Например, на программе АСИ «Адаптация регионов к изменениям климата» команда Ростовской области разработала Концепцию адаптации региона к изменениям климата.
Глава Института глобального климата и экологии перечислила регионы России из зоны риска
Глобальные изменения климата. Часть 4. Что делать? | Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. Одним из примеров адаптации к изменению климата является строительство защитных сооружений на побережье, чтобы предотвратить наводнения и эрозию. |
Эколог рассказал о возможных последствиях изменения климата для России | Новости компаний. |
Глобальные изменения климата. Часть 4. Что делать? | Изменение климата: адаптация и сокращение выбросов Адаптация к изменению климата включает в себя создание инфраструктуры, которая способствует адекватному реагированию на изменения. |
СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата | СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата 2 декабря состоялось специальное заседание Совета. |
СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата | Всероссийская проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата — 2023». |
климатический хаос
Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Адаптация к уже наступившим последствиям изменения климата является нашей главной задачей. Все ли регионы страны подготовили планы по адаптации к изменениям климата, выясняли сенаторы на заседании профильного Комитета Совета Федерации. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости регионов. Согласно отчету Межправительственной группы экспертов по изменению климата, влияние метана на потепление примерно в 30 раз выше, чем эквивалентная масса CO2. Современное изменение климата гораздо лучше объясняется антропогенным фактором: учёные уверены, что потепление планеты сегодня вызвано в первую очередь выбросами парниковых газов из-за деятельности человека (см. ответ на соответствующий вопрос). Адаптация к изменению климата.
Изменение климата
Пришли ответы из 74 субъектов РФ. Планы по адаптации являются обязательными и, судя по ответам, в 65 регионах ведется разработка и утверждение планов, и они укладываются в сроки. А 14 из них уже целенаправленно вовлечены в планирование и реализацию комплекса мер по сокращению выброса парниковых газов. Важнейший фактор здесь - их инвентаризация.
Это частично подтверждают исследования, проведенные Google и Apple. И именно в связи с этим спутниковые данные начали отмечать снижение уровня загрязнения атмосферы парниковыми газами. Поэтому ученые считают эффект временным и приводят пример Азии, где уровень загрязнения почти вернулся к показателям прошлого года.
По их мнению, краткосрочные меры не предотвратят изменение климата.
Рост рисков для здоровья Меняющийся климат создает все большую угрозу здоровью людей. Растут заболевания, которые вызваны неполноценным питанием, загрязненным воздухом, почвой и водой. Экологические факторы каждый год уносят жизни 13 млн человек 2. Нищета и миграция Изменения климата — один из факторов обнищания в мире. Наводнения, смерчи и пожары лишают людей крова и средств к существованию. В последние десять лет ежегодно из-за погоды беженцами становились около 23,1 млн человек 2.
Пути решения проблемы изменений климата Земли Несмотря на пессимистичные прогнозы, климатологи уверены, что смягчение изменений климата находится в руках человечества. Что можно сделать на разных уровнях? Фото: Mikhail Nilov, pexels. Добиться успеха в одной стране невозможно, поэтому политики, ученые и экологические общества объединяют усилия и пытаются решать проблемы вместе. Парижское соглашение. В 2015 году на конференции по климату в Париже страны-участницы приняли соглашение, которое регулирует меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере. Россия ратифицировала Парижское соглашение в сентябре 2019 года.
Обязательства участников международного договора рассчитаны на 2021-2030 гг. Саммит Организации Объединенных Наций по климату. В 2019 Генеральный секретарь ООН провел Саммит по климату, где мировые лидеры рассказали о мерах, которые предпринимаются по проблемам изменения климата в их странах. Главными вопросами, обсуждаемыми на саммите, стали природные решения, тяжелая промышленность, энергетика, рост городов и финансирование мер, направленных на борьбу с изменением климата. Перспективные технологические разработки. Ученые разных стран работают над созданием новых, эффективных технологий, которые помогают создавать более «зеленую» планету: возобновляемые источники энергии, электромобили, более экологичные материалы. На государственном уровне Законы о загрязнении окружающей среды.
На уровне государства важно вводить законы, которые защищают почву, воду и воздух. Такое законодательство и система контроля помогают формировать более «зеленую», безопасную и устойчивую национальную экономику. Оценка климатических рисков. Любое государство заинтересовано в постоянном и достоверном мониторинге состояния климата. В России научными исследованиями занимаются разные организации, в частности, учреждения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета , которые ежегодно готовят доклады о климатических рисках на территории РФ. Поддержка местных производителей. Изменение климата тесно связано с продовольственной безопасностью, и фермерские хозяйства как никто другой страдают от климатических изменений.
Вкладывая в местных производителей, государство поддерживает семейные фермерские хозяйства и малый бизнес, помогая бороться с загрязнением окружающей среды и сокращая расстояние доставки.
Екатерина Салугина-Сороковая, первый вице-президент Газпромбанка, считает, что для развития углеродных рынков необходимы качественные климатические проекты, с продуманной и хорошо разработанной методологией, соответствующей высоким международным стандартам. Новым инструментом в инвестировании являются «зеленые сертификаты». По словам представителя ПАО «Совкомбанк» Михаила Автухова, объемы «зеленого» финансирования составляют от 2,5 трлн до 3 трлн рублей.
В рамках сессии состоялся и обмен опытом среди субъектов РФ.
Эколог рассказал о возможных последствиях изменения климата для России
Последние новости. Страны, присоединившиеся к соглашению, обязуются сокращать выбросы и вести работу по адаптации к последствиям изменения климата. СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата 2 декабря состоялось специальное заседание Совета. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости регионов. Согласно отчету Межправительственной группы экспертов по изменению климата, влияние метана на потепление примерно в 30 раз выше, чем эквивалентная масса CO2.
климатический хаос
МГЭИК Специальный доклад «Океан и криосфера в условиях изменяющегося климата» 24 сентября 2019 года В специальном докладе МГЭИК особо подчеркивается неотложная необходимость уделять приоритетное внимание своевременным, амбициозным и скоординированным мерам реагирования на беспрецедентные и устойчивые изменения в океанах и криосфере. Доклад предупреждает, что если не изменить поведение человека радикальным образом, сотни миллионов людей могут пострадать от повышения уровня моря, частых стихийных бедствий и нехватки продовольствия. Этот доклад является наиболее подробным обзором динамики, достигнутой со времени Парижского соглашения, и призван вдохновить и проинформировать участников Саммита Организации Объединенных Наций по действиям в связи с изменением климата, который состоится в Нью-Йорке 23 сентября. ЮНЕП Глобальная экологическая перспектива 2019 год 4 марта 2019 года В шестом издании подготовленного Программой ООН по окружающей среде доклада «Глобальная экологическая перспектива» 2019 год содержится призыв к лицам, принимающим решения, незамедлительно принять меры по решению насущных экологических проблем для достижения целей в области устойчивого развития, а также других согласованных на международном уровне целей в области окружающей среды, таких как Парижское соглашение. Доклады ГЭП, представляющие собой плод коллективного труда сотен ученых, рецензентов и сотрудничающих учреждений и партнерских организаций и основанные на достоверных научных знаниях, призваны предоставить правительствам, местным органам власти, деловым кругам и отдельным гражданам необходимую информацию, которая станет для общества подспорьем в деле построения подлинно устойчивого мира к 2050 году. МГЭИК Изменение климата и земля 2019 год 8 августа 2019 года Как отмечается в последнем докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата МГЭИК , земельные ресурсы уже испытывают растущую антропогенную нагрузку, усугубляемую изменением климата. ЮНЕП Выделение средств на природоохранную деятельность в докладе G20 26 января 2022 года Для того чтобы противостоять кризисному положению, сложившемуся в таких взаимозависимых областях, как климат, биоразнообразие и деградация земель, ежегодный объем инвестиций государств-членов «Большой двадцатки» необходимо увеличить до 285 млрд долл.
США к 2050 году. Однако в настоящее время расходы «Большой двадцатки» составляют всего лишь 120 млрд долл. США в год. Кроме того, как отмечается в недавно опубликованном докладе, разрыв в объеме средств, выделяемых странами, не входящими в «Большую двадцатку», гораздо более значителен и труднее поддается регулированию, при том что из вышеуказанных инвестиций в размере 120 млрд долл. США всего лишь два процента были направлены в 2020 году на официальную помощь в целях развития. Столь же малозначительной остается и помощь со стороны частного сектора — она составляет всего 14 млрд долл.
В докладе представлены данные в масштабе всей системы ООН и на уровне ее отдельных учреждений о воздействии на окружающую среду, связанном с выбросами парниковых газов, климатической нейтральностью, отходами, загрязнением воздуха, водой и сточными водами, а также биоразнообразием. Согласно докладу, в 2020 году объем выбросов парниковых газов системы ООН снизился примерно на 25 процентов по сравнению с 2019 годом, что связано со значительными ограничениями на поездки по всему миру, а также с удаленной работой многих сотрудников ООН. В 2020 году 19 процентов электроэнергии, потребляемой ООН во всем мире, приходилось на долю возобновляемых источников энергии. Система ООН смогла компенсировать 99 процентов выбросов. Несмотря на важное значение компенсации для управления неизбежными выбросами, приоритетом для системы ООН остается сокращение и ликвидация выбросов. В докладе отмечается тенденция к снижению выбросов почти у 60 учреждений системы ООН, в которых трудится 310 000 человек.
В нем также освещаются достижения в области рационального природопользования. В докладе Генерального секретаря об итогах работы Саммита речь идет о перспективах работы на 2020 год и намечены десять приоритетных областей деятельности. РКИКООН Деятельность в связи с изменением климата и поддерживающие ее тенденции 9 августа 2019 года В докладе «Деятельность в связи с изменением климата и поддерживающие ее тенденции», который был подготовлен в качества вклада структуры Организации Объединенных Наций по вопросам изменения климата в подготовку Саммита Организации Объединенных Наций по действиям, связанным с изменением климата, основное внимание уделяется прогрессу, достигнутому за прошедшие 25 лет с момента разработки Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата РКИКООН. Это может способствовать расширению масштабов дальнейшей деятельности, поскольку правительства занимаются подготовкой национальных планов действий в связи с изменением климата, известных как определяемые на национальном уровне вклады ОНУВ , которые должны быть представлены в ходе следующего цикла к 2020 году. Доклад «Новая климатическая экономика» 2018 год Следующие 2—3 года являются решающим периодом, когда будет принят ряд политических и инвестиционных решений, которые определят будущее на последующие 10—15 лет. В докладе «Новая климатическая экономика» отмечается, что лидеры уже пользуются захватывающими экономическими и рыночными возможностями, которые предлагают новый подход к росту, в то время как отстающие не только упускают эти возможности, но и подвергают всех нас повышенному риску.
Если же все присоединятся к новому подходу, то это может принести свыше 26 трлн долл. США и сделать мир более устойчивым.
А 14 из них уже целенаправленно вовлечены в планирование и реализацию комплекса мер по сокращению выброса парниковых газов. Важнейший фактор здесь - их инвентаризация. Субъектам рекомендовано ежегодное проведение инвентаризации выбросов парниковых газов, и в 41 регионе уже этим занимаются. В качестве успешного примера адаптации к изменениям климата Валерий Фадеев привел Белгородскую область.
Основное об изменениях климата в России Уже в предыдущих докладах ученые констатировали: на территории страны теплеет в 2,5 раза быстрее, чем в среднем на планете. Во-первых, потому что две трети государства находятся в приполярных широтах, где изменения климата проявляются сильнее. Во-вторых, огромная часть страны — суша, она нагревается быстрее океана. Это не значит, что не будет морозных зим: периодические похолодания вполне возможны. Климатологи называют это «нервозностью» климатической системы. Важно, что есть основной тренд на повышение температуры.
Станут продолжительнее волны тепла — так называют череду аномально жарких дней. Количество осадков увеличивается быстрее, чем в среднем по планете. Но летом в южных регионах к концу века могут удлиниться засухи. С каждым новым докладом статистику актуализируют. Например, ученые и раньше прогнозировали рост опасных метеорологических явлений. Сейчас глава Росгидромета Игорь Шумаков комментирует: «Еще три года назад суммарное количество опасных метеорологических явлений составляло 600 с небольшим.
А в 2021 году была ровно тысяча». Не вся флора «любит погорячее» Сельскому хозяйству в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах потепление на руку: это позволит высаживать позднеспелые сорта зерновых. Они обычно урожайнее. Но в основных зерновых регионах усиливается засушливость. Поволжье может стать непригодным для пшеницы, а это основная продовольственная культура. Потепление двояко скажется и на животноводстве.
При долгом периоде выпаса можно сократить расходы на заготовку кормов — но в засуху пастбища могут выгорать. Леса России составляют пятую часть мировых лесных площадей, и потепление увеличивает продуктивность лесов. Однако — смотря каких. Жара усиливает пожары, а перед ними особенно уязвимы хвойные леса. Вероятно, хвойные породы будут замещаться лиственными, менее ценными для лесной промышленности. Наконец, из-за потепления расширяются ареалы опасных вредителей, угрожающих и сельскому хозяйству, и лесам.
Поделить воду Воду используют коммунальное хозяйство, промышленность, энергетика, сельское и рыбное хозяйства, водный транспорт, рекреационный комплекс. Россия — одна из стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами: 30,2 тыс. Но ресурсы распределены неравномерно. К середине века на большей части территории страны водообеспеченность может стать «катастрофически низкой». Одной из причин возможного дефицита пресной воды может стать миграция. Например, люди переселяются в комфортные по климату южные регионы России — и увеличивают нагрузку на водные объекты, с которыми и так есть проблема.
Добыча полезных ископаемых: легче, но…труднее С одной стороны, с потеплением добывающая отрасль выигрывает: улучшаются условия работы на открытом воздухе.
Издание станет обязательной научной базой для планирования мероприятий по адаптации к климатическим изменениям: в одних регионах — к засухам, в других — к штормовым ветрам, в третьих — к наводнениям. Доклад поможет в разработке мер по решению сложных проблем, проявления которых мы наблюдаем уже сегодня. Изменения климата наряду с активным освоением затапливаемых речных долин уже приводят к росту ущербов при учащении наводнений. Согласно приведенным оценкам, эта проблема может усугубиться. Кроме того, поймы рек в целом характеризуются высоким уровнем биоразнообразия, поэтому их сохранение важно и для устойчивого функционирования водных и околоводных экосистем». Авторы Третьего оценочного доклада — ведущие ученые научно-исследовательских институтов Росгидромета, РАН, а также высших учебных заведений.
климатический хаос
Ожидаемые в этом году показатели отвечают требованиям, но уже в 2021-м они снизятся, так как страны надеются на восстановление промышленности и транспортного потока. Однако он подчеркнул, что в опубликованной работе есть несколько предложений, которые могли бы исправить ситуацию. Это может сократить выбросы наполовину к 2030 году.
На первом этапе стояла задача создать методическую базу и планы адаптации секторов экономики России. Следующий этап этого процесса будет посвящен практическим действиям регионов. Издание станет обязательной научной базой для планирования мероприятий по адаптации к климатическим изменениям: в одних регионах — к засухам, в других — к штормовым ветрам, в третьих — к наводнениям. Доклад поможет в разработке мер по решению сложных проблем, проявления которых мы наблюдаем уже сегодня. Изменения климата наряду с активным освоением затапливаемых речных долин уже приводят к росту ущербов при учащении наводнений. Согласно приведенным оценкам, эта проблема может усугубиться.
Научное обоснование настоящей Доктрины включает в себя признание влияния деятельности человека на климат на фоне его естественной изменчивости, приводящей к значимым, преимущественно неблагоприятным для человека и окружающей среды последствиям. Особенностью реакции климата как на антропогенное воздействие, так и на меры по смягчению антропогенного воздействия является ее отставание по отношению к таким воздействию и мерам. В рамках реализации климатической политики эта особенность предопределяет необходимость своевременной адаптации к неизбежному в ближайшие десятилетия изменению климата, а также последовательных действий по смягчению антропогенного воздействия на климат в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Проблемы, связанные с изменением климата, в частности обеспечение баланса между эффективностью экономики и социальной справедливостью, устранение потенциальных конфликтов интересов в связи с экстремальными проявлениями изменения климата тепловые волны, наводнения, засухи и другие явления , не могут быть решены посредством только научных методов. В подобных ситуациях найти баланс возможно лишь в рамках политического процесса. Изменение климата является одним из наиболее серьезных вызовов XXI века, который выходит за рамки научных дискуссий и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. Особую обеспокоенность вызывает беспрецедентно высокая скорость глобального потепления, происходящего в течение последних десятилетий. Современная наука находит все больше подтверждений тому, что хозяйственная деятельность человека, связанная, прежде всего, с выбросами парниковых газов, все сильнее влияет на климат на фоне его естественной изменчивости. Изменение климата проявляется в различных процессах, в частности в увеличении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока вероятность ускорения происходящего изменения климата. Ожидаемое изменение климата неизбежно отразится на жизни людей, состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станет ощутимой угрозой благополучию населения и устойчивому развитию. Указанные в пунктах 8 - 10 настоящей Доктрины факторы предопределяют необходимость развития государственной наблюдательной сети в части, касающейся климатического мониторинга и проведения всесторонних научных исследований в области климата. Возникает необходимость учета изменения климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации, а также признания проблемы глобального изменения климата одним из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации. Последствия изменения климата проявляются на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях. С учетом размеров территории Российской Федерации, ее географического положения, разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов изменение климата и смежные проблемы требуют взвешенного государственного подхода, основанного на всестороннем научном исследовании экологических, экономических и социальных факторов. Российская Федерация играет значительную роль в глобальных усилиях по смягчению негативных последствий изменения климата и является активным участником Рамочной конвенции и Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. В 1990-е годы Российская Федерация внесла наиболее существенный вклад в достижение Сторонами Рамочной Конвенции одной из ее целей - возвращение к концу десятилетия 1990-х годов к прежнему уровню антропогенных выбросов парниковых газов. Российская Федерация участвовала в реализации первого периода действия Киотского протокола от 11 декабря 1997 г. Следующим большим шагом по смягчению негативных последствий изменения климата стало участие России в разработке Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. Стратегическая цель Соглашения заключается в удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальными уровнями 1850 - 1900 годы и приложении усилий по ограничению прироста глобальной средней температуры до 1,5 градуса Цельсия. Российская Федерация подписала Парижское соглашение в апреле 2016 г. Соглашение вступило в силу для России. Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. Указанный целевой показатель является основой определяемого на национальном уровне вклада Российской Федерации в реализацию Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. По данным Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990 - 2020 годы, объем выбросов парниковых газов в 2020 году составил 1482,2 млн. Россия намерена полностью выполнить взятые на себя международные обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов. В Российской Федерации проводится активная работа по формированию условий для перехода к низкоуглеродной экономике. В рамках долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предполагается достижение с учетом национальных интересов и приоритетов развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением. Для достижения этой цели определены дополнительные меры по декарбонизации отраслей экономики и увеличению поглощающей способности управляемых экосистем. Реализация указанных мер позволит обеспечить к 2030 году объем выбросов парниковых газов на уровне 1673 млн.
Поскольку все эти проблемы затронут и аграриев, увеличится себестоимость пищевой продукции, заметил Хачатурян. В то же время вследствие того, что животноводство представляет собой существенный источник выбросов углерода, способствует глобальному потеплению и разрушает озоновый слой, увеличатся и издержки на уменьшение данных выбросов, вследствие чего еда подорожает еще больше. Подпишитесь на нас.
Доклады по вопросам климата
Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Президент РФ Владимир Путин поручил губернаторам подготовить региональные планы адаптации к изменениям климата. Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. При подготовке планов адаптации к изменениям климата регионы столкнулись с нехваткой данных. Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости, регионы. Команда успешно защитила свои проекты и теперь готовится к реализации разработанных в рамках обучения проектов, направленных на снижение ущерба от климатических изменений и на. Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. Одним из примеров адаптации к изменению климата является строительство защитных сооружений на побережье, чтобы предотвратить наводнения и эрозию. Для эффективной адаптации к изменению климата необходимы решительные меры по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов и переходу к устойчивому развитию.
СПЧ проверил, как регионы сокращают выбросы парниковых газов и адаптируются к изменению климата
Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости регионов. Согласно отчету Межправительственной группы экспертов по изменению климата, влияние метана на потепление примерно в 30 раз выше, чем эквивалентная масса CO2. Для эффективной адаптации к изменению климата необходимы решительные меры по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов и переходу к устойчивому развитию. Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы.
климатический хаос
Он содержит научные данные, необходимые для адаптации к изменению климата, а также сценарии, показывающие, насколько важно снижать выбросы парниковых газов Доклад опубликован на сайте Климатического центра Росгидромета. В нем говорится о том, почему и как меняется климат, как это влияет на природу, жизнь людей и отрасли экономики сейчас, и как может сказаться в будущем. Поскольку это научный обзор, он не дает рекомендаций для политиков и лиц, принимающих решения, но показывает, что будет в том или ином варианте действий или бездействия по снижению выбросов парниковых газов и адаптации к изменению климата. Например, если крупнейшие страны за 30-50 лет не придут к обещанной углеродной нейтральности, то это приведет к многократному росту частоты и силы опасных метеорологических явлений. Впрочем, доклад наглядно показывает, что дело не в этих средних градусах, а в росте опасных метеорологических явлений: засух, лесных пожаров, штормовых ветров, аномальных осадков и наводнений. В худшем случае волн жары в России может быть в 4-5 раз больше, чем сейчас, а засухи на юге Европейской части страны будут происходить в 2-3 раза чаще», -- комментирует Алексей Кокорин, директор климатической программы Всемирного фонда дикой природы.
По словам представителя ПАО «Совкомбанк» Михаила Автухова, объемы «зеленого» финансирования составляют от 2,5 трлн до 3 трлн рублей. В рамках сессии состоялся и обмен опытом среди субъектов РФ. Специальный представитель губернатора по вопросам климата и устойчивого развития Сахалинской области Милена Милич и начальник Управления развития конкуренции Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Борис Пейчев представили адаптационные планы и климатические проекты в регионах.
Согласно данным доклада, для пресноводных экосистем России прогнозируются изменение годового и сезонного стока рек, изменение режима их питания, учащение экстремальных наводнений и засух, изменения русел рек, повышение температуры воды. Эти факторы обусловят изменение видового состава и численности населяющих эти экосистемы организмов. Доклад подготовлен в соответствии с российским национальным планом адаптации. Он станет основой выполнения второго этапа реализации Плана, который начнется в 2023 году. На первом этапе стояла задача создать методическую базу и планы адаптации секторов экономики России. Следующий этап этого процесса будет посвящен практическим действиям регионов.
Стоит задача сначала стабилизировать, а затем попытаться снизить атмосферные концентрации парниковых газов. Митигация — основополагающий метод борьбы с антропогенным изменением климата. В Шестом оценочном докладе МГЭИК ученые отмечают, что, принимая во внимание инерционность и естественную изменчивость климатической системы, реакция среднегодовой поверхностной температуры на сокращение выбросов парниковых газов будет отложенной во времени. То есть если мы сократим выбросы парниковых газов до нуля прямо сейчас, то температурный отклик мы получим только примерно через 15—20 лет. Есть определенное время «жизни» парниковых газов в атмосфере, поэтому потепление будет продолжаться некоторое время. Соответственно, пока следует готовиться к тому, что температуры и все отрицательные последствия будут увеличиваться и усугубляться. Второе направление — адаптация к неизбежным изменениям климата, которые уже невозможно предотвратить. Подчеркну, что митигация и адаптация — два взаимосвязанных направления. Нельзя выбрать что-то одно и, например, заявить, что мы будем адаптироваться, но не будем заниматься сокращением выбросов парниковых газов. Однажды доступный потенциал адаптации экономики и природных экосистем будут исчерпаны, в следствии этого последующие меры по адаптации будут стоить либо совсем больших денег, чтобы минимизировать ущерб нарастающего изменения климата, либо социальные или природные экосистемы могут достигнуть критической точки. Поэтому митигация и адаптация взаимоувязаны друг с другом, компенсируют, а также усиливают друг друга и по отдельности практически не работают. Если сейчас отложить вопрос проблемы митигации и то, как Россия собирается с этим работать, то надо отметить, что в направлении адаптации у нас хорошо проработана нормативная база. Одним из первых климатических нормативных документов стал Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата. Пока он больше имеет ориентировочный характер и указывает на то, когда отрасли и регионы должны были разработать свои планы по адаптации. Мы видим, что многие отрасли уже утвердили свои планы по адаптации, многие регионы начали такую работу, поэтому данное направление в стране развивается хорошо и здесь можно только продолжать начатую работу. Что касается того, как адаптироваться к тем рискам, о которых мы с вами говорили ранее, например, по поводу протаивания многолетних мерзлых грунтов, увеличения глубины протаивания — это прежде всего адаптация в отношении совершенствования и актуализации технологических и строительных норм. Во-первых, нужно провести ревизию жилого фонда и инфраструктурных строений, понять какие из них отслужили срок, запустить программу реновации. Исследовать распределение более и менее устойчивых зон мерзлоты и переселить людей из тех зон, где опасность аварийной ситуации выше. Во-вторых, необходимо менять строительные нормы для инфраструктуры линейных объектов, дорог, мостов и жилых домов. Применение новых технологий и норм может быть актуально и для остальной территории РФ, не только в зоне многолетнемерзлых грунтов. Это большое направление в области адаптации, которое активно прорабатывается. Если говорить о сельском хозяйстве, то здесь вопрос адаптации уже находится в критической зоне. Фермеры не будут ждать, пока их регионы разработают планы по адаптации сельскохозяйственной отрасли на своей территории и начнут их реализацию. Например, август в Краснодарском и Ставропольском краях становится из года в год все более засушливым, и яровая пшеница не успевает вызревать, поэтому практически полностью фермеры перешли на зимнюю пшеницу. Это уже был первый шаг к адаптации сельского хозяйства в этих регионах. И практически все такие легкодоступные шаги в сельскохозяйственном производстве у нас уже сделаны. Я считаю, что самые дешевые меры в области сельского хозяйства южных районов европейской части нашей страны уже применяются и они уже использованы, а возможно, что однажды их адаптационный потенциал будет исчерпан. Следующим этапом в адаптации сельского хозяйства могут стать мероприятия по выведению новых сортов, более устойчивых к засухе, поэтому в данном направлении тоже необходимо работать.
Изменение климата Земли в 2024 году
Например, на программе АСИ «Адаптация регионов к изменениям климата» команда Ростовской области разработала Концепцию адаптации региона к изменениям климата. Изменение климата адаптация сокращение выбросов новости регионы. Адаптация к уже наступившим последствиям изменения климата является нашей главной задачей. Как изменение климата влияет на адаптацию, сокращение выбросов и новости регионов. В случае обводнения торфяников — это сокращение выбросов парниковых газов, адаптация к изменению климата и сохранение биоразнообразия.
Сокращение выбросов не замедлило изменение климата
Глобальные изменения климата. Часть 4. Что делать? | Изменение климата: адаптация, сокращение выбросов, новости регионов. Согласно прогнозам, количество лесных пожаров, наводнений, засух и волн тепла будет увеличиваться, а сокращение выбросов и активизация мер по адаптации являются единственным способом. |
Сокращение выбросов не замедлило изменение климата | Всероссийская проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата — 2023». |
Подготовку регионов к изменениям климата обсудили в Совете Федерации | Изменения климата у всех на устах, а у молодежи — в модных трендах. |
Доклады по вопросам климата
Пополнение знаний о климате является необходимой предпосылкой выработки и реализации независимой научно обоснованной климатической политики. Систематическое наблюдение за климатом, фундаментальные и прикладные исследования, связанные с его изменением, обеспечивают повышение осведомленности органов государственной власти, субъектов экономики, научной общественности, средств массовой информации и населения о происходящем и будущем изменении климата и последствиях такого изменения, возможностях адаптации к этому изменению и мерах по смягчению антропогенного воздействия на климат, а также принятие соответствующих решений. Своевременные выявление и оценка связанных с изменением климата угроз устойчивому развитию и безопасности Российской Федерации, включая угрозы обороноспособности, экономике, окружающей среде, жизни и здоровью граждан, относятся к приоритетам климатической политики. Адаптация к изменению климата необходима для снижения потерь и использования выгод, связанных с происходящим и будущим изменением климата. Меры по адаптации принимаются органами государственной власти с учетом международных договоренностей Российской Федерации.
Планирование, организация и осуществление мер по адаптации, в том числе превентивных, проводятся в рамках климатической политики с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни общества, экономику и государство. Важнейшей составляющей при разработке и планировании мер по адаптации является оценка: а уязвимости экономики, населения и окружающей среды к неблагоприятным последствиям изменения климата и связанным с ними ожидаемым потерям; б возможных последствий изменения климата в регионах России в среднесрочной и долгосрочной перспективе на основе современных научных методов; в возможностей получения выгод, связанных с благоприятными последствиями изменения климата; г затрат на осуществление соответствующих мер по адаптации, а также эффективности в том числе экономической и практической осуществимости таких мер; д потенциала адаптации к изменению климата с учетом экономических, социальных и других значимых факторов для государства, экономики, населения, в том числе отдельных социальных групп, окружающей среды. Упреждающая адаптация к изменению климата относится к приоритетам климатической политики. Российская Федерация в масштабе всей экономики предпринимает максимальные усилия, направленные на снижение выбросов парниковых газов, а также на увеличение абсорбции парниковых газов поглотителями и накопителями и иных климатически активных веществ.
С этой целью принимаются меры, обеспечивающие: а повышение энергетической эффективности во всех отраслях экономики; б развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов; в осуществление климатических проектов, в том числе в области лесного хозяйства, направленных на сокращение предотвращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения, повышение качества поглотителей и накопителей парниковых газов. Предложения о вкладе Российской Федерации в глобальное снижение выбросов парниковых газов вырабатываются с учетом национальных интересов и при участии всех заинтересованных российских организаций и гражданского общества. Эффективная климатическая политика призвана способствовать динамичной технологической модернизации экономики страны, укреплению ее позиций в международных экономических отношениях, повышению конкурентоспособности в первую очередь за счет рационального природопользования и повышения энергоэффективности. Российская Федерация будет способствовать исследованиям и разработкам в области энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, технологий поглощения парниковых газов, а также развитию других инновационных экологически приемлемых и экономически эффективных технологий.
Создание правовых основ и механизмов государственного регулирования, направленного на смягчение антропогенного воздействия на климат, и обеспечение их реализации относятся к приоритетам климатической политики. Российская Федерация участвует в выработке коллективных мер международного сообщества по смягчению антропогенного воздействия на климат и оказывает совместно с другими членами международного сообщества содействие развивающимся государствам, в том числе наиболее уязвимым к неблагоприятным воздействиям изменения климата, в реализации мер по адаптации и устранению последствий неблагоприятного воздействия изменения климата. При этом Российская Федерация исходит из того, что долгосрочное и всеобъемлющее решение проблемы изменения климата возможно только при участии всех государств, включая крупнейшие страны - эмитенты парниковых газов, на основе принципов Рамочной конвенции в том числе принципа общей, но дифференцированной ответственности и имеющихся возможностей с учетом различных национальных условий , предусматривающих справедливую нагрузку на государства сообразно с их уровнем социально-экономического развития и природно-климатическими особенностями, а также принципа недопустимости необоснованной дискриминации при принятии мер по борьбе с изменением климата, затрагивающих международную торговлю. Географические и иные особенности Российской Федерации при решении проблем изменения климата 45.
Значительная часть территории Российской Федерации находится в области наиболее интенсивного изменения климата, как происходящего, так и ожидаемого. Изменение климата оказывает существенное, преимущественно неблагоприятное воздействие на социально-экономическое развитие государства в целом, на жизнь и здоровье его граждан. К неблагоприятным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата относятся: а повышение риска для здоровья граждан увеличение уровня заболеваемости и смертности , принадлежащих к отдельным социальным группам; б рост повторяемости, интенсивности и продолжительности периодов тепла и засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других; в повышение пожароопасности в лесах; г деградация многолетней мерзлоты и горного оледенения; д нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими; е распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; ж увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населения. К возможным положительным для Российской Федерации последствиям ожидаемого изменения климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся: а сокращение расходов энергии в отопительный период; б улучшение ледовой обстановки и соответственно условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; в расширение зоны растениеводства; г повышение продуктивности бореальных лесов.
По сравнению со многими государствами и регионами мира у Российской Федерации в целом более высокий адаптационный потенциал, который обусловлен: а большими размерами территории; б наличием значительных водных ресурсов; в относительно небольшой долей населения, проживающего в районах, особо уязвимых к изменению климата. Исключительное по сравнению с другими государствами разнообразие и масштабы изменения климата регионов Российской Федерации и последствий такого изменения для населения, экономики и окружающей среды являются естественным следствием значительных размеров территории и многообразия природных условий. При выработке климатической политики необходимо учитывать сочетание низкой средней плотности населения и значительных размеров территории, что приводит к повышению транспортных потребностей России, а также холодный климат, обусловливающий дополнительные потребности в отоплении зданий, производство и транспортировку значительных объемов топливно-энергетических ресурсов. Реализация климатической политики 52.
Основными направлениями реализации климатической политики являются: а развитие нормативно-правовой базы и организация государственного регулирования в области климата; б совершенствование экономических механизмов, способствующих принятию мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; в научное, информационное и кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат; г международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат. Развитие нормативно-правовой базы в области климата является основной предпосылкой создания и эффективного функционирования механизма реализации климатической политики. Организация работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мер, направленных на предотвращение и преодоление угроз национальным интересам Российской Федерации в области климата, требует дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в указанной области и обеспечения его строгого соблюдения всеми хозяйствующими субъектами. При этом необходима гармонизация нормативно-правовой базы Российской Федерации в области климата с обязательными для Российской Федерации нормами международного права.
Основные принципы климатической политики должны быть отражены также в законодательстве субъектов Российской Федерации.
А в 2021-м содержание углекислого газа в воздухе достигло абсолютного рекорда за всю историю наблюдений, заключили эксперты Национального управления океанических и атмосферных исследований NOAA и Центра океанологических и землеустроительных исследований в Сан-Диего. Поэтому сейчас главная задача всего человечества без преувеличений — как можно быстрее и сильнее ограничить количество выбрасываемого в атмосферу углекислого газа. Но даже несмотря на это температура на планете все равно продолжит повышаться по крайней мере до середины столетия. Изменения климата — полностью вина людей. Перемены погоды и температур уже привели к локальным вымираниям видов, спровоцировали массовую гибель растений и животных.
Еще растет число экстремальных погодных явлений: за последние 20 лет 2 миллиарда человек пострадали от крупных опустошительных наводнений, 1,5 миллиарда — от засухи, 700 миллионов — от разрушительных тропических штормов. Кроме того, сокращается площадь арктического льда. В частности, деградация Гренландского щита в последние годы приводит к повышению среднего уровня моря примерно на 0,7 миллиметра в год. На этом фоне ускоряется подъем уровня Мирового океана: за весь ХХ век он составил примерно 17 сантиметров, а с 1990-х годов поднялся почти на 9 сантиметров. ООН предупредила: к 2030 году мировая экономика будет терять более двух триллионов долларов в год из-за снижения производительности труда, поскольку глобальное потепление настолько изменит климат, что некоторые виды работ станут невозможны из-за слишком высоких температур воздуха. Экстремальная жара скажется в первую очередь на работах, связанных с тяжелым ручным трудом в сельском хозяйстве и на производстве.
Учитывая, что ручной труд сейчас используется чаще в слаборазвитых странах, они станут еще беднее от снижения его производительности. Также антропогенные изменения климата за последние 50 лет замедлили рост продуктивности сельского хозяйства в средних и низких широтах. По оценкам ученых, потепление на 2 градуса выше доиндустриального периода вместе с предполагаемыми изменениями режима осадков приведет к тому, что на 35 процентов больше территорий выгорят из-за пожаров. Деградация земель в результате изменения климата, расширения сельскохозяйственных площадей, урбанизации и строительства инфраструктурных объектов чревата серьезными экологическими и экономическими последствиями. Это обернется ухудшением благосостояния более 3,2 миллиарда человек, предупреждает ООН.
В обновленном варианте представлены новейшие данные, необходимые в качестве информационной основы для глобальных переговоров по вопросам климата на КС-26. В нем содержится обобщенная информация из 165 последних имеющихся ОНУВ, т. Согласно оценкам, общие выбросы этих 143 Сторон к 2030 году окажутся примерно на 9 процентов ниже уровня 2010 года.
Примерно 71 Сторона заявила о желании достичь углеродной нейтральности к середине столетия, при этом уровень их выбросов в 2050 году будет на 88 процентов ниже, чем в 2019 году. Однако согласно всем имеющимся ОНУВ, предоставленных 192 Сторонами, к 2030 году ожидается значительное - примерно на 16 процентов - увеличение глобальных выбросов по сравнению с 2010 годом. В течение следующих двух десятилетий правительства коллективно прогнозируют увеличение мирового производства нефти и газа и лишь незначительное снижение производства угля. В совокупности планы и прогнозы показывают, что общее производство ископаемого топлива в мире будет расти как минимум до 2040 года. В отчете представлены страновые профили 15 основных стран-производителей, правительства большинства которых продолжают оказывать значительную политическую поддержку производству ископаемого топлива. ВОЗ Специальный доклад об изменении климата и здоровье 11 октября 2021 года В специальном докладе, посвященном вопросам изменения климата и здоровья, предлагаются рекомендации мирового медицинского сообщества в отношении борьбы с изменением климата, основанные на растущем количестве исследований, которые устанавливают неразрывную связь между климатом и здоровьем. Доклад был официально представлен посредством открытого письма, которое подписали более двух третей работников мировой системы здравоохранения, а именно, 300 организаций, представляющих не менее 45 млн врачей и медицинских работников по всему миру. Они призвали руководителей стран мира и участников переговоров по климату к активизации действий, направленных на борьбу с изменением климата.
Беспрецедентные экстремальные погодные явления и иные виды климатического воздействия оказывают все более пагубное влияние на жизни и здоровье людей. Все более частые «волны жары», штормы и наводнения уносят тысячи жизней и нарушают жизнь миллионов людей, а также ставят под угрозу функционирование систем здравоохранения и медицинских учреждений именно тогда, когда они нужны больше всего. Кроме того, изменения погоды и климата ставят под угрозу продовольственную безопасность и способствуют росту распространенности заболеваний, передающихся с пищей, водой, а также через переносчиков инфекции, таких как малярия. Последствия изменения климата также негативно сказываются на психическом здоровье. ВМО Состояние услуг в области климата в 2021 году: вода 5 октября 2021 года В новом докладе содержится призыв к мировому сообществу осознать надвигающийся водный кризис. Связанные с водой стихийные бедствия, такие как наводнения и засухи, усиливаются из-за изменения климата. Ожидается, что число людей, испытывающих дефицит воды, будет увеличиваться, что усугубляется ростом населения и сокращением ее доступности. Однако системы управления, мониторинга, прогнозирования и раннего предупреждения фрагментированы и неэффективны, а глобальные усилия по финансированию борьбы с изменением климата недостаточны.
В докладе «Состояние услуг в области климата в 2021 году: вода» подчеркивается необходимость принятия срочных мер для улучшения совместного управления водными ресурсами, внедрения комплексной политики в области водных ресурсов и климата, а также наращивания инвестиций в этот ценный ресурс. Он является основой всех международных целей в области устойчивого развития, адаптации к изменению климата и снижения риска бедствий. ВМО Климатические показатели и устойчивое развитие: раскрытие взаимосвязей 22 сентября 2021 года Достижение Целей в области устойчивого развития к 2030 году во многом зависит от решения проблемы антропогенного изменения климата. В новом докладе освещается связь между состоянием климата на планете и достижением этих целей. В нем подчеркивается необходимость более широкого международного сотрудничества в интересах как достижения ЦУР, так и ограничения глобального потепления 1,5 градусами Цельсия. На сюжетной карте выделены семь климатических показателей, оказывающих влияние на достижение глобальных целей: концентрация углекислого газа, температура, закисление океана, теплосодержание океана, площадь морского льда, баланс массы ледников и повышение уровня моря. В докладе рассматривается значение последних данных и научных исследований о состоянии мирового климата для устойчивого развития, и подчеркивается, что климат уже меняется таким образом, что это может помешать прогрессу в достижении ЦУР. РКИКООН Определяемые на национальном уровне вклады по смыслу Парижского соглашения 17 октября 2021 года Обобщение информации, полученной из определяемых на национальном уровне вкладов, которые требуются в соответствии с Парижским соглашением, показывает, что, несмотря на явную тенденцию к сокращению выбросов парниковых газов с течением времени, странам необходимо срочно удвоить усилия по борьбе с изменением климата, чтобы предотвратить превышение глобальной температурой опасного порога в 1,5 градуса Цельсия.
Современная наука находит все больше подтверждений тому, что хозяйственная деятельность человека, связанная, прежде всего, с выбросами парниковых газов, все сильнее влияет на климат на фоне его естественной изменчивости. Изменение климата проявляется в различных процессах, в частности в увеличении частоты и интенсивности климатических аномалий и экстремальных погодных явлений. В течение XXI века высока вероятность ускорения происходящего изменения климата. Ожидаемое изменение климата неизбежно отразится на жизни людей, состоянии животного и растительного мира во всех регионах планеты, а в некоторых из них станет ощутимой угрозой благополучию населения и устойчивому развитию. Указанные в пунктах 8 - 10 настоящей Доктрины факторы предопределяют необходимость развития государственной наблюдательной сети в части, касающейся климатического мониторинга и проведения всесторонних научных исследований в области климата. Возникает необходимость учета изменения климата в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации, а также признания проблемы глобального изменения климата одним из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации. Последствия изменения климата проявляются на глобальном, региональном, субрегиональном и национальном уровнях.
С учетом размеров территории Российской Федерации, ее географического положения, разнообразия климатических условий, структуры экономики, демографических проблем и геополитических интересов изменение климата и смежные проблемы требуют взвешенного государственного подхода, основанного на всестороннем научном исследовании экологических, экономических и социальных факторов. Российская Федерация играет значительную роль в глобальных усилиях по смягчению негативных последствий изменения климата и является активным участником Рамочной конвенции и Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. В 1990-е годы Российская Федерация внесла наиболее существенный вклад в достижение Сторонами Рамочной Конвенции одной из ее целей - возвращение к концу десятилетия 1990-х годов к прежнему уровню антропогенных выбросов парниковых газов. Российская Федерация участвовала в реализации первого периода действия Киотского протокола от 11 декабря 1997 г. Следующим большим шагом по смягчению негативных последствий изменения климата стало участие России в разработке Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. Стратегическая цель Соглашения заключается в удержании прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия по сравнению с доиндустриальными уровнями 1850 - 1900 годы и приложении усилий по ограничению прироста глобальной средней температуры до 1,5 градуса Цельсия. Российская Федерация подписала Парижское соглашение в апреле 2016 г.
Соглашение вступило в силу для России. Указом Президента Российской Федерации от 4 ноября 2020 г. Указанный целевой показатель является основой определяемого на национальном уровне вклада Российской Федерации в реализацию Парижского соглашения от 12 декабря 2015 г. По данным Национального доклада о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990 - 2020 годы, объем выбросов парниковых газов в 2020 году составил 1482,2 млн. Россия намерена полностью выполнить взятые на себя международные обязательства по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов. В Российской Федерации проводится активная работа по формированию условий для перехода к низкоуглеродной экономике. В рамках долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предполагается достижение с учетом национальных интересов и приоритетов развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением.
Для достижения этой цели определены дополнительные меры по декарбонизации отраслей экономики и увеличению поглощающей способности управляемых экосистем. Реализация указанных мер позволит обеспечить к 2030 году объем выбросов парниковых газов на уровне 1673 млн. Цели, основные принципы и задачи климатической политики 20. Стратегической целью климатической политики является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный, в том числе демографический, факторы, в условиях изменения климата и возникновения сопутствующих ему угроз. Ключевой долгосрочной целью климатической политики является достижение с учетом национальных интересов и приоритетов социально-экономического развития не позднее 2060 года баланса между антропогенными выбросами парниковых газов и их поглощением. Интересы Российской Федерации, связанные с изменением климата, не ограничиваются ее территорией и носят глобальный характер. Это обусловлено как всеобъемлющим изменением климата, так и необходимостью учитывать в международных отношениях многообразие воздействия на климат и последствия его изменения в различных регионах мира.
При выработке климатической политики следует принимать во внимание не только прямое, но и косвенное воздействие изменения климата на экономику, население, в том числе на различные социальные группы, и окружающую среду. К опосредованному воздействию изменения климата относится его влияние на миграционные процессы в результате глобального перераспределения природных, в том числе водных, ресурсов и снижения относительной комфортности проживания человека в отдельных регионах Российской Федерации и за ее пределами, а также на возможность и экономическую целесообразность осуществления различных видов хозяйственной деятельности.