Лекция известного искусствоведа, художественного критика, куратора, комиссара Московской Биеннале Современного Искусства Иосифа Бакштейна в рамках курса "Арт. Светлая память, Иосиф Маркович. «Вообще Бакштейна можно описывать множеством эпитетов, но главный из них очевиден: он — большая любовь». Основатель Московской биеннале современного искусства, советский и российский искусствовед, художественный критик Иосиф Бакштейн умер на 79-м году жизни в Лондоне. «После продолжительной болезни, в Лондоне ушел из жизни основатель Московской биеннале Иосиф Бакштейн», — говорится в сообщении. — Иосиф Бакштейн был одним из тех, кто превратил первые десять лет XXI века Москвы в фейерверк мирового современного искусства, — указано в сообщении в Telegram-канале учреждения.
Скончался известный культуролог Иосиф Бакштейн
Иосиф Бакштейн. Длительность. 00:35. Подобный вираж в биографии Бакштейна на первый взгляд выглядит странно: на протяжении 90-х Иосиф Маркович заявлял о своем нежелании встраиваться в какие-либо жесткие административные структуры. Вообще Иосифа Марковича Бакштейна можно смело назвать одним из самых влиятельных и значительных людей в российском современном искусстве. Иосиф Маркович Бакштейн (21 сентября 1945[1], Москва[3] — 12 января 2024[2], Лондон[4]) — советский и российский искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог.
Форма поиска
- Умер основатель Московской биеннале Иосиф Бакштейн - Парламентская газета
- Читайте также
- Другие новости Общество
- Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном:
В Лондоне умер российский искусствовед Иосиф Бакштейн
Альтернативная история искусств и другие проекты». С 2018-го институт носит имя своего основателя. При этом Иосиф Маркович менял образы как хамелеон. Мог быть маленьким человеком с потрепанным портфелем, неприметным чиновником, осторожным бюрократом в должности замдиректора государственного РОСИЗО. Даже в своей поздней и единственной книге «Внутри картины» 2018 он не сообщил ничего такого, что бы нас удивило.
И одновременно он был высококлассным GR-специалистом government relationship , плейбоем-шармером, зажигавшим на танцполе с Ольгой Свибловой, и продвинутым йогом, который ради прикола мог иногда в компании показать «крокодильчика» — зависнуть в планке на руках параллельно полу. Он любил, знал и до последнего, пока позволяли силы, интересовался современным искусством и художниками. Ему было нескучно и нетяжело открывать новые имена.
У меня обнаружились элементарные организационные способности, к тому же у меня был навык работы в советских учреждениях. О проведении выставки нужно было идти договариваться с комитетом культуры исполкома Пролетарского района. Там сидела какая-то тетка, которой надо было вешать лапшу на уши. Я ее убеждал, что мы хорошие, правильные, что в нашей деятельности нет никакой антисоветчины. В результате, когда она пришла на вернисаж, то отказалась даже ленточку разрезать». Иосиф Бакштейн на выставке «Стабильность. Призраки» в самоорганизации Random Gallery.
Москва, 2013. В 2001 году Бакштейн и Мизиано объединяются. Подобный вираж в биографии Бакштейна на первый взгляд выглядит странно: на протяжении 90-х Иосиф Маркович заявлял о своем нежелании встраиваться в какие-либо жесткие административные структуры. Мы с Виктором Мизиано пришли к Хорошилову тогда занимавшему должность заместителя министра культуры. Зяблов предложил мне такую работу, я согласился, и в этом была логика. Этот шаг давал объективные возможности». За пять лет государственной службы Бакштейн превратился в успешного функционера — фигуру, необходимую для современного искусства нулевых. Совместно с Мизиано они практически монополизировали русское кураторское пространство и оттеснили от международных проектов кураторов созданного в начале 90-х Государственного центра современного искусства, которые на протяжении целого десятилетия отвечали за имидж России на Западе Венецианская биеннале, биеннале в Сан-Паулу и т. Наконец, они запустили проект Московской биеннале, которым художественное сообщество бредило с середины 90-х. В 2003 году совместными усилиями они провели конференцию «Большой проект для России», на которую обсудить перспективы проведения в России международного художественного форума приехали известные международные кураторы — Харальд Зееман, Джермано Челант, Франческо Бонами, Роберт Сторр и Ханс-Ульрих Обрист.
Всем казалось, что события разворачиваются по идеальной схеме, но за полгода до открытия биеннале случился скандал: интернациональная команда кураторов, в которую входил и Бакштейн, а также художники обвинили Мизиано в саботаже работы над биеннале и в распускании нелепых слухов. В результате Мизиано был отстранен от подготовки выставки и удален от других государственных инициатив. Георгий Литичевский. Бумага, акварель. Рассуждая о специфике кураторской деятельности Мизиано и Бакштейна, искусствовед Александра Обухова и художник Анатолий Осмоловский отметили скрытую конфронтацию и напряжение между этими двумя фигурами. Виктор Мизиано был сосредоточен на поиске нового в современном искусстве, он пытался формулировать тренды и открывать молодых художников, Бакштейн же занимался тем, что усиливал влияние теряющего идеологические позиции концептуализма, под который подгонял «все актуальное в современном арт-процессе». Впрочем, страсти по Мизиано вскоре улеглись. Сегодня мало кто в сообществе помнит про дела тех далеких дней. После 2005 года и Мизиано, и Бакштейн продолжили свою деятельность и занимались кураторской работой далеко друг от друга. Сonnecting people Публичность Бакштейна выходила далеко за рамки художественной среды.
Вплоть до десятых годов нашего века комиссар Московской биеннале занимал нестыдное место в первой десятке полушутливого рейтинга «самых красивых лысых мужчин» где-то между всесоюзным мачо Федором Бондарчуком и межгалактическим мачо Брюсом Уиллисом , его можно было встретить на открытии бутика Prada, с ним любили делать интервью глянцевые журналы, и его чаще, чем коллег, приглашали на свои эфиры телеканалы. И даже саму фамилию Бакштейн программа Microsoft Word не подчеркивает красной волнистой линией — значит, знает!
Сейчас идет полемика между коммерческим и некоммерческим секторами искусства о том, кому определять систему ценностей, и рынок похоже решил, что он «сам с усам». Кризис обострил все противоречия, цены на многие произведения искусства упали в разы, поскольку были неоправданно раздуты. Словом, та же ситуация, что и на большом финансовом рынке». Я замедляю шаг и делюсь с Иосифом Марковичем личным наблюдением, которое касается еще одного противоречия.
Мне кажется, что произведения современных художников могут быть любопытны, зрелищны, иллюстрировать какую-то социальную проблему, загадывать загадки, но почему-то нет работ, которые вызывают возвышенные чувства, восторг, трепет, благоговение, умиление. А вот восторг — это как раз то, что испытывали многие из тех, кто приходил на выставку в «Гараж». Они были поражены, потрясены, шокированы, тем, что выставлялось. Это гениальная выставка, которая рассматривает проблему зрелищности, которая никогда так радикально не рассматривалась. Согласно кураторскому замыслу выставка современного искусства — целостный организм, и событием является не отдельное произведение, а выставка в целом. Нужно иметь смелость, чтобы сочетать в одном выставочном пространстве вещи, которые многие считают аттракционом, с серьезными работами, произведения очень известных художников и работы художника-примитивиста Лобанова, который просидел 50 лет в психиатрической больнице под Ярославлем.
Это риск, и только люди, которые рискуют, имеют шанс победить. А возвышенные чувства, знаете ли — это из лексикона эстетики романтизма XIX века». Мне кажется, что риск и вызов — это не совсем те черты, которыми можно было бы характеризовать современное искусство; что современное искусство — главный воспитатель толерантности и что сегодня оно «довоспитывалось» уже до полной терпимости и ничего вызывающего быть не может. В частности, достоинства выставки «Против исключения» Ж-Ю. Мартена состоит в том, что он фундаментально пересматривает проблему изобразительности с привлечением самого широкого в геополитическом смысле круга художественных явлений, и сделано это очень ярко и оригинально, поэтому эта выставка и имела такой успех.
При этом Иосиф Маркович менял образы как хамелеон. Мог быть маленьким человеком с потрепанным портфелем, неприметным чиновником, осторожным бюрократом в должности замдиректора государственного РОСИЗО.
Даже в своей поздней и единственной книге «Внутри картины» 2018 он не сообщил ничего такого, что бы нас удивило. И одновременно он был высококлассным GR-специалистом government relationship , плейбоем-шармером, зажигавшим на танцполе с Ольгой Свибловой, и продвинутым йогом, который ради прикола мог иногда в компании показать «крокодильчика» — зависнуть в планке на руках параллельно полу. Он любил, знал и до последнего, пока позволяли силы, интересовался современным искусством и художниками. Ему было нескучно и нетяжело открывать новые имена. Вместе с Бакштейном уходит прекрасная эпоха — когда русские художники открывали для себя мир и мир с благосклонностью готов был открыться им навстречу.
Основатель Московской биеннале Бакштейн скончался на 79-м году жизни
Нам кажется, что это очень важно именно сегодня, тут вы правильно подметили. Потом все это будет переформатировано в выставку, а все дискуссии задокументированы. Ну что же несмотря на то, что это решение было принято из-за форс-мажорных обстоятельств, биеннале является флагманом современного искусства, где же как не здесь привлекать публику на сторону современного искусства. Иосиф Бакштейн: Да.
Как комиссар, опасаетесь ли вы каких-то неадекватных действий на биеннале? Иосиф Бакштейн: Будем решать вопросы по мере их поступления. Сегодня многие сравнивают то, что происходит в стране с тем, что было в Cоветское время, как по-вашему, возможно ли, что искусству в нашей стране вновь предпишут идеологическую функцию?
Иосиф Бакштейн: Элементы такого происходят, но все-таки это трудно сравнивать с тем, что было. Я помню 70-80е, и я участвовал в той культуре. Это была все же немного другая история.
Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей. Согласно ст. Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов и колумнистов. Сообщение отправлено.
Он был в приемной комиссии — серьёзный, внимательный, ироничный. И в первый же вечер практики студенты пошли купаться на реку. Иосиф Маркович с нами. Решил всем показать класс и встал в стойку на руках. Он уже тогда был в приличном возрасте, но делал сложные асаны из йоги. Все начали за ним повторять. Пытаться встать на руки. Он мог стоять и на одной. Это впечатляло. Такая физическая подготовка! Разумеется, правильно никто не смог повторить — все попадали, а Иосиф кинулся вплавь по реке. Как-то нам нужно было обсудить выставку, и мы зашли в кафе рядом с мастерской Кабакова. Сели за стол, но разговаривать было невозможно, так как музыка и шум перекрывали голоса. Пересели за другой столик, и тут Иосиф поворачивается в глубину зала и говорит своим командным голосом: «Почему так громко! Сделайте тише! Музыку выключили моментально. Переполненное кафе, полно народу, а он сказал это в никуда, и совершенно незнакомые люди послушались, и тут же перестали шуметь. Это всегда были такие светские мероприятия, куда все стремились попасть. Мы созванивались на дни рождения обязательно. Вплоть до последнего года. Представляю, сколько студентов ему звонили и писали. Удивительно и приятно, что обо мне помнил. Мое первое высшее образование было классическим художественным, и я была знакома со многими советскими художниками, которые в начале двухтысячных прозябали в мастерских, рисуя натюрморты. Все это было уже неактуально и никому не нужно. А институт постоянно привлекал новых прогрессивных кураторов и лекторов, расширяя наш кругозор.
Современное видео искусства. Almond, S. Bule, K. Geers, L. Gorlova, T. Hunter, A. Keskula V. Melamid, R. Meel, S. Rakauskaite, E-L. Semper, A-S. Siden, J. Венеция, Италия. Ahtila, A. Brener, O. Chernyshova, Dellbrugge — deMoll, J. Geismar, K. Kogler, O. Kulik, Z. Libera, S. Moral, N. Navridis, A. Serrano, Soo ja Kim, E. Koch, N. Solakov, Z. Tiehai, M. Toporovich, F. Tzaig, N. Кураторы: И. Бакштейн, Джоанна Кандл.
Умер искусствовед Иосиф Бакштейн
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.
Иосиф Бакштейн родился в 1945 году в Москве. С 1991 года являлся директором Института проблем современного искусства, ведущим научным сотрудником Института культурологии РАН. Выступал комиссаром нескольких Московских биеннале современного искусства в 2009, 2011, 2013, 2015 годах. По данным журнала "Москвич Mag", Бакштейн провел множество выставок в нашей стране и по всему свету.
Умер Юрий Соломин Последние дни жизни художественного критика прошли в больнице Лондона. По данным СМИ, врачи не смогли улучшить его состояние.
Бакштейн был директором Института проблем современного искусства с 1991 года.
Все права защищены. Сетевое издание "Absatz" зарегистрировано Роскомнадзором, реестровая запись от 31. Главный редактор Оя Е.
«Последние дни провел в больнице»: умер основатель Московской биеннале Иосиф Бакштейн
Не стало Иосифа Марковича Бакштейна (1945-2024), одного из самых известных кураторов, искусствоведов, создателя Московской международной биеннале современного искусства и Института проблем. "Сегодня в Лондоне в госпитале ушел Иосиф Маркович Бакштейн. Иосиф Бакштейн – искусствовед, художественный критик, куратор, комиссар Московской биеннале современного искусства. 1999 / Иосиф Маркович Бакштейн (1945, Москва) — советский и российский искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог. 12 января в Лондоне в возрасте 78 лет после продолжительной болезни умер Иосиф Бакштейн — искусствовед, критик и основатель Московской Биеннале современного искусства.
в этой рубрике
- Московская биеннале. Одни вопросы
- Бакштейн Иосиф Маркович: в каких юридических лицах значится
- Рассылка новостей
- Бакштейн Иосиф Маркович (ИНН 772912572450): в каких фирмах директор, учредитель
Юбилей Иосифа Бакштейна
Во всем мире знают его как куратора и искусствоведа: Иосиф Бакштейн был одним из тех, кто превратили первые десять лет XXI века Москвы в фейерверк мирового современного искусства», — говорится в сообщении. Бакштейн родился в 1945 году.
Almond, S. Bratvov, A. Bule, K.
Geers, L. Gorlova, T. Hunter, A. Keskula, V.
Melamid, R. Meel, St.
С 1991 года он был директором Института проблем современного искусства и ведущим научным сотрудником Института культурологии РАН. По материалам ТАСС.
Работал ведущим научным сотрудником Института культурологии РАН. Комиссар 3-6-й Московской биеннале современного искусства 2009, 2011, 2013, 2015 гг.
Юлия Музыкантская — о будущем Московской биеннале современного искусства
Светлая память, Иосиф Маркович. «Вообще Бакштейна можно описывать множеством эпитетов, но главный из них очевиден: он — большая любовь». Искусствовед, основатель Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн ушел из жизни в лондонском госпитале. Иосиф Маркович отвечает, что специальности такой в наших вузах нет, а в Институте проблем современного искусства, где он преподает, программа ориентирована на молодых художников. Бакштейн Иосиф Маркович и опосредованно связанные лица. По данным, содержащимся в ЕГРЮЛ, прослеживаются следующие косвенные связи лица с российскими организациями, их руководителями, учредителями.