И если владыка Леонид поведет дело правильно, то в скором времени в мировом Православии может возродиться былая слава Африки как одного из форпостов Церкви. Если Африка станет православным континентом — она будет мощнейшей силой, потому что у них традиционные ценности и быстрорастущий континент, не имеющий проблем западного деградантства. Экзарх Русской Православной Церкви в Африке митрополит Леонид(Горбачёв).
Русская православная Африка: почему наша церковь достигла на континенте немалых успехов
РПЦ ответила митрополиту Греции на его слова о лишении автокефалии в Африке | Исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки назначили епископа Зарайского Константина. |
Африканский соблазн | В ТАНЗАНИИ ПРОШЕЛ ФЕСТИВАЛЬ «ПРАВОСЛАВНАЯ АФРИКА» 22 сентября 2023 года Русский Дом в танзанийском Дар-эс-Саламе провел духовно-просветительский фестиваль «Православная Африка». | Вступай в группу в Одноклассниках. |
Кирилл Фролов: Униаты травят экзархат Африки, целясь в Патриарха Кирилла и президента Путина | В Африке тоже есть православные храмы, в которых служат местные батюшки. |
В Танзании прошел фестиваль «Православная Африка»: новость ОВЦС | Россия же до 1917 года была защитницей Православия и под знаменем Веры совершала освобождение народов от иноверческого ига (на обломках Османской империи возникли Греция, Сербия, Болгария и другие страны), заступалась за православный народ. |
«Вы не христиане — не обрезаны, свиней едите». Шок от православия в Эфиопии
Новости о крещении в Африке. Церкви и христианство в Африке. Реальные истории из жизни христиан. Благотворительная деятельность в Африканских церквях. Духовные конференции, семинары и другие события духовной жизни Африки. Тысяча новых чад Русской Церкви в Африке. Новости Православия. Патриа́рший экзарха́т А́фрики — экзархат Русской православной церкви на территории Африки. Образован решением Священного синода Русской православной церкви 29 декабря. Как сообщили в Мичуринской епархии, представители Патриаршего экзархата Африки прибыли в Мичуринскую епархию для участия в XI Владимирских образовательных чтениях. Как сообщили в Мичуринской епархии, представители Патриаршего экзархата Африки прибыли в Мичуринскую епархию для участия в XI Владимирских образовательных чтениях.
Каноническая защита. Как Русская православная церковь создала Патриарший экзархат Африки
Священнослужители Парижской Архиепископии перешли в Московский Патриархат без канонического свидетельства в виде отпускных грамот от Константинопольского патриархата, которому ранее подчинялись. Эти события прокомментировал известный старообрядческий священник Глеб Бобков : «Синодальная Церковь многие десятилетия вещала, что нельзя было принимать митрополита Амвросия без отпускной грамоты. И что нельзя принимать беглых священников от Синодальной Церкви без отпускной грамоты — и тут они сами принимают группу клириков без отпускных грамот. Севастьянов: «Деяния Синода Русской Церкви 7 октября сего года показывают, что такая грамота не всегда необходима, главное — консенсус принимающей церкви. Таким образом, последний вопрос к Белокриницкой иерархии отпал сам собой».
Принятие же африканских приходов в лоно РПЦ показало, что случай с Парижской Архиепископией — это не отдельный казус, а уже устойчивая церковно-каноническая тенденция. Африканские территории не были ничьими: православное население Африки входит в зону юрисдикции «братской церкви» Александрийской патриархии. У этой церкви на Африканском континенте 29 епархий и шесть монастырей. Храм РПЦ в Кении Подобную ситуацию, по старым принципам, нельзя назвать иначе, как церковное вторжение.
Именно так, например, в РПЦ рассуждали, когда Константинопольский патриархат 22 февраля 1996 установил свою юрисдикцию над частью приходов Эстонии, поддержав создание автономной православной церкви Эстонской Митрополии. Об этом сообщила «Российская газета». В храме святого великомученика Пантелеимона селения Эбуаянгу собрались 24 африканских священника Русской Православной Церкви из районов Какамега и Вихига. Вместе с иереем Георгием Максимовым ими была соборно отслужена литургия на новом антиминсе Русской Православной Церкви.
Очевидцы утверждают, что священникам, перешедшим из Александрийской в Русскую православную церковь, сейчас не всегда есть где служить литургию, но экзархат будет сначала арендовать храмы так же, как арендует часть храмов и Александрийский патриархат — прим. Митрополит отметил, что в Александрийской церкви остались богослужебные сосуды и антиминсы. Священники РПЦ в Кении В обоснование своего решения РПЦ прямо говорит, что оно стало следствием того, что Александрийский патриарх признал Православную церковь Украины ПЦУ , созданную в январе 2019 года, поэтому Московская патриархия имеет право открывать свои приходы на территории этого континента. Митрополит Илларион в интервью программе «Церковь и мир» заявил: «Мы не можем теперь отказать клирикам Александрийского патриархата, которые не хотят мириться с его антиканоническими действиями».
Александрийский патриарх Феодор II Недорогое православие Подлинная причина, по которой Московская Патриархия начала активную прозелитическую деятельность на африканском континенте, очевидна. Это желание показать «кузькину мать» Константинопольскому, Александрийскому патриархату, а также другим Церквам так называемого вселенского православия, которые признали автокефалию Украинской Православной Церкви. Заодно предупредить всех колеблющихся. Создать в Африке экзархат или открыть новый независимый приход вовсе не сложно.
Александрийский патриархат и вообще африканские христианские деноминации имеют рыхлую структуру без жесткой вертикали власти. Религиозное законодательство многих территорий не предполагает жесткую привязку общин к религиозным центрам. Не так важен вопрос и церковной недвижимости. В России, например, чтобы построить храмовое здание необходимы десятки разрешений от властей и централизованных религиозных организаций, а также крупные суммы на строительство капитального здания с проведением всего комплекса коммуникаций.
В Африке достаточно построить вагончик из фанеры, и вот тебе храм. За отопление и канализацию платить не надо. Все общины достаточно бедные и, как показывает опыт, для их поддержания достаточно совсем небольших финансовых пожертвований со стороны потенциальных благотворителей. Это выгодно отличает ситуацию от греческого Афона.
И тут разрыв евхаристического общения используется исключительно в дипломатических целях. А главное, другие поместные Церкви никакой проблемы в этом не видят и спокойно общаются с обеими ссорящимися сторонами. А значит, богословские размышления к практической жизни Церкви отношения не имеют. Потом был провал Всеправославного собора в 2016 году. Его готовили чуть ли не сотню лет, а потом неожиданно отказались ехать под совершенно надуманными предлогами. В учебниках столько писали о важности единства, которое православие стремится показать секулярному миру! В реальности же епископы отказались даже просто собраться все вместе. Даже между собой договорится не смогли, хотя подготовка шла десятилетиями. Одной из причин отказа Грузинской Церкви поехать на собор стал документ о Таинстве Брака.
Православные священнослужители в Боголюбском кафедральном соборе города МичуринскаФото: Мичуринская епархия Почётными гостями Тамбовской земли стали священнослужители из Танзании — архимандрит Захария Мулингва , Мишель-Рубен Мелемокоссо из Центральной Африканской Республики, Ефстафий Рамаросон из Мадагаскара и методист международного отдела Санкт-Петербургской духовной академии Иван Иванов. Совместно с епископом Мичуринским и Моршанским Гермогеном гости посетили храмы Мичуринска и Моршанска, где совершили божественные литургии. Фото: Мичуринская епархия Как сообщили в Мичуринской епархии, представители Патриаршего экзархата Африки прибыли в Мичуринскую епархию для участия в XI Владимирских образовательных чтениях.
Помимо диакона Даниила, в Санкт-Петербурге изучают богословие еще три студента из Нигерии, которые собираются потом вернуться на родину с приобретенном здесь опытом жизни в православной вере. По словам митрополита Леонида, уже прибыли 6 африканских слушателей богословских курсов. На Мадагаскаре намечается первая монашеская женская община. Ее пока единственная монахиня проходит послушание в Московском Рождественско-Богородицком монастыре. Говорит, что полюбила Россию, набирается опыта, и готова устанавливать монашескую жизнь на православном Африканском континенте. Он также делится своими добрыми впечатлениями от посещения Московской духовной академии и считает самым важным для Африки "акцент на образовании". Африка как новая православная молодость Самое большое впечатление на пресс-конференции, подводящей итоги миссионерской работы Русской православной церкви в Африке, на меня произвели темнокожие африканские священнослужители - отец Захария и отец Даниил. Это невероятное ощущение, может быть, самое сильное на Земле, когда человек другого языка, другой культуры, другой страны, другого цвета кожи, вдруг очевидно становится тебе - в чем-то главном - своим. Это "свое" задано им христианством, православием. Теперь уже и русским православием. Они умны. С хорошей лексикой. В них чувствуется духовная выделка в том числе и аскетическая , которой я бы позавидовала. И самое главное, в них чувствуется человеческая высота. Не только культурная, больше чем культурная - собственно человеческая, духовная высота. И эта высота задается им христианством. Всегда любившая Африку и африканцев, я подумала, глядя на этих православных отцов, что наша Русская церковь прирастает в Африке какой-то новой духовной стратой. К нам будто присоединяется новая - подростковая или юношеская - чистота.
«Я та, кто приемлет Истину»: первая в РПЦ монахиня из Африки о своем переезде в Россию
Митрополит Феодосий выразил надежду, что знакомство со святынями Тамбовской епархии станет для иностранных гостей запоминающимся событием, сообщается на страничке семинарии в социальной сети ВКонтакте. Архимандрит Захария Мулингва Фото: Тамбовская духовная семинария ВК В конце беседы с представителями Патриаршего экзархата Африки глава Тамбовской митрополии преподнёс памятные подарки.
Событием, которое показало тщетность надежд на возвращение патриарха Феодора в каноническое русло, стало его сослужение с Епифанием Думенко 13 августа 2021 года на турецком острове Имврос.
Священный Синод РПЦ на заседании в сентябре констатировал , что сослужение патриарха Феодора II с главой раскольнической структуры еще больше углубляет раскол между Русской и Александрийской церквами. И 29 декабря было принято решение о создании Африканского Патриаршего экзархата. По словам представителя РПЦ Владимира Легойды, «Священный Синод Русской Православной Церкви констатировал невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, которые подавали соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского патриархата.
И постановил принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви 102 клирика, согласно поданным прошениям». Эти священники — мужественные люди, претерпевшие от своего священноначалия угрозы и гонения. Так, викарий Александрийской Танзанийской епархии греческий епископ Агафоникос вызвал к себе нескольких священников-африканцев, когда они только намеревались перейти под омофор Московского Патриарха, и угрожал им убийством.
До этого священников лишили денежного довольствия. А после угроз епископ Агафоникос изгнал шесть настоятелей-африканцев из их приходов. Отец Авмросий Чавала В частности, отец Амвросий Чавала 10 декабря был снят с должности настоятеля, его обязали выселиться с семьей из храмовой комнаты.
Больше того, по указанию епископа Агафоника на о. Амвросия было подано заявление в полицию. Со стен храма, в котором служил о.
Но после того, как все наши предложения были отвергнуты, и после того, как Александрийский патриарх показал, что он не собирается менять свою позицию по Украине, то что нам оставалось делать", - сказал митрополит. На данный момент в состав РПЦ приняты 102 священнослужителя из восьми стран Африки. Александрийский патриарх - "второй по чести" после Константинопольского среди предстоятелей поместных Православных церквей мира.
Они проходили у нас краткосрочные курсы по некоторым дисциплинам и предметам: я рукополагаю их, когда они готовы стать священнослужителями. Слава Богу, у нас география сейчас по Москве расширяется, и я хотел бы поблагодарить всех наших священников, которые берут на себя это тяжелое бремя, потому что мы понимаем, что на время богослужения приходится менять язык. В тех храмах, которые приглашают наших священников на практику, Литургия совершается либо на английском, либо на французском.
Плюс церковнославянский, плюс малагасийский, другие африканские языки. Это интересный опыт, может быть, для наших прихожан в Москве он нов, но никакого антагонизма от них мы не слышали. В частности, в нашем храме Всех святых на Кулишках, где мне сейчас сослужат клирики Африканского экзархата, приход с радушием принял наше духовенство. Конечно, это расширяет и рамки кругозора, расширяет возможность соприкоснуться с другой языковой культурой в плане богослужения и песнопений — это очень интересный опыт, и я считаю, что он не несет никакой негативной окраски. Конечно же, надо отдать должное и клирикам нашего экзархата, и нашему Миссионерскому отделу, который возглавляет иерей Георгий Максимов: мы занимаемся плотно переводом богослужения на африканские языки. Полный перевод Литургии Иоанна Златоуста у нас уже имеется практически на всех языках, мы выпускаем молитвословы для обычных прихожан, африканцев, для того чтобы они могли спокойно молиться каждый на своем языке.
Как бы Вы охарактеризовали это событие? Могло бы оно стать моделью для уврачевания углубляющегося раскола на Украине? Не знаю, можно ли назвать это моделью. Я считаю, что очень грамотно и своевременно сработали прежде всего эфиопские власти, очень грамотно и своевременно обратился к своей пастве Патриарх Эфиопский Абуна Матфий. Люди почувствовали опасность деструктивизации, опасность раскола, и наблюдая со стороны за тем, что происходит с теми нациями и странами, где происходят такие расколы, были сделаны правильные выводы. Если Вы говорите о том, можно ли перенести эту модель на Украину, я бы ответил от обратного: что скорее всего эфиопская общественность и государство видели и видят, что происходит сейчас в религиозном плане на Украине, какие аспекты были при сотворении этого раскола, который учинил Патриарх Варфоломей и поддержали другие предстоятели греческих Церквей.
Люди увидели в этом опасность — опасность прежде всего духовного упадка своей нации, опасность духовной деградации. Именно поэтому они смогли сделать правильные выводы, договориться и не допустить начала этого раскола, за что Бога нужно благодарить. Мы очень плотно проработали меморандум, коммюнике по многим вопросам, и сейчас подошли вплотную к вопросам экклезиологического плана, вопросам догматики, и исходя из широкого спектра обсуждаемых вещей, наши позиции с Эфиопской Церковью близки.
Студент из Африки стал православным священником
Приостановка поминовения Патриарха Кирилла будет означать разрыв отношений с РПЦ: экзарх Африки ответил на решения Александрийской Православной Церкви. По словам священника, его программа состоит в том, чтобы поделиться идеями, как можно развивать русское православие в Африке. Митрополит Клинский Леонид 18 декабря совершил первые хиротонии в истории Патриаршего экзархата Африки.
Православная Африка
Каньямбо, первоверховных апостолов Петра и Павла в с. Чилова, Архангела Михаила с. Чияника район Нхотакота, Центральная провинция прошли благотворительные акции.
В Кении 28 наших священников вызывают в суд. С обвинениями разбираемся. Заявление на батюшек написал епископ Александрийской греческой церкви Марк Кисумский. На Мадагаскаре двух наших клириков сегодня арестовали", - написал митрополит Леонид в своем Telegram-канале.
Литургия на приходе святого Владимира. И "наказание" не заставило себя долго ждать: на людей начались настоящие гонения, вплоть до уголовных преследований, как это было в Кении, Танзании и на Мадагаскаре. Клирикам инкриминировали, например, то, что они совершают богослужения с сосудами и другой утварью АПЦ, на что в общинах резонно возражали, что все это принадлежит приходам, поскольку многое было закуплено самими же прихожанами или духовенством на их личные средства. Но эти попытки тщетны. Единственное, что они могут, — снизить темп, но не влияют на результат! Во многих случаях общины, перешедшие в Русскую церковь, были изгнаны из своих храмов, а дети духовенства исключены из школ.
Как поясняют миссионеры, побывавшие в Африке, как правило, получение образования на континенте, даже среднего, — очень дорогое и далеко не всем доступное удовольствие. Зачастую такое обучение ведется в частных религиозных школах, которые спонсируются из Греции. Как, например, в Танзании, где после создания экзархата начались настоящие чистки в учебных заведениях. Были и случаи, когда греки отрезали детей-инвалидов от снабжения необходимыми им лекарствами лишь за то, что их родители перешли в РПЦ… "В Танзании я посещал отдаленное село Сокоин, местную православную смешанную масаи-танзанийскую общину, — рассказывает протоиерей Андрей Новиков. Община покинула АПЦ, и для всего села отключили воду! Но село отказалось идти на компромисс.
И вот мы должны были заниматься бурением новой скважины для снабжения населения чистой питьевой водой". Дополнительно осложняют русскую миссию в Африке и введенные Западом санкции против России. Так, снизилась частота авиаперелетов, возможности для финансирования местных общин. Впрочем, Патриарший экзарх Африки всех трудностей не раскрывает, чтобы, как он говорит, "не лить воду на мельницу тех людей и недоброжелателей, которые в этом задействованы". В любом случае, мы уверенно их обходим — опять же таки в рамках правового поля — и решаем поставленные священноначалием задачи", — добавляет митрополит Леонид. Патриарший экзарх Африки совершил первую в истории литургию на материке во время поездки в Египет — это произошло 25 июня в Каире.
На сегодня в клир Русской церкви принято 192 священнослужителя, но уже в самое ближайшее время их число должно будет превысить 200 человек: рассмотрение ряда дел сейчас завершается. По некоторым данным, это до половины всех клириков АПЦ.
Он также отметил, что экзархат Русской православной церкви открыл более 200 приходов 25 африканских странах и запустил гуманитарные и образовательные проекты, например по переводу книг на местные языки.
Также патриарх Кирилл заявил, что иногда России приходится отстаивать свои принципы в очень непростых условиях: «опасный духовно-нравственный климат» активно и «даже агрессивно» формируется усилиями западных стран. О других заявлениях, сделанных в ходе заседания, читайте в трансляции «Фонтанки». Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online».
Мичуринскую епархию посетили православные священники с африканского континента
У русского православия в Африке всё еще впереди. После того как константинопольский патриарх Варфоломей в своей недавней речи обвинил Русскую православную церковь во «вмешательстве в дела Африки». Исполняющим обязанности Патриаршего экзарха Африки назначили епископа Зарайского Константина. Православие является самой быстрорастущей религией Африки, так как является антиколониальным символом», – заявил Фролов «ПолитНавигатору». Днём позже в интервью РИА Новости митрополит заявил: «Ядро Экзархата будет коваться в Москве.
К РПЦ присоединились священники церквей в Африке вместе с приходами и прихожанами
Россия же до 1917 года была защитницей Православия и под знаменем Веры совершала освобождение народов от иноверческого ига (на обломках Османской империи возникли Греция, Сербия, Болгария и другие страны), заступалась за православный народ. Как сообщили в Мичуринской епархии, представители Патриаршего экзархата Африки прибыли в Мичуринскую епархию для участия в XI Владимирских образовательных чтениях. Африканский экзархат же, напротив, прикладывает все усилия и для решения текущих гуманитарных вопросов, и для выстраивания долгосрочного равноправного сотрудничества с православными церквями в Африке. На своей странице в соцсети «В контакте» кировский священник Андрей Лебедев рассказал о студенте из Африки, который стал православным священником.
Между православными церквями возник конфликт из-за Африки
В сферу пастырской ответственности епархии вошла 31 страна континента. В Южно-Африканскую епархию был включен бывший ставропигиальный приход в ЮАР, эта епархия будет "покрывать" 23 государства. Только после этого решения собрался на заседание и Синод Александрийской церкви, который выразил протест РПЦ и назвал ее действия "небратским ударом". Однако то, что сам патриарх Феодор "небратски" отвернулся от предстоятеля канонической Украинской православной церкви митрополита Онуфрия, которого прежде всегда уверял в своей преданности и поддержке, и предпочел ему псевдоепископа ПЦУ Епифания, Синод АПЦ замечать не стал. Русской же церкви пришлось разорвать отношения с главным инициатором раскола Константинополем, а также с первоиерархами и епископами Александрийской, Элладской и Кипрской церквей, которые "из солидарности" поддержали патриарха Варфоломея в вопросе создания ПЦУ. Не секрет, что епископат всех указанных церквей составляют преимущественно греки. Тем не менее подавляющее большинство поместных православных церквей в мире всего их 15 не признают украинских раскольников.
Греческий "церковный расизм" Впрочем, Александрийская церковь, чьей территорией еще совсем недавно в православии признавалась вся Африка, стала разваливаться отнюдь не только после ухода в раскол ее патриарха. Предпосылки к этому возникли уже давно… "Храмы там зачастую в ужасном состоянии. Например, в Кении церковь представляет собой какие-то металлические листы, сложенные между собой, без окон, внутри насыпной земляной пол — это, простите, больше похоже на какую-то пыточную камеру из страшного фильма, а не на храм. Как было однажды замечено, даже будки своим собакам греки в лучшем состоянии содержат в Греции, чем Александрийский патриархат содержал храмы в Африке", — рассказал ТАСС член Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Андрей Новиков, побывавший в Танзании, Маврикии и на Мадагаскаре. При этом греческими епископами АПЦ все преподносится совсем иначе: сфотографировавшись в одну из редких поездок на континент с местными на фоне каких-то построек, затем эти снимки они используют при сборе пожертвований "на храм" в разных странах — как подтверждение их миссии в Африке. Но эти ухищрения, как говорится, еще полбеды.
Приезжавшие греки свободно ходили по всем этажам, а они, даже когда несли чемоданы за епископом, должны были оставить их на пороге, но внутрь войти не имели права. Для нас, для нашей культуры это немыслимо. Русские миссионеры никогда не подрывали национальную жизнь местных народов, у нас никогда человек другой расы не был чем-то низшим, но в культуре многих европейских стран, к сожалению, это так", — констатирует Новиков. В свое время, отмечает он, многих выпускников духовной семинарии в Кении покоробило, когда Александрийский патриарх в своем напутственном слове пожелал им "проповедовать православие и священный эллинизм". Местные жители просто не поняли, какое отношение они, уроженцы Кении, Танзании или другой страны Африки, имеют к эллинизму и почему они должны его "проповедовать". Однако разгадка проста, и заключается она в греческом этнофилетизме, что признают многие эксперты в церковной сфере.
Этнофилетизм — предпочтение национальных, этнических интересов общецерковным — в XIX веке был осужден как ересь Константинопольским патриархатом, однако в наше время получил особое развитие именно в грекоязычных церквях.
Тем более, что несогласившиеся с Александрийской церковью клирики были выгнаны греками из домов, в которых жили, и из храмов, где служили. Дело доходило даже до того, что им не разрешали брать чистую питьевую воду из скважины, находящейся на территории храма Александрийской церкви. РПЦ пришлось искать им жилье, подключать к источникам чистой питьевой воды, организовывать и открывать школы, брать на себя попечительство над детскими приютами. Поскольку Африка - страна преимущественно сельскохозяйственная, то приходится заботиться, в том числе, и о доставке своей пастве зерна и удобрений, пополнении семенного фонда. Африка канонически не принадлежит Александрийскому патриархату Александрийский патриархат привык считать Африку своей канонической территорией, но "мнение это новое, и никогда Соборами не утверждаемое", поясняет председатель миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки, иерей Георгий Максимов. Титул "всея Африки" стал добавляться к имени Александрийского патриарха только в 1830 году, хотя в реальности в Африке южнее Сахары греческое православное присутствие не было обозначено. Официального признания этого со стороны поместных православных церквей тоже нет. Хотя Русская православная церковь никогда не возражала против несения этой миссии Александрийской церковью и отправляла значительные суммы в поддержку ее миссионерской и гуманитарной деятельности. Эта поддержка была разрушена солидарными с украинскими раскольниками действиями патриарха Феодора II.
То, что произошло на Украине, неожиданно помогло Африке. Без Русской православной церкви Африке пришлось бы очень тяжело И когда часть африканских православных священнослужителей и верующих, поняв, что их совесть не позволяет им находиться в общении с патриархом Феодором II, стали просить, чтобы их взяли в прямое ведение Русской православной церкви, не было причин им отказать, подчеркивает иерей Георгий Максимов. И после решения Священного Синода РПЦ началось время "нашего присутствия" и заботы о христианском православном населении Африки. Почему я решил перейти в РПЦ? И когда патриарх Феодор II, не посоветовавшись ни с кем, не проведя никаких консультаций, присоединился к украинским раскольникам, истинность нашей веры оказалась под вопросом. По его словам, большинство священников, особенно в Танзании, не согласившись с этим решением, решили бороться за истинную веру и отстаивать истинное православие. Пришлось столкнуться с "огромными проблемами", прежде всего связанными с изгнанием из храмов и домов. Постриженный в монахи в 2010 году, архимандрит Захария, вернувшись в Танзанию, и так вел сложную жизнь монаха без монастыря - снимал квартиры, менял жилье. По словам этого упорного и верного православию человека, приход в Африку Русской православной церкви "очень положительно" сказался на ситуации дал возможность не отступить от истины и канонов веры тем, кто этого для себя не допускает и обернулся настоящей человеческой поддержкой не только в вере, но и в жизни.
Православие их привлекает своей религиозной стройностью, человечностью, многообразием и красотой обряда. Экзарх Русской Православной Церкви в Африке митрополит Леонид Горбачёв : «Структура Экзархата будет разворачиваться, потребуются человеческие ресурсы, кадровый вопрос один из приоритетнейших сегодня… Это абсолютно новая мощная структура континентального масштаба… будут возводиться храмы Русской православной церкви в странах Африки. Решается вопрос о выделении земельного участка в Каире для строительства там кафедрального собора» Митрополит Леонид и Африка. Митрополит Леонид и Африка. Крещение Африки происходит именно сейчас, как крещение коренных народов Сибири происходило в 19 веке. Якуты, например, с тех пор - православный народ. Традиционно считалось, что Африка это каноническая территория Александрийской Православной Церкви хотя, большую часть истории это касалось лишь бывших провинций Римской империи на африканском севере. Однако, Александрийская Церковь поддержала раскол на канонической Русской территории - поддержала раскольническую Украинскую церковь, которая вопреки традициям отделилась от РПЦ. Александрийский патриарх отказался признавать 63 легитимность канонической территории, а значит, по мнению русского духовенства, Александрийская церковь и сама стала не очень-то легитимной.
Мы ещё не теряем надежды, что патриарх Феодор откажется от своего решения», — заявил митрополит Иларион. Однако «воздержание» не помогло и ничего не изменило. Спикер УПЦ МП протоиерей Николай Данилевич отмечал : «Это ещё одно подтверждение того, что в тех Поместных Церквях, главы которых без соборного согласия признали Епифания, начинаются внутренние проблемы… Это не спор между греческим и славянским миром, это спор между сторонниками канонической правды Церкви и теми, кто этой правдой пренебрегает… Чернокожие священники из Африки, которых сами же греческие миссионеры научили правильным каноническим принципам, выступают против нарушения канонов, когда сами греки их нарушают». Событием, которое показало тщетность надежд на возвращение патриарха Феодора в каноническое русло, стало его сослужение с Епифанием Думенко 13 августа 2021 года на турецком острове Имврос. Священный Синод РПЦ на заседании в сентябре констатировал , что сослужение патриарха Феодора II с главой раскольнической структуры еще больше углубляет раскол между Русской и Александрийской церквами. И 29 декабря было принято решение о создании Африканского Патриаршего экзархата. По словам представителя РПЦ Владимира Легойды, «Священный Синод Русской Православной Церкви констатировал невозможность дальнейшего отказа клирикам Александрийской Православной Церкви, которые подавали соответствующие прошения, в принятии их под омофор Московского патриархата. И постановил принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви 102 клирика, согласно поданным прошениям». Эти священники — мужественные люди, претерпевшие от своего священноначалия угрозы и гонения. Так, викарий Александрийской Танзанийской епархии греческий епископ Агафоникос вызвал к себе нескольких священников-африканцев, когда они только намеревались перейти под омофор Московского Патриарха, и угрожал им убийством. До этого священников лишили денежного довольствия. А после угроз епископ Агафоникос изгнал шесть настоятелей-африканцев из их приходов. Отец Авмросий Чавала В частности, отец Амвросий Чавала 10 декабря был снят с должности настоятеля, его обязали выселиться с семьей из храмовой комнаты.
Африканский ответ РПЦ: впервые в сан рукоположены местные православные
Русская православная церковь поддержит африканских буров, если они попросят помочь им переехать в Россию, заявил «РИА Новости» патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев). Православие угасает в Африке Особенно ситуация ухудшилась при патриархе Феодоре. 22 сентября Русский Дом в танзанийском Дар-эс-Саламе провел духовно-просветительский фестиваль «Православная Африка». Александрийская Церковь осталась единственной Православной Церковью в Африке, после того как Карфагенскую уничтожили арабы, а Эфиопская Церковь отпала в монофизитство.