Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Ценность метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики остается востребованным и ценным инструментом, который помогает людям разобраться в сложных вопросах и проблемах.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Майевтика - определение термина
- Что такое майевтика: в чем ценность метода Сократа (Диалог) - полное объяснение
- Сократ: диалектика и метод майевтики
- 12. «Майевтика» как метод познания Сократа.
- Методы познания истины Николай Павлович Кормаков Проза.ру
Майевтика: ценность метода и его философия
Смысл майевтики Сократа – в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Майевтика будет заключительной частью этого метода, когда знание «рождается» из выводов собеседника. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует саморазвитию и развитию мышления. Метод майевтики имеет ценность в философии, поскольку он способствует активному и самостоятельному осмыслению мира и самого себя. один из методов, появившихся на свет благодаря Сократу, и активно используемых и поныне в риторике, переговорах, психотерапии, коучинге.
Майевтика и некоторые другие идеи Сократа
Сократ учил своих учеников сомневаться, искать истину и задавать вопросы. Метод Сократа является эффективным способом обучения, так как он активно вовлекает учеников в процесс исследования и позволяет им понять и усвоить материал самостоятельно. Он стимулирует непрерывное обучение и постоянную жажду новых знаний. Ценность метода Сократа в наше время не утратила своей актуальности. Майевтика помогает развить у учеников критическое мышление и самостоятельность, что является важными навыками для успешного обучения и адаптации в современном мире. Полное объяснение Основной целью майевтики является развитие критического мышления и самоанализа через внутренний диалог человека с самим собой, а также путем обмена мнениями и идеями с другими людьми. Майевтика помогает выявить противоречия и неясности в мыслях и убедиться в правильности или ошибочности собственного мнения. Особая ценность метода Сократа заключается в его идеологических и практических преимуществах: Стимуляция мышления: Майевтика побуждает участников диалога мыслить самостоятельно и активно искать ответы на свои вопросы. Сократ верил, что истина находится внутри каждого человека, и его задача — лишь помочь осознать ее.
Развитие критического мышления: Майевтика помогает участникам учиться анализировать и оценивать свои убеждения и предположения, а также проверять их на прочность и логическую последовательность. Определение понятий и определений: Сократское общение направлено на определение истины и понимание ключевых понятий и определений, что позволяет участникам диалога уточнить свои представления и расширить свои знания. Преодоление предубеждений: Майевтика помогает участникам диалога осознать и преодолеть свои предубеждения и стереотипы, давая возможность более объективно и свободно мыслить. Стимуляция диалога: Сократское общение способствует открытому и взаимному обмену мнениями, что способствует развитию способности слушать и уважать точку зрения других людей. Это способствует формированию толерантности и развитию межличностных навыков. В целом, майевтика предоставляет человеку возможность искать истины, развиваться и обретать новые знания и понимание. Она способствует анализу, самоанализу и критическому мышлению, что делает ее важным инструментом в образовании и развитии личности. Несколько важных правил Слушайте внимательно: Майевтика требует активного участия в диалоге.
Важно внимательно слушать собеседника, его аргументы и замечания, чтобы определить логическую недосказанность или ошибки в его рассуждениях. Задавайте вопросы: Ключевой момент в методе Сократа — задавание вопросов, чтобы провоцировать собеседника к более глубокому и аналитическому мышлению. Не стесняйтесь использовать различные виды вопросов, чтобы раскрыть суть проблемы. Будьте скептичны: Майевтика поощряет критическое мышление и сомнение. Важно оставаться скептичным и не принимать информацию на веру.
Этот метод майевтики активно применяется в современном мире в различных сферах деятельности. В бизнесе метод майевтики широко используется в процессе консультаций и тренингов. С помощью вопросов, задаваемых майевтиком, участники мероприятий раскрывают свои мысли и приводят аргументы, что позволяет им лучше понять причины своих проблем и найти пути их решения. Также метод майевтики активно применяется в образовании. Преподаватели используют его для развития критического мышления и самостоятельности учащихся. Путем систематического задавания вопросов, учащиеся сами приходят к необходимым знаниям, развивают свой интеллект и умение анализировать информацию. Майевтика также применяется в психологии и психотерапии. С помощью метода майевтики психотерапевты помогают своим клиентам раскрыть мысли, чувства и мотивы, что способствует осознанию причин проблем и их преодолению. В заключение, метод майевтики является эффективным инструментом для достижения истины и развития мышления в современном мире. Он находит применение в бизнесе, образовании, психологии и других сферах деятельности, помогая людям развивать критическое мышление и достигать своих целей. Вопрос-ответ Какая суть метода сократовской майевтики? Метод сократовской майевтики заключается в проведении диалога с целью выявить противоречия и логические ошибки в мышлении человека, помочь ему осознать свои заблуждения и достичь истинного знания. Как применяется метод сократовской майевтики в современном мире? Сократовская майевтика используется в современном мире как инструмент критического мышления и поиска истины. Она применяется в различных сферах, таких как образование, психология, философия, бизнес-консультирование и другие. С помощью майевтики люди могут развивать свою способность анализировать информацию, выявлять логические ошибки и принимать обоснованные решения. Какие преимущества имеет метод сократовской майевтики перед другими методами обучения и развития логического мышления? Метод сократовской майевтики позволяет развивать критическое мышление и аналитические навыки, а также помогает выявлять и исправлять логические ошибки в мышлении. Он способствует осознанию истинных ценностей и убеждений, а также помогает формировать логически обоснованные аргументы и рассуждения. Кроме того, этот метод активно включает индивида в процесс обучения и развития, позволяя ему самому прийти к пониманию истины, а не просто получить готовые ответы. Метод сократовской майевтики помогает развивать навыки критического мышления, анализа информации, построения логически обоснованных аргументов и рассуждений. Он помогает осознать свои убеждения и ценности, выявить логические ошибки в мышлении и достигнуть истинного знания. Кроме того, этот метод развивает навыки слушания и задавания вопросов, умение анализировать информацию и принимать обоснованные решения. Оцените статью.
С другой стороны, она несет в себе возможность различных интерпретаций, отдающих приоритет тем или иным содержательным признакам. Однако такие интерпретации не в состоянии вместить всю полноту смысла ценности, и понятийная определенность может привести к искажению ее содержания. Осмысление ценности направлено на сопряжение конкретности существования человека и универсального горизонта его человеческого бытия. Ключевые слова: культурный код , культурные универсалии , ценности культуры , производство идеалов , идентичность , герменевтика , майевтика , Сократ , понимание , самопонимание Культурологический поворот в гуманитарных науках распространяет понятие культуры на все социальное бытие человека. Теперь уже невозможно говорить в духе Л. Моргана о «докультурных» народах, находящихся на стадии дикости и варварства. При подобном подходе культура рассматривается в качестве надбиологических программ, которые пронизывают все грани и аспекты жизни человека, представляют собой «генетический код» его «второй природы» Куда идет российская культура?.. Вместе с тем, такой предельно широкий подход размывает содержательное ядро данного феномена, поскольку, если в качестве культуры рассматривать все надбиологическое содержание жизни человека и общества, то в чем тогда состоит культурность культуры? Данную проблему А. Смирнов выражает в метафорах гена и организма: подобно организму, культура — это весь мир человека, все аспекты его жизни и деятельности, но, вместе с тем, подобно генам, культура составляет лишь микроскопическую часть этого организма см. В качестве таких микроскопических «генов», определяющих культурный код общества и человека как «общественного животного», В. Стёпин рассматривает культурные универсалии, в которых заключены фундаментальные жизненные смыслы понимания человека, природы, нравственности и, в целом, обобщенный образ человеческого мира см. Такие универсалии представляют собой схемы, которые сортируют и квантифицируют социальный опыт. Интериоризация данных схем определяет базовую структуру сознания человека, формирует специфику восприятия и осмысления мира. Тем самым универсалии культуры образуют самоочевидные, само собой разумеющиеся основания сознания и самосознания человека см. На этом уровне культура разворачивается как веер программ, определяющих устоявшиеся алгоритмы, нормирующие различные виды деятельности. Вместе с тем, усвоение подобных алгоритмов неразрывно связано с интериоризацией присущего им ценностного содержания см. В них представлены оценочные стереотипы как стандарты престижа и успешности, которые определяют личностные предпочтения и жизненные ориентиры. С ними связано формирование принятых в определенном обществе норм и образцов поведения, следование которым отличают культурного человека от бескультурного варвара. Соответственно, подобная очевидность универсалий культуры определяет ценностно-смысловой горизонт привычной понятности мира, равно как и осмысленности себя, своих планов и жизненных проектов в этом мире. Вместе с тем, подобные схемы, алгоритмы и модели осмысленной деятельности можно рассматривать, скорее, как культурную привычку, но не культуру в ее собственном смысле. Такая привычка разграничивает родную для человека культуру от всего непонятного, а поэтому варварского, в иных, внешних для него культурных традициях. Однако такая привычка не способна разглядеть варварские вкрапления в собственных культурных формах. Поэтому культура при таком подходе фундирует деятельность как таковую, но не определяет специфический геном культурообразования. Подобный геном составляют не только привычные коды социальной деятельности, но и те ценности и идеалы, которые оправдывают эти коды. Поэтому можно согласиться с положением Д. Пивоварова о том, что культура — это не любая деятельность, а ее специфический вид, направленный на производство идеалов. Причем идеалы культуры — это не ценности вообще, а ценности особого порядка, определяющие приемлемость определенного поведения. Поэтому именно в идеалах культуры заключена как преемственность социокультурной традиции, так и ее трансформация, поскольку идеал критичен, нацелен на преобразование той действительности, которая сама же его порождает см. Ценности, формируемые в контексте производства идеалов, представляют собой не только наличную данность, определяющую значимость культурных образцов, но, прежде всего, заданность, обращенную в апофатические выси идеалов, в которых заключена подлинность человеческого бытия. Поэтому не программы, стандарты и образцы, которые квантифицируют и категоризируют жизненный опыт человека в определенном социуме, а обоснование их истинности определяет культурность социокультурной традиции. То предчувствие, ощущение ускользающего мерцания Правды, воплощением которой выступают привычные для человека формы культуры. И культура предстает диалогом, эксплицирующим и утверждающим, осуществляющим это предвосхищение в тех самых кодах, программах, образцах и доминантах. Такой диалог обращен в духовную сферу культуры, которая не является областью конструктивистского произвола, но представляет собой особую реальность, обладающую не менее жесткой структурой, нежели реальность физическая см. Таким образом, ценности находятся в двух измерениях. Первое можно обозначить как габитуальное бытование ценностей в привычных образцах соответствующей культуры, определяющей нормы повседневной жизни и связанные с ними традиционные ценности. Второе измерение ценностей связано с проникновением в духовную область идеалов человеческой жизни. Данные области взаимосвязаны, поскольку, с одной стороны, духовный уровень ценностей является аксиологическим основанием и оправданием привычных ценностей повседневной жизни. С другой стороны, именно образцы, нормирующие пространство жизненного мира человека, а также реальные примеры, конкретизирующие смысловое содержание этих образцов, выступают зримым, явным воплощением ценностей и идеалов духовного порядка. Подобная взаимосвязь этих уровней запускает процедуры герменевтики, противонаправленное движение осмысления ценностей и идеалов культуры. Подобное осмысление требует напряжения понимания, при котором катафатическая явленность ценностей культуры раскрывается в апофатический горизонт потаенных оснований повседневной самоочевидности, с одной стороны, и, с другой стороны, туманной неопределенности высших духовных смыслов культуры. Мера такой осмысленности определяет границы культурного пространства и личного пространства культурности человека, его личностную идентичность, которая есть одновременно и процесс, и результат смыслообразования, понимания себя в пространстве культуры см. Напряжение понимания определяет субъектную сторону производства идеалов, связанную с освоением смыслового содержания норм и ценностей родной культуры. Оно выталкивает человека из привычной самопонятности, выводит в иной бытийный регистр, с высоты которого открывается возможность для различения подлинности и мнимости своих мнений, желаний, жизненных проектов. Подобный регистр связан с осмыслением ценностных оснований добродетелей, определяющих меру подлинности человека: ту меру, в границах которой я обретаю себя, а преступив которую теряю себя.
Наконец, не забывайте об эмпатии и понимании. Вспомните, что мы все разные, и у каждого есть свои причины и мотивы. Будьте терпеливыми и пытайтесь вникнуть в чужую позицию. Покажите искреннее интерес к вашему собеседнику и его точке зрения. Следуя этим принципам, вы сможете эффективно вести беседу с любым собеседником и достигать конструктивных результатов во всех сферах вашей жизни. Искусство диалога В отличие от обычной беседы, диалог предполагает искреннее желание понять точку зрения другого человека, а не просто убедить его в своей правоте. Искусство диалога требует от участников готовности к обмену идеями и открытости к новым взглядам. Важным аспектом искусства диалога является умение фокусироваться на глубинных аспектах вопроса и исследовать их совместно. Диалог позволяет выявлять и анализировать скрытые предположения, противоречия и логические ошибки. В искусстве диалога сущность майевтики проявляется в стремлении найти истину через обмен мнениями и анализ аргументов каждой стороны. Диалог может привести к осознанию своей невежественности и открытию новых перспектив. Как правильно вести беседу Вот некоторые полезные советы о том, как правильно вести беседу: 1. Слушайте внимательно: Одной из самых важных частей беседы является активное слушание. Уделите внимание собеседнику и покажите ему, что вы действительно интересуетесь его мыслями и ощущениями. Задавайте вопросы, уточняйте информацию и проявляйте эмпатию. Будьте открытыми и терпимыми: Важно помнить, что каждый человек имеет право на свое мнение. Будьте готовы выслушать и понять точку зрения других людей, даже если она отличается от вашей. Не прибегайте к агрессии или оскорблениям, а старайтесь поддерживать вежливую и уважительную атмосферу. Будьте ясными и конкретными: Стремитесь излагать свои мысли четко и понятно. Используйте простой язык и структурируйте свою речь, чтобы избежать путаницы и недоразумений. Если вам нужно объяснить что-то сложное, используйте примеры или иллюстрации. Уважайте личное пространство: Выражайте уважение к личному пространству собеседника. Не прерывайте его, не перебивайте и не вмешивайтесь в его личные дела без разрешения. Учтите его комфортные границы и уважайте его личные предпочтения и привычки. Избегайте монополизации разговора: Не доминируйте в беседе и не позволяйте одной стороне говорить все время. Слушайте и участвуйте активно, но предоставьте возможность другим людям высказаться и выразить свое мнение. Проявляйте взаимоуважение и равноправие. С практикой и опытом, вы сможете стать лучше вести беседы и создавать глубокие и продуктивные диалоги. Помните, что у каждого человека есть что-то уникальное для сказать, и ваше умение вести беседу поможет вам открыть это.
Метод майевтики: ценность и краткая философия
Философ вызвался помочь другу таковыми он считал всех своих учеников, даже не беря оплаты за обучение , и предложил создать список дел, разделив его, соответственно, на две графы. Первое утверждение Евтидема После чего начал спрашивать, к примеру, куда именно отнести ложь, воровство, торговлю людьми и прочее. Будущий государственный деятель, конечно же, все эти определения отправил к несправедливости. Тогда Сократ поинтересовался, действительно ли тогда графа справедливости сейчас пуста, потому что всё вышеперечисленное находится в противоположной колонке? Получив утвердительный ответ, он переходит ко второму шагу — индукции. То есть интересуется, считает ли правильным взятие в плен, рабство людей жителей города, с которым ведётся вражда и война? Евтидей подтвердил, что это справедливо. А обворовать их, отобрав всё имущество, или обмануть, тоже будет верным и достойным решением?
Услышав и в этот раз согласие, мудрец предложил тогда все эти понятия перенести в колонку справедливости. Удивлённый такому ходу событий, Евтидей указал, что эти поступки считал по отношению к друзьям, поэтому отнёс в графу неправильных. Вследствие чего «родилось» утверждение, что нельзя обманывать близких и ценных людей, обворовывать и, тем более, пользоваться ими. Окончательное умозаключение Но и тут мыслитель не отступал, вернувшись к методу индукции, он решил выяснить, а будет ли неверным поступком то, если командир скажет своим военным, чтобы не отчаивались и не теряли боевой дух, ведь им на помощь идёт подкрепление, но на самом деле это будет неправдой? Или родители дадут лекарство тяжело больному, но капризному ребёнку незаметно, спрятав в еде? Будет ли такой обман, ради сохранения жизни несправедливым по отношению к малышу? А как быть с женщиной, которая, заметив, что любимый долгое время страдает и замышляет самоубийство — украдёт у него на всякий случай оружие и спрячет кухонные ножи?
Учит слушать и выслушивать Искусство диалога требует умения слушать и быть открытым к мнению других. Участники диалога учатся выражать свои мысли и идеи с уважением к собеседнику, что способствует глубокому и взаимному пониманию. Развивает критическое мышление Диалог в майевтике помогает участникам развить критическое мышление и аналитические способности, поскольку они вынуждены аргументировать свои точки зрения и оценивать аргументы других.
Позволяет добиваться истины В чем смысл майевтики? Сущность майевтики состоит в том, чтобы побуждать людей к саморефлексии и анализу собственных убеждений и знаний. Сократ верил, что истинное знание не может быть передано или навязано, оно может быть только обнаружено и осознано самим человеком.
Поэтому вместо того, чтобы давать ответы, Сократ задавал вопросы, стараясь помочь людям сформулировать свои мысли и разобраться в собственных убеждениях. Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития. Он учит личности задавать глубокие вопросы, исследовать свои собственные идеи и убеждения, а также понимать различные точки зрения.
Майевтика помогает людям стать более эмпатичными и открытыми, способными к более глубоким и продуктивным разговорам. Майевтика также применяется в психотерапии, где помогает клиентам обнаружить и разобраться в своих эмоциях, убеждениях и ценностях. Она помогает людям самостоятельно исследовать свою психологическую структуру и находить пути к личному развитию и росту.
Итак, смысл майевтики заключается во взаимодействии, в котором человек самостоятельно исследует свои собственные истины и открывает новые пути мышления и понимания. Он позволяет развивать мудрость и обретать глубокое понимание, а также способствует общению и соединению людей через диалог и обмен идеями. Подсознание Подсознание играет ключевую роль в методе Сократа — майевтике.
Майевтика — это Socratic-стиль постановки вопросов, который помогает людям самостоятельно прийти к новым мыслям и истине, основываясь на их собственном опыте и подсознании. Ценность метода Сократа заключается в том, что он позволяет людям разобраться в своих собственных убеждениях и мыслях, а также осознать свои сильные и слабые стороны. Подсознание важно, поскольку оно может обнаружить информацию, которая была недоступна нам сознательно.
Часто мы принимаем решения или испытываем эмоции, не понимая, почему мы так делаем. Это связано с тем, что наше подсознание оказывает влияние на наши реакции и поведение, независимо от нашего осознания. С помощью метода Сократа и майевтики, мы можем исследовать свое подсознание и обнаружить скрытые причины и убеждения, которые могут влиять на нашу жизнь.
Задавая точные и глубокие вопросы, Сократ помогал людям осознать и выразить свои истинные мысли и убеждения, которые они скрывали или не осознавали.
До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материальных предметов напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, к-ые не дают подлинного знания. Середину между многим и подлинным знанием занимают математические знания. Они имеют нечто родственное чувственным вещам и идеям. Противоречия есть необходимое условие для побуждению души к мышлению.
Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по П. В космогоническом учении П. Человеческая душа независима от тела и бессмертна.
Что толку вопрошать невежду? Все равно одними вопросами его ничему не научишь. И применение сократического метода в современной школе часто всего лишь очередная утопия.
«Майевтика: искусство отвечать на вопросы и задавать их»
Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление. Сократ предложил специальный философский метод познания, который назвал майевтикой (греч. акушерское, повивальное искусство). Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). Думаю суть в том, что, поскольку этот метод основан по принципу вопрос-ответ, то в процессе осуществления этого метода собеседники приходят к некоему выводу, к истине. Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог.
Метод майевтики Сократа: его ценность в кратком описании
Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и диалога истины, которую разум, сам того не подозревая, содержит в себе. Классическим считается пример юного раба Менона, которому Сократ показал, как получить удвоенный квадрат другого квадрата путем его построения на диагонали данного квадрата , не вдаваясь ни в какие математические тонкости, потому что раб их не понимал, да и ни к чему ему было в них вникать. Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность.
Сократ считал, что истина не может быть полностью передана извне, она должна быть обнаружена и осознана самим человеком. Он верил, что каждый человек внутренне обладает знанием и может разгадать загадку жизни через размышления и диалог. Метод майевтики базируется на принципе вопросов и ответов. Сократ задавал провокационные и глубокие вопросы, стараясь пробудить в собеседнике скрытые знания и истины, которые уже имелись, но были забыты или закрыты собственными убеждениями. Таким образом, майевтика позволяет человеку самостоятельно осознать и почувствовать ценность, которая уже присутствует в его сознании, но требует раскрытия. Философия Сократа, основанная на майевтике, предполагает, что истина не является готовым продуктом, который можно передать в виде внешнего знания, но есть что-то внутри нас, что может быть обнаружено, если мы будем задавать себе и другим людям глубокие и мудрые вопросы.
Майевтика помогает преодолеть поверхностные убеждения и априорные суждения, открывает возможность для саморазвития и самопознания. Таким образом, майевтика является философским методом, который помогает человеку раскрыть ценности, знания и истины в себе через диалог и задание провокационных вопросов. Она позволяет обрести понимание и самосознание, а также превзойти поверхностные убеждения и предрассудки. Майевтика возглавляет путь к истинному самоосвобождению и высшим познаниям о собственной ценности в мире. Практическое применение майевтики в повседневной жизни Майевтика, философский метод, впервые предложенный Сократом, может быть полезным инструментом раскрытия ценности и осознания себя в повседневной жизни. Практическое применение майевтики помогает людям более глубоко понять свои мысли, убеждения и ценности. Вот несколько способов использования майевтики в повседневных ситуациях: Размышление и самоанализ. Майевтика может помочь вам задавать вопросы себе и искать ответы внутри себя.
Причём, даже их познание не станет благом, если не приводит к успокоению души. Изречение «Познай самого себя» олицетворяло для Сократа признание души человека как руководящего начала в нём и призыв к осознанной и духовной жизни. Если же говорить о нравственности, то, согласно Сократу, она является индивидуальной и автономной.
Истинно нравственный поступок может быть совершён только осознанно и по собственному желанию. Если же человек поступает хорошо лишь по причине общественных норм, то этот поступок не может быть нравственным, так как вызван он не собственным порывом, а желанием сделать так, как принято. Исходя из этого, за норму нравственности Сократ берёт индивидуальность в добром деянии и его независимость от мнения социума.
Древнегреческий философ был глубоко убеждён, что благая жизнь, добродетель и самосовершенствование возможны только на пути морального и интеллектуального проникновения внутрь своего существа. Майевтика Сократом был разработан особый метод познания, основывающийся на таких понятиях как «майевтика» и «ирония», и строящийся на комплексе последовательных вопросов, отвечая на которые собеседник должен прийти к конфликту с самим собой, и далее — к осознанию собственного невежества. В результате перед нами оказывается то, что в философской науке называется «сократовской иронией», а затем и сама майевтика, называемая Сократом «повивальным искусством» — искусством преодолевать противоречия для того чтобы найти истину.
Понятие «майевтика» происходит от греческого слова «maieutike», означающего «повивальное искусство». Оно является своего рода метафорой, посредством которой Сократ раскрывал смысл своей модели философствования, где сократический диалог противопоставляется софистическому. Сократ рассматривал майевтику как вид повивального искусства, которое он унаследовал от своей матери, но с той лишь разницей, что от бремени он помогал избавиться не женщинам, а мужчинам, которые рождали не детей, а знание.
Самому себе же он отводил в этом процессе очень небольшую роль, настаивая на том, что сам он ничему научить не может, но любой может с его помощью произвести то, чем сам чреват. Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Он говорил, что его повивальное искусство сродни акушерству, но отличается от него тем, что мыслитель принимает у мужчин роды души.
Главным умением он называл правильное распознавание и отделение рождающихся в неокрепших душах лживостей и фантазмов от реальных, здоровых и живых вещей.
Затем он задавал первый простейший вопрос и дожидался, пока собеседник на него ответит. После он задавал следующие вопросы и так далее. Всё заканчивалось тем, что отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил ответу, который он дал в самом начале.
Вы точно человек?
Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов. Как майевтика связана с другими диалогами Платона? Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Майевтика будет заключительной частью этого метода, когда знание «рождается» из выводов собеседника.
Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог
Метод майевтики используется там, где педагог, руководитель, просто ведущий сами не знают ответа и вместе с участниками поиска ищут его. Владение методом майевтикой является одним из важнейших инструментов. Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («повивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждением, то «знающим» считался собеседник.
Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике
Для выживания и карьерного роста широко используют техники и приемы манипулирования. Ценность саморазвития не является ни приоритетной, ни актуальной. Значимыми ценностями являются «выгода», «ресурсонакопление». На следующем уровне находятся люди, принадлежащими определенной культурной традиции. Эту позицию мы назвали «исполнитель», так как самое существенное ее качество — выполнение деятельности в соответствии с культурной нормой. Так определяющиеся люди реализуют в своей деятельности чужие цели чужими освоенными ими средствами.
Они гарантируют положительный результат только в нормальной обстановке. Если же ситуация становится проблемной они снимают с себя всякую ответственность. У так определившихся людей отношение к другим людям как к полезным в жизненных обстоятельствах функциям. С точки зрения организации объединений люди с таким типом самоопределения могут быть администраторами или участниками рабочей группы. Мышление у них репродуктивного типа.
Ценность саморазвития не является ни актуальной, ни ведущей. На следующем уровне развития находятся люди занимающие позицию «организатора». Они имеют свои собственные цели и средства. За счет развитых рефлексивных способностей и хорошего образования они также имеют способность приведения проблемной деятельностной ситуации в нормальную. У них отношение к другим людям как к равноправным партнерам, вместе преодолевающим проблемную ситуацию.
Люди занимающие позицию «организатора» любят преодолевать проблемные ситуации, одним из средств преодоления которой для них является создание проектной команды. Мышление у них продуктивное, то есть дающее положительный результат в решении проблемных ситуаций. Ценность саморазвития является одной из ведущих и определяющих их мышление и деятельность. Люди, занимающие эту позицию уверены в себе и обладает собственными стилями и способами деятельности. Позиция «новатора» встречается значительно реже.
В деятельности человек, занимающий эту позицию, ставит новую цель и разрабатывает новые средства, дает новый ответ на определенную проблемную ситуацию. Отношение к другим людям у него как источнику саморазвития. Он в рамках трансляции разработанного им новшества является создателем культурно-ценностного сообщества. Ценность саморазвития является для него самой главной. И на самом высоком уровне находится позиция самореализовавшегося в жизни человека, позиция, ставшая актуальной, образцом для всех культурных людей.
Ее мы назвали позицией «классика». Эту позицию характеризуют: универсальные, необходимые другим людям цель и средство, нужный всем культурным людям результат; отношение к людям у такого человека как к ответственным хранителям определенной культурной ценности. Он также является автором трансцендентного, то есть преодолевающего любое время и пространство сообщества. Человек, занимающий эту позицию, разрабатывает, предъявляет и обучает других новому способу мышления, а также указывает вектор саморазвития для других людей на протяжении определенного отрезка культурной истории человечества. Какой «продукт» необходимо получить на третьем этапе обучения ученику «Школы майевтики»?
Определить вектор интенциональности, ведущей ценности. Выявить свой способ понимания, его возможности и ограничения. Построить понятие о своем способе понимания. Разработать программу его развития. Под мини-проектами понимается переписывание культурных текстов с обязательным предъявлением нового собственного смысла.
На четвертом этапе обучения происходит занятие позиции «организатора» групповой творческой деятельности, разработка и реализации собственного авторского проекта. Он обладает всеми необходимыми признаками проекта новая коллективная деятельность и некоторыми признаками гуманитарного проекта носит ценностный характер, относится к культурной традиции, имеет своего автора. На пятом этапе «выпускником» «Школы майевтики» углубленно изучается определенная культурная традиция в ВУЗе, в научной или культурной школе для понимания ее возможностей и границ, фиксируется начало разработки и реализации собственного жизненного проекта для сохранения и развития этой традиции в новой ситуации и реализующего ведущие ценности самого проектировщика. На этом этапе важно найти свой культурно-исторический прототип, человека, реализовавшего в истории тот же ценностной проект. Суть работы — присвоение способа понимания похожей, наличествующей в истории позиции.
В культурной истории человечества такими прецедентами являются: Иисус и Франциск Ассизский, А. Алехин и А. Котов, К. Станиславский и О. Но не только.
Как утверждает Сократ в диалоге Платона «Теэтет» , он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой , с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание. Себе он отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам [3].
Как утверждает Сократ в диалоге Платона «Теэтет» , он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой , с той только разницей, что он помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя, а знание.
Себе он отводит скромную роль, уверяя, что сам он пуст и каждый производит с его помощью то, чем чреват сам [3].
Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В чем смысл Сократической беседы? Сократический диалог подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей в ней роли. Почему этику Сократа принято считать этическим рационализмом? Позиция Сократа, которая получила название «этический рационализм» включала в себя нравственный образ жизни, благодушные поступки, признание единства знаний и добра и стремление к реализации истинно нравственных поступков человеком, который осведомлен о том, что есть «зло», и что есть «добро».
Что значит Сократ? Его деятельность открыла новое русло в развитии античной философии. Какие проблемы пытался изучить Сократ? Сократ родился в Афинах примерно в 469 г. Он занимался вопросами морали и нравственности, пытался определить, что такое добродетельная жизнь, обсуждал общественные и политические проблемы.
Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике
Майевтика — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии истины путём последовательных вопросов. майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа. Владение методом майевтикой является одним из важнейших инструментов. Майевтика — термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии истины путём последовательных вопросов. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика".