праздничный день, когда Церковь чтит учителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - это Собор трех святителей, празднование триады вселенских столпов Православия.
ТРИ СВЯТИТЕЛЯ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ И ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ДЕНЬ АНГЕЛА
12.02.2023 Новости. Сегодня Церковь празднует память трёх великих святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В это непростое время Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст проповедовали религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, боролись с ересями, толковали Священное Писание, в храмах разъясняли учение о Святой Троице. новости прихода.
СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Жизнь этих трех людей, их труды — это не просто история того, что было когда-то очень давно. 106 объявлений по запросу «Икона Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.» доступны на Авито во всех регионах. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века. Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому.
Жизнь в эпоху перемен
- Василий Великий
- Житие и праздник Трех святителей
- Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Три столпа Православия
- Жизнь в эпоху перемен
Навигация по записям
- Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
- Виртуальный хостинг
- Разместите свой сайт в Timeweb
- Правила комментирования
- Соединенные после смерти
- Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: соединённые после смерти
Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста
Директором дома отдыха «Архангельское» был Василий Александрович Малышев он упокоился несколько лет назад. Он был первым старостой нашей общины и мощным хозяйственником. В 1999 году мы с ним встретились, и я сказал: «Василий Александрович, у Вас замечательная инфраструктура дома отдыха, все есть, только одного недостает — храма». Надо сказать, он был ушлый человек, знавший с чего начинать, к кому обращаться, какую бумагу написать — безусловно, без инициативы снизу, так скажем, невозможно было обращаться наверх, к власти, и просить, чтобы разрешили строительство этого храма. В общем, он продумал всю стратегию строительства, и я подумал, что было бы хорошо увековечить не его имя, но того святого, имя которого он носил: Василия Великого. Потом я подумал, что было бы странно назвать храм в честь Василия Великого — это, безусловно, замечательно, но как-то слишком претенциозно. И чтобы, с одной стороны, следовать своей мысли о Василии Великом, я подумал, что правильнее возвести храм в честь трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Естественно, Попечительский совет спросил, почему именно в честь трех святителей нужно назвать храм.
В Патриархии тоже задавали этот вопрос. И вы тоже сейчас спрашиваете. Нам разрешили строить храм в 2002 году, и в 2003 году мы начали его строительство. В те годы Россия еще не была просвещенной светом Христовой истины — только сейчас мы видим, что, может быть, отчасти фундамент будущего духовного возрождения России построен, но и тогда, и сейчас Россия нуждается во вселенской проповеди Православия, а эти святители — вселенские учители, вселенские проповедники имени Христова и Православия. Вот таким образом я обосновал имя этого храма. С моей версией все очень легко согласились, мое предложение приняли, и Патриарх утвердил название храма. Вот таким образом появилось наименование этого храма в доме отдыха «Архангельское».
Наверное, для Вас лично эти святители тоже имеют какое-то особое значение? В 1979 году в Курско-Белгородской епархии меня рукоположили в священники рукополагал митрополит Хризостом, ныне пребывающий на покое, тогда он был архиепископом Курским и Белгородским, а закончил свое служение митрополитом Виленским и Литовским. Первый храм, где я стал настоятелем после рукоположения, был в честь Трех Святителей. Для меня это знаменательное событие — это первый храм, который был мне вручен в настоятельство. С другой стороны, еще один не менее любопытный факт. Моя матушка проживает в центре Москвы у Красных ворот. Рядом с метро «Красные ворота», буквально в полутора минутах от дома, где мы живем, — место, где стоял храм в честь Трех Святителей.
Это тоже о чем-то говорит. То есть я чувствую некое участие трех святителей в своей жизни и в жизни нашей семьи. Я уверовал в Христа и принял Крещение, когда мне было 20 лет. Тогда у меня не было сформировано такого отношения и взгляда на Православие. Тогда я не различал Православную Церковь и Католическую или протестантскую — для меня все они были христианскими, близкими моему сердцу; я не знал, чем эти Церкви отличаются друг от друга. С одной стороны, этот вопрос стоял для меня, но очень смутно. С другой стороны, я как-то не искал ответа на него даже в силу того, что рядом не было учителей, священников, духовной литературы не было...
Когда я стал священником, мне захотелось читать святых отцов. Я попросил одного священника, у которого было несколько собраний святых отцов, чтобы он благословил и дал мне в пользование для чтения труды святителя Иоанна Златоуста. Почему я так решил, до сих пор не могу найти ответа — просто захотелось читать именно святителя Иоанна Златоуста. Я начал изучать труды святителя с толкования Евангелия от Матфея и, милостью Божией, прочитал все 12 томов святителя. Это был серьезный труд. Толкование текста Священного Писания было на русском языке, а сам текст абзацами — на церковнославянском языке. Язык этот, в общем-то, достаточно непростой, хотя и наш родной: там двойные деепричастные обороты, структура фраз совершенно иная, чем в современном русском языке.
Я очень долго все изучал. Иногда мне казалось, что толкование не соответствует тому, что я читал, но потом вчитывался в церковнославянский язык, делал какие-то перестановки слов и понимал, что все вполне соответствует.
Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви, а не быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст Жизнь этих трех людей, их труды — это не просто история того, что было когда-то очень давно. Жизнь трех святителей имеет к нам самое прямое, самое непосредственное отношение, потому что это они учат нас правильно понимать Евангелие и, значит, правильно понимать мир. В Греции праздник Трех Святителей почитается как день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах. По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп.
Иоанна, затворника Сезеновского. Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского. Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...
Иоанну, епископу Евхаитскому и объявили, что у Бога нет у них предпочтения друг перед другом. Нет между ними ни первого, ни второго, так как каждый из них писал учения для спасения людей Святым Духом. Святители повелели, чтобы христиане прекратили споры и совершали их память в один день. Высказывания святителей: Святитель Иоанн Златоуст. Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло. Святитель Василий Великий.
Он побывал в Сасимах только один раз… Интеллигентная душа святителя не выдержала жизни в глуши и он отдал Сасимскую кафедру другому архиерею, а сам занял престол своего престарелого отца в Назианзе. Впоследствии он ещё раз сменил кафедру, будучи приглашённым в столицу империи. Так, несколько вопреки канонам, он стал Константинопольским архиепископом. Помимо страха жизни в глуши, другими слабостями святитель практически не обладал. Он умел быть умеренным в быту, вёл праведную жизнь сам и не уставал поучать нравственности свою паству. Также святой Григорий всегда твёрдо стоял за Православие, даже если это могло стоить ему расположения власть имущих. Как церковный писатель, святитель Григорий Богослов оказался даже более плодовит, чем Василий Великий, так как был наделён от Бога ещё и поэтическим даром. Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме «слов» бесед , проповедей и писем. Их нам известно около трёхсот. Святитель Василий Великий не дожил трёх лет до Второго Вселенского собора, на котором окончательно были побеждены ереси, направленные против божества Господа Иисуса Христа и Духа Святого. А вот голос Константинопольского архиепископа Григория на Втором Вселенском соборе стал одним из самых весомых. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Единение же — Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом», — писал святитель Григорий о Пресвятой Троице. Считая его сочинения наиболее совершенными в догматическом плане, к богословском наследию святителя позднее обращались многие великие святители, как Востока, так и Запада. На Втором Вселенском соборе другие архиереи обвинили святителя в незаконном занятии Константинопольской кафедры. Несмотря на принесённую Церкви пользу, ему пришлось после этого вернуться в Назианз. Скончался он неподалёку от кафедры отца в родовом имении Арианз. Впоследствии его мощи были перенесены в Константинополь. Он был моложе этих двух святителей на двадцать лет и своими трудами продолжил их труды. Иоанн также происходил из состоятельной христианской семьи, в раннем детстве лишился отца и был воспитан матерью в глубоком почтении к Богу. Иоанн получил лучшее по тому времени христианское и античное образование. Его учителем был знаменитый оратор Ливаний.
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Исторический музей в Саноке, Польша По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Владыка Иоанн тут же примирил враждующих и установил новый праздник в конце января - месяца в котором празднуется память каждого из трех святителей 1 января - Василия Великого ; 25 января - Григория Богослова и 27 января - Иоанна Златоуста. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику. Использованные материалы.
Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.
По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну ок. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах зафиксирована служба трем святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора 1136 год , который содержит правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома». В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Скончался он 25 января 7 февраля по новому стилю 389 года, перед смертью завещав все свое фамильное имение епархии. После него осталось 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Но биографы утверждают, что в первую очередь он все-таки был не писателем, а оратором, хотя именно его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский.
В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория Богослова перенесли в Константинополь, в церковь святых апостолов, а в 1204 году крестоносцы увезли их в Рим, где впоследствии в соборе святого Петра для них была устроена специальная гробница. И только в 2004 году, по решению папы Иоанна Павла II, их вернули в Стамбул, где они теперь хранятся в соборе святого Георгия. Иоанн Златоуст Учиться, учиться и учиться Современник отцов-каппадокийцев, Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года. Его отец вскоре умер, и воспитывала его мать, которая, овдовев совсем юной — ей не было и 20 лет, — не стала больше выходить замуж и посвятила себя сыну. Он учился у лучших философов и риторов Антиохии, в 18 лет отправился доучиваться в Афины, а вернувшись, принял крещение и через три года был рукоположен во чтеца и стал учеником пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского, написавшего толкования почти на все книги Библии. Проповедь, рожденная в молчании После кончины матери Иоанн принял монашеский постриг и четыре года провел в пустыне, причем два из них — в полном безмолвии, в пещере. Но такая суровая аскеза оказалась ему не по силам: он заболел и вынужден был вернуться в Антиохию, где его вскоре рукоположили сначала в диакона, а потом в священника. Последовавшие затем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем в храме каждый день кормили до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных. Он оказался блестящим проповедником, за что и получил от паствы прозвище Златоуст.
Двенадцать лет он дважды в неделю, а то и ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на Священное Писание, множество бесед на отдельные библейские тексты, поучений на праздники, похвальных слов святым и апологетических текстов. Его рассуждения об устройстве человеческих взаимоотношений, о христианской семье, воспитании детей, молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, христианской взаимопомощи и благотворительности стали классикой христианской литературы. И скоро слава Иоанна Златоуста гремела во всем христианском мире. Поэтому в 397 году именно его возвели на освободившуюся Константинопольскую кафедру. Святителю Иоанну было тогда чуть больше пятидесяти. Перенесение честных мощей Святого Иоанна Златоуста. Ярославль или Романово-Борисоглебск, XVIII век Плата за правду Он начал с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов, а средства, предназначенные для архиепископа, тратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Он писал богослужебные тексты — даже составил свой чин литургии, посылал опытных проповедников к кельтам, скифам, славянам и готам, боролся с ересями, поставил епископа для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя сурового обличителя, что навлекло на него гнев императрицы Евдоксии, жены императора Аркадия.
С помощью Александрийского архиепископа Феофила, объединившего недовольных Иоанном епископов, императрица в 403 году собрала так называемый Собор «при Дубе», который осудил его по мелочным и ложным обвинениям, главным из которых было «оскорбление императрицы». За это Иоанна приговорили низложить и предать казни. Но император заменил казнь изгнанием.
Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: соединённые после смерти | Василий Великий — Кесарийским Каппадокийским, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Константинопольскими. |
Собор Вселенских учителей и святителей Василия, Григория и Иоанна Златоуста - Праздник | Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. |
Собор Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста | Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу. |
Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Три столпа Православия
Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии. Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе. Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии. Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь.
А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле Но епископом стать ему все же пришлось — когда умер его отец, сами жители Назианза избрали его на свою кафедру. А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения. В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова. Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория. А для решения вопросов, связанных с взаимными обвинениями друг друга в ересях, был созван Собор, получивший название Второго Вселенского. На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским. Но приехавшие позже его противники снова начали распрю, и Григорий, измученный борьбой за власть, которой он не желал, сложил с себя архиепископские полномочия, вернулся в Назианз и перестал ездить на церковные Соборы.
Скончался он 25 января 7 февраля по новому стилю 389 года, перед смертью завещав все свое фамильное имение епархии. После него осталось 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Но биографы утверждают, что в первую очередь он все-таки был не писателем, а оратором, хотя именно его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский. В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория Богослова перенесли в Константинополь, в церковь святых апостолов, а в 1204 году крестоносцы увезли их в Рим, где впоследствии в соборе святого Петра для них была устроена специальная гробница. И только в 2004 году, по решению папы Иоанна Павла II, их вернули в Стамбул, где они теперь хранятся в соборе святого Георгия.
Но почему именно к их авторитету Церковь до сих пор — вот уже тысячу лет — обращается, когда внутри нее начинается очередное «брожение умов»? Соединенные после смерти Память каждого из этих святых по отдельности праздновали и раньше. Но, по преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну, прозванному Мавроподом, они явились все вместе и засвидетельствовали, что перед Богом они равны. После этого видения владыка, выдающийся духовный поэт того времени, составил им общую службу на 30 января 12 февраля по новому стилю , так как всех троих Церковь вспоминала именно в этом месяце: Василия Великого — 14 января, Григория Богослова — 7 февраля, а Иоанна Златоуста — в день перенесения его мощей, 9 февраля. Стали появляться и их общие живописные изображения: первое из дошедших до наших дней — в хранящейся в Британском музее Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря Федором в 1066 году. Но почему именно отцы-каппадокийцы и Иоанн Златоуст стали для Церкви точкой опоры в трагическом для нее XI веке, расколовшем ее надвое Великий раскол произошел в 1054 году. Псков; XVI в. Все дело в том, что они сами и пример их борьбы с современными им ересями воспринимались Церковью как твердая основа веры, необходимая в дни духовных шатаний и нестроений. Особенно в мире, который с 1000 года со дня на день в страхе ждал конца света, предсказанного в Откровении Иоанна Богослова. Оказалось, что именно эти святые наиболее созвучны христианам на сломе эпох. Жизнь в эпоху перемен Эти три святителя, жившие в IV—V веках, на перекрестке двух культур-гигантов — античной и византийской, оказались в центре великой мировоззренческой трансформации. Они стали свидетелями решающего для судеб христианства столкновения языческой и христианской традиций и наступления новой эпохи. В смуте и борениях перерождался старый мир. Это было время всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей, поиска нового духовного идеала в восточных мистических культах, в истой умозрительной философии, в гедонизме — плотском наслаждении без границ. В это непростое время Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст проповедовали религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, боролись с ересями, толковали Священное Писание, в храмах разъясняли учение о Святой Троице, произносили пламенные речи и возглавляли епископские кафедры. Все трое стояли у истоков новой литературной традиции, и позднейшие писатели нередко черпали образы в их произведениях. Православная Церковь до сих пор служит литургии по канонам, составленным Василием Великим и Иоанном Златоустом. Их жизнь и творения помогают понять, как закладывались основы единения веры и разума, науки, образованности, не противоречащие подлинному благочестию. Они не отрицали светской культуры, напротив, призывали изучать ее, «уподобляясь пчелам, которые садятся не на все цветы равно, и с тех, на которые нападут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым» Василий Великий. О том, как пользоваться языческими сочинениями». Василий Великий Святой сын святых Праздновать его память Церковь начала сразу после его кончины. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: «Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством». Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклетиана семь лет скрывались в лесах.
В иконописи их изображения встречаются и на Царских вратах, что подчеркивало исключительное положение и значение этих святых, соответствующее чину авторов литургических текстов. В русской иконописи наибольшее распространение получила иконография, называемая «Собор Вселенских учителей». Зарождение этого извода связано с чудом явления отцов Церкви в 1084 году митрополиту Евтихианскому Иоанну, которому святители повелели почитать всех трех одинаково перед Богом и прекратить распри между их последователями — василианами, григорианами и иоаннитами, спорившими о том, кто из святителей главнее. С большей убедительностью тема благого действия Премудрости Божией в мире раскрыта в сюжете иконы «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста «Добрые плоды Учения» », где святители, творцы литургии, представлены в момент их главного и наиважнейшего деяния — свершения обряда причащения.
Есть и другая сторона нашей жизни, когда мы удаляемся от Отца нашего Небесного грехами и пороками, увлечениями, удовольствиями, наслаждениями этого мира. И нам кажется, что мы - глубоко верующие люди, что мы верим в Бога, а на самом деле мы далеки от Него, далеки от исполнения Его воли. И Господь стучится в сердце каждого человека и хочет, чтобы мы отверзли наше сердце, и Он вошел вечерять с нами и принял в свои объятия, простил наши грехи, и мы были вместе с Ним. Поэтому мы должны сохранить это единство, близость к Богу, почувствовать и постоянно сознавать наше сыновство по отношению к Богу, что мы являемся сынами Божиими по благодати. Мы должны всегда сохранять сыновство, помня о нем даже тогда, когда мы далеко ушли от Бога, от Отца своего Небесного, живя блудно и развратно. Нужно вспомнить о нашем Отце Небесном, который всегда готов объять нас Своею любовью и простить и принять в Свои обители. Эти святители всегда были любимы нами и при жизни были любимы верующими людьми. Было время, когда одни люди почитали больше Иоанна Златоуста, другие — Василия Великого, иные — Григория Богослова, и таким образом было разделение между людьми. Святители Христовы, находясь в Царстве Божии, в обителях небесных, явились людям на земле и возвестили им о том, что нужно искоренить это разделение, чтобы не было разделения в их почитании. Они говорили, что имеют одинаковую славу у Отца Небесного и одинаково почтены милостью Божьею.
Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики. 12 февраля Православная церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, память которых мы сегодня совершаем, наиболее ярко осуществили эти слова в своей жизни. Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики.
Войти на сайт
Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так, одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости. Спустя некоторое время после того, как возникли споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, — притом не во сне, а наяву, — Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости как об этом свидетельствуют и его сочинения , а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами: — Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей.
Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго.
Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие.
Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.
Я начал изучать труды святителя с толкования Евангелия от Матфея и, милостью Божией, прочитал все 12 томов святителя. Это был серьезный труд. Толкование текста Священного Писания было на русском языке, а сам текст абзацами — на церковнославянском языке.
Язык этот, в общем-то, достаточно непростой, хотя и наш родной: там двойные деепричастные обороты, структура фраз совершенно иная, чем в современном русском языке. Я очень долго все изучал. Иногда мне казалось, что толкование не соответствует тому, что я читал, но потом вчитывался в церковнославянский язык, делал какие-то перестановки слов и понимал, что все вполне соответствует. Я научился не только читать на церковнославянском языке, но и понимать его. Но главное другое — то, что святитель Иоанн Златоуст поставил мне глаз моей души на Православие: через святителя я отчасти понял, что такое Православие, чем оно замечательно и чем истинно по сравнению с другими религиями и христианскими конфессиями.
Потом, учась в семинарии и академии, так или иначе все эти вопросы я поднимал — и получил научное обоснование, что тоже помогло мне разобраться в отличиях конфессий. Параллельно я читал и святителя Василия Великого. Григорий Богослов был для меня несколько сложен, но я всегда тянулся к чтению Григория Богослова. Не случайно Церковь назвала его Богословом — у него богословский ум: парящий, познающий и ведающий тайны вершин богословия. Вот таким образом эти святые мне стали достаточно родными и близкими.
Я упивался чтением трудов святителя Иоанна Златоуста. Когда ко мне обращаются люди с вопросом, с чего начинать читать, я отвечаю, что, безусловно, нужно начинать с чтения Священного Писания Нового Завета, и, по слову преподобного Серафима Саровского, никогда не советую обращаться к Ветхому Завету. Новый Завет достаточно сложен. Мы можем понять описание служения Христа, Его отношения с людьми разных сект, людьми иудейской веры, людьми разного ранга и так далее — это как бы историческая канва, которую мы можем вместить в себя. А есть такие глубины, в которые невозможно проникнуть без толкований святых отцов.
Поэтому, когда люди вопрошают, я советую читать Новый Завет и обращаться к толкованиям. Сначала будет сложно, но, когда вчитаешься, невозможно будет оторваться — он глубоко комментирует и исследует Священное Писание Нового Завета. Можно сказать, просто разжевывает. Если хотите, он создает 3D-толкование: со всех сторон анализирует текст Священного Писания — у него очень глубокое, проникновенное толкование. Приведу общеизвестный случай из жития святителя Иоанна Златоуста.
У святителя был послушник, помощник, секретарь — Прокл он был монахом и потом тоже стал патриархом. Однажды к святителю Иоанну Златоусту пришел для беседы некий важный сановник. Святитель сам его пригласил для серьезной и важной беседы, но когда тот пришел, он не открывал дверь. Тогда Прокл попросил сановника подождать, а сам заглянул в замочную скважину и увидел святителя Иоанна Златоуста, пишущего какие-то строки пером, и склонившегося над его ухом некоего старца, в котором узнал апостола Павла, — в это время святитель Иоанн Златоуст толковал послания апостола Павла. Эта иллюстрация дает нам понять, что без благодати Духа Святого невозможно истолковать Священное Писание собственным умом, пока он не просветится Духом Святым.
Не случайно на V или VI Вселенском Соборе архиереям уж не говоря о священниках советовали опираться только на святых отцов при толковании Священного Писания, обращаясь в проповеди к народу Божиему, находящемуся на богослужении. Так что эти святители стали мне очень близкими, дорогими и родными. В свое время, еще несколько лет назад, моя дочь и матушка загорелись желанием восстановить храм в честь трех святителей на Красных воротах. Я не возбранял этому желанию, но понимал, что эта мечта вряд ли исполнима, но чувствую, что, наверное, моя жизнь отчасти будет связана с идеей восстановления храма. Отец Владимир, Вы начали говорить, что Россия сейчас мало просвещена.
Слушая Ваши рассуждения, я неожиданно подумала, что мы прежде всего ищем чуда — сейчас православный человек готов улететь не знаю куда, лишь бы получить какое-то чудо: говоря о блаженной Матроне, рассказывают только о чудесах, рассказывают о своем паломничестве в какой-то монастырь — и только о чудесах. Может быть, происходит очень серьезный перекос в нашей духовной жизни? Мы ищем чуда, но не утруждаем себя поиском христианской истины, не утруждаем себя чтением сложных текстов, в которые нужно вдумываться и проникать: мы не усложняем свою личную духовную жизнь. Но, с другой стороны, ведь и наша с вами вера основана на чуде — на чуде обращения нас к Богу: Бог нас обратил к Себе. Глубоко убежден, и в вашей жизни, и в моей происходили и происходят чудеса, в особенности в период поиска Бога.
Споры часто опирались на военную силу. Так, новый епископ Александрии Георгий, арианин и близкий друг императора Валента, распорядился всех неугодных священнослужителей продать в рабство на рудники, а прихожан, осмелившихся выступать в защиту гонимых епископов, велел высечь плетьми и изгнать из города. В итоге вскоре во всей Римской империи остался всего лишь один православный епископ — святитель Василий, да и тот всё время был вынужден скрывать свои взгляды. Не раз и Василию угрожала опасность — так, префект Кесарии по имени Модест однажды под угрозами пыток и смертной казни попытался склонить святого к принятию арианства. Но в ответ на угрозы святитель просто рассмеялся: — Всё это для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не моё, и всякое, куда меня ни кинут, будет моё. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем. А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь.
Может быть, ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всём ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом. Но когда дело идёт о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат... Вместе с ним был убит и епископ столицы Евдоксий — один из лидеров арианской «партии». И тогда святитель Василий — как старейший митрополит — благословил Григория Богослова взойти на Константинопольскую кафедру, чтобы защищать ростки православия. По свидетельству самого Григория, когда он прибыл на Патриарший престол, в столице огромной Византийской империи не осталось ни одного православного храма. Первое время Григорий служил и проповедовал в домовой церкви своих родственников. Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля". Фото: Издательство Северный паломник К сожалению, святитель Василий умер 1 января 379 года в возрасте 49 лет, лишь немного не дожив до торжества своих богословских идей на 1-м Вселенском соборе в Константинополе в 381 году, когда был утверждён догмат о Единой Святой Троице. Зато в соборе участвовали Григорий Богослов и Григорий Нисский, причём младший брат святителя Василия произнёс там свою знаменитую проповедь о единстве Троицы, в которой он повторил слова Григория Богослова: — Мы учим поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трёх Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого...
Иоанн родился в Антиохии около 347 года в знатной и богатой семье.
Три святителя
К Вселенским учителям подходят люди, стремящиеся к духовному просвещению, жаждущие приобщиться к Премудрости Божией; некоторые из них держат чаши, у других — в руках развернутые свитки. Извилистая линия между лещадками горок — благодатная река христианского учения. Центральное место в данной иконе занимает горка, являющаяся символом «горнего» мира и духовного восхождения. Автор намеренно усилил звучание этой символики, увеличив размер горы. В иконописи их изображения встречаются и на Царских вратах, что подчеркивало исключительное положение и значение этих святых, соответствующее чину авторов литургических текстов.
Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». После этого митрополит Иоанн и установил совместное празднование трёх великих учителей Церкви, а так же составил каноны, тропари и похвалы к празднику. Поздравляем всех причастных с тезоименитством! Святие славнии святители Василие, Григорие и Иоанне, молите Бога о нас!
Были возглашены диаконом две малые ектеньи с последующими возгласами настоятеля. Было пропето на хорах и в алтаре по гречески "Святый Боже".
Прихожанин нашего храма доктор Забулис прочитал Апостол на родном греческом языке. На сугубой ектенье хор пел трижды "Кирие Элейсон" после каждого прошения.
Он, помимо той деятельности, что осуществлял вместе с другом Василием Великим, занимался богословской литературой и оставил после себя огромное наследие, часть которого положена в основу христианской Церкви. Так, его богатое литературное наследие составляет сборник из 45 бесед, именуемых как "Слова", в которых он обличает отрекшегося от христианства римского императора Юлиана, развивает догмат о Божественной Святой Троице и раскрывает мысль о том, что Бог — причина всего, которая «не есть тело» бестелесна и непостижима. Иоанн Златоуст — патриарх Константинопольский, один из вселенских учителей, особо почитаемых Русской Православной Церковью.
Известен прежде всего как автор литургии восточного византийского образца, которая совершается и по сей день в наших храмах. Так, именно он составил чин литургии на основе чина Литургии Василия Великого, сократив лишь некоторые молитвы, однако именно Литургия святого Иоанна Златоуста совершается практически во все дни года, кроме великопостных дней в будни и первых пяти воскресений в Великий пост. Она началась с того, что в Константинополе при императоре Алексее Комнине правил с 1081 по 1118 гг.
Житие и праздник Трех святителей
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Григорий Богослов (†389, память 7 февраля (25 января по ст. ст.)). Василий Великий и Григорий Богослов, освоив все знания, доступные в их родных городах, завершали образование в Афинах, центре классического просвещения. Рука святого Иоанна Златоуста сложена двуперстно в благословляющем жесте, Григорий Богослов и Василий Великий благословляют именословно. Василий Великий (слева), Иоанн Златоуст (в центре) и Григорий Богослов (справа). Память иже во святых отец наших триех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Святитель Иоанн Златоуст Будущий святитель Иоанн был младшим современником святых Василия Великого и Григория Богослова.
Трехсвятие. Что можно и что нельзя делать 12 февраля 2024 года
12.02.2016Новости. Великие-Вселенские-учителя-и-святители-Василий-Великий-Иоанн-Златоуст-Григорий-Богослов Праздник трех вселенских святителей был установлен в 1084 году. Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста изображают вместе не просто так. Святитель Иоанн Златоуст Будущий святитель Иоанн был младшим современником святых Василия Великого и Григория Богослова.