Поэтому «герои» таких репортажей тут же кинулись к зятю Хрущева и были готовы дать денег, чтобы прекратить травлю», — пишет историк. Поэтому «герои» таких репортажей сразу же бежали к зятю Хрущёва и были готовы отдать любые деньги за прекращение травли, – пишет историк. 69-летний Алексей Аджубей — сын дочери Хрущева Рады и советского журналиста Алексея Аджубея, который в разные годы был главным редактором газет "Комсомольская правда" и.
В Москве нашли мертвым внука Никиты Хрущева
Юность Мать Алексея, понимая, что надеяться больше не на кого, быстро освоила швейное искусство и в короткое время стала одной из самых известных столичных портних. Она обшивала знаменитых актрис Большого театра, а также жен партийных чиновников самого высокого ранга. Свою трудовую деятельность Алексей Аджубей начал в шестнадцатилетнем возрасте в Казахстане: выпускник средней школы в 1940 и 1941 годах был рабочим в геологоразведочной экспедиции. Во время войны юноша служил в армейском ансамбле песни и пляски. Здесь же он женился на своей сокурснице красавице Ирине Скобцевой. Однако артистом Алексей так и не стал: окончив студию, он поступил в МГУ на только что открывшееся отделение журналистики. Алексей разводится и в 1949 году создал новую семью, опять женившись на своей сокурснице.
На сей раз ею оказалась Рада, дочь всесильного советского вождя Никиты Сергеевича Хрущева. Так началась блистательная карьера начинающего журналиста. Придя в 1950 году стажером в спортивный отдел газеты «Комсомольская правда», он быстро прошел путь от рядового литературного сотрудника до главного редактора. Прослужив в этой должности два года, Алексей Иванович поднялся на новую журналистскую вершину, возглавив в 1959-м вторую после «Правды» по значимости газету страны «Известия». Тогда-то и пошла гулять по Москве язвительная фраза: «Не имей сто рублей, а женись как Аджубей». За пять лет его редакторства она превратилась в подлинный рупор либерализма.
Многие современники отмечали, что в Аджубее удивительным образом уживались «барское величие» и совершенно замечательное отношение к команде, которую он создал. В истории остались веселые капустники, знаменитые «известинские пятницы», собиравшие маститых ученых, артистов и общественных деятелей… Может быть, именно отсюда — общее впечатление о совершенно необычном по тем временам «известинском демократизме», которому завидовали журналисты других изданий. В отличие от коллег, принимавших строго по записи и умевших «выдержать» посетителя в приемной, главный редактор «Известий» всегда был доступен, а его кабинет — всегда открыт для новых идей и проектов… Создав себе громкое имя и авторитет, Алексей Аджубей стал оказывать политическое влияние на Хрущева, сопровождая его в заграничных поездках и готовя речи для своего тестя. В 1959 году в соавторстве с группой журналистов он написал книгу о поездке Н. А уже в 1960 году она была удостоена высшей награды страны — Ленинской премии. Ему же принадлежит заслуга возобновления выпуска еженедельной газеты «За рубежом».
А на здании комбината «Известий» при нем засияла бегущая строка «Читайте в газете «Известия» — это был первый в стране электродайджест.
Повзрослев, все они разбежались в разные стороны», — вспоминал Аджубей. При детях а их всего насчитывалось шестеро Нина Петровна звала супруга «Никита Сергеевич» или «отец», а провинившийся мог получить пощёчину.
Нехватку душевного тепла вспоминала и дочь Рада — по её словам, мать «считала заботу о семье своим партийным долгом и ввела в семье партийные порядки»: дисциплина, экономия, ответственность. Но злой она не была. Любовь Нины Петровны к домочадцам чаще проявлялась не в словах или объятиях.
Детей она водила в кино и театры, читала им, заставила учить английский язык и заниматься музыкой, не давала бездельничать, учила уважать чужой труд. Все были сыты и чисто одеты. На вспыльчивого мужа Кухарчук с её сильным, уверенным характером оказывала уравновешивающее воздействие, поддерживала и, вероятно, уберегла его от многих поспешных ошибок, помогала советом когда он стал первым секретарём ЦК КПСС, «придворные» знали, что супруга начальника имеет на него влияние и временами обращались к ней.
Хрущёвы, 1929 г. Хрущёва отправили в отставку Жена помогла ему это пережить — в 1965 г. Об этом вспоминал сын Сергей: «Как всегда, жизнью дома руководила мама.
Она успевала везде, следила, чтобы все были накормлены, чтобы отец надел свою неизменную чистую белую рубашку, а вещи не расползлись с привычных мест. Всё это она делала с надёжной, доброй улыбкой на круглом лице. Казалось, что никакой катастрофы не произошло — просто Центральный комитет принял очередное решение, на сей раз об отставке её мужа, и она, как всегда, приняла его к исполнению.
Хорошо, что такая биография при жизни Никиты Сергеевича у нас в стране не появилась — вряд ли она была бы правдивой. Я не вступаю в спор ни с кем, ибо каждый имеет право на собственную точку зрения. Мера порядочности и ответственности тоже сугубо индивидуальна.
Теперь и Дортикос был в курсе дела. Кавалькада машин двинулась в город. На холодном ветру плескались советские и кубинские флаги. Прохожие останавливались, провожая взглядами черную ленту автомобилей. Хорошо, что я попросил своего известинского шофера приехать за мной. Замятин так и не появился. Едва я вернулся в редакцию, как последовал звонок секретаря ЦК партии Л. Ильичева, ведавшего идеологией. Он попросил немедля приехать к нему. Нетрудно было догадаться, о чем пойдет речь.
Впрочем, беседа заняла всего несколько минут. Ни тени смущения не промелькнуло на лице Ильичева, когда он сообщил мне, что я освобожден от обязанностей главного редактора «Известий». Я ни о чем не спрашивал, не требовал объяснений, понимая, что Ильичеву не до меня. Его собственная судьба висела на волоске: как-никак он был явным выдвиженцем Хрущева и со страхом думал о реакции Суслова по поводу собственной персоны. Кстати, Ильичев вскоре был отправлен в МИД на вполне приличную должность заместителя министра до ЦК он заведовал отделом печати МИДа , где и проработал более двадцати «застойных» лет. Такие «пароходы» тонут редко: у них многослойная обшивка корпуса, и если пробоина не глубока, подлатавшись, они вновь пускаются в плавание, хотя бы каботажное. Вернулся в газету. Странное чувство облегчения овладело мной. Я еще не знал никаких подробностей, когда мне позвонила жена и передала разговор с отцом. Он сказал, что вопрос с ним решен.
Подбодрил тем, что на заседании Президиума ЦК отметили рост подписки на газету «Известия» с 400 тысяч в 1959 году до почти 9 миллионов на октябрь 1964 года и что мне, как было сказано, «подыщут соответствующее журналистское занятие». Мои заместители, Гребнев и Ошеверов, видимо, о чем-то догадывались. Я не стал томить их и коротко рассказал о случившемся. Сидели в кабинете втроем. Телефон молчал, хотя было самое горячее газетное время. Вот-вот должно было появиться сообщение ТАСС о моем освобождении. Я поручил подписать газету Ошеверову. К этому времени мы проработали с ним вместе почти пятнадцать лет, начинали еще в «Комсомольской правде». Алексея Гребнева я знал больше четырех лет, только по «Известиям»: он работал заместителем у прежнего главного редактора, Губина, и остался на этом посту, когда я пришел в газету. Мизансцена, возникшая после моего сообщения о визите в ЦК, отчетлива в моей памяти.
