Перед полетом Гагарина в космос ТАСС подготовил три сообщения: на случай удачного полета, неудачного и на случай приземления вне территории СССР. 56 лет назад человек впервые поднялся в космос – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, истории, факты на развлекательном портале
«Я горю, прощайте, товарищи!»: 61 год назад был совершен первый полет человека в космос
Все в ожидании замерли. Ракета медленно поднялась и пошла. Отрабатывали ступени ракеты, Гагарин о каждой передавал на Землю. Конструкторы-разработчики поздравляли друг друга. Нарастало напряжение в ожидании включения последней ступени ракеты. Работает ли она в безвоздушном пространстве, от ее включения зависит, выйдет корабль на орбиту или нет. Десятки людей смотрят на Косберга — главного конструктора.
Косберг подпрыгнул, улыбаясь такой уставшей улыбкой». Вслед за этим последовали новые разработки и еще более мощные двигатели, создаваемые ОКБ Косберга. Многое было запланировано и обсуждалось с Королёвым уже на перспективу. Но в конце декабря 1964 года Семён Ариевич попал в автомобильную катастрофу. Он возвращался из Москвы в Воронеж на самолете — везший его из военного аэропорта водитель не справился с управлением на заледенелой дороге, и автомобиль на большой скорости опрокинулся в кювет. Сам водитель не пострадал, а Косберга доставили в областную больницу.
Есть данные, что первоначально обследовавший Косберга специалист не выявил ничего, кроме ушибов и сотрясения головного мозга. Прилетевшие на следующий день из Москвы врачи продолжили лечить ученого по первоначальному диагнозу «сотрясение головного мозга». Но 1 января 1965 года состояние Семёна Ариевича, находившегося все это время в больнице, резко ухудшилось.
Предметы на Земле хорошо различимы. Выключение третьей ступени было резким.
Перегрузка немножко возросла, почувствовал резкий хлопок. Примерно секунд через 10 произошло разделение. При этом почувствовал толчок. Корабль начал медленно вращаться. Земля стала уходить влево, вверх, затем вправо, вниз.
Вращение было хорошо видно во «взоре». Видел я горизонт, звезды, небо. Небо совершенно черное, черное. Величина звезд и их яркость немножко четче на этом черном фоне, скорость перемещения их во «взоре» и в правом иллюминаторе большая. Виден очень красивый горизонт, видна окружность Земли, Горизонт имеет красивый голубой цвет.
У самой поверхности Земли нежно-голубой цвет, постепенно темнеющий и переходящий в фиолетовый оттенок, который плавно переходит в черный цвет. В это время вел устойчивую хорошую связь с Колпашевом — «Зарей 2». При пролете Елизово связь была нормальной. Я несколько раз повторял свои доклады и донесения. Вся система спуска заработала.
Произвел доклад. Но по KB подтверждение докладов и команд в это время ни от кого не получал. Связи не было. Примерно градусов около 30 сев. На этом фоне услышал телеграфные позывные «ВСН» — «Весны».
В это время я опять начал связь с «Весной», но никто не отвечал. Производил записи наблюдений в бортжурнал. При пролете над морем поверхность его казалась серой, а не голубой. Поверхность неровная, как бы в виде песочных барханов на фотографии. Мне кажется, что сориентироваться над морем будет вполне возможно.
Можно вести ориентировку, привязаться к местности, сориентировать корабль для включения тормозной установки. Доклады осуществлял в соответствии с заданием в телеграфном и телефонном режимах. Произвел прием воды и пищи. Воду и пищу принял нормально, принимать можно. Никаких физиологических затруднений при этом я не ощущал.
Чувство невесомости несколько непривычное по сравнению с земными условиями. Здесь возникает такое ощущение, как будто висишь в горизонтальном положении на ремнях, как бы находишься в подвешенном состоянии. Видимо, подогнанная плотно подвесная система оказывает давление на грудную клетку, и поэтому создается такое впечатление, что висишь. Потом привыкаешь, приспосабливаешься к этому. Никаких плохих ощущений не было.
Производил записи в бортжурнал, доклады, работал телеграфным ключом. Когда принимал пищу, пил воду, пустил планшет, и он с карандашом «плавал» передо мной. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось. Улетел куда-то.
Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем. В это время я был в тени Земли, а еще до входа в тень Земли все время производил запись на магнитофон Перед входом в тень Земли в магнитофоне кончилась вся лента.
Магнитофон не работал. Я принял решение перемотать ленту, чтобы произвести дальнейшие записи. Переключил его на ручное управление и перемотал. По-моему, не до конца перемотал. И затем, когда производил доклады, то запись на магнитофон осуществлял вручную, так как при автоматической работе магнитофона он почти все время работает и, естественно, много расходуется ленты.
Это вызывается высоким уровнем шума в кабине. Перед этим я вошел в тень Земли. Вход в тень Земли очень резкий. До этого временами наблюдал сильное освещение через иллюминаторы. Приходилось отворачиваться от него или прикрываться, чтобы свет не попадал в глаза.
Затем посмотрел в один иллюминатор — на горизонте ничего не видно. В другой «взор» — тоже темно. Думаю, что же такое? Заметил по времени, что это связано со входом в тень. В это время корабль вращался, градуса 2-3 в секунду.
Горизонта и Земли не было видно. Звезд тоже не видно. Но тут я сообразил, что, очевидно, попал иллюминатор на Землю. Когда «взор» и иллюминатор выходили на небо, то на черном его фоне видны звезды. Иногда в иллюминатор попадало 2-3 звезды каких-то созвездий.
Но созвездия определить было трудно, потому что не все созвездие попадает в иллюминатор. Включилась солнечная система ориентации, о чем я доложил по KB и по телеграфу. Начал расходоваться воздух. При работе солнечной ориентации воздух расходовался из обоих систем одновременно. К моменту выхода из тени давление в системах ориентации было примерно 150-152 атм.
Я почувствовал, что когда включилась система ориентации, угловое перемещение корабля изменилось и стало очень медленным, почти незаметным. В это время производил доклад по KB и через систему «Сигнал» в телеграфном режиме. При подлете примерно градусов до 40 южн. Градусов около 40-45 южн. Меня телефоном вызывали: «Кедр, я Весна» и еще что-то говорили, но остальных слов я разобрать не мог.
Позывные повторялись три раза. Я сразу включился на передачу, стал передавать: «Как меня слышите? Ответьте на связь». Чем ближе подлетал к апогею, тем больше улучшилась слышимость, и, примерно, когда проходил мыс Горн, в апогее получил очередное сообщение. Мне передали, что меня поняли, и я очень хорошо понял это.
Мне сообщили, что корабль идет правильно, орбита расчетная, все системы работают хорошо. Я соответственно продолжал доклады. Перед выходом из тени я внимательно смотрел в иллюминатор «взора», который был под углом к горизонту. Очень хорошо был виден горизонт. По самому горизонту наблюдал радужную оранжевую полосу, напоминавшую по своей окраске цвет скафандра.
Далее окраска немного темнеет и цветами радуги переходит в голубой цвет, а голубой переходит в черный цвет. Совсем черный. В это время стало плавно падать давление в системах ориентации. Почувствовал более упорядочное движение объекта, по тангажу. Затем корабль стал рыскать.
Я понял, что системой солнечной ориентации Солнце «загоняется» в центральный датчик. Вскоре корабль приобрел устойчивое исходное положение для спуска. ТДУ было направлено на Солнце и довольно устойчиво. В это время была очень хорошая ориентация по «взору». Во внешнем кольце весь горизонт был вписан совершенно равномерно.
Видимые мною предметы двигались строго по стрелкам «взора», т. В это время производил доклады. В системе ориентации давление постепенно падало и к моменту запуска ТДУ было примерно 110 атм. Производил записи на магнитофон, доклады по телеграфу и телефону, по КВ. В это время КВ-связь была хорошая.
Очевидно, со мной работали радиостанции Москвы. На 56 минуте прошла первая команда. Я сразу доложил об этом. Ориентация была хорошей, корабль некоторое время имел вращение по крену, но очень малое. За время, как корабль вышел из тени и до включения ТДУ, он развернулся примерно градусов на 30.
Может быть, даже несколько меньше. Затем прошла вторая команда. При этом я опять сделал доклад в телефонном и телеграфном режимах. Заметил давление в баллоне ТДУ, давление в системе ориентации, показания всех приборов, время прохождения команды и все записал на магнитофон. Приготовился к спуску.
Закрыл правый иллюминатор. Притянулся ремнями, закрыл гермошлем и переключил освещение на рабочее. Затем в точно заданное время прошла третья команда. Как только погасло окошко при прохождении третьей команды, я стал наблюдать за давлением в ТДУ и в системе ориентации. Оно стало резко падать с 320 атм.
Тогда в Подгорном стоял гарнизон. Сейчас его нет уже. Юрия Алексеевича они повезли в Энгельс, потом в Самару. Гагарин говорил, что обещал колхозникам в знак благодарности приехать. Он приехал в Саратов на 20-летие своего техникума. Это 5 января 1965 года, а 6-го к нам приехал. Он ехал на электропоезде до мясокомбината. Его встретили и поехали в Узморье. Я в это время училась в педучилище, но у меня были каникулы.
У меня мама работала уборщицей в клубе, мы с ней драили его. Мы всю ночь драили, топили, все кресла протирали, чтобы не было пыли, нам помощников не дали. К Гагарину было такое трепетное отношение. Клуб был забит, тут весь райисполком, не пробиться было. Я стояла около крыльца, когда встречали. Когда он выступал в клубе, его приняли в почетные колхозники, и деньги ему начисляли. Там большие были деньги, тысяча с чем-то деньги начисляли и отдавали на благотворительность еще несколько лет после гибели Гагарина, — прим. По рассказам, эти деньги отправляли куда-то в детские дома по его просьбе. Я помню, кто-то говорил: «Гагарин уехал, а люди гуляли, песни спевали».
Так его провожали. Такое восхищение было. Он был родной для нас. Это непостижимо было для нашего времени, для нашего села такое событие». Совхоз «Безымянский». И там все говорят: «У вас на территории приземлился такой человек». Как-то душа радовалась, что это у нас. Аппарат у нас на горе упал, а сам Гагарин дальше приземлился. Корабль упал не там, где стела стоит.
Он упал на наших полях, колхоза Шевченко. Всего — человек шесть. Помогли ему вылезти. Он спрашивает: «А можно позвонить у вас тут? Там в полях телефона нет, только в селе. Когда он сказал, что нужно позвонить, у нас тут военная часть была в Подгорном. Сразу приехала машина крытая, все это погрузили: и этот шар, и его самого. Потом он приезжал к нам 6 января 1965 года. Тут уже все люди знали, что он к нам приедет.
Вся дорога — полтора километра — от трассы и до села была заполнена людьми. До самого клуба. Когда приехали в клуб, там уже все собрались. Перед этим меня председатель вызывает и говорит: «Люб, вот Гагарин приезжает. Пойдешь и поможешь постряпать». Все это было у председателя в доме рядом со старой школой. Я говорю: «Какая из меня повариха? Апельсины привезли. Тогда их вообще не было как сейчас в каждом магазине.
У нас учитель был по ботанике. Он все осенние цветы пересаживал, у него была целая оранжерея.
Наконец, из-за происшедшего в космосе сбоя системы торможения Гагарин приземлился не в районе Сталинграда, а в Саратовской области, недалеко от города Энгельс. Два дня спустя, 14 апреля Юрий Алексеевич Гагарин приехал в Москву, где ему был оказан грандиозный прием. Всего Юрий Гагарин посетил более тридцати стран. Последние годы Однако Гагарин тяготился таким вниманием к своей персоне: ему хотелось вернуться в истребительную авиацию, а, может быть, даже полететь в космос вторично. Он закончил воздушно-инженерную академию имени Жуковского и получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». В 1966 Юрий Алексеевич начал подготовку к новой звездной экспедиции.
Теперь он был дублером Владимира Комарова. Однако на этот раз подняться над Землей ему не удалось. Судьба, как будто хранила его: из-за неисправности солнечной батареи второй полет был прерван, а Комаров погиб. Но и Гагарину был отпущен недолгий срок. Причины аварии точно не известны до сих пор. Кто-то говорит, что летчик потерял ориентацию в низких облаках, кто-то, что машина Гагарина попала в вихревой след самолета, пролетавшего рядом, кто-то, что все было подстроено недоброжелателями Юрия Алексеевича. Как бы там ни было, о космонавте скорбела вся страна.
День космонавтики – 2023: история полета Гагарина в цифрах / Известия
За состоянием здоровья каждого кандидата на полет в космос тщательно следили специалисты. После полета в космос Гагарин стал настолько популярным, что все суперзвезды шоу-бизнеса и политики на его фоне меркли. Смотрите видео онлайн «День космонавтики – 2023: история полета Гагарина в цифрах / Известия» на канале «ИЗВЕСТИЯ» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 апреля 2023 года в 12:01, длительностью 00:01:31, на видеохостинге RUTUBE. Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос.
Космический полёт Гагарина: что следует знать об одном из главных событий XX века
Недостаточно было вывести первого космонавта на орбиту. Он должен был непременно вернуться живым. Но с животными и манекенами было немало неудачных запусков. Риск был велик. Отряд для «Востока» Наши возможности были известны, их хватало на различные вариации шарообразного спутника, одним из которых и стал будущий космический корабль «Восток-1».
Чтобы действовать в столь тесном пространстве, будущий космонавт должен быть худощавым, по-юношески гибким. Сразу можно было исключить из числа кандидатов летчиков выше среднего роста. Подготовку первого отряда космонавтов пришлось форсировать с оглядкой на заокеанских конкурентов. Поэтому наши «отцы космонавтики» сделали ставку на молодых, но уже достаточно опытных летчиков, которые способны были выдержать тяжелейшую программу подготовки, а потом не сломаться в полете.
И тут, как в революционной песне, «были сборы недолги» — всего лишь один год. Недолги, но трудны беспрецедентно. Это были изнурительные испытания на выживание, без компромиссов. Юрий Гагарин и Герман Титов прошли этот путь чуть лучше других.
И первый космический корабль был далеко не просторным. В гагаринском скафандре имелся запас кислорода на четыре часа. Такова была первая космическая квартира — малогабаритная, зато, как показал полет, надежная. Было ясно, что в полете человека ждут невиданные перегрузки.
И ни врачи, ни главные конструкторы не знали в точности, от чего и как следует защищаться. Ни малейших гарантий безопасности у космического первопроходца не было, хотя инженеры, конечно, делали все возможное, заранее борясь за жизнь космонавта. Рассчитывали аварийные режимы, разработали систему экстренного спуска на парашютах при пожаре на старте ракеты. Но многих неожиданностей, которыми чреват космос, они предвидеть не могли.
И знали об этом. А иначе полет Гагарина, наверное, не был бы таким Подвигом с большой буквы. Многих специалистов пугала невесомость — загадочная, неизученная. Как отреагирует на нее человеческий организм, даже самый натренированный?
Попытки создать искусственную невесомость на борту самолета не могли дать окончательного ответа. Многие врачи считали, что в непривычном состоянии может не выдержать психика. Но голос Гагарина в первые минуты полета звучал на удивление оптимистично. Он восхищался красотой космических видов, которые первым в мире наблюдал в иллюминатор.
Позже это восклицание невольно будут повторять едва ли не все космонавты. Почти не прерывалась радиосвязь Востока с Землей, с Москвой.
Социолог предположил, что когда будут первые полеты на Марс, тогда снова будет ажиотаж, и журналисты будут описывать это событие как очень важное в истории человечества. Правда, для покорения новых космических высот необходим технологический прорыв. Как ни печально, но в юбилейные торжества, приуроченные к Дню космонавтики, специалисты говорили о накопившихся за последние проблемы в этой отрасли. Караш считает, что в российской космонавтике тяжелейший застой. Этот космический корабль Союз через 6 лет отметит свой полувековой юбилей, и ничего кроме этого «Союза» у России практически нет», - высказал обеспокоенность эксперт. По его словам, российские модули на 20, а то и на 30 лет по уровню своего технологического совершенства отстали от модулей США и Европы. Эксперты уверены, - интерес общества к космосу можно вернуть только новым прорывом, покорением новых космических вершин, новыми открытиями.
Достает ли для этого технического оснащения, готова ли Россия к новому прорыву? Здесь эксперты высказывают самые различные точки зрения. Понятно, что в стране был застой в науке и технике. С другой стороны, такая конкуренция — всегда стимул к действиям, именно конкуренция — залог прогресса. К тому же космическая отрасль — одна из приоритетов в начавшейся в стране модернизации. На прошлой неделе премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание «О перспективах развития российской космонавтики». На совещании шла речь о дальнейшем развитии российского модуля МКС, широком внедрении космических технологий, использовании достижений космической области в интересах социально-экономического развития страны. Изучение Луны, Марса и его спутников, создание новых ракет-носителей и нового пилотируемого транспортного корабля, который придет на смену заслуженным «Союзам» - такие проекты стояли в повестке дня заседания. Однако, как подчеркнул премьер, Россия не должна ограничиваться лишь ролью международного космического перевозчика.
Но чтобы оставаться лидером - ни в коем случае нельзя стоять на месте. Это аксиома: если не двигаешься вперед, то отстаешь», - отметил Путин. Так что лидерство в космической отрасли Россия отдавать не собирается. Хотелось бы надеяться, что не за горами тот день, когда модернизация предприятий и значительные инвестиции в научные и конструкторские разработки, о которых говорил премьер, станут реальностью. Да и празднование 50-летнего юбилея покорения космоса — еще один стимул к будущим открытиям, еще одно напоминание о былом лидерстве и необходимости его удержать. Скорее всего, именно такие мысли придут с первыми залпами салюта, которые прогремят 12 апреля. Соответствующий указ подписал президент страны Дмитрий Медведев. Первым космонавтом стал наш соотечественник Юрий Гагарин.
Бог знает, что может случиться: может, молнию оторвет, может, шлем, а может, и голову", - пояснил Кирюшин.
Трагедий среди испытателей не счесть, двенадцатикратные перегрузки и экстренное катапультирование выдерживают не многие. Частая травма — перелом позвоночника. До последнего никто не знает, как поведет себя человек в космосе. Считается, что в состоянии невесомости он просто сойдет с ума. У Гагарина вся панель управления кораблем заблокирована. Код находится в специальном конверте, невменяемый пилот не сможет его расшифровать. До последней минуты успех полета под вопросом. Но как можно развивать такую новую отрасль как космонавтика, не проводя экспериментов с людьми? Это невозможно, поэтому, несмотря на всякие международные акты, у нас была группа испытателей, которая этим занималась", - рассказал Евгений Кирюшин.
Вадим Лукашевич написал не одну книгу о космонавтике. Он считает, что американцы, распространяя слухи о советских неудачных запусках, не хотели принизить достижения страны Советов. Наоборот, их пугала такая информация. В период холодной войны они пристально следили за русскими. Вплоть до того, что бы не сказали, откуда стартовали. Мы стартовали с Тюо Тама, а сказали, что с Байконура, а это сотни километров в сторону. И американцы узнали место старта по баллистическим расчетам, посмотрев откуда взлетела ракета. Гагарин - первый человек в космосе, но по правилам международной ассоциации, для того, чтобы зарегистрировать рекорд, он должен был взлететь в корабле, и сесть в корабле. А он на высоте 80 км катапультировался и садился на парашюте отдельно, но когда мы подавали документы на регистрацию рекорда, мы это скрыли.
То есть очень многие вещи они додумывали", - сказал Вадим Лукашевич. Гибель Ивана Ивановича Лариса Успенская как никто знает тайны космических полетов. Многие годы она заведует архивом первого отряда космонавтов. Здесь хранятся уникальные, еще недавно закрытые документы. Документы архива президента, государственной власти на то время и нашего ведомства были рассекречены. Недавно вневедомственная комиссия рассекретила значительный блок архивов, касающихся первых полетов космических", - рассказала Лариса Успенская. Самые первые записи архива полета Гагарина сделаны в режиме реального времени Королевым и лично космонавтом сразу после приземления. Гагарин пишет как потерял в невесомости карандаш, как хотел пить, как корабль отклонился от курса. Конструктор Сергей Королев и первый космонавт Юрий Гагарин, 1961 год.
Между тем, за три недели до этого житель села Корша, что в Западном Казахстане, обнаружил на высокой ели человека в скафандре — он неудачно приземлился с парашютом. Новость о погибшем космонавте быстро облетела округу. Но подойти к нему близко никто не успел: приехали военные и жертва бесследно исчезла. Совершенно нельзя было предположить, как человеческий организм отреагирует. Те перегрузки, которым подвергались космонавты во время тренировок и испытаний на Земле не могли сравнится с тем, что будет там", - рассказала Лариса Успенская. Официально, в космос слетали два манекена, прозванные конструкторами в шутку Иванами Ивановичами. Чтобы не пугать людей, на скафандре второго так и напишут: "Макет".
Однако, есть мнение, что он был "космонавтом номер ноль". Якобы ему удалось выйти на орбиту Земли, сделать виток вокруг планеты, но при возвращении он погиб из-за непредвиденной аварии. Вместо заключения В завершении следует отметить еще одну странность, связанную с полетом Гагарина в космос. Когда он состоялся, весь мир и советских граждан поставили перед свершившимся фактом: советский летчик побывал в космосе. При этом заранее о полете никто не сообщал.
Огонь, космос и медные трубы: как Юрий Гагарин выдержал испытание славой
Сегодня этот техникум гордо несет имя Юрия Алексеевича Гагарина. И вот трое друзей из Люберец стали учиться в одном из самых лучших техникумов Союза. За время учебы там Юра все также продолжал писать письма родителям. Он рассказывал о своих увлечениях, друзьях, планах, даже присылал свои фотографии, например где он играл в составе местной баскетбольной команде техникума. В Саратове Гагарин познакомился с театром. Часть денег со стипендии он всегда откладывал на билеты интересных ему премьер. Учился также слаженно, поражал преподавателей своими способностями и познаниями в математике и физике, помогал сокурсникам в сложных для них предметах, да так, что те выходили вперед и становились отличниками.
С Гагарина стали брать пример. Начал он еще много читать книг, особенно историй из Великой Отечественной войны. Рассказ о герое-летчике задел его тонкие нити души. Гагарин в письмах и со своими сокурсниками стал обсуждать идею о полетах на самолете. Жила уже тогда в нем искорка героизма и тяги к подвигам. Перейдя в 1954-м году на четвертый курс обучения, с гордостью своей маме в письме он заявил о наборе четверокурсников в местный аэроклуб.
В аэроклуб объявили прием четверокурсников техникумов. Аэроклуб—это то, о чем только можно мечтать! Начинался самый напряженный год, оставалось всего ничего до защиты диплома, но Гагарин не отчаивался и старался совмещать занятия в техникуме с курсами в аэроклубе. Своим родителям он стал писать намного меньше, потому что стало не хватать того лишнего часа времени в сутках. Но понимал он, что матери и отцу без его весточек будет тяжело, поэтому ни за что не смел забывать о них и своих учебных делах. И вот наконец, диплом получен.
За тот нелегкий последний год Гагарину приходилось много чертить. Благодарил он за это своего учителя, которые преподавал черчение еще в Люберецком ремесленном училище. За свой дипломный проект Юрий Алексеевич Гагарин получил твердую «пятерку», а также характеристику дисциплинированного, ответственного и добросовестного ученика. В самом дипломе была лишь только одна «четверка» — по психологии. Как только Гагарин окончил ремесленное училище, он сразу перешел в летное. В аэроклубе у него был невероятно умный и опытный летчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов, с него Гагарин стал брать пример.
Возможно, если бы не он, то не стал бы Юрий Алексеевич заниматься пилотированием самолетов. Мартьянов был влюблен в авиацию, авиация была частью его жизни. Это отношение он смог передать и Юре. Уже после смерти Гагарина Саратовский аэроклуб писал письма благодарности его матери: «Анна Тимофеевна! Мы, работники Саратовского аэроклуба, гордимся Вашим сыном, а нашим учеником. Аэроклуб сыграл решающую роль в становлении Юрия Алексеевича как летчика.
Очень важно, как начинается путь. Юрий Гагарин с первых летных шагов показал и доказал свою любовь и преданность авиации. Из того набора, где был Юра, ему первому был доверен самостоятельный полет»... Юра гордился своим делом. Успехами он всегда делился со своими родителями. Однажды Гагарин во время своего первого самостоятельного полета на самолете смог стать героем материала в местной газете.
Один выпуск он запечатал в конверт и вместе со своим письмом отправил почтой домой к родителям. Распечатав его, мама увидела овальную фотографию своего сына, в которой видно, как он сидит в кабине пилота — серьезный, повзрослевший. Идеей стать летчиком Гагарин заболел давно, еще во время учебы в вечерней школе в Люберцах. На вручении диплома об окончании семи классов директор спросил Юрия о том, кем он хочет быть. И тот недолго думая, резко и четко, в своей манере ответил, что летчиком. За своей мечтой он поехал в Оренбург тогда — Чкалов поступать в авиационное училище.
Прошел он туда без сдачи экзаменов, так как у него был диплом свидетельствующий об отличном окончании техникума. Да и похвалы из аэроклуба были не лишними. Зачем земля, когда есть небо? В начале материала я как-то сказал, что полет за пределы нашей планеты разделил жизнь Гагарина на две части. Однако до этого события периодом, принесшим в его жизнь много нового, стало поступление в Авиационное училище. За годы обучения в нем Гагарин нашел дело своей жизни, верность которому он пронес до конца своих дней.
Точно также, как и жена Гагарина Валентина смогла сохранить верность мужу, даже после его гибели… В письмах родителям Юрий Алексеевич всегда хорошо отзывался о командирах училища, всегда в подробностях расписывал занятия, не стеснялся и делиться своими успехами. Но, как и у всех, не всегда у Гагарина все шло так, как хотелось бы. Во время учебы в авиационном училище был момент, что Гагарина чуть не отчислили. Он умел мастерски маневрировать самолетом, но вот посадка ему давалась с трудом. Очень часто Гагарин задевал землю кармой самолета, а все из-за его маленького роста. У него был ограниченный угол обзора, из-за которого рассчитать примерное расстояние до земли было сложно.
Первым об этом догадался инструктор училища Анатолий Колосов, спасший в конечном счете Гагарина от отчисления. На экзамене, чтобы компенсировать недостаток роста, Колосов подложил под кресло подкладку. И перед полковником Григорием Константиновичем Серковым, заместителем полковника Полшкова, ученик показал себя достойно, осуществив четкий и безошибочный полет. Был довольно один комичный момент в этой истории. У пилотов есть давняя традиция, что прошедший контрольный полет летчик, дарит принимающему экзамен пачку самых дорогих, самых лучших сигарет. Когда Гагарин достал из массивной папки, выступавшей в роли подкладки на сиденьи в кабине пилота, пачку сигарет.
Та была изрядно помята. Серков ответил ему: «Видно, задолго готовился к полету, товарищ Гагарин. Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена». После этого Юрию Алексеевичу также было присвоено офицерское звание. Однако вернемся к 1955-му году, к тому времени, когда Гагарин только-только поступил в 1-е военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге. Когда настала пора отпуска, в ноябре 1955-го Юрий Алексеевич — статный, повзрослевший приехал к своим родителям.
Анна Тимофеевна давно стала обращать внимание на часто мелькающее имя Валентины, будущей жены Гагарина в его письмах. После разговора об этом мама конечно же была рада, что её сын нашел свою первую настоящую любовь. Валентина родилась 15 декабря 1935-го года и училась в местном медицинском училище, расположенном неподалеку от авиационной академии, где учился Гагарин. Юрию Алексеевичу будущая жена понравилась сразу. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу.
Свадьбы у пары было целых две: первую они сыграли сразу после того, как закончили учебу, в Чкалове с родственниками Валентины и их общими друзьями, а вторую свадьбу пара сыграла уже в Гжатске, где были приглашены все родственники и друзья Гагарина. А все потому, что хотелось пригласить всех, но не все могли бы приехать в какое-то определенное место. Поэтому чтобы никого не обидеть, Юрий и Валентина пришли к такому решению. Спустя полгода, сдав все экзамены, к нему приехала Валентина. Пока молодожены были в разных городах, каждый день они писали друг другу письма. Выводя каждую букву, подбирая слова Юра старался максимально подробно выразить то, что он чувствует к своей супруге.
Это было больше, чем просто любовь. Он уважал, ценил свою жену, как и она его. Всегда старался её чем-то радовать. День встречи оба ждали с трепетом в сердце и теплом в душе. Валя закончила учебу и получила специальность фельдшера. Молодая пара первое время жила в маленькой комнате, которую им любезно согласилась дать местная учительница на время своего отпуска.
Потом им дали комнату в гарнизонном доме, принадлежавшем местному военному комиссариату. Это было их первое семейное жилье. Они его обустраивали, даже делали ремонт, чтобы было не так холодно во время полярной зимы. Юра заготовил кучу дров, чтобы было чем топить печь темными морозными вечерами. За время своего пребывания там, Гагарины сблизились со своими соседями, с семьей Бориса Федоровича Вдовина. Его жена помогала Валентине более подробно ознакомиться с военным бытом, а Юра много времени проводил по вечерам за чашкой крепкого чая с Борисом Федоровичем.
Они обсуждали буквально все — от новостей из прессы до перспектив полета человека в космос. В возможность этого тогда мало кто верил. Буквально за два года до полета в космос в жизни Юрия и Валентины Гагариной случилось самое долгожданное событие — у пары 17 апреля 1959-го года родилась их первая дочурка Лена. Как только закончился май и наступил первый месяц лета, пара приехала к родителям, но буквально на недельку. Как только наступил день перед отъездом в Оренбург, когда все вещи были собраны, ночью недалеко от их дома, в поселении случился пожар.
Были и другие малоприятные моменты.
Во-первых, советские конструкторы немного просчитались. Суммарный вес Гагарина, его скафандра и кресла превзошел максимально допустимую нагрузку на 13,6 килограмм, так что часть внутренней аппаратуры «Востока» перед вылетом пришлось убрать. Во-вторых, в процессе полета Юрий Алексеевич должен был делать записи в бортжурнале, фиксируя самые важные моменты, отмеченные им. Однако сделать этого первый космонавт так и не смог. Так произошло, потому что Гагарин выронил карандаш, моментально улетевший от него в условиях невесомости. Бортовой журнал остался почти полностью пустым — в нем осталась одна-единственная запись.
РИА Новости Кто же был виноват в случившейся накладке?
По радио передали что в космосе майор, а он был старшим лейтенантом. Внеочередное звание присвоили прямо перед полетом. Когда можно находится рядом. Фактически после полета он не был себе предоставлен», — говорит внук Юрия Гагарина, гендиректор АО «Хабаровский аэропорт» Юрий Кондратчик. Совершив подвиг Гагарин превратился, пожалуй, в главного советского супер-героя. Молодой, бесстрашный космонавт с красивой улыбкой стал самым желанным гостем в каждой стране мира.
Он пил чай с самой королевой Англии и не сходил с первых полос газет от американской NewYork Times до советских «Известий». Но все понимали, что это успех всего человечества», — говорит главный библиотекарь отдела газет РНБ Антон Решетов. Несмотря на свой новый статус и звание Героя Советского Союза, Гагарин оставался простым парнем родом из Смоленской области. После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. А знаком почетного колхозника, который ему вручили, гордился до конца жизни.
И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта — об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене. Гагарин с женой и одной из дочек А ТАСС главное информационное агентство Советского Союза заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что до апрельского полёта «Востока-1» уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки. Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной — корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел. Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю «Восток-1», пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 время московское. Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов — он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки. Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года Как только ракета-носитель начала подъём, Гагарин сказал то самое знаменитое слово: «Поехали! В целом ракета-носитель исполнила свои функции без каких-либо проблем. Лишь на заключительной стадии не сработала система, отвечающая за отключение двигателей третьей ступени. Двигатели выключились лишь после того, как сработал дублирующий механизм. К этому моменту корабль-спутник уже находился на сто километров выше запланированной орбиты. Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба. Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать. До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота.
Миф советской пропаганды: Гагарин не был первым в Космосе
Как известно, до полёта Гагарина в конце пятидесятых-начале шестидесятых годов проводилось несколько пробных запусков ракет, многие из которых закончились неудачей — ракеты то взрывались прямо на старте, то разрушались, взлетев на некоторое расстояние. Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос. Юрий Гагарин стал первым человеком, полетевшим в космос.
Первый в космосе, первый в вечности. 12 фактов о полете Гагарина
И если полёт Гагарина доказал, что человек может летать в космос, то второй полёт стал проверкой человеческих возможностей в условиях невесомости. 43 года назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос. — Но ведь «Восток-2» полетел в космос в начале августа. Первый полет человека был самым трудным и опасным, но стремление к покорению космоса многих тысяч людей, принимавших участие в подготовке полета, преодолело все преграды.
«Коммунист в космосе»: реакция западных СМИ на полет Юрия Гагарина
Его показали в рамках круглого стола, организованного ИГУ и посвященного первому полету Человека в Космос. В своем обращении участник великих событий 1961 года рассказал о том, каково это было. И сообщил, что очень хочет приехать в Иркутск. Давно мы не виделись, меня попросили сказать несколько слов, и я с удовольствием расскажу, как это было для него в апреле 1961 года. Ну кто тогда мог это понять? Когда Юра приземлился, нам сообщили, мы вышли на улицу, никто из людей еще не знал, все было секретно, город жил обычной жизнью. И тут объявили, что советский человек впервые в мире побывал в космосе. Город воспрял и никто не организовывал никаких праздников, весь город просто праздновал, это было удивительно. Мы были секретные и участвовать не могли, и нас вызывали в Москву срочно. Но такое я такое видел лишь тогда, когда мальчишкой встречал 9 мая!
Конечно, сейчас отношение другое к космическим полетом, я все это понимаю. В отряде я прослужил 30 лет, много пришлось мне увидеть, посмотреть, я сам проверял снаряжение Юрия Гагарина, испытывал скафандр… Это было большое событие в нашей стране, это было большим праздником, идеей, которой всех наполнил Сергей Павлович Королев, очень жалко, что он рано ушел из жизни, другого такого не было в стране. Риск был сумасшедший, но все прошло гладко. Разрешите пожелать вам, дорогие земляки, всего самого доброго в жизни. Успехов и космической удачи!
А я стою около МИКа — монтажно-испытательного корпуса второй площадки Байконура, и шепчу как заклинание: «Вернись живым! Новость о том, что космонавт благополучно приземлился возле селения Красный Кут — не так далеко от места посадки Гагарина, — встретила восторженно. Тогда все вокруг, кто находился на Байконуре, чувствовали себя счастливыми.
Мы не подвели! Он никогда не отказывался встретиться с нами — членами общественной организации участников подготовки первых пилотируемых полетов, — 12 апреля, в наш святой день празднования очередной годовщины полета Ю. Таких встреч было несколько. Запомнился приезд Титова к нам в ОКБ в 1963 году — в день 60-летия академика Алексея Федоровича Богомолова, главного конструктора радиотехнических систем для обеспечения космических исследований и полетов. На память в моем домашнем архиве сохранилась фотография, сделанная тогда. А еще не забуду, как за праздничным столом Герман со смехом рассказывал о забавном эпизоде, связанном с завершением его легендарного полета. Перед самым приземлением на парашюте Титов открыл забрало шлемофона. Но лишь позднее понял, что делать этого не стоило. Когда космонавт уже коснулся ногами твердой опоры местом посадки оказалось поле , налетел порыв ветра и потянул парашют в сторону.
Германа опрокинуло лицом вниз, протащило несколько метров по земле. При этом через открытое забрало шлемофон зачерпнул порцию чернозема. Принимала нашу систему Государственная комиссия. А председателем ее являлся второй космонавт планеты Герман Титов. Но теперь, годы спустя, он был уже генералом, заместителем начальника по опытному конструированию и научным исследованиям Главного управления космических средств.
Выбрали Гагарина. Его дублером был Герман Титов. Перед первым космонавтом была поставлена задача: «выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта». Первый полет 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с человеком на борту. После команды: «На старт! Полет длился всего 108 минут, но и за это время возникли внештатные ситуации. Так, в конце полета неправильно сработала тормозная двигательная установка. В результате корабль начал хаотично кувыркаться. Это продолжалось целых 10 минут. Гагарин не хотел пугать ЦУП, и доложил о выходе системы из строя только после приземления. Другая аварийная ситуация произошла после катапультирования. В герметическом скафандре Гагарина не сразу открылся клапан для подачи воздуха, так что Юрий Алексеевич чуть не задохнулся.
Было совершенно естественным, что после высадки американцев на Луне для СССР было важно продолжать лунную программу — все-таки усилий для этого было много потрачено, да и денег вбухано было тоже много. И людей, одержимых покорением Луны, в те годы было много! Но проект свернули. Я уже не как автор книги о Гагарине, а как обыватель склонен объяснять себе причину свертывания лунного проекта вот чем. Примерно со второй половины 60-х в СССР начался транзит власти от партии к спецслужбам. Этот транзит завершился, как мне думается, только в 2021 году, и одним из его условий была какая-то договоренность с конкурирующей фирмой, то есть с Западом, о том, что СССР в обмен на что-то выходит среди прочего из лунной гонки. И чтобы сохранять хорошую мину при плохой игре, возникает тот же проект «Союз-Аполлон». И вот эта совершенно не в духе 60-х «сдача Луны», мне кажется, была частью чего-то более глобального, частью исторического сдвига — политического, а не узкоспециального. Танками с Америкой конкурировать невозможно, и отсюда интерес Хрущева к ракетам. Но когда между СССР и США уже был достигнут ядерный паритет, советское руководство, видимо, сочло, что всё, ракетно-ядерный щит страны создан. А значит, можно отказаться от каких-то частей проекта, которые не сулили большого пропагандистского эффекта — такими были проекты в космосе. Но и денежных средств у СССР вскоре не оказалось, чтобы позволять какие-то чудачества, — возможно, повлияло падение цен на нефть, возможно, дело было в других проектах позднего СССР. Было совершенно естественным, что после высадки американцев на Луне для СССР важно продолжать лунную программу — все-таки усилий для этого было много потрачено, да и денег вбухано было тоже много. Но проект свернули «Гибель Гагарина — до сих пор загадка» — Как у автора биографической книги о первом космонавте хочется спросить у вас — все ли нам известно спустя 60 лет о личности Юрия Гагарина? Во-первых, гибель Гагарина — это до сих пор загадка, она не раскрыта. И даже мать Гагарина через десять лет после его смерти не могла получить всю информацию. Она была очень недовольна тем объяснением, которое было ей предложено. Видимо, дело было в большой степени секретности, которая сопровождала расследование. Но поразительно, что эти сведения и сейчас, в 2021 году, при том культе Гагарина, который существует в России, остаются почему-то секретными. Так что в обществе нет консенсуса относительно гибели первого космонавта. Вот спросите сейчас у людей: а как погиб Юрий Гагарин, почему он разбился? Люди предложат вам самые экзотические версии, и это, кстати, причина невроза, связанного с первым космонавтом. Он в нашем сознании теперь еще и человек, который погиб при загадочных обстоятельствах. Во-вторых, в рамках советской версии образа Гагарина мы видели, что это простой советский парень, который совершил подвиг 12 апреля 1961 года и потом честно выполнял свои пропагандистские функции, до того момента, пока не погиб. А мне же думается, что Гагарин — уникальный человек. Он оказался в космосе не потому что его как первого космонавта выбрали Королев, Каманин и Карпов — Гагарин шел к такому событию всю жизнь. И как мы видим, биография его не закончилась 12 апреля 1961 года. Гагарин развивался как личность, но мы, к сожалению, не знаем, что с ним было в кризисные годы, которые начались после гибели Королева на операционном столе, гибели в апреле 1967 года Владимира Комарова.