Что изменилось в ЕГЭ по химии в 2021-2022 Последние новости по экзамену Разбор заданий ЕГЭ по химии: что изменилосьй Проект нового экзамена ЕГЭ по химии.
Читайте также:
- Жалобы на слишком сложный ЕГЭ по химии опровергли: Общество: Нацпроекты:
- Школьники вздохнули с облегчением: в регионах начали отменять ЕГЭ
- Утвержденное расписание сдачи ЕГЭ и ОГЭ в 2024 году
- Каталог задач по ОГЭ - Химия — Школково
- Задания ОГЭ по химии для 9 класса
- Как подготовиться к ОГЭ по химии — 2024: структура и изменения
ЕГЭ по химии в 2020 году
Следует понимать, что это пересдача не «на всякий случай». На пересдачу необходимо идти с твердой уверенностью в своих знаниях. Также в расписаниях скорректированы сроки проведения экзаменов по отдельным предметам таким образом, чтобы выпускники успели получить свои результаты ЕГЭ по всем сдаваемым учебным предметам и принять решение, необходима ли им пересдача, и какой предмет для пересдачи выбрать. В соответствии с обновленным расписанием сроки проведения первых ЕГЭ, а также экзаменов по обязательным предметам не меняются: 23 мая пройдут ЕГЭ по географии, литературе и химии, 28 мая — по русскому языку, 31 мая — по математике базового и профильного уровней.
Проведение ЕГЭ по биологии и письменной части экзамена по иностранным языкам переносится на 11 июня, они пройдут одновременно с экзаменом по истории.
Рекомендуемое время выполнения заданий 1-й части — 60 мин. II часть Во второй части ОГЭ собраны самые сложные задания по химии, но они должны быть тоже знакомы выпускникам, заканчивающим 8 класс в 2023 году, ведь Федеральный Институт Педагогических Измерений составляет КИМы на основе школьной программы. В демонстрационном КИМе приведена следующая инструкция по выполнению эксперимента. При этом вовсе не обязательно оставлять практическую часть на последние минуты.
Алгоритм решения задания 23 при этом остается прежним. Незначительные изменения коснутся заданий 9, 12 и 16. В текущем году они будут иметь повышенный уровень сложности, но тематика, алгоритм решения и максимальный балл за каждое задание не изменились. О заданиях Первый блок заданий посвящен теоретическим основам химии.
Задания 1—3 объединены общим контекстом, и перед этим блоком участнику экзамена будет предоставлен список из пяти элементов. В качестве ответа он должен будет записать последовательность номеров элементов из этого списка. Для решения задания 1 необходимо знать закономерности заполнения электронных орбиталей, уметь записывать электронные и электронно-графические формулы атомов или ионов химических элементов в основном и возбужденном состоянии. Чтобы решить задание 2, нужно знать, как изменяются свойства химических элементов радиус атома, энергия ионизации, электроотрицательность и соответствующих простых и сложных веществ металлические и неметаллические, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства по периодам и группам периодической системы химических элементов ПСХЭ Д.
Тематика задания 3 — возможные валентности и степени окисления атомов химических элементов. Учащемуся необходимо представлять связь этих характеристик с электронным строением и положением элемента в периодической таблице, владеть понятиями «постоянная и переменная валентность», знать причины несовпадения валентности отдельных элементов с номером группы ПСХЭ. Задание 4 посвящено строению вещества — различным типам химических связей и кристаллических решеток. При подготовке к выполнению этого задания обратите внимание на природу металлической и ионной связи, на классы веществ, в которых реализуются эти связи, и на особенности металлической и ионной кристаллических решеток.
Особое внимание уделите ковалентной связи, умению классифицировать ковалентную связь по механизму образования, кратности, полярности, способу перекрывания электронных орбиталей; типам кристаллических решеток, в которых реализуется ковалентная связь, — атомной и молекулярной. В этом задании участник экзамена должен продемонстрировать знание о природе водородной связи и межмолекулярного взаимодействия. Необходимо представлять взаимосвязь между типом связи и кристаллической решетки с физическими свойствами веществ. Следующий блок заданий посвящен неорганическим веществам Так, задание 5 посвящено классификации и номенклатуре неорганических веществ.
Нужно установить взаимосвязь между классом неорганических веществ и неорганическим веществом из списка. При этом в списке могут быть заданы или химические формулы, или названия неорганических веществ по международной номенклатуре, или тривиальные названия. Соответственно, при изучении химии элементов запоминайте не только основы классификации и номенклатуры, но и тривиальные названия наиболее широко применяемых веществ. Задания 6—9 относятся к заданиям повышенной сложности, причем задания 6—8 оцениваются максимально в два балла.
В задании 6 приводится описание двух химических экспериментов с участием неорганических веществ, два из которых неизвестны. По описанию эксперимента требуется определить неизвестные вещества, за каждое верно определенное вещество ставится один первичный балл. При решении заданий этого типа пригодится знание физических свойств неорганических веществ, качественных реакций неорганических катионов и анионов, признаков протекания этих реакций; знание окислительно-восстановительных свойств неорганических веществ, представление о реакциях полного необратимого гидролиза. Задание 7 тоже непростое.
В нем нужно установить соответствие между веществом и списком из трех реагентов, каждый из которых с этим веществом реагирует. Однако если разобраться, к какому классу неорганических веществ относится вещество, какими окислительно-восстановительными и кислотно-основными свойствами оно обладает, в какие качественные реакции вступает, то можно значительно сузить круг поиска и успешно справиться с заданием. В задании 8 нужно установить взаимосвязь между реагентами и продуктами химической реакции с участием неорганических веществ. Путь к решению этого задания — планомерное систематическое изучение свойств химических элементов, закономерностей протекания реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций.
То же можно сказать и о задании 9, в котором необходимо определить два неизвестных вещества в небольшой цепочке превращений. Задания 5—9 — комплексные. Они проверяют, знает ли выпускник свойства соединений различных элементов и закономерностей протекания реакций между ними. Для успешного решения этих заданий нужно знать физические и химические свойства, систематически повторять свойства каждого из химических элементов, входящих в кодификатор ЕГЭ.
Блок заданий 10—16 относится к органической химии. Задание 10 проверяет знание основ международной систематической номенклатуры органических веществ по IUPAC, а также знание основных гомологических рядов органических веществ, тривиальных названий наиболее распространенных органических веществ. Тематика задания 11 — основные представления теории строения органических веществ. В них входят гомология, различные виды изомерии различные виды структурной и пространственной изомерии , гибридизация орбиталей атома углерода, химическая связь и геометрическое строение органических веществ.
Образовательный портал решу ОГЭ. Решение ОГЭ. Решу ОГЭ решенные. Вариант ОГЭ биология решённый. Химия тесты. Тренировочные тесты по химии.
Химия класс тесты. ОГЭ химия задания. Решение задач по химии ОГЭ. Задачи по химии ОГЭ. Решение первого задания ОГЭ по химии. КИМЫ С ответами.
Правильные ответы на ЕГЭ. Ответы Обществознание. Химия ответы. Доронькин химия ЕГЭ ответы. КИМЫ по химии и биологии. Химия тесты для повторения и подготовки.
ЕГЭ по химии. Материалы для подготовки к ЕГЭ. Материал по подготовке к ЕГЭ. Химия готовимся к ЕГЭ. Хи 2190301 вариант. Вариант хи2190502.
Химия 11 класс вариант хи10304. Химия вариант хи10703. Ответы по ОГЭ. Ответы ОГЭ химия. Ответы по ОГЭ по химии. ГИА тесты.
Тестовые задания ГИА. Ответы на задания. Тесты по химии 9 класс 2 часть. Химия тесты часть 1 9 класс. Химия тесты 9 класс Ким. КДМ тренировочный тест.
Диагностические тесты Рохлов ГИА 10 тестов 10 минут. Диагностические тесты биология 8 класс. Панарина: ГИА-12. Диагностические тесты.. Тест 1 соединения азота вариант 2. Тесты ГИА 9 химия.
Второе задание ЕГЭ химия. Второе задание ЕГЭ химия теория. ГИА Обществознание Баранов. Подготовка к ГИА по обществознанию. Баранов ГИА Обществознание 9. Готовимся к ГИА Обществознание.
Ответы Ким ОГЭ 2021. Информатика ответы. Ответы ОГЭ Информатика. Ответы ОГЭ.
Сдам гиа химия егэ
В Курской области введены изменения в порядок проведения государственной итоговой аттестации ГИА для выпускников школ. Из-за сложной обстановки в регионе, связанной с безопасностью, было решено, что итоговая аттестация будет проводиться в форме контрольных работ и тестов по итогам учебного года. Такое решение поддержало правительство страны.
Кроме того, в перечне образовательных организаций, на которых распространяются особенности проведения ГИА, значатся также общеобразовательные организации Брянской области. В 2024 году основной период Единого госэкзамена стартует 23 мая. В этот день школьникам предстоит сдавать географию, литературу и химию. Позднее — 28 мая и 31 мая — пройдут обязательные экзамены по русскому языку и математике.
Об утверждении обновленного расписания Единого госэкзамена ранее сообщала «Учительская Россия». Расписание изменили из-за предоставления возможности пересдать один из предметов ЕГЭ по выбору до начала приемной кампании в вузы. При этом следует иметь в виду, что учитывать будут результат пересдачи. Предыдущий результат ЕГЭ будет аннулирован.
В апреле 2020 года на сайте портала была выложена статья с обвинением автора сайта Study App Максима Щеголихина в копировании без разрешения заданий с «Решу ЕГЭ». Щеголихин отказался удалять материалы со своего сайта. В итоге, в июне того же года, судом были приняты к рассмотрению претензии Дмитрия Гущина [13].
Так что отличить вещества можно при участии соляной кислоты. С первым веществом взаимодействия не будет, а со вторым образуется кремниевая кислота в виде осадка и растворимый в воде хлорид калия. Катионы металлов можно отличить по их возможности образовывать осадки. С помощью таблицы растворимости находим возможные осадки с этими катионами. Обнаружим, что катион калия ни с какими анионами не даёт осадков, а катион лития при взаимодействии с фосфат-анионом даёт осадок. Таким образом, два эти вещества можно различить при участии фосфата калия. Для буквы В необходимо вспомнить качественные реакции на сульфат-анион и ОН-группу. Единственно верным ответом будет хлорид меди II.
Популярное
- 1 комментарий
- Содержание
- Статград химия 11 класс ЕГЭ 2023 варианты и ответы
- Сайт сдам гиа химия - ВПР 2024
Школьники из разных регионов стали призерами Менделеевской олимпиады по химии
Сдам гиа химия егэ. ЕГЭ по химии. В конце каждого варианта ЕГЭ по химии 2023 есть правильные ответы и система подсчета набранных баллов, начинай подготовку прямо сейчас! ЕГЭ по химии решу ЕГЭ.
ОГЭ по химии в 2023 году
Сдам гиа химия егэ | Пробные экзамены и каталог заданий ОГЭ по химии с ответами и разборами. |
Готовимся к ЕГЭ: за что могут снизить баллы на экзамене по химии | Сервис ознакомления с результатами ГИА-11 по Республике Башкортостан. |
Как подготовиться к ОГЭ по химии — 2024: структура и изменения | Главная» Новости» Тренировочные варианты егэ химия 2024 широкопояс. |
Задания прошедшего ЕГЭ по химии 26 мая | Расписание единого государственного экзамена в законопроекте предлагается утвердить следующее. |
ГИА-11 | ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ | На территории Российской Федерации ГИА-11 организуется и проводится Рособрнадзором совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. |
Подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам
Узнайте о последних новостях ЕГЭ по химии 2024 года: изменения в экзамене, советы экспертов для подготовки, информация о демоверсиях заданий и процедурах экзамена. Минпросвещения опубликовало обновленный проект приказа расписания ЕГЭ-2024 с учетом возможности пересдать один предмет до конца приемной кампании. Химия от Школково. По сути, ОГЭ по химии – отличная «проверка на прочность» перед предстоящей через 2 года сдачей ЕГЭ и поступлением в университет. ЕГЭ по математике базового уровня). Утверждены места регистрации на сдачу ЕГЭ в Алтайском крае в 2024 году.
27 задание демоверсии ЕГЭ по химии 2024
Требования Новые требования к сдаче ЕГЭ по химии в 2024 году включают в себя несколько важных изменений. Химия тематические тесты для подготовки к ЕГЭ 10-11 Доронькин. Единый государственный экзамен по химии на фоне остальных не пользуется популярностью: его выбирают для сдачи лишь 10-12 процентов выпускников. Пробные экзамены и каталог заданий ОГЭ по химии с ответами и разборами. В ходе онлайн-консультации по подготовке к ЕГЭ по химии эксперты рассказали, за что могут снизить баллы, и ответили на вопросы школьников.
Реальный ЕГЭ
сайт учителя химии Хапаевой Татьяны Александровны - ОГЭ и ЕГЭ | Средний балл ЕГЭ по химии вырос в 2023 г. на два балла и составил 56,2. Об этом рассказал журналистам глава Рособрнадзора Анзор Музаев на пресс-конференции. |
Вар сдам гиа - фото сборник | Как подготовиться к ЕГЭ по биологии и сдать экзамен на высокий балл. |
ОГЭ по химии 2024, все задания ФИПИ с ответами | Все задания из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по химии, которые будут на реальном экзамене в этом году, с ответами! |
ЕГЭ по химии 2020 | изменения, подготовка, дата, структура | Официально баллы за ЕГЭ по химии не переводятся в оценки по пятибалльной шкале, однако можно представить примерное соответствие. |
Сдам гиа химия 8 класс | Узнайте о последних новостях ЕГЭ по химии 2024 года: изменения в экзамене, советы экспертов для подготовки, информация о демоверсиях заданий и процедурах экзамена. |
Готовимся к ЕГЭ: за что могут снизить баллы на экзамене по химии
Необходимо подчеркнуть, что только лишь «натаскивание» обучающихся на типовые формулировки заданий — это крайне неэффективный способ подготовки к экзамену. Более того, даже изменение порядка слов в типовом задании нередко приводит экзаменуемых в ступор, при том что ни прочных химических знаний, ни навыков анализа условий заданий и самостоятельного построения пути решения у них не сформировано. Можно предположить, что именно уход от шаблонности в формулировках заданий является поводом для рассуждений большинства выпускников о неоправданной сложности многих заданий. Следует понимать, что единственный путь сдачи экзамена на высокий балл — полноценное освоение системы химических знаний и развитие у обучающихся предметных и метапредметных умений.
В процессе совершенствования КИМов ЕГЭ-2022, ориентированных на ФГОС, было акцентировано внимание на реализацию системно-деятельностного подхода, а также на усиление метапредметной составляющей заданий. Так, в экзаменационный вариант 2022 года были включены задания, предусматривающие не только работу с текстом, но и работу с данными таблицы. Примером задания, информация в котором представлена в виде таблицы, являлась обновленная форма задания 5, которое было направлено на проверку умения определять принадлежность неорганических веществ к тому или иному классу группе.
Еще одним направлением совершенствования КИМов по химии можно было считать включение заданий, акцентирующих внимание на сформированности метапредметных результатов обучения: сравнение, классификация, анализ, установление причинно-следственных связей и др. Например, в задании 21 на основе формул неорганических веществ необходимо было не только определить среду раствора, характеристикой которой является величина рН, но и на основе сравнения состава расположить вещества в соответствии с изменением ее значения. В качестве справочного материала экзаменуемым были предложены шкала рН и сведения о понятии «молярная концентрация».
Но в этот раз было нечто новое, и получается, что учителя готовили ребят не к тому. Тогда зачем нужны все эти шаблоны и пробники? Мало того что несколько уравнений химических реакций, но для решения этой задачи необходимо было составить систему уравнений.
То есть ребенок, если он не обладает достаточной подготовкой по математике, эту задачу решить не сможет. Эта задача олимпиадного уровня. Наверняка есть какие-то объективные причины для того, чтобы задания усложнялись.
Но если в предыдущие годы даже сложные задания ребенок, имеющий традиционную подготовку: сайт ФИПИ, демонстрационную версию, досрочные варианты, мог набрать баллов под 80, то в этом году, прорешав все эти источники, ребенок 80 баллов набрать не сможет». Соосновательница онлайн-школы Bubo Unicus и репетитор по химии Лия Менделеева в качестве эксперимента тоже сдала ЕГЭ вместе со своими учениками и призналась, что некоторые задачи были неожиданными даже для нее, хотя ничего невозможного не было. ЕГЭ — итог школьной программы лишь формально.
Можно сдать на проходной балл, но для высокого дополнительное образование просто необходимо.
При растворении в воде порошкообразного вещества или при перемешивании реактивов следует слегка ударять пальцем по дну пробирки. Для определения запаха вещества следует взмахом руки над горлышком сосуда направлять на себя пары этого вещества. Если реактив попал на рабочий стол, кожу или одежду, необходимо незамедлительно обратиться за помощью к специалисту по обеспечению лабораторных работ в аудитории. Вы готовы к выполнению эксперимента. Поднимите руку и пригласите организатора в аудитории, который пригласит экспертов предметной комиссии для оценивания проводимого Вами эксперимента. Начинайте выполнять опыт. Записывайте в черновике свои наблюдения за изменениями, происходящими с веществами в ходе реакций. Вы завершили эксперимент.
Подготовьте лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Проведите химические реакции между цинком и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций. Инструкция по выполнению задания 24 Внимание: в случае ухудшения самочувствия перед началом опытов или во время их выполнения обязательно сообщите об этом организатору в аудитории. Проведите химические реакции между нитратом меди II и выбранными веществами в соответствии с составленными уравнениями реакции, соблюдая правила техники безопасности, приведённые в инструкции к заданию. Химия — достаточно популярный среди девятиклассников предмет по выбору для сдачи на ОГЭ. Чаще всего на этот экзамен идут школьники, которые планируют поступать в вузы, связанные с медициной, фармацевтикой, нефтегазовой или пищевой отраслью. О том, сложно ли сдавать ОГЭ по химии и что для этого нужно, — в материале ниже. Как подготовиться Подготовка к ОГЭ по химии — непростая задача.
Наскоком этот предмет взять трудно, нужна системная предварительная работа. Простое зазубривание вряд ли поможет, необходимо понимать суть процессов. Обычно репетиторы гарантируют четверку тем девятиклассникам, которые начинают готовиться за 4-5 месяцев до экзамена. Чтобы претендовать на высшую оценку, нужно целенаправленно заниматься весь учебный год. Большую часть проверяемых на экзамене тем проходят в 9 классе. Это положительный момент — знания не успевают забыться, и их можно быстро актуализировать, просто перечитав нужный параграф учебника. Готовиться к ОГЭ по химии можно по следующему алгоритму: Повторить теорию, начиная с самых азов: строение молекул и атомов, классы веществ и связи между ними, степени окисления и т. Полезно просматривать тематические вебинары и лекции, которые можно найти в интернете. Это поможет глубже разобраться в сложных вопросах.
Завести специальную тетрадь и постепенно, по мере изучения тем, систематизировать информацию в виде схем и таблиц. Формулы для расчёта величин, химические константы число Авогадро, молярный объем газа при нормальных условиях и т. Закреплять пройденное на практике путем выполнения заданий из сборников. Для этого также важно отточить математические навыки, поскольку решение химических задач напрямую связано с расчетами. Для выполнения некоторых заданий нужно обладать широким кругозором, поэтому стоит время от времени читать дополнительные статьи в интернете. При этом важно обращать внимание, из какого источника черпал информацию автор. Лучше опираться на уважаемые научные журналы с высоким уровнем цитирования.
В случае сканирования экзаменационных работ участников экзаменов в Штабе ППЭ указанное помещение обеспечивается компьютером и сканером. В Штабе ППЭ организуются места для хранения личных вещей членов ГЭК, руководителя организации, в помещениях которой организован ППЭ, или уполномоченного им лица, руководителя ППЭ, технических специалистов, общественных наблюдателей, должностных лиц Рособрнадзора, а также иных лиц, определенных Рособрнадзором, должностных лиц органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования. В ППЭ выделяется помещение для медицинских работников, которое изолируется от аудиторий, используемых для проведения экзаменов.
Помещения, не использующиеся для проведения экзаменов, в день проведения экзаменов должны быть заперты и опечатаны. В день проведения экзамена в аудиториях должны быть закрыты стенды, плакаты и иные материалы со справочно-познавательной информацией. Для каждого участника экзамена организуется отдельное рабочее место. В случаях, установленных подпунктами 5 и 7 пункта 60 , пунктами 69 , 74-76 , 78 Порядка, аудитории, предназначенные для проведения экзаменов, оборудуются компьютерами компьютерной техникой , средствами воспроизведения аудиозаписи, средствами цифровой аудиозаписи, компьютером и принтером для проведения расшифровки и печати экзаменационных материалов на бумажные носители, компьютером и сканером для проведения сканирования экзаменационных работ участников экзаменов. Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять видеозапись и трансляцию проведения экзаменов в сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных. Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения без трансляции проведения экзаменов в сети "Интернет" по согласованию с Рособрнадзором. Видеозаписи экзаменов хранятся в местах, определенных ОИВ, в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц и позволяющих обеспечить их сохранность. Срок хранения видеозаписей экзаменов - до 1 марта года, следующего за годом проведения экзаменов. До наступления указанной даты материалы видеозаписи экзаменов могут быть использованы Рособрнадзором, ОИВ и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, с целью выявления фактов нарушения Порядка. По истечении указанного срока видеозаписи экзаменов уничтожаются в порядке, определенном ОИВ.
Отсутствие средств видеонаблюдения, неисправное состояние или отключение указанных средств во время проведения экзаменов, равно как и отсутствие видеозаписи экзаменов, является основанием для остановки экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ или аннулирования результатов экзаменов в соответствии с пунктом 90 Порядка. По факту неисправного состояния, отключения средств видеонаблюдения или отсутствия видеозаписи экзаменов членом ГЭК составляется акт, который в тот же день передается председателю ГЭК. Видеозаписи экзаменов, на основании которых было принято решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ, удалении участников экзаменов из ППЭ, об аннулировании результатов экзаменов, хранятся в местах, определенных ОИВ, в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц и позволяющих обеспечить их сохранность. Срок хранения указанных видеозаписей экзаменов составляет не менее трех лет со дня принятия соответствующего решения. В день проведения экзамена в ППЭ присутствуют: 1 руководитель организации, в помещениях которой организован ППЭ, осуществляющий организационно-хозяйственную деятельность, или уполномоченное им лицо; 2 руководитель ППЭ и организаторы, осуществляющие организацию и проведение экзаменов в ППЭ в соответствии с требованиями Порядка; 3 не менее одного члена ГЭК; 4 не менее одного технического специалиста по работе с программным обеспечением, оказывающего информационно-техническую помощь руководителю ППЭ, организаторам, членам ГЭК в соответствии с требованиями Порядка; 5 сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка, и или сотрудники органов внутренних дел полиции ; 6 медицинские работники; 7 ассистенты, оказывающие лицам, указанным в пункте 60 Порядка, необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей при необходимости ; 8 экзаменаторы-собеседники при проведении ГВЭ в устной форме. В день проведения экзамена в ППЭ, организованном на дому, в медицинской организации, присутствуют руководитель ППЭ, организатор, член ГЭК, ассистент при необходимости , которые по решению ГЭК могут осуществлять также функциональные обязанности технического специалиста, экзаменатора-собеседника. В качестве руководителей ППЭ, организаторов, членов ГЭК, технических специалистов, экзаменаторов-собеседников и ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку. При проведении экзамена по учебному предмету в состав организаторов и ассистентов не входят специалисты по данному учебному предмету. Не допускается привлекать в качестве руководителей ППЭ, организаторов, членов ГЭК, технических специалистов и экзаменаторов-собеседников близких родственников 44 , а также супругов, усыновителей, усыновленных участников экзаменов, сдающих экзамен в данном ППЭ, а также педагогических работников, являющихся учителями участников ГИА, сдающих экзамен в данном ППЭ за исключением ППЭ, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях, в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, загранучреждениях, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В качестве ассистентов не допускается привлекать педагогических работников, являющихся учителями участников ГИА, сдающих экзамен в данном ППЭ за исключением ППЭ, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях, в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, загранучреждениях, а также в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В день проведения экзамена по решению Рособрнадзора в ППЭ присутствуют должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, а также должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - по решению указанного органа. В день проведения экзамена в ППЭ могут присутствовать аккредитованные представители средств массовой информации и общественные наблюдатели. Представители средств массовой информации присутствуют в ППЭ только до момента выдачи участникам экзаменов экзаменационных материалов или до момента начала печати экзаменационных материалов. Общественные наблюдатели свободно перемещаются по ППЭ. При этом в аудитории может находиться один общественный наблюдатель. Допуск в ППЭ лиц, указанных в пункте 67 Порядка, а также сотрудников, осуществляющих охрану правопорядка, и или сотрудников органов внутренних дел полиции , медицинских работников осуществляется только при наличии у них документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их полномочия. Допуск участников экзаменов, а также лиц, указанных в подпунктах 2-4 , 7-8 пункта 66 Порядка, в ППЭ осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих личность, и при наличии их в списках распределения в данный ППЭ. Допуск общественных наблюдателей в ППЭ осуществляется при наличии у них документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их полномочия, а также при наличии их в списках распределения в данный ППЭ. Проверка указанных документов, установление соответствия личности представленным документам, проверка наличия лиц в списках распределения в данный ППЭ осуществляется при входе в ППЭ организаторами совместно с сотрудниками, осуществляющими охрану правопорядка. В случае отсутствия у участника ГИА документа, удостоверяющего личность, при наличии его в списках распределения в данный ППЭ он допускается в ППЭ после подтверждения его личности сопровождающим.
В случае если участник экзамена опоздал на экзамен, начало которого устанавливается едиными расписаниями проведения ЕГЭ, ГВЭ 45 , он допускается в ППЭ к сдаче экзамена, при этом время окончания экзамена, зафиксированное на доске информационном стенде организаторами в соответствии с абзацем восьмым пункта 70 Порядка, не продлевается, инструктаж, проводимый организаторами в соответствии с абзацем третьим пункта 70 Порядка, не проводится за исключением, когда в аудитории нет других участников экзаменов , о чем сообщается участнику экзамена. В случае проведения ЕГЭ по учебному предмету, спецификацией КИМ по которому предусмотрено прослушивание текста, записанного на аудионоситель, допуск опоздавшего участника экзамена в аудиторию во время прослушивания соответствующей аудиозаписи другими участниками экзамена, находящимися в данной аудитории, не осуществляется за исключением случаев, когда в аудитории нет других участников экзамена или когда участники экзамена в аудитории завершили прослушивание соответствующей аудиозаписи. Персональное прослушивание соответствующей аудиозаписи для опоздавшего участника экзамена не проводится за исключением случаев, когда в аудитории нет других участников экзамена. По факту остановки экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ членом ГЭК составляется акт, который в тот же день передается председателю ГЭК для принятия решения о повторном допуске таких участников экзамена к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету в соответствии с пунктом 55 Порядка. Лица, указанные в пункте 66 Порядка, общественные наблюдатели, а также участники экзаменов, покинувшие ППЭ в день проведения экзамена, повторно в ППЭ в указанный день не допускаются. Экзаменационные материалы на бумажных носителях, упакованные в специальные пакеты, экзаменационные материалы ГВЭ на электронных носителях доставляются в ППЭ членами ГЭК в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету. Экзаменационные материалы в электронном и зашифрованном виде, полученные посредством сети "Интернет", а также экзаменационные материалы ГВЭ на электронных носителях в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету расшифровываются членом ГЭК. Для этого член ГЭК получает от уполномоченной организации в случае расшифровки экзаменационных материалов ГВЭ, доставленных на электронных носителях, - от РЦОИ данные для доступа к указанным экзаменационным материалам для организации их печати на бумажные носители. В случае печати экзаменационных материалов в аудитории организаторы в присутствии участников экзаменов и общественных наблюдателей при наличии организуют печать экзаменационных материалов на бумажные носители при содействии технического специалиста, члена ГЭК. Не ранее чем за два рабочих дня до проведения экзамена по соответствующему учебному предмету РЦОИ при проведении экзаменов за пределами территории Российской Федерации - уполномоченная организация осуществляет автоматизированное распределение участников экзаменов и организаторов по аудиториям.
Списки распределения передаются в ППЭ в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету. Распределение участников экзаменов, указанных в пункте 58 Порядка, осуществляется индивидуально с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития. Организаторы распределяются по аудиториям исходя из того, что в каждой аудитории присутствует не менее двух организаторов. Во время проведения экзамена часть организаторов находится на этажах ППЭ и помогает участникам экзаменов ориентироваться в помещениях ППЭ, а также осуществляет контроль за перемещением лиц, не задействованных в проведении экзамена. Списки распределения участников экзаменов по аудиториям передаются организаторам, а также размещаются на информационном стенде при входе в ППЭ и у каждой аудитории, в которой будет проходить экзамен. Организаторы оказывают содействие участникам экзаменов в размещении в аудиториях, в которых будет проходить экзамен. Участники экзаменов рассаживаются за рабочие места в соответствии с проведенным распределением. Изменение рабочего места не допускается. Экзамен проводится в спокойной и доброжелательной обстановке. До начала экзамена организаторы проводят инструктаж участников экзаменов, в том числе информируют о порядке проведения экзамена, об основаниях для удаления из ППЭ, о процедуре досрочного завершения экзамена по объективным причинам, правилах заполнения бланков, в том числе дополнительных бланков, продолжительности экзамена по соответствующему учебному предмету, порядке и сроках подачи апелляций о нарушении Порядка и о несогласии с выставленными баллами, а также о времени и месте ознакомления с результатами экзаменов.
Организаторы информируют участников экзаменов о том, что записи на КИМ и черновиках не обрабатываются и не проверяются. В случае обнаружения у участника экзамена брака или некомплектности индивидуального комплекта экзаменационных материалов ЕГЭ индивидуального комплекта экзаменационных материалов ГВЭ организаторы выдают такому участнику экзамена новый индивидуальный комплект экзаменационных материалов ЕГЭ новый индивидуальный комплект экзаменационных материалов ГВЭ. По указанию организаторов участники экзаменов заполняют регистрационные поля бланков. Организаторы проверяют правильность заполнения участниками экзаменов регистрационных полей бланков. По завершении заполнения регистрационных полей бланков всеми участниками экзаменов организаторы объявляют начало экзамена и время его окончания, фиксируют их на доске информационном стенде , после чего участники экзаменов приступают к выполнению экзаменационной работы. В случае нехватки места в бланках для записи ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом по просьбе участника экзамена организатор выдает ему дополнительный бланк ЕГЭ. При этом номер выданного дополнительного бланка ЕГЭ организатор указывает в предыдущем бланке для записи ответов на задания КИМ для проведения ЕГЭ с развернутым ответом. По мере необходимости участникам экзаменов выдаются дополнительные черновики за исключением, когда спецификацией КИМ для проведения ЕГЭ предусмотрено выполнение заданий в устной форме. Участники экзаменов могут делать пометки в КИМ. Во время экзамена участники экзаменов соблюдают требования Порядка и следуют указаниям организаторов.
Организаторы обеспечивают соблюдение требований Порядка в аудитории и ППЭ. Участники экзаменов выполняют экзаменационную работу самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Во время экзамена на рабочем столе участника экзамена помимо экзаменационных материалов находятся: 1 гелевая или капиллярная ручка с чернилами черного цвета; 2 документ, удостоверяющий личность; 3 средства обучения и воспитания 47 ; 4 лекарства при необходимости ; 5 продукты питания для дополнительного приема пищи перекус , бутилированная питьевая вода при условии, что упаковка указанных продуктов питания и воды, а также их потребление не будут отвлекать других участников экзаменов от выполнения ими экзаменационной работы при необходимости ; 6 специальные технические средства для лиц, указанных в пункте 60 Порядка при необходимости ; 7 черновики, выданные в ППЭ. Иные личные вещи участники экзаменов оставляют в специально отведенном месте для хранения личных вещей участников экзаменов, расположенном до входа в ППЭ. Во время экзамена участники экзаменов не должны общаться друг с другом, не могут свободно перемещаться по аудитории и ППЭ. Во время экзамена участники экзаменов могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов. При выходе из аудитории участники экзаменов оставляют экзаменационные материалы и черновики на рабочем столе. Организатор проверяет комплектность оставленных участником экзамена экзаменационных материалов и черновиков, фиксирует время выхода указанного участника экзамена из аудитории и продолжительность отсутствия его в аудитории в соответствующей ведомости. Лицам, указанным в подпункте 3 настоящего пункта, разрешается использование средств связи, электронно-вычислительной техники, фото-, аудио- и видеоаппаратуры, справочных материалов, письменных заметок и иных средств хранения и передачи информации только в связи се служебной необходимостью в Штабе ППЭ. Лица, допустившие нарушение требований, установленных пунктом 72 Порядка, удаляются из ППЭ.
В случае удаления из ППЭ участника экзамена организатор ставит в соответствующем поле бланка регистрации участника экзамена необходимую отметку. В случае если участник экзамена по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить выполнение экзаменационной работы, он досрочно покидает ППЭ. При этом организаторы сопровождают участника экзамена к медицинскому работнику и приглашают члена ГЭК. При согласии участника экзамена досрочно завершить экзамен член ГЭК и медицинский работник составляют акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам. Организатор ставит в соответствующем поле бланка регистрации участника экзамена, досрочно завершившего экзамен по объективным причинам, необходимую отметку. Акт о досрочном завершении экзамена по объективным причинам является документом, подтверждающим уважительность причины незавершения выполнения экзаменационной работы, и основанием для повторного допуска такого участника экзамена к сдаче экзамена по соответствующему учебному предмету в резервные сроки в соответствии с пунктом 55 Порядка. Акты об удалении из ППЭ и о досрочном завершении экзамена по объективным причинам составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр акта выдается лицу, нарушившему Порядок, или лицу, досрочно завершившему экзамен по объективным причинам, второй экземпляр в тот же день направляется в ГЭК для рассмотрения и последующего направления в РЦОИ при проведении экзаменов за пределами территории Российской Федерации - в уполномоченную организацию для учета при обработке экзаменационных работ. При проведении ЕГЭ по иностранным языкам в экзамен также включаются задания, для выполнения которых требуется прослушивание участниками экзамена аудиозаписи. Аудитории оборудуются средствами воспроизведения аудиозаписей.
Технические специалисты или организаторы настраивают средство воспроизведения аудиозаписи так, чтобы было слышно каждому участнику экзамена, находящемуся в аудитории. Аудиозапись прослушивается участниками экзамена дважды. Во время прослушивания аудиозаписи участникам экзамена разрешается делать пометки на черновиках и КИМ. После повторного прослушивания аудиозаписи участники экзамена приступают к выполнению экзаменационной работы. При проведении ЕГЭ по иностранным языкам по желанию участника экзамена в экзамен также включаются задания, для выполнения которых требуется предоставление участником экзамена устных ответов далее - задания, предусматривающие устные ответы. Устные ответы участника экзамена записываются средствами цифровой аудиозаписи. Для выполнения заданий, предусматривающих устные ответы, КИМ для проведения ЕГЭ по иностранным языкам представляются участникам экзамена в электронном виде, используются аудитории, оснащенные средствами цифровой аудиозаписи.