Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль. Далее мы разовьем эту мысль поэта и рассмотрим стихотворение Лермонтова «Парус». Парус, рассмотрим тему, идею, средства выразительности и основную мысль.
Основная идея парус
Ощутив своеобразие лермонтовского языка,ученики смогли правильно понять основную идею стихотворения «Парус»,увидели дух мятежной личности,жажду истины и деятельности,внутреннюю неуспокоенность. Смысл стихотворения «Парус» заключается и в том, что жизнь подобна морю — она испытывает судно, гнет и ломает мачту, обрушивает на корабль гнев стихии. Основная мысль стихотворения Парус Лермонтова. Какова основная мысль стиха Парус. Развитие поэтической мысли в стихотворении «Парус» своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения. Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году.
Анализ стихотворения Парус Лермонтова
Cмысл стихотворения "Парус" Лермонтова | Какой Смысл | Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. |
Какова основная идея стихотворения Парус | Стихотворение «Парус» написано в духе романтизма и имеет такие черты направления, как мотив борьбы, противостояние обыденности, поиск идеала, изображение сильных чувств и эмоций героя через природную стихию. |
Cмысл стихотворения «Парус» Лермонтова | Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. |
Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова | В самом начале видео вам будет предложена аудиозапись стихотворения М. Лермонтова «Парус». |
Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6 | Начинать анализ стихотворения «Парус» Лермонтова хотелось бы с определения основной мысли произведения. |
Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова
Всякий раз в двух строках о лирическом герое мы видим повтор. В первой строфе — ассонанс , усиливающий тревожность и метания души, а также синтаксический параллелизм для акцента на вопросе бытия и героя, и автора, и поэтического образа паруса: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. У берегов И. Парусник в море. Айвазовский Той же цели — выделить слово — служит и повтор слова в третьей строфе: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Идея противопоставления лирического героя и общества, толпы, не признающей его особую роль, в дальнейшем творчестве Лермонтова станет почти главной. Сейчас она уже заявлена четко, а юному поэту всего 17 лет… Под парусом мечты. Потому одинокий парус в открытом море стал аллегорией неспокойной души, поиска смысла жизни и своего места в мире. Берег лагуны И.
Левитан По ритму произведение звучит легко, непринужденно, как и следует четырестопному ямбу с перекрестной рифмой , но, тем не менее, во второй строфе легкость приобретает несколько иной оттенок. Возникший ветер поднимает волны, создается ощущение бури: «и мачта гнется и скрыпит…». Много глаголов придают повествованию динамику , экспрессию. Природа и судьба, кажется, услышали мольбу, но… Буря не освобождает лирического героя от бытия, не облегчает душу, не успокаивает и не дает ответов на вопросы, хотя мысли героя о буре не оставляют его. Значит, счастье не где-то там, в жизни, оно должно быть внутри самого человека. Однако в выборе между умиротворенностью и сильными эмоциями герой отдает предпочтение именно буре, ведь именно здесь пробуждается стихийность, сила, появляется восторг и восхищение природным хаосом. Паруса удачи. Медведев Резкий переход из одного состояния в другое, прием контраста морской туман и играющие волны; лазурная волна и золотой солнечный луч , антитеза родной край — страна далекая подчеркивают мятежность души героя, его активный поиск себя. Герой неутомим и не покорен судьбе, он одинок и свободен.
Гаврилова Данный анализ стихотворения Лермонтова «Парус» дает возможность почувствовать, что произведение и по сей день не теряет своей актуальности, в нем раскрывается тема души человека, поднимается тема поэта и поэзии, роли поэта в обществе. В то же время раскрывается проблема бунта против действительности, тревоги за свою будущность, вечной борьбы высокой, широкой души с окружающим миром. Похожие записи Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В «Парусе» нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг.
Эта тема «море — жизнь» была начата его предшественниками ещё в конце XVIII века и продолжена Пушкиным , который в стихотворении «Предчувствие» 1828 писал: «Равнодушно бури жду». Восемнадцатилетний пылкий Лермонтов, по словам Шанского, «не ждёт бури, а просит её» [9] : Пусть впереди не видно пока ничего особо утешительного, надо действовать, искать, бороться. Свидетельством того, что тема морской стихии была по-настоящему близка Лермонтову, является его акварельная работа 1828—1831 , которую исследователи называют «своеобразным графическим комментарием к литературным замыслам поэта», в частности, к «Парусу». Рисунок близок к основной теме стихотворения: Лермонтов-художник и Лермонтов-поэт «слились в едином, тревожно-романтическом восприятии мира» [10].
Авторское я спрятано. Даже в психологической половине стихотворения оно лишь угадывается. Местоимения я в тексте нет вовсе. Зато местоимение он употребляется шесть раз, постоянно отсылая нас к парусу, в том числе и тогда, когда перед нами мысли и раздумья поэта. Шанский [11] «Парус» состоит из трёх четверостиший и одновременно — из шести «перемежающихся двустиший». Произведение построено таким образом, что две первые строчки каждой строфы представляют собой «пейзажную половину», в которую включено описание моря и паруса; две следующие строки каждого стиха — это поток раздумий поэта [12]. В число основных художественных приёмов, используемых Лермонтовым в «Парусе», входит антитеза.
Завязка приходится на первое четверостишие, когда поэт впервые упоминает об увиденном вдалеке парусе. Второе четверостишие — развитие действия, автор описывает испытания, которым подвергается парусник в открытом море. В последнем четверостишии наступает кульминация, которую можно назвать и развязкой: Лермонтов делает вывод: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой…» Жанр По принадлежности к роду литературы «Парус» можно рассматривать как сюжетную лирическую зарисовку или миниатюру.
По литературному направлению — это романтизм. Жанр стихотворения можно определить, как элегия. Размер и средства художественной выразительности Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой АБАБ. Мужские рифмы чередуются с женскими. Строфа представляет собой четверостишие классический катрен. Лексика стихотворения нейтральная, содержит много существительных и прилагательных, при помощи которых автору удается создать яркие, образные объекты: «краю родном», «парус одинокий», «в тумане моря голубом», «стране далекой». Глаголы: «ищет», «кинул», «свищет», «просит» создают ощущение, что в стихотворении речь идет не про неодушевленный предмет, а живое существо, поскольку парус здесь соотносится с человеком. Из средств художественной выразительности использованы эпитеты: «парус одинокий», «струя светлей лазури», «в тумане голубом», «луч солнца золотой». Метафоры: «в тумане моря голубом». Олицетворения: «что ищет он», «что кинул он», «играют волны», «ветер свищет», «парус… просит бури».
Антитезы: «ищет — кинул», «буря — покой». При помощи аллитераций «ч», «с», «т», «щ» создаются звуковые образы шума ветра, скрипа мачты.
Рисунок Лермонтова не является иллюстрацией, так как датируется более ранним временем написания — 1831г. Стихотворение повествует нам о глубокой, но неразделенной любви, причем в это чувство вкладывается многое: любовь к женщине, свободе, воле, жизни и поэзии. Автор, изображая море, не ставил перед собой цели показать только морской пейзаж. Он отождествляет лирического героя с парусом, чтобы передать мироощущение человека, потерявшегося в стихии жизни. Образ паруса в бескрайнем море символизирует одиночество человека , но в то же время это и бунт мятежной души. Лермонтов размышляет о настоящем, о будущем. Чувствуются мотивы сущности человеческого бытия.
Лирический герой не отдается порывам судьбы, а хочет перемен. Он ищет себя и пока не может понять, что ему нужно в жизни. Определился лишь с главным: спокойствие — его враг. Сильный ветер. Айвазовский Композиционно стихотворение состоит из трех строф, причем в каждой строфе наблюдаем психологический параллелизм : первые две строки рисуют пейзаж и парус, следующие за ними две вторые, кажется, все о том же парусе, но нет! Это размышления о жизни лирического героя, ассоциирующего себя с утлым суденышком, потерявшимся в огромном море жизни. Всякий раз в двух строках о лирическом герое мы видим повтор. В первой строфе — ассонанс , усиливающий тревожность и метания души, а также синтаксический параллелизм для акцента на вопросе бытия и героя, и автора, и поэтического образа паруса: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
У берегов И. Парусник в море. Айвазовский Той же цели — выделить слово — служит и повтор слова в третьей строфе: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! Идея противопоставления лирического героя и общества, толпы, не признающей его особую роль, в дальнейшем творчестве Лермонтова станет почти главной. Сейчас она уже заявлена четко, а юному поэту всего 17 лет… Под парусом мечты. Потому одинокий парус в открытом море стал аллегорией неспокойной души, поиска смысла жизни и своего места в мире. Берег лагуны И. Левитан По ритму произведение звучит легко, непринужденно, как и следует четырестопному ямбу с перекрестной рифмой , но, тем не менее, во второй строфе легкость приобретает несколько иной оттенок.
Сочинение на тему анализ стихотворения лермонтова парус
Ведь первые две строки каждого четверостишия описывают природу, а две заключительные касаются раздумий и размышления поэта. Читайте по теме: Здесь можно посмотреть другие произведения Лермонтова для читательского дневника. Главный герой стихотворения - мятежный парус, который ищет бури и не хочет покоя. Это символ-аллегория, в котором многие угадывают образ самого Лермонтова, который тоже искал цели в жизни, искал свой путь, и мечтал об изменениях. Само море в стихотворении также является аллегорией человеческой жизни, которая может быть спокойной, но и скучной, или буйной, но полной событий.
В первую очередь «Парус» имеет в своем замысле философское начало, а вот описанный пейзаж олицетворяет внутренний мир героя. Для более точного описания главной темы писатель применяет метафоры, использует эпитеты, он даже пользуется антитезой. В центре событий оказывается одинокий парус, плывущий по морю, которое не слишком спокойное на тот момент. Возникшая буря, становится сложной преградой для маленького паруса, но он должен преодолеть ее и выстоять, чтобы не сбиться с намеченного пути. Так вот и человек, намечая что-то в своей жизни, сталкивается с множеством проблем, кто-то с ними справляется, а кто-то, словно парус в бурю, уходит ко дну. Произведение слишком тесно связано с личными переживаниями поэта. Ему очень тяжело было оставить родной город, прежнюю жизнь полностью изменив ее.
Он уверен, что жизнь приготовила массу неизведанных приключений и загадок, которые он просто обязан решить. Юный поэт придает своему произведению некую мелодичность и красоту. В нем полностью раскрываются чувства. Лермонтов убежден, что душа поэта, словно парус из стихотворения, ей суждено скитаться по земле в одиночестве. Только душа, жаждущая свободы будет искать, и ждать бурю, как толчок для чего-то нового на своем пути. Таким образом, произведение «Парус» несет в себе философское размышление самого автора о жизни, и принятых им решениях. Как бы нам этого не хотелось, но судьба все равно распределится иначе, как решит сама.
Несмотря на душевные терзания в момент написания стихотворения, Лермонтов все же в полной мере отобразил душевный настрой самого себя. Его стихотворение "Парус", положенное на музыку, стало песней. Но и читая его в стихотворной форме, можно насладиться описанием голубого моря, прочувствовать легкий морской бриз и чарующее восходящее солнце. Само слово "парус" вызывает в человеке жажду скитаний и открытий, мечтаний и таинственности. Белый цвет паруса символизирует безмятежность и покой. Он символизируется с человеком, который одинок. Но одиночество не является признаком плохих людей.
По мнению Лермонтова на одиночество обречены люди талантливые. Отражение этой мысли мы находим и в других произведениях Михаила Юрьевича, например, в "Пророке". Используя в стихотворении бушующее море, поэт подразумевает под ним людей жестоких и резких на слово и дело. Пугающее великолепие морских волн сменяется переживаниями самого автора, ведь Лермонтов сильно переживал по поводу своего ухода из университета, в котором учился. Но уход требовался. Он выбрал иную жизненную дорогу - путь поэта и пророка. Лермонтовский "Парус" литературоведы относят к жанру лирической новеллы, в которой автор рассматривает философские мысли и преподносит читателю свои размышления.
Мы видим одиночество автора. Он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой. Лермонтову удалось передать читателю свои чувства по поводу того, что он покинул Москву. Виднеющийся вдалеке белый парус очень точно проявляет чувства поэта. Он пытается найти далекий берег, на который он сможет-таки вступить твердой ногой и почувствовать, что это его пристанище. Только там он сможет спастись от неустойчивости моря. Строки этого стихотворения сплошь наполнены душевными переживаниями поэта, которые мы все так же ярко можем прочувствовать спустя две сотни лет...
Лермонтов с раннего детства рос замкнутым ребенком, его не редко дразнили из-за броской необычной внешности и буйного характера. Кроме того, юный Лермонтов все больше обособлялся от общества своих сверстников, часто уезжая лечиться на Кавказ и меняя свое окружение. К семнадцати ситуация накалилась до предела: поэту пришлось расстаться со своей мечтой, бросить обучение в университете Москвы и переехать в Питер по настоянию бабушки. Все эти обстоятельства явились предтечей сложного душевного состояния юного поэта, которое нашло отражение в знаменитом стихотворении «Парус». Рассуждения поэта кажутся мудрыми, не по годам точными и лучше всего передают читателю сложный характер юного поэта.
В тот самый момент у него зародилась идея создания стиха. Страх перед будущим, опустошенность от неоправданных надежд на поступление — все это Лермонтов выплеснул через лирического героя своего «Паруса». Автор несерьезно отнесся к своему творению и потому не стал включать его в свой сборник 1840 года, а издал годом позднее. Михаил Юрьевич также написал акварель с небольшим парусным судном. Он создал ее примерно в 1828—1832 годы. Картина считается художественным дополнением к тексту. Тема и идея Основная тема стихотворения — одиночество и чувство неопределенности, вечный поиск человеком себя. Парус выступает символом жизни юного Михаила, он в полной мере отражает его душу. Главная идея произведения, что автор хотел описать одиночество и свой внутренний мир, как деятеля искусства. Образ паруса выступает центральным героем. Он отображает человеческую сущность, стремящуюся в неизвестность и пытающуюся найти свое место в мире. В моменты отчаяния человек склонен к мятежу, риску и поиску чего-то нового, это результат неизвестности. Лермонтов также выражает мысль — человеку не дано знать, что в этом мире происходит во благо ему, а что — нет. Композиция и жанр По жанру стихотворение относится к лирической новелле. В нем одновременно присутствуют философские раздумья и описание пейзажей. Произведение служит примером романтизма в русской литературе XIX столетия. Лермонтов написал стихотворение четырехстопным ямбом и использовал перекрестную рифму. В произведении есть ассонанс: в первом четверостишье присутствует логическое ударение на «о», второе играет звуком «э», а в последнем чувствуется яркое звучание буквы «у».
Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». По композиции стихотворение представляет собой расчлененный символический образ, данный в развитии. В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи строчки воссоздают предметный образ меняющуюся картину моря и паруса , а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. Несмотря на то, что стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, его образная структура дана в развитии: картину моря и далеко плывущего в голубом тумане паруса сменяет изображение надвигающейся бури.
Основная мысль стихотворения парус лермонтова 6 класс кратко
Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря: Белеет парус одинокой… По мнению лингвиста Николая Шанского , три четверостишия «Паруса» гораздо лучше, нежели письма, объясняют то состояние душевного смятения, в котором пребывал поэт летом и осенью 1832 года [4]. Отдельного изучения удостоилось предполагаемое место написания стихотворения. Так, академик Дмитрий Лихачёв , вспоминая о Петербурге своего детства, воспроизвёл одну из городских легенд, рассказывающую о том, что «Парус» был сочинён Лермонтовым на террасе Монплезира [5]. Сам Лермонтов не относился к «Парусу» серьёзно, а потому не включил этот поэтический экспромт в собственное собрание сочинений 1840 [7].
Основная тема[ править править код ] Лермонтов. Эта тема «море — жизнь» была начата его предшественниками ещё в конце XVIII века и продолжена Пушкиным , который в стихотворении «Предчувствие» 1828 писал: «Равнодушно бури жду». Восемнадцатилетний пылкий Лермонтов, по словам Шанского, «не ждёт бури, а просит её» [9] : Пусть впереди не видно пока ничего особо утешительного, надо действовать, искать, бороться.
Свидетельством того, что тема морской стихии была по-настоящему близка Лермонтову, является его акварельная работа 1828—1831 , которую исследователи называют «своеобразным графическим комментарием к литературным замыслам поэта», в частности, к «Парусу». Рисунок близок к основной теме стихотворения: Лермонтов-художник и Лермонтов-поэт «слились в едином, тревожно-романтическом восприятии мира» [10]. Авторское я спрятано.
Даже в психологической половине стихотворения оно лишь угадывается.
Поэтому "Парус"-это раздумья Лермонтова о своём будущем, о жизненном выборе.
Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей.
В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии. Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека. В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре. Наряду с мотивом одиночества , Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему — проблему цели и смысла человеческого бытия.
Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма. Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору что ищет, что кинул , синтаксический параллелизм, инверсию парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом. Поэт широко использует олицетворения ветер свищет, играют волны , метафоры струя светлей лазури , эпитеты луч солнца золотой. Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм.
Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе стране далекой — краю родном, кинул — ищет. Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря шум волн и свист ветра передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч». В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему —проблему цели и смысла человеческого бытия. Стихотворный размер ямб, рифма перекрёстная.
Ключевая фраза "Увы! Стихотворение "Парус" было создано в дни перелома Лермонтова. Главная мысль заключена в строчках "Увы! Лермонтов Худ. Лермонтова стало любимым среди поклонников поэта задолго до того, как вошло в школьные учебники.
Смыл поэзии, мироощущение стихотворца и человека, мечты поэта и проза жизни — все здесь. Об этом и анализ стихотворения , который сопровождается иллюстрациями картин разных художников.
Он жаждет счастья и в то же время осознает, что его просто-напросто нет, а если оно и есть, то недостижимо. Это двойственное состояние характерно и для автора, и для его героя. Счастья нет ни в умиротворении и спокойствии, когда море кажется безмятежным, ни в буре.
Все это было, есть и будет как в природе, так и в жизни, все кроме счастья, которого нет. Поэтому парус не может найти успокоения, а вместе с ним не в силах установить равновесие междувнутренним миром и миром внешним и сам автор. Белинский писал, что в поэзии Лермонтова неизменно присутствуют "вопросы о судьбе и правах человеческой личности". Лермонтов постоянно искал ответы на вопросы, касающиеся человеческого бытия, пытался докопаться до его цели и смысла. Поэт был уверен в том, что существует смысл жизни, какая-то цель бытия, пусть пока ему и неведомая.
Поэтому и парус, казалось бы бесцельно слоняющийся по морю, найдет пристанище среди житейской суеты и рано или поздно найдет разгадку своего бытия. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.
«Парус», анализ стихотворения Лермонтова
Начинать анализ стихотворения Парус Лермонтова нужно с основной мысли произведения. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Основная мысль стихотворения Парус Лермонтова. Какова основная мысль стиха Парус. Стихотворение «Парус» написано в духе романтизма и имеет такие черты направления, как мотив борьбы, противостояние обыденности, поиск идеала, изображение сильных чувств и эмоций героя через природную стихию.
Анализ стихотворения «парус» (м. ю. лермонтов)
Парал лельно идет развитие в мыслях и переживаниях лирического героя. Одиночество гонимого странника, символически изображенное в первой строфе, вызвано его отчаянием и неприятием жизни. Но мятежник хочет обрести душевный и нравственный покой в обновлении жизни, в перемене ее, в очистительной буре. Именно в этом сопоставлении: одинокий парус и мучительные вопросы; поднимающаяся буря и отчаяние, уход от жизни; восхитительный пейзаж и жажда перемен, обновления — и заключается внутренняя напряженность стихов, сила их эстетического воздействия. Языковая изобразительность стихотворения определяется творческим замыслом поэта.
Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь». Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей. В «Парусе» авторское «я» спрятано, но его легко угадать за местоимением «он»: в отличие от слова «парус», употребленного лишь в первой строке, оно встречается в тексте шесть раз. В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии. Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека.
В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре. Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему — проблему цели и смысла человеческого бытия. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма. Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору что ищет, что кинул , синтаксический параллелизм, инверсию парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом. Поэт широко использует олицетворения ветер свищет, играют волны , метафоры струя светлей лазури , эпитеты луч солнца золотой. Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе стране далекой — краю родном, кинул — ищет. Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря шум волн и свист ветра передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч». В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа.
Стихотворение М.
Стихотворение молодого поэта отличает не только яркая образность, мелодичность и поэтическая красота, но и отраженная в нем глубина переживаний и чувств, удивительная зрелость мысли. Композиционно стихотворение состоит из трех строф. Композиция четко разделяет парус и лирического героя : в каждой строфе две первые строки рисуют меняющийся морской пейзаж, а две последующие строки отображают внутреннее состояние и чувства наблюдающего за парусом лирического героя. Лермонтов использует многоточие для разделения описания природы и строк, посвященных психологическому состоянию героя. Образы стихотворения аллегоричны. Для обозначения жизни поэт использовал традиционный образ моря , символизирующий жизненные перипетии, а парус — символ самого человека, его души. Конфликт «парус — море» переходит в конфликт «человек — жизнь».
Человек, брошенный в житейское море, бесконечно одинок среди таких же барахтающихся в нем людей. В первой строфе образы паруса и лирического героя объединены словом «одиночество». Одиночество героя вызвано разочарованием в жизни, горечью каких-то утрат; он задается мучительным вопросом: как достичь внутренней гармонии. Во второй строфе герой ищет спасение от одиночества в борьбе со стихией, но, «увы», встреча с бурей не приносит счастья — счастье невозможно найти извне, оно заключено внутри человека. В третьей строфе наперекор умиротворенной, гармоничной картине мира герой стремится обрести душевный покой в обновлении жизни, в очистительной буре. Наряду с мотивом одиночества , Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему — проблему цели и смысла человеческого бытия. Пейзаж в произведении отображает внутренний мир поэта. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки первая и третья строки каждой строфы оканчиваются женской рифмой, для второй и четвертой строк применена мужская рифма.
Для усиления художественной экспрессии Лермонтов применяет в «Парусе» повторы, в том числе анафору что ищет, что кинул , синтаксический параллелизм, инверсию парус одинокой, стране далекой, в тумане моря голубом. Поэт широко использует олицетворения ветер свищет, играют волны , метафоры струя светлей лазури , эпитеты луч солнца золотой. Насыщенность глаголами придает стихотворению динамизм. Для передачи контраста, на котором построена композиция стихотворения, Лермонтов прибегает к антитезе стране далекой — краю родном, кинул — ищет. Для изображения меняющейся картины морского пейзажа поэт использует звукоподражание: в первой строфе с помощью преобладания звуков «л», «н», «м», «р» создается эффект мерного покачивания волн во время штиля; изменение моря шум волн и свист ветра передается путем превалирования звуков «с», «т», «щ», «ч». В стихотворении в образе паруса виден сам поэт, его душа. Наряду с мотивом одиночества, Лермонтов поднимает в «Парусе» неизменно интересующую его тему —проблему цели и смысла человеческого бытия. Стихотворный размер ямб, рифма перекрёстная.
Ключевая фраза "Увы!
На первый взгляд это произведение относится к жанру пейзажной лирики, но литературные критики предпочитают относить его к философскому творчеству, справедливо полагая, что пейзаж служит лишь фоном для более четкого и выпуклого отображения главной мысли поэта. Композиция и построение стиха Стихотворение состоит из 12 строк. Его структуру можно рассматривать и как три катрена, и как 2 шестистишия, настолько цельными они получились. В этом произведении Лермонтов применил стихотворный размер четырехстопный ямб.
Рифма перекрестная. Женские рифмы сочетаются с мужскими. Композиционно — это произведение состоит из двух частей. Но эти части не идут последовательно, а переплетаются между собой. В первых двух строках каждой строфы поэт описывает физическое состояние судна под белеющим парусом.
А в третьей и четвертой строках душевное состояние Паруса, служившее олицетворением его собственного внутреннего настроя. Тема и идея стихотворения Можно сказать, что в первых двух строках каждого четверостишия звучит тема произведения, а идея кроется во-вторых парах строк. Таким образом, тема стихотворения — это плывущий по морю парус. Погода прекрасная, парус плывет спокойно.
Анализ стихотворения Парус Лермонтова 6
Впоследствии Лермонтов переработал первую строчку, заимствовав известное многим начало произведения из поэмы, написанной А. Бестужевым-Марлинским «Андрей, князь Переяславский». Стихотворение «Парус» описывает вид морской бури и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога. Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом реального паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало много тяжелых испытаний. Читая произведение перед нами встает и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и сам одинокий поэт.
Возникающее в воображении бушующее море, о котором повествуется в начале стихотворения, сменяется переживаниями самого Лермонтова, покинувшего Москву и отказавшегося от мечты стать филологом. Одинокий парус, о котором повествует юный поэт, не случайно выбран главной идеей произведения, так как автор сам одинок в бушующем мире людей. Жанр произведения Стихотворение «Парус», в жанровом отношении является своего рода лирической новеллой. Здесь на фоне морского пейзажа и белеющего паруса четко проявляется философский смысл в одиночестве поэта, как паруса пытающегося найти свой берег. Пейзаж бушующего моря олицетворяет повседневную суматоху в людской жизни. В этом постоянном течение жизни и находится юный Лермонтов с его глубоким внутренним миром.
Авторское я спрятано. Даже в психологической половине стихотворения оно лишь угадывается. Местоимения я в тексте нет вовсе. Зато местоимение он употребляется шесть раз, постоянно отсылая нас к парусу, в том числе и тогда, когда перед нами мысли и раздумья поэта. Шанский [11] «Парус» состоит из трёх четверостиший и одновременно — из шести «перемежающихся двустиший». Произведение построено таким образом, что две первые строчки каждой строфы представляют собой «пейзажную половину», в которую включено описание моря и паруса; две следующие строки каждого стиха — это поток раздумий поэта [12]. В число основных художественных приёмов, используемых Лермонтовым в «Парусе», входит антитеза. Так, буре противопоставлен штиль «Под ним струя светлей лазури» ; далее идёт ряд антонимов: ищет — кинул, далёкой — родной, ищет — бежит.
При этом «буря» имеет не только буквальное значение; поэт подразумевает под этим словом ещё и «жизненные повороты», «изменения в судьбе» [13]. Стихотворение завершается оксюмороном [14] : Именно поэтому такой выразительной, сильной и в смысловом отношении очень ёмкой и натруженной оказывается заключительная строчка «Как будто в бурях есть покой». С помощью оксюморона поэт ставит последнюю заключительную точку в размышлениях о своей судьбе [14].
Автор: 3 года назад 0 Основная мысль произведения-это тема одиночества поэта,он как парус,белеет на фоне моря. Сам поэт стоял перед своим выбором пути в жизни. Покинув университет и забыв мечту стать филологом,Лермонтов поступил в юнкерскую школу.
Он и сам чувствовал себя довольно таки одиноким и грустным в определенные периоды своей жизни. Анализ данного произведения показывает тот факт, что поэт не совсем доволен своей жизнью, считая, что он мог бы прожить её намного лучше, однако различные обстоятельства помешали ему это сделать.
Многие критики и специалисты в области литературы, а так же читатели удивляются тому, что само по себе легкое, воздушное и простое произведение несет в себе очень глубокий и пронзительный смысл. Этому произведению очень характерна тонкость, изящество, красота, и в тоже время удивительная сила. По своему строению произведение состоит всего из 12 строк. Однако в них поэт смог выразить все свои чувства, эмоции, переживания и так далее. Так же в данном произведение выражается надежда на то, что не все ещё потеряно, что все еще можно изменить. В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко многим так как в течении жизни, абсолютно каждый человек пытается что-то менять, улучшать. Это совершенно естественно, ведь жизнь дается всего лишь один раз, и поэтому каждый человек достоин прожить её так, как ему хочется, а не так, как того требуют обстоятельства. Продолжатель реформы русской поэзии Лермонтов явился перед публикой, по мнению большинства современников, преемником Пушкина.
Одним из первых стихотворений, широко известных, стало «На смерть поэта». Читайте также: Сочинение по произведению Бедная Лиза 8, 9 класс В русской литературе после Пушкина сформировался пушкинский канон. Одна из его характерных черт — речь, которая связывается плавным литературным потоком. Истоки Пушкина — «дней александровых прекрасное начало», героическая пора русской истории, эпоха всенародного патриотизма, света и время надежд. Пушкинский канон — канон ясного твердого мужского солнечного отношения к жизни. Данное произведение написано в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодой поэт меняет свою жизнь. Лермонтов уезжает из Москвы в Петербург с целью перевестись в столичный университет, а в результате поступает в Школу прапорщиков. Стихотворение «Парус» — это биография поэта, отражение его чувств, мыслей и переживаний.
Это произведение о самом поэте. Жанр стихотворения — лирическая новелла с философским подтекстом. Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Произведение состоит из трёх строф — трёх четверостиший. Каждое четверостишие можно разделить на два двустишия, где первое двустишие — описание пейзажа, а второе — размышления поэта. В первом четверостишии автор рисует плывущий парус, используя эпитеты «парус одинокий» и «тумане голубом». Лермонтов сравнивает себя с этим парусом. Он задаёт риторические вопросы, на которые пока не знает ответов.
Как парус плывёт по морю в тумане, так поэт меняет свою жизнь, не зная, что ждёт впереди. Во второй строфе поэт изображает картину шторма, используя глаголы «играют», «свищет», «гнётся», «скрипит». Звуки [с], [т], [щ] помогают читателю услышать мощь водной стихии. Буря не останавливает парус, который продолжает двигаться вперёд. Автор сопоставляет бурю с поворотом судьбы, который произошел в его жизни. Не поступив в столичный университет, Лермонтов был расстроен, однако это его не сломило. Он продолжил жизненный путь, но не так, как представлял себе изначально. В третьей строфе автор рисует штиль, употребляя метафору «струя светлей лазури» и эпитет «луч солнца золотой».
Но покой не радует поэта. Он называет себя «мятежным» и «просит бури», потому что только в бурях он находит удовлетворение. В стихотворении несколько раз встречается многоточие. Так поэт обозначает некоторую недосказанность, а также переходы от описания пейзажа к размышлениям о жизни. Множество восклицательных знаков усиливают эмоциональную окраску произведения. Инверсии придают стихотворению большую выразительность. В стихотворении Лермонтов передал свои мысли и переживания относительно изменений, которые произошли в его жизни. А также показал, что он не ищет счастья и гармонии, а жаждет бурь, потому что таков его «одинокий» и «мятежный» нрав.
Выразительные средства Лермонтов употребляет разнообразные эпитеты «одинокой», «родном», «золотой» , олицетворение «играют волны» , метафоры. Центральные символы стихотворения — парус и море, которые подобны человеку на его безбрежном жизненном пути. Для усиления выразительности поэт также использует риторические вопросы в первой строфе и восклицания во второй и третьей. Основная мысль произведения — попытка поэта путем сравнения и размышления разобраться в собственной бурной душе. Мятежный дух Лермонтова просится наружу, ему тесно в существующих общественных рамках. Стихотворение громко заявляет о независимости человеческой личности. Поэтому оно приобрело большую популярность в революционной и демократической части общества. Анализ стиха Лермонтова Парус Михаил Лермонтов переживал трудные для себя времена.
Писатель был вынужден отправиться в Петербург, отказавшись от своей мечты стать филологом, в пользу другой, новой, неизвестной жизни. По просьбе своей бабушки, Лермонтов отказывается от учебы в университете Москвы, и поступает в юнкерскую школу Петербурга. Именно в момент переезда юного писателя посещают мысли о своем прошлом и будущем. Гуляя по городу, и берегу залива, автор наблюдает за красотой, он решается отобразить свои чувства в произведении «Парус». В стихотворении Лермонтов отчетливо и тонко передает не только глубину чувств, но и зрелые мысли. Читайте также: Биография Маяковского кратко.
Сочинение на тему анализ стихотворения лермонтова парус
Идея Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Стихотворение "Парус" было написано М. Лермонтовым в 1832 г. В "Парусе" нашли отражение не только собственные настроения автора, но и настроения русской интеллигенции 30-х гг. XIX в.: чувство одиночества, разочарования и стремление к свободе в обстановке реакции после. Начинать анализ стихотворения Парус Лермонтова нужно с основной мысли произведения. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. В стихотворении «Парус» автор использует средства художественной выразительности, чтобы передать свою мысль и создать яркий образ.