Подлодка К-278 "Комсомолец" была единственной построенной подводной лодкой проекта "Плавник". Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля. В 1989 году на боевую службу в Норвежское море ушла атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец».
Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
Памяти погибших подводников | 7 апреля 1989 года при выполнении задач военной службы затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». |
Неразгаданные тайны «Комсомольца» | В 1998 году следствие по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в связи с «неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем. |
Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989 — Teletype | "Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец". |
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения
МОСКВА, 7 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". Филиппов Р.К. (1968 - 1989). См. так же: Указ о награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки "Комсомолец". Экспедиция к затонувшей в Норвежском море советской атомной подводной лодке (АПЛ) К-278 «Комсомолец» обнаружила локальную утечку радиации. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. Спустя четыре года после гибели в море капитана 1 ранга Ванина вдова командира атомной подводной лодки "Комсомолец" узнала, что тело мужа подняли вместе со спасательной камерой, которая затонула рядом с атомариной. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы.
Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец»
Что стало причиной возгорания в кормовом отсеке корабля, эксперты спорят уж 30 лет. Но эта тайна сокрыта 1,5-километровой толщей Норвежского моря. Игорь Калинин, инженер-гидроакустик АПЛ К-278: «Первые потери не зафиксированы, но мы предполагали, что матрос, который находился в кормовом отсеке, очень быстро погиб, второй мичман Колотилин, который находился в 6-м отсеке тоже погиб, потому что они моментально перестали выходить на связь». После начала аварийного всплытия экипаж отчаянно боролся за живучесть корабля.
Не за свои жизни. А жизнями расплачиваясь за каждый метр движения вверх. Лодка вышла на поверхность, уже после того как автоматика заглушила ядерный двигатель и пришлось продувать балласт.
Но вышла совсем ненадолго. Едва уцелевшие вынесли раненых на палубу, корабль начал заваливаться на корму и снова тонуть. Люди оказались в ледяной воде.
Многие были даже без спасательных жилетов. Из трех аварийных плотов развернуть успели всего один. Игорь Калинин, инженер-гидроакустик АПЛ К-278: «Когда лодка тонула, мы подумали, что будет воронка, и многие рванули не к плотику, а от корабля.
Воронки не было.
Память о моряке живаФото: студия блогеров «Репост» Андрей Михалёв родился в рабочем посёлке Дмитриевка Никифоровского района 10 января 1970 года. Получил специальность тракториста-машиниста в Мичуринском профессионально-техническом училище. Работал трактористом на сахарном заводе «Никифоровский». Срочную службу проходил в военно-морском флоте матросом атомной подводной лодки «Комсомолец». В своих письмах родственникам и друзьям Андрей восторженно писал о море и о своей службе. В составе команды подводной лодки К-278 Андрей Михалёв ушёл в свой последний, ставший трагическим, поход 7 апреля 1989 года.
Лодка потеряла продольную остойчивость и затонула. Или пропустила? Все указывало на конструктивные недостатки. А также на человеческий фактор.
Очень много было наложений двух этих составляющих. Например, на уникальную лодку, каковой являлся «Комсомолец», с количеством членов экипажа менее 70 человек поставили стандартную кислородную установку К-4 четыре кубометра кислорода в час. Хотя достаточно было разработать и установку на два кубометра — это небольшие деньги. Как результат, К-4 работала на пониженных параметрах.
А в случае неисправности дозатора в открытом положении способна была закислородить отсек очень быстро. Это о конструктивных недостатках. А пресловутый человеческий фактор проявился в неумелых действиях экипажа в борьбе за живучесть. Выразилось это, прежде всего, в том, что баллоны воздуха высокого давления ВВД над горящим отсеком не надо бы ставить за борт.
Это привело к тому, что воздух продолжал поступать в отсек и при закрытом клапане ВВД — там от высокой температуры выгорела паронитовая прокладка, герметизирующая клапан в закрытом положении. Выводы комиссии можно найти в книге главного конструктора проекта Романова — там изложена официальная версия. Но в выводах конструктивным недостаткам места почти не нашлось. Главный упор автором сделан на слабую подготовленность экипажа.
С чем можно согласиться, но лишь отчасти. Некоторые конструктивные недостатки я привел, и они определяющие. Традиционно его подготовка считает хуже, чем у первого. Видимо, это тоже сказалось.
Мне ваши коллеги-офицеры рассказывали как-то, что проблема со спасательными плотами возникла именно из-за профессиональной неподготовленности участников похода к возможному ЧП. Кроме того, большая часть людей погибла от переохлаждения в воде, поскольку в море они падали в том, в чем были. Но когда валишься за борт, ты хоть подготовься к этому! Надень спасательный гидрокомбинезон подводника СГП.
В нем руки расставил — и плавай на волне сколько хочешь. Половину экипажа мы от переохлаждения потеряли. Он ведь возглавлял комиссию по её приемке в 1983-м. Очень переживал из-за этого.
Что скажете по этому поводу? Из Чернова, похоже, хотели сделать «стрелочника»? Только не среди конструкторов. Чернов не первый и не последний в этом отношении из моряков.
Первая помощь — отечественная рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлыстов», подоспела к месту только через сорок минут. Но и у них ведь случались происшествия на морях-океанах.
Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую». В августе — октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль». Пожар на глубине В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин.
Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела. Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может. Основной версией считается возгорание электрооборудования. Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата. Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин. К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие.
На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности. Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность. Борьба за живучесть Положение на «Комсомольце» было очень тяжёлым — 6-й и 7-й отсек охвачены огнём, 2-й, 3-й и 5-й задымлены. В экипаже много обожжённых и отравившихся. Сработала аварийная защита, автоматически заблокировавшая атомный реактор лодки, «Комсомолец» перешёл на использование аккумуляторов. Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19.
К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами. Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. К тому же первые сообщения от капитана Ванина были достаточно спокойными — корабль всплыл, экипаж ведёт борьбу за живучесть.
На Северном флоте проходят памятные мероприятия, посвященные гибели АПЛ «Комсомолец»
Конечно, он представлял некоторую угрозу противнику, но только в начальной фазе войны. Давайте рассмотрим в качестве примера нашу Средиземноморскую эскадру. В нее входили корабли Черноморского, Балтийского и Северного флотов. Корабли осуществляли переход в район несения боевой службы через проливы Гибралтарский, Босфор и Дарданеллы. Через них же эскадра снабжалась, ибо никаких военно-морских сил в Средиземном море наш флот не имел. Морская авиация базировалась на аэродромах СНГ и, по замыслу московских адмиралов, должна была прибыть в заданный район с началом боевых действий. А что противопоставлял нам вероятный противник? События разворачивались на бассейне, который является практически внутренним морем НАТО.
Очевидно, что логически оправданное присутствие советского ВМФ в океанской зоне никак не обеспечивалось флотом в надлежащих пропорциях. Условия, в которые были поставлены наши моряки, настолько не равны, что, начнись военные действия, им оставалось бы только повторить подвиг легендарного «Варяга». Развернув корабельный состав по всему Мировому океану без должного обеспечения, военно-политическое руководство обрекло его на роль смертника, чего не было и нет ни на одном флоте капиталистических стран. Заложником такой ситуации и стал экипаж «Комсомольца». Несмотря на то, что катастрофа произошла в сравнительной близости от основной зоны базирования Северного флота, спасти лодку оказалось некому. Поиск варианта действий оперативной службой флота, интенсивные переговоры берега с экипажем, лихорадочное выявление обстановки на промысловых и транспортных флотах, находившихся близ района катастрофы, ничего не дали. Такова расплата за некомпетентность и легкомыслие политиков.
Всего через четыре года после гибели «Комсомольца» конструкторское бюро им. Бериева выпустило летающую лодку Бе-42, способную осуществить посадку на воду при волнении в 4 — 5 баллов. Окажись такой самолет-спасатель на месте катастрофы, число жертв сократилось бы до четырех человек, находившихся в эпицентре пожара. Неужели для создания необходимых спасательных средств каждый раз нужны трагические жертвы? Сейчас, когда в руководстве флота появился ряд должностных лиц, заинтересованных в результатах расследования, необходимо еще раз вернуться к анализу катастрофы. Без этого вряд ли возможно вывести наш флот из стагнации, в которой он пребывает, и превратить в современный род военных сил, способный служить обороне страны. Специалисты насчитывают не менее десятка катастроф и аварий, в ходе которых подводные лодки удалось спасти.
Характерно, что большинство катастроф начиналось с пожаров. Гибель С-80 и К-147 относится к традиционной, как говорят специалисты, «жертвенности», когда было потеряно управление ПЛ. Причем К-147 скорее всего столкнулась с американской субмариной, которая выслеживала ее в Тихом океане. Фото А. Джуса, Н.
Случайность, последствия некомпетентности экипажа или вызванная влиянием внешних факторов ситуация. О той аварии сегодня известно много, но, о её завязке практически ничего. Памятники и памятные стенды в память о ней установлены по всей России: памятник в Северодвинске, на музее-подводной лодке Б-396 «Новосибирский комсомолец» есть экспозиция посвящённая подвигу моряков с АПЛ К-278. Помнят об этом и в городе Обнинске.
Эта трагедия упомянута во многих книгах, в том числе и «жёлтая подводная лодка комсомолец Мордовии». История В 1966 году, по заказу Министерства обороны СССР, многочисленные КБ союза начали работать над различными технологиями, связанными с титаном и глубоководными погружениями. Это были как технологии сварки титана, так и расчёт подводного корабля который мог работать на глубинах до 1000 метров. Почему именно титан? Этот металл обладает очень высокой прочностью, и способен противостоять давлению воды даже на значительной глубине. Основные работы над атомным подводным крейсером по теме «Плавник» проводились в ЦКБ-18. Под темой «Плавник» скрывались проектирование и разработка материалов глубоководного атомного крейсера-охотника. В дальнейшем при оформлении темы использовался порядковый номер проекта — 685. Помыслы военных были понятны, им требовалась лодка-невидимка.
На глубине 800-1000 метров она практически неуязвима и невидима. Имевшиеся в то время средства обнаружения не работали так глубоко. Этому мешала плотность воды, давление и термоклин, сбивающий работу акустики. Проектирование крейсера шло довольно долго. Его заложили лишь 22 апреля 1978 года. В январе 1984 корабль зачислен в состав КСФ. Много субмарин КСФ носили посвящённые комсомолу имена. Города зачастую брали шефство над кораблями флота, так ДПЛ пр. В период с 1984 по 1987 год корабль числился экспериментальным, на нем нарабатывали опыт глубокого погружения, проводили учебные торпедные стрельбы с больших глубин.
Летом 1984 года крейсер под командованием Ю. Зеленского достиг рекордной глубины для боевого корабля — 1027 метров. Имя собственное «Комсомолец» — подводная лодка получила в октябре 1988 года. Но уже 7 апреля 1989 АПКр не вернулся из третьего боевого выхода. Это наложило свой отпечаток, как на конструкцию, так и на материалы.
Все было, конечно, не так, все-таки Черкашин — писатель и его рассказам была нужна драма. Для погружения, которое длилось более 7 часов, был разработан специальный план. На каждой ступени, то есть примерно каждые 100 метров, проверялась работа оборудования и его показатели. На корпус давило 1,5 миллиона тонн воды: на каждый квадратный сантиметр — 100 килограмм. Борты прогибались, но аппаратура показала, что подлодка выдерживала глубину лучше, чем планировалось по предварительным расчетам. Причем разные приборы показывали немного разные значения глубины. По решению адмирала Чернова мы погружались до тех пор, пока прибор с самыми малыми значениями не покажет глубину более 1000 метров. Когда отметка была достигнута, все были очень рады и бросились обниматься. Про это погружение и его достижения не писали в газетах — вся информация была строго секретной. Даже среди подводников нельзя было обсуждать «Комсомольца». Но не думаю, что экипаж не был награжден из-за секретности. Нас дважды представляли к награде. Черкашин считает, что все потому, что во время погружения на борту не было ни одного начальника политуправления. Мне кажется, награждений не было потому, что опытная программа «Комсомольца» не заканчивалась на нашем погружении. А когда подлодка наконец прошла испытания, случилась трагедия в Норвежском море. Последнее погружение В 1989 году «Комсомолец» совершал уже третью автономную боевую службу под руководством капитана 1-го ранга Евгения Ванина. Поход длился больше месяца и подлодка уже возвращалась в порт. Судно двигалось на глубине 380 метров по Норвежскому морю, когда 7 апреля в 11:03 в 7 отсеке вдруг вспыхнул мощный пожар.
Основной версией считается возгорание электрооборудования. Была предпринята попытка использовать объёмную химическую систему пожаротушения, но это не дало результата. На фото: репродукция рисунка «Норвежское море. Вскоре во внутренний корпус К-278 стала поступать вода, после чего субмарина затонула на глубину около 1800 м.
В годовщину гибели АПЛ "Комсомолец" открылся неожиданный поворот в расследовании катастрофы
Уголовное дело № 2697-89 о катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец» приостановить. Следствие по делу о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в 1998 году в связи с «не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма. Гибель атомной подлодки «Комсомолец»: Пока подводники ждали помощи, пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». И ещё, что заставляет задуматься – после гибели «Комсомольца» было принято решение прекратить проектирование и строительство титановых подводных лодок. Как погибла подлодка «Комсомолец». Атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море 35 лет назад. 7 апреля 1989 года — дата гибели атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») провозглашена в Российской Федерации, как «День памяти погибших подводников».
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец"
В 17 часов 08 минут — официальное время гибели подводной лодки «Комсомолец» — корабли и суда Северного флота приспустили Андреевские флаги. Военные моряки почтили память погибших товарищей минутой молчания под сигналы корабельных тифонов. Атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду 9 мая 1983 г.
Все ребята прошли тщательное медикаментозное, психотерапевтическое, рефлексотерапевтическое лечение. Лишь у одного из пострадавших был обнаружен лёгкий ожог. Военные медики и моряки, побывавшие в разных переделках и нештатных ситуациях, были потрясены стойкостью команды. Экипаж «Комсомольца» в госпитале Причины аварии до сих пор достоверно не установлены. Наиболее вероятной причиной возникновения пожара в 7-м отсеке считается самовозгорание заспиртованного хлеба или промасленной ветоши из-за повышенного содержания кислорода в атмосфере отсека.
Согласно свидетельским показаниям, накануне прибор газового анализа воздуха, которым измерялся кислород, был сдан НХС для ремонта. В отсеке содержание кислорода не контролировалось по причине неисправности автоматического датчика кислорода со времени испытаний и отсутствия переносного прибора контроля газового состава воздуха по кислороду, сданного на ремонт. Наиболее вероятная причина быстрого затопления подводной лодки считается поступление больших масс воды через бортовые клапана вентиляции кормового кольца, оставленных в промежуточном состоянии. После потери части запаса плавучести, вызванной стравливанием воздуха из кормовых балластных цистерн, осадка ПЛ уменьшилась, действующая ватерлиния достигла приоткрытых вторых запоров бортовых клапанов вентиляции. Поскольку в тот момент в задымленном отсеке никого не было, своевременно затопление отсека обнаружить и предотвратить не удалось, что и привело к катастрофическим последствиям.
Корабль на глазах тонул и морякам пришлось броситься в ледяную пучину. Некоторым повезло больше и они успели забраться на спасательный плот, который наконец отсоединился, но уплыл в сторону от накатывающихся волн. Тем, кто оставался в студеной воде, оставалось только держаться на плаву и надеяться на помощь.
Всплытие Вручную отсоединить камеру не получалось, хотя мы старались. Решили сделать это сжатым воздухом, в камере были клапаны. Пока их искали, раздался взрыв. Вода попала на аккумуляторные батареи, началось выделение водорода — он и взорвался. Это нас спасло. Взрыв оторвал от лодки нашу камеру, она наполнилась каким-то жидким густым туманом. До сих пор никто не может понять, что это было, хотя я рассказывал об этом тумане во многих институтах. ИДА — индивидуальные дыхательные аппараты.
Спустя годы, анализируя этот момент, я понял: голос не мог принадлежать никому из нас пятерых. Я помню его до сих пор. Кто знает, возможно, это был голос Бога. Потом к командиру, он тоже не надел ИДА и умирал. И в это время прозвучал громкий хлопок. Наша камера всплыла на поверхность за несколько минут, стрелка глубиномера показала 0. Внутреннее давление сорвало люк, и моего товарища Черникова выбросило на высоту примерно 30 метров. Ударившись сверху о воду, он умер сразу от разрыва легких.
Меня тоже подбросило вверх, но я сумел ухватиться за горловину люка и удержаться. Камера начала тонуть, и я попросту спрыгнул в воду. Она была ледяной. Плюс 2 градуса. Волны — полтора-два метра. До ближайшей земли более 700 километров. Было жутко. Пришла в голову мысль, что после такой передряги я не могу так просто сдаться и умереть.
И я поплыл. В ледяной воде люди умирают через 15-20 минут. Я продержался 40… Мимо прошло судно, но в волнах меня не заметили. Но кто-то углядел оранжевый мешок погибшего Черникова, и тогда спасатели увидели меня. И направили к небольшому надувному плоту, за который держались мои товарищи. Их было около 60 человек. Подходили суда. Но спасти удалось не всех.
Люди умирали, даже когда их переносили на палубу. Переохлаждение, потеря сил… Нас отогрели, покормили. Я плохо это помню. Только почувствовал облегчение, когда натерли коньяком ноги, которых не чувствовал. Меня часто спрашивали, было ли страшно. Ну, может, несколько секунд. Когда висел на поручне, сверху лилась вода и понимал, что это — всё. Еще мелькнуло в голове: досадно, что молодая жена выйдет замуж после моей смерти.
А потом события настолько быстро менялись, что не до страха. Надо было действовать. Я не захотел. Был выбор — уехать в Москву, Питер, Одессу, Крым. Мы с женой выбрали Киев — спокойный город и от родной Винницкой области недалеко. Получили квартиру, через год у нас родилась двойня — мальчишки. Шанс для пятерых Я находился в эти секунды на своем боевом посту, который был герметично закрыт. Почувствовал, как нос лодки поднимается, поспешил к выходу.
Возле трапа столкнулся с командиром, услышал крик дежурного офицера — втроем рванулись по трапу, но тут лодка встала под углом 85 градусов и резко пошла на дно. Я успел ухватиться за трап, меня окатило холодной водой — оказалось, люк не закрыт.
К-278 всплыла и начала передавать сигнал об аварии, однако он был принят в штабе Северного флота с запозданием. К месту катастрофы были высланы самолеты Ил-38 и направлены находящиеся поблизости суда. При всплытии и выравнивании крена был израсходован воздух высокого давления и потерян запас плавучести. В прочный внутренний корпус лодки стала поступать вода - по одной из версий, через прогоревшие прокладки цистерн главного балласта, по другой - через открытые системы вентиляции. Через шесть часов лодка получила большой дифферент на корму и затонула на глубине около 1800 м.
Неразгаданные тайны «Комсомольца»
Уголовное дело № 2697-89 о катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец» приостановить. К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник». МОСКВА, 7 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков.
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время
наш земляк, жил буквально рядом, на доме сейчас мемориальная табличка. 31-я годовщина гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Гибель атомной подлодки «Комсомолец»: Пока подводники ждали помощи, пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг».
К-278 "Комсомольц" рекорд погружения
Был «взят морем» — место его последнего упокоения воды мирового океана. Трагедия случилась при выполнении задач боевой службы, когда на глубине 386 метров в нейтральных водах возле острова Медвежий в двух смежных отсеках начался пожар, который разрушил системы цистерн балласта, в результате чего лодка была затоплена водой. Причина возгорания до сих пор точно неизвестна, хотя наиболее вероятной версией считается воспламенение электрического оборудования. Шесть часов экипаж боролся за спасение корабля, однако после взрывов в отсеках лодка ушла на дно. Спасение прибыло к «Комсомольцу» только через несколько часов после начала аварии, подошедшая плавбаза Северного флота «Алексей Хлобыстов» приступила к спасению людей после 18 часов вечера. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 живых и 16 погибших моряков. На борту умерли еще трое из тридцати спасенных.
Как потом оказалось, Ванин помог спастись из тонущего атомохода мичману Слюсаренко. Наверное, ушли вскоре со службы, тяжело ведь, пережив такое!.. Ходил в дальние походы, правда — на надводных кораблях. Вырастил смену — сын Григорий стал кадровым флотским офицером, служит в Калининграде. Одним из тех, кто после гибели «Комсомольца» в составе госкомиссии разбирался в обстоятельствах трагедии, был капитан 2 ранга Александр Покровский, ныне известный писатель-маринист. Но не был её членом. И акт подписывал не я. Задача же была одна: выяснить причины пожара в кормовом отсеке лодки. Мы выяснили: неисправный дозатор кислорода.
Важно всё. Так вот о дозиметре. Из-за его неисправности, кислород поступал в кормовой отсек в неконтролируемых количествах. Это показали расчеты. Расчеты были грубые, поскольку конкретное время выхода дозатора из строя установить не удалось. При такой концентрации возможно самовозгорание ветоши, одежды, паров масла и т. Вот и возгорелось… Выгорело два кормовых отсека. Лодка потеряла продольную остойчивость и затонула. Или пропустила?
Все указывало на конструктивные недостатки. А также на человеческий фактор. Очень много было наложений двух этих составляющих. Например, на уникальную лодку, каковой являлся «Комсомолец», с количеством членов экипажа менее 70 человек поставили стандартную кислородную установку К-4 четыре кубометра кислорода в час. Хотя достаточно было разработать и установку на два кубометра — это небольшие деньги. Как результат, К-4 работала на пониженных параметрах. А в случае неисправности дозатора в открытом положении способна была закислородить отсек очень быстро. Это о конструктивных недостатках. А пресловутый человеческий фактор проявился в неумелых действиях экипажа в борьбе за живучесть.
Выразилось это, прежде всего, в том, что баллоны воздуха высокого давления ВВД над горящим отсеком не надо бы ставить за борт. Это привело к тому, что воздух продолжал поступать в отсек и при закрытом клапане ВВД — там от высокой температуры выгорела паронитовая прокладка, герметизирующая клапан в закрытом положении. Выводы комиссии можно найти в книге главного конструктора проекта Романова — там изложена официальная версия. Но в выводах конструктивным недостаткам места почти не нашлось. Главный упор автором сделан на слабую подготовленность экипажа. С чем можно согласиться, но лишь отчасти. Некоторые конструктивные недостатки я привел, и они определяющие.
Корпус играет роль саркофага, как в Чернобыле. А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — заявил « Московскому комсомольцу » редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков. Отметился и бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов , руководивший операцией по спасению АПЛ К-141 «Курск», утонувшей 12 августа 2000 года со 118 членами экипажа в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров. По его мнению, «океан сам по себе хорошая защита» и «не надо ничего там бередить, ворошить, чтобы не возникло никаких осложнений». Справедливости ради нельзя не отметить, что Попов, сегодня заседающий в Мурманской областной думе, в свое время умолчал об остававшихся в живых после взрыва торпеды 65-76А «Кит» в девятом отсеке К-141 «Курск» 23 подводниках. В отличие от военных комментаторов, российские ученые оказались сдержаннее. Уровень там, как я видел [из сообщений СМИ] — 800 беккерелей. Обычно в морской воде 2-4 беккереля. Это не в пищу уж точно. По его словам, последняя экспедиция к К-278 «Комсомолец» была исключительно норвежской, а с российской стороны в ней принимал участие всего один эксперт, который наблюдал за методами работы скандинавских коллег. Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории по изучению климата, землепользования и биоразнообразия Тюменского государственного университета ТюмГУ Александр Хаустов в беседе с «Интерфаксом» напомнил об отложенном эффекте накопления малых доз радиации. То есть мы не знаем, какие последствия — они могут проявиться через 15-20 лет. Как сейчас в Чернобыле рождаются телята с двумя головами — вот это все отдаленные последствия», — отметил ученый. Цветочки и ягодки В перспективе ядерный реактор и торпеды К-278 «Комсомолец» обещают доставить немало хлопот. Визуальное исследование затонувшей субмарины продемонстрировало серьезные повреждения передней части корпуса — там располагаются ядерные торпеды. Возможными решениями проблемы могли бы стать подъем подлодки или надежная изоляция источников радиации от внешней среды. Руководитель международной общественной организации Bellona Foundation норвежский эколог Фредерик Хауге напомнил The Barents Observer, что еще в 1990-х годах фонд Komsomolets Foundation, организованный петербургским центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» разработчик российских АПЛ и нидерландскими компаниями Mammoet и Smit International при их участии поднимался К-141 «Курск» , счел трудновыполнимым подъем К-278 «Комсомолец».
А норвежцы, получается, проникли внутрь и теперь еще удивляются, что уровень радиации вырос тысячекратно», — сказал он «Московскому комсомольцу». И вообще, как отметил эксперт, затонувших субмарин с гораздо более опасными реакторами полно у США. Но на них никто внимания не обращает. У нее был разрушен реактор, но никто тогда об этом даже не говорил. Еще один пример — затонувшая в 1968 году американская субмарина USS Scorpion. Она погибла в результате взрыва. Примечательно, что на ее борту были торпеды с ядерными боеголовками. И теперь она лежит себе тихо в Атлантике на глубине трех километров, и никто ее не трогает», — привел примеры эксперт.
20 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Комсомолец»
Гибель подводной лодки «Месть» Поздней осенью 1956 года подводные лодки, базировавшиеся в Палдиски, готовились к переходу в Балтийск и Лиепаю. 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник». В основу этой памятной даты легла гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», произошедшая 35 лет назад в Норвежском море. Больше 30 лет назад в Норвежском море затонула атомная подлодка «Комсомолец» — гордость советского флота.