Страстная неделя. Что такое Страстная неделя, чему она посвящена и что нужно в это время делать?
Сухоядение — это значит «без воды»?
особое время, когда в пищу употребляется сухая и грубая пища. Во время поста таких дня два. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни — сухоядение. употребление холодной, не проходившей термическую обработку пищи без добавления растительного масла. Во время поста верующие отказываются не только от пищи, но и от развлечений и греха.
Кому разрешается не соблюдать пост
- ИНФОРМАЦИОННЫЙ САЙТ ПРО ИКОНЫ, МОЛИТВЫ, ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ.
- Сухоядение
- Сухоядение в пост - что это и зачем | Православиум
- Что такое сухоядение в пост и что можно кушать?
- Основы сухоядения – советы на портале «Азбука рецептов»
Что такое сухоядение в пост и что можно кушать?
В Церкви призывают вступить в Великий пост без каких-либо взаимных обид. Для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Особых правил подготовки к посту универсальных для всех нет. В любом конкретном случае в церкви рекомендуют посоветоваться со священнослужителем. Главное - не принимать на себя то, что не по силам. Иногда бывает так, что верующий, особенно те, кто соблюдает пост впервые, ставят для себя слишком сложные задачи, строгий пост, не в силах его соблюдать в полной мере, разочаровываются и вовсе бросают. Ряд священнослужителей говорят, что лучше начинать с малого, если пока соблюдать пост по всей строгости не получается. Начало Великого поста — самое строгое. В первый день — Чистый понедельник — предписывается пить только воду и полностью воздерживаться от пищи.
Далее следует придерживаться сухоядения — это особый период поста, описанный в церковном уставе, при котором пища не варится и не жарится. В период сухоядения можно есть только хлеб, соль, фрукты, мед, орехи, овощи без термической обработки.
Распространяется преимущественно на монашествующих. Для мирян считается дополнительным подвигом, на который рекомендуется получить благословение духовника. Растительное масло и вино , хотя и приготовлены без термической обработки, употреблять в такие дни не дозволяется. Горячие напитки, включая кофе и компоты, не разрешены. Запрещается употребление любой пищи животного происхождения, в том числе мяса , рыбы, яиц, молока и молочных продуктов.
Благовещение, когда бывает в Великую пятницу, то согласно Типикону назначено сухоядение, но при этом разрешено вино. Еда, состоящая из хлеба и другой сухой пищи; вообще скудная еда. Погуляли, поспали, блинов покушали, а завтра сухоядение, покаяние и на работу пожалуйте.
Что такое Страстная седмица? Страстная неделя - это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Эта неделя хоть и считается частью Великого поста, на самом деле, по церковному канону является отдельным периодом, в который сохраняются и даже усиливаются ограничения Четыредесятницы первых 40 дней поста.
Страстная неделя - это время, когда верующие христиане сопереживают и разделяют все те страдания, которые пережил Иисус перед распятием. То есть в отличие от предыдущих недель поста фокус внимания смещается с внутренних переживаний и борьбы с искушениями на Спасителя, который ценой своей жизни искупил грехи всего человечества. Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти. Те, кто не постился во время Четыредесятницы, могут держать пост в Страстную неделю, однако с осторожностью и без крайностей. В целом, такой строгий пост на Страстной неделе предписывается в основном для служителей церкви и монахов, верующим достаточно отказаться от молочных продуктов, мяса, рыбы и алкоголя.
Растительный белок содержится в баклажанах, арахисе, чечевице, сое и всех растениях семейства бобовых. Календарь Великого поста в 2023 году 27 февраля — 5 марта, 1 седмица Великого поста Первая неделя Великого поста называется «Федоровой неделей». В это время принято вспоминать всех защитников православной веры. Название недели: «Феодоровская» или «Фёдоровская» связано с почитанием в субботу Православной церковью памяти Феодора Тирона. К праздничному столу готовят кутью , которую по традиции освящают на молебне после вечерни в пятницу. Первый день Великого поста. Женщины мыли и чистили кухонную посуду, очищая её от жира и остатков праздничной еды. Ни в коем случае нельзя доедать то, что осталось от Масленицы. Даже совсем бедные люди не брали оставшееся от масленичного стола. Всё отдавалось домашним животным. Начиная с чистого понедельника, весь Великий Пост принято было носить только старую поношенную одежду, пользоваться исключительно старой посудой. Тема чистого понедельника затрагивается ещё в Ветхом Завете , чтение которого во всех храмах начинается с этого дня, начиная с шестого часа. В этом часе читается Книга пророка Исаии I:1-20 , в которой в частности говорится: 16Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Андрея Критского и другие покаянные молитвы, напр.
Великий пост 2023: даты, суть, календарь питания
Согласно церковным традициям, сухоядение в Великий пост соблюдается по понедельникам, средам и пятницам. Сухоядением называют употребление в пищу тех продуктов, которые не подвергались какой-либо тепловой обработке. Рецептов блюд для питания в рамках сухоядения очень много. Всем людям, которые хотят держать Великий пост важно понимать, что дни сухоядения не предписывают какого-либо голодания или употребления сухой пищи.
Для периода сухоядения существуют свои базовые продукты и рецепты, которые способы насытить организм человека и дать ему необходимую для функционирования энергию. Рецепты для периода сухоядения в Великий пост Каши. Кашу возможно приготовить без нагрева.
Для этого достаточно залить овсянку или гречневую кашу водой в соотношении 1 стакан каши на 1 стакан воды. Залитую кашу необходимо оставить на ночь в холодильнике, усилив ее вкус после фруктами, овощами и другими сырыми постными продуктами.
Вступить в Великий пост без зла и обид. Для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Все семь постных недель монахи проводили в полном уединении в пустыне, поэтому перед тем, как разойтись, они примирялись друг с другом, зная, что кто-то мог не вернуться обратно к празднику Пасхи, — отмечает церковный публицист иеромонах Макарий Маркиш. Тем не менее каких-либо единых принципов подготовки к Великому посту, уверяет он, нет.
По-хорошему, этот вопрос нужно обсуждать со священником. Ведь, по словам монаха, «не человек существует для поста, а пост для человека». С точки зрения медицины не следует сильно наедаться во время масленичной недели — это чревато проблемами со здоровьем. Поскольку обилие жирной пищи противопоказано людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается. В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа. Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей. А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру. В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост. Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста? Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь. Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил! Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет. Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите. Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь. Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно. Да смотрите, здоровья не расстройте. He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом. Тело — раба послушная, но надо его вышколить. Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет. Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения". Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе». Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде". И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом. Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею. Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарством. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством. Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, — то принятие их не будет нарушением поста. Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, — то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух". Игнатий Брянчанинов : Св. Исаак Сирский в 10-м слове говорит: "… да не простреши ноги твоея выше силы, да не отнюдь празден будеши". Этот премудрый совет великого наставника монашествующих вполне может быть приложен Вам; потому что воздержанием, несоответствующим силам Вашим, Вы можете привести себя окончательно в слабость, лишитесь церковной службы и обществу Вашему, которому теперь приносите некоторую услугу, будете служить обременением. Игумен Никон Воробьёв : "Для больных, немощных и старых нет телесного поста, да и вреден часто. Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов и проч. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда. Сил и так нет, а пост телесный и утомление тела и вовсе не дадут силы для духовного делания. Желаю Вам здоровья и разума духовного. Господь да благословит и укрепит Вас! Рафаил Карелин : "Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других — соломе». Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть. При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником". При послаблениях поста их меру не устанавливают по своему желанию: больному надо обязательно учесть диагноз и предписания врача и потом взять благословение священника на послабление поста. Протоиерей Олег Стеняев объясняет, на каком основании священник даёт недугующим благословение на послабление поста: "... Протоиерей Сергий Филимонов пишет о практике применения принципа икономии в отношении поста: "Чтобы священник имел, на что опереться, принимая решение о послаблении поста, ему нужен ваш медицинский диагноз. Если точки опоры нет, он не может, не имеет права на глазок прикинуть состояние здоровья духовного чада и сказать: благословляю молоко, раз тебе так хочется. Напоминаю, что задача священника — благословить человека на пост, чтобы Господь ему помог поститься духовно и телесно. А мера соблюдения пищевого поста определяется для конкретного человека в зависимости от имеющихся заболеваний. Вы должны всегда говорить духовнику о своих медицинских проблемах. Например: «Батюшка, если я вовремя не приму этот препарат, у меня давление повысится до 160, а это гипертонический криз — прямо на литургии мне придется вызывать скорую помощь. Благословите мне принимать препарат до начала службы». Или вот так: «Я постоянно принимаю гормональные препараты, которые выводят кальций из костей, они становятся хрупкими и могут сломаться. На фоне приема этих препаратов необходимо постоянно есть то-то и то-то. Благословите меня, пожалуйста». Объясните четко, точно, конкретно, и он все поймет. Так принято в церкви — брать благословение. Другое дело, что все вопросы нужно задать в первую очередь не священнику, а лечащему врачу. Именно он должен оценивать схему вашего лечения. Так что лучше подходить к духовнику уже после того, как вы обсудили все медицинские детали со своим доктором. Правильная последовательность действий — сперва доктор, а уже потом духовник: «Батюшка, лечащий врач советовал мне делать то-то и то-то». И тогда священник может опираться на готовое решение профессионала. Ни в коем случае пациент не должен ссориться с лечащим врачом, перечить ему и обвинять в бездуховности, но при этом непременно должен хранить свою христианскую совесть и ценить церковную жизнь". Святые отцы учат, что даже если есть благословение духовника ослабить пост, всё равно потом следует покаяться пред Богом в нарушении устава Церкви по немощи. Священник освобождает больного человека от грехов самочиния, чревоугодия и от смущения при отступлении от устава, но правила Церкви никто отменить не может - поэтому в их нарушении по немощи надо принести покаяние.
Когда предусмотрено сухоядение в пост — Первые дни Великого поста монашествующие должны обходиться без какой-либо еды. Такое же предписание относится к пятнице Страстной недели. В остальные будние дни Устав предписывает сухоядение вторник и четверг разрешена теплая пища, но без добавления растительного масла. В субботу и воскресенье можно добавить в великопостные блюда немного масла. В Рождественский сочельник постящийся ничего не ест до первой звезды. Кому и зачем нужно сухоядение в пост Такие правила поста Устав предписывает только людям, которые отрешились от мирской жизни и приняли монашеский постриг. Для постоянно работающих, детей, больных и пожилых и других категорий людей нет отдельно прописанных правил и рекомендаций. Далеко не всем мирянам будет полезно строго следовать монашескому Уставу. Важно не перекладывать ответственность за свою духовную жизнь на Типикон, Святых Отцов и строгих аскетов-духовников. Во всем следует искать золотую середину. Сухоядение является средством отказа от комфорта, от изобилия продуктов питания в рационе современного человека. Эти ограничения помогают достичь духовного роста. Достигая определенного духовного состояния, человек лучше замечает собственные недостатки, черты характера, которые мешают богопознанию и богообщению. Однако недостаток масла в Палестине с лихвой восполняется употреблением в пищу маслин. Конечно, я не призываю нарушать уставные предписания, а лишь относиться с пониманием к тому, в каких условиях создавался Типикон и в каких условиях мы с вами живем. В пост нужно и испытывать чувство голода, и вставать из-за стола с бодростью, и пережить слова пророка «колени мои изнемогли от поста» Пс. Без этого пост — не пост. Однако не нужно забывать о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» Еф.
Значение слова «сухоядение»
Что такое сухоядение во время поста? - Ответы на вопросы | Во время поста верующие отказываются не только от пищи, но и от развлечений и греха. |
Великий пост – 2023: главные правила и подробный календарь питания с 27 февраля по 15 апреля | Что такое и что значит сухоядение в пост: для чего нужно, когда и как отказываться от горячей пищи, вкусные и простые рецепты. |
Роспотребнадзор рекомендует: как питаться во время поста | Смысл поста, постная трапеза, развлечения во время поста, великопостное богослужение, поминовение усопших Великим Постом, супружеские отношения во время Великого поста, пост у беременных женщин, детей и подростков, пост и нецерковные родственники и знакомые. |
Можно ли пить, курить и заниматься сексом в пост: неожиданные ответы священника | Во время поста СМИ, в том числе центральные телеканалы, обычно рассказывают о самых строгих, монастырских его образцах. Сухоядение, вареное без масла. |
Великий пост: главные правила и подробный календарь питания с 7 марта по 23 апреля | Губкин Новости Новости религии Великий пост – 2023: главные правила и подробный календарь питания с 27 февраля по 15 апреля. |
Сухоядение в пост: что это такое? Что значит сухоядение?
сухоядение (хлеб, овощи. фрукты) - их есть в первозданном виде или готовить можно (салат, например). Во время поста Церковь предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а но монастырским уставам, предписывается:в понедельники, среды и пятницы — сухоядение;по вторникам и четвергам — варёная пища без масла. Сухоядение, как упоминалось выше, один из самых сложных моментов в Великом посте, не считая тех дней, когда церковью предписывается полный отказ от пищи. Сухоядение – это одна из строгих степеней поста, допускающая употребление в пищу только холодной еды растительного происхождения без масла. Во время поста таких дня два. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Правила питания в Великий пост (так постятся монахи)
- Разрешённые продукты во время Великого поста
- В чем суть Великого поста?
- Диетолог: «Можно набрать вес, а можно, наоборот, похудеть при таком питании»
Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания
Как выходить из поста? Постепенно вводить продукты, которые были запрещены во время поста. Первыми на вашем столе должны появиться морепродукты и рыба. Затем постепенно вводите белковые продукты, белое мясо, курицу и красное мясо. На третьем месте яйца.
Самыми последними в рацион возвращаются молочные продукты. Очень важно на пасхальном столе не налегать сразу на еду, чтобы не нагружать желудочно-кишечный тракт. Это может быть вредно для здоровья. Поэтому пускай это будет история с заботой о себе, то есть постепенное вхождение.
Чтобы не сорваться, нужно во время поста выполнять правила и знать некоторые тонкости и моменты для того, чтобы себе не навредить, не ввести организм в состояние стресса. Какие сладости можно в пост? И мы, специалисты по питанию, очень радуемся этому. Какие сладкие продукты можно?
Немного фруктов, сухофруктов, цукатов и домашнего варенья в первой половине дня. Чем заменять продукты, которые нельзя в пост?
Иногда бывает так, что верующий, особенно те, кто соблюдает пост впервые, ставят для себя слишком сложные задачи, строгий пост, не в силах его соблюдать в полной мере, разочаровываются и вовсе бросают.
Ряд священнослужителей говорят, что лучше начинать с малого, если пока соблюдать пост по всей строгости не получается. Начало Великого поста — самое строгое. В первый день — Чистый понедельник — предписывается пить только воду и полностью воздерживаться от пищи.
Далее следует придерживаться сухоядения — это особый период поста, описанный в церковном уставе, при котором пища не варится и не жарится. В период сухоядения можно есть только хлеб, соль, фрукты, мед, орехи, овощи без термической обработки. Такое правило следует соблюдать в первую и последнюю неделю Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам.
По вторникам и четвергам можно есть термически обработанную пищу — но приготовленную без масла. Например, можно сварить картофель или потушить овощи, добавив только соль. Такие же ограничения действуют и на период Страстной седмицы, во все дни этой недели разрешено сухоядение, а в пятницу нельзя есть до выноса плащаницы во время вечерни.
На Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля в 2023 году и в Вербное воскресенье 9 апреля разрешено принимать в пищу блюда из рыбы, в Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем допускается употребление рыбной икры.
Для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Все семь постных недель монахи проводили в полном уединении в пустыне, поэтому перед тем, как разойтись, они примирялись друг с другом, зная, что кто-то мог не вернуться обратно к празднику Пасхи, — отмечает церковный публицист иеромонах Макарий Маркиш. Тем не менее каких-либо единых принципов подготовки к Великому посту, уверяет он, нет. По-хорошему, этот вопрос нужно обсуждать со священником. Ведь, по словам монаха, «не человек существует для поста, а пост для человека». С точки зрения медицины не следует сильно наедаться во время масленичной недели — это чревато проблемами со здоровьем. Поскольку обилие жирной пищи противопоказано людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Перед постом следует постепенно отказываться от скоромных продуктов, добавляя в свой рацион больше свежих овощей и фруктов.
Что можно и что нельзя делать во время Великого поста Великий пост не ограничивается исключением из рациона продуктов животного происхождения и алкоголя. Он подразумевает духовное очищение, которое означает воздержание от некоторых повседневных занятий. Во время поста нельзя унывать, злиться, раздражаться, ругаться, сплетничать, таить обиды и зависть. Рекомендовано воздержаться от развлечений и веселья. Свободное время необходимо уделить молитве и посещению храмов. В пост приветствуется благотворительность, забота о близких и помощь нуждающимся людям. Можно ли крестить ребенка Крещение разрешается церковью в любой день года. Можно ли играть свадьбу В период поста молодожены могут планировать законное оформление отношений в государственных учреждениях расписываться.
Отгулять свадьбу и обвенчаться в таком случае лучше после окончания поста. Можно ли венчаться Церковь не благословляет связывать себя семейными узами во время поста. Существует поверье: «Брак, заключенный в пост — пустой: в семье не будет согласия, и она скоро распадется». Венчание в этот период не совершается. Можно ли отмечать День рождения Во время поста приветствуется общение с семьей и близкими людьми. Однако на таких посиделках следует воздержаться от переедания, употребления алкоголя, танцев, песен и развлекательных конкурсов. Можно ли зачинать ребенка В церкви нет запрета на зачатие ребенка в период поста. Приветствуется воздержание супругов от интимной близости во время поста по обоюдному соглашению. Если же в пост был зачат ребенок, то это никак не отобразится на его будущем.
Можно ли поминать усопших Во время Великого поста дома можно ежедневно поминать усопших. Церковью совершается литургическое поминовение по субботам и воскресеньям, а также в особые праздничные дни — субботы второй, третьей и четвертой недель. Можно ли читать светскую литературу В пост не распространяется запрет на чтение литературы. Духовники рекомендуют обратить внимание на книги, которые имеют духовное содержание. Такие произведения можно найти в классической русской литературе. Великий пост у католиков У католиков Великий пост начинается с Пепельной среды за 40 дней до Пасхи. Католические и Православные традиции во многом отличаются. Для католиков суть поста состоит в самосовершенствовании и духовном очищении. В этот период уделяется внимание молитве и милосердию.
Люди сдерживают себя от увеселительных и развлекательных мероприятий, стараются примириться с окружающими, занимаются благотворительностью. По воскресеньям все ограничения снимаются. Гастрономические запреты у католиков не такие строгие и не считаются обязательными для соблюдения. В период поста воздерживаются от мясной пищи. Остальные продукты животного происхождения разрешены к употреблению.
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
Это дни сухоядения. Такой строгий пост нужно держать в понедельник, среду и пятницу — получается достаточно много дней на протяжении всех недель поста. Сухоядение указывает на самую строгую форму поста. В субботу православные могут употреблять сырые продукты без масла в рамках сухоядения.В 2023-м Великий пост завершается в воскресенье, 16 апреля. Пост в дни сухоядения может включать в себя только сырые овощи и фрукты, орехи, а также черный постный хлеб. Во время поста следует принимать еду позже, чем в обычное время – после полудня, если, конечно, позволяют обстоятельства жизни и работы.