Постепенно, даже не осознав этого, замы отвели от меня глаза, потом перестали смотреть друг на друга, как бы боясь выдать нечто, таившееся в их душах и, возможно, видимое со стороны. Я понял, что им тяжело, что они растеряны и обескуражены, и, не испытывая моих коллег дольше, попрощался. Попросил своего помощника Артура Поднека оформить приказ о моем уходе в очередной отпуск и получить отпускные. Пятьсот рублей, за вычетом подоходного налога и прочих удержаний. Поднеку я сказал, что все вопросы — завтра. Остался в кабинете один. Вот и пришел момент прощания. В этой большой комнате на пятом этаже известинского здания я проводил времени куда больше, чем дома. До мелочей был знаком пейзаж, видный сквозь круглые окна, расположенные почти под потолком, — крыши домов на площади Пушкина. Кабинет был просторен.
Никакой пышной мебели, книжных шкафов с декоративным рядом книг классиков марксизма-ленинизма, которых в подобных кабинетах никто не читает. Не было в нем и портретов руководителей. Большой рабочий стол без ящиков, еще больший — для заседаний редакционной коллегии. На одной из стен — монтаж из нескольких фотографий: Маяковский, Горький, Барбюс, Шолохов и кто-то еще — теперь не помню. Такой интерьер мне нравился. Почему-то вспомнилось, как в конце 1959 года сюда ворвался сухонький, небольшого роста человек и стал взволнованно говорить, горячась и размахивая руками. Это был один из архитекторов здания «Известий», Михаил Григорьевич Бархин. Он проектировал здание вместе с отцом — известным советским зодчим Григорием Борисовичем Бархиным — и был очень обеспокоен, как бы во время капитального ремонта мы не нарушили стилистику и облик их детища, ведь это — образец конструктивизма конца 20-х годов. Я успокоил его. Никаких наружных работ проводить не предполагалось, крушили и перестраивали только «начинку» здания.
К этому времени я дважды побывал в Соединенных Штатах Америки, видел, как организован труд журналистов в тамошних газетах, и пытался воспользоваться их опытом. Вместо крошечных кабинетов, в которых, как в норах, прятались репортеры, сделали несколько общих залов, где каждый сотрудник был на виду, запаслись новой оргтехникой, поощряли тех, кто сам пользуется пишущей машинкой, даже ввели курсы машинописи. По моде тех лет окрасили стены в разные цвета, чтобы веселее работалось. И вот теперь все, что связывало меня с этим домом, с коллегами, пришло к финалу. Я понимал, конечно, что найдется немало людей, которые расценят мое спешное увольнение по-своему: Аджубей занимал свой пост по протекции, его карьера зависела от родственных связей. Честно сказать, сам я так не думал: кое-что смог и успел сделать в журналистике. На следующий день, 14 октября, на Пленуме ЦК, освободившем Хрущева, Брежнев удостоил меня короткой реплики. Суть ее сводилась к тому, что мне будет предоставлена возможность работать по специальности… Правда, очень скоро я понял и это подтвердили последующие десятилетия , как легко и эффектно бросает Брежнев подобные фразы, как старается выглядеть гуманным и внимательным. Сидевшие на просцениуме Свердловского зала Кремля члены Президиума ЦК, поддержавшие Брежнева в его заговоре против Хрущева, не знали, конечно, что в эти же минуты решается их собственная судьба и очень скоро один за другим они, как и Хрущев, будут отправлены на пенсию, посланы за границу, а то и вовсе займут второстепенные должности на дальних заводах и фабриках. Сделает это Брежнев тихо, без скандалов, по-семейному, как бы любя.
Всему этому еще предстояло быть. Как выразился известный журналист Александр Бовин, советник Брежнева и составитель его речей, сам испытавший на себе капризную перемену брежневской любви: Леонид Ильич обладал «чувством власти». Я бы уточнил: властолюбием. Интрига составляла самую сильную, хоть и не очень видимую часть натуры этого человека, ставшего в октябре 1964 года главой партии. Позже станет ясно, что Брежнев старался уходить от решения острых вопросов, откладывая «на потом». Через месяц, в ноябре, состоялся еще один Пленум ЦК.
Имя Алексея Аджубея гремело на весь Союз
При той, первой постановке, оказывается, Гладков при любых переделках неизменно что-то врал, где-то скрывался, словом, ни одной строки из автора выжать так и не удалось. Так откуда же взялось столь талантливое произведение, созданное явно крупным поэтом? И Рязанов узнаёт - Гладков в 1940-м сидел в тюрьме «по уголовке», за кражу книг из Ленинской библиотеки он был ярым книголюбом. А вскоре после его освобождения как раз и появилась вдруг пьеса. Быть может, тот, кто её сочинил, знал, что из тюрьмы не выйдет, вот и отдал, подарил, лишь бы свет увидела? Всё это, конечно, предположения, кстати, уже обнародованные в книге мемуаров Рязанова. А он имеет полное право предполагать: за три месяца, предоставленные им Гладкову по договору на доработку пьесы под сценарий, тот точно так же прятался, исчезал, уехал даже из Москвы якобы творить.
И точно так же не сочинил ни строки. Вот и пришлось тогда взяться за перо самому режиссёру и неожиданно стать «поэтом поневоле». Игорь Ильинский в роли Кутузова Нафталиновый снег Думаю, что после этого многое уже в процессе съёмок показалось Рязанову цветочками. Тем более что цветочки и в самом деле должны были вот-вот прорасти, а снимать следовало лютую морозную зиму. Эту проблему режиссёр называет «охотой за снегом»: двор усадьбы которую построили из полуразрушенной церквушки вся съёмочная группа, вооружившись лопатами, сначала присыпала остатками снега. Потом его засыпали опилками, мелом и нафталином.
Крышу дома покрасили в белый цвет «под снег». На перилах разложили вату, посыпанную всё тем же нафталином. И обман удался! О тяжёлых съёмках с лошадьми, техникой и пиротехникой уж и говорить нечего.
Книга издана на 16 языках, и размышления Хрущева, политика и человека, итожившего пережитое, стали достоянием широкой мировой общественности.
Пленки и другие материалы переданы на хранение в фонд Гарримана. Они доступны, с ними продолжают работать все, кого интересует советская история. И хотя до сих пор остаются таинственными обстоятельства «переброски» пленок Хрущева в Америку, хотя сам факт выхода мемуаров за рубежом укоротил жизнь Никиты Сергеевича, не умалишь и другого — книга существует… Хрущев в руках ее никогда не держал. Я вошел в семью Хрущева сорок лет назад, в 1949 году, женившись на его дочери Раде. Ей было двадцать, мне двадцать пять лет.
Мы учились в Московском университете, готовились стать журналистами. По молодости не заглядывали далеко вперед. Мог ли я предположить, что из молодежной «Комсомольской правды» перейду в солидную, официальную газету «Известия», на должность главного редактора?! И уже вовсе нелепой показалась бы мне мысль о возможной работе вблизи Никиты Сергеевича. Во время частых поездок Хрущева по стране и за границу его обычно сопровождала небольшая группа журналистов.
В Москве, когда возникала необходимость в подготовке и редактировании речей Никиты Сергеевича, обработке его диктовок, к помощникам присоединялись секретари ЦК партии Ю. Андропов, Л. Ильичев, В. Поляков, политический обозреватель «Правды» Г. Жуков, заведующий отделом науки ЦК В.
Кириллин, некоторые другие товарищи. Был среди них и я. Иногда этой небольшой рабочей «команде» приписывалось влияние, чуть ли не выше органов партии и правительства. В действительности же было далеко не так. Выполняя поручение Никиты Сергеевича, каждый понимал, что «пробивать» свои вопросы, пользуясь близостью к «первому», — занятие безнадежное.
Если кто-нибудь и решался затеять нужный ему разговор, Хрущев обычно прерывал: «Напишите в ЦК». Само собой разумелось, что вклад каждого в общую работу не выпячивался, дело было ответственное, общее и в известной мере деликатное. Я видел Никиту Сергеевича в семье, на отдыхе. Теперь у меня появилась возможность наблюдать его в работе в самых разных обстоятельствах… Отставка Хрущева мгновенно отразилась и на моей карьере журналиста. Сказать по правде, я понимал, что так случится, и не воспринял это трагически.
В последний раз я исполнил обязанности главного редактора газеты «Известия» 13 октября 1964 года. В этот день в Москву с официальным визитом прилетел президент Кубы Освальдо Дортикос. В полдень самолет, на борту которого находился президент Кубы, приближался к Москве. По протоколу, как главный редактор газеты «Известия», я должен был быть среди тех, кто встречает гостя. Ехать не хотелось.
К этому времени уже не первый час шло заседание Президиума ЦК партии. Смещали Хрущева. Я знал, что никакой обратный ход невозможен. По-видимому, задержка происходила из-за каких-то деталей. Он, конечно, догадывался о том, что происходит.
Спросил его: «Стоит ли мне ехать на аэродром? На аэродроме из большого начальства еще никого не было. Замятин исчез, я встал чуть в стороне от главного прохода, чтобы не искушать тех, кто предпочтет не встречаться со мной, ведь я становился опальным. Самолет с президентом на борту уже минут сорок барражировал над Шереметьевом. Летчики, да и президент, видимо, не понимали, почему их держат в воздухе.
При той, первой постановке, оказывается, Гладков при любых переделках неизменно что-то врал, где-то скрывался, словом, ни одной строки из автора выжать так и не удалось. Так откуда же взялось столь талантливое произведение, созданное явно крупным поэтом? И Рязанов узнаёт - Гладков в 1940-м сидел в тюрьме «по уголовке», за кражу книг из Ленинской библиотеки он был ярым книголюбом. А вскоре после его освобождения как раз и появилась вдруг пьеса.
Быть может, тот, кто её сочинил, знал, что из тюрьмы не выйдет, вот и отдал, подарил, лишь бы свет увидела? Всё это, конечно, предположения, кстати, уже обнародованные в книге мемуаров Рязанова. А он имеет полное право предполагать: за три месяца, предоставленные им Гладкову по договору на доработку пьесы под сценарий, тот точно так же прятался, исчезал, уехал даже из Москвы якобы творить. И точно так же не сочинил ни строки.
Вот и пришлось тогда взяться за перо самому режиссёру и неожиданно стать «поэтом поневоле». Игорь Ильинский в роли Кутузова Нафталиновый снег Думаю, что после этого многое уже в процессе съёмок показалось Рязанову цветочками. Тем более что цветочки и в самом деле должны были вот-вот прорасти, а снимать следовало лютую морозную зиму. Эту проблему режиссёр называет «охотой за снегом»: двор усадьбы которую построили из полуразрушенной церквушки вся съёмочная группа, вооружившись лопатами, сначала присыпала остатками снега.
Потом его засыпали опилками, мелом и нафталином. Крышу дома покрасили в белый цвет «под снег». На перилах разложили вату, посыпанную всё тем же нафталином. И обман удался!
О тяжёлых съёмках с лошадьми, техникой и пиротехникой уж и говорить нечего.
Александр Блохнин пришел в газету как раз в разгар перемен — в 1961-м. И понял, что главред понимает силу хорошей картинки. Так фото Гагарина и Хрущева с «Известиями» в руках облетело весь мир. Алексей Аджубей напечатал тираж с заметкой о полете раньше других и привез газеты в Кремль. Он был успешным «партийным медиа-менеджером».
Тиражи били рекорды, в газете то и дело печатали эксклюзив. Вопросы полетел задавать, конечно, Аджубей. Алексей Аджубей и правда имел политические таланты. К нему прислушивались, он располагал к себе людей: кого умом, кого — артистизмом. Он и зятем был хорошим. Поэтому именно ему Хрущев первому сообщил плохие новости.
Я был зятем Хрущева
Ученый-биолог Алексей Аджубей, внук советского лидера Никиты Хрущева, скончался 6 января. это занятие для историков. Внук Никиты Хрущева умер в Москве, сообщает источник РЕН ТВ Фото: Владимир Андреев ©
Алексей Аджубей о заговоре против Хрущева 1964 года
Я не вступаю в спор ни с кем, ибо каждый имеет право на собственную точку зрения. Мера порядочности и ответственности тоже сугубо индивидуальна. Когда думал над тем, как выстраивать повествование о теперь уже далеких годах, мне показалось важным не столько следовать хронологическими ступенями или пытаться чертить точную схему событий, во всем их объеме и разнообразии, — да мне и не под силу такая работа, — сколько составить картину из штрихов и фактических зарисовок о людях, событиях, о радостном и горестном, не только о Хрущеве… Алексей Аджубей, муж Рады Никитичны Хрущевой, главный редактор газет «Комсомольская правда» и «Известия».
В тот момент он уже с трудом говорил и сильно хрипел. Друг пенсионера вызвал скорую помощь. А когда дверь удалось открыть — констатировали смерть Алексея Аджубея», — сообщает Telegram-канал Mash. Наследница Хрущева в 1949 году вышла замуж за однокурсника по факультету журналистики. В этом браке родились трое сыновей — Никита, Алексей и Иван. Первый скончался в 2007 году.
Я ни о чем не спрашивал, не требовал объяснений, понимая, что Ильичеву не до меня. Его собственная судьба висела на волоске: как-никак он был явным выдвиженцем Хрущева и со страхом думал о реакции Суслова по поводу собственной персоны. Кстати, Ильичев вскоре был отправлен в МИД на вполне приличную должность заместителя министра до ЦК он заведовал отделом печати МИДа , где и проработал более двадцати «застойных» лет. Такие «пароходы» тонут редко: у них многослойная обшивка корпуса, и если пробоина не глубока, подлатавшись, они вновь пускаются в плавание, хотя бы каботажное. Вернулся в газету. Странное чувство облегчения овладело мной. Я еще не знал никаких подробностей, когда мне позвонила жена и передала разговор с отцом.
Он сказал, что вопрос с ним решен. Подбодрил тем, что на заседании Президиума ЦК отметили рост подписки на газету «Известия» с 400 тысяч в 1959 году до почти 9 миллионов на октябрь 1964 года и что мне, как было сказано, «подыщут соответствующее журналистское занятие». Мои заместители, Гребнев и Ошеверов, видимо, о чем-то догадывались. Я не стал томить их и коротко рассказал о случившемся. Сидели в кабинете втроем. Телефон молчал, хотя было самое горячее газетное время. Вот-вот должно было появиться сообщение ТАСС о моем освобождении.
Я поручил подписать газету Ошеверову. К этому времени мы проработали с ним вместе почти пятнадцать лет, начинали еще в «Комсомольской правде». Алексея Гребнева я знал больше четырех лет, только по «Известиям»: он работал заместителем у прежнего главного редактора, Губина, и остался на этом посту, когда я пришел в газету. Мизансцена, возникшая после моего сообщения о визите в ЦК, отчетлива в моей памяти. Постепенно, даже не осознав этого, замы отвели от меня глаза, потом перестали смотреть друг на друга, как бы боясь выдать нечто, таившееся в их душах и, возможно, видимое со стороны. Я понял, что им тяжело, что они растеряны и обескуражены, и, не испытывая моих коллег дольше, попрощался. Попросил своего помощника Артура Поднека оформить приказ о моем уходе в очередной отпуск и получить отпускные.
Пятьсот рублей, за вычетом подоходного налога и прочих удержаний. Поднеку я сказал, что все вопросы — завтра. Остался в кабинете один. Вот и пришел момент прощания. В этой большой комнате на пятом этаже известинского здания я проводил времени куда больше, чем дома. До мелочей был знаком пейзаж, видный сквозь круглые окна, расположенные почти под потолком, — крыши домов на площади Пушкина. Кабинет был просторен.
Никакой пышной мебели, книжных шкафов с декоративным рядом книг классиков марксизма-ленинизма, которых в подобных кабинетах никто не читает. Не было в нем и портретов руководителей. Большой рабочий стол без ящиков, еще больший — для заседаний редакционной коллегии. На одной из стен — монтаж из нескольких фотографий: Маяковский, Горький, Барбюс, Шолохов и кто-то еще — теперь не помню. Такой интерьер мне нравился. Почему-то вспомнилось, как в конце 1959 года сюда ворвался сухонький, небольшого роста человек и стал взволнованно говорить, горячась и размахивая руками. Это был один из архитекторов здания «Известий», Михаил Григорьевич Бархин.
Он проектировал здание вместе с отцом — известным советским зодчим Григорием Борисовичем Бархиным — и был очень обеспокоен, как бы во время капитального ремонта мы не нарушили стилистику и облик их детища, ведь это — образец конструктивизма конца 20-х годов. Я успокоил его. Никаких наружных работ проводить не предполагалось, крушили и перестраивали только «начинку» здания. К этому времени я дважды побывал в Соединенных Штатах Америки, видел, как организован труд журналистов в тамошних газетах, и пытался воспользоваться их опытом. Вместо крошечных кабинетов, в которых, как в норах, прятались репортеры, сделали несколько общих залов, где каждый сотрудник был на виду, запаслись новой оргтехникой, поощряли тех, кто сам пользуется пишущей машинкой, даже ввели курсы машинописи. По моде тех лет окрасили стены в разные цвета, чтобы веселее работалось. И вот теперь все, что связывало меня с этим домом, с коллегами, пришло к финалу.
Я понимал, конечно, что найдется немало людей, которые расценят мое спешное увольнение по-своему: Аджубей занимал свой пост по протекции, его карьера зависела от родственных связей. Честно сказать, сам я так не думал: кое-что смог и успел сделать в журналистике. На следующий день, 14 октября, на Пленуме ЦК, освободившем Хрущева, Брежнев удостоил меня короткой реплики. Суть ее сводилась к тому, что мне будет предоставлена возможность работать по специальности… Правда, очень скоро я понял и это подтвердили последующие десятилетия , как легко и эффектно бросает Брежнев подобные фразы, как старается выглядеть гуманным и внимательным. Сидевшие на просцениуме Свердловского зала Кремля члены Президиума ЦК, поддержавшие Брежнева в его заговоре против Хрущева, не знали, конечно, что в эти же минуты решается их собственная судьба и очень скоро один за другим они, как и Хрущев, будут отправлены на пенсию, посланы за границу, а то и вовсе займут второстепенные должности на дальних заводах и фабриках. Сделает это Брежнев тихо, без скандалов, по-семейному, как бы любя. Всему этому еще предстояло быть.
Как выразился известный журналист Александр Бовин, советник Брежнева и составитель его речей, сам испытавший на себе капризную перемену брежневской любви: Леонид Ильич обладал «чувством власти». Я бы уточнил: властолюбием. Интрига составляла самую сильную, хоть и не очень видимую часть натуры этого человека, ставшего в октябре 1964 года главой партии. Позже станет ясно, что Брежнев старался уходить от решения острых вопросов, откладывая «на потом». Через месяц, в ноябре, состоялся еще один Пленум ЦК. Брежнев был объявлен Генеральным секретарем Хрущев назывался Первым. Так был заложен кирпичик в фундамент того здания, которое выстраивалось Брежневым и для Брежнева.
На этом Пленуме в спешном порядке отменили многие хрущевские новации. Ликвидировали совнархозы, возродили министерства в их прежнем «классическом» виде, отменили разделение обкомов на сельский и промышленный. Все эти вопросы никак не обсуждались, никто не выступал в прениях. Вел себя Брежнев на заседании пленума легко, весело, подчеркивая всем своим видом: ну вот, друзья, мы возвращаемся к стабильному упорядоченному образу жизни, работы; все хорошо, давайте жить дружно! Пленум уже закончился, все встали, и тут к Брежневу обратился Суслов. Сказал ему несколько фраз вполголоса. Все последующее заняло не более получаса.
Перед голосованием я попросил слова. После маленькой заминки Брежнев сказал: «Кстати, Аджубей проявил недисциплинированность, опоздал на заседание». Не знаю, зачем ему понадобилась неправда.
Аджубей попросил его, чтобы первые главы книги были опубликованы в "Известиях". Чаплин попросил в качестве гонорара четыре килограмма черной икры. Журналисту Мэлору Стуруа была выделена кастрюля из буфета газеты, с которой он отправился в гастроном "Елисеевский" и купил четыре килограмма икры по 22 рубля за килограмм в то время килограмм говядины стоил 19 рублей. Летчики английской авиакомпании British Airways согласились передать икру Чаплину. Многие свои идеи Хрущев реализовывал через Аджубея. Когда ему в Америке подарили электронные часы, то через зятя он передал их заместителю генерального директора 2-го Московского часового завода Семену Ривкину.
С этих "хрущевских" часов пошло новое направление в производстве наручных часов во всем СССР. Но только для пользы дела. В 1960 году, будучи членом комитета по Ленинским премиям, он добился присуждения этой награды группе журналистов за книгу очерков "Лицом к лицу с Америкой" о первом визите Никиты Хрущева в США. Скандал по этому поводу поднял писатель Михаил Шолохов, который в том же году стал лауреатом Ленинской премии. Он отказывался получать ее, приводя в качестве аргументов пассаж: "Я не хочу стоять в одной шеренге с командой футболистов". Количество журналистов, удостоенных этой премии равнялось 12. Надо отдать должное Аджубею, который в 1963 году добился Ленинской премии для журналиста Василия Пескова за книгу "Шаги по росе". Пескова сегодня воспринимают как журналиста, писавшего о природе и открывшего семью отшельников Лыковых в Западных Саянах. Но Песков был первым советским космическим журналистом, допущенным на Байконур.
Центральными в этом сборнике новелл были статьи о космосе и Гагарине. В 1960 году Алексей Аджубей восстановил издание еженедельной газеты "За рубежом", организовал выпуск еженедельника "Неделя", который в киосках "Союзпечати" нужно было вылавливать — газета уходила нарасхват. В августе 1963 года он напечатал в "Известиях" запрещенную поэму Твардовского "Теркин на том свете". Рядом с троном всегда плаха Выражение "рядом с троном всегда плаха" приписывают Лаврентию Берии. Все это испытал на себе Алексей Аджубей.
Падение Никиты Хрущева глазами его зятя Алексея Аджубея
Наследница Хрущева в 1949 году вышла замуж за однокурсника по факультету журналистики. На самом деле сама актриса подтверждала только одну из этих историй – о том, как за ней пытался приударить зять Хрущева Алексей Аджубей. а, последняя - й). У Никиты Сергеевича была большая семья, но судьбы многих родных, как и его собственная, оказались трагичными – Самые лучшие и интересные новости по теме: Никита Хрущев, СССР.
О книге "Я был зятем Хрущева". – Я не писал политическую биографию Хрущева – это занятие для историков. Алексей Аджубей, муж Рады Никитичны Хрущевой, главный редактор газет «Комсомольская правда» и «Известия». Я в то время был спецкором отдела публицистики журнала «Советский Союз», единственным подчинённым Аджубея, бывшего главного редактора «Известий», зятя Хрущёва.