Всё-таки со времён Грибоедова, Российско Иранские отношения, претерпели значительные изменения в лучшую сторону. Сегодня создаются предпосылки для обновления правовой базы российско-иранских отношений для выведения их на уровень стратегического партнёрства. Перелеты отменяли на фоне роста напряженности в отношениях между Израилем и Ираном.
Иран – последние новости
Он подчеркнул, что гуманитарный вопрос спасения экипажа судна представляет серьезный интерес. В тестовом режиме прием карт может начаться в августе или начале осени. Читать далее 00:12 Russian. Об этом заявил глава министерства обороны Ирана Мохаммад Реза Аштияни на встрече с руководителем российского военного ведомства Сергеем Шойгу в Астане. В столице завершился 46-й Московский международный кинофестиваль.
Однако понятно, что, даже осознавая все риски, Тель-Авив рассчитывает при теснейшей поддержке американцев одним массированным ударом с воздуха свести к минимуму боевые возможности, прежде всего, иранской армии. А уж потом начать разбираться с ливанцами, сирийцами и шиитскими партизанскими формированиями типа «Хезболлы», которые тоже, естественно, не замедлят вступить в круто замешанное на ядерном оружии сражение.
Равного которому, похоже, не знал не только Ближний Восток, но, вероятно, и весь остальной мир. Именно поэтому, кстати, по сообщению военных источников в Израиле, как указывает The Times of Israel, в ходе серии учений «Огненная колесница» два месяца назад отрабатывался порядок боевых действий ЦАХАЛ сразу на нескольких фронтах. Практически по всему периметру границ еврейского государства. При этом очевидно, что главное все же здесь — максимальная боевая результативность и совершеннейшая внезапность первого воздушно-космического удара по Ирану. Все расчеты Тель-Авива и Вашингтона на мгновенное обезоруживание персов совершенно точно строятся на всем давно известных слабостях очень устаревших ВВС Ирана. Которые страна, десятилетиями находившаяся под разрушительными и почти глобальными санкциями, просто не имела возможностей обновлять.
По информации американского журнала Forbes, Иран не купил ни единого истребителя с начала 1990-х. Это привело к тому, что на сегодня главной ударной силой его авиации ПВО оказались американские истребители F-14A Tomcat до 43 единиц и F-4 Phantom II, которые поставлялись в страну в 1960—1970-х годах, во время правления последнего шаха. Однако состояние этих машин неизвестно. Словом, столь унылая картина просто провоцирует недругов персов на почти неотразимый нынче силами их истребительной авиации ракетно-бомбовый удар огромного масштаба. Но, полагает Forbes, ситуация для США и Израиля круто изменится, если Тегеран в скором времени получит как минимум примерно авиаполк самых современных российских Су-35СЭ. Тихомирова, смогут усилить военно-воздушную мощь Ирана, став временным решением в процессе постепенного обновления воздушного флота страны в течение следующего десятилетия».
Кстати, а сколько и когда таких самолетов в действительности сможет поставить Москва своим соседям? В обмен то ли на едва ли не лучшие в мире иранские ударные и разведывательно-ударные беспилотники, то ли на сырую нефть?
Кроме того, по данным специалистов, к концу 2022 — началу 2023 года ИРИ способна восстановить досанкционные объемы добычи нефти около 4 млн баррелей в сутки и ее экспорт около 2—2,5 млн баррелей в сутки. Кроме того, восстановление СВПД — важный политический фактор для администрации Байдена во внутриполитических целях. Шансы на СВПД-2 хорошие. Несомненно одно — после этого важного акта внешняя политика Ирана претерпит определенную коррекцию в сторону активизации отношений с Западом ведь Ирану в первую очередь нужны огромные инвестиции и современные технологии практически во всех отраслях экономики. Ирано-российские отношения, по всей вероятности, будут характеризоваться со стороны Ирана некоторой избирательностью в выборе конкретных направлений сотрудничества, которые не несут в себе угрозу «вторичных санкций» со стороны Запада.
И не совсем обязательно Тегеран будет играть роль одного из российских путей обхода санкций. Скорее, наоборот. Олег Рещиков — востоковед, изучающий историю санкционной системы Ирана: Если ставить вопрос о релевантности сравнения санкционного опыта Ирана с текущей ситуацией вокруг России, то следует обратить внимание на некоторые моменты. Во-первых, необходимо учитывать, что Россия и Иран имеют различные показатели национальных экономик. Во-вторых, «конструкция из санкций» как в отношении Москвы, так и Тегерана строится Западом в течение длительного времени. Применительно к Ирану условный отсчет начинают с 1979 года. Говоря о России, можно вспомнить поправку Джексона—Вэника 1974 года поправка к закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека , так называемый закон Магнитского отменяющий поправку Джексона—Вэника и вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права в России 2012 года и санкции 2014 года.
В-третьих, на иранском направлении Евросоюз и США пытались создавать санкционные шоки, например в 2012 году — тогда основной упор был сделан на эмбарго на импорт иранской нефти и отключение банков от SWIFT, а в 2018 году Вашингтон перешел к политике «максимального давления» на Тегеран. В отношении России американцы и европейцы предприняли «санкционный блицкриг» в текущем году, но масштабы иные. Наконец, Запад начал кампанию против России в сферах культуры и спорта. Важно и то, что как в Москве, так и в Тегеране односторонние санкции западных стран считают нелегитимными. Кстати, примечательно, что в США и Европе всерьез вели и ведут дискурс вокруг терминов «умные санкции» и «адресные санкции», которые, мол, должны быть высокоэтичными и не наносить ущерба простым гражданам стран, против которых вводятся рестрикции. Однако эффект от таких санкций против Ирана показывает, что эти санкции такие «умные», видимо, только для их разработчиков. По архитектуре санкций в отношении Ирана: с 2006 по 2010 год Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, исходя из которого Тегеран подпадал под международные санкции в связи с иранской ядерной программой.
В соответствии с заложенными в «ядерной сделке» параметрами санкции в отношении Тегерана отменены, однако с 2018-го, то есть с начала американской политики «максимального давления», Исламская Республика Иран сталкивается с новым витком санкционного прессинга со стороны США. Под удар попал экспорт иранской нефти, были заблокированы авуары Ирана за рубежом. Атомная электростанция в Бушере При этом американцы и европейцы сохраняют в действии другие свои рестрикции против Исламской Республики под предлогом нарушения Тегераном прав человека. Евросоюз оформляет рестрикции в виде постановлений также их называют регламентами и решений Совета ЕС. Что касается Вашингтона, то решения о введении санкций оформлены в виде указов президента и, например, таких законов Конгресса, как CISADA 2010 года о всеобъемлющих санкциях против Ирана и CAATSA 2017 года о противодействии противникам Америки посредством санкций; кстати, в том числе этот закон направлен против России. В 2019 году Соединенные Штаты и вовсе объявили иранский Корпус стражей Исламской революции КСИР террористической организацией, хотя Иран известен своими усилиями и успехами в борьбе с международным терроризмом, в том числе в Сирии. В исследованиях по тематике американских санкций обращает на себя внимание тот факт, что США помимо прочего применяют так называемые secondary sanctions санкции против третьих лиц.
В рамках этого механизма в американские черные списки попадают физические и юридические лица других стран, которые не соблюдают режим американских санкций. Минфин США часто выявляет таких «нарушителей». Так, за нарушение введенного в 2008 году запрета на операции по схеме U-turn штрафы были наложены в отношении крупных европейских банков. Что такое U-turn и запрет на него? Если кратко, то это случай, когда американцы запретили американским банкам взаимодействовать с иранскими и сами же допустили вариант, при котором можно проводить операции с этими иранскими банками из черных списков. U-turn предполагает, что операции в долларах США могут быть осуществлены с подпавшими под санкции банками, но через третьи страны, то есть через банки-посредники. Такой вариант, кстати, действовал не только для Ирана, но и, к примеру, для Кубы.
Сейчас, к слову, эту схему минфин США разрешил для работы с российскими банками, которые уже внесены в американские санкционные списки. Возвращаясь к иранской тематике, после 2008 года, когда и схему U-turn запретили, Соединенные Штаты выявили, что некоторые крупные европейские банки все равно продолжали сотрудничество с Ираном и в итоге столкнулись со штрафами. Другой пример secondary sanctions: действует американское торговое эмбарго в отношении Ирана. Громкие дела в этой области были связаны с Китаем: так, американцы наложили штрафы на крупные китайские IT-гиганты, которые, несмотря на запреты, все же определенные товары в Иран поставили. Исламская Республика за долгие годы действия разного рода рестрикций настроила экономику таким образом, что развитие страны продолжается и при внешнем санкционном давлении. На государственном уровне применяются сформулированные верховным лидером Ирана главой государства принципы «экономики сопротивления». Тегеран стремится развивать свои технологии, свою национальную платежную систему, производство внутри страны, причем как собственными силами, так и с привлечением иностранного капитала.
Например, налажено отечественное производство целой линейки отечественной бытовой техники, а также медикаментов. Несмотря на санкционный режим, целый ряд транснациональных корпораций ТНК продолжает функционировать в Иране. В местных магазинах на прилавках можно увидеть известные бренды минеральной воды, газированных напитков, детского питания, бытовой химии, причем заводы, которые это производят, находятся на территории Ирана. Более того, ярким примером того, что санкции не помеха развитию, стало то, что Исламская Республика разработала собственные вакцины от COVID-19. Жители Тегерана на одной из центральных улиц Санкционный нажим западников не знает границ: если они ставят себе целью заниматься ущемлением экономики другого независимого государства, то применяется широкий инструментарий. Например, американская политика «максимального давления» предполагала сведение экспорта иранской нефти к нулю. Поначалу запрет на покупку энергоносителей из Ирана допускал некоторые изъятия, оформлялись так называемые вейверы временное освобождение от обязательств.
Затем и вейверы перестали давать. В итоге страны, которые покупали иранскую нефть, были вынуждены от нее отказаться. Имеется и весьма заметный пример жестких мер: в 2020 году США сообщили о задержании четырех танкеров, которые, как там посчитали, перевозили иранское топливо в Венесуэлу. Американцы груз конфисковали и перепродали. В Тегеране на это отреагировали в том ключе, что Соединенные Штаты действовали как пираты Карибского моря. Отключение от SWIFT означает, что банки, которые оказались лишены возможностей проводить операции через эту ставшую для них привычной сеть обмена межбанковской информацией, переориентировались на другие опции с транзакциями. На национальном уровне имеются местные наработки.
Для международных расчетов могут быть задействованы в том числе варианты с оплатой в национальных валютах или по известной на Ближнем Востоке схеме «хавала». Проблемным моментом для Ирана стала блокировка по указке США его активов за рубежом, к примеру тех средств, которые были получены за поставки нефти. В частности, в Южной Корее и Японии. Несмотря на санкции, в Иране динамично функционируют фондовая и товарная биржи. Кстати, на товарной бирже совершают сделки по нефти и нефтехимическим продуктам. Для Ирана характерны волатильность валютного курса и инфляция. Что касается нескольких валютных курсов, следует обратить внимание на такие понятия, как субсидированный валютный курс, «Нима» и «Сана».
Субсидированный валютный курс устанавливается Центральным банком Ирана: 42 тыс. По нему импортеры могут получить валюту для ввоза отдельных важных для страны товаров. По нему же граждане Ирана могут получить ограниченную сумму для совершения зарубежных поездок примерно 2400 долларов или 2200 евро в год. Регулируется Центральным банком. Ей пользуются предприятия для покупки или продажи валюты. Сейчас это примерно 244 тыс. Рассчитывается как средний для операций в течение дня.
На него ориентируются операционные кассы, другими словами, пункты обмена валюты.
Об этом «360» напомнил кандидат экономических наук Юрий Юденков. Это хорошо. В наших условиях любой покупатель, которому интересна наша продукция, важен. На каком-то этапе они были свернуты, но мы никогда не вступали в конфронтацию. Думаю, близкие торговые и политические отношения, которые были раньше, возродятся. Тем более что мы все больше смотрим на восток и юг», — пояснил Юденков. Он отметил, что Иран — это страна с устоявшимися традициями и промышленным потенциалом. На геополитике сотрудничество с таким государством скажется более чем хорошо, заверил он.
Не стоит забывать, что Россия и Иран имеют выход к Каспийскому морю, напомнил старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Владимир Оленченко. Он отметил, что страны имеют почти тысячелетнюю историю взаимоотношений. Теперь же США хотят побудить иранские власти принять участие в санкционном режиме против России.
Какую сторону примет Россия в ирано-израильском конфликте: отвечают политологи
Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан призвал Европейский союз (ЕС) действовать ответственно и ввести санкции против израильского режима. Дмитрий Василенко поблагодарил иранских парламентариев, руководство Ирана за слова поддержки и сочувствия, которые они выразили России после террористического акта в «Крокус Сити Холле». Российские и иранские власти создают общий торговый флот. Ньюс Новости дня в России и мире Новости по Рубрикам.
Россия и Иран 2023: итоги прошлого и перспективы будущего
Россия с 1999 года осуществляла подготовку иранских кадров, однако масштабы помощи Ирану в данной сфере не превышали объемы соответствующей помощи, которую оказывали США и другие западные страны, несмотря на уровень двустороннего российско-иранского сотрудничества. Более того, российская сторона на протяжении 2 лет не подписывала межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии 1992 г. До сих пор в сфере сотрудничества в сфере атомной энергетики между двумя сторонами остаются и противоречия. Так, несмотря на то, что госкорпорация «Росатом» уже строит 2 и 3 энергоблоки АЭС «Бушер», Тегеран не смог погасить задолженность перед Москвой в размере 500 млн долларов.
Подобная проблема может негативно сказаться на капиталовложениях российских компаний ввиду невыполнения Ираном своих обязательств в финансовой области, что, в свою очередь, может повлиять на вложения в сфере логистики и транспорта, в развитии которых заинтересованы и иранская, и российская стороны на фоне необходимости создания альтернативных цепочек поставок. В сфере энергетики нельзя не упомянуть и решение о выделении «Газпромом» 40 млрд долларов, которые планируется вложить в иранский нефтегазовый сектор. Иран заинтересован в участии российских компаний в сфере разведки и добычи углеводородных месторождений.
Так, за неимением достаточных финансовых ресурсов и технологий бурения Тегеран не может приступить к активному освоению колоссального газового месторождения «Южный Парс», часть которого он делит совместно с Катаром «Северный купол» , который, в отличие от своего иранского соседа, уже начал активно экспортировать газ с этого месторождения. В то же время Россия и Иран являются и природными конкурентами в сфере экспорта природного газа. Флагманским проектом в торгово-экономической и транспортно-инфраструктурной сфере является мультимодальный коридор «Север-Юг».
Теоретически он должен быть использован как маршрут для обхода западных санкций и создания альтернативных цепочек поставок, а также наращивания товарооборота с растущим «гигантом» Индией. Развитие коридора «Север-Юг» с участием Ирана является одним из ключевых приоритетов российского правительства, что зафиксировано в Транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом на 2035 год. В данном контексте Иран стремится привлечь российские компании в инвестиционные проекты по развитию автомобильной и железнодорожной инфраструктуры страны.
Ярким примером стало создание консорциума совместно с Азербайджаном по строительству железнодорожного участка Решт — Астара. Тегеран также предлагает российским фирмам принять активное участие в электрификации ряда железных дорог страны.
И в России, и в Иране укреплению торгово-экономических и других двусторонних связей придаётся действительно первостепенное значение. Эти связи выстраиваются на принципах добрососедства, уважения и учёта интересов друг друга». МТК "Север - Юг" в сравнении с традиционным обходным маршрутом через Суэцкий канал Уникальная транспортная артерия «Север — Юг», частью которой станет железная дорога Решт — Астара, поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки. Перевозки по новому коридору будут обладать значительными конкурентными преимуществами.
Например, доставка грузов из Санкт-Петербурга в Мумбаи Индия займёт всего около 10 суток вместо 30-45 суток, если следовать по традиционным торговым маршрутам. Заметно вырастут и объёмы грузопотоков, будет укрепляться транзитный потенциал России и Ирана, чьи товары получат более удобный и разнообразный по географическим направлениям доступ к внешним рынкам. Новую магистраль имеется в виду задействовать в том числе для перевозок продовольствия и другой продукции агропромышленного комплекса, предназначенной для потребителей в Иране и других странах Персидского залива и Африки. Этот транспортный коридор внесёт осязаемый вклад в обеспечение продовольственной безопасности. Очевидна и экономическая выгода для России и Ирана. Доходы, получаемые от перевозки товаров по коридору «Север — Юг», и более интенсивная загрузка портов двух стран стимулируют становление сопутствующих видов бизнеса.
Потребуется формирование крупных логистических и производственных кластеров. А это значит, что появятся и новые рабочие места, повысится и инвестиционная привлекательность российских и иранских регионов, через которые будут пролегать новые транспортные магистрали.
Путина: вчера я был в соседнем регионе, пролетал над территорией вашей страны и хотел вообще приземлиться и прямо в Тегеране встретиться, но мне говорят: уже президент собрался, улетает в Москву, у нас отношения развиваются очень хорошо, у нас набрана хорошая динамика за последний год, в 2022 г.
США, Иранская выставка, и мы сами удивились тому, какой интерес она вызвала у российской части нашего сотрудничества, у нас большие инфраструктурные проекты, мы давно уже обсуждаем, сейчас пришли к практической реализации строительства железной дороги Север - Юг. Напомним, что 17 мая 2023 г. Пропускная мощность этого участка на первом этапе до 2030 г.
Путин позднее уточнил, что строительство должно стартовать в 2023 г. На встрече с помощником президента РФ И. Левитиным в конце ноября 2023 г.
Мохбер заявил, что Иран выполнил предварительные шаги и обеспечил получение необходимых разрешений для строительства железной дороги Решт - Астара. В ответ Э. Раиси поблагодарил В.
Путина, сообщив, что Иран был готов принять В. Путина на его обратном пути в Москву. Путин заверил, что воспользуется приглашением посетить Иран.
Далее Э. Раиси отметил основные направления ирано-российского сотрудничества и выразил уверенность в том, что это сотрудничество продолжит развиваться. Тезисы от Э.
Состоялась и двусторонняя встреча российского лидера с президентом Ирана Эбрахимом Раиси. В ходе рабочего визита в Исламскую Республику Владимир Путин также встретился с верховным руководителем и духовным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи. Информационное бюро Верховного руководителя Ирана Международные площадки стали привычным местом для проведения встреч Путина и Раиси. Поддерживаются контакты и по линии министерств. С тех пор переговоры между главами МИД двух стран проводятся на регулярной основе в двустороннем и многостороннем форматах.
На постоянной основе проводятся российско-иранские межмидовские консультации на уровне заместителей министров по ряду вопросов: двусторонним отношениям, проблемам Ближнего Востока и Северной Африки, урегулированию ситуации в Сирии и Афганистане. Налажен контакт на уровне министерств и ведомств двух стран. В 2022 и 2023 годах вице-премьер РФ Александр Новак с рабочим визитом дважды посетил Иран, где обсудил перспективы сотрудничества России и Исламской Республики, в том числе ход реализации ключевых двусторонних проектов.
Отношения России и Ирана: прошлое, настоящее и будущее
Кук рассматривает предполагаемую продажу российских истребителей Ирану как шаг, призванный побудить Тегеран оказать большее содействие российской стороне в конфликте на Украине, хотя остаётся неясным, готов ли Иран и дальше в нём участвовать, пусть и косвенно. Примечательна точка зрения профессора, президента Института культуры Организации экономического сотрудничества, советника покойного президента Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани Мехди Мазахери: «Хотя официальная позиция Исламской Республики Иран приемлет нейтралитет и упор на диалог между сторонами, способный привести к быстрому прекращению боевых действий, продажа иранских беспилотников России, в продолжение внутренних беспорядков в стране в течение последних месяцев, привели к увеличению санкционного прессинга и росту массированной пропагандистской и политической деятельности против Ирана. Таким образом, война на Украине превратилась в сугубо негативный и разрушительный фактор внешней политики Ирана». Выделяет он и такой отрицательный для ИРИ феномен как заинтересованность Москва в нерешении проблем Ирана на фоне военных действия и усиления международных санкций. Глава Центрального разведывательного управления ЦРУ Уильям Бернс выражал обеспокоенность по поводу растущего «оборонного партнерства между Россией и Ираном». В свою очередь, Вашингтон «несёт ответственность за сближение между двумя странами после замораживания иранского ядерного соглашения и попытки изолировать Россию. Русские начинают искать способы, с помощью которых, технологически или технически, они могут поддержать иранцев, что представляет реальную угрозу для соседей Ирана, а также для многих наших друзей и партнеров по соседству с Ираном». Ирано-российское военное сотрудничество имеет долгую историю, восходящую к советской эпохе, напоминает The Cradle. Ранее две страны заключали сделки на поставку Исламской Республике различных видов военной техники, в том числе зенитно-ракетной системы С-300, боевых самолетов Су-30, танков Т-90 и крылатых ракет «Калибр». Несмотря на перспективы сотрудничества, отношения между двумя странами осложняются рядом противоречивых интересов.
Например, в своё время Россия поддержала некоторые антииранские санкции ООН, стремится поддерживать да должном уровне отношения с Израилем, активно развивает их с Эр-Риядом и Абу-Даби, также считающими Тегеран своим главным соперником в регионе. В то же время в последние годы Москва и Тегеран развили сотрудничество по некоторым ключевым региональным и международным вопросам, включая взаимную политическую, дипломатическую и военную поддержку Дамаска в сирийской войне. Санкционное давление на Москву и Тегеран объективно подталкивает их к дальнейшему сближению, укреплению экономического сотрудничества, скорейшей реализации проекта Международного транспортного коридора «Север — Юг» и др.
В 2022 году Россия, несмотря на трудности, предоставила Ирану кредит в размере 1,4 миллиарда долларов на строительство теплоэлектростанции Сирик в южной провинции Хормозган. В июне прошлого года «Газпром» и Национальная иранская нефтяная корпорация подписали меморандум о взаимопонимании стоимостью около 40 миллиардов долларов на разработку газовых месторождений Киш и Северный Парс, обсуждаются планы разработки шести нефтяных месторождений и создания экспортных газопроводов. В минувшем октябре Тегеран и Москва подписали соглашение о поставке Ираном около 40 газовых турбин для российских тепловых электростанций. По данным российских СМИ, эта сделка представляет собой крупнейший экспорт технологий Ирана в современной истории. Однако будущее отношений между Россией и Ираном неопределенно, и его трудно предсказать.
Хотя их связи укрепились, потенциал всеобъемлющего альянса по-прежнему зависит от нескольких факторов. Прежде всего, речь идёт о способности разрешать имеющиеся разногласия и эффективно справляться с вызовами в регионе, особенно в связи с продолжающимся сирийским конфликтом, где интересы Москвы и Тегерана не полностью идентичны. Тем не менее, учитывая текущую траекторию двусторонних отношений на фоне эскалации глобального геополитического конфликта, не исключено движение к куда более тесному двустороннему альянсу. Александр Григорьев PS. Иран тайно поставил России боеприпасы, утверждается в расследовании британской Sky News: якобы два грузовых судна под российским флагом вышли из иранского порта в январе, взяв курс на Россию через Каспийское море с примерно 100 миллионов пуль и около 300 000 снарядов. Новостной сайт E-News. Используя материалы, размещайте обратную ссылку. Оказать финансовую помощь сайту E-News.
Страна представляет для нас колоссальный интерес с точки зрения поставок сельскохозяйственной продукции, нефтехимии, сотрудничества в сфере машиностроения. Очевидно, что две ведущие нефтегазовые державы будут взаимодействовать на рынках углеводородов. Общими согласованными усилиями, с учетом международных обязательств Иран и Россия смогут оказывать существенное влияние на формирование желаемых результатов и сценариев развития рынков углеводородов, принимая во внимание интересы как производителей, перевозчиков, так и потребителей углеводородного сырья.
Некоторые даже видят в нем альтернативу Суэцкому каналу, поставки по которому из Мумбаи в Санкт-Петербург занимают около 30-45 дней, а при аналогичном маршруте по МТК «Север — Юг» они займут в два раза меньше времени — 15-24 дня. Для его полноценного запуска потребуются время и значительные усилия, но перспективы колоссальные. Существует целый ряд препятствий, которые касаются документооборота, тарифов, необходимости формирования единого оператора транспортного коридора и транспортной инфраструктуры и многого другого.
Речь не только об участке железной дороги Решт — Астара на территории Ирана протяженностью 162 км в 2023 г. Всего может быть востребовано до 100 различных проектов. А по сути дела речь идет о формировании нового культурного и экономического пространства, которое будет вовлекать в себя сопредельные страны и многие регионы.
Возможности для Ирана Иранцы увидели новые возможности после ухода иностранных компаний с российского рынка. Не без оснований они рассчитывают занять долю рынка, поскольку по качеству их продукция не уступает товарам мировых гигантов. Естественно, они пока не столь узнаваемы, российский потребитель должен привыкнуть к иранской продукции, так же как и иранский потребитель должен привыкнуть к российской.
Картина чем-то напоминает Курилы, которые Япония считает своими. Абу-Даби также крайне ревностно относится к посещению островов иранскими высшими чиновниками, то и дело вызывая или высылая иранского посла. Не очень понятно, зачем Москве нужно было ввязываться в этот спор, подписывая документ, однозначно поддерживающий арабскую позицию. Особенно учитывая, что наши отношения с Ираном со стороны выглядят образцовыми, взаимная поддержка в условиях санкций бесценна для обеих сторон.
В Тегеране эта позиция России вызвала возмущение. Официальный представитель МИД Ирана Насер Канаани заявил, что такие шаги противоречат дружественным отношениям между Исламской Республикой и её соседями. Пресса повела себя куда менее политкорректно, открыто говоря о том, что этот шаг ставит под сомнение надёжность России как партнёра и целесообразность альянса с ней. Дошло до призывов к властям осудить действия России на Украине и сузить диапазон сотрудничества, если Москва не скорректирует свою позицию.
Март 2023 года. Однако невнятные объяснения российской стороны не устроили Иран. Спустя несколько дней Абдоллахиян заявил на совместной пресс-конференции с главой МИД Омана: «Мы не считаем такие объяснения достаточными и не приемлем повторения подобной практики и заявлений о территориальной целостности Ирана».
Как Россия может предотвратить войну между Ираном и Израилем
В последние годы отмечается значительное развитие отношений между Российской Федерацией и Ираном, в том числе и в военно-политической сфере. Главная» Новости» Иран россия новости. Аргентина требует ареста иранского министра, считая его причастным к теракту в 1994 году. Премьер-министр Израиля Яир Лапид в интервью телеканалу RTVI назвал отношения России и Ирана проблемой не только для его страны, но и для всего мира.
В ЕС назвали угрозой Европе развитие российско-иранского сотрудничества
Новость о возможной российско-иранской сделке на поставку Тегерану 24-х боевых самолётов Су-35 может сдать знаковым событием по мере роста напряжённости в отношениях между Россией и Ираном с одной стороны, и противостоящими им западными странами – с другой. Глава ЦБ Ирана анонсировал подписание соглашения с Россией в начале 2024 года. Центральным событием стали российско-иранские переговоры. Между странами вот-вот будет подписан всеобъемлющий договор о сотрудничестве. Даже постсоветские страны предпочитают оставаться нейтральными в российско-украинском конфликте. Скажем, в США почти не сомневаются, что такая внезапная российско-иранская авиаактивность означает начало поставки нам из Тегерана «сотен ударных БПЛА в ускоренные сроки».
Зачем Иран помогает России в войне против Украины?
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации ". Полный перечень лиц и организаций, находящихся под судебным запретом в России, можно найти на сайте Минюста РФ.
Если Киев встал на путь разрыва дипотношений, что может поделать Тегеран? Отговорить Киев? Не думаю, что мы на это пойдем. Мы просто примем решение Киева: если не хотят сотрудничать с Ираном, это их выбор. Иран не станет спасать отношения с Украиной. Но могу сказать одно: в российско-украинском конфликте Иран в целом на стороне России. Как вы знаете, Иран воздержался от голосования при принятии антироссийской резолюции в ООН. К тому же, с Москвой Тегеран связывает немало серьезных проектов, которые приносят выгоду обеим сторонам. Конечно, Киев не должен был так поступать, это непродуманное решение.
Украине следовало бы обсудить с Ираном волнующие его вопросы за столом переговоров до объявления о разрыве отношений. Разумеется, в Иране не заинтересованы в разрыве. Не исключено, что к этому решению Украину могли подтолкнуть ее западные партнеры. Товарооборот между странами находился на низком уровне. Есть сотрудничество в сфере образования.
Брежнев в своей телеграмме отмечал, что «результаты общенародного референдума, завершившего окончательную ликвидацию монархического режима», в СССР рассматривают как «большую историческую победу иранского народа» [26]. В Москве не могли не приветствовать разрыв отношений новой Исламской республики Иран с США и вступление страны в Движение неприсоединения. Уже в ноябре 1979 года власти Ирана упразднило 5-ю и 6-ю статьи советско-иранского договора 1921 года, согласно которым обе стороны обязывались не содержать на своей территории враждебные друг другу воинские контингенты, в случае военной угрозы границам РСФСР получала право ввести в Иран свои войска [26]. Отношения обострились в результате двух войн 1980-х годов — афганской и ирано-иракской. Виноградовым ещё в ночь с 26 на 27 декабря 1979 года во время личной встречи с советским дипломатом [27] ; на этой встрече Хомейни пожелал советской стороне «поскорее выполнить задачу» и «вернуться домой» [27].
В течение трёх месяцев Хомейни никак не комментировал советскую операцию, но затем раскритиковал действия Москвы в Афганистане, после чего Иран стал активно поддерживать афганских моджахедов , создав для них лагеря на своей территории, а также не признал просоветское правительство в Кабуле [28]. Была прекращена работа иранского консульства в Ленинграде , советского консульства в Реште , представительства « Ингосстраха » в Мешхеде , в два раза была сокращена численность советского посольства в Тегеране, также были закрыты иранское Общество культурных связей с СССР и действовавшие при нём курсы русского языка [29]. В Иране такая советская позиция вызвала серьёзное недовольство. Нападениям подверглись советское посольство в Тегеране 27 декабря 1980 года и в начале 1988 года и консульство СССР в Исфахане в начале 1988 года. Однако достаточных доказательств поставок советского оружия в Ирак у иранских властей не было. Даже в условиях обострения двусторонних отношений в 1980-е годы, экономическое взаимодействие Ирана и СССР продолжало оставаться очень тесным, так как экономика Ирана нуждалась в советской помощи. Поэтому советско-иранская торговля продолжалась хотя поставки газа в СССР были прекращены в феврале 1980 года , а при советской помощи в Иране в 1980-е годы был построен целый ряд объектов [32]. В эти годы сохранялось культурное сотрудничество, выражавшееся в том числе в подготовке иранских специалистов в СССР. В 1985 году иранские авиалинии получили право пролёта через воздушное пространство СССР [33]. Перестройка в СССР и вывод советского контингента из Афганистана привели к заметному улучшению советско-иранских отношений.
В 1990 году возобновилась полноценная подача иранского газа в СССР, причём поставки оплачивались на бартерной основе, а также присылкой специалистов для строительства в Иране объектов [34]. В 1990 году советско-иранский товарооборот составлял 1,3 млрд долл.
Руководитель Организации по развитию торговли ИРИ Алиреза Пейманпак подчеркнул, что подписание этого соглашения может облегчить и ускорить развитие экономических и торговых отношений с региональными странами. Другой крупнейший экономический проект, в котором ключевые роли играют Россия и Иран, - это международный транспортный коридор МТК между Россией, Ираном, Индией и соседними странами. Проект находится в стадии реализации. Россия и Иран совместными усилиями построят на эти деньги железную дорогу в рамках коридора - участок «Решт - Астара». МТК «Север-Юг» призван: улучшить логистику в Евразии, сократить больше чем вдвое расстояния при доставке грузов, снизить стоимость перевозок.
Россия - Иран: торгово-экономическое сотрудничество Стабильно осуществляется торгово-экономическое сотрудничество России и Ирана. Российский экспорт представлен: продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем; машинами;.
Иран готов поставлять на российский рынок стройматериалы, одежду, фисташки и автомобили
С Президентом Ирана Эбрахимом Раиси перед началом российско-иранских переговоров в узком составе. Американская сторона должна заволноваться на фоне укрепления российско-иранских отношений, поскольку Вашингтон может столкнуться с неприятными последствиями товарищества Москвы и Тегерана. Иранский министр иностранных дел в интервью турецкому телеканалу TRT World заявил, что Тегеран не признаёт вхождение в состав России Крыма и бывших украинских областей.
Иран уже прошел путь, который нам только предстоит. Давайте изучим его опыт с экспертами
Западная ветка пока ещё отсутствует. Реализацией данного соглашения мы сможем восполнить этот пробел, чтобы у нас были три действующие ветки, через которые могли бы провозить товары и продвигать наши проекты… Действительно, это только один возможный проект, о котором только что мы смогли договориться, но подобных проектов много. Есть и другой проект между Ираном, Пакистаном и Турцией. Мы должны усиливать железнодорожную инфраструктуру между Ираном и Ираком. Все усилия приложены по этому пути. Или [путь] из порта Чабахар в Персидском заливе до Каспийского моря, а затем через территорию Российской Федерации и затем по европейскому маршруту. Это всё возможные варианты сотрудничества с такой большой страной, как Российская Федерация.
Я думаю, что все эти проекты будут в торговых и экономических интересах наших стран. Я в этом уверен. У нас большой экономический потенциал… Мы должны задействовать все силы, средства и возможности, чтобы реализовать все эти проекты». Оцените статью.
По оценкам иранской прессы и местных экспертов, Россия сыграла в этом важную роль. Руководитель Организации по развитию торговли ИРИ Алиреза Пейманпак подчеркнул, что подписание этого соглашения может облегчить и ускорить развитие экономических и торговых отношений с региональными странами. Другой крупнейший экономический проект, в котором ключевые роли играют Россия и Иран, - это международный транспортный коридор МТК между Россией, Ираном, Индией и соседними странами. Проект находится в стадии реализации. Россия и Иран совместными усилиями построят на эти деньги железную дорогу в рамках коридора - участок «Решт - Астара». МТК «Север-Юг» призван: улучшить логистику в Евразии, сократить больше чем вдвое расстояния при доставке грузов, снизить стоимость перевозок. Россия - Иран: торгово-экономическое сотрудничество Стабильно осуществляется торгово-экономическое сотрудничество России и Ирана. Российский экспорт представлен: продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем; машинами;.
Как отмечается в материале Европейского совета по международным отношениям, многие представители иранских элит относятся к России достаточно подозрительно, в силу исторических причин. Действительно, российско-иранские отношения никогда не были особенно теплыми, Тегеран подозревал Москву в попытках ослабить или даже расколоть Иран, начиная с 20-х годов прошлого века, в советское время такие попытки предпринимались неоднократно. При этом, говорится в материале, среди самих иранских элит есть два подхода к отношениям с Москвой. Первый разделяет аятолла Хаменеи, руководство корпуса стражей исламской революции и другие влиятельные деятели. Другая группа, представленная экс-президентом Хасаном Рухани и другими бывшими, но остающимися «в орбите» чиновниками уверена, что излишняя зависимость от России опасна и двери к сотрудничеству с Западом надо оставлять открытыми. Как видно по последним событиям, это умеренное крыло внутреннюю борьбу проиграло. Примечательно, что весной этого года РФ де-факто блокировала переговоры по ядерной сделке, выдвигая свои требования: вывести ее двусторонние отношения с Ираном из-под действия введенных к тому времени антироссийских санкций. В целом, российско-иранские отношения сейчас строятся вокруг попыток двух находящихся в изоляции стран использовать возможности и уязвимости друг друга, при этом являясь прямыми конкурентами на нескольких сырьевых рынках. В первую очередь, речь о нефти. Ещё летом, когда история с дронами не набрала ход, а перспективы ядерной сделки выглядели вполне возможными, Москва и Тегеран официально обсуждали возможность нефтяного «размена». По этой схеме РФ поставляла бы в Иран свою нефть для иранских потребителей, а Тегеран, избавившись от санкций, морским путем и на свои танкерах экспортировал свою нефть на глобальный рынок. Но сейчас шансов на заключение ядерной сделки почти не осталось. И кадры разрушений в Украине из-за атак иранских дронов, сыграли в этом не последнюю роль. В случае России играет роль и экономический фактор. Таким образом, Москва и Тегеран останутся прямыми конкурентами на азиатских рынках нефти, куда обе страны еще имеют доступ. Причем россияне здесь все чаще оказываются в выигрыше, предлагая покупателям такие скидки, которые иранцы потянуть не в состоянии. По данным Bloomberg, общий экспорт иранской нефти сократился на четверть. Москва также вытесняет Тегеран и с других рынков, в частности, стали и битума. Тем не менее, интерес Ирана к сотрудничеству с РФ не исчерпывается только финансовой выгодой от массовой продажи дронов к тому же, весьма дешевых или желанием насолить американцам. Иран заявляет о себе как о видном поставщике вооружений, к услугам которого вынуждена прибегать даже Россия, которую многие в мире до сих пор считают военной сверхдержавой. Кроме того, условия российско-иранской сделки остаются абсолютно засекреченными.
К тому же, переговоры по ядерной сделке с Ираном могут быть отложены в долгий ящик. Последствия от разрыва дипотношений с Украиной выглядят таким образом, потому что Запад уже внес Иран в список стран, которые встали на сторону России в конфликте с Украиной. Мы просто должны будем принять новую реальность. Разумеется, помимо политических связей, будут сворачиваться экономические, культурные и прочие связи. Перспектива нормализации ирано-украинских отношений теперь весьма туманна. Зеленский должен был пойти на переговоры с Москвой и не доводить отношения с Россией до прямого конфликта. Украина в итоге не стала членом НАТО, и не думаю, что такая перспектива есть. Справка «Евразия. Эксперт»: С 2014 г. Россия неоднократно призывала к мирному урегулированию ситуации на Донбассе, но украинский режим в лице Петра Порошенко и Владимира Зеленского был не заинтересован в этом. Зеленский отказывался выполнять Минские соглашения, несмотря на обязательства, взятые в Парижском коммюнике, не шел на контакт с представителями Донбасса, которые предлагали варианты мирного процесса. Фактически он последовательно срывал любые переговоры о мире. После начала СВО Киев продолжил срывать все мирные инициативы. Его не устроили даже очень выгодные условия мирного урегулирования, предложенные в Стамбуле, после чего Украина в одностороннем порядке вышла из переговоров.
Курс на Персию: что нужно Ирану от России и может ли он стать опорой России на Ближнем Востоке
Отношения России и Ирана динамично развиваются, и личная встреча представителей столиц стала новым этапом в развитии взаимоотношений между государствами. Министр обороны Ирана Мохаммад Аштиани в ходе переговоров с министром обороны России Сергеем Шойгу заявил, что российско-иранские отношения выходят на новый уровень. Об этом сообщает РИА «Новости». Посол дал высокую оценку динамике развития российско-иранских отношений, отметив важность их межрелигиозного аспекта.
Что еще почитать
- Общий взгляд на миропорядок: как прошла встреча Шойгу с главой Генштаба ВС Ирана
- Россия и Иран
- Иран нефть Россия
- Глава МО Ирана Аштиани: Отношения с РФ выходят на новый уровень
- Россия Иран военное сотрудничество
- Российско-иранские переговоры