Советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» вошла в историю военного флота особой строкой. В 1989 году на боевую службу в Норвежское море ушла атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец». О последних минутах "Комсомольца" — в материале РИА вый рекордсменПодлодку К-278 проекта 685 "Плавник" спустили на воду в 1983-м. АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ" 30 лет спустя: члены экипажа подводной лодки рассказали подробности трагедии в Норвежском море. Статья автора «Секретные Материалы 20 века Газета» в Дзене: В свой последний поход атомная подводная лодка (АПЛ) К-278 «Комсомолец» вышла 28 февраля 1989 года с экипажем капитана первого ранга.
Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке
Меняется, конечно, но в основном все знакомо", – признался бывший командир группы дистанционного управления ядерной установкой атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец" Игорь Орлов. Подлодка К-278 "Комсомолец" была единственной построенной подводной лодкой проекта "Плавник". О последних минутах "Комсомольца" — в материале Николая Протопопова для РИА Новости. О последних минутах "Комсомольца" — в материале РИА вый рекордсменПодлодку К-278 проекта 685 "Плавник" спустили на воду в 1983-м.
НАШ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
- День памяти погибших подводников
- 11 комментариев к “Гибель «Комсомольца».”
- Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец»
- Что еще почитать
- Конструкция АПЛ
- Выставка "Памяти АПЛ К-278 "Комсомолец"
Памяти погибших подводников
Кроме того, по докладу командира, ситуация на борту подводной лодки особой тревоги не вызывала. На подготовку такой машины к аварийно-спасательному вылету отводится 1 час 20 минут. Но экипаж сумел уложиться в 49 минут. И это притом, что нужно было снять вооружение, а на его месте установить сбрасываемые аварийно-спасательные контейнеры. С ПЛ доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не даёт огню разрастись.
Просьб никаких нет. В ответ Петроградский сообщил, что имеет задачу навести на лодку корабль и уже начал работать. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе шестого и седьмого отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды.
Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Командир самолёта передал на берег метеосводку: видимость: 5-6 километров, нижняя кромка облаков — 400 метров, волна — 3 балла, зыбь. Временами заряды снега, тогда видимость снижается до полутора километров. На лодке в это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, тем временем началось поступление воды внутрь прочного корпуса 7 отсека, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов.
На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления. Другие экипажи возглавили майоры Владимир Вотинцев и Анатолий Малышев. Они расположились в небе между Медвежьим и Мурманском, ретранслируя переговоры командира подлодки и штаба флота. Экипаж майора Петроградского начал сложную работу.
Он не только помогал организовывать связь, но и летал по акватории, наводя надводные суда в район аварии. Их капитаны рассчитали примерное время прибытия — 18 часов. Её командир постоянно держит связь через самолеты с берегом. Поступила лишь одна просьба — буксиру подойти к ним.
Это могло означать лишь одно: подводный корабль потерял ход. Видимо, опасаясь последствий пожара на нем, заглушили реактор. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество. С этого момента события стали развиваться стремительно.
Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них.
В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жилетов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил. Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался внутри прочного корпуса лодки. Командир электротехнического дивизиона до последнего обеспечивал работу дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Выбраться из тонущей лодки он не успел… Выживший в бездне К-278 была оборудована всплывающей спасательной камерой, которая позволяет спастись из глубин всему экипажу лодки.
Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спастись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Краснобаев, поднимавшиеся по трапу в момент затопления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко втащили в камеру последним. Юдин и Черников отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом.
Камера, затянутая дымом, вместе с лодкой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора километров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки. Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппараты! Подводники погибли из-за угарного газа, чьё действие многократно усиливается вместе с возрастанием давления. Камера отделилась от лодки практически на дне, когда под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца». Спасательную капсулу выбросило на поверхность, как пробку из-под шампанского.
Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слюсаренко. Но первый погиб, ударившись головой, и только Слюсаренко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули волны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно. Мичмана Слюсаренко спустя некоторое время подобрали спасатели. Виктор Фёдорович Слюсаренко — единственный человек в мире, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакилометровой глубине.
Затем была названа цифра превышения фона в 800 тысяч раз, и хотя норвежцы всех успокоили, сказав, что такой фон зафиксирован лишь в непосредственной близости от подлодки и он ничем не угрожает ни морским обитателям, ни людям, ясно, что нахождение на дне ядерного реактора рано или поздно может закончиться экологической катастрофой. Усугубляет ситуацию ещё и то обстоятельство, что на АПЛ «Комсомолец», катастрофа на которой унесла жизни десятков людей, имеются две торпеды с ядерной боевой частью, которые также подвержены коррозии. Так что с затонувшей лодкой однозначно надо что-то делать в обозримом будущем. ВСК удалось поднять над дном на 200 метров, но нагрузка на трос оказалась такой сильной, что он не выдержал и лопнул.
Так что ВСК до сих пор находится на дне Норвежского моря и неизвестно, когда будет поднята и будет ли поднята вообще. Судя по всему, разрушения лодки было таким масштабным, что уцелевшие члены экипажа просто не смогли добраться до ВСК. Хотя лодка затонула на относительно небольшой глубине и всплыть в спасательной камере можно было без особых проблем. Эта катастрофа похожа на гибель АПЛ «Комсомолец», однако ее причина была во взрыве на боевом судне. Из последних примеров использования всплывающих спасательных камер можно отметить проведенные в ноябре 2014 года испытания данного спасательного средства. Атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта «Ясень» провела испытания ВСК, погрузившись на глубину 40 метров и отстыковав камеру с пятью членами экипажа и балластом, имитирующим вес экипажа подлодки. Камера без проблем всплыла на поверхность за десять секунд, а моряки сравнили всплытие с обыкновенным лифтом. Такой технология очень помогла бы экипаж АПЛ «Комсомолец», трагедия на которой потрясла сердца множества людей.
Один плот унесло волнами.
На оставшийся плот, еле державшийся на волнах, в первую очередь поместили раненых и не умеющих плавать. В 17:08 минут лодка ушла под воду, унося в бездну погибших в отсеках и 5 членов экипажа, включая командира корабля, находившихся в специальной всплывающей спасательной камере. На глубине 400 метров камера отделилась, на мгновение показалась на поверхности и ушла на дно. Более часа находились моряки в ледяной воде, пока к ним на помощь не подоспела плавбаза «Алексей Хлобыстов» и другие суда. За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга все 69 членов экипажа 42 посмертно награждены орденами «Боевого Красного Знамени».
Памяти погибших подводников
Остальные люди скончались от переохлаждения, - уточняет Третьяков. Это фото выживших членов экипажа на спасательном плоту было опубликовано в «КП» 14 апреля 1989 г. На подлодке было два плота. Предполагалось, что экипаж судна будет эвакуироваться на них. Дифферент начал расти. Корабль кормой, где винт и рули, начал оседать в воду, соответственно, нос стал подниматься. Саму команду о покидании корабля я не слышал, потому что находился во втором отсеке. Все ринулись к вертикальному трапу, поднимались на плечах и ягодицах друг друга. Всем сказали выйти на палубу.
На палубу можно было выйти через дверь надстройки. Там уже плескалась вода. Пришлось туда прыгнуть, нас накрыла волна. Когда вынырнули, увидели нос корабля, воду, барахтающихся в ней людей. Все пошло не по плану. Один плот унесло течением, второй оказался перевернутым. Плот оказался днищем вверх, - делится офицер. Людей вынимали из воды и забрасывали на него.
Лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров 4 августа 1985 [1]. Затонула в Норвежском море в результате пожара 7 апреля 1989 года.
Не будем забывать и о том, в какой строгой секретности шло и само строительство уникальной подводной лодки, и подготовка экипажа. О нас никто не должен был знать, тем более видеть. Таковы были тогдашние требования.
ПЛА К-278 на стапеле перед выводом её из цеха. К концу 1982 года, закончив обучение в учебном центре с высокой оценкой теоретических знаний, экипаж прибыл в г. Северодвинск на «Севмаш», где строилась наша лодка. С этого момента у экипажа начался период «сращивания» человека и техники. Подводники обеспечивали живучесть и надёжность своего будущего корабля, совместно с военпредами участвовали в приёмке монтажа и в подготовке испытаний техники; изучали строящуюся лодку, правила использования технических средств, оборудования и средств связи; с помощью разработчиков и заводских специалистов осваивали тонкости эксплуатации.
Должен отметить, что и разработчикам и заводским специалистам, особенно последним, нравилась и импонировала заинтересованность подводников. Их не смущало, что за их спиной при монтаже, наладке, испытании приборов и оборудования, всегда находится подводник, которому придётся эту технику эксплуатировать. И если, кто-то из членов нашего экипажа, допускал элементы равнодушия к своему заведованию, заводские специалисты обязательно обращали внимание командования на этот факт. За время строительства, испытаний и опытной эксплуатации у командования лодки, да и у всех членов экипажа, сложились прекрасные отношения с конструкторами-разработчиками, кораблестроителями и с членами заводской сдаточной команды. Особенно тесные взаимоотношения были у нас с главным конструктором Кормилициным Ю.
Вся организация экипажа была подчинена одной цели: изучить, принять, освоить и научиться управлять сложной техникой уникального корабля, обеспечить выполнение всех задач стоящих перед уникальной глубоководной подводной лодкой. Распорядок жизни подводников зависел ни от времени суток, ни от дня недели, а от заводских планов строительства и испытаний корабля. И вновь о Зеленском Ю. Юрий Александрович, в этот период, успевал быть везде: и на совещании у генерального директора завода или у начальника цеха; на докладе у командования бригады строящихся кораблей; у руководства военно-морской базы или на планёрке у ответственного сдатчика заказа. Он нужен был всем.
Однако, его рабочий день, начинался и заканчивался с экипажем: решал возникающие проблемы, а они появлялись постоянно, ведь мы принимали первую в мире, глубоководную подводную лодку, выслушивал доклады, принимал решения, ставил задачи и многое, многое другое. Кто не имел опыта приёма кораблей от судостроителей, тому не понять всех сложностей с которыми сталкиваются подводники на новостройках, особенно головных, а те, кто прошел новостройку, тот помнит об этом всю жизнь. Командир Зеленский Ю. Красавица—лодка самостоятельно закачалась на морской глади Беломорья. Традиционно была разбита бутылка шампанского, после торжеств посвященных спуску лодки на воду и подъему на ней государственного флага, начался этап швартовых и ходовых испытаний.
Ходовые испытания обеспечивались сдаточной командой, состоящей из заводских специалистов и экипажа подводной лодки. Государственные испытания к концу 1983г. Все что можно было испытать на Белом море, где глубины позволяли погружаться не более 300 метров, было испытано. Были проверены все системы и механизмы, включая совершенно новую систему газогенераторов твёрдотопливных ГГТТ , обеспечивающих всплытие с больших глубин. Экипаж получил хороший опыт эксплуатации технических средств и обслуживания оружия.
Выявленные недостатки оперативно устранялись заводскими специалистами при непосредственном участии экипажа в этих работах. Не обошлось без ЧП. Была проверена работа гидроакустического комплекса, штурманского оборудования, проведены замеры скорости, как в надводном так и подводном положении и еще выполнено ряд проверок возможности подводной лодки. Опытная эксплуатация предусматривала два этапа. На первом этапе ПЛ находилась в Северодвинске, продолжались некоторые испытания, затем ревизия всех механизмов и технических средств с устранением заводом выявленных замечаний.
В августе 1984г. В декабре 1984 года подводная лодка К-278 прибыла к месту своего постоянного базирования- губу Западная Лица Мотовского залива. Первая половина 1985 года посвящена подготовке к выполнению основного испытания подводной лодки — погружению на предельную глубину. Готовясь к этому ответственному мероприятию, экипаж тщательно отработал и успешно сдал все задачи курса боевой подготовки, выполнил практическую проверку отделения на глубине и всплытия аварийной спасательной камеры с личным составом. Контрольные проверки качества отработки задач показали высокий уровень теоретических и практических знаний и навыков, высокую квалификацию корабельных специалистов.
В экипаже дисциплина и сознательность были нормой поведения. Конечно, нельзя говорить об абсолютном отсутствии дисциплинарных нарушений, но они никак не влияли на приобретение твердых знаний и уверенных навыков управления техникой корабля и борьбы за живучесть. Экипаж был хорошо сплочен и «сплаван». Должен обратить внимание, что это не просто мое мнение. Данные факты были подтверждены актами контрольных проверок готовности нашего экипажа комиссий штабов 6 дивизии, 1 флотилии и Северного флота.
Ах, эти контрольные проверки! Кого не проверяли, тот не поймет. Кого проверяли, тот о них никогда не забудет. На первом плане, слева направо: Командир Бел. ВМБ вице-адмирал Мочалов В.
При проверке готовности ПЛА К-278 к выходу и погружению на глубину 1000 метров, контрольной комиссией штаба Северного флота, экипажу была дана высокая оценка. Однако при опросе офицеров и мичманов проверяющему от политуправления флота не понравилось высказывание членов экипажа о том, что экипаж не был в отпуске более двух лет. А на подведении итогов этот проверяющий вынес вердикт: «Экипаж морально не готов к выполнению глубоководного погружения». И только благодаря аргументированным возражениям командира Зеленского Ю. И экипаж получил «добро» на спуск в глубины океана.
Тысячеметровой глубиной были проверены новые конструкторские решения, технические средства и устройства. Прочный корпус показал несомненную надежность. Командир первого дивизиона БЧ-5 нашего экипажа Тужиков М.
В порядке очерёдности с носовой переборки: 1 отсек, торпедный; 2 отсек, жилой. Входил в «зону спасения»; 3 отсек, центральный пост. Со стороны кормы прочная переборка, сверху выход на палубу через спасательную капсулу; 4 отсек, реакторный; 6 отсек, турбинный; 7 отсек, кормовой. Рубки и торпедопогрузочного люка не было, так как посчитали, что ослаблять корпус нельзя.
Выходы торпедных аппаратов, горизонтальное оперение и шпигаты имели сдвижные крышки-щитки. Отдельно нужно отметить включение в спасательные средства так называемой «зоны спасения», в виде двух отсеков ограждённых от остальных более прочными переборками и включение в состав средств аварийной глубоководной капсулы. Интерес представляет и система пиротехнического продувания цистерн балласта, так как классическое продувание воздухом на глубинах свыше 600 метров работало крайне неэффективно. Технические характеристики По своим техническим характеристикам АПЛ пр. Длина АПКр составляла 118,5 м, ширина по миделю — 11 метров, осадка — 7,5 м. При полном водоизмещении 8500 м3. Глубина погружения: рабочая до 1000 м, предельная 1250 метров.
Скорость под водой 30 узлов, надводная 14 узлов. Экипаж атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» состоял из 69 человек. В период службы на АПКр числилось два экипажа, основной, первый под командованием Ю. Зеленского и второй, под командой Ванина. Именно с ним экипаж пошёл в свой последний поход. Вооружение Ракетно-торпедное вооружение находилось в 1 отсеке. Туда входило 6 торпедных аппаратов калибром 533 мм.
Управление автоматизировано, тип управления комбинированный, пневмогидравлический. Гидроакустическое вооружение соответствовало поставленным задачам. Попытка установки более совершенных систем в середине 80-х не увенчалась успехом из-за дефицита внутреннего пространства. Так предложенная смена навигационного комплекса «Медведица-103» на систему «Симфония-085» была отклонена из-за невозможности высвобождения 30 м3 объёма. Видимо по этой причине характеристики «Симфонии» посчитали избыточными для многоцелевой субмарины, коим являлась К-278. Такая же история произошла и с комплексами гидроакустики и связи, монтаж модернизированных систем требовал наличия свободного объёма, а его не было. Причины гибели 28 февраля 1989 года АПКр вышел в очередной поход, с целью выполнения плановых оперативно-тактических задач.
Утро, глубина погружения 457 м, скорость хода экономическая — 8 узлов. Пожар на глубине В 11 часов возникло локальное возгорание в корме.
Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке
Командир Евгений Ванин мог выбраться, но делать этого не стал. Остальные умерли от переохлаждения. Все 42 имени погибших сегодня зачитали во время молебна в Николо-Богоявленском морском соборе. А на Серафимосвком кладбище у мемориала прошёл траурный митинг. Основная часть экипажа подводной лодки — ленинградцы. На Серафимовском вспоминают троих. В том числе старшего лейтенанта Сергея Маркова. Это был его первый настоящий поход.
Он собирался вступить в партию. Но он вместо этого взял и нелегально прилетел быстренько к нам, в Ленинград, повидаться. Как будто чувствовал, как будто проститься».
Ванин сообщил об этом в штаб Северного флота. Из близлежащих районов на помощь вышли гидрографическое судно "Колгуев" и плавбаза "Алексей Хлобыстов". Командир корабля капитан 1-го ранга Е. С лодки доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не дает огню разрастись. Просьб никаких нет.
Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт. У левого борта в районе 6-го и 7-го отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Одного за другим аварийные партии вытаскивали обгоревших и отравившихся моряков на свежий воздух. Врач, старший лейтенант Леонид Заяц, ни на минуту не останавливаясь, делал искусственное дыхание морякам. Большая часть экипажа была выведена наверх. Многих удалось вернуть к жизни. Но они, ослабевшие и еще не пришедшие в себя, погибнут позже в холодной воде, когда от каждого потребуются нечеловеческие усилия.
На палубе курили молча, глотая дым со слезами. Из седьмого отсека продолжал густо валить пар. Казалось, самое страшное позади. Никто не думал, что через несколько часов все окажутся в ледяной воде Норвежского моря.
В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние. К-278 затонула на глубине 1658 метров. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек. Самая опасная подлодка советского флота до сих пор лежит на дне — достать ракеты с ядерной боевой частью и демонтировать реактор никто так и не решился.
Официально о спасении К-278 не сообщал никто, но в Норвежском море, где "Комсомолец" лежит до сих пор, несколько раз замечали "неизвестные подлодки". Целью экспедиций неизвестных кораблей, по некоторым версиям, может быть извлечение ракет и торпед с ядерной боевой частью, с помощью которых экипаж К-278 должен был топить корабли противника. Несмотря на заглушённый реактор, корпус подлодки, пролежавшей на дне моря больше 30 лет, может "рассыпаться" — тогда в Норвежском море может произойти авария, которая затмит трагедию на Чернобыльской АЭС. Много лет учёные и специалисты по ядерной энергетике уверяли, что лодка не представляет опасности. Но в 2019 году эти выводы опровергли — анализ проб воды из вентиляционной трубы подлодки показал, что утечка радиации на погибшей субмарине продолжается, а допустимый уровень радиации превышен в 100 тысяч раз.
Её гибели предшествовал пожар, распространившийся из кормового отсека субмарины. На борту подлодки находились 69 человек, 42 из них спасти не удалось. Субмарина была построена в Северодвинске в 1983 году.
Основной версией считается возгорание электрооборудования.
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
7 апреля 1989 года погиб «Комсомолец» — атомная субмарина К-278. атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец", которые еще не были известны стране. День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. 7 АПРЕЛЯ 1989 года в Норвежском море произошла катастрофа: затонула подводная лодка К-278 «Комсомолец»: из 69 членов экипажа погибли 42 чело. АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ" 30 лет спустя: члены экипажа подводной лодки рассказали подробности трагедии в Норвежском море.
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
Пиротехнические заряды, вытесняя воду, повредили систему трубопроводов. Но, тогда об этом еще никто не догадывался. Борьба за живучесть 11:16 «Комсомолец» поднялся на поверхность, огонь уже охватил 6 отсек, распространяясь в сторону носа. Из-за проблем с электросетями вспыхнули системы управления, появилось пламя в рубке гидроакустика, полыхнули скопившиеся газы в 5 отсеке. В отсеках сильное задымление. Моряки боролись за живучесть. Возник крен на левый борт, сегодня понятно, что через поврежденную магистраль в кормовом отсеке раскаленный воздух попал в бортовые уравнительные цистерны. Компенсировать крен попытались продув балластные цистерны другого борта, но это вызвало лишь поступление кислорода в очаг пожара, что еще больше осложнило ситуацию. Магистраль дыхательных аппаратов также была повреждена пожаром, после чего часть экипажа, которая боролась за выживание на борту, получила отравления. Пострадавших вынесли на палубу. Команда получила приказ использовать индивидуальные дыхательные аппараты.
В 11:54 после получения сигнала от К-278 объявлена тревога по кораблям и авиации Северного флота. К месту происшествия вылетели самолеты берегового базирования, и на помощь вышла плавбаза «Алексей Хлобыстов». В 14:40 с АПКр установлена связь самолетом аварийно-спасательной службы. В это время начинается течь воды в 7 отсеке. Ликвидировать течь невозможно из-за полыхающего вокруг огня. Горело все, смазка, изоляция трубопроводов, металл. Пламя подпитывал поступающий по магистралям балластных цистерн воздух. Экипажи самолетов докладывают, что вода вокруг кормовой части лодки вспенена, крейсер имеет бортовой крен. В 16:40 командир отдал приказ покинуть корабль.
После сигнала в штаб к аварийной лодке поспешили спасательные самолёты и находящиеся в районе советские рыболовецкие суда. Следствием пожара стала утрата герметичности прочным корпусом лодки, и она стремительно затонула. Выжившие после пожара люди оказались в ледяной воде, не имея навыков правильного применения спасательных плотов. Сколько из них погибло при пожаре, а сколько — от последующего переохлаждения, точно выяснить так и не удалось. В условиях 5-балльного волнения моря посадка спасательного самолёта оказалась невозможной. Только с подходом советской рыболовецкой плавбазы «Алексей Хлобыстов» удалось подобрать из воды 30 подводников, трое из которых скончались уже по пути в порт. В числе погибших оказался и командир К-278 Евгений Ванин. Выжившие подводники с АПЛ «Комсомолец» перед подъёмом на борт советского судна О причинах возникновения пожара точных данных не имеется, а различные версии на этот счёт выдвигаются вплоть до настоящего времени. Известно, что возгорание началось в седьмом отсеке, а в связи с гибелью находившихся там моряков его причине суждено остаться тайной. Основной версией пожара считаются сильные перепады напряжения в корабельной электросети из-за неисправности системы защиты турбогенератора. В кормовом отсеке это оказалось сопряжено с высокой концентрацией кислорода, возникшей в отсутствие контрольной системы, незадолго до того вышедшей из строя. Это привело к возгоранию промасленной ветоши от искр с электрощита, которое тут же превратилось в обширный пожар, с которым система пожаротушения не справлялась. В условиях разрастания пожара и продолжающихся скачков напряжения в электросети автоматическая защита произвела отключение парогенераторов, и подлодка остановила движение. После этого была подана признанная впоследствии ошибочной команда продуть основной балласт. В аварийном седьмом отсеке на тот момент уже был повреждён трубопровод высокого давления, воздух из которого начал поступать прямо в горящий отсек, нагнетая огонь. После этого гибель подлодки «Комсомолец» была, по сути, предопределена. Начался объемный пожар с запредельно высокой температурой. Огонь перекинулся на соседний 6-й отсек, а в нескольких других отсеках стали возникать возгорания электрощитов.
При всплытии и выравнивании крена был израсходован воздух высокого давления и потерян запас плавучести. В прочный внутренний корпус лодки стала поступать вода - по одной из версий, через прогоревшие прокладки цистерн главного балласта, по другой - через открытые системы вентиляции. Через шесть часов лодка получила большой дифферент на корму и затонула на глубине около 1800 м. Находившиеся на палубе подводники оказались в ледяной воде, несколько моряков успели забраться в спасательную камеру, но та затонула сразу после всплытия. Спустя час к месту катастрофы подошла плавбаза "Алексей Хлобыстов", которая подобрала 30 оставшихся в живых членов экипажа.
Рубка ушла под воду почти наполовину. Но прежде чем она скрылась под водой полностью, рубочный люк был задраен. Заложниками гибнущей субмарины стали моряки из аварийной команды и командир лодки Евгений Ванин. Он спустился в отсеки в последний момент, чтобы забрать моряков с тонущей лодки «Комсомолец». Субмарина погружалась все глубже. Шансы на спасение становились минимальны. Но и те кто остался снаружи на свежем воздухе теперь тоже оказались в опасности. Кто остался не на спасательном плоту и без жилета, не давало человеку шансов на спасение, так как температура воды составляла чуть выше нуля градусов. Захлопнув верхний люк, мичман Копейка рассчитывал, что члены аварийной команды успели перебраться в спасательную капсулу. Иных вариантов на спасение не оставалось. В мигающем свете всюду искрили приборы, и повсюду хлестала вода. Мичман Слюсаренко до капсулы добрался последним. Обессиленного подводника в последний момент втащили в спасательную капсулу. После этого нижний люк капсулы захлопнули. По мере падения падающая в бездну лодка «Комсомолец» за счет заклинившихся рулей выпрямилась и встала горизонтально. Для современной подводной лодки «Комсомолец» конструкторы предусмотрели принципиально иной способ спасения экипажа. Это спасательная капсула, которая в обычном режиме служит входом и выходом на субмарину, поскольку является фрагментом самой боевой рубки. В аварийной ситуации камера должна отделиться, а затем всплыть. Внутри ее находился радиомаяк, и рассчитана была на 69 человек. Внутри подводной лодки, моряки находившееся в капсуле слышали как ломался металл. Бездна ничто не щадила. Механический механизм отсоединения капсулы по каким-то причинам не сработал. Тогда моряки попытались отсоединить капсулу вручную, но сделать это никак не удавалось. Оставались секунды. В отчаяние они едва не сломали прочный металлический затвор. Ужас от осознания собственного бессилия и ожидания того, что вот-вот погибнут придавал силы. На какую глубину провалилась лодка «Комсомолец» подводники не знали, но треск и грохот внутри субмарины, которая тащила их за собой, превратился в сплошной гул. Крушились приборы, цистерны, рвались трубы, лопался металл и переборки. Почему спасательная камера не отделялась, сделав моряков своими заложниками, так и не будет до конца выяснено. В 1993 году ее пытались поднять в интересах следствия, но лопнули тросы, и вещественное доказательство провалилось на глубину теперь уже навсегда. Спасательная капсула Когда подводники оставили уже всякие надежды спастись и отступили, все пятеро вдруг почувствовали сильный гидравлический удар по ногам. Глубина было более 1500 метров. Всплывающая спасательная капсула была рассчитана на 1000 метров, казалось, никаких шансов у них не было. Ударная волна оторвала капсулу от подводной лодки. От неизвестности и внезапной тишины измученные моряки опешили. Наступило оцепенение. Они не знали, отсоединилась камера или нет. Но что-то неуловимо изменилось. Подводники не сразу сообразили, что они больше не погружаются - капсула всплывала. Командир подводной лодки «Комсомолец» дал команду, одеть дыхательные аппараты. Подчинившись приказу, моряки стали одевать их, но включиться в аппарат, прежде чем потерять сознание от отравления сумели только двое - мичман Слюсаренко и мичман Черников. Командиру Евгению Ванину и двум другим товарищам они не успели помочь, хотя пытались это сделать. Причиной отравления стал угарный газ, который не имеет ни цвета, ни запаха. Когда выгоревшая от пожара лодка «Комсомолец» стала тонуть, давление накачало смертельный газ в камеру. Трое из пяти обитателей камеры были уже мертвы. Чтобы там не заставило капсулу оторвать от лодки «Комсомолец» она пулей несла на поверхность двух живых подводников. Они считали секунд до спасения, не подозревая о новой опасности.
Гибель атомной подводной лодки К-278 "Комсомолец"
Затонула в Норвежском море в результате пожара 7 апреля 1989 года. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы.
Оставались секунды. В отчаяние они едва не сломали прочный металлический затвор. Ужас от осознания собственного бессилия и ожидания того, что вот-вот погибнут придавал силы. На какую глубину провалилась лодка «Комсомолец» подводники не знали, но треск и грохот внутри субмарины, которая тащила их за собой, превратился в сплошной гул. Крушились приборы, цистерны, рвались трубы, лопался металл и переборки. Почему спасательная камера не отделялась, сделав моряков своими заложниками, так и не будет до конца выяснено. В 1993 году ее пытались поднять в интересах следствия, но лопнули тросы, и вещественное доказательство провалилось на глубину теперь уже навсегда.
Спасательная капсула Когда подводники оставили уже всякие надежды спастись и отступили, все пятеро вдруг почувствовали сильный гидравлический удар по ногам. Глубина было более 1500 метров. Всплывающая спасательная капсула была рассчитана на 1000 метров, казалось, никаких шансов у них не было. Ударная волна оторвала капсулу от подводной лодки. От неизвестности и внезапной тишины измученные моряки опешили. Наступило оцепенение. Они не знали, отсоединилась камера или нет. Но что-то неуловимо изменилось.
Подводники не сразу сообразили, что они больше не погружаются - капсула всплывала. Командир подводной лодки «Комсомолец» дал команду, одеть дыхательные аппараты. Подчинившись приказу, моряки стали одевать их, но включиться в аппарат, прежде чем потерять сознание от отравления сумели только двое - мичман Слюсаренко и мичман Черников. Командиру Евгению Ванину и двум другим товарищам они не успели помочь, хотя пытались это сделать. Причиной отравления стал угарный газ, который не имеет ни цвета, ни запаха. Когда выгоревшая от пожара лодка «Комсомолец» стала тонуть, давление накачало смертельный газ в камеру. Трое из пяти обитателей камеры были уже мертвы. Чтобы там не заставило капсулу оторвать от лодки «Комсомолец» она пулей несла на поверхность двух живых подводников.
Они считали секунд до спасения, не подозревая о новой опасности. Мичман Копейка снаружи успел закрыть верхний люк, только на защелку, и на глубине люк прижало давлением. Надо было закрыть его изнутри, но морякам было не до того. Воздух вытесняемый из корпуса тонущей лодки создал в капсуле опасное избыточное давление. При резком всплытии верхний люк сорвало с капсулы. Мичмана Черникова, который находился под люком, выбросило наружу. Он упал на воду, ударяясь при этом дыхательным мешком и погиб от сильнейшей баротравмы легких. Мичману Слюсаренко, которому повезло сидеть чуть дальше от люка, уже остаточным давлением воздуха выбросило из капсулы только на полкорпуса.
Дыхательный аппарат, одетый в спешке, сорвало, что и помогло избежать баротравмы сжатым воздухом, но убило его товарища. Капсула почти сразу набрала воды и ушла на глубину. В сгущающихся сумерках никого не было только смертельно холодные волны под два метра высотой. Спасательные плоты отнесло течением. До ближайшей земли, остров Медвежий было 200 миль. Опираясь на дыхательный мешок погибшего мичмана Черникова мичман Слюсаренко упрямо плыл, отказываясь замерзать. Так вдвоем они плыли - еще живой и уже мертвый. Мичману Слюсаренко снова повезло.
Сначала фигуры людей умудрились разглядеть советские летчики, что само по себе невероятно. Затем капитан рыболовецкого судна, получив пеленг от летчиков пошел в предполагаемою точку встречи, и каким-то образом умудрился отыскать среди волн обессилевшего мичмана. Мичмана Виктора Слюсаренко подняли на борт рыболовецкого судна, теперь он понял, что он выдержал все испытания, которые уготовила ему судьба. Несколько других советских подводников, спасшиеся сразу при всплытии лодки «Комсомолец» погибли уже на суше от последствий переохлаждения, воспаления легких или просто от невероятного нервного стресса, который они пережили. Из 69 человек экипажа атомной подводной лодки «Комсомолец» выжили только 27 подводников. В море Виктор Слюсаренко больше не выходил. Теперь он живет в Киеве и ведет спокойный, размеренный образ жизни никак не напоминающий о том кошмарном переполненным трагическими событиями дне, когда погибла лодка «Комсомолец», а он вопреки всему выжил. Его имя даже занесено в Книгу рекордов Гиннеса как единственный человек, которому удалось спастись с глубины 1500 метров.
Кузнецова капитан 1 ранга в отставке иеромонах Вениамин Ковтун. В конце мероприятия гости возложили цветы к мемориальной доске, установленной в память о Сергее Маркове и экипаже АПЛ "Комсомолец". Лодка затонула, унеся с собой жизни 42 членов экипажа.
На флоте чтят память 42 подводников, ставших жертвами одной из самых страшных техногенных катастроф в истории российского ВМФ. На флоте сегодня чтят память 42 подводников, ставших жертвами одной из самых страшных техногенных катастроф в истории российского ВМФ. Трагедия произошла 20 лет назад в Норвежском море. В живых остались 27 человек. Остальные погибли на борту «Комсомольца» или от переохлаждения в ледяной воде.
Первая и единственная лодка проекта «Плавник» встала в строй в 1984 году. Уникальная для своего времени, она установила до сих пор не побитый рекорд погружения — 1029 метров, выполнив при этом успешные торпедные стрельбы. Причиной гибели «Комсомольца» стал пожар.
Утечка радиации на атомной подлодке. Ученые исследовали затонувший «Комсомолец»
Так начался путь командира ПЛА К-278 «Плавника», а впоследствии и «Комсомольца». В одном из отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец», возвращавшейся к родным берегам с боевого дежурства в мировом океане, возник пожар. Советская подводная лодка «Комсомолец» (К-278) затонула в 1989 году. В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушла на глубину. Новости Подробности Фото Видео. В одном из отсеков атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 «Комсомолец», возвращавшейся к родным берегам с боевого дежурства в мировом океане, возник пожар.