает переносить останки погибших, но мне кажется, что в данном случае село и школа, возле которой была могила, понесли большую моральную потерю. Дело сделано. Прах перенесен. Но одним памятником войны стало меньше. А какая большая польза была бы для воспитания школьников, если бы им рассказали о необходимости священного отношения к памяти воина, погибшего при освобождении села! Надо развивать шефство школ и институтов над памятниками павшим.
В очередной раз были тщательным образом проверены все системы космического корабля «Восток». И вот 12 апреля. Старт был запланирован на 9:07 по московскому времени. Примерно за 1,5 часа до старта Королёв встретился с Гагариным. Поговорил с ним, спросил о состоянии как физическом, так и психологическом. Юрий Алексеевич ответил, что полностью готов. Но вдруг произошло ЧП. До старта оставалось менее часа, когда слесари-монтажники сообщили о неисправности. Оказалось, что на центральном пульте управления не горит один из трёх транспарантов, которые сигнализируют о том, что крышка люка спускаемого аппарата прижата. Экстренная ситуация, решение которой зависело только от Королёва. И он решил провести ремонт. Теперь уже успех операции зависел от мастерства слесарей-монтажников. И они не подвели. Весь полигон с облегчением выдохнул, когда они по громкой связи сообщили об устранении неисправности. Королёв тут же передал новость Гагарину. До эпохального старта с космодрома « Байконур » оставались считанные минуты. Леонид Китаев-Смык рассказал о подготовке первых космонавтов в Жуковском Е.
Есть и другая версия: кандидатуру Гагарина лично поддержал курировавший будущих космонавтов ученый Сергей Королев. Был еще один «конкурент» Гагарина — Григорий Нелюбов, как и Титов выступавший в запасе. Судьба Нелюбова была трагической. Многочисленные конфликты и несоблюдение дисциплины закрыли ему путь в космос, а позже он погиб, будучи раздавленным поездом. Некоторые считали, что это был суицид. Во время старта Гагарин произнес легендарную фразу «Поехали! Причины того, что Гагарин сказал так вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю», точно неизвестны. По одной из версий, «Поехали! Впрочем, здравого смысла в этом слове было больше, чем хулиганства, — кроме самого Гагарина, других членов экипажа на борту «Востока» не было. Текст письма публиковался не раз. В нем космонавт сообщает, что техника подвести не должна, однако «бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею». При этом Гагарин просит супругу воспитать дочерей и, если уж так случится, устроить и свою личную жизнь.
В 1941 году профессор Н. Рынин руководил кафедрой Ленинградской Военно-воздушной академии с 1955 года — академия им. К началу Великой Отечественной войны в РНИИ было завершено создание знаменитой ракетной установки БМ-13, которую фронтовики ласково прозвали «катюшей». Впоследствии научные и экспериментальные работы в области ракетно-космической техники проводились в условиях войны, послевоенное время и были обусловлены прежде всего необходимостью укрепления обороноспособности страны. В этой области к началу 1950-х годов в нашей стране работала большая группа выдающихся ученых, конструкторов, специалистов, военнослужащих, была создана мощная промышленно-производственная база, что позволило Советскому Союзу вплотную подойти к созданию межконтинентальных баллистических ракет и подготовке космического полета человека. Прорыв человека в космос. Королев, Ю. В ее рамках активно проводились работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» с последующим развертыванием и постановкой на боевое дежурство таких ракет. Принятая в США доктрина «массированного возмездия» предполагала использовать ядерное оружие в качестве средства политического и военного давления на все антиамериканские силы, и прежде всего на СССР. Ракета должна была обеспечить доставку термоядерной головной части массой до 5,5 тонн в любую точку планеты и поразить стратегические цели на заданном континенте. Головным разработчиком было определено ОКБ-1 С. Создаваемая ракета получила наименование «межконтинентальная баллистическая ракета МБР Р-7». Для испытаний новой ракеты требовался новый полигон. Ранее испытания советских ракет проводились на Государственном центральном полигоне Министерства обороны СССР Капустин Яр в Астраханской области, созданном в 1946 году. Однако условия расположения и испытательная база этого полигона не могли обеспечить летные испытания МБР Р-7 и ракет-носителей космических аппаратов. Исходные данные для поиска нового места запуска ракеты были выданы С. Предстояло решить сложнейшую задачу по выбору района расположения нового полигона с учетом целого ряда требований. Важнейшими среди них были: наибольшая близость к экватору — для использования скорости вращения Земли, обеспечение секретности испытаний ракет и безопасности для гражданского населения, благоприятные условия местности и метеорологические условия. Маршал Г. Жуков и маршал артиллерии М. Неделин хорошо понимали огромную важность создания нового полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. Они считали, что современные средства доставки ядерного оружия лишат неуязвимости вероятного противника, а военные базы США, окружающие СССР, потеряют свое военно-стратегическое значение. Предложения по размещению нового полигона в Казахстане к востоку от Аральского моря были утверждены. Это была полупустыня, безлюдная степь, вблизи не имелось населенных пунктов. Однако здесь протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом. Началом истории строительства полигона можно считать 12 января 1955 года, когда на железнодорожную станцию Тюратам прибыли первые военные строители. Руководить сооружением первого в мире космодрома был назначен известный строитель — ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Георгий Шубников. Среди реализованных им проектов — величественный мемориал воину-освободителю на кладбище советских воинов в Трептов-парке в Берлине. Под его руководством были организованы работы по строительству основной испытательной базы полигона. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями летом температура выше 40, а зимой — ниже 30 градусов Цельсия и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Работы велись круглосуточно. Военным строителям и первым испытателям приходилось жить в землянках, палатках, старых железнодорожных вагонах, сборно-щитовых бараках. Несмотря на суровые климатические и крайне тяжелые бытовые условия, работы по строительству основных объектов полигона были выполнены в кратчайшие сроки — за полтора года. Объекты полигона располагались на огромной территории от реки Сырдарья до Камчатского мыса Озерный. Численность его штата составляла 1900 военнослужащих и 664 вольнонаемных работников. Впоследствии этот день был официально признан днем образования города и космодрома Байконур. Первым начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко, командовавший во время Великой Отечественной войны соединениями гвардейских минометных частей, орденоносец, лауреат Сталинской премии. Под его руководством были сформированы первые боевые расчеты полигона, проведены первые полигонные испытания МБР Р-7 и успешные запуски первых искусственных спутников Земли. Большинство военных испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетно-космическую технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр. В этот же день боевой расчет полигона совершил первый запуск ракеты Р-7, однако он оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. По техническим причинам неудачными стали попытки запуска 9 июня и 12 июля. После принятых мер по повышению надежности и тщательной подготовительной работы боевого расчета полигона 21 августа состоялся успешный запуск ракеты Р-7. Испытания ракеты прошли успешно. Из соображений секретности в сообщении ТАСС местом старта ракеты был объявлен Байконур — ближайший к станции Тюратам населенный пункт, расположенный по трассе полета ракеты. Это был достойный ответ США. Страна получила средство доставки ядерного боезаряда до территории вероятного противника, который уже мог наносить удары по Советскому Союзу с военных баз, созданных вокруг СССР. Учитывая положительные результаты испытаний изделия Р-7, С. Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты с целью выведения на орбиту искусственного спутника Земли ИСЗ. МБР Р-7 стала первой космической ракетой, прототипом ракет-носителей для осуществления программы пилотируемых космических полетов. На базе МБР Р-7 в дальнейшем было создано целое семейство советских ракет-носителей, получившего прозвище «семерка». Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсин». Сентябрь 1959». Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома Байконур. На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны. По результатам испытаний Государственная комиссия приняла решение осуществить запуск корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 года. Выбор пал на Ю. Титов был назначен его дублером. Основу отряда составляли военные летчики-истребители Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский, В.
Новости и события Российского исторического общества
Гагарина можно назвать пилотом корабля «Восток», но первым настоящим космонавтом был Нил Армстронг», – резюмировали американцы. какое событие считают началом космической эры. На Владимирской земле 18 октября, ровно 115 лет назад, родился прославленный советский летчик, один из первых Героев Советского Союза, помощник Главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР по космосу — первый командир отряда космонавтов. первые полеты в космос животных — собака-космонавт Лайка, первое животное, выведенное на орбиту Земли! Первая – до Гагарина в космосе уже побывал другой советский космонавт, судьба которого неизвестна. Первый в мире космонавт испытывал сложнейшие перегрузки, был уверен, что погибнет, но восстановился за один вечер.
Самый первый человек в космосе: основные версии
- Они могли быть на месте Гагарина. Пять историй о первом отряде космонавтов
- Гагарин Юрий Алексеевич
- Юрий Гагарин
- Кто из живых существ первым полетел в космос? Клуб почемучек
- Кто из живых существ первым полетел в космос? Клуб почемучек -
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
Последний обобщил предшествующий опыт научно-исследовательской и производственной деятельности по изготовлению ракет в России и был ревностным пропагандистом идей ракетной техники. С середины XIX века русские изобретатели и конструкторы исследовали перспективы применения реактивного принципа движения для решения проблемы космического полета человека. В 1849 году военный инженер И. Третеский разработал проекты летательных аппаратов, движение которых было основано на действии реактивной струи газа или пара. В 1866 году герой обороны Севастополя, теоретик воздухоплавания, контр-адмирал Н. Соковнин в работе «Воздушный корабль» предложил проект реактивного аэростата, сила тяги которого в горизонтальном полете должна была создаваться при истечении сжатого воздуха. В 1867 году изобретателю Н. Телешову был выдан патент на ракетоплан, в котором использовался принцип отдачи газов, образующихся при взрыве смеси в полом цилиндре, служившем камерой сгорания. В конце XIX века заслуживают внимания разработки пионера авиации контр-адмирала А.
Можайского, испытавшего в 1883 году созданный им самолет, который стал прообразом современных воздушных лайнеров. Однако недостаточная мощность двигателей не позволила аэроплану совершить устойчивый полет. Особое место среди большого количества проектов реактивных летательных аппаратов занимает проект изобретателя Н. Интересно, что его «Проект воздухоплавательного прибора» был разработан в 1881 году в тюрьме, куда он был заключен за участие в покушении на императора Александра II. Изобретатель утверждал, что атмосфера для полета реактивного аппарата только вредна, так как создает дополнительное сопротивление движению. Кибальчич стал автором первого в мире проекта реактивного аппарата для полета человека в безвоздушном пространстве. Подлинно научная теория реактивного движения ракет была разработана выдающимся русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским. Он первый назвал ракету средством осуществления межпланетных полетов.
В 1883 году в рукописи «Свободное пространство» ученый пришел к выводу, что ракетодинамический принцип движения является единственно возможным для осуществления полетов в космическом пространстве и что только ракета может служить аппаратом для космических полетов. Наш великий соотечественник К. Циолковский был глубоким мыслителем, теоретиком, оригинальным конструктором и инженером, основоположником космонавтики. Его блистательные идеи до сих пор используются в практической работе в области ракетно-космической техники. Он написал много трудов. Среди них «Грезы о Земле и небе», «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Вне Земли», «Космический корабль», «Космические ракетные поезда», «Наибольшая скорость ракеты», а также знаменитый «План Циолковского», где ученый нарисовал перспективы развития реактивных летательных аппаратов. В конце XIX и начале XX века идеи космических полетов занимали умы ученых других стран, среди которых можно отметить пионеров ракетной техники: немецких инженеров Германа Гансвиндта и Германа Оберта, австрийского инженера Франца фон Гефта, французского исследователя Робера Эсно-Пельтри, американского ученого Роберта Годдарда. В это время начинают свою деятельность известные отечественные ученые и инженеры Ф.
Цандер и Ю. Кондратюк, внесшие большой вклад в развитие ракетной техники. Под влиянием трудов К. Циолковского энтузиасты космических полетов начали объединяться в группы и сообщества. В начале 1921 года под руководством Н. Тихомирова в Москве была создана первая в нашей стране государственная лаборатория, реорганизованная в 1928 году в Ленинградскую газодинамическую лабораторию ГДЛ. В лаборатории проводились экспериментальные исследования пороховых, жидкостных и электрических ракетных двигателей. Разработкой жидкостных и электрических двигателей в ГДЛ руководил талантливый инженер-конструктор В.
В 1931 году при Осоавиахиме Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству были организованы Московская и Ленинградская группы по изучению реактивного движения ГИРД , которые занимались разработкой экспериментальных ракет. В июне 1932 года было принято решение о создании в Москве на базе ГИРДа научно-экспериментальной организации с производственной базой для разработки ракет и реактивных двигателей. Руководить этой организацией стал Сергей Королев, в будущем академик, прославленный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, создатель отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности, основоположник практической космонавтики. Занятия проводили такие известные ученые, как профессор В. Ветчинкин, профессор Н. Рынин, профессор Б. Стечкин, инженеры Д. Журавленко, Б.
Юрьев и другие. Большим уважением пользовался профессор Н. Он подготовил серию книг «Межпланетные сообщения», что стало своеобразной энциклопедией космонавтики того времени. В 1941 году профессор Н. Рынин руководил кафедрой Ленинградской Военно-воздушной академии с 1955 года — академия им. К началу Великой Отечественной войны в РНИИ было завершено создание знаменитой ракетной установки БМ-13, которую фронтовики ласково прозвали «катюшей». Впоследствии научные и экспериментальные работы в области ракетно-космической техники проводились в условиях войны, послевоенное время и были обусловлены прежде всего необходимостью укрепления обороноспособности страны. В этой области к началу 1950-х годов в нашей стране работала большая группа выдающихся ученых, конструкторов, специалистов, военнослужащих, была создана мощная промышленно-производственная база, что позволило Советскому Союзу вплотную подойти к созданию межконтинентальных баллистических ракет и подготовке космического полета человека.
Прорыв человека в космос. Королев, Ю. В ее рамках активно проводились работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» с последующим развертыванием и постановкой на боевое дежурство таких ракет. Принятая в США доктрина «массированного возмездия» предполагала использовать ядерное оружие в качестве средства политического и военного давления на все антиамериканские силы, и прежде всего на СССР. Ракета должна была обеспечить доставку термоядерной головной части массой до 5,5 тонн в любую точку планеты и поразить стратегические цели на заданном континенте. Головным разработчиком было определено ОКБ-1 С. Создаваемая ракета получила наименование «межконтинентальная баллистическая ракета МБР Р-7». Для испытаний новой ракеты требовался новый полигон.
Ранее испытания советских ракет проводились на Государственном центральном полигоне Министерства обороны СССР Капустин Яр в Астраханской области, созданном в 1946 году. Однако условия расположения и испытательная база этого полигона не могли обеспечить летные испытания МБР Р-7 и ракет-носителей космических аппаратов. Исходные данные для поиска нового места запуска ракеты были выданы С. Предстояло решить сложнейшую задачу по выбору района расположения нового полигона с учетом целого ряда требований. Важнейшими среди них были: наибольшая близость к экватору — для использования скорости вращения Земли, обеспечение секретности испытаний ракет и безопасности для гражданского населения, благоприятные условия местности и метеорологические условия. Маршал Г. Жуков и маршал артиллерии М. Неделин хорошо понимали огромную важность создания нового полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты.
Как-то главный конструктор предупредил космонавтов, что им предстоит важный тест и спросил, готовы ли они к заданию. Все ответили, что готовы, только Гагарин признался: «С утра болит голова, но к выполнению задания готов». Королев признался, что перед завтраком всем космонавтам дали специальный препарат, от которого начинается головная боль.
Все в отряде чувствовали себя плохо, но правду сказал только один. При этом накануне секретного теста космонавты обязались докладывать даже о малейшем недомогании. Королев спросил, кто хочет посидеть в кресле пилота.
Первым вызвался Гагарин. Как описывали очевидцы, он снял ботинки и в одних носках взобрался в кабину. В этот момент главный конструктор шепнул заместителю: «Этот, пожалуй, и полетит первым».
Кто мог заменить Гагарина После финальных экзаменов и рассмотрения личных дел с характеристиками приемная комиссия записала в акте: «Рекомендуем следующую очередность использования космонавтов в полетах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович». За месяц до полета стало ясно, что полететь могут только Гагарин, Титов и Нелюбов — именно для них изготовили индивидуальные скафандры. У каждого был шанс стать первым человеком в космосе, но даже незначительные факторы могли этому помешать.
У Нелюбова была «некрасивая» фамилия, а Титова считали слишком интеллигентным, он наизусть читал Лермонтова и Пушкина.
Первый полет человека в космос длился 108 минут. Впрочем, у космонавта был код, позволяющий разблокировать ручное управление кораблем. Причина, по которой Гагарину не доверили управление кораблем, по словам экспертов, крылась в психологии. Врачи не знали, как человек поведет себя в космосе.
Может, космонавт после старта сразу сойдет с ума? Однако Гагарин с ума не сошел: он пил, ел, делал записи и вел наблюдения через иллюминаторы. В 2011 году, к 50-летию полета, First Orbit создали фильм-реставрацию, воспроизводивший увиденное Гагариным в космосе. Например, при старте двигатели третьей ступени выключились позже, чем нужно, из-за чего высшая точка орбиты корабля оказалась на 100 км выше расчетной. Казус произошел и при посадке.
Проблемы с тормозной двигательной установкой привели к тому, что аппарат начал кувыркаться, а когда вошел в плотные слои атмосферы, перегорели соединяющие кабели. Обшивка корабля загорелась, что позже породило легенду о якобы панике космонавта, сообщившего на Землю о том, что он горит. После катапультирования у Гагарина в скафандре не сразу открылся клапан, и он мог задохнуться.
Перехват данных с «Востока» начался 12 апреля в 9:26 по московскому времени, когда он попал в зону видимости американских станций. Станция на авиабазе острова Шемья Алеутский архипелаг, Аляска сумела получить и быстро расшифровать телесигнал с изображением космонавта, передаваемый бортовой системой «Селигер». Через 58 минут после начала приема сигнала отдельные кадры из этой телетрансляции переслали в штаб-квартиру АНБ в Форт-Миде.
На них было хорошо видно, как Гагарин двигается и ведет переговоры. Таким образом, в первый же час после старта правительство США получило доказательство из надежного источника и никогда не ставило полет советского космонавта под сомнение. Разумеется, корреспондент New York Daily Mirror ничего о перехвате не знал, ведь АНБ тоже умеет хранить секреты и не распространяется о своих возможностях. Однако президент Джон Кеннеди вполне доверял разведке и направил Никите Хрущеву поздравительную телеграмму. Нам необходимо зафиксировать важное соображение. Никаких независимых доказательств полета Юрия Гагарина, кроме подтверждения АНБ, рассекреченного сравнительно недавно, не существует.
Рейс корабля «Восток» продолжался всего лишь 108 минут как показал анализ документов, еще меньше — 106 минут ; все данные о нем, предоставленные публике, исходили только из СССР, причем аккуратно дозировались и часто выглядели противоречиво. Документальный фильм «Первый рейс к звездам», выпущенный в 1961 году, более чем наполовину состоит из постановочных сцен, среди которых можно с удивлением увидеть кадры футурологической ленты Павла Клушанцева «Дорога к звездам» 1957. Архивные документы, связанные с кораблем, ракетой-носителем, отрядом космонавтов и т. Хуже того, Юрий Гагарин не взял с собой на орбиту даже простейший фотоаппарат! Можем ли мы в таком случае быть уверены, что он вообще летал в космос?.. Потому что вопрос, летал ли Гагарин, сводится к вопросу, существовала ли техническая возможность для осуществления этого полета в апреле 1961 года.
Ответ однозначен: существовала. С 15 мая 1960 года, когда на орбиту был запущен первый «простейший» прототип «Востока» 1КП , советские инженеры отправили на орбиту шесть образцов корабля один 1КП, два 1К и два 3КА. Не все испытания завершились успешно, но главное, что почти идеально прошли «репетиционные» запуски 9 и 25 марта 1961 года, — техника и наземные службы были готовы к полету человека. И полет ожидаемо состоялся. Сторонники «антигагаринской» версии истории назовем их так должны как обвиняющая сторона предъявить конкретные документы, прямо указывающие на то, что 12 апреля 1961 года на полигоне Тюратам космодроме Байконур была организована фальсификация. Если предъявить нечего, то любые рассуждения «антигагаринцев» являются банальной клеветой.
Подведем итог. Претензии к достоверности информации о первом пилотируемом космическом полете выдвинули западные журналисты, недовольные секретностью вокруг программы «Восток». Позже сформировалась конспирологическая фантазия о замене настоящего космонавта Владимира Ильюшина «поддельным» Юрием Гагариным, но она разваливается при сопоставлении с архивными документами и свидетельствами авторитетных очевидцев.