Новости форма правления молдавия

Форма правления в Молдове — президентская республика; в государстве собственная валюта — молдавский лей, на сентябрь 2023 года 1 лей равен ~ 6 российским рублям.

Дискриминация гагаузов

  • Молдавия не планирует выходить из СНГ
  • Республика Молдова
  • Власти Молдавии захотели лишить Гагаузию автономии
  • Политолог Соин оценил вероятность выхода Гагаузии из состава Молдавии - МК
  • Государственный строй
  • Государственный строй

Новости Молдовы

это попытка руководства страны нанести удар по оппозиции в преддверии президентских выборов. Информационный портал «» пишет, что президент Молдавии Майя Санду выступила на форуме Moldova Women Forum 2023 и сказала, что стране нужно создать политический класс, который будет работать на свою страну, а не на Российскую Федерацию. Избиратели Молдавии не поддержат политика, который провалит старт евроинтеграции. Такими словами президент Молдавии Майя Санду обратилась в воскресенье к молдавскому народу по случаю трехлетия вступления в должность. Результатом проводимой Республикой Молдова политики геноцида стала полномасштабная военная агрессия Молдовы против Приднестровья. Прозвище «Железный христос» появилось в период, когда Веллингтон был изредка непопулярен и как опасность, и как нар молдавия новости сегодня.

В Молдавии пытаются изменить форму правления — бывший судья КС

Одновременно с этим началась активная «советизация» республики, выраженная в том числе во внедрении русского языка, как языка межнационального общения народов СССР, действующего, официально, наравне с молдавским языком, а также в продвижении на руководящие должности партийных работников из соседних республик. При этом, в отличие от других советских республик Прибалтики, западной Белоруссии или западной Украины , в Молдавии это не вызывало сколько-нибудь значительного протеста и создания подпольных антисоветских движений. Георге Гимпу поднимает флаг Румынии над зданием Верховного совета в Кишинёве В 1989 году появились организации, выступающие за национальное возрождение молдаван: «Клуб А. Матеевича», «Молдавское демократическое движение», «Демократическая лига студентов», «Ассоциация историков» и другие, которые впоследствии объединились в Народный фронт Молдовы. Вначале эти организации выступали за придание официального статуса молдавскому языку, за переход на латинскую графику, принятие в качестве государственного флага румынского триколора и т. Но очень скоро из молдавского национального это движение превратилось в прорумынское. Конфликт между молдавскими и приднестровскими властями, начавшийся в 1989, в 1992 привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон.

Боевые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России, которая на 20 лет ввела в республику своих миротворцев.

Минобразования до сих пор готовит учебники, учебные программы и тому подобное, а детям несуществующий язык записывают в аттестаты, что создает проблемы для дальнейшего обучения. Это должно измениться. К тому же, отказавшись от "молдавского языка" как можно быстрее, Украина может еще и ускорить процесс своего вступления в ЕС. В этой статье "Европейская правда" объясняет, как все это взаимосвязано. Парламентские битвы за языкВторого марта в парламенте Молдавии было горячо. Партия власти PAS, которая в Молдавии контролирует монобольшинство, имеет свое правительство и президента — внесла на рассмотрение проект изменений в языковую статью конституции. Результат голосования был предсказуемым — парламентское большинство проголосовало "за".

Голосов против не было, потому что оппозиция в это время пыталась сорвать разбирательство. С плакатами, нарисованными в спешке и от руки потому что о рассмотрении конфликтного закона не было известно заранее , оппозиционные депутаты заблокировали трибуну и принялись кричать слово "Молдавия" в микрофон. Содержание плакатов — это слова "Молдавия. Молдавский", требования "Уходите" очевидно, в адрес действующей власти и "Не издевайтесь над конституцией", а также предложение провести референдум. Представители власти бросились отбирать и рвать эти плакаты, в зале возникла потасовка. Впрочем, драка не помешала правящему большинству поставить закон на голосование и собрать пятьдесят шесть голосов всего в парламенте сто один депутат. Надо признать, что "языковой закон", принятый пока только в первом чтении, меняет конституцию в обход устоявшихся норм. В основном законе Молдавии предусмотрена процедура, по которой могут происходить такие изменения, но она не была соблюдена — в частности, изменение конституции прямо запрещено в условиях чрезвычайного положения, которое продолжается в Молдавии.

Да и двух третей голосов, которые необходимы для внесения конституционных изменений, у партии власти нет. Обойти эти ограничения позволила юридическая лазейка, которую еще в 2017 году предложил конституционный суд страны. Мол, если на рассмотрение вносятся не "изменения", а "технические правки" для воплощения предыдущих решений суда — то на процедуру можно закрыть глаза. Здесь стоит добавить, что конституционный суд образца 2017 года в Молдавии считают крайне одиозным и политически зависимым; он нередко выносил политически мотивированные решения в пользу тогдашней олигархической власти Влада Плахотнюка — впрочем, конкретно это решение до сих пор не было отменено. Поэтому формально парламент имеет действующее разрешение конституционного суда на то, чтобы изменить конституцию в обход процедуры. Но вернемся к "техническим правкам", которые КС разрешил внести в конституцию. Сейчас ст. После "технических изменений" эта статья станет короче и будет иметь следующий смысл: "Государственным языком Республики Молдова является румынский язык".

Кроме того, решение парламента обязывает страну отказаться от любых упоминаний о молдавском языке в правовых документах и вносит изменения в другие действующие законы. Этот процесс, кстати, будет непростым — кое-где упоминание о молдавском языке есть также в ратифицированных межгосударственных и межправительственных соглашениях, изменить которые можно только с согласия обеих сторон. Например, в соглашении с Украиной о разделе собственности. И не факт, что все подобные соглашения сейчас имеют двустороннюю поддержку.

Да и двух третей голосов, которые необходимы для внесения конституционных изменений, у партии власти нет. Обойти эти ограничения позволила юридическая лазейка, которую еще в 2017 году предложил конституционный суд страны. Мол, если на рассмотрение вносятся не "изменения", а "технические правки" для воплощения предыдущих решений суда — то на процедуру можно закрыть глаза. Здесь стоит добавить, что конституционный суд образца 2017 года в Молдавии считают крайне одиозным и политически зависимым; он нередко выносил политически мотивированные решения в пользу тогдашней олигархической власти Влада Плахотнюка — впрочем, конкретно это решение до сих пор не было отменено. Поэтому формально парламент имеет действующее разрешение конституционного суда на то, чтобы изменить конституцию в обход процедуры. Но вернемся к "техническим правкам", которые КС разрешил внести в конституцию.

Сейчас ст. После "технических изменений" эта статья станет короче и будет иметь следующий смысл: "Государственным языком Республики Молдова является румынский язык". Кроме того, решение парламента обязывает страну отказаться от любых упоминаний о молдавском языке в правовых документах и вносит изменения в другие действующие законы. Этот процесс, кстати, будет непростым — кое-где упоминание о молдавском языке есть также в ратифицированных межгосударственных и межправительственных соглашениях, изменить которые можно только с согласия обеих сторон. Например, в соглашении с Украиной о разделе собственности. И не факт, что все подобные соглашения сейчас имеют двустороннюю поддержку. Сейчас с упоминаниями о языке в договорной базе — полный хаос. Например, базовый договор о добрососедстве между Украиной и Молдавией содержит упоминание о том, что он заключен на румынском языке, а взаимное уведомление о вступлении в силу — уже на молдавском. Впрочем, вернемся к главному вопросу — к тому, почему власти Молдавии так настойчиво хотят "изменить государственный язык", даже если для этого приходится драться в парламентском зале. Объясняем почемуПрежде всего, надо констатировать: с лингвистической точки "молдавского языка на основе латинской графики" действительно не существует.

Это просто факт, с которым нет смысла спорить. Да и слово "Молдавия" означает не только соседнее с нами государство; это название носит исторический регион, самая большая часть которого расположена в современной Румынии. При этом язык, на котором столетиями разговаривали в этом регионе, называется румынский. Именно такое название употребляли жители Древней Молдавии упоминания, о чем датированы еще семнадцатым столетием. Да и сейчас нет различия между языком жителей по обе стороны Прута — то есть реки, разделяющей современную Румынию и Республику Молдова. А различие между румынским в Бухаресте и в Молдавии — примерно такое, как между "киевским" и "полтавским" наречиями а ведь никому не приходит в голову утверждать, что это — два разных языка! Более того, в Республике Молдова в школах с начала 1990-х годов изучают именно румынский язык, то есть школьный предмет имеет именно такое название. Причем "переименование" произошло еще в поздние времена Советского Союза. А до того школьная дисциплина называлась "молдавский язык". И вычистить это советское название не удавалось до сих пор.

Как вообще появились два названия для одного языка?

Официальные языки — молдавский и румынский, до 2021 года русский обладал статусом языка межнационального общения. При этом статус официального языка русский имеет в автономном территориальном образовании Гагаузия и непризнанном Приднестровье. В 2005 году году Молдавия была признана самой бедной страной Европы, сейчас это место занимает Украина. Практически все энергетические ресурсы государство вынуждено закупать: так, электроэнергию в Молдавию поставляют Приднестровье и Украина сейчас поставки прекращены , а газ — Россия.

Додон: В Молдавии оппозиции нужна общая стратегия против Санду

Об этом заявил депутат Народного собрания Гагаузии Сергей Чимпоеш, сообщает местное издание Gagauzinfo. По его словам, ему позвонили из парламента республики и сказали, что в планах на следующий год «они готовят изменения в Закон об особом правовом статусе Гагаузии». Как указал Чимпоеш, изменения могут быть направлены на лишение автономии Гагаузии.

Надо признать, что "языковой закон", принятый пока только в первом чтении, меняет конституцию в обход устоявшихся норм. В основном законе Молдавии предусмотрена процедура, по которой могут происходить такие изменения, но она не была соблюдена — в частности, изменение конституции прямо запрещено в условиях чрезвычайного положения, которое продолжается в Молдавии. Да и двух третей голосов, которые необходимы для внесения конституционных изменений, у партии власти нет. Обойти эти ограничения позволила юридическая лазейка, которую еще в 2017 году предложил конституционный суд страны. Мол, если на рассмотрение вносятся не "изменения", а "технические правки" для воплощения предыдущих решений суда — то на процедуру можно закрыть глаза. Здесь стоит добавить, что конституционный суд образца 2017 года в Молдавии считают крайне одиозным и политически зависимым; он нередко выносил политически мотивированные решения в пользу тогдашней олигархической власти Влада Плахотнюка — впрочем, конкретно это решение до сих пор не было отменено. Поэтому формально парламент имеет действующее разрешение конституционного суда на то, чтобы изменить конституцию в обход процедуры.

Но вернемся к "техническим правкам", которые КС разрешил внести в конституцию. Сейчас ст. После "технических изменений" эта статья станет короче и будет иметь следующий смысл: "Государственным языком Республики Молдова является румынский язык". Кроме того, решение парламента обязывает страну отказаться от любых упоминаний о молдавском языке в правовых документах и вносит изменения в другие действующие законы. Этот процесс, кстати, будет непростым — кое-где упоминание о молдавском языке есть также в ратифицированных межгосударственных и межправительственных соглашениях, изменить которые можно только с согласия обеих сторон. Например, в соглашении с Украиной о разделе собственности. И не факт, что все подобные соглашения сейчас имеют двустороннюю поддержку. Сейчас с упоминаниями о языке в договорной базе — полный хаос. Например, базовый договор о добрососедстве между Украиной и Молдавией содержит упоминание о том, что он заключен на румынском языке, а взаимное уведомление о вступлении в силу — уже на молдавском.

Впрочем, вернемся к главному вопросу — к тому, почему власти Молдавии так настойчиво хотят "изменить государственный язык", даже если для этого приходится драться в парламентском зале. Объясняем почемуПрежде всего, надо констатировать: с лингвистической точки "молдавского языка на основе латинской графики" действительно не существует. Это просто факт, с которым нет смысла спорить. Да и слово "Молдавия" означает не только соседнее с нами государство; это название носит исторический регион, самая большая часть которого расположена в современной Румынии. При этом язык, на котором столетиями разговаривали в этом регионе, называется румынский. Именно такое название употребляли жители Древней Молдавии упоминания, о чем датированы еще семнадцатым столетием. Да и сейчас нет различия между языком жителей по обе стороны Прута — то есть реки, разделяющей современную Румынию и Республику Молдова. А различие между румынским в Бухаресте и в Молдавии — примерно такое, как между "киевским" и "полтавским" наречиями а ведь никому не приходит в голову утверждать, что это — два разных языка! Более того, в Республике Молдова в школах с начала 1990-х годов изучают именно румынский язык, то есть школьный предмет имеет именно такое название.

Причем "переименование" произошло еще в поздние времена Советского Союза. А до того школьная дисциплина называлась "молдавский язык".

По его словам, баланс исполнения госбюджета на конец марта показывает дефицит в более чем 2,238 млрд леев. Он отметил, что налоговая и таможенная службы, отвечающие за сбор доходов, не смогли достичь запланированных показателей. Ошибка в тексте?

В 1863 г. Некрасовки, был основан Кугурлуйский Архангело-Михайловский муж. В 1865 г.

На территории обители действовали 2 храма - во имя арх. Михаила и в честь иконы Божией Матери «Знамение». Кугурлуйский мон-рь был пунктом переправки старообрядцев за границу. Зимой приезжие должны были работать в мон-ре, летом уходили на заработки. В зимнее время численность насельников обители составляла до 60 чел. В 1893 г. Феогена, после смерти к-рого обитель пришла в упадок. В 1940 г.

В 1946 г. В 1949 г. Архангело-Михайловский мон-рь закрыли, имущество мон-ря передали в сельскую церковь. В сер. Плоского Тираспольского у. Его основателем был схимник Сирах, присоединившийся к старообрядчеству от правосл. Сирах прожил 3 года отшельником, затем стал известен среди староверов края. Через 6 лет к нему присоединился инок Лаврентий из с.

Плоского, вскоре был создан мон-рь. Сирах покинул обитель и устроил себе келью неподалеку, где впосл. Иоанно-Богословский мон-рь находился в ведении Бессарабского еп. Петра Иванова , жившего в Бендерах. Недалеко от Вилкова, на одном из дунайских островов, существовал Петропавловский муж. Его 1-м игуменом был Анастасий 1875. В 1880 г. Московская архиепископия делала попытки преобразовать мон-рь в женский, а иноков переместить в Кугурлуйскую обитель.

В 1881 г. Благотворителем мон-ря был московский предприниматель А. В 1887 г. Куниче был основан жен. Недалеко от села монахини построили часовню и несколько келий, в к-рых жили ок. В 1929 г. Казанско-Богородичный мон-рь, закрытый в 1958-1959 гг. Муравлёвка Измаильского у.

Бессарабский и Измаильский Петр Иванов основал жен. Иоанна Предтечи. На территории Бессарабии имелось 4 старообрядческие кафедры. Измаильская епархия, в состав к-рой вошли приходы Юж. Бессарабии и части М. Местопребыванием епископа стал Измаил. Балтская старообрядческая епархия с центром в Куренёвском Никольском мон-ре в Подольской губ. В ее состав кроме укр.

Третья бессарабская старообрядческая епархия - Черновицко-Буковинская - была образована в 90-х гг. В 1920 г. В авг. Аркадий Иванов был переведен на Измаильскую кафедру. Когда Юж. Бессарабия вновь вошла в состав Российской империи, архиеп. Виссарион остался единственным старообрядческим архиереем, к-рого признавало российское правительство. Освященный собор Московской архиепископии расширил границы Измаильской епархии и включил в ее состав Бессарабскую и Херсонскую губернии.

Однако 10 дек. Виссарион получил предписание министра внутренних дел М. Лорис-Меликова, которое ограничивало право старообрядцев на свободу вероисповедания территорией, присоединенной от Румынии. Виссарион принял схиму, скончался 27 янв. Следующим Измаильским епископом стал настоятель Кугурлуйского Архангело-Михайловского монастыря Анастасий, рукоположенный 8 авг. В связи с переходом Юж. Бессарабии от Румынии к России и обратно Измаильская епархия неск. Епархией, подчиненной Москве, управляли архиепископы Аркадий Иванов; 1854-1876 , Виссарион 1876-1881 , Анастасий 1881-1906 , архиеп.

Кирил Политов; 1910-1919, в. В 1919 г. Измаильская епархия отошла Белокриницкой митрополии. В 1919-1935 гг. Измаильской епархией управлял еп. Феоген Анисимов , титуловавшийся как Измаильский и Бессарабский, в 1935-1939 гг. Силуян Кравцов , в 1940-1944 гг. Арсений Лысов.

После Великой Отечественной войны Измаильская епархия вновь подчинилась Московской старообрядческой архиепископии, но постоянного архиерея не имела. В 1945-1956 гг. Измаильской обл. Священство и община старообрядческого Покровского храма в Кишинёве. Кишинёвской и Бессарабской старообрядческой епархией в 1920-1940 гг. Нижегородский и Костромской еп. Иннокентий Усов , подчинившийся Белокриницкому митр. Пафнутию; в 1940-1942 гг.

Иннокентий возглавлял Белокриницкую Брэильскую митрополию. Иннокентий прибыл в Кишинёв не позднее дек. Однако владыка имел полномочия по управлению приходами Бессарабии, делегированные ему старообрядческими епископами Александром Богатенковым , заменявшим в 1920-1922 гг. Московского архиеп. Иннокентия признала старообрядческая община Кишинёва, а также местные власти, разрешившие открытие старообрядческого ЕУ в Кишинёве. Благодаря усилиям еп. Иннокентия в нач. Сподвижником еп.

Иннокентия в М. Иннокентия к 1928 г. Феогеном, считавшим себя «архиепископом всея Бессарабии», их спор разбирал архиерейский собор Брэильской Белокриницкой митрополии в 1928 г. Вследствие конфликтов с духовенством и прихожанами еп. Феоген в 1931 г. С тех пор титул «Бессарабский» закрепился за епископом Кишинёвским с 1956 епископ титуловался как Кишинёвский и всея Молдавии. Иннокентий в мае 1940 г. Тогда же советские власти закрыли в Кишинёве 2 старообрядческих храма: Успенский, при к-ром находилась резиденция епископа, и Никольский.

Действующим старообрядческим храмом в столице М. В 1943-1944 гг. Белокриницкого митр. Тихона Качалкина. Усилиями последнего удалось возобновить приходы в относившихся с 20-х гг. Был образован особый благочиннический округ для левобережья М. После освобождения территории Молдавской ССР от оккупации там действовали 23 приходских старообрядческих храма и Куничский жен. Московского и всея Руси Иринарха Парфёнова с полномочиями «временного заместителя правящего епископа Кишинёвской епархии» в Кишинёв приехал прот.

Пагкратий Дементьев, ставший благочинным Кишинёвского окр. После его приезда не без участия местных советских властей все влиятельные местные клирики были отстранены от служения: лишен кафедры Измаильский еп. Арсений закончил жизнь не позднее 1952, служа священником , снят с должности настоятеля Покровского кафедрального собора в Кишинёве прот. Харитон Кирченков. Старообрядческий Покровский кафедральный собор в Кишинёве Мазаракиевская ц. Бессарабии во епископа был рукоположен Иосиф Моржаков. В документах он официально титуловался с 1946 г. Две последние кафедры не позднее 1956 г.

Собор Московской архиепископии 17 марта 1947 г. После этого все 14 действующих приходов Измаильской обл. Иосифа, однако сам процесс перехода очень осложнился и затянулся. Приходы юж. Звёздочка отказались признать новое руководство епархии. Общины в Кагуле и в с. Звёздочка неск. Иосифа в свои храмы и поминали эмигрировавшего в Румынию Белокриницкого митр.

Осложнения с воссоединением приходов были и в Юж. Бессарабии, составлявшей с 1940 г. Измаильскую обл. Десятникову от 20 марта 1946 г. Дементьев сообщал о том, что нек-рые клирики М. Иосифу, считая его ставленником гражданских властей. Кирченков служил в с. Добруджа и свящ.

Симеон Донцов Бельцы. В марте 1947 г. Феоклит Макаров , являвшийся кандидатом на замещение Измаильской кафедры; арестованного клирика еп. Иосиф заочно запретил в священнослужении в мае 1947 г. В 1948 г. Виктор Зюзин и диак. Свистунов из Тирасполя. Отдельным общинам отказывали в регистрации под предлогом их малочисленности, а также сложных отношений с епископом.

Так, уполномоченный в 1946 г. Ивановка Бельцкого р-на и в г. В последнем случае прот. Дементьев в письме от 2 авг. К 1948 г. Иосифу удалось присоединить к белокриницкому согласию десятки беспоповцев в Кишинёве. В ходе антирелигиозной кампании 1948-1953 гг. Звёздочка, в Тирасполе общине передали частный дом как временное молитвенное помещение.

Число зарегистрированных приходов сократилось до 18. В указанный период власти предприняли 1-ю попытку закрыть Куничский мон-рь, однако встретили отпор со стороны насельниц и прихожан. Уполномоченный настоял на том, чтобы еп. Иосиф в 1948 г. Персиду Иванову , переведенную на должность казначеи, но до закрытия обители тогда не дошло. Взамен власти передали Кишинёвской епархии закрытую, находившуюся в аварийном состоянии Мазаракиевскую Рождество-Богородичную ц. По договоренности еп. Иосифа с уполномоченным и городскими властями здание Покровского собора было разобрано, материал использовали весной 1956 г.

Предпринимавшиеся ранее попытки республиканского уполномоченного по делам культов добиться упразднения Кишинёвской старообрядческой епархии или перевода Кишинёвского ЕУ из Кишинёва в др. Последний по этому поводу направлял жалобы на имя председателя Совета по делам культов И. Полянского, епископа поддерживала Московская архиепископия. В итоге власти разрешили переместить штат кафедрального собора и ЕУ на территорию Мазаракиевской ц. В 1957 г. Выполняя это требование, Московский архиепископ в окт. Валентину Силакову и духовника обители свящ. Ипполита Мартынова.

Однако еп. Иосиф, не имевший достаточного авторитета среди верующих, не смог исполнить решение архиепископии. Совет по делам культов принял постановление о снятии с регистрации Куничского женского монастыря. К реализации данного решения ввиду угрозы сопротивления со стороны 2550 старообрядческих жителей села по просьбе уполномоченного подключился еп. Первым этапом стал перенос старообрядческих поклонных крестов с улиц с. Куниче на кладбище. С учетом угрозы массовых волнений закрытие обители отложили на июнь 1959 г. Совмин Молдавской ССР 5 июня 1959 г.

В ночь на 28 июня 1959 г. Морозов тайно от прихожан перенес иконы и утварь из монастыря в приходскую церковь в с. Куниче, в тот же день монахини были выдворены, монастырь опечатан, в течение месяца его переоборудовали под детский сад. Уполномоченный Совета по делам культов указывал на недопустимость создания жен. Липованка в прицерковном доме жили 4 престарелые прихожанки. В ходе антирелиг. Число зарегистрированных приходов уменьшилось до 11. Все закрытые сельские храмы усилиями старообрядцев удалось отстоять от сноса.

Помимо общины кафедрального храма в Кишинёве с 60-х гг. Добрудже Сынжерейского р-на. Иосиф из-за обострения конфликтов с местным духовенством переехал в Москву, в 1961 г. В 1961-1971 гг. Кишинёвскую епархию возглавлял еп. Никодим Латышев , избранный в 1971 г. С кон. Никодим жил в родном с.

Добруджа, где скончался и был похоронен в 1986 г. В 1986-1991 гг. Тимон Домашов. При нем в условиях перестройки возрождались ранее закрытые старообрядческие храмы. В 1988-1989 гг. Под рук. Зосимы в Кишинёве были организованы катехизаторские курсы, 31 мая 1994 г. В 2003 г.

Зосима перешел в подчинение румын. Брэильской Белокриницкой митрополии, не согласовав свои действия с Московской митрополией, однако позже раскаялся, вернулся в клир Московской митрополии и получил назначение на Донскую кафедру. В настоящее время Кишинёвская старообрядческая епархия насчитывает 18 приходов и жен. Официально на регистрации состоит 16 общин белокриницкого согласия, включая 14 приходов и 2 централизованные общины Кишинёвское ЕУ и Куничский монастырь. Поморцы в Единце, община существует с 50-х гг.

Социалисты против западников: в чьих руках Молдова окажется после парламентских выборов?

Состояние экономики Молдовы стало показательным маркером на экваторе правления прозападного режима Майи Санду. Спецслужбы Молдавии предотвратили якобы предпринятые Россией попытки "нарушить конституционный порядок". Академия наук Молдавии — высшее научное учреждение Молдавии, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Молдавия практически утратила свою идентичность из-за выбора властей страны, заявил президент России Владимир Путин, выступая на заседании Совета глав государств СНГ.

Республика Молдова: преимущества паспорта

Кстати, проведение новых выборов в парламент было одним из основных предвыборных обещаний Санду. Официально — для борьбы с коррупцией. По факту — чтобы продвинуть позиции пропрезидентской Партии действия и солидарности ПДС и в идеале сформировать лояльный главе государства парламент. Три потенциальных исхода выборов Вокруг Приднестровья снова хаос. Что важно о нем знать 1. ПДС и другие политические силы, склонные поддерживать Санду, формируют большинство в парламенте. Тогда тот вторит избранному президентом прозападному курсу — политика Молдовы практически полностью сменяет вектор на европейский. Укрепляются связи с Румынией, ослабевают — с Россией. Более остро поднимается вопрос Приднестровья с целью склонить непризнанную республику в сторону Кишинева. Блок партий социалистов и коммунистов формирует большинство в парламенте — таким образом, создается оппозиция президенту.

Глава государства и парламентарии будут стремиться действовать в разных внешнеполитических направлениях: проевропейском и пророссийском соответственно. В таком случае есть вероятность, что многие важные для страны решения встанут на паузу из-за несогласия Санду с парламентом. Другой вариант — поддержка баланса между ЕС и Россией. Но это будет возможно только если политики найдут компромисс — с этим могут возникнуть сложности из-за разницы в целях. Ни одна из сторон не сможет заполучить большинство даже при помощи коалиций. В таком случае им придется либо договариваться тут может развернуться отчаянная борьба за каждое место , либо назначать новые выборы.

Необходимо создавать благоприятные условия для обмена передовым опытом, налаживания производственно-сбытовых цепочек, упрощения фитосанитарных и ветеринарных требований. Заседания органов СНГ.

Вначале эти организации выступали за придание официального статуса молдавскому языку, за переход на латинскую графику , принятие в качестве государственного флага румынского триколора и т.

Но очень скоро из молдавского национального это движение превратилось в прорумынское [37]. Конфликт между молдавскими и приднестровскими властями , начавшийся в 1989, в 1992 привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон. Боевые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России. В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы Российской Федерации, Республики Молдова, Приднестровской Молдавской Республики и военные наблюдатели от Украины наблюдатели отозваны из Приднестровья 17 марта 2022 года [38] [39]. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья пока не удалось; отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными. В 1994 году принята Конституция , действующая до сих пор. В апреле 2009, после выборов в Парламент, в столице Молдавии вспыхнули массовые беспорядки ; итогом стало назначение новых выборов, в результате которых компартия потеряла большинство в парламенте и перешла в оппозицию, было сформировано новое правительство. Население Основная статья: Население Молдавии На момент провозглашения независимости Молдавии в 1991 году, её население составляло свыше 4,3 млн человек [40]. По данным текущей оценки статистики, на 1 января 2017 года численность постоянного населения Молдавии составила 3 550 900 чел. Численность населения, учтённая по итогам переписи 2014 года, составила 2 913 281 человек, в том числе 329 108 человек, пребывавших на момент переписи за границей, но учтённых членами их семей [5] [13] [c].

Население республики, по данным переписи 2004 года , составило 3 383 332 человека без учёта Приднестровской Молдавской Республики [41]. Плотность населения составляет 111,4 чел. Несмотря на то, что большинство украинцев, гагаузов, болгар родным языком указали язык своей национальности, каждый второй украинец, каждый третий болгарин и каждый четвёртый гагауз обычно разговаривает на русском языке. Среди граждан Молдавии 12 705 человек указали двойное гражданство.

Источник фото: Фото редакции По словам Санду, Молдавии нужно придерживаться демократических ценностей и принимать разные позиции по конкретному вопросу. Не стоит сразу же бросать людей за решетку, которые имеют иное представление о процессах внутри страны. Источник фото: Фото редакции Майя напомнила, что у людей могут быть разные мнения, однако их стоит обсуждать.

Гагаузия выйдет из состава Молдавии в случае объединения страны с Румынией

Форма правления там – парламентская республика, поэтому от выборов буквально зависит, кто будет руководить государством. Санду: До конца года 80 семей ликвидаторов получат квартирыПрезидент Молдовы подтвердила намерение государства предоставить семьям ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС бесплатное жилье. Власти Молдавии в 2023 году денонсировали 29 соглашений с Содружеством независимых государств (СНГ), сообщает Sputnik Молдова со ссылкой на пресс-секретаря кабинета министров республики Даниэла Водэ. По словам собеседника «ВМ», позиция жителей Гагаузии играет важную роль в ситуации с самоопределением Молдавии.

«Максимальное отталкивание от России»: Молдавия начинает процесс вхождения в ЕС

Президент Республики Молдова ведет переговоры, участвует в ведении переговоров, заключает международные договоры от имени Республики Молдова и представляет их Парламенту для ратификации в порядке и сроки, установленные законом. Захарова указала на репрессивные методы воздействия на оппозиционеров в Молдавии. По словам собеседника «ВМ», позиция жителей Гагаузии играет важную роль в ситуации с самоопределением Молдавии.

Переговоры о вступлении Молдовы в ЕС: Запад сам углубляет раскол бывшей Советской Молдавии

С 1990 г. Редакция географии Северная часть Молдавии расположена в лесостепной зоне , южная — в степной. Растительный покров на большей части территории сильно изменён. В Кодрах находится один из крупнейших в Молдавии Лозово-Каприяновский лесной массив, а в пойме реки Прут — самая старая дубрава Молдавии. В 2013 г. Много памятников природы — ботанических например, Хынчештский лес , геологических и палеонтологических. Редакция биологии и биологических ресурсов Культурные достопримечательности К античному времени относятся городища гетов , в том числе с несколькими линиями укреплений. Среди них — памятники между сёлами Требужены и Бутучены гетские поселения входят в состав культурно-природного заповедника «Старый Орхей» , близ сёл Сахарна и Рудь. Сохранившиеся участки т. Вулканешты , т.

Верхнего Траянова вала — между реками Прут близ г. Леова и Днестр близ г. Редакция археологии На берегах реки Днестр сохранились скальные монастыри и церкви 11—15 вв. На территории культурно-природного заповедника «Старый Орхей» сохранились руины построек золотоордынского города Шехр-аль-Джедид 1330-е — 1360-е гг. С планом в виде триконха построены купольные церкви: Успения Пресвятой Богородицы Каприянского Свято-Успенского монастыря около 1545, верх восстановлен в 1819—1821 , Рождества Богородицы т. Мазаракиевская в Кишинёве 1740-е гг. Сохранились росписи церкви Успения Пресвятой Богородицы в г. Каушаны 1760-е гг.

Мы пойдем с этой идеей на парламентские выборы. Президент также призвал парламентское большинство уделять внимание развитию собственной страны, а не частым зарубежным визитам. Игорь Додон отметил, что премьер-министр и спикер зачастили с поездками за океан, в то время как им необходимо больше времени уделять проблемам молдавских сел. Люди-то видят, что четыре года к ним никто не ездил, а сейчас в чем-то убеждают, делают дороги быстренько, до села, несколько улиц.

Недалеко от села монахини построили часовню и несколько келий, в к-рых жили ок. В 1929 г. Казанско-Богородичный мон-рь, закрытый в 1958-1959 гг. Муравлёвка Измаильского у. Бессарабский и Измаильский Петр Иванов основал жен. Иоанна Предтечи. На территории Бессарабии имелось 4 старообрядческие кафедры. Измаильская епархия, в состав к-рой вошли приходы Юж. Бессарабии и части М. Местопребыванием епископа стал Измаил. Балтская старообрядческая епархия с центром в Куренёвском Никольском мон-ре в Подольской губ. В ее состав кроме укр. Третья бессарабская старообрядческая епархия - Черновицко-Буковинская - была образована в 90-х гг. В 1920 г. В авг. Аркадий Иванов был переведен на Измаильскую кафедру. Когда Юж. Бессарабия вновь вошла в состав Российской империи, архиеп. Виссарион остался единственным старообрядческим архиереем, к-рого признавало российское правительство. Освященный собор Московской архиепископии расширил границы Измаильской епархии и включил в ее состав Бессарабскую и Херсонскую губернии. Однако 10 дек. Виссарион получил предписание министра внутренних дел М. Лорис-Меликова, которое ограничивало право старообрядцев на свободу вероисповедания территорией, присоединенной от Румынии. Виссарион принял схиму, скончался 27 янв. Следующим Измаильским епископом стал настоятель Кугурлуйского Архангело-Михайловского монастыря Анастасий, рукоположенный 8 авг. В связи с переходом Юж. Бессарабии от Румынии к России и обратно Измаильская епархия неск. Епархией, подчиненной Москве, управляли архиепископы Аркадий Иванов; 1854-1876 , Виссарион 1876-1881 , Анастасий 1881-1906 , архиеп. Кирил Политов; 1910-1919, в. В 1919 г. Измаильская епархия отошла Белокриницкой митрополии. В 1919-1935 гг. Измаильской епархией управлял еп. Феоген Анисимов , титуловавшийся как Измаильский и Бессарабский, в 1935-1939 гг. Силуян Кравцов , в 1940-1944 гг. Арсений Лысов. После Великой Отечественной войны Измаильская епархия вновь подчинилась Московской старообрядческой архиепископии, но постоянного архиерея не имела. В 1945-1956 гг. Измаильской обл. Священство и община старообрядческого Покровского храма в Кишинёве. Кишинёвской и Бессарабской старообрядческой епархией в 1920-1940 гг. Нижегородский и Костромской еп. Иннокентий Усов , подчинившийся Белокриницкому митр. Пафнутию; в 1940-1942 гг. Иннокентий возглавлял Белокриницкую Брэильскую митрополию. Иннокентий прибыл в Кишинёв не позднее дек. Однако владыка имел полномочия по управлению приходами Бессарабии, делегированные ему старообрядческими епископами Александром Богатенковым , заменявшим в 1920-1922 гг. Московского архиеп. Иннокентия признала старообрядческая община Кишинёва, а также местные власти, разрешившие открытие старообрядческого ЕУ в Кишинёве. Благодаря усилиям еп. Иннокентия в нач. Сподвижником еп. Иннокентия в М. Иннокентия к 1928 г. Феогеном, считавшим себя «архиепископом всея Бессарабии», их спор разбирал архиерейский собор Брэильской Белокриницкой митрополии в 1928 г. Вследствие конфликтов с духовенством и прихожанами еп. Феоген в 1931 г. С тех пор титул «Бессарабский» закрепился за епископом Кишинёвским с 1956 епископ титуловался как Кишинёвский и всея Молдавии. Иннокентий в мае 1940 г. Тогда же советские власти закрыли в Кишинёве 2 старообрядческих храма: Успенский, при к-ром находилась резиденция епископа, и Никольский. Действующим старообрядческим храмом в столице М. В 1943-1944 гг. Белокриницкого митр. Тихона Качалкина. Усилиями последнего удалось возобновить приходы в относившихся с 20-х гг. Был образован особый благочиннический округ для левобережья М. После освобождения территории Молдавской ССР от оккупации там действовали 23 приходских старообрядческих храма и Куничский жен. Московского и всея Руси Иринарха Парфёнова с полномочиями «временного заместителя правящего епископа Кишинёвской епархии» в Кишинёв приехал прот. Пагкратий Дементьев, ставший благочинным Кишинёвского окр. После его приезда не без участия местных советских властей все влиятельные местные клирики были отстранены от служения: лишен кафедры Измаильский еп. Арсений закончил жизнь не позднее 1952, служа священником , снят с должности настоятеля Покровского кафедрального собора в Кишинёве прот. Харитон Кирченков. Старообрядческий Покровский кафедральный собор в Кишинёве Мазаракиевская ц. Бессарабии во епископа был рукоположен Иосиф Моржаков. В документах он официально титуловался с 1946 г. Две последние кафедры не позднее 1956 г. Собор Московской архиепископии 17 марта 1947 г. После этого все 14 действующих приходов Измаильской обл. Иосифа, однако сам процесс перехода очень осложнился и затянулся. Приходы юж. Звёздочка отказались признать новое руководство епархии. Общины в Кагуле и в с. Звёздочка неск. Иосифа в свои храмы и поминали эмигрировавшего в Румынию Белокриницкого митр. Осложнения с воссоединением приходов были и в Юж. Бессарабии, составлявшей с 1940 г. Измаильскую обл. Десятникову от 20 марта 1946 г. Дементьев сообщал о том, что нек-рые клирики М. Иосифу, считая его ставленником гражданских властей. Кирченков служил в с. Добруджа и свящ. Симеон Донцов Бельцы. В марте 1947 г. Феоклит Макаров , являвшийся кандидатом на замещение Измаильской кафедры; арестованного клирика еп. Иосиф заочно запретил в священнослужении в мае 1947 г. В 1948 г. Виктор Зюзин и диак. Свистунов из Тирасполя. Отдельным общинам отказывали в регистрации под предлогом их малочисленности, а также сложных отношений с епископом. Так, уполномоченный в 1946 г. Ивановка Бельцкого р-на и в г. В последнем случае прот. Дементьев в письме от 2 авг. К 1948 г. Иосифу удалось присоединить к белокриницкому согласию десятки беспоповцев в Кишинёве. В ходе антирелигиозной кампании 1948-1953 гг. Звёздочка, в Тирасполе общине передали частный дом как временное молитвенное помещение. Число зарегистрированных приходов сократилось до 18. В указанный период власти предприняли 1-ю попытку закрыть Куничский мон-рь, однако встретили отпор со стороны насельниц и прихожан. Уполномоченный настоял на том, чтобы еп. Иосиф в 1948 г. Персиду Иванову , переведенную на должность казначеи, но до закрытия обители тогда не дошло. Взамен власти передали Кишинёвской епархии закрытую, находившуюся в аварийном состоянии Мазаракиевскую Рождество-Богородичную ц. По договоренности еп. Иосифа с уполномоченным и городскими властями здание Покровского собора было разобрано, материал использовали весной 1956 г. Предпринимавшиеся ранее попытки республиканского уполномоченного по делам культов добиться упразднения Кишинёвской старообрядческой епархии или перевода Кишинёвского ЕУ из Кишинёва в др. Последний по этому поводу направлял жалобы на имя председателя Совета по делам культов И. Полянского, епископа поддерживала Московская архиепископия. В итоге власти разрешили переместить штат кафедрального собора и ЕУ на территорию Мазаракиевской ц. В 1957 г. Выполняя это требование, Московский архиепископ в окт. Валентину Силакову и духовника обители свящ. Ипполита Мартынова. Однако еп. Иосиф, не имевший достаточного авторитета среди верующих, не смог исполнить решение архиепископии. Совет по делам культов принял постановление о снятии с регистрации Куничского женского монастыря. К реализации данного решения ввиду угрозы сопротивления со стороны 2550 старообрядческих жителей села по просьбе уполномоченного подключился еп. Первым этапом стал перенос старообрядческих поклонных крестов с улиц с. Куниче на кладбище. С учетом угрозы массовых волнений закрытие обители отложили на июнь 1959 г. Совмин Молдавской ССР 5 июня 1959 г. В ночь на 28 июня 1959 г. Морозов тайно от прихожан перенес иконы и утварь из монастыря в приходскую церковь в с. Куниче, в тот же день монахини были выдворены, монастырь опечатан, в течение месяца его переоборудовали под детский сад. Уполномоченный Совета по делам культов указывал на недопустимость создания жен. Липованка в прицерковном доме жили 4 престарелые прихожанки. В ходе антирелиг. Число зарегистрированных приходов уменьшилось до 11. Все закрытые сельские храмы усилиями старообрядцев удалось отстоять от сноса. Помимо общины кафедрального храма в Кишинёве с 60-х гг. Добрудже Сынжерейского р-на. Иосиф из-за обострения конфликтов с местным духовенством переехал в Москву, в 1961 г. В 1961-1971 гг. Кишинёвскую епархию возглавлял еп. Никодим Латышев , избранный в 1971 г. С кон. Никодим жил в родном с. Добруджа, где скончался и был похоронен в 1986 г. В 1986-1991 гг. Тимон Домашов. При нем в условиях перестройки возрождались ранее закрытые старообрядческие храмы. В 1988-1989 гг. Под рук. Зосимы в Кишинёве были организованы катехизаторские курсы, 31 мая 1994 г. В 2003 г. Зосима перешел в подчинение румын. Брэильской Белокриницкой митрополии, не согласовав свои действия с Московской митрополией, однако позже раскаялся, вернулся в клир Московской митрополии и получил назначение на Донскую кафедру. В настоящее время Кишинёвская старообрядческая епархия насчитывает 18 приходов и жен. Официально на регистрации состоит 16 общин белокриницкого согласия, включая 14 приходов и 2 централизованные общины Кишинёвское ЕУ и Куничский монастырь. Поморцы в Единце, община существует с 50-х гг. В 1901 г. Храм сгорел в 1944 г. В 1948-1949 гг. Сначала власти согласились зарегистрировать общину, но в нач. Вторично приход поморцев смог зарегистрироваться в 1957 г. Храм был построен в 1972 г. Предпринимавшиеся не раз в XX в. Картон 188. Старообрядцы сев. Несколько слов о расколе, сектантстве и церк. Старообрядческий Иоанно-Богословский муж. Тисский старообр. Мат-лы для этнографической карты Бессарабской губ. Исторический очерк австрийского священства после Амвросия. О измаильских старообрядцах. Старообрядчество во 2-й пол. Русское население Бессарабии и Левобережного Поднестровья в кон. Русское население городов Бессарабии в ХIХ в. Русские старообрядцы на Дунае: Формирование этноконфессиональной общности в кон. ХVIII - 1-й пол. Старообрядческий муж. Михаила с. Таранец Молокане История движения молокан начинается с 1901 г. До второй мировой войны в Бессарабии было 5 общин молокан. В послевоенные годы часть общин решили избежать регистрации и вели подпольную деятельность. Две зарегистрированные молоканские общины не прекращали деятельность и после войны подчинялись центру молокан в Москве. Пидгайко Армянская церковь Пресв. Богородицы в Кишинёве. Армянская церковь Пресв. Первое упоминание о религиозной общине армян в Четатя-Албэ ныне Белгород-Днестровский, Украина датируется 1384 г. В 1401-1686 гг.

Результат голосования был предсказуемым — парламентское большинство проголосовало "за". Голосов против не было, потому что оппозиция в это время пыталась сорвать разбирательство. С плакатами, нарисованными в спешке и от руки потому что о рассмотрении конфликтного закона не было известно заранее , оппозиционные депутаты заблокировали трибуну и принялись кричать слово "Молдавия" в микрофон. Содержание плакатов — это слова "Молдавия. Молдавский", требования "Уходите" очевидно, в адрес действующей власти и "Не издевайтесь над конституцией", а также предложение провести референдум. Представители власти бросились отбирать и рвать эти плакаты, в зале возникла потасовка. Впрочем, драка не помешала правящему большинству поставить закон на голосование и собрать пятьдесят шесть голосов всего в парламенте сто один депутат. Надо признать, что "языковой закон", принятый пока только в первом чтении, меняет конституцию в обход устоявшихся норм. В основном законе Молдавии предусмотрена процедура, по которой могут происходить такие изменения, но она не была соблюдена — в частности, изменение конституции прямо запрещено в условиях чрезвычайного положения, которое продолжается в Молдавии. Да и двух третей голосов, которые необходимы для внесения конституционных изменений, у партии власти нет. Обойти эти ограничения позволила юридическая лазейка, которую еще в 2017 году предложил конституционный суд страны. Мол, если на рассмотрение вносятся не "изменения", а "технические правки" для воплощения предыдущих решений суда — то на процедуру можно закрыть глаза. Здесь стоит добавить, что конституционный суд образца 2017 года в Молдавии считают крайне одиозным и политически зависимым; он нередко выносил политически мотивированные решения в пользу тогдашней олигархической власти Влада Плахотнюка — впрочем, конкретно это решение до сих пор не было отменено. Поэтому формально парламент имеет действующее разрешение конституционного суда на то, чтобы изменить конституцию в обход процедуры. Но вернемся к "техническим правкам", которые КС разрешил внести в конституцию. Сейчас ст. После "технических изменений" эта статья станет короче и будет иметь следующий смысл: "Государственным языком Республики Молдова является румынский язык". Кроме того, решение парламента обязывает страну отказаться от любых упоминаний о молдавском языке в правовых документах и вносит изменения в другие действующие законы. Этот процесс, кстати, будет непростым — кое-где упоминание о молдавском языке есть также в ратифицированных межгосударственных и межправительственных соглашениях, изменить которые можно только с согласия обеих сторон. Например, в соглашении с Украиной о разделе собственности. И не факт, что все подобные соглашения сейчас имеют двустороннюю поддержку. Сейчас с упоминаниями о языке в договорной базе — полный хаос. Например, базовый договор о добрососедстве между Украиной и Молдавией содержит упоминание о том, что он заключен на румынском языке, а взаимное уведомление о вступлении в силу — уже на молдавском. Впрочем, вернемся к главному вопросу — к тому, почему власти Молдавии так настойчиво хотят "изменить государственный язык", даже если для этого приходится драться в парламентском зале. Объясняем почемуПрежде всего, надо констатировать: с лингвистической точки "молдавского языка на основе латинской графики" действительно не существует. Это просто факт, с которым нет смысла спорить. Да и слово "Молдавия" означает не только соседнее с нами государство; это название носит исторический регион, самая большая часть которого расположена в современной Румынии.

Угроза Приднестровью и Гагаузии: чем закончится попытка Молдавии и Румынии объединиться

Молдавия, Республика Молдова, государство на юго-востоке Европы. Последние и самые главные новости из Молдавии и Приднестровья каждый день на EADaily. Молдавия, Республика Молдова, государство на юго-востоке Европы. Академия наук Молдавии — высшее научное учреждение Молдавии, ведущий центр фундаментальных исследований в области естественных и общественных наук в стране. Захарова указала на репрессивные методы воздействия на оппозиционеров в Молдавии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий