В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. Однако это мнение — о влияние балета «Шакунтала» на создание другого балета «Баядерка» — ничем не подкреплено, кроме домыслов, а сюжет обоих балетов столь отличается, что нет никакого смысла искать в них что-то общее — кроме обращения к национальной индийской теме. 28 января в 21:50 на канале "Россия – Культура" в рубрике "Шедевры мирового музыкального театра" – премьера телеверсии балета "Баядерка" в редакции Начо Дуато. 28 января в 21:50 на канале "Россия – Культура" в рубрике "Шедевры мирового музыкального театра" – премьера телеверсии балета "Баядерка" в редакции Начо Дуато. «Баядерка», таким образом, балет трех эпох, балет архаических форм, архитектонических прозрений.
Вы точно человек?
Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников. В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом.
С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин.
Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии. Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра. Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты.
Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно - день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой.
Он настаивает на мести - надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя - она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев. И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку.
Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого.
Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена - в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник.
Никия, обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Но вот ей вручают корзину цветов — и надежда, любовь, радость переполняют её: конечно, это подарок Солора! Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это — месть Гамзатти. Великий брамин обещает противоядие, если Никия забудет Солора, однако она верна своей любви. Умирая, Никия напоминает любимому о его клятве. Действие третье Картина четвёртая Солор безутешен.
Его мучит раскаяние. Он забывается сном, и перед ним из мрака возникает царство теней. Длинной вереницей спускаются тени с горных уступов. Он видит Никию. Она зовёт его... Рецензии СМИ «Индийские танцы, золотой княжеский дворец, огнепоклонники и тени — худрук балетной труппы Михайловского театра Начо Дуато знает, чем привлечь публику.
Великий брамин. Магдавая, факир. Толорагва, кшатрия. Брамины, браматшоры, судры слуги раджи , воины, баядерки, факиры, странники, индийский народ, музыканты и охотники. Действие первое. Картина первая. Сцена представляет собой священный лес; ветви бананов, амрасов, магдависов и других индийских деревьев переплетаются между собой. Слева — пруд, назначенный для омовений. В глубине — вершины Гималаев. Солор с луком в руке и охотники преследуют тигра. Солор на некоторое время отстает от охотников, углубляющихся в лес. Он приказывает факиру Магдавае не покидать этого места, чтобы найти случай поговорить с прекрасной Никией, которая живет в пагоде. Сам же Солор уходит. Двери пагоды отворяются, и из храма торжественно выходит Великий брамин; за ним следуют священники и гуроны, в длинных полотняных одеждах. На лбу у всех священные шнуры — знак браминского достоинства. Из пагоды выходят также деридахи баядерки первого разряда. Происходит приготовления к Празднику огня. Великий брамин ждет появление Никии. Она должна своими танцами украсить духовную процессию. Несколько баядерок уходят за Никией. Кающиеся играют железом и огнем. У некоторых кинжалы, сабли, ножи и другое острое оружие, которым они размахивают; другие держат зажженные факелы. Факир Магдавая тоже принимает участие в танце, но не перестает искать глазами прекрасной Никии. Наконец в дверях пагоды появляется закутанная покрывалом баядерка. Освещенная красноватым светом факелов, она привлекает к себе общее внимание. Великий брамин подходит к ней, поднимает покрывало и приказывает ей принять участие в танцах. Никия сходит со ступенек пагоды и начинает танцевать «Джампо» - грациозный, ускоряющийся танец. В это время Великий брамин не спускает с прекрасной баядерки влюбленного взора. Когда она танцует, он шепчет ей о своей страстной любви, обещает всеобщее обожание и славу. Она с ужасом отталкивает его. Оскорбленный брамин грозит жестоко отомстить. Никия старается удалиться. Она идет с другими баядерками и, так же как они, наполняет свою вазу водой из священного пруда и дает пить всем, принимавшим участие в танцах. Факир Магдавая исполняет оригинальный танец с фанатическим бичеванием. Никия подходит к нему и предлагает воды, чтобы прохладиться. Факир же пользуется удобным случаем, чтобы предупредить ее о том, что Солор ждет встречи. Никия в восторге от этого известия. Она соглашается на встречу с ним после окончания торжества три стука ее в окно. После тихого сговора Факир опять принимается за свою безобразную пляску, а Никия уходит, как бы ничего не зная. Церемония оканчивается. Брамины велят баядеркам идти в храм. Все уходят со сцены. Показывается месяц. Окна пагоды темны. Солор идет в сопровождении факира, садится на груду камней и с беспокойством ожидает появления своей возлюбленной баядерки. В одном из окон пагоды показывается свет. Раздаются приятные звуки вины небольшая гитара. Солор медленно приближается к окну и стучит три раза. Окно открывается, и в нем показывается Никия с гитарой в руках. Факир кладет сучья и подставляет к окну доску, по которой спускается баядерка, озаренная лучами луны. Солор бросается к ее ногам, заключает ее в свои объятия. В дверях пагоды показывается Великий брамин. Он застает влюбленных обнимающимися.
Сохранилась привычная последовательность сцен и драматургических кульминаций, остались в неприкосновенности канонические фрагменты танцевального текста. Вместе с тем балет больше не перегружают статичные мимичные эпизоды, на смену им пришел дивный пластический орнамент. Краткое содержание Действие первое Картина первая Молодые воины, во главе с Солором возвращаются с охоты. Он просит оставить его одного возле священного огня. Знатный воин безумно влюблен в прекрасную баядерку Никию — храмовую танцовщицу. Он просит факира Магедавея передать баядерке, что будет ждать ее ночью. Торжественной процессией выходят Великий брамин и жрецы. Начинается ритуал поклонения огню. Факиры и баядерки исполняют священные танцы, среди них и Никия. Ее завораживающий танец становится кульминацией праздника. Великий брамин сражен красотой Никии. Забывая о священном сане и обете безбрачия, он признается ей в своих чувствах и обещает, что все богатства Индии будут у ног красавицы. С отвращением Никия отвергает его пылкие признания. Магедавею удается выкрасть момент и передать баядерке, что Солор придет увидеться с нею. Наконец Никия и Солор вместе. Их тайное свидание охраняет факир.
Краткое содержание Балета Баядерка
Ныне герой, отозвавшись на зов любимой, навсегда остается в мире теней и призраков. Такой романтический финал венчает спектакль, весьма привлекательный и в плане редкого мастерства сохраненной сценографии второй половины XIX века. Всегда вызывают аплодисменты зрителей особая иллюзорность дворцовых покоев художник второй картины Константин Иванов и поражающие взгляд восточные шествия на фоне узорчатых экстерьеров освященного солнцем дворца художник третьей картины Петр Ламбин. Недаром с 1900 года никто не решился осовременить эти и другие картины балета. Сохранение классического балета девятнадцатого века вместе с его оригинальными декорациями — уникальное явление в отечественной практике. Любой зритель от новичка до специалиста осознает главную привлекательность балета — так называемый «Сон Солора» или картина «Тени».
Недаром этот фрагмент нередко представляют отдельно без декораций, и впечатление не уменьшается. Именно такие «Тени», показанные Кировским балетом впервые в 1956 году на гастролях в Париже, буквально поразили мир. Выдающийся хореограф и превосходный знаток классического балета Федор Лопухов попытался детально проанализировать хореографическую природу этого шедевра. Эта сцена вызывает в человеке духовный отклик, который так же трудно объяснить словами, как впечатление от музыкального произведения... Здесь разрабатываются и сталкиваются хореографические темы, в результате чего образуются новые.
Гениальная постановка не случайно удавшийся набор движений, а произведение, проникнутое единой большой мыслью». От «Теней» Петипа прямой путь к знаменитым «абстрактным» композициям Джорджа Баланчина. В отличие от других классических балетов, «Баядерка» долгое время шла только на сцене Кировского театра. В Москве после не слишком удачных редакций спектакля Александра Горского который, пытаясь приблизить балет к реальной Индии, одевал теней в сари лишь изредка исполнялся акт «Тени». Лишь в 1991 году Юрий Григорович взял за основу постановку 1948 года, заменив некоторые пантомимные сцены танцевальными.
За рубежом долго удовлетворялись одним актом «Теней», пока бывшая балерина Кировского балета Наталья Макарова не решилась в 1980 году поставить в Американском театре балет «Баядерка» в 4 актах. Конечно, в Нью-Йорке никто не помнил финальный акт в оригинале, даже соответствующая музыка была недоступна. Макарова соединила три первые картины в один акт, сократив дивертисмент картины праздника за счет изъятия характерных танцев. После неизменного акта теней исполнялся финальный акт со вновь сочиненной хореографией, дополненной танцем золотого божка из ленинградской постановки. Несмотря на то что спектакль имел успех и Макарова перенесла свою постановку в театры различных стран, новая хореография в ней явно проигрывает старой.
После гениальной романтической сцены следуют невыразительные танцы, по сути лишь иллюстрирующие сюжет. Более последователен был подлинный знаток классического наследия Петр Гусев. В не обремененном балетными традициями Свердловске он в 1984 году попытался по памяти восстановить оригинальную «Баядерку» в четырех актах. Шедевр «Теней» подобно Гималаям высился над бледными равнинами остальных слагаемых спектакля. По существу новые «обновители» «Баядерки» должны решить для себя основной вопрос: что для них, а главное для зрителя, важнее — хореографическая гармония или дотошное разрешение сюжетных коллизий.
Небезынтересно решили в 2000 году эту проблему в петербургском Театре имени Мусоргского. Взяв без изменений редакцию 1948 года, постановщики художественный руководитель Николай Боярчиков добавили к ней не акт, а лишь небольшую картину. В ней в кратком виде происходит все, что было в финальном акте у Петипа. После разрушения дворца спектакль завершается выразительной мизансценой: на тропе, по которой некогда шествовали тени, стоит одинокий Брамин, на вытянутых руках которого белоснежное головное покрывало Никии. Оно медленно взмывает вверх.
Спектакль завершен. На более ответственную задачу — реанимировать «Баядерку» 1900 года — решились в Мариинском театре. Оригинальную партитуру Минкуса обнаружили в музыкальной библиотеке театра. Декорации и костюмы реконструировали по оригинальным эскизам, макетам и фотоматериалам, найденным в петербургских архивах. И наконец, хореографический текст Мариуса Петипа был реставрирован на основе записей бывшего режиссера дореволюционного Мариинского театра Николая Сергеева, находящихся ныне в коллекции Гарвардского университета.
Понимая, что для современного зрителя «Баядерка» образца 1900 года покажется бедноватой в танцевальном плане, хореограф-постановщик Сергей Вихарев, скрепя сердце, включил в спектакль некоторые вариации из поздних редакций. В целом, четырехактная реконструкция 2002 года оказалась весьма спорной, и театр решил не лишать зрителей проверенного временем спектакля 1948 года. Деген, И.
Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта неумолим. Гамзатти подслушала этот разговор и приказывает невольнице привести Никию. Гамзатти рассказывает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает танцевать у неё в этот день. Никия польщена такой честью, но тут Гамзатти, как бы случайно, показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии, она протестует. Солор любит только её и только ей будет принадлежать. Гамзатти молит Никию отказаться от Солора, но баядерка скорее готова умереть, чем расстаться с любимым. Гамзатти предлагает Никии драгоценности, только бы она уступила ей Солора. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал — подоспевшая невольница едва удерживает её. Дочь раджи клянётся: «Баядерка умрёт! Помолвка Гамзатти и Солора. Никия, обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя.
Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность. Впрочем, девадаси или "девадази", что в переводе означает "божья рабыня" могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм. Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки - это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников. Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований. Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов. Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие. Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета "Баядерка". Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки. В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников. В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец. Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом.
Это — храбрый воин Солор. Раджа показывает Солору красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминания о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводят его в замешательство. Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию. Является Великий брамин. Он хочет передать радже тайну. Дугманта отсылает всех. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника — Солора, не ожидал такой развязки. Он просит раджу пощадить баядерку. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей.
Краткое содержание балета «Баядерка» Людвига Минкуса
Балет «Баядерка» театра «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском Дворце. Давно планировал начаить писать отзывы об увиденных балетных представлениях, но как-то не было случая. Баядерка — балет в трёх действиях и пяти картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса. Однако это мнение — о влияние балета «Шакунтала» на создание другого балета «Баядерка» — ничем не подкреплено, кроме домыслов, а сюжет обоих балетов столь отличается, что нет никакого смысла искать в них что-то общее — кроме обращения к национальной индийской теме. балет, первоначально поставленная французским хореографом Мариусом Петипа в четырех действиях и семи картинах на музыку Людвига Минкуса. Сюжет балета, основанный на мотивах древнеиндийского эпоса, сегодня представляется завораживающей восточной сказкой о любви, верности и коварстве.
Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»
Великий брамин. Магдавая, факир. Толорагва, воин. Четыре факира; шесть юношей, приближенных раджи; две девушки, приближенные Гамзатти; невольницы, брамины, слуги, раджи, воины, баядерки, факиры, странники, музыканты, охотники. Праздник огня.
В священном лесу появляется Солор с группой охотников, преследующих тигра. По знаку Солора охотники направляются в глубь леса. Вслед за этим Солор приказывает факиру Магдавае передать Никии, что он ждет ее. Раскрываются двери храма, и оттуда торжественно выходят Великий брамин, индусские священники и баядерки.
Идут приготовления к празднику огня. Великий брамин требует выхода баядерки Никии - она должна украсить своими танцами процессию. Фанатики огнепоклонники истязают себя ножами и огнем. Закутанная в покрывало, на сцену выходит Никия.
К ней подходит Великий брамин, поднимает покрывало и дает знак начать танец. Никия танцует. Великий брамин не в силах скрыть от нее свои чувства. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания.
Брамин грозит отомстить Никии. Факир Магдавая, уловив удобное мгновение, передает Никии слова Солора. Наступает ночь. Луна освещает голубоватым светом лес и пагоду.
Солор в сопровождении факира приближается к храму. Он ждет свою возлюбленную. В одном из окон мелькает свет. Солор подходит к окну.
И через мгновение заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности. Он предлагает Никии бежать навсегда из этих мест. Внезапно в дверях пагоды возникает фигура Великого брамина. Увидев Никию в объятиях Солора, он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику.
Наступает утро. Влюбленным нужно расстаться. Из леса выходят охотники. Они несут убитого тигра.
Сайт и Содержание, входящее в состав Сайта, принадлежит и управляется Михайловским театром. Содержание Сайта не может быть опубликовано, воспроизведено, передано или распространено любым способом, а также размещено в глобальной сети «Интернет» без письменного согласия Михайловского театра. Пользователь несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности информации учётной записи, включая пароль, а также за всю без исключения деятельность, которая ведётся от имени Пользователя учётной записи.
Пользователь должен незамедлительно уведомить Михайловский театр о несанкционированном использовании его учётной записи или пароля или любом другом нарушении системы безопасности. Любые убытки, которые Пользователь может понести в случае умышленного или неосторожного нарушения любого положения настоящего Соглашения, а также вследствие несанкционированного доступа к коммуникациям другого Пользователя, Михайловским театром не возмещаются. Администрация сайта Михайловского театра не несет ответственности за: 6.
Задержки или сбои в процессе совершения операции, возникшие вследствие непреодолимой силы, а также любого случая неполадок в телекоммуникационных, компьютерных, электрических и иных смежных системах. Действия систем переводов, банков, платежных систем и за задержки связанные с их работой. Ненадлежащее функционирование Сайта, в случае, если Пользователь не имеет необходимых технических средств для его использования, а также не несет никаких обязательств по обеспечению пользователей такими средствами.
Михайловский театр вправе без предварительного уведомления Пользователя прекратить и или заблокировать доступ к Сайту, если Пользователь нарушил настоящее Соглашение или содержащиеся в иных документах условия пользования Сайтом, а также в случае прекращения действия Сайта либо по причине технической неполадки или проблемы. Михайловский театр не несет ответственности перед Пользователем или третьими лицами за прекращение доступа к Сайту в случае нарушения Пользователем любого положения настоящего 7. Соглашения или иного документа, содержащего условия пользования Сайтом.
Михайловский театр имеет право раскрыть любую информацию о Пользователе, которая необходима для исполнения положений действующего законодательства или судебных решений. В случае возникновения любых разногласий или споров между Сторонами настоящего Соглашения обязательным условием до обращения в суд является предъявление претензии письменного предложения о добровольном урегулировании спора.
Макарова, видимо опять же из-за размеров сцены и немногочисленности балетного коллектива использовала лишь наклонную подставку без этих красивых изгибов, что сильно снизило специально запланированный главный эффект спектакля. Но вменяющиеся Макаровой в вину прегрешения против канонического текста, и прегрешениями то совсем не являются. Наоборот, делают постановку более компактной, адаптируя её для таких компаний средней лиги, к которым наравне с ABT, Ла Скала и Королевским балетом, Стасик как раз и относится. Этому театру постановка подошла словно влитая. У Петипа, напомним, первоначально в разбираемой нами сцене было занято 64 тени, что не потянут сейчас даже такие современные гиганты, как Большой и Мариинка. Стасику, чтобы соответствовать именитым компаниям, канонические 32 тени утвердившиеся в более поздних редакциях Ла Скала выставляет вообще 24 , пришлось добирать из балетных училищ. По сравнению с тем, как «Тени» в этой труппе танцевались всего несколько лет назад в постановке Михаила Лавровского в театре шел лишь этот акт прогресс кажется разительным. Справились и исполнители центральных партий: роль Гамзатти подошла Наталье Сомовой, Дмитрий Загребин стал великолепным Золотым божком.
Необыкновенно красивый абрис фигуры Кристины Шапран Никия , её удлиненные линии как бы истаивающие в пространстве сцены, были настолько впечатляющи, что придавали акту «Теней» мистический отсвет. И тут даже безупречный Солор Сергея Полунина участие этого танцовщика в спектаклях театра, собственно и придало труппе дополнительный стимул отступал на второй план. Что же до пресловутых недостатков постановки, то они с лихвой перекрываются несомненными достоинствами. Например, отличным оформлением спектакля: в сценографии Пьера Луиджи Самаритани, и особенно в костюмах Иоланды Соннабенд балетные условности вполне сочетаются с древнеиндийскими реалиями. А сам спектакль становится тем самым балетным «замком красоты», о котором Иосиф Бродский написал в известном стихотворении. Культура «Баядерка» по евростандарту 24 октября 2013, Елена Федоренко Премьера «Баядерки» Мариуса Петипа в Императорском Мариинском театре состоялась в 1877 году, соавтором многих идей балета по мотивам баллады Гёте «Бог и баядерка» и эпоса Калидасы «Шакантула» выступил Сергей Худеков. Два спектакля — оригинал и его версия — наглядно демонстрируют пропасть, что пролегла меж нравами и вкусами России XIX века и современной западной цивилизацией. Роскошь танцев с любованием подробностями уступила место рассказу, живому и человечному, быстрому и ясному. Дабы зритель не утомился, ненужными объявлены не только пантомимные объяснения героев на «Празднике огня», но и танец «Ману», где кокетка играет с девочками, то протягивая, то отнимая у них кувшин; заводной «Индусский танец» с барабанами изгнан вон — как и танец с попугаями и веерами. Балетная мелодрама оказалась похожей на наивный детский пересказ печальной сказки о предательстве.
Зрители, не подозревающие об истинных страстях и старинном декоре «Баядерки», подмены не ощущают. Обрусевший француз Мариус Иванович Петипа и в любовных страстях, и в соответствующем им балетном декоре знал толк. Он задумывал свою «Баядерку» как любовный треугольник. Храмовую танцовщицу Никию и воина Солора связывает любовная клятва, и ровно тогда, когда отважный герой решает соединить свою судьбу с Гамзатти — дочерью могущественного раджи, баядерка погибает и является мученику совести в тяжелом сне тенью преданной любви. Под занавес драмы боги карают виновных и безвинных, все погибают под руинами обрушенного храма. Финал, давно утраченный отечественным театром, восстановлен Макаровой. В оставшемся винегрете из Петипа и номеров давних советских времен обидно, что в программке не указано их авторство выжила картина «В царстве теней». Хореографические капризы примы оставили в неприкосновенности ирреальный мир белого балета. Преуспели Ксения Рыжкова и Оксана Кардаш. Мистический акт теней, о который разбивались амбиции многих трупп, в Театре на Большой Дмитровке вышел истинным шедевром и гвоздем премьеры.
В остальном успешны мужчины. Начиная с дирижера Антона Гришанина, под чьим руководством непривычно оркестрованная партитура Людвига Минкуса звучит выразительно. Сам маэстро акценты каждой балерине и танцовщику подбирал штучно. Актерски точны Никита Кириллов в роли сжигаемого соблазном мести Великого брамина и Михаил Пухов, сразивший жесткой вседозволенностью своего Раджи. Уникален Золотой Божок Дмитрия Загребина, бесстрастно зависавший в воздухе в позе сидящего будды. И уникален Сергей Полунин — Солор со своими воздушными прыжками и совершенным танцем. Балеринам же, увы, роли пока велики. Обе — жертвы, и обе страдают от отчаянной муки: одна — от предательства, вторая — от ревности. На премьере соперницы то и дело скатывались с метафизики смыслов к бытовому правдоподобию, что явно не вдохновляло самого героя, и Сергей Полунин «ожил» только к поклонам, когда на руках вынес на сцену Наталью Макарову. Рискнувшую предъявить свою, как теперь понятно, компромиссную версию России, чьи подмостки «Баядерка» никогда не оставляла.
Все равно, что в Тулу со своим самоваром… Colta. Впечатление было сильным, и очень скоро на западных подмостках одна за другой стали появляться «Тени», перенесенные бежавшими из СССР экс-премьерами Кировского: хореографические тексты шедевров Петипа были тем скарбом, который танцовщики-невозвращенцы уносили с собой на Запад. Именно с «Теней» в лондонском Royal Ballet в 1963 году, вскоре после прыжка через барьеры в Ле Бурже, начал свою «балетмейстерскую» карьеру Рудольф Нуриев. Возможностей сверяться с мариинским подлинником у беглецов по понятным причинам не было, текст переносился не без потерь, но даже то, что от «Баядерки» оставалось, в свое время поражало воображение европейской и американской публики — не знакомой с оригиналом Петипа и воспринимавшей редакции Нуриева и Макаровой, так сказать, «с чистого листа». Сегодня же включенная в репертуар Музтеатром Станиславского и Немировича-Данченко «Баядерка» Натальи Макаровой смотрится адаптированным изданием хрестоматийной классики, пособием по иностранному языку, превращающим толстенный талмуд в 80-страничную брошюрку: выкинуты целые главы, сложные для понимания неофитов слова заменены более простыми аналогами. У Петипа конструкция балета была простой и близкой к гениальности: нарастающий темп буйных, пылких «индийских» сцен встреча баядерки Никии с Солором, решение раджи женить Солора на своей дочери, решение убить Никию и ее приходящаяся на разгар праздника смерть обрывается меланхолией «Теней», где призрачные девы сходят с гималайских гор. Это — сон Солора; с его пробуждением «Тени» уступают место цветастым танцам, обрываемым «гневом богов» — землетрясением, которое разрушает дворец раджи и погребает всех под его обломками. Редактируя балеты Петипа, важно соблюсти баланс: мало couleur locale — страдают и «Тени», уменьшается контраст. Именно это и происходит в версии Натальи Макаровой, вымаравшей ключевые характерные номера балета — «Индусский танец» и вариацию Ману. Макарова в прямом смысле сглаживает перепады рельефа «Баядерки»: изгибающийся пандус, с которого в картине «Тени» у Петипа змейкой сходят девушки, заменен на невысокую наклонную подставку без изгибов, а выразительные мрачные скалы — на невзрачный зеленый сад.
Величественное шествие с небес на землю превращено в обыкновенную прогулку, эффект от мистического явления идеального белого балета в повседневной суете земного мира сведен на нет. Любопытно, что на афишах отсутствуют всякие упоминания об авторах номеров, со временем дополнивших оригинальную хореографию «Баядерки»: в списках авторов не значатся ни Николай Зубковский, ни Владимир Пономарев, ни Вахтанг Чабукиани — присутствует лишь горделивая фраза «Наталья Макарова по Мариусу Петипа». Замечательной балерине, впрочем, так и не удалось стать толковым хореографом: собственный танцевальный текст Макаровой в последней картине — к моменту ее отъезда из Ленинграда уже давно отсутствовавшей в мариинском спектакле — несколько суматошен и невнятен. Премьерная публика Музтеатра, судя по всему, видела «Баядерку» впервые в жизни и даже эту покоцанную, сжатую и не слишком умную версию великого балета Петипа принимала с восторгом — которого, впрочем, оказался вполне достоин не только безупречно проведший свою роль Сергей Полунин в партии Солора, но и весь исполнительский ансамбль, вплоть до призванных в ряды Теней учениц Московского хореографического училища. К публике вопросов нет: в конце концов, сегодняшняя ценовая политика Большого театра не способствует ознакомлению широких зрительских масс с достижениями балетного хозяйства. Есть — к театральному начальству.
Он не слушает рассказ Толорагвы об удачной охоте, рассеянно приказывает охотникам возвратиться домой и сам уходит. Дворец раджи. Отдав приказание позвать баядерок, раджа посылает за своей дочерью. Пришедшей Гамзатти он объявляет о своем решении выдать ее замуж за Солора. Входит Солор. Раджа говорит ему о предстоящей свадьбе. Но хотя красота Гамзатти поражает Солора, он не в силах забыть баядерку. И потому пытается отклонить честь стать супругом Гамзатти. Не дослушав Солора, раджа гневно объявляет, что свадебная церемония состоится через три дня. Объяснение с Солором прерывает приход Великого брамина, принесшего важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал. Великий брамин рассказывает о любовном свидании Солора и Никии. Раджа решает погубить баядерку. Но Великий брамин напоминает ему, что гибель баядерки навлечет гнев бога Вишну и настаивает на убийстве Солора. Раджа непреклонен. Завтра во время празднества Никия получит корзину цветов, в которых будет спрятана ядовитая змея. Таков его план. Всю эту сцену подслушивает Гамзатти, притаившаяся за колонной. Она велит позвать баядерку. Смиренно, с низким поклоном приближается Никия к дочери раджи. Та воздает должное красоте баядерки и приглашает танцевать на предстоящей завтра свадьбе. Польщенная девушка соглашается. Тогда Гамзатти подводит соперницу к портрету Солора и говорит, что это ее жених. Никия в отчаянии. Гамзатти требует, чтобы Никия отказалась от любимого, но баядерка резко останавливает ее и говорит, что предпочтет смерть разлуке с Солором. Дочь раджи предлагает сопернице драгоценности за то, чтобы та навсегда покинула страну. Никия в гневе бросает их на пол. Спор двух соперниц становится все более и более напряженным. В ярости Никия обнажает кинжал и бросается на Гамзатти. Прислужница дочери раджи спасает свою госпожу. Никия убегает. Площадь перед дворцом. Процессия в честь божества Бадрината.
Либретто балета Баядерка
«Баядерка», таким образом, балет трех эпох, балет архаических форм, архитектонических прозрений. Балета а Баядерка краткое повествование позволит узнать о любви, которой не позволили расцвести. В статье рассматривается сценическая история балета Мариуса Петипа «Баядерка», подчеркивается значение сохранения этого балетного шедевра в Мариинском театре на протяжении всего ХХ века. композитор Минкус Людвиг. Балет «Баядерка», созданный композитором Людвигом Минкусом в 1877 году, стал одним из шедевров Мариуса Петипа.
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
Сюжет балета, основанный на мотивах древнеиндийского эпоса, сегодня представляется завораживающей восточной сказкой о любви, верности и коварстве. "Баядерка" была впервые представлена Императорским балетом в Императорском Большом Каменном театре в Санкт-Петербурге 4 февраля 1877 года. Премьерный балет «Баядерка» стал 12-м спектаклем испанского постановщика Начо Дуато в Михайловском театре. «Баядерка», таким образом, балет трех эпох, балет архаических форм, архитектонических прозрений. В 1876 году Петипа привлекла идея балета «Баядерка».