Если говорить кратко, нравственная ответственность учёных проявляется в нескольких ключевых аспектах. Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред. Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых ?
Нравственная ответственность ученых также подразумевает объективность и точность в передаче результатов исследований. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Развернутый ответ на вопрос: В чём проявляется нравственная ответственность учёных? по предмету Обществознание. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред.
ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов
- ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя. Номер №4
- Сайт на техническом обслуживании
- Остались вопросы?
- Страница 79
Сайт на техническом обслуживании
Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится произволом. Среди областей научного знания, в которых особенно остро и напряженно обсуждаются вопросы социальной ответственности ученого и нравственно-этической оценки его деятельности, особое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека, все они довольно близко соприкасаются между собой. Осознание роли нравственного, этического начала в науке актуализирует вопрос о социальной ответственности ученого. Еще В. Вернадский подчеркивал, что ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий. Жолио-Кюри, после того как была открыта цепная реакция деления урана, беседовал со своими сотрудниками о моральном праве продолжать исследования, которые приведут не только к повышению индустриального и культурного потенциала, но и к созданию атомной бомбы. Борн, говоря об этом в своих воспоминаниях, отмечал, что в «реальной науке и ее этике произошли изменения, которые делают невозможным сохранение старого идеала служения знанию ради него самого, идеала, в который верило мое поколение.
Мы были убеждены, что это никогда не сможет обернуться злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Это был прекрасный сон, от которого нас пробудили мировые события». Здесь имеются в виду прежде всего - американские ядерные взрывы над японскими городами. Освобождение атомной энергии в средине столетия явилось в этом отношении определенным историческим рубежом. Многие ученые, например Р. Оппенгеймер, отказались работать над водородной бомбой, исходя из этических соображений. Когда Отто Ган, открывший расщепление урана, узнал о взрыве атомной бомбы над Хиросимой, он был глубоко потрясен такими результатами его открытия. Рассказывают Эрих Багге , что он не спал несколько ночей и помышлял о самоубийстве.
Одно время даже обдумывал план предотвратить катастрофу, собрав весь уран и утопив его в море. Однако можно ли было таким образом лишить человечество всех благ, которые в то же время принесет уран? А вспомните А. Сахарова, осознавшего возможное количество жертв, к которым приведет испытание атомного оружия, и выступившего против его испытания в атмосфере. Особую остроту проблема нравственной ответственности приобрела в последнее время, в частности, в связи с прогрессом в области генной инженерии, поскольку это затрагивает интимные механизмы жизни. В 1975 г.
Он ответствен за полноценность и достоверность материала, строгость анализа и обоснованность делаемых выводов. Это элементарные стороны ответственности ученого, его персональная этика. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Научные исследования должны быть на благо человека, а не во вред ему.
Васян Коваль Нравственная ответственность ученого достаточно широкое понятие и включает в себя такие аспекты: 1. Моральный уровень мотивации деятельности— отношение к процессу создания чего-то нового. При корыстных мотивах карьеризм, тщеславие достоверность проводимых исследований зачастую достаточно низкая.
В этой проблеме следует различать два аспекта: а ответственность сотрудника за моральную атмосферу в научном коллективе, за существующую в нем культуру взаимных отношений, общения, сотрудничества, взаимопомощь и т. Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого. Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллект туальной собственности и т. Это обычная, общая моральная ответственность, возлагаемая на членов любого трудового, коммунального и других коллективов, требующая вы-полнения элементарных общечеловеческих правил, норм поведения; б специфическая профессиональная Н. Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно.
§ 2. Этические проблемы науки и ответственность ученого
Ученые должны соблюдать этические принципы при работе с живыми организмами, человеческими пробами и конфиденциальными данными. Такой подход не только защищает права и интересы участников исследований, но и способствует созданию доверия общества к научным исследованиям. Нравственная ответственность ученых также проявляется в публичном обсуждении и анализе результатов исследований. Ученые должны вести открытый и объективный диалог, разделять свои знания и опыт с другими учеными и широкой публикой. Это позволяет ученым обсуждать свои идеи и гипотезы, проверять их на прочность и продвигать науку вперед, в ходе коллективной работы с коллегами. Важность нравственной ответственности ученых Во-первых, нравственная ответственность ученых проявляется в том, что они должны соблюдать научную этику. Это включает в себя честность в отчетности о результатах исследования, серьезность в подходе к сбору и анализу данных, а также уважение к правам и достоинству участников исследования. Во-вторых, ученые должны быть ответственными за использование своих научных достижений. Они должны обладать сознательностью и нести ответственность за возможные последствия своих исследований для общества и окружающей среды.
Например, в случае разработки новых технологий или лекарств они должны тщательно оценивать их потенциальные риски и преимущества, а также добросовестно информировать общественность о возможных опасностях и ограничениях.
Бергом США добровольно объявили мораторий на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять опасность для генетической конституции живущих ныне организмов. Прогресс науки расширяет диапазон проблемных ситуаций, для решения которых недостаточен весь накопленный человечеством нравственный опыт. Большое число таких ситуаций возникает в медицине. Например, в связи с успехами экспериментов по пересадке сердца и других органов остро встал вопрос об определении момента смерти донора. С позиций современной социологии, в профессии ученого можно выделить ряд особых черт, которые отличают ее от других видов интеллектуальной деятельности Во-первых, ученый — это человек, обладающий специальной профессиональной подготовкой и владеющий специальными навыками и приемами исследовательской деятельности теоретической или эмпирической.
Он является не только носителем определенных знаний, но и активно использует их с целью дальнейшего расширения сферы научного познания. Во-вторых, в своей деятельности он руководствуется, как мы уже отмечали, «научным этосом» и социальными ценностно-нормативными установками, обеспечивающими прирост научного знания. В своей профессиональной деятельности ученый обязательно должен следовать научно-методологической традиции, или парадигме, благодаря которой он способен получить объективное и достоверное знание. В-третьих, основным мотивом деятельности ученого, как отмечал еще Р. Мертон, является желание получить профессиональное признание своих коллег, так как только они в состоянии оценить вклад, который данный ученый сделал в приумножении суммы знаний. Четвертая особенность: поскольку результаты ученого являются в высшей степени творческими и уникальными, то ему присуща широкая гамма психологических переживаний — радость открытия нового, неизведанного, переживание удовольствия и других эмоций, которые укрепляют ученого в его профессиональном призвании.
Эта черта свойственна и другим интеллектуальным профессиям, например композитору, создавшему новую симфонию, или писателю, написавшему новое произведение. Но, в отличие от последних, в интеллектуальной деятельности ученого присутствует изрядная доля рациональных действий, поскольку само научное знание есть рациональная система. Пятое, существенное отличие профессии ученого в первую очередь в области фундаментальных исследований состоит в том, что результаты его труда, в отличие от результатов деятельности других интеллектуальных профессий, не могут быть объектом купли-продажи. Решение проблемы вознаграждения труда ученого явилось итогом длительного процесса институционализации науки, когда она отделилась от общества, превратившись в относительно независимый от него социальный институт. В то же время признание обществом высокой ценности научного знания послужило основой для адекватного взаимообмена института науки с обществом, «позволяющих как минимум членам научной профессии обеспечивать свою жизнь только за счет своих профессиональных занятий». Конкретно это означает, что ученый, занимающийся фундаментальной наукой, получает определенное вознаграждение со стороны общества государства в соответствии с имеющейся у него научной степенью.
В вузах для поощрения научно-исследовательской деятельности педагогов полагаются специальные надбавки к зарплате за степени и звания. Резкое уменьшение финансирования отечественной науки в постсоветские годы вызвало ее тяжелое кризисное состояние, в первую очередь в области фундаментальных исследований. Зарплата ученых академических учреждений уменьшилась в несколько раз по сравнению с 1980-ми годами. Тем не менее, большинство ученых продолжают проводить исследования, заявляя о том, что «они не мыслят себя вне науки». Следует особо отметить, что подобная высокая приверженность избранному делу, любовь к профессии свойственны работникам и других интеллектуальных профессий, а не только ученым, например врачам и учителям. Ученый, занятый в сфере прикладной науки, находится в несколько иной ситуации.
Его исследования проводятся по определенному заказу со стороны государства или бизнеса, поэтому получаемые результаты имеют определенную рыночную стоимость, так как они внедряются в производство. Однако не надо забывать о том, что прикладная наука не имеет той степени автономии и независимости от общества, которой обладает «чистая» академическая наука, впрочем требования научного этоса должны проявляться и в области прикладных исследований, хотя, вероятно, в более смягченной форме. Здесь право владения интеллектуальной собственностью может продаваться заказчику например, какой-либо фирме , к тому же в прикладных разработках часто встречаются случаи засекречивания открытий и изобретений. Говоря о личности ученого и особенностях его профессиональной деятельности, нельзя обойти вопрос о тех социальных ролях, которые он выполняет. Любой конкретный ученый работает в рамках определенной организации, в реальном коллективе и никак не может игнорировать сложившиеся в них социальные нормы и требования. По мнению отечественных и зарубежных социологов и психологов, ученый, работающий в организации, выполняет примерно 4-5 взаимосвязанных социальных ролей: ученый профессионал, служащий, член коллектива, руководитель администратор.
В подобной ситуации требуется соотнести ценностные приоритеты науки с существующими социальными ценностями, которые обусловливают развитие науки во всем ее многообразии. Такое соотнесение можно осуществить посредством социально — гуманитарной экспертизы, а также технологических проектов. Эта практика соответствует новым идеалам науки, которые могут существенно изменить взгляды на разделение нравственности и истины, существующие в современном мире. Например, многочисленные дискуссии порождает проблема вмешательства в процесс передачи наследственной информации внутри человеческого организма. Детали проблематики выражены в вопросах клонирования, внутриутробного развития ребенка с целью формирования у него определенных свойств. Определение 6 Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Современное общество называют информационным.
В нем сохраняются ценностные установки науки и возникает необходимость корректировки и конкретизации системы социального потребления научного знания.
Ответ Автор - briochetina Ответ: Быть учёным во все времена считалось престижным и достойным уважения занятием. Именно поэтому учёный это не просто человек, достигший больших высот в науке, а это ещё и человек, обладающий чёткой моралью, и подчиняющийся собственным высоким нравственных убеждениям.
Объяснение: Ведь к их деятельности направлено множество взглядов и они всегда находятся под пристальным вниманием. В таких условиях важно не потерять лицо и соблюсти себя.
§ 11. Наука в современном обществе — Проверим себя — 4 — стр. 93
В чем проявляется нравственная ответственность ученых кратко | 4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных? |
В чем заключается нравственная ответственность ученых? - Обществознание | Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. |
Нравственная ответственность ученого | Философия, Социальная и нравственная ответственность ученого, Доклад Выступление. |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых ?
Нравственная ответственность ученых также подразумевает объективность и точность в передаче результатов исследований. Новости Новости. Проблема ответственности ученого перед обществом за результаты научных исследований, за их использование на благо или во вред человеку является одним из наиболее показательных моментов взаимосвязи науки и морали. Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:1: В чем проявляется нравственная ответственность ученых?
Нравственная ответственность ученого.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых? - | Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: В чем проявляется нравственная ответственность ученых? |
В чем проявляется нравственная ответственность ученых? — | Проблема нравственной ответственности ученого перед обществом существует очень давно и тесно переплетается с этической функцией науки. |
в чём проявляется нравственная ответственность учёных
Одно дело, когда мотивацией ученого служит бескорыстная приверженность к науке, страсть к познанию, жажда сделать мир и жизнь людей лучше - то есть высоконравственные мотивы. Другое, когда тщеславный порыв к славе, желание увековечить свое имя или же наладить карьеру затуманивает рассудок, что, в свою очередь, приводит к формировании лженауки, присвоении чужых достижений ит. Вторую сторону стоит связать с особенностями научной сферы.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых? Гость Ответ ы на вопрос: Гость Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера.
Он ответствен за полноценность и достоверность материала, строгость анализа и обоснованность делаемых выводов.
Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.
Именно тогда, для многих исчез религиозный страх и обязательства перед институтом церкви. Многие ученые до сих пор работают основываясь на эту школу, при этом оставаясь людьми высокой нравственности. Две эти теории существуют до сих пор. Отсюда возникает еще один вопрос. Как нравственность и религия, могут влиять, например, на гражданскую позицию человека? Или может ли человек с активной гражданской позицией быть безнравственным?
Я считаю, что развитие науки и техники, привело к серьезным изменениям в жизни людей и религиозных общин. И однозначно нельзя сказать, пришли ли в упадок вместе с этим наши нормы нравственности и воспитание. Сегодня нравственность образованного человека, может не опираться ни на религию и ни на государство.
Ответственность ученого
Проявления нравственной ответственности ученых проявляются в множестве аспектов исследовательской деятельности. Истинными учёными являются не просто интеллигентные и профессиональные люди, добившиеся фурроров в научных исследовательских работах. Заходи и смотри, ответило 2 человека: В чем проявляется нравственная ответственность ученых?