Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России. В целях сохранения и развития отрасли народных художественных промыслов в 2017 году Минпромторгом России был запущен отраслевой портал «». Небольшой обзор выставки-ярмарки «Жар-птица. Весна-2024»Регистрируйтесь на нашей площадке и продавайте свои замечательные товары ручной работы!20. Выбрал Никита Аронов "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России Табасаранские ковры Эти ковры упоминаются еще у Геродота, а самый древний сохранившийся. Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах.
Небольшой обзор выставки-ярмарки «Жар-птица. Весна-2024»Регистрируйтесь на нашей площадке и продавайте свои замечательные товары ручной работы!20. День народных художественных промыслов установлен 17 июня 2022 года указом Президента Российской Федерации, который отмечаться в России будет ежегодно в предпоследнее воскресенье июня. Холуйская миниатюра — народный художественной промысел зародившийся в селе Холуй Ивановской области, после революции и запрещения иконописного ремесла. Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год. Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой. Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
😮 Самые известные народные промыслы в России | Интересные факты | Узнай Всё | По официальным данным, на территории области бытует почти треть всех сохранившихся народных художественных промыслов России. |
Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам | Русские народные промыслы — форма народного творчества, знакомство с которой поможет путешественнику понять и оценить по достоинству неповторимость русской традиционной культуры. |
Самые известные народные промыслы в России | Подмосковные изделия народных художественных промыслов рассмотрели на экспертном совете. |
Самые известные народные промыслы в России | Народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. |
Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
Но Тула, прославленная оружейными мастерами, имела географически выгодное положение, находясь в самом центре России, вблизи крупнейших городов — рынков сбыта, получила дополнительные преимущества для производства бытовых изделий, в частности самоваров. А медный самовар водогрей, самогрей , оказался очень удобным и выгодным для выпуска небольшими ремесленными заведениями. Мастерские множились, кустари превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики. Первая из известных по архивным источникам самоварных фабрик в Туле была основана в 1778 году и принадлежала братьям Ивану и Назару Лисицыным. Возникла она на базе частного предприятия их отца, Федора Ивановича Лисицына, бывшего оружейника, мастера по меди. Ко второй половине XIX века Тула являлась крупнейшим производителем самоваров в России, а чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией. Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проник во все слои населения и стал непременным атрибутом каждой русской семьи. В 1890 году в Тульской губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек. По переписи 1912-1913 годов количество самоварных фабрик в одной только Туле равнялось 50, а ежегодный выпуск составлял 660 000 самоваров.
Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Высокое качество Тульских самоваров было оценено не только в России, но и за рубежом. Тульские самовары славились многообразием форм и отделок: в виде бочонков, ваз, в форме яйца, рюмки, украшенные чеканкой и гравировкой, с петлеобразными ручками и причудливой формы кранами. Самовар с круглым туловом называли «шаром», или «персидским» - именно такая форма пользовалась популярностью в странах востока: Персии, Турции.
Мастер рисовал то, что видел вокруг себя. Он брал на себя роль рассказчика, и оттого работы не только красивы, живописны, аутентичны, но еще и повествовательны. Больше информации об этом виде росписи: История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле Жостовская роспись Жостовцы начинали с лакированных изделий папье-маше, а потом, с оглядкой на произведения уральских мастеров, увлеклись росписью металлических подносов. Основные цвета фона — красный или черный. Но помимо сохранения традиций современное жостовское творчество отвечает и запросу покупателей.
Так, на фабрике сегодня делают подносы в пастельных тонах, дружественные нынешнему дизайну интерьера. Цветочные композиции, букеты — вот основные мотивы промысла. Цветы изображаются ярко, жизнерадостно, и очень деликатно. В них есть магия внутреннего свечения, за что и любят эти подносы. Они выглядят убедительно, кажется, неважно, что на них разместить — все будет более значительно и динамично. ПРО жостовскую роспись: История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса Дымковская игрушка Народные ремесла России трудно представить и без яркой дымковской игрушки. Зародилась она в Дымковской слободе, которая позднее стала частью Кирова. Изготавливали игрушки всей семьей: кто-то добывал сырье, кто-то готовил смесь из комкового мела, кому-то поручалось лепить фигурки, кому-то обжигать и, наконец, расписывать. С помощью городецких игрушек воссоздан сюжет гуляний на площади Пик развития промысла пришелся на начало 19 века.
Около 100 тысяч изделий выпускали в год, так они были востребованы. Есть документы, свидетельствующие, что на промысле в то время были задействованы 59 местных семей. Из игрушек можно создать сюжетную композицию, в которой героями будут индюк и барыня, барашек и лошадку. Это искусство, без преувеличения, ушло в народ — даже маленькие дети в саду лепят фигурки в традициях дымковской игрушки. О том, как создается дымковская игрушка, читайте в статье: «Традиции дымковской росписи: основные этапы и цвета. Пошаговое описание росписи дымковской барышни». Матрешка Вспоминая виды востребованных народных промыслов, трудно не поставить в первый ряд матрешку. О ней точно знают все. Так называется раскладная деревянная кукла, внутри которой находятся куколки поменьше.
Это одновременно и сувенир, и развивающая игрушка. Может показаться, что матрешке уже много столетий — ничего подобного, она появилась ближе к концу 19 века. В основе русской матрешки японская кукла Дарума, только в ней были шарообразные фигурки старичка. Считается, что матрешку изобрел Сергей Малютин, работник студии «Детское воспитание». Первая матрешка была раскрашена гуашью. А назвали ее почти случайно: имя Матрена было наиболее распространенным. Когда студия Малютина закрылась, делать матрешки продолжили в Сергиевом Посаде. Ну а огромная популярность к игрушке пришла после Парижской выставки 1900 года.
Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке. Городецкая роспись. Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери. Гусевской хрусталь. Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя. Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов. Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок.
В рамках конгресса в столице Приволжья отпразднуют присвоение городу статуса столицы детского туризма. Кроме того, будет представлена выставка игрушек и детских товаров от российских производителей. В программу будут включены деловой и интерактивный блоки, направленные на популяризацию отрасли и обсуждение проблем и векторов роста: запланированы заседания по вопросам импортозамещения в производстве, отдельно эксперты обсудят развитие мест традиционного бытования народных художественных промыслов. Любопытный факт: в 1970-м году на фабрике «Семёновская роспись» была выточена уникальная 72-х кукольная матрёшка высотой 1 метр. Масштабные мероприятия, посвящённые НХП, нацелены на привлечение не только национального, но и международного внимания к российским народным промыслам, а также предоставление возможности для общения и обмена опытом производителям традиционной игрушки из разных стран. Проведение конгресса в Нижегородской области положительно повлияет на рост туристического потенциала региона. Конгресс традиционной игрушки может стать яркой доминантой программы Года культурного наследия», — отметил заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович. Организации, занятые в сфере народных художественных промыслов, получают от региональных властей значительную поддержку — как при проведении крупных мероприятий, так и в финансовом плане. По словам губернатора Глеба Никитина, во время пандемии коронавируса Нижегородская область первой в стране приняла решение оказать предприятиям НХП дополнительную поддержку — на эти цели направили свыше 300 млн рублей. В этом году, с учетом разработки нового антикризисного плана в условиях санкционного давления, отрасли было выделено ещё 100 млн рублей — на стимулирование изготовления и сбыта продукции организаций, а также на программу поддержки молодых специалистов и наставников. Народные художественные промыслы и современность Региональные предприятия НХП чтут старинные традиции, однако не забывают о новых вызовах и пытаются соответствовать времени. Чтобы оставаться актуальными, организации ориентируются на рынок и подстраиваются под действующие запросы общества — сотрудничают с дизайнерами и создают новые продукты, работают над упаковками и маркетингом, выходят на маркетплейсы. Большую поддержку в этом оказывает Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области, который в сентябре отметил своё 25-летие. Деятельность Фонда помогает сохранять и развивать промыслы области и отстаивать интересы организаций НХП: ежегодно вносятся предложения для улучшения состояния в отрасли и в местах бытования редких исчезающих ремёсел, проводятся конкурсы и другие мероприятия. Также большое внимание в регионе уделяется развитию туризма в местах традиционного бытования народных художественных промыслов. В Нижегородской области создаются новые туристские маршруты по местам бытования народных художественных промыслов, чтобы как можно больше жителей России приобщилось к нашему достоянию», — заявил глава регионального министерства туризма и промыслов Сергей Яковлев. Одним из ярких примеров такой работы является разработка национального маршрута «С умыслом PROпромыслы». В маршрут включили четыре переезда, посещение девяти музейных комплексов, четырех интерактивных программ с дегустацией, а также трех мастер-классов и фабрик народных художественных промыслов. По словам авторов тура, одна из главных задач проекта — изменение качества жизни на территориях, претендующих на включение в этот маршрут.
Весенняя неделя народных мастеров. Вторник-ремесленник
В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей.
В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный сажа и охра, позднее сурик. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой тиской , пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса.
Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня.
Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы.
В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоеnullдинились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. Мазин, Ф.
Краснояров, Т. Беляев, И. Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое.
Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки. С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи, заимствованные, видимо, из лубочных картинок. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сценки из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, навеянные Русско-турецкой войной. Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е годы, когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу 20 века промысел пришел в упадок.
После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок. Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 году из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников. При его непосредственном участии началось расширение ассортимента расписных изделий шкатулки, настенные шкафчики для посуды, детские стульчики, складные ширмы.
В 1937 году Городецкие мастера участвовали в выставке «Народное творчество», проходившей в Третьяковской галерее в Москве, где рядом с донцами 19 века демонстрировались современные изделия В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный Городецкий живописец А. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. В 1960 году артель преобразовалась в фабрику «Городецкая роспись». В настоящее время фабрика выпускает расписные игрушки-качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду. Хотя изменилось функциональное назначение Городецких изделий, в их росписи сохранились традиционные мотивы и образы, длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки. История балалайки Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольными формами деревянного корпуса.
Балалайка стала неотъемлемым музыкальным символом России.
Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придаётся прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом. Абрамцево-Кудринская резьба, Абрамцево Московской области Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в 19 веке.
Её название — Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы. Филимоновская игрушка, д.
Филимоново Одоевского района Тульской области Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки — разнообразные свистульки. Отличительная особенность — удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.
Вятские кружева, Кировская область О вятских кружевах известно с 18 века. Во второй половине 19 века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла.
Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.
Порой керамику чёрного цвета наделяли мистическими свойствами. Не случайно, в народных сказках колдуньи и маги предпочитали трапезничать именно из таких изделий. В Нижегородской губернии местами бытования промысла по изготовлению чёрнолощёной керамики были нынешние Богородский и Большеболдинский районы. В селе Казариново Больше-Болдинского уезда в XVI веке изготавливали чёрнолощёную керамику по своей уникальной технологии. Кто знает, может, и Александр Сергеевич Пушкин болдинской осенью пользовался казариновской утварью в быту?
Матрёшка для Кеннеди. Семеновской игрушке 100 лет Подробнее К середине XX века промысел изготовления чёрнолощёной казариновской керамики был почти полностью утрачен. В 1987 году старинные традиции в своей гончарной мастерской стала восстанавливать семья Щипановых. Сегодня мастера — участники и дипломанты международных и всероссийских выставок. В наши дни магия чёрнолощёной керамики заключается в том, что она прекрасно смотрится и в классических интерьерах, и в жилищах, оформленных в стилях техно и хай-тек. Раскатовские сундуки Наши предки в обычной жизни мало внимания удаляли красоте вещей — главное, чтобы эти вещи были прочные.
А все ярко украшенные предметы быта, как правило, имели праздничное или обрядовое предназначение. И вот в середине XIX века на Русском Севере входят в моду расписные сундуки, которые становятся частью свадебного обряда. Каждая девочка примерно в девять лет получала свой сундук, обитый металлом. Сундук постепенно наполняли приданым и раскрашивали яркими красками и орнаментами. Позже в доме мужа большой свадебный сундук порой служил жене спальным местом. Чуть подогнув ноги, хозяйки, лёжа на своём приданом, отдыхали от домашних дел.
В Макарьевском уезде Нижегородской губернии процветало производство сундуков из металла. Владимир Даль в своём толковом словаре, давая определение слову «сундук», упоминает и макарьевские сундучки, которые покупали торговцы со всей Руси, Закавказья, из Хивы и Бухары. В своё время к Макарьевскому уезду относилось и село Раскаты. Там зародилась собственная традиция украшения свадебных сундуков: расписывали только переднюю стенку сундука.
Характерны были растительные узоры, чаще всего встречалась роза. Золотное шитьё — очень сложный вид рукоделия, потому что большая часть работы выполняется вручную. Познакомиться поближе с традициями новоторжской вышивки можно в музее «Золотного шитья». Во время экскурсии вы подробнее узнаете историю возникновения промысла, увидите более тысячи экспонатов, связанных с изготовлением золотного шитья. А после изучения истории вы сами прикоснетесь к традициям промысла и своими руками создадите эксклюзивный сувенир.
Мастерицы музея наглядно покажут технику золотной вышивки и расскажут некоторые ее секреты. Детали: zolotoshveya. Испокон веков они занимались ковроткачеством. Ковры в далекие времена являлись не только предметом декора, но и сохраняли тепло жилища. По ним легко можно было определить статус семьи, а когда технологии создания ковров стали усложняться, появились узоры разных цветов, то позволить себе такое изделие могли только очень состоятельные люди. Долговечность ковра проверяли следующим образом: сначала пускали по нему табун лошадей, затем на несколько дней оставляли под жарким солнцем, а потом ещё несколько дней держали в воде. Если ковер не терял своих качеств после этих трех испытаний, то считался хорошим. В настоящее время ковры продолжают делать вручную. Плетут их на тех же станках, что и сотни лет назад, правда теперь иногда добавляют искусственные краски.
7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени
Художественные промыслы. | И познакомить детей с названиями народных промыслов с помощью стихотворений. |
Получите, распишитесь: история русских народных промыслов | НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ #RUCRAFTS – это проект Роспатента и Ассоциации «Народные художественные промыслы России». |
Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
Новости и СМИ. Обучение. Русские народные промыслы художественной росписи: гжель, хохлома, городец, жостово — давно стали достоянием нашей страны и повсеместно используются в массовой культуре. И познакомить детей с названиями народных промыслов с помощью стихотворений. Народные художественные ремёсла и промыслы, представляя материальные и духовные ценности народной культуры, являются частью культурного наследия России.
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали
S7 Airlines | VPN Error page | 16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России». |
Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства | Блог ТВИЛ | Дата возникновения этого народного промысла известна точно — 1921 год. |
Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля | Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН». |
История народных промыслов | Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. |
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали | Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. |
Столица народных художественных промыслов
Это могут быть рассказы о влиянии промыслов на экономику и культуру регионов, а также о том, как они адаптируются к современным вызовам, таким как интернет-торговля и экологическая устойчивость. Современные народные промыслы в России представляют собой уникальное и богатое поле для исследования и журналистики. Они являются не только частью культурного наследия, но и источником вдохновения и творчества, который продолжает эволюционировать в современном мире. Кроме того, стоит обратить внимание на социальное влияние современных народных промыслов.
Многие из них предоставляют возможности для занятости и предпринимательства в сельских и отдаленных регионах России, способствуя снижению безработицы и улучшению качества жизни местных сообществ. Важным аспектом продвижения в этой области является исследование вопросов интеграции современных народных промыслов в мировой рынок. Какие возможности и вызовы сопровождают экспорт народных ремесел и какие международные рынки наиболее привлекательны для продукции мастеров?
Эти аспекты могут помочь понять место российских народных промыслов в мировой экономике. Следует также следить за инновациями и современными тенденциями в сфере народных промыслов, такими как использование цифровых технологий для продвижения продукции и расширения аудитории.
В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться. Хохлома На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова Печерского старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель.
В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Хохломская роспись Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности. Хохломская роспись на разделочной доске Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды. Городецкая роспись Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.
Городецкая роспись Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки. Городецкая роспись Вот что говорит В. Воронов о городецкой росписи: Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи. Мезенская роспись Мезенская роспись по дереву палащельская роспись — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами.
А с декабря 1664 г. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом. Мезенская роспись на подносе Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Мезенская роспись на разделочной доске В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг.
Федотов в деревне Палащелье и С. С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Вологодское кружево Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках деревянных палочках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток.
В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики. Вологодское кружево Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен. Вологодское кружево Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику. Елецкое кружево Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках.
Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец. Елецкое кружево Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора растительного и геометрического и тонкого ажурного фона. Елецкое кружево Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские. Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России. Мценское кружево Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный». Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века.
В наше время изделия, изготовленные на местной фабрике, встречаются в столичных магазинах, различных музеях и на выставках, причем не только в России, но и за рубежом. В музее богородской игрушки можно заказать экскурсию или записаться на мастер-класс, чтобы сделать деревянную игрушку своими руками. Жостовская роспись Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. При фабрике существует музей «Жостово», где предлагают всем желающим посмотреть на лучшие работы мастеров, также здесь открыта художественная студия, где туристы смогут самостоятельно разукрасить одну из жестяных заготовок.
Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер. Современные платки делают с помощью специальных печатных машин. Ростовская финифть Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города и села, Ростов - один из них. В 18-м веке зародилось такое ремесло, как финифть.
Это роспись по эмалированному металлу специальными красками. В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями из финифти. Церковная утварь и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков. Благодаря жару печи изделия начинают играть яркими красками. Жостово Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как жостовский поднос. Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др.
Первый поднос был сделан из папье-маше. Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатулки. В середине 19-го века начали производить металлические подносы, изделия из папье-маше отошли на второй план. Самое известное произведение искусства в Жостове - это овальный поднос, расписанный по периметру. Каждая мастерская ставит на своем изделии клеймо, по которому можно определить мастера, изготовившего эту красоту.
Народные промыслы
Русские народные промыслы художественной росписи: гжель, хохлома, городец, жостово — давно стали достоянием нашей страны и повсеместно используются в массовой культуре. Народный промысел. Важнейшие изделия народного творчества, отражающие культуру и традиции. В этой номинации ещё нет ни одного номинанта. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой – Самые лучшие и интересные новости по теме: Народный, Русской, промыслы на развлекательном портале Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны.