Бурхан-Халдун Координаты: Координаты: 48°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я)48.783333, 109.16666748°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я) (T). Согласно указу, ежегодный обряд почитания горы Бурхан Халдуна будет проводиться на новом обоо (возвышенность, вокруг которой совершается религиозный обряд) у ее подножия. Гора Бурхан-Халдун. Наибольших успехов добились французские исследователи во главе с археологом Пьером-Анри Жискаром, которые решили исследовать горный массив при помощи. Президент "Манчестер Сити" Халдун Аль Мубарак дал большое интервью официальному сайту "горожан".
Курултай надежды
Главком ВС Судана распустил Силы быстрого реагирования: Политика: Мир: | Кроме того, окрестности горы Бурхан-Халдун считаются местом рождения и захоронения Чингисхана. |
Большое интервью Халдуна Аль Мубарака - 19 Июня 2023 - Сайт болельщиков "Манчестер Сити" | 1) "Склоны Бурхан-Халдуна служили покорителю мира убежищем, местом поклонения, дворцом и, в конечном итоге стали его гробницей". |
Бурхан Халдун - Burkhan Khaldun | хранителем, – говорит тюрколог. |
Найдут ли могилу Чингис-хана? Лидары наступают и... выигрывают? - .Взор — КОНТ | Работавшая на горе Бурхан-Халдун международная экспедиция якобы нашла вход в гробницу, но монгольские власти запретили дальнейшие раскопки и даже не разрешили писать об этом. |
Великая гора Бурхан-Халдун
Великая священная гора Бурхан-Халдун и ее окрестности в Монголии вошли в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно легенде, на вершине горы Бурхан-Халдун, расположенной на территории Хэнтэйского аймака в Монголии, покоится прах великого Чингисхана. В этом документе Бурхан Халдун подробно описан и упоминается 27 раз, что свидетельствует об уникальном положении горы в наследии Монголии.
Монголия окажет поддержку Тюркской академии в проведении исследовательских работ
Если говорить простым языком, Чингисхан однажды поверил в себя, в то, что само небо дарует ему верховную власть и силу эту власть удержать. Великий хан с 1246 по 1248 годы, внук Чингисхана Гуюк в письме к Римскому папе указывал , что монгольская власть — от бога, и призывал папу прийти к нему на поклон вместе «со всеми королями»: «Волей бога все земли от востока до запада находятся под нашей властью. Если бы на то не было воли бога, как могло бы такое случиться? Внук Чингисхана Великий хан Мунку заявлял Рубруку: «Монголы верят, что есть лишь один бог, он дал человеку много пальцев и дал ему много путей…». Об этом же в 1254 году Мунку писал в письме к Людовику IX, королю Франции: «На небесах есть лишь один бог, а на земле есть один хозяин — Чингисхан». Монотеизма в тенгризме не было: Тенгри-хан вершил свои дела вместе или в борьбе с другими божествами.
Пантеон богов представлялся так: наверху Тенгри, ниже ханы и герои, а еще ниже — боги и духи-нойоны. Божество Умай заведовало сроком жизни людей, Эрлик надзирал над царством мертвых. Как и в культе бон, в тенгризме вселенная состояла из трех миров — мира богов, мира людей и мира водяных духов. Недаром само имя Чингисхан означало «Повелитель многих вод». Как и в тенгризме, в мире культа бон существовало белое божество света и добра и черное божество войны и горя.
А сам Потрясатель вселенной, скорее всего, молился только богу неба Тенгри и больше никому. Григор Акнерци «Истории народа стрелков» Армения, 1271 год «От самих татар мы слышали , что они… жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны. У них не было… богослужения, а были войлочные идолы, которых они и до сих пор переносят с собою для разных волшебств и гаданий… Когда они изнурены были этой жалкой и бедственной жизнью, их осенила внезапно здравая мысль: они призвали себе на помощь Бога, Творца неба и земли, и дали ему великий обет — пребывать вечно в исполнении Его повелений». Семья Джувейни занимала при монголах руководящие посты. Очевидно, он знал предмет дискуссии и свидетельствовал , что Чингисхан вообще не отправлял никаких религиозных обрядов и никому не молился.
Именно поэтому он недолюбливал религиозных фанатиков и терпимо относился к людям разных верований, поддерживая в побежденных народах мудрых старейшин, не сопротивлявшихся монголам, и приказал в Яссе так же поступать и потомкам. Это не мешало ему поощрять воинские добродетели — преданность, стойкость, — ненавидеть трусость и считать, что религиозность — хорошее качество для воина, позволяющее верующему человеку без страха глядеть в будущее. Не мешало это ему и убивать. После смерти Чингисхан был обожествлен — монголы до сих пор почитают его как хранителя страны. Но тенгрианской империи не суждено было выстоять.
То, что было скреплено железной волей одного человека, быстро пало под напором ислама. Уже через 100 лет при хане Узбеке Золотая Орда стала исповедовать ислам, а сыновья и внуки хана вернулись к шаманизму, переженились на несторианках из племени кереитов или стали буддистами. Чингисхан словно предчувствовал это.
Обзор Сакральная значение Бурхан-Халдун В картине мира средневековых монголов Бурхан-Халдун — один из сакральных центров. У подножия Бурхан-Халдуна находилось родовое кочевье Чингисхана, на склонах он спасался от преследований меркитов. Упоминается, что пленного меркитского вождя Хаатай-Дармалу «посвятили Бурхан-Халдуну», надев на шею колодку, хотя не ясно, оставили его при этом живым или убили.
Место их захоронения охранялось особой тысячей воинов. В настоящее время большинство исследователей идентифицируют Бурхан-Халдун с находящимся в аймаке Хэнтий Монголии горным хребтом Хэнтэй с центральной вершиной Хан-Хэнтэй. ARD В перечень всемирных ценностей также было включено более десяти объектов.
Реликвии Иерусалимского Храма Ковчег Завета, а также другие реликвии и ценности, хранившиеся в Иерусалимском Храме В Израиле, в Ираке на месте бывшего Вавилона, в эфиопском городе Аксум На протяжении столетий кладоискатели, историки и археологи ищут сокровища Иерусалимского Храма, который стоял на Храмовой горе и был центром религиозной жизни еврейского народа с X по VI век до н. В первую очередь всех интересует судьба Ковчега Завета — еврейской святыни, которая символизировала союз Бога с народом Израиля. В этом ящике, полученном Моисеем от Бога на горе Синай, согласно верованиям, хранятся скрижали Завета с десятью заповедями, сосуд с манной и посох Аарона. Его подробные описания есть в Ветхом Завете, и, кроме прочего, сказано, что он отделан чистым золотом. Считается, что Ковчег Завета был вывезен во время разрушения Храма царем Навуходоносором, после чего был надежно спрятан, но где — тайна. Также бесследно пропали сотни тонн золота, серебра и прочих ценностей из храмового хранилища. Подсказкой к их обнаружению, по мнению многих ученых, может стать Медный свиток — одна из легендарных кумранских рукописей, известных также под названием «свитки Мертвого моря».
Этот древний документ, найденный в пещере Кумрана в 1953 году, представляет собой опись спрятанных сокровищ с указанием мест для поиска — правда, довольно абстрактных. Упомянуто более 60 тайников, в которых в сумме хранится 65 т серебра и 26 т золота. Текст с хрупкого Медного свитка с риском для артефакта был расшифрован в 1955 году, и с тех пор не утихают споры о реальности существования описанных богатств. Многие считают, что никаких сокровищ и не было, указывая на то, что ессеи кумранской общины, составившие этот текст в 50—100 годы н. Последний раз ее видели в 1945 году в Кенигсбергском замке за три дня до штурма города. Несмотря на версии о гибели Янтарной комнаты в результате пожара или разложения, ее продолжают упорно искать в разных частях света: не только в Европе, но даже и в Америке. То некий Вильгельм Крафт, бывший солдат вермахта, сделает заявление, что шедевр зарыт в землю в датской деревне Асаа, то российские историки ищут Янтарную комнату в Калининграде под тайным бункером последнего коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша. По факту сейчас посмотреть можно лишь на ее копию. Клад Байкала и золото Колчака Фото: Wikipedia.
Бурхан Халдун-Баян даваа
Интерфакс: В окружении главнокомандующего вооруженными силами Судана генерала Абделя Фаттаха аль-Бурхана нарастает недовольство им в связи со сложностями военной кампании. Гора Богд-Хан-Уул, наряду с двумя другими священными горами — Бурхан-Халдун и Отгон-Тэнгэр — стала кандидатом в список всемирного наследия ЮНЕСКО 6 августа 1996 года по. Подписывайтесь на нас в Google News. Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter. О погребении Чингисхана в местности Бурхан-Халдун сообщается в “Сборнике летописей” Рашид-ад-дина, официального историографа монгольского двора. На прародине Чингисхана, в районе горы Бурхан-Халдун, где, считается, его похоронили, действительно существовали запретные территории, куда нельзя было заходить простым.
Могила Чингисхана: почему не могут найти последнее пристанище великого завоевателя
Вся жизнь Чингисхана, от рождения до погребения, была связана с этой горой, как ипостасью горы Бурхан-Халдун «Священная ива», «Ивовый холм»; переводят и как «Бог Небес». По преданиям, у подножия горы находилось родовое кочевье Темучжина имя великого хана , на ее склонах он в юности укрывался от меркитов, жаждавших его смерти, возле нее он охотился и отдыхал. Чингисхан сам назвал гору священной и провозгласил: «Бурхан-Халдуном защищена как щитом жизнь моя, подобная жизни ласточки… Будем же каждое утро поклоняться ей и каждодневно возносить молитвы. Да уразумеют потомки потомков моих! В этой горе великий хан нашел и свое упокоение, хотя до сих пор места его погребения здесь так и не обнаружено. Не удивительно. Приближенные Чингисхана исполнили волю вождя, пожелавшего скрыть от грядущих поколений место своего захоронения. Поисками могилы Чингисхана безуспешно занимались в течение нескольких столетий грабители древних захоронений. Второй век ищут ее и археологи разных стран, хотя многие исторические источники «Сокровенное сказание монголов», «Тайная история монголов», «Книга» Марко Поло, «Сборник летописей» Рашид-ад-Дина и др.
Дело обстояло так. В 1226 г. Чингисхан вторгся в пределы царства тангутов и осадил их столицу город Чжунсин. На следующий год, в результате скоротечной болезни ранения или падения с лошади великий хан скончался. По дороге они убивали всё живое, что им попадалось, пока не доставили [гроб] в орды… В Монголии есть большая гора, которую называют Буркан-Калдун.
It testifies to his efforts to establish mountain worship as an important part of the unification of the Mongol people.
По данным западных СМИ, ВС Судана имеют превосходство в воздухе, однако у них мало эффективных сухопутных подразделений. Военные контролируют восток и север страны, а аль-Бурхан ранее перебрался в Порт-Судан. В то же время СБР с первых же дней конфликта взяли под контроль большинство районов столицы Хартума, затем добились значительных успехов в боях за регион Дарфур.
Однако, уточнил он, никто не хочет переворота, чтобы не нарушить структуру командования ВС Судана в разгар боев с СБР. С 15 апреля в Судане идет вооруженный конфликт между суданскими военными и СБР. Точное число погибших неизвестно.
Гора Бурхан-Халдун 2450 метров
Между столбами сделаны растяжки, на которых развешаны голубые и желтые хадаги — ритуальные ленты. К югу от центрального столба располагается невысокое обо — ритуальная каменная насыпь, заключенная в шестиугольное деревянное основание, в центре которого возвышается деревянный столб, выточенный в форме копья и оплетенный голубыми хадагами. Выше по течению долина реки Керулен сужается между скалистыми холмами. Эта территория имеет традиционное название Ууд-Мод Дверь дерева.
Ритуальное дерево на этой территории находится на левом берегу Керулена — это старая лиственница с двумя параллельными стволами, растущая из самой середины херексура — культового комплекса эпохи ранних кочевников, представляющего собой кольцевую каменную оградку диаметром 15 м с центральной насыпью диаметром 8 м и высотой 0,5 м, на которой вокруг стволов лиственницы возведено невысокое обо. Нижние ветви лиственницы увешаны голубыми хадагами. Севернее, в центре небольшой долины левого берега Керулена на невысоком скалистом холме расположено редко посещаемое обо в полуразрушенном состоянии — невысокая каменная насыпь, над которой сооружен ритуальный шалаш из длинных ветвей и стволов молодых деревьев, высотой около 2 м, на который повязаны синие и желтые хадаги.
Вокруг центрального обо фиксируется несколько небольших полуразрушенных каменных насыпей — периферийные обо. Дорога очень тяжелая, малоезженая, часто идет по заболоченным местам. Незадолго до нас по ней не смог пройти отряд российско-монгольской биологической экспедиции на ГАЗ-66.
Горы Хэнтэя здесь и далее покрыты густой кедрово-лиственничной тайгой. Реки неглубокие, очень чистые и быстрые, вода в них стремительно несется по каменному ложу. Стационарные поселки в горах Хэнтэя отсутствуют, стада не пасутся.
Изредка встречаются рыболовы и охотники. По их свидетельствам, паломники прибывают на Бурхан-Халдун, как правило, один раз в год — в районе 11 июля праздник Надом. В другое время года изредка бывают только иностранные паломники — обыкновенно, буряты.
Перевал Порог Неба очень тяжел для автотранспорта, на его склоне стоит голубой кузов от брошенного микроавтобуса. Здесь расположено крупное обо — каменная насыпь двухметрового диаметра и высотой 0,3 м, на которой возведен деревянный шалаш высотой 2 м, со входом, обращенным на юг. Ветви шалаша украшены голубыми хадагами, на камнях обо лежат многочисленные приношения — деньги, пустые бутылки из-под водки, пачки чая и табака.
Севернее дорога пересекает в брод Керулен и движется на север по долине реки Богд, неоднократно пересекая саму реку. Колея практически не езженная, дорогу приходится проходить на пределе возможностей автотранспорта. Это предположение соответствует топографическим описаниям источников.
В таком случае, кочевье Темучжина в местности Эрги-Бурги должно было располагаться непосредственно в устье реки Богд Тенгелик , где несколько расширившаяся долина позволяет выпасать небольшое количество скота. Вид на вершину Хэнтэй-Хан открывается из долины Богд, в 5 км к северу от ее устья. Гора возвышается над всеми окружающими вершинами, имеет форму усеченного конуса, на верхней, ровной площадке которого небольшим усеченным конусом поднимается сама вершина.
На вершине хорошо просматривается крупное обо. Здесь же, у дороги, сооружено небольшое каменное обо с голубыми хадагами, такие же хадаги повязаны на ветви придорожных кустарников.
И отправил младшего брата к ним. Когда Добу-Мэргэн подъехал к кочевникам, то увидел действительно красивую девушку. Оказалось, что она имеет высокий статус и не замужем. Звали её Алан-гуа, была дочерью предводителя рода хори-тумэдов Хоридой-Мэргэна. О том, как поженились Добу-Мэргэн и Алан-гуа, подробно описывается в «Сокровенном сказании монголов», поэтому приводить здесь не буду, скажу только, что он её насильно выкрал.
В «Сокровенном сказании» пишется, что этих трёх сыновей она родила не от земных людей, а от некоего луча с неба. У красивой и умной Алан-гуа была необходимость в такой легенде, После смерти Алан-гуа её сыновья, то есть братья, рассорились между собой, и, когда делили имущество, то младшему брату Бодончар-Мунхагу ничего не дали, и он кормился и выживал тем, что сам добывал на охоте. Однажды Бодончар-Мунхаг напал на кочевой народ, победил и стал его предводителем - ноёном. От старших сыновей Бодончар-Мунхага произошёл монгольский род борджигинов. По сообщению персидского историка X1V века Рашид ад-Дина, борджигины, к которым относился и Чингисхан, означает «синеглазые». Представители этого клана отличались синим цветом глаз и рыжими волосами. Если изучить фактические сведения, данные в «Сокровенном сказании монголов», то между Алан-гуа и Чингисханом насчитывается десять родившихся людей мужского пола.
От Есугэй-Батора в 1162 году родился сын, которого назвали Тэмуджином впоследствии - Чингисхан. Таким образом, Добу-Мэргэн монгол и Алан-гуа можем сказать, хори-бурятка являются основоположниками рода чингисидов. Все их потомки по материнской линии являются, по-бурятски, нагасанар. Другие версии Некоторые исследователи находят несколько иные исторические предания и записи, конкретизируя происхождение хори-бурят. Вот, например, такие. Предками бурятского рода были, как говорилось выше, Буртэ-Шоно и Гуа-Марал. От них повёл родословную человек по имени Барга-Батор Барга.
Он обзавёлся семьёй, обосновался и стал жить на южном берегу Байкала. Когда дети повзрослели, Барга определил им дальнейшую дорогу. Сына Бурядайя оставил возле себя. Он был нрава общительного, трудолюбивым, способным к домашним делам. Отец передал ему весь скот и имущество. Сына Олюудайя отправил с подчинёнными ему людьми на запад к хребтам Алтай-Хангая с богатой хорошей травой, водой и деревьями. В последующем его потомки ввиду сложившихся сложных обстоятельств переселились в Восточную Европу и стали называться хальмаг калмыки.
Поскольку любимым занятием Хоридойя была охота, то отец, подарив ему лук, стрелы и колчан, отправил его на горно-лесистую местность, чтобы он и его люди выживали путём охоты.
Но вовсе не потому, что не было как самого Чингисхана, так и его могилы. Конечно, в истории существовал и сам «Потрясатель вселенной» и, соответственно, место его захоронения. Но скорее всего найти его могилу, а точнее целый некрополь самого Чингисхана и ряда его потомков , практически невозможно. И вот почему. Хотя мы располагаем весьма подробным описанием как похорон Чингисхана, так и местности, где они прошли, которое оставил нам Рашид ад-Дин в его сборнике летописей «Джами ат-таварих», неудачи преследуют тех, кто пытается применить его к поискам на указанном там месте, называемом «гора Бурхан-Халдун».
Пересказ визирем на службе монгольских властителей Ирана, то есть Рашид ад-Дином, той легенды, которую ему рассказывали многие знатные монголы в конце XIII в. Это-то и заставляет большинство ищущих «могилу Чингисхана» следовать именно ей — ведь в ней есть и точные географические ориентиры, и ссылки на реальные погребальные традиции монголов хоронить обязательно на родине, там же, где и родился , и некоторые другие достоверные детали их верований и обычаев XII — XIII вв. Также правильно Рашид ад-Дин сообщает, что место захоронения Чингисхана стало некрополем и других каанов — Угэдэя, Гуюка, Мэнгу-каана, а еще 4-го сына Чингисхана Тулуя и его сыновей, правивших в Центральном улусе, то есть Ариг-Буги, Хубилая, а также и их потомков. Последнее подтверждается и «Юань ши», где говорится, что Чингисхан, Угэдэй, Гуюк, Мэнгу-каан, Хубилай и его внук каан Тэмур «похоронены в ущелье Циняньгу» где гу — по-китайски «ущелье», а Цинянь — транскрипция иероглифами собственно монгольского наименования этого ущелья. И в сообщениях «Юань ши» о похоронах императоров династии Юань также повторяется фраза про захоронение в «ущелье Циняньгу». Китайские комментаторы «Юань ши» выдвигают предположение, что это ущелье находилось в районе возвышенностей на северо-западе уезда Ундэр-Сумэ Автономного района Внутренняя Монголия в КНР.
Но с не меньшим основанием это может быть название какого-то из ущелий в горном районе Хэнтэй ныне там находится Хан-Хэнтэйский природный заповедник , где под его высшей точкой, горой Хан-Хэнтэй она же Хэнтэй-Хан-Ула , и понимают «гору Бурхан-Халдун». Но надо признать, что увлеченные такими подробностями исследователи совершенно упускают из вида одну важную деталь рассказа Рашид ад-Дина — о секретности, с которой проводились все эти захоронения. Причем секретности жесточайшей, требовавшей умерщвлять свидетелей. Кроме того, следует учитывать, что уже в первой трети XIV в. Да и следующих за ним уже хоронили тоже в совсем ином месте. А из внимательного изучения сообщений в заключительных абзацах «Основных записей», то есть анналов правлений нескольких предыдущих императоров то есть бывших до Вэнь-цзуна , можно понять, что и их тоже не хоронили в этом некрополе.
Ведь там, после этикетной фразы «похоронен в ущелье Циняньгу», зачем-то добавляется фраза «вслед за всеми гробницами государей», которой не было в описаниях похорон всех императоров до Ин-цзуна Гэгэн-хаган по монгольскому имени, убит заговорщиками 4 сентября 1323 г. Это и доказывает, что в так называемых шилу «правдивые записи», они и были основой для написания вышеназванных «Основных записей» , ведшихся синхронно дням правления императоров Юань придворными историографами, фраза «похоронен в ущелье Циняньгу» писалась лишь стереотип но, в соответствии с традицией, но не с реальным положением дел. Так что, вероятно, Ин-цзуна, первого из числа императоров Юань, не похоронили в некрополе Чингисхана — как результат его гибели от рук заговорщиков и ненависти к нему узурпатора. А где именно были похороны, придворным историографам поздней Юань это было уже неизвестно — место гробницы делалось тайной, вот поэтому в шилу лишь добавлялась туманная фраза о «вслед за всеми гробницами государей». Именно эту фразу из шилу потом повторяли и авторы «Юань ши». Конечно, может показаться, что это гипотеза, основанная только на интерпретации небольшого фрагмента текста «Юань ши».
В нем, в частности, есть раздел, где говорится о погребальном ритуале именно позднеюаньских императоров: «Внутри дворца юаньского императорского двора используются деревянные колоды, у которых с двух торцов продолблены отверстия внутрь ее [колоды]. Останки помещаются внутри них. Их глубоко зарывают, а потом — используют 10 000 коней, чтобы затоптать и заровнять [место захоронения], и ждут пока там зазеленеют травы. Отменяют строгую охрану [захоронения] только тогда, когда уже все холмики вокруг сгладятся. Не стоит возвращаться и искать признаки [захоронения] — никаких следов не остается». Как видим, помимо сведений о мерах по поддержанию режима секретности, Е Цзы-ци сообщает, что некрополь поздних юаньских императоров и членов их семьи находился в совсем в другом месте, чем гора Бурхан-Халдун, находящаяся в районе Хэнтэйского хребта в Монголии.
Все это говорит о том, что с 20-30-х годов XIV в. После падения династии Юань в Китае 1368 г. А живых свидетелей к тому времени и быть не могло, ведь как выше написано, практика захоронений в «ущелье Циняньгу» прекратилась почти полвека назад. Есть и еще одно обстоятельство, обеспечивавшее секретность некрополя Чингисхана. Вот что сообщает Сюй Тин в своем отчете в составе сводного сочинения «Хэй-да шилюэ» оно состоит из записок этих двух китайских разведчиков : «[Я, Сюй] Тин видел могилу Тэмочжэня, находящуюся на берегу реки Лугоу. Горы и река окружают [ее].
Мне передали рассказ, что Тэмочжэнь родился в этом месте, поэтому [когда он] умер, то и похоронили [его] там же. Не знаю, действительно ли это так или нет». Сомнения Сюй Тина совершенно основательные — «река Лугоу» это китайское название р. Керулен, где Чингисхан Тэмучжин не мог родиться, ведь место его рождения было в истоках рек Тола и Онон, то есть хребта Хэнтэй, о чем всем монголам было отлично известно. Можно было бы это списать на ошибку переводчика или недопонимание самого Сюй Тина, но ведь точно так же дезинформировали Пэн Да-я, о чем он сам пишет: «Их [черных татар] могилы не имеют курганов. Что касается могилы Тэмочжэня, то [вокруг нее] воткнуты стрелы в качестве ограды шириной свыше 30 ли и патрулируют всадники в качестве охраны».
Но проблема заключается в том, что Пэн Да-я не был далее Каракорума — его маршрут пролегал от Яньцзина, то есть совр. Пекина, до Каракорума и обратно той же дорогой. А гора Бурхан-Халдун находится в 450 км к северо-востоку от Каракорума. Ни о каких «30 ли», то есть 15 километрах, и речи быть не может. Все это наводит на мысль о продуманной системе дезинформации касательно «могилы Чингисхана», которая до сих пор путает следы поколениям исследователей. А потому — если ее и найдут, то скорее всего по исключительной и редкой случайности.
Хуский варвар 5 мая. Славная история Чингисхана была привлекательной, поэтому он стал героем многих народов. Монголоязычные племена, начав объединяться, охотно приватизировали самоназвание татарского племени «монгол», заодно и Чингизхана. Было бы ошибкой утверждать, что Чингисхан не имеет никакого отношения к казанским татарам. Полулегендарное свидетельство об уничтожении Чингисханом всех татар как кровных врагов относится только к конкретным татарским племенам, иначе трудно было бы объяснить, почему у Чингисхана две любимые жены были татарками, а его армию и государство называли татарским. С тем, чтобы не было путаницы татар с монголами, следует в качестве аргумента привести сообщение Рашид ад-Дина: «Согласно тому, что изложено в предисловии к этой благословенной книге, монгольские племена были одной из групп общей массы тюркских племен, их облик и речь сходны между собою… Все их юрты простираются от пределов страны уйгуров до границ Хитая и Джурджэ в тех областях, которые ныне называют Могулистан…».
Рашид ад-Дин точно знал, кто такие монголы и кто такие татары, поскольку жил среди них. К сожалению, ассоциация с современными монголами мешает пониманию процессов древнетюркского периода. Итак, исторические монголы были «одной из групп общей массы тюркских племен»! Общепринятая версия гласит, что некие монголы, ведомые Батыем, завоевали Русь. О монгольском нашествии написаны горы книг, хотя о присутствии собственно монголов на Руси нет никаких свидетельств. За все время изучения русской истории не нашли ни одного текста на монгольском языке.
Пайцзы верительные грамоты , найденные на территории современной России, вряд ли могут служить доказательством присутствия монголов, ведь пайцзу выдавали в столице Монгольской империи Каракоруме. Внесем ясность в средневековый период истории татар и монголов, которые идут в связке как татаро-монголы. Монголы всегда жили и живут в Монголии и на Русь никогда не нападали. Поэтому монгольского нашествия не могло быть в принципе. Татары же всегда жили на своей территории, правда, в Средние века она была большой — от Дуная до Дальнего Востока. Войны, которые вел Чингисхан, называют монгольскими завоеваниями, но сам великий полководец не был монголом.
В фамильной истории династии Юань «Сокровенное сказание монголов» 1240 записано, что Чингисхан «был высокий, рыжеволосый, с зелеными глазами и носил длинную бороду». Тимучин из Борджигинов был высокого роста с величественной осанкой, имел широкий лоб, носил длинную бороду. На известной миниатюре Марко Поло «Венчание Чингисхана на царство» Чингисхан изображен с европейской внешностью и белой бородой. Со временем все больше появляется аргументов в пользу немонгольского происхождения чингизидов. На это указывали изображения сокола семейного знака на золотых украшениях. Радиоуглеродная датировка могил относит их к 1130-1250 гг.
Ученые полагают, что исследованные ими скелеты принадлежали родственникам Чингисхана. Анализ ДНК скелетов Борджигинов по мужской линии показал их принадлежность к гаплогруппе R1b-M343, что типично для европейцев. Эта версия расходится с принятой историками точкой зрения о том, что Чингисхан принадлежит к монголоидной расе, а значит, должен был бы иметь гаплогруппу C3c-M48. Кстати, у современных татар встречаются самые разные гаплогруппы. Это и неудивительно, ведь татары смешивались на протяжении своей истории с представителями многих этнических групп, однако в их крови практически не встречается «монгольская» гаплогруппа «С». Тем не менее все историки упорно пишут «татаро-монголы», не задумываясь о происхождении самого термина.
Сохранившиеся свидетельства очевидцев средневековых событий на Руси и в Европе не упоминают монголов и говорят лишь о татарах. Этих свидетельств много, и они достойны доверия. По свидетельству Марко Поло, в его время татары уже не имели одного центра власти, как это было при Чингисхане. Звание императора всех татар сохранилось, но оно стало номинальным. А империя раздробилась на отдельные государства, причем порой воюющие между собой. Все указанные правители являлись многочисленными потомками Чингисхана.
Что касается внешности ранних татар, то автор летописи описывает Кублая явно не монголоидом: «Великий государь царей Кублай-хан с виду вот каков: роста хорошего, не мал и не велик, среднего роста; толст в меру и сложен хорошо; лицом бел и, как роза, румян; глаза черные, славные, и нос хорош, как следует». Кстати, на многочисленных европейских гравюрах татары неизменно изображаются как европейцы. Впрочем, они не только антропологически были европейцами, но и одежду носили «европейскую». Точнее, наоборот, в Европе одно время появилась мода на татарскую одежду, а татарский язык стал посредником в общении с Азией. О языке и письменности татар в летописи не упоминается, за исключением того, что Кублай написал грамоту Папе Римскому на турецком языке. Не говорится в книге и о том, к какому народу в более широком смысле принадлежал Чингисхан.
Кстати, в своей книге Марко Поло ни разу не назвал татар монголами. В Монгольской империи под «монголами» понимали династию, а не этнос и тем более не современных монголов. Понятие «монгол» появляется в китайских летописях лишь вместе с избранием Темучина великим ханом, но сам Чингисхан не был этническим монголом. Китайцы в XIII в. Чингисхана и его ближайшее окружение считали хэй-да — «черными татарами». В «Мэн-да Бэй-лу» 1221 г.
Сказано очень определенно. Там же приводятся слова летописца, побывавшего в ставке Чингисхана: «[Я], Хун, лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-хоу каждый раз сам называл себя «мы, татары» … Они даже не знают, являются ли они монголами и что это за название, что такое название династии и что такое название годов правления». Мо-хоу Мухали был самым приближенным человеком к Чингисхану и точно знал, что к чему. Рашид ад-Дин, который считается одним из наиболее осведомленных летописцев, вторую главу своих летописей назвал «О тюркских племенах, которых в настоящее время называют монголами». Получается, что исторические монголы на самом деле тюрки. Абуль-Гази в летописи «Родословное древо тюрков» 1663 , прослеживая происхождение Тюрка, доходит до его предка Аланча-хана и пишет следующее: «У Аланчи-хана было два сына, близнеца: старшему имя было Татар, младшему — Монгол».
Значит, по летописям получается, что монголы и татары были одного тюркского племени, при этом монголы возглавляли татар в качестве династии, а татары были народной массой будун. Рафаэль Хакимов 2 мая. Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Царевич Игорь Сибирский 22 апреля. Прямой потомок хана Кучума Игорь Сибирский обвинил сторонников присвоения имени Ермака тобольскому аэропорту в политическом пиаре.
Об этом он заявил в письме URA. RU — подлинность письма агентству подтвердили в канцелярии Дома Чингисхана царевичей и князей Сибирских. Ранее из-за невключения атамана в шорт-лист вариантов наименования в регионе разгорелся скандал. Видимо, это попытка сделать себе пиар перед предстоящими выборами. Такие действия идут во вред не только региону, но и всему нашему государству», — заявил Сибирский. По мнению потомка сибирского хана, конфликт из-за Ермака разделяет общество.
О нем можно и нужно помнить и народам Сибири, и русским. Для меня, как для прямого потомка хана Кучума, имя Ермака также имеет важное значение как человека оставившего глубокий след в семейной истории, но сейчас другое время, и мы должны идти вперед на пути созидания мира», — отметил Сибирский. Выбор общественников возмутил казаков России и зарубежья. С резкой критикой из-за отсутствия в списке покорителя Сибири выступили писатель Михаил Тарковский и политконсультант Анатолий Вассерман. Политик и писатель Захар Прилепин призвал назвать аэропорт именем Ермака «государственным решением». Название государства Чингисхана Yeke mongyol ulus «Великое монгольское государство» не несет никакого этнического смысла, но указывает на ту династию, которая стала правящей.
А когда речь заходит о жителях этого государства, то указывается на политоним «татары». В хронике «Да Цзинь гочжи» 1234 поясняется: «Великая династия — это как раз и есть татары дада Монгольского государства». Когда один из переписчиков XIV века уточнил это название в виде «История Монгалов, именуемых нами Тартарами» Historia Моngalorum quos nos Tartaros appellamus , он в заголовке указал и правящую династию, и подвластный народ. Тимучин в 1203—1204 гг. Важнейшая перемена касалась реорганизации армии, поделенной на тысячи, сотни и десятки по образцу тюркских государств. Продвижение по службе определялось личными способностями и преданностью хану, а не близостью к родовой аристократии.
Была создана личная гвардия хана, одна часть которой сторожила днем, другая — ночью. Кроме того, было организовано элитное подразделение из тысячи багатуров — лучших воинов, получивших такое звание за боевые заслуги. В марте 1206 г. Принцип деления Великого монгольского государства повторял армейскую структуру. Тысячей, сотней и десятком называлось такое количество населения, которое должно было выставить соответствующее число воинов. В армии ввели еще одну войсковую единицу — тумен десять тысяч.
Личная гвардия хана увеличилась до размеров тумена, в нее включили тысячу багатуров. Рядовой гвардеец по рангу был выше любого командира обычного войскового подразделения, включая тысячника. Великая заслуга Чингисхана в том, что он признал все религии и культуры равными, а священнослужителей освободил от уплаты налогов. Этот принцип отличает «римскую» модель империи от «евразийской». В первой только римская культура считалась цивилизацией, соответственно, римляне были гражданами империи, а остальные народы считались варварами. Структура общества делилась на сословия по происхождению.
В «евразийской» модели все признавались равными, но был «золотой род» чингизидов, допущенных к верховной власти. В остальном военные разных рангов могли дослужиться до самых вершин, проявив соответствующую доблесть. Законопослушность достигалась не за счет жестокости наказания, а благодаря вере каждого гражданина в божественное происхождение законов. Поэтому каждый должен был верить в собственных богов. Именно по этой причине Чингисхан не терпел атеистов. Другим каким-то способом невозможно было удержать в подчинении необъятную территорию со множеством самых разных народов и религий.
Чингисхан был великим полководцем, но он не был разрушителем, он, прежде всего, был реформатором общества. Историки любят подчеркивать жестокость Чингисхана, но она не выходила за рамки норм Средневековья и была связана прежде всего с прекращением междоусобицы среди тюркских и других народов. Рафаэль Хакимов 29 марта. Относительно рода Чингисхана и происхождения его отца Есугея мнения учёных расходятся. Одни считают Есугея-баатура мелким родовладыкой и относят к так называемой «чёрной кости», отказывая в знатности. По мнению других, Есугей принадлежал к знатному монгольскому роду, а его родной дядя некоторое время был ханом всех монголов.
Сам Есугей на выдающиеся роли в монгольских делах не претендовал и оставался вождём небольшого клана киятов в составе царской семьи борджигинов. В своё время, когда монголы участвовали в неудачной для них войне с татарами, Есугей добился успехов и прославился тем, что разбил и взял в плен несколько татарских вождей. Событие для Есугея было настолько важным, что он дал старшему сыну имя одного из пленников — Темучжин. Однако будущий великий Чингисхан получил от своего отца не только имя. Есугей дал ему нечто большее, и это нечто было связано с племенем кераитов. Кераиты — племя неизвестного происхождения, которое издавна стремилось к общемонгольскому господству.
Они жили в пустынях между Хингайскими горами и Великой Китайской стеной. С одной стороны от них была Западная Монголия с тюрками-найманами, с другой — Восточная с монгольскими племенами. Как видим, сама география толкала кераитов к доминированию. Лет за 40 до появления Чингисхана на свет кераитский хан Маркуз-Буйруха христианский Марк или Маркус воевал с тибетскими татарами и чжурчжэньским государством Цзинь. Кераиты эту войну проиграли, а Маркуз попал в плен и был казнён. Несчастного приколотили гвоздями к деревянному ослу.
Легенда гласит, что вдова Маркуза — красавица Хутухтай Ирикчи — сумела за него отомстить. Она приехала к татарам и привезла с собой множество бурдюков с кумысом. Когда татары выпили сверх нормы, из оставшихся бурдюков выскочило 100 кераитов. Они бросились на пирующих и перебили всю высшую знать. История, конечно, сказочная, но, возможно, у неё есть реальная подоплёка. Тоорил по-кераитски значит Ястреб.
Так звали старшего сына хана Хурчжахуза. После смерти отца Тоорил перебил своих братьев и занял ханский трон. Однако молодого нахала сверг его дядя Гур-хан, поддержанный найманами. Тоорил бежал к монголам. К Есугею он прибыл с мольбой о помощи. Родитель Чингисхана помог оказавшемуся в нужде хану.
Он взял с собой тайчжиудских вождей Хунана и Бахочжи, собрал силы и выгнал Гур-хана, которому пришлось убраться в Китай. Тоорила снова воцарился на кераитском троне. Груссе, — они присягнули друг другу в вечной дружбе». Тоорил поклялся «горним Небом и Землёй», что его признательность распространится на детей и внуков Есугея. Побратимство Есугея и Тоорила более известного под именем Ван-хана в будущем обеспечило Чингисхану помощь кераитов, «и весь начальный период правления Чингисхана, вплоть до 1203 г. По мнению Р.
Груссе, без помощи кераитов «блестящая карьера Чингисхана была бы невозможна». Татары «отуз-татар», «токуз-татар» в истории тюркских каганатов появились в качестве активной политической силы в VIII веке. В период создания Тюркского каганата татары уже играли существенную роль во взаимоотношениях тюрков с китайской империей и проявляли относительную независимость. В конце 40-х гг. VIII века они вместе с огузами восстают против Уйгурского каганата и терпят поражение. В рунических надписях упоминается и об одной войне с кыргызами.
В данном случае для нас важно отметить политическую самостоятельность татар, они в VII—VIII века упоминаются наряду с тюрками тюркютами, уйгурами и кыргызами , при этом кипчаки и монголы еще не фигурируют в качестве самостоятельной политической силы. В тюркской истории в этот период складываются некоторые основные группы племен: телесских, уйгур, кыргызов, татар и др. Однако общетюркское пространство было слабо дифференцировано: у племен были близки хозяйственный уклад, военное и общественное устройство, язык, культура и общая вера — тенгрианство. Доминирование тех или иных племен выглядит как результат конкуренции внутри одной группы, а главными противниками оказываются Китай, кидани, юэджи и др. Создание империи Чингисхана нередко представляют весьма облегченно: появился, мол, харизматичный лидер, сумевший собрать вокруг себя джигитов «длинной воли» пассионариев , они объединили монгольские племена, кочевавшие в степи, и таким образом пастухи создали невиданное доселе государство. Если Монголия дала миру такого завоевателя — опытного, мудрого, дальновидного, непобедимого, то где она могла его взрастить?
В монгольских степях? Как можно было воспитать непобедимых полководцев из пастухов? Какое военное обучение, позволяющее возглавить величайшую армию мира, мог получить человек в юрте? Стрелять из лука, скакать на коне, но не более. Гумилев писал, что в ХIII веке численность монгольских племен составляла около 400 тыс. Из них около 300 тыс.
Оставшиеся 100 тыс. Так что ни о каких полчищах не приходится говорить. Экономика кочевников не годится для содержания огромной армии. Нет городов, ремесленников, сырья для плавки металла, нет леса для изготовления луков и стрел. Правда, армия у татар во многом состояла из воинов покоренных народов. Но пленные не воевали столь же преданно, как того требовали походы Чингисхана и Бату-хана.
Для возникновения любого государства, и тем более — великой империи, нужна реальная экономическая, военная, интеллектуальная база, опытные полководцы и государственные мужи, а их должны обслуживать многочисленные, хорошо обученные канцелярские работники. Не только экономическая и политическая база, но и сознание опытных лидеров должно созреть до имперского уровня, а ментальность населения — приобрести гражданские черты. Все это не могло появиться в одночасье, тем более в голой степи. На самом деле ко времени возвышения Чингисхана татары уже были не просто сложившимся народом, но имели свои государства юрты. Они занимали территорию от северо-востока нынешней Монголии вплоть до Турфана современный Синьцзян. Рашид ад-Дин свидетельствует: «Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, — шесть».
Существование шести татарских юртов, легших в основу империи, объясняет столь стремительное возникновение армии, имперских структур и покорение Чингисханом Азии, Китая, Персии. Не случайно Марко Поло отмечал: «…татары со всего света… признали его своим государем». Такое объяснение более правдоподобно, нежели решение монгольских пастухов покорить мир. Что вело Чингисхана? Какие идеалы? Чингисхан говорил, что его ведет Небо, то есть Всевышний.
Перед большими походами он поднимался на гору и там в одиночестве молился и размышлял. Грабеж и разбой его мало интересовали. В конце жизни, завоевав полмира, Чингисхан все еще ходил по его словам в простой одежде пастуха. Он мечтал завоевать все страны и установить на земле вечный мир. Публицистам и кинематографистам нравится версия о том, как простой пастух стал покорителем «Вселенной»? В такой версии все сводится к личности Темучина и высшим силам.
Нет слов, он величайший из всех полководцев в истории человечества. Наполеон говорил, что он не был так счастлив, как Чингисхан. Однако было бы наивно объяснять возвышение Чингисхана только личными качествами или какими-то потусторонними силами. Он опирался на существовавшие в то время татарские государства. Для объединения различных, да еще воинственных племен недостаточно было личных качеств полководца, нужна была идеология, способная предложить цели выше племенных интересов. Такой идеологией стала Великая Яса — свод новых законов и правил поведения.
Законы Ясы содействовали объединению разных народов в едином государстве. По Великой Ясе, все религии, все культуры, а значит, и народы признавались равными. Просвещенная Европа декларирует аналогичный принцип, но реализовать его в полной мере не удается до сих пор.
У сегодняшней Монголии размах гораздо скромнее. Но, несмотря на серьезные проблемы как внутри страны, так и на региональном уровне, Монголия снова готова перекроить мир.
При партнерстве с США Монголия сможет преодолеть все трудности и внести вклад в создание «свободного и открытого» Индо-Тихоокеанского региона. Суровые соседи Перед Монголией стоят серьезные структурные проблемы. Трудности лишенной выхода к морю страны с населением всего 3 млн человек начинаются с географии. Весь монгольский импорт и экспорт идет через территорию и воздушное пространство двух ее многолюдных и влиятельных соседей — России и Китая. Однопутевая Трансмонгольская железная дорога — главная железнодорожная магистраль страны — протянулась на 1 100 километров от российской границы на севере до китайской на юге.
Смена колеи при въезде в Китай отнимает много времени. Российское влияние распространяется и на другие сферы. Одной прогулки по Улан-Батору хватит, чтобы оценить культурное наследие советской власти: от оперного театра до дворца бракосочетаний и социалистических панно на советском мемориале на Зайсан-Толгое. На южной границе, прорезающей открытые всем ветрам пески пустыни Гоби, раскинулся Китай. В китайской провинции Внутренняя Монголия проживает около 6 миллионов этнических монголов, — это вдвое больше, чем в самой Монголии.
Кроме того, Китай дает Монголии свыше трети ее импорта. Наконец, Китай для Монголии — крупнейший источник иностранных инвестиций. Как отмечается в докладе Конгресса, Китай — «спасательный круг для монгольской экономики». Из-за этой зависимости напряженность в отношениях с Китаем перекидывается и на другие области. Например, у Монголии давние исторические связи с тибетским буддизмом и Далай-ламами, — сам титул ввел монгольский вождь Алтан-хан в XVI веке.
В ответ на визит Далай-ламы в Монголию Китай временно закрыл границу с Монголией и в 2016 году ввел пошлины на монгольские продукты. Расширение географии Но урок, который Монголия извлекла еще раньше, заключается в том, что необходимо расширять дипломатию. За экономической поддержкой и стратегической помощью Монголия обратилась к третьим странам — союзникам, с которыми не граничит непосредственно. Например, благодаря прочным отношениям с демократическими соседями, — например, Японией и Южной Кореей — Монголия укрепляет стабильность и развивает сотрудничество в регионе. Богатая ураном Монголия активно поддерживает нераспространение ядерного оружия и мирное разрешение споров в Северо-Восточной Азии.
Благодаря своим связям как с Северной, так и Южной Кореей Монголия укрепляет стабильность на Корейском полуострове.
Священная гора Бурхан-Халдун
Главком Вооруженных сил Судана Абдель Фаттах Бурхан распустил организованную повстанческую группировку «Силы быстрого реагирования». На прародине Чингисхана, в районе горы Бурхан-Халдун, где, считается, его похоронили, действительно существовали запретные территории, куда нельзя было заходить простым. Поклонение священной горе Бурхан-Халдун связано с культом гор, рек и ову (шаманских пирамид из камней), в котором слились древние шаманские и буддистские традиции.
Гора Бурхан-Халдун и ее окрестности вошли в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО
Бацайхан утверждает, что Лин дважды поднимался на гору Бурхан-Халдун без официального разрешения. Видео о Бурхан халдун 2024.03.03, Бурхан Халдун Хайрхан 2024/02/17, naizuud burhan haldun February 17, 2024, Burkhan Khaldun 2024, Burkhan khaldun khairkhan Бурхан Халдун хайрхан. Горный массив Бурхан Халдун в окрестностях, которого по преданиям родился и был похоронен великий Чингис хаан, включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подписывайтесь на нас в Google News. Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter. Бурхан-Халдун Координаты: Координаты: 48°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я)48.783333, 109.16666748°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я) (T). @munkhbat. Бурхан Халдун. Автор.
The Diplomat: При партнерстве с США Монголия снова сможет перекроить мир
Великая священная гора Бурхан-Халдун и ее окрестности Great Burkhan Khaldun Mountain and its surrounding sacred landscape The site is situated in the north-east of the country in the central part of the Khentii mountain chain where the vast Central Asian steppe meets the coniferous forests of the Siberian taiga. Burkhan Khaldun is associated with the worship of sacred mountains, rivers and ovoo-s shamanic rock cairns , in which ceremonies have been shaped by a fusion of ancient shamanic and Buddhist practices.
Упоминается, что пленного меркитского вождя Хаатай-Дармалу «посвятили Бурхан-Халдуну», надев на шею колодку, хотя не ясно, оставили его при этом живым или убили. Место их погребения, называемое их хориг «великий заповедник» , охранялось особой тысячей воинов из племени урянкат урянхайцы. Эти воины, возглавлявшиеся тысячником Удачи и его потомками, не отправлялись в военные походы, неотлучно охраняя «великий заповедник».
Он ответил, что настроен на работу главой республики решительно, только для этого и пришел сюда». Народный джангарчи также рассказал о последних своих творческих проектах.
По его словам, осенью прошлого года его пригласил к себе в гости на тот момент кандидат в президенты Монголии Халтмаагийн Баттулга — проехаться по республике с гастролями, исполнять везде эпос «Джангар», традиция исполнения которого на исторической родине калмыков, к сожалению, утеряна. Впоследствии он победил на выборах, и что было отрадно услышать нашему джангарчи — одним из первых документов, изданных новым президентом, стал указ о государственной поддержке древних эпосов. В середине апреля в Калмыкию приедет съемочная группа телевидения Монголии, будут здесь снимать сюжет для программы «Сто знаменитостей монгольского мира». Хотят рассказать о Калмыкии, истории и традициях калмыцкого народа, побывать также в музее под открытым небом Сарай-Бату на территории Астраханской области. Затем джангарчи поедет в Монголию, планирует добраться до знаменитого Бурхан-халдун — древнего исторически значимого места, откуда в 9 веке пошли наши предки.
Обсуждалась и концепция восстановленного Сарая-Берке. Здорово сделать целый музейный комплекс, посвящённый Сараю-Берке.
Письменная договорённость есть, но вопрос ещё должен согласовываться на уровне Министерств культуры двух стран". К проработке задумки присоединились и региональные власти. Вначале проводится археологическая экспертиза, и только потом Министерством культуры выдаётся разрешение на проведение раскопок — открытый лист. Поэтому сказать сейчас, когда всё это будет, по сути, то же самое, что дать задание министру культуры". Затягивать с началом реализации задуманного не хотят. К тому же сами археологические раскопки нужно проводить в так называемое комфортное для них время. Должен быть определённый температурный режим и соблюдаться ряд других требований.
Это время обычно совпадает с периодом, когда нет отопительного сезона: с середины мая до начала октября".
Президенту Монголии вручили сертификат ЮНЕСКО, выданный горе Бурхан-Халдун
Из средневековых источников нам известно, что Чингисхана похоронили на некой горе Бурхан-Халдун. Гора Бурхан-Халдун, название которой переводится с монгольского языка как "Священная ива", издревле считается святыней и занимает центральное место в мифологических. Финалисты должны были прочитать стихи на одну из заданных тем: Миний нутаг (Моя родина), Бурхан халдун (священная гора Бурхан-Халдун), Хэрлэн (река Керулен), Багануур (родина Д. Гора Бурхан-Халдун. Наибольших успехов добились французские исследователи во главе с археологом Пьером-Анри Жискаром, которые решили исследовать горный массив при помощи.
Против главы армии Судана растет недовольствo из-за неудач в борьбе с СБР
Возможно найдена гробница Чингисхана / Хабр | Фотографии места Гора Бурхан-Халдун 2450 метров от организации и пользователей Яндекс Карт. |
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени | Судан, В мире, Столкновения в Хартуме, Абдель Фаттах аль-Бурхан, Джидда, Саудовская Аравия. |
Могила Чингисхана: почему не могут найти последнее пристанище великого завоевателя | » Горы» Гора Бурхан халдун (64 фото). |
«Моя родословная»: почему у бурят с давних времен так важно почитать своих предков?
Бурхан-Халдун в мифологических представлениях монгольских народов - священная гора. Согласно сказаниям у ее подножия находилось родовое кочевье Чингис-Хана, на склоне погребены великий хан, его сын Толуй и потомки последнего. Место их захоронения охранялось особой тысячей воинов.
Козлова, Чингисхана могли захоронить под одним из субурганов в городе Хара-Хото, единственном в пустыне Гоби по дороге в Монголию и в нескольких днях пути от Чжунсина. Жители города были перебиты, и пески пустыни скрыли его от людей. Если сыновья Чингисхана использовали умение китайцев бальзамировать знатных покойников, то область возможного захоронения кагана расширяется.
По преданию, он якобы завещал похоронить его на родине, возле местечка Дюлун на реке Онон, вблизи от современного села Нижний Цасучей. Напротив него, на другой стороне Онона, возвышается отвесная скала. Река бурлит у ее подножия, огибая выступы. Рабы перекрыли ее русло, в прибрежной скале расширили подводную пещеру и превратили ее в огромный зал, куда уложили гроб Чингисхана и несметные сокровища. Воины умертвили лошадей, рабов и рабынь.
Вход в пещеру завалили обломками скал и камнями, а воды реки вернули в ее обычное русло. Строителей перебили воины, а их - приближенные нукеры хана. Вблизи скалы есть памятники природы, названные Чаша и Трон Чингисхана. Выглядит логичным и предположение, что могила великого хана может быть в районе Каракорума - столицы империи - или в излучине среднего течения реки Керулен, где его провозгласили правителем. По бурятской легенде, на склоне лет Чингисхан возил с собой гроб из цельного дубового кряжа, выложенный внутри золотом.
Когда он умер, сыновья уложили его в гроб с рукой, сжимающей рукоять меча, а по бокам - лук со стрелами, нож, огниво и золотую чашу для питья. Завернув гроб в войлок, монголы отправились в Орду, убивая по дороге все живое. В бескрайней степи в вырытую могилу опустили его останки, много ценных вещей и перебили всех рабов, выполнявших работы. По обычаю, через год требовалось справить поминки. Чтобы найти могилу, во время захоронения принесли в жертву маленького верблюжонка.
Через год верблюдица привела их на это место. Заколов ее и совершив положенный обряд, потомки навсегда покинули могилу. С тех пор никому неизвестно, где захоронен Чингисхан. По другой легенде, в степи, в глубокой гробнице великий хан сидит на золотом троне.
С одного склона этой горы стекает множество рек… Чингиз-хан [сам] выбрал там место для своего погребения и повелел: «Наше место погребения… будет здесь! Говорят, [что] в том же самом году, в котором его там похоронили, в той степи выросло бесчисленное количество деревьев и травы. Ныне же лес так густ, что невозможно пробраться через него, а этого первого дерева и места его [Чингиз-хана] погребения [совершенно] не опознают. Даже старые лесные стражи, охраняющие то место…, и те не находят к нему пути» Рашид-ад-Дин. Эта запись датируется началом XIV в. По легенде, великого хана усадили на золотой трон и опустили в глубокую гробницу, после чего над могилой несколько раз прогнали огромный табун лошадей.
Когда на следующий год пришло время провести поминки по Великому хану, место его погребения не мог отыскать никто из людей, бывших при захоронении. Его безошибочно нашла лишь верблюдица, которая сразу направилась к месту, где год назад убили ее детеныша, и стала реветь. После тризны история с верблюдицей и табуном лошадей повторилась. И так продолжалось до тех пор, пока монголы окончательно не позабыли место захоронения Великого хана… Само название Бурхан-Халдун утрачивает обозначение определенного участка горного района, где находятся верховья Керулена и Толы, и переносится на более широкую территорию — весь горный Хэнтей» С. Вместе с великим ханом похоронили «40 красивейших девушек», «коней, столы с едой и напитками, а также много золота и серебра». Говорят, рабов, осуществлявших захоронение, после этого уничтожили. Место погребения, называемое «великий заповедник», площадь которого составляла 240 кв. Об умерших нойонах говорили «бурхан байсан» — стал духом, бурханом.
Ведь после похорон правителя обширная территория, расположенная вокруг могилы, была закрыта для посещения под страхом смерти. Место погребения от любопытных путников и случайных зевак оберегала группа элитных воинов. Даже после создания МНР, когда коммунистическая идеология развенчала культ личности Чингисхана, окрестности горы Бурхан-Холдун оставались запретной зоной. На сайте Русской службы Би-Би-Си 24 июля 2017 г. Она отметила, что монголы не хотят, чтобы иностранцы потревожили прах их великого правителя, к памяти которого они относятся с большим уважением. По словам Эрин Крейг, окрестности горы Бурхан-Халдун долгое время были открыты лишь для потомков Чингисхана. И сейчас это особо охраняемая зона — заповедник «Хан-Хэнтий», в котором фактически запрещены любые раскопки. Так и не нашли Профессор Лейпцигского университета Йоханнес Шуберт в 1961 году проводил раскопки в Монголии. Ему даже удалось найти развалины храма, возведенного в XIII веке, но на этом изыскания немецкого ученого завершились. Как написал П. Котов, причиной прекращения исследований стал запрет правительства МНР, которое в те годы не одобряло научную работу, связанную с Чингисханом. Возможно потому, что эти раскопки противоречили коммунистической идеологии и могли вызвать осложнения в отношениях с «большим братом». То есть, с руководством СССР. Лишь в конце 80-х годов ХХ века, на закате эры социализма, у иностранных археологов появилась возможность пробиться в запретную зону. В то время как Советско-монгольская историко-культурная экспедиция свернула свою работу, на северо-восток страны потянулись японские и американские исследователи. Например, в 1990 году территорию у восточных предгорий Хэнтэйского хребта с помощью новейших технических средств исследовали японцы. Проект был назван «Три реки», поскольку археологические изыскания происходили в междуречье Онона, Керулена и Туула. Могилы Чингисхана там не оказалось, но зато были обнаружены многочисленные захоронения, относящиеся к бронзовому веку. В 2001 году японцы снова приезжали в Монголию. В рамках проекта «Новый век» на территории Дорнод аймака, в еще одном предполагаемом месте захоронения Чингисхана, работали сотрудники университета Кокугакуин и ученые из Ниигаты